Ваджракилая
“Отправившись к пещере Янгшело, расположенной между Индией и Непалом, Падмакара встретил Шакья Деви, дочь царя Непала, которая стала его Супругой, поддерживала, вдохновляя в практике садханы Вишуддха Херуки1. В то время три могущественных духа создали препятствия, не давая дождю идти в течение трёх лет. Это вызвало голод и болезни. Падмакара отправил двух посланцев в Индию с просьбой к своим Учителям дать Учение, которое бы помогло оказать противодействие этим препятствиям. Те двое вернулись с письменами Килая, и препятствия были спонтанно успокоены, как только эти люди вступили в Непал. Падмакара и его Супруга обрели тогда высшие сиддхи и пребывали в состоянии Видьядхары уровня Махамудры.
Гуру Ринпоче увидел, что практика Вишуддха Херуки приносит великую реализацию. Но эта практика подобна бродячему торговцу, который встречает множество препятствий, тогда как практика Килая подобна необходимому сопровождению. Потому Гуру Ринпоче составил множество объединённых садхан этих двух херук. В этом месте он также связал клятвой шестнадцать мирских защитников Учения Ваджракилая.”
Из “Краткой биографии
” Джамгон Конгтрул Ринпоче.
Предисловие Согьяла Ринпоче.
Практика Ваджракилаи полыхает в сердце древней традиции Ваджраяны Тибета. Гневный херука Ваджракилая – йидам, воплощающий просветлённые деяния всех Будд, проявляясь в чрезвычайно гневной и вместе с тем сострадательной форме для усмирения омрачений и противодействующих сил, могущих возникнут, препятствуя практике Дхармы.
Фактически, практика Ваджракилаи известна в мире Тибетского буддизма как наимощнейшее средство для удаления препятствий, уничтожения враждебных сил и очищения духовных омрачений, столь распространённых в эту эпоху.
На протяжении всей истории Дхармы в Тибете, практика Ваджракилаи связывалась с величайшими мастерами и сиддхами Старой традиции или Нингма, от
Падмасамбхавы
, Вималамитры,
Трисонг Децена
,
Еше Цогьял
и Дордже Дуджома через великих тертонов, таких как Ратна Лингпа, Джикме Лингпа, Джамьянг Кхенце Вангпо, Дуджом Лингпа и Лераб Лингпа; и до великих учителей нашего времени. Кроме того Ваджракилая практикуется последователями всех тибетских традиций. Именно эта практика передаётся в школе Сакья со времён Кхон Луи Вангпо, ученика
Падмасамбхавы
; её практикуют последователи Кагью, равно как и Гелуг; и для XIII Далай Ламы и для Его Святейшества
XIV Далай Ламы
Ваджракилая является драгоценным йидамом.
Практикам, достигавшим реализации благодаря мощи и благословениям Ваджракилаи, несть числа. Мои собственные мастера, и в особенности Джамьянг Кхенце Чоки Лодро, Дуджом Ринпоче и Дильго Кхенце Ринпоче, – все являются великими практиками, открывателями и держателями передач Ваджракилаи. Хорошо помню один золотой августовский день 1990 года, когда Дильго Кхенце Ринпоче, даруя посвящение Ваджракилаи примерно полутора тысячам западных последователей во Франции, объяснял:
Если вы выбираете Ваджракилаю в качестве своего йидама, то продвигаться по пути Дхармы очень просто, так как препятствия естественным образом рассеиваются и вы можете обрести высшие, без малейшего изъяна, сиддхи.
С точки зрения Махаяны, Ваджракилая – это Бодхисаттва
Ваджрапани
, обязавшимся сопровождать любого
бодхисаттву
, подобно тени, начиная с пути накопления и до десятого бхуми. И для такого практика или
бодхисаттвы
, он расчистит все препятствия и соберёт все необходимые благоприятные условия для продвижения на пути. Ваджракилая никто иной как
Ваджрапани
, проявившийся в виде херуки-йидама, и нет никого, кто мог бы лучше расчистить все помехи на пути к просветлению.
