Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» – Педагогический портал «О детстве»

: занятие в подготовительной группе «знакомство с народной тряпичной куклой донских казаков. изготовление куклы-оберега»

Оксана Шерстюк
Занятие в подготовительной группе «Знакомство с народной тряпичной куклой донских казаков. Изготовление куклы-оберега»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрушинский детский сад «Золотая рыбка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы

«Знакомство с народной тряпичной куклой донских казаков. Изготовление куклы-оберега»

Воспитатель руководитель кружка

«Как у нас донской земле :

Шерстюк Оксана Ивановна

Ростовская область

Неклиновский район

С. Петрушино

2022

Цель: развитие интереса к истокам народного творчества. Познакомить с видами самодельных кукол.

Вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.

Научить изготавливать куклу-оберег.

Задачи: расширение знаний детей в области народной культуры, в т. ч. истории куклы; изготовление куклы-оберега.

Образовательные : сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.

Развивающие: развивать творческое мышление, память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к народной кукле, своей истории, эстетический вкус.

Демонстрационный материал: предметы быта донских казаков, представленные в мини-музее «Казачий курень», тряпичные куклы, материалы для их изготовления.

Материалы:

Воспитатель:

-Ребята, я рада видеть вас у себя в гостях в казачем курне. Я вам расскажу и покажу как жили донские казаки.

(Экскурсия по мини-музею «Казачий курень»)

-Я хочу, чтобы у вас на память о нашей встрече остался подарок. Я предлагаю вам сделать традиционную куклу-оберег.

Раньше кукол делали в каждой семье и в каждом доме. В первую очередь их изготавливали на забаву детям, ведь считалось, что в той семье, где дети много и усердно играют с куклами, всегда будет лад и достаток.

Традиционно кукол делали из разных материалов: из травы, соломы, веточек. Но больше всего любили тряпичных кукол, созданных из лоскутков старой разноцветной ткани. В старину изготовление ткани было делом трудоёмким, поэтому кукол делали из старой ношенной одежды.

Однако наши предки верили, что именно такая ткань лучше всего подходит для изготовления кукол-оберегов, ведь ношенная одежда сама по себе является защитой, так как хранит тепло душ людей, которые её носили. Чтобы одежда не утратила своего магического дара, её не резали, а разрывали на лоскутки руками, а при изготовлении кукол не использовали железные, колющие и режущие предметы. Готовых кукол наряжали, но никогда не рисовали им лиц, чтобы в игрушку не могли вселиться злые силы. Созданная по таким правилам кукла оставалась безвредной для ребёнка и служила ему игрушкой и оберегом.

Тряпичная кукла – игрушка не простая, а заветная. Мы можем про неё так сказать, потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки.

– сейчас я расскажу вам о разных куклах. А потом мы с вами попробуем сделать куклу сами.

Кукла «Куклак»

Это бойцовые куклы для мальчиков. Они помогали мальчикам стать воинами, лучше овладеть своим телом и поиграть в кулачные бои, пока сил для настоящего мало.

Кукла «Веснянка»

Небольшая, величиной с ладонь, игровая кукла на ниточке. Её делали весной и дарили детишкам. Её надевали петелькой на палец и водили как марионетку.

Были и особые куклы-обереги :

Кукла «Кудавка»

Кудавка исполняла важную роль при рождении ребёнка. Считалось, что красочные куклы возьмут на себя бесчинства нечистой силы и отвлекут её от новорожденного. Их подвешивали над колыбелью, как погремушки. Число кудавок в связке обязательно было нечётным.

Кукла «Неразлучники»

Во главе свадебно поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: кукла невесты и кукла жениха – неразлучники отводили недобрые взгляды на себя. У кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде.

Кукла «Здравница»

Её делали для помощи в сохранении здоровья близких людей.

Куклы «Лихорадки»

Это двенадцать сестёр, каждая из которых вылечивала свой недуг у больного.

Куклу «Подорожницу» делали для тех, кто собирался в дальнюю дорогу.

Куклу «Покосицу» делали перед самым сенокосом, чтобы она помогала косить сено легко.

Кукла «Зерновушка» делалась из лучших зёрен, сразу после сбора осеннего урожая. В мешочек насыпали самые отборные крупы, завязывали ниткой и наряжали. Когда в доме заканчивались запасы круп, брали Зерновушку и отсыпали крупу для приготовления обеда для всей семьи. Для Зерновушки брали разные крупы, каждая из которых несла определё нное значение : рис – оберег на богатство, так как в те времена это была самая дорогая крупа, овес – оберег на силы и здоровье,

перловка, гречка – оберег на сытость и достаток.