Кхенце Ринпоче говорил об особой связи между учениями Ваджракилаи и
Гуру Падмасамбхавой
:
Хотя он обладал совершенством других божеств, таких как Янгдак, Хаягрива и Чемчок Херука, когда доходило до отражения препятствий и затруднений, он неизменно обращался к практике Ваджракилаи. Для
Гуру Падмасамбхавы
, чья слава сияет по всей Вселенной и который близок нам как солнце и луна, Ваджракилая – сущностный объект его медитации.
Публикация этого замечательного учения Кхенпо Намдрола по Ваджракилае, принесла мне огромное удовольствие; она несомненно будет в высшей степени интересна и вдохновляюща для всех практиков. Кхенпо Намдрол получал учения от многих величайших тибетских мастеров, таких как Кьябдже Дильго Кхенце Ринпоче, Кьябдже Пенор Ринпоче, Кьябдже Кхенпо Джигме Пунцок и Кьябдже Додрупчен Ринпоче. И все мы перед ним в огромном долгу за его труд для традиции Нингма – в особенности за его работу по учреждению Нгагьюр Нингма Института в Байлакуппе в Южной Индии. Я знаю, что последователи Нингма смотрят на него как на одного из наиболее важных кхенпо в школе Нингма, ныне и в будущем.
Я молюсь и верю в то, что учения представленные здесь дойдут до как можно большего числа существ. Как сказано в “Призывании благословений” из терма Лераба Лингпа “Глубочайшая сердечная сущность Ваджракилаи”:
В местах практики Индии, Непала и Тибета
Ты достиг, повелитель Падмакара,
Сиддхи восьми сугат (блаженно шествующих) Кагье
И Ваджракилаи; точно также
И нас исполни своими благословениями (Вариант: Излей на нас свои благословения) прямо сейчас
Удостой нас достижениями обычными и высшими.
Согьял Ринпоче.Лераб Линг, июнь 1997.
Ваджракилая.Кхенпо Намдрол Ринпоче.
Введение.
Предмет, рассматриваемый в данной книге, происходит из учений колесницы непревзойдённой тайной мантры. Вообще, тантрические учения тайной мантры, наиважнейшие учения буддизма Индии, все, в сущности, согласуются относительно высшей реализации состояния будды, их окончательного плода. Однако, существуют различные традиции, и Будда использовал эти различные учения, в соответствии с различными способностями и склонностями учеников.
В частности, существует две различные традиции тантрических учений в Тибете, соотносящихся с временем их передачи. Те, что были переведены в ранний период, стали известны как “ранние переводы” или Нингма. Те же, что были переведены позднее стали известны как Сарма или “поздние переводы”.
Школа Нингма, ранних переводов датируется временами от Дхармараджи Сонгцена Гомпо и великого переводчика и создателя тибетского языка Тхёнми Самбхота. Она началась с перевода на тибетский язык двадцати одной сутры и тантры Авалокитешвары. И начиная с этого времени многие индийские пандиты (учёные) в сотрудничестве с тибетскими лодзавами (переводчиками), путешествуя по Тибету, распространяли разнообразные сутры и тантры. Во времена искусного пандиты Смритиджняны и переводчика Ронгзома Чозанга школа Нингма перестаёт быть единственной в Тибете. Начиная с того времени поздние переводы или традиция Сарма сутр и тантр, основанная, среди прочих, великим учёным Лоченом Ринчен Зангпо, сосуществует с Нингма.
В тантрической системе ранних переводов основными медитационными божествами являются восемь Херук Кагье, Гонгду и Пурба. Так что наш предмет рассмотрения – одно из трёх главных медитационных божеств –
Пурба или Ваджракилая. И я рассмотрю его с трёх сторон:
- Первое – это происхождение тантр Ваджракилаи;
- Второе – каким образом это божество возникло;
- И третье – как нам практиковать Ваджракилаю.
Происхождение Тантр Ваджракилаи.
В соответствии с традицией Тантр.
Источник тантр Пурбы в этом мире включает три фактора:
- исходная прямая передача Победоносных от ума-к-уму (Вариант: от сердца-к-сердцу),
- символическая передача Видьядхар
- и, наконец, устная передача йогинов.
Линия прямой передачи начинается с дхармакаи
Самантабхадры
. Когда
Самантабхадра
проявился в Теле Формы или рупакае, он стал “Самантабхадрой, учителем шестого семейства”, проникающим во все остальные пять семейств. Это “проявление” – на самом деле, ни что иное как самопроявление Будды в чистой земле Акаништха. Его окружение возникло раздельно в виде пяти будд яб-юм и бодхиситтв, но с абсолютной точки зрения они продолжали оставаться одним единственным умом Будды. По этой причине, когда
Самантабхадра
, учитель шестого семейства преподаёт Дхарму своему окружению, это происходит без посредства слов или звуков. Вместо этого учитель и окружение просто пребывают вместе в едином просветлённом устремлении без малейшего разделения и это называется “преподание Дхармы”. Содержание этих учений – исключительно непревзойдённая тайная мантра и никогда – сутры или низшие тантры. Окружение – бодхисаттвы
Авалокитешвара
,
Маньджушри
,
Ваджрапани
и
пять будд
самбхогакаи – с некоторой точки зрения появились и существуют отдельно от учителя. И всё же они так проявляются лишь на время, для получения Дхармы, по сути же они – просто выражение просветлённого ума. Из всех непревзойдённых тайных мантр 18 тантр Махайоги и 6 400 000 стихов тантр Великого Совершенства преподаны учителем
Самантабхадрой
в Акаништхе именно так.
Восемнадцать тантр Махайоги могут быть соотнесены с просветлёнными телом, речью, умом, качествами и деяниями Будды. Каждая из этих категорий подразделяется на три, соотносясь с просветлёнными телом, речью и умом. Так для тела, например, эта триада такова: просветлённое тело просветлённого тела, просветлённое тело просветлённой речи и просветлённое тело просветлённого ума. И то же самое для других четырёх категорий: речи, ума, качеств и деяний. В итоге пятнадцать категорий соотносятся с первыми пятнадцатью тантрами, а оставшиеся три тантры, называемые “основными”, также сопоставляются с просветленными телом, речью и умом.
Тантра Ваджракилаи относится к категории просветлённых деяний и подкатегории просветлённого ума. Или, иначе говоря, к просветлённым деяниям просветлённого ума. Эта Тантра называется Видьёттама Тантра и включает в себя сто тысяч разделов, все о Ваджракилае. Знаменитая Гухьягарбха-тантра, с другой стороны, классифицируется как “основная Тантра просветлённого ума”.
Теперь мы обратимся ко второй передаче, к символической передаче Видьядхар. Вообще, бодхисаттвы Маньджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани ответственны за распространение учений непревзойдённых тантр из высшей чистой земли Акаништхи в обычном мире. Учение распространялось как среди людей, так и среди нелюдей. Маньджушри направился в царство богов, учить богов, и, в особенности, божество Дракден Чок Кьёнг. Авалокитешвара – в мир нагов, где он давал учение и, в первую очередь, царю нагов Джекпо Накпо и его окружению. Ваджрапани, в основном, преподавал учения якше Кюнтузангпо вместе с окружением, в царстве якшей. Эта передача осуществлялась исключительно через символы и знаки (Вар: знамения), а не рассуждения, и в итоге все последователи, в каждом из миров, вместе достигли просветления. Это, вкратце, о том как линия распространялась в нечеловеческих мирах.