Физминутка.

– Какая кукла вам больше всего вам понравилась?

– Я предлагаю вам сделать на память о нашей встрече куклу Зерновушку.

– Для этого нам понадобятся кусок холщевой ткани квадратной формы, любая крупа, небольшая полоска кружевной ткани, тесьма, ткань для верхней рубашки, повойник,фартучек, а так же длинная и мягкая косыночка, нитки красные. Всё это вы видите перед собой.

– Приступаем.

-Посмотрите какие замечательные у нас получились куклы. Пусть они станут настоящим оберегом Вашего дома, символом достатка и изобилия. Будьте здоровы, живите богато! Рада была видеть вас у себя в гостях! До свидания, до новых встреч!

Литература:

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. – М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery. –2008.- 30 ноября

3. Энциклопедия казачества. Москва, издательство «Вече», 2007 г. ISBN 978-5-9533-2096-2

: мастер-класс по изготовлению куклы из джута «казачка»

Алена Бринева
Мастер-класс по изготовлению куклы из джута «Казачка»

Мастер- класс для воспитателей по изготовлению куклы из джута «Казачка»

Автор мастер класса : Бринева Алена Валерьевна, музыкальный руководитель Муниципального образовательного дошкольного образовательного образования детский сад № 8 «Колосок», ст. Андрюки, Мостовской район, Краснодарский край.

Целевая аудитория: воспитатели данного учреждения.

Цель:

Знакомство с народно – прикладным ремеслом – плетение;

Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности;

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления куклы из джута «Казачка»(плетение из природного растительного материала);

Задачи:

– Накопление социального опыта и реализации этого опыта в самостоятельной художественной творческой деятельности в условиях специфической деятельности – художественного рукоделия;

– Привитие интереса к изготовлению обереговых и игровых кукол;

– Формирование представлений об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа;

Детские мастер- классы :

– Формирование детского декоративного творчества, устойчивого интереса к искусству в целом и непосредственно к Кубанским промыслам;

– Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, внимания,

художественно-творческих способностей у детей.

– Расширять знания детей о русских народных традициях, приобщать

детей к творческому самовыражению, свободному общению со сверстниками.

Плетение – самое древнее на свете ремесло. Оно известно человечеству очень давно. Этим способом выполняли рыболовные сети, украшения, элементы одежды, предметы быта и др. Плели в основном из природных материалов: лозы, листьев кукурузы, стеблей трав, бересты и соломы. Джут-обладает потрясающей фактурой, преображая любую вещь в нечто особенное. Главным же достоинством этого сырья, из которого производят джутовый шпагат, признается его натуральность, а при утилизации оно полностью разлагается, не загрязняя окружающую среду. Кроме того, работать с джутовым шпагатом легко и приятно.

Сегодня я покажу мастер- класс по изготовлению куклы «Казачка». Материал для изготовления можно найти в любом хозяйственном магазине.

Кукла «Казачка» из джута.

Мастер-класс по изготовлению куклы из джута «Казачка»

Для изготовления куклы нам понадобится джутовый шпагат, ножницы, нитка шелковая или армированная, плотный картон, любые ленточки или кружева для украшения куклы, клей ПВА-М (у меня был в наличии клей «Универсальный», им и воспользовалась). Шпагат бывает разной толщины – это надо учитывать. У меня средней толщины, и я буду указывать количество бечевок, исходя из своего джута. Если у вас он тонкий, пучки необходимо делать толще.

Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»

Из картона вырезаем круг диаметром 17 см и разрезаем его пополам. Из полученного полукруга склеиваем пирамидку (это будущая юбка, так что делайте на ваше усмотрение, можно сделать пирамиду поуже), полученную пирамидку аккуратно обклеиваем джутовым шпагатом (чем плотнее ряды, тем красивее).

Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»

А теперь готовим пучки:

Нам понадобится 15 шт. по 14 см (туловище); 8шт. по 8 см (руки); 3 шт. по 10 см (коса); 3 шт. по 5 см (венок).

Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»

Туловище: сложите аккуратно все нити, найдите середину и крепко перевяжите шелковой ниткой. Сложите весь пучок пополам и перевяжите ниткой чуть ниже предыдущей нити.

Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»

Разделите туловище на две части, возьмите пучок нитей по 8 см и подложите их в середину туловища под сформированное лицо нашей куклы. Внизу снова перевяжите ниткой. Концы рук свяжите ниткой и аккуратно обрежьте все лишнее.

Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»

А теперь плетем косички: длинную 10 см, внизу расчесываем иглой и перевязываем лентой, а маленькую просто склеиваем с двух сторон, чтоб на распустилась.

Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»

Собираем куклу : Готовое туловище приклеиваем к пирамидке, обклеенной джутом.

Приклеиваем косу и веночек. На кофте подравниваем все нити (впереди чуть короче, сзади длиннее). Украшаем куклу по своему желанию и вкусу.

Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»Изготовление оберегов «Казачий курень», «Мельница» - Педагогический портал «О детстве»

Спасибо за внимание!

Гребенские казаки

Гребенцы, начавшие расселяться на Северо-Восточном Кавказе в XVI веке, строго придерживались основ христианской веры своих отцов. Во времена, когда на новом месте жизни и службы ещё не были возведены храмы, казаки для проведения совместных обрядовых ритуалов собирались в одном из домов, считавшимся молельным.

Из-за отсутствия духовенства, имевшего право совершать церковные таинства, гребенцы на первых порах применяли альтернативное богослужение. Так, самый главный для самоидентификации любого казака, обряд Крещения проходил в водах реки Терек, при Причастии каждый мужчина прикусывал конец своей бороды, считавшейся священной, а обряд Покаяния заменялся на самопокояние.

Поскольку всё их бытие было пронизано религиозностью они, на протяжении столетий тесно контактируя с мусульманскими народами данного региона, всё же сумели сохранить в чистоте свою веру.

Не отреклись от её основ гребенские казаки и после случившегося во второй половине ХVII века церковного раскола. Продолжая в строгости соблюдать и исполнять религиозные обряды своих предков, они не участвовали в политико-церковных диспутах между сторонниками Никона и раскольниками, стоя на том, что ничего не прибавляя, не убавляя исповедуют веру, доставшуюся им от дедов и отцов.

Отстаивая собственную самобытность, они продолжали креститься двумя перстами, совершали Крестный ход по солнцу (посолонь), молились по старым церковным книгам.

В действиях гребенцев не было ни антиправительственного, ни антипатриаршего подтекста, просто они продолжали молиться и служить Господу по унаследованным раннехристианским канонам, всячески стараясь держаться подальше от наводнивших Кавказ раскольников.

Еще про Тора:  Специфика удмуртского политеизма: первобытная религия и инородные влияния – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Дистанцируясь от последних гребенские казаки часто повторяли, что право на «старую веру и двуперстное крещение» им за доблестную службу Отечеству даровал император Пётр I.

Кстати сознавая ведущую роль гребенцев в деле защиты южных рубежей Российской империи, власти сквозь пальцы смотрели на их приверженность старообрядству, и не пытались преследовать или насильно склонять к принятию официального православия.

Донские казаки

Донские казаки, придерживавшиеся канонического православия, свято чтили все церковные традиции, дополняя их собственными специфическими обычаями. К числу подобных нововведений можно отнести религиозный обряд, приуроченный к проводу донца на службу, а также благодарственный молебен заказываемый родными при его возвращении.

Перед уходом на службу каждый сын должен был получить благословение отца, который держа в руках икону, завещал молодцу всегда помнить о Боге и его заповедях, и с честью отдать воинский долг государю и Отечеству.

После все новобранцы и станичники собирались у часовни, где проходила обедня, в ходе которой казаки просили у Николая Чудотворца покровительство и помощь.

Изготовление оберегов «казачий курень», «мельница»

Конкурс «Золотое рукоделие – 2022»

Номинация «Чудеса природы»

Сделаем сувениры своими руками! Изготовление оберега «Казачий курень», «Мельница».

Данная работа посвящена созданию поделки для оформления школьного интерьера (кабинета кубановедения, школьного народного музея), а также может служить украшением домашнего интерьера, в качестве оберега. Изготовление оберегов не только увлекательная работа для совместного творчества с детьми, но и станет хорошим украшением вашего дома вашему вниманию представлены две работы: казачий курень – символ домашнего благополучия и мельница- символ достатка и изобилия.

Материалы и оборудование:

  1. Лоза для плетения куреня.
  2. Щетка из рогоза для изготовления крыши.
  3. Семена подсолнечника, фасоли, пшеницы, кукурузы.
  4. Засушенный чеснок, перец, стручки гороха-нут.
  5. Соленое тесто для изготовления фигурок декора.
  6. Ткань для одежды.
  7. Кусоки меха. Нитки для шитья.
  8. Мешковина.
  9. Деревянный брусок 1/ 3/ 2 для мельницы , деревянная треугольная призма для крыши.
  10. Плотный картон 15 /10 для подставки.
  11. Клей «Момент Кристал», клей «Дракон».
  12. Деревянный веер (4 пластины).
  13. Палочки от мороженного (забор).
  14. Колосья пшеницы.