В этом мире и для людей и для нелюдей путь распространения был следующий. Через двадцать восемь лет после нирваны Будды Шакьямуни пять святых из пяти классов живых существ собрались на вершине горы Малая с помощью своего волшебства. Иными способами вершину не достигнуть. Эти пятеро были: царь богов Дракден Чок Кьенг, царь нагов Джокпо, якша Карда Донг, ракшас Лодрё Тапден и человек Дриме Дракпа. Они были опечалены тем, что после нирваны Будды учение пришло в упадок, и поэтому от всего сердца обратились с мольбой к буддам десяти направлений. И тогда все будды пришли в облике Ваджрапани, который возник перед пятью молящимися и передал им все учения прямо из чистой земли Акаништха. Собрав каждую категорию и класс тантр, которые были в Акаништхе, он передал их с помощью символов этим пятерым святым. И тогда Лодрё Тапден записал все эти учения на золотых листах чернилами из ляпис лазури и спрятал это сокровище в пространстве. Семь условий сопровождали это деяние: величественной основой для букв были золотые листы; величественным средством для письма – расплавленная ляпис лазурь; величественным сосудом для содержания – ларец из пяти драгоценных веществ; величественным укрытием – небо, что за пределами разрушения; величественными защитниками – дакини мудрости; величественным повелителем учений – Царь Индрабодхи; и величественными держателями линии были последователи, счастливцы, сумевшие утвердить традицию.
В последствии, благословение этой традиции и тайного прибежища прямо проявилось в третьей линии, линии устной передачи. Она началась, когда Индрабодхи (старший) или Царь Джа, в то время царь Сахора, стал свидетелем чуда – восемнадцать тантр Махайоги спустились на крышу его дворца вместе с полуметровым образом Ваджрапани. Возможно, это были те тантры, которые когда-то записал Лодрё Тапден. В то же время царю приснилось семь очень благоприятных снов. Тогда он обратился с мольбой к образу Ваджрапани и так естественно обрёл понимание части из тантр Махайоги, озаглавленной “Часть о созерцании лика Ваджрасаттвы”. В итоге он встретил в созерцании Ваджрасаттву и Ваджрасаттва благословил его тело, речь и ум своими просветлёнными телом, речью и умом, таким образом удостоив его тантрическими передачами.
Царь Индрабодхи даровал эти учения Куккурадже, который передал их Индрабодхи (младшему), тот передал их Симхарадже, который, в свою очередь, передал их принцессе Гомадеви. У каждого из этих мастеров были сотни тысяч последователей, реализовавших полученные учения. Все они без исключения достигли бессмертия: они не оставляли труп, а просто поднявшись в небо уходили прямо в чистую землю видьядхар, так достигая высшего уровня реализации.
Со временем эти учения дошли до великого Кхенпо Падмасамбхавы из Ургьена, необыкновенного мастера Вималамитры и великого мастера Шиламаньджу, каждый из которых получил и передал все восемнадцать классов тантр Махайоги. Согласно Джамгон Конгтрулу, Падмасамбхава также получил эти учения непосредственно от самого царя Джа. Все эти мастера были едины с умом мудрости йидама, в сущности объединения пространства и мудрости, достигнув таким образом уровня видьядхары.
Теперь, помня об этих трёх линиях, если мы рассмотрим только тантры Ваджракилаи, то, в соответствии с учением Лобпёна Ланглаба, существует тридцать семь самодостаточных томов из цикла Пурбы и шестнадцать более сжатых, коротких тома. Под “самодостаточным” здесь подразумевается, что эти тантры полностью содержат всё необходимое, так что нет нужды обращаться к каким-либо иным тантрическим источникам. Тантры Махайоги – бесчисленны и собрание из восемнадцати тантр – это лишь то, что в основном передавалось в нашем мире. Из этого обширного собрания тантр Махайоги Ваджракилая, как мы уже говорили, относится к циклу просветлённых деяний.
Гуру Падмасамбхава был главным держателем линии этой Тантры Ваджракилаи, со всеми её тантрами, лунгами и наставлениями. С точки зрения абсолютной истины Великий Ваджра Гуру Падмасамбхава – изначально совершенно просветлён и неразделён с Ваджракилаей. Однако, чтобы явить пример обучения для живых существ, он практиковал Ваджракилаю; встретился с йидамом лицом к лицу; получил учения Тантры Ваджракилаи от самого божества и введение в пространство и мудрость посредством просветленного ума Ваджракилаи; и в итоге пришёл к беспрепятственному знанию всего познаваемого. Таким образом он получил полную передачу Ваджракилаи непосредственно от самого Ваджракилаи. Однако, чтобы поддержать постепенную передачу линии, он также получил посвящение и передачу от ваджрного мастера Прабхахасти.
Гуру Падмасамбхава был приглашён в Тибет царём Трисон Деценом, и уже по дороге в центральный Тибет он был вынужден, тут и там, проявляться как Ваджракилая, чтобы усмирить непокорных местных богов и демонов и связать их клятвой. Он вынудил их в дальнейшем способствовать распространению Дхармы в Тибете. По прибытии в центральный Тибет он благословил место, где царь пытался построить первый буддийский монастырь. И, в итоге, монастырь Самье был построен. Первые наставления, которые он дал своим двадцати пяти сердечным ученикам, были учениями непревзойдённой тайной мантраяны о практике Ваджракилаи, чтобы наделить их возможностью удалить препятствия в их практике Буддадхармы. Одним он дал сокращённые учения, другим – более обширные, но все касались практики Ваджракилаи.
Теперь о том, как появились три традиции исходящие из наставлений по Ваджракилае, переданных Падмасамбхавой. Это “Традиция Царя” (Трисон Децена), “Традиция Джомо” (Еше Цогьял, тибетская супруга Падмасамбхавы) и “Традиция Нанама” (Нанам Дордже Дуджом, один из двадцати пяти сердечных учеников). Имена традиций соотносятся с теми, через кого Падмасамбхава передал особое учение Ваджракилаи. Если мы сопоставим эти три традиции с терма, в которых они были впоследствии обнаружены в Тибете, то “Традиция Царя” была обнаружена Джикме Лингпа в его терма Ваджракилаи. “Традиция Джомо” была обнаружена в терма, спрятанном Еше Цогьял и позднее найденном Ратна Лингпой. И наконец, терма Ваджракилаи, обнаруженное тертоном Лерабом Лингпа, принадлежит к “Традиции Нанама”. Оно было спрятано Нанамом Дордже Дуджомом, который позже родился как Лераб Лингпа и открыл его. Также и Гур Кхукма – терма Ваджракилаи Кхенпо Джикме Пунцока (коренного ламы автора) принадлежит к этой традиции Нанама Дордже Дуджома. Вот как эти три традиции, исполненные силой и относящиеся к линии терма, произошли из учений Ваджракилаи, дарованных Падмасамбхавой в Тибете. Как терма они были сокрыты, чтобы позднее быть обретёнными тертонами, в подходящее время и в соответствии с указаниями, данными в предсказаниях.
На этом закончено перечисление источников тантр Ваджракилаи в этом мире в соответствии с традицией Тантр.
В соответствии с традицией садхан.
В чистой земле Акаништхе изначальный Будда
Самантабхадра
проявился как восемь нераздельных с ним Учителей-Херук. Они обучали учениям садхан Кагье совершенно чистое окружение, будд и
бодхисаттв
, неотличных от них самих, посредством “ваджрных слов”, то есть посредством ума мудрости, что за пределами любых слов. Хранитель тайн, известный как Ваджрадхарма, собрал все эти просветлённые учения и чудесным образом записал их, поместив затем в драгоценную шкатулку, которую он поместил в Ступу Дече Цекпа. Вместе с великой дакиней Лейки Вангмо и океаном других дакини они сокрыли сокровище внутри пустой ступы (находящейся сейчас в Индии) и сами дакини были назначены его охранительницами.