Описание работы

Изба-курень выполнена из лозы, крыша изготовлена из кисти для побелки. Крыша украшена различными природными материалами , которые являются символами благополучия, плодородия, здоровья.

Мельница изготовлена из бросового материала-картонная коробка , деревянный брусок, обклеиваются мешковиной. Ажурные крылья мельницы выполнены из 4-х элементов деревянного веера.

Также элементом декора данных поделок являютя фигурки из соленого теста – это птичка, которая сидит в гнезде (на яйцах) на крыше (символ продолжения рода), связка баранок, каравай, мешки с зерном, семечками (урожай, плодородие), подсолнух (символ Кубани), перец (защита от злых духов).

Возле куреня размещаются фигурки – куклы: казак и казачка. Изготовление кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладных ремёсел. Подлинное произведение искусства можно создать только по-настоящему любя свою работу, вкладывая в неё чувства, любовь и всё своё мастерство.

Куклы сплетены из побелочной кисти – каркас, на который сшиты костюмы кубанских казака и казачки. Одежда изготавливается отдельно, её оформление приближается к натуральному историческому костюму. Из зерен пшеницы приклеиваются черты лица и оформляется прическа куклы, обувь из стручков гороха-нут.

Изготовление  оберега «Казачий курень», «Мельница».

Изготовление  оберега «Казачий курень», «Мельница».Изготовление  оберега «Казачий курень», «Мельница».

Изготовление  оберега «Казачий курень», «Мельница».

Изготовление  оберега «Казачий курень», «Мельница».

Автор: Бражникова Ольга Анатольевна, педагог-психолог, категория высшая, руководитель кружка «Оч.умелые ручки» МБОУ СОШ № 1 им. Ляпидевского МО Щербиновский район Краснодарский край станица Старощербиновская, стаж по специальности 8 лет; Вивчарь Вера Николаевна, педагог-психолог, категория высшая, МБОУ ДОУ № 8 детский сад комбинированного вида МО Щербиновский район Краснодарский край станица Старощербиновская, стаж по специальности 8 лет.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Казак и вера

Вне зависимости от того какое направление христианства исповедовали казаки, как в повседневности, так и на войне они проявляли удивительную религиозность.

Обязательно посещая богослужения, они строго соблюдали все присущие их церкви каноны и запреты, а, отмечая главные праздники – Рождество Христово, Пасху, Троицу, следовали собственному чиноположению.

С молитвы начинался каждый новый день и приём пищи, посещение друзей и выход на работу, казачий сход и отдых, а церковный календарь отмерял хозяйственные вехи их мирной жизни.

Каждый казак в обязательном порядке знал молитвы своих прадедов, которые он истово читал перед битвой. Помочь ему одолеть врага и вернуться домой должны были освещенные и замоленные перед походом сабли, мечи и защитное обмундирование.

Мастер-класс "кукла «донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"

Старинная детская игрушка – тряпичная кукла своими руками. Авторская кукла «Донская казачка» педагога дополнительного образования высшей категории Светланы Ивановны Прокопенко, руководителя творческого объединения «Росинка» туристско – краеведческого направления МБУ ДО Центр внешкольной работы Волгодонского района  Ростовской области. Возраст детей: 12-14 лет, время занятия: 2 урока по 40 минут.

Цель: создание условий для передачи опыта  по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Задачи:

  • воспитание уважения к  культурным народным традициям, среди которых – и замечательные традиции наших предков – донских казаков;
  • понятие об эффективных способах познания  культурных  традиций донских казаков через  творческий процесс изготовления старинной детской игрушки  тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;
  • развитие интереса детей к культурному  наследию донского казачества; развитие  желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.  

Оборудование: выставка предметов казачьего быта «Культурные традиции донских казаков»; книжная выставка «Образ казачки в произведениях донских писателей»; экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы»; выставка современных детских игрушек «Куклы детства моего»; экспозиция «Старинные казачьи  ремесла», экспозиция «Фарфоровых кукол старинные наряды…». Современные фарфоровые куклы ручной работы»; материалы для изготовления тряпичной куклы «Донская казачка»;  образец  куклы «Донская казачка» ручной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Подготовительныйблок

I. Организационный этап

Основной блок

II. Подготовительный этап (подготовка восприятия нового содержания).

Сообщение темы, цели и задач занятия. Обеспечение мотивации и принятия участниками занятия цели учебно-познавательной деятельности.