В последствии восемь великих ваджрных мастеров – Хумкара, Маньджушримитра, Нагарджуна, Падмасамбхава, Дханасамскрита, Вималамитра, Рамбугухья, Шантигарбха – все собрались в надлежащее время в ужасающей кладбищенской земле, называемой Прохладная Роща, и все вместе прибывали в однонаправленной медитации. В следствии этого драгоценные шкатулки в ступе, содержащие передачи восьми Херук, стали испускать лучи света, и бесчисленные радуги и другие благоприятные знаки предстали перед собравшимися мастерами. И тогда, благодаря их ясности, им стали видны дакини и могущественные духи, ходившие вокруг ступы и охраняющие сокровища. Мастера поняли, что всё это указывает на то, что в ступе находятся наставления, которые могут опустошить весь мир мощью гневных мантр или даровать достижения всех мирских целей и полного просветления. Благодаря своей мудрости они поняли, что пришло время поднести священные субстанции, такие как торма, ракта и целебные вещества и т.д. духам и дакиням и связать их клятвой, чтобы сделать их подвластными учениям. И так проявились дакини и спросили, что они должны исполнить. В ответ ваджрные мастера приказали принести драгоценные шкатулки из великой ступы и вручить им. Первая шкатулка была из серебра и содержала все учения Тантры проявления просветлённого ума – Янгдаг Херуки, и её дакини вручили ваджрному мастеру Хумкаре. Затем они принесли железную шкатулку со всеми учениями Тантры проявления просветлённого тела – Маньджушри, и дали её Маньджушримитре. Медная шкатулка, содержащая учения Тантры проявления просветлённой речи – Падмы, была дана Нагарджуне. Бирюзовая шкатулка содержала учения Тантры Пурбы – Ваджракилаи, её вручили Падмасамбхаве. Золотую шкатулку, содержащую учения Чемчок Херуки, дали Вималамитре. Шкатулка из рога носорога, содержащая наставления по выполнению учений Тантры Мамо, была дана Дханасамскрите. Агатовую шкатулку с учениями Тантры Подношения и Восхваления Мирских Богов вручили Рамбугухье. И наконец шкатулку из камня зи, содержащую учения Тантры Гневных Мантр, извлекли и дали Шантигарбхе. Была ещё одна, дополнительная шкатулка, сделанная из пяти различных драгоценных материалов и усыпанная драгоценными камнями, в которой было восемь подразделений, соответствующих восьми Кагье. В отличии от других учений, посвящавшихся одному божеству, эти учения были для объединённой практики всех восьми одновременно. Эта шкатулка не была вручена кому-то одному из восьми ваджрных мастеров, а была положена в центре их круга. Произошедшие из неё учения называются Кагье Дешек Дюпа – Собрание Сугат Кагье.
Когда каждый из ваджрных мастеров получил предназначенную для него шкатулку, они открыли их и извлекли соответствующие учения. Однако никто из них не смог открыть последнюю шкатулку, содержащую Кагье Дешек Дюпа, поэтому в течение семи дней они, пребывая в медитативном равновесии, однонаправленно молились дакиням, прося о помощи. В итоге, когда минуло семь дней, печать на последней шкатулке сломалась и шкатулка сама собой открылась. Вот как они смогли извлечь учения Кагье Дешек Дюпа.
Ваджракилая | a r c h a i c h e a r t
Ваджракилая (санскр. Vajrakilaya, также Vajrakila- тиб. rdo rje phur ba, букв. «Ваджрный Кинжал») относится к херукам, то есть к гневным божествам медитации, и считается гневным проявлением Будды Амогхасиддхи. Он – один из главных йидамов Школы Ньингма.
Из жизнеописания Гуру Ринпоче:
«Отправившись к пещере Янгшело, расположенной между Индией и Непалом, Падмакара встретил Шакья Деви, дочь царя Непала, которая стала его Супругой, поддерживала, вдохновляя в практике садханы Вишуддха Херуки*. В то время три могущественных духа создали препятствия, не давая дождю идти в течение трёх лет. Это вызвало голод и болезни. Падмакара отправил двух посланцев в Индию с просьбой к своим Учителям дать Учение, которое бы помогло оказать противодействие этим препятствиям. Те двое вернулись с письменами Килая, и препятствия были спонтанно успокоены, как только эти люди вступили в Непал. Падмакара и его Супруга обрели тогда высшие сиддхи и пребывали в состоянии Видьядхары уровня Махамудры.
Гуру Ринпоче увидел, что практика Вишуддха Херуки приносит великую реализацию. Но эта практика подобна бродячему торговцу, который встречает множество препятствий, тогда как практика Килая подобна необходимому сопровождению. Потому Гуру Ринпоче составил множество объединённых садхан этих двух херук. В этом месте он также связал клятвой шестнадцать мирских защитников Учения Ваджракилая.»
Из «Краткой биографии Падмасамбхавы»
Джамгон Конгтрул Ринпоче
Ваджракилая – херука тёмно-синего цвета с тремя лицами и шестью руками. У него шесть ног. В его объятиях находится синяя супруга, с одной головой и двумя руками. Одной рукой она обхватывает шею супруга, другой подносит ему чашу из черепа (санскр. kapala), наполненную кровью. В двух верхних правых руках Ваджракилая держит ваджры, в левой средней руке у него ритуальный трезубец. Левая верхняя рука сложена в угрожающую мудру, устраняющую негативные влияния- две нижние руки держат килу (санскр. kila, тиб. phur ba – ритуальный кинжал). На его спине накидка из кожи человека и шкуры слона, символизирующие преодоление привязанности и невежества. Вокруг талии Ваджракилаи обернута шкура тигра, а вокруг талии его супруги – шкура леопарда. Ожерелье из отрубленных голов накинуто на шею божества. На головах супругов короны. Каждая корона имеет пять черепов, символизирующих пять семейств дхьяни-будд. За спиной Ваджракилаи раскинуты крылья Гаруды, да и самого Гаруду можно увидеть над его головой. В огненные развивающиеся волосы Ваджракилаи вплелась змея. Его браслеты и ушные кольца также изображаются в виде живых змей.
Грозная пара стоит на лотосовом троне поверх солнечного диска, попирая ногами трупы врагов. Вокруг супругов море бушующего огня, возникшее из их собственной энергии.
Ваджракумара (санскр. Vajrakumara, тиб. rdo rje gzhon nu, букв. «Ваджрный Юноша») – другое имя Ваджракилаи, это другое проявление этого божества медитации. Ваджракумара является божеством ритуального кинжала, который символизирует мудрость, обретаемую посредством однонаправленной концентрации.
Из истории происхождения тантры ваджракилая. символические смыслы
Меня тут намедни натолкнули на вопрос об этимологии практики Ваджракилаи. Я никогда не интересовался, но тут выяснилось, что долгие годы среди западных учёных бытовало мнение о тибетском происхождении практики. Однако истина в том, что в тибетском буддизме ваджраяны она появилась после того, как Падмасамбхава передал её первым 25 ученикам в Самье. Сама передача была сформирована Гуру Ринпоче совместно с Вималамитрой и непальским гуру Шиламанджу во время ретрита в Янглешо (современный Парпинг, Непал).
В биографии Падмасамбхавы ясно отмечено, что он ездил в Северную Землю Кашакамала, где культ килы преобладал. Позже, в процессе ретрита по Яндаг-херуке (Skt. Вишуддха Херука) в “Пещере Asura” в Парпинге в долине Катманду, он испытал много препятствий от демонов, и чтобы поработить их, он попросил помощников привезти ему тантру “Кила Витотама” из Индии.
Как писал Роберт Бир, ритуальная деятельность гневной Пурбы отождествлялась также с тем, как жало подобного кнуту хвоста скорпиона пронзает и отравляет свою добычу. Это тоже отсылает нас к биографии Падмасамбхавы, к тем событиям, когда он получил сиддхи килы, пребывая на великом кладбище Раджгриха. Он получил передачу сиддх от гигантского скорпиона с девятью головами, восемнадцатью клешнями и двадцатью семью глазами. Этот скорпион указал на место сокрытия терма в треугольной каменной коробке, скрытой под скалой на кладбище. Когда Гуру Ринпоче читал текст терма, в нём возникло непосредственное понимание, что головы, клешни и глаза скорпиона символически соотносятся с девятью колесницами (согласно классификации школы ньингма). Здесь, в Раджагрихе, Падмасамбхаве дают титул “Гуру скорпиона”, и в одной из его восьми форм как Гуру Драгпо он изображен со скорпионом в левой руке. Как эмблема гневной передачи изображение скорпиона имеет мощное символическое значение в раннем развитии школы ньингма.