Педагог. Ребята! Сегодня мы с вами прикоснемся к уникальному культурному наследию донского казачества. И более того – мы почувствуем свою сопричастность к культурным традициям донских казаков. Мы узнаем о том, как у нас на Дону появилась кукла, какое значение в жизни человека  она имела, о видах кукол узнаем мы с вами сегодня, ребята. Но самое главное – мы создадим свою творческую лабораторию – свою маленькую мастерскую казачьих ремесел, в которой своими руками научимся мастерить старинную детскую игрушку – тряпичную куклу. И не просто куклу, а куклу «Донская казачка». Я думаю, что вы, ребята, еще больше полюбите  свой родной донской край, свою малую Родину. Обратите внимание, ребята, на наши выставки и  прочитайте простые и искренние  слова признания в любви к Родине нашего замечательного донского писателя Михаила Александровича  Шолохова: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался… И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего Донского края».

(Дети читают высказывание М.А.Шолохова).

Педагог. Ребята, трогают вашу душу эти искренние строки М.А.Шолохова?
Дети. Да, да! Ведь М.А.Шолохов с большой любовью говорит о нашем родном донском крае. Дон – это наш край родимый, наша малая Родина.
Дети. М.А.Шолохов – очень хороший писатель. Мы гордимся тем, что он наш земляк. У него столько известных всему миру  произведений, в которых он создает образы наших замечательных донских казаков и прекрасных казачек!
Дети. Писатель М.А Шолохов очень любит Дон. И учит нас любить нашу благословенную донскую землю.
Педагог. Молодцы, ребята. Я думаю, что   своей радостью  познания нового о родном донском крае вы постараетесь поделиться с теми, кто живет рядом с вами, кто дорог и близок вам с самого раннего детства. Верно, ребята?
Дети. Конечно, верно. Я расскажу дома о нашем сегодняшнем занятии. Я всегда с удовольствием это делаю.
Дети. Мне нравится, что дома мои родители всегда интересуются, что нового узнал я в школе или же на кружке.
Дети. Я всегда стараюсь порадовать своих родных и близких своими новыми знаниями. Я с таким нетерпением жду каждое занятие краеведческого кружка «Росинка», где узнаю много нового и интересного о нашем донском крае! Ведь занятия нашей «Росинки» проходят по образовательной программе «Истоки» И.А Прокопенко, нашего земляка, коренного жителя Донского края, педагога и лидера современного молодежного казачьего движения. Иван Александрович Прокопенко родился на Дону, как и все мы, я чувствую, как любит он  донской край и этой любовью к благословенной донской земле он щедро делится с нами. Нам очень интересно, что автор образовательной программы «Истоки» И.А. Прокопенко – частый гость наших занятий и мероприятий!
Дети. Я с удовольствием посещаю занятия «Росинки». Я люблю изучать произведения наших земляков. Вот, к примеру, –  произведения нашего знаменитого земляка М.А. Шолохова. Мне очень нравятся его «Донские рассказы» и «Нахаленок».
Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Сколько знаете о своем родном донском крае! Я думаю, что читая произведения донских писателей или же – казачий фольклор, каждый из вас по – своему представляет себе донскую казачку.
Педагог. Верно это, ребята?
Дети. Да. У каждого из нас может быть своя казачка. Так и в произведениях наших донских писателей мы видим удивительные художественные образы донских казачек.
Педагог. Ребята, назовите, пожалуйста, имена наших замечательных донских писателей. 2022 год особенный. Почему? Вы сможете ответить, ребята,  на эти вопросы?
Дети. 2022 год объявлен годом литературы в России и годом молодежи в Ростовской области.
Дети. В этом году много писателей – юбиляров. Среди них – и донские писатели. Это Михаил Александрович Шолохов, это Антон Павлович Чехов.
Дети. Я люблю читать книги о донском крае, о казаках, о Родине – России и о других странах,  поэтому я часто прихожу в библиотеку.
Дети. В нашей библиотеке есть интересная книжная выставка, которая так и называется: «Писатели-юбиляры». Я беру с выставки книги А.П.Чехова и увлеченно читаю его рассказы.
Дети. Прекрасные образы донских казачек созданы М.А. Шолоховым в его замечательных произведениях. Все знают шолоховскую Аксинью.
Педагог. Молодцы, ребята!
Педагог. И вот сегодня у вас, ребята, появится возможность свои представления о замечательной донской казачке  воплотить в образе куклы «Донская казачка».
Педагог. И поэтому тема нашего сегодняшнего занятия, нашего мастер – класса, так и звучит: «Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой Родины моей». И посвящаем мы свое занятие Году литературы в России и Году молодежи в нашей Ростовской области.
Педагог. Вы готовы своими руками, ребята, научиться мастерить куклу «Донская казачка»?
Дети. Да. Нам очень интересно узнать о кукле да смастерить куклу