История и символический смысл
Традиция килы, вернее, индийского ритуала килана имеет свой древний культурный код. Работа, взаимодействие с духами и божествами земли, конкретного места для людей Индии, Гималаев и монгольской Степи всегда была связана с пробиванием земли, закреплением на ней посредством вбивания кольев, кинжалов, гвоздей. Это понималось как “открытие земли”, то есть открытие возможности пребывать на ней, строить, жить, проводить ритуал и т. д. Это – древняя шаманская идея, имеющая единое хождение во всех упомянутых странах; это распространено в традиции Бон и также очевидно в ваджраянской традиции. Согласно шаманскому фольклорному преданию, “… горы были гигантскими ориентирами, которые держали Землю на месте и препятствовали тому, чтобы местности перемещались”. (Керригэн, и др., 1998: p27), Горы, такие как Амнье Мачен, согласно преданиям, были принесены из других земель именно с этой целью – закрепления земли. Ступа (сравнивают даже с просто пирамидой из камней) является развитием этой традиции и сродни kиле. Я лично слышал такое объяснение функции ступ – для укрепления пространства.
Что касается языковой проблемы (тибетцы называют ритуальный кинжал килая, а не кила), то учёные, такие как Ф. А. Бишофф, Чарльз Хартман и Мартин Бурд показали, что “все словари и санскритские работы единогласно утверждают это слово как kīla (или kīlaka)”. Мартин Бурд предполагает, что это несоответствие следует из неразборчивого использования тибетцами падежа kīlaya. Эта форма была знакома им в простом приветствии namo vajrakīlaya (уважение к Vajrakīla), от которого это могло легко быть принято людьми, незнакомыми с техническими особенностями санскрита, что имя божества – Vajrakīlaya вместо Vajrakīla. Нужно также отметить, что термин (vajra) kīlaya часто считается в санскритских текстах (а также в фактически каждом kīlamantra) законно используемым в качестве назывного глагола, “чтобы пронзить”, “пронзить”, “прибейте” и т. д. Впрочем, есть мнение, что Ваджракилая – это попросту отглагольное имя, звучащее как обожествлённый императив. Алексис Сандерсон выдвигает гипотезу, что такой пример сходен с возникновением имени Хеваджра, каковое (слово) не найдено в обычных санскритских источниках.
В Долине Катманду кила до сих пор используется в ритуалах шаманами, фокусниками и тантриками различного генезиса и толка. Особенно интенсивно и популярно – среди племён тамангов, гурунгов и тибето-бирманских племён невари. Кила также используется тибетскими уроженцами Непала (Bhotyas) и шерпами. Местные тантрические практики используют специальные бхайрава-килы для лечения от болезней и особо – для лечения детских болезней. Для этих случаев острие пурбы опускают в стакан или миску с водой, поворачивают и помешивают. Больному ребенку дают пить, таким образом, волшебно заряженную воду. Но высшим пилотажем считается, чтобы вода в сосуде при опускании пурбы в неё закипала и бурлила.
Мюллер-Эбеллинг и др. брали интервью у Мохан Рая (Mohan Rai – шаман из пограничной области Непала и Бутана, принадлежит к родам Rai и/или Kirati. Mohan Rai – основатель местного Шаманского Научно-исследовательского центра в Катманду). Он говорит, что “без пурбы внутри себя у шамана нет особого сознания… Сам шаман – пурба; он принимает её форму, чтобы полететь в потусторонние миры”. Поэтому, чтобы экстраполировать себя, парбу отождествляют с сознанием и корнем чувствительности, природой Будды.
И напоследок – шаманские и ваджраянские кинжалы пурба (кила) из Солу Кхумбу (Непал, рядом с Эверестом). Обратите внимание на отпечатки пальцев на рукояти – они чисто символические, но всё равно интересная тема.
Примечания.
– Вишуддха Херука (санскр. Viśuddha Heruka; тиб. yang dag he ru ka / Яндаг Херука) – гневное божество медитации семейства Ваджра. Херука (тиб. he ru ka, перевод: “Пьющий кровь из капалы”) – гневное божество, которое “пьёт кровь” эго, то есть привычки цепляться за самость, за собственную индивидуальность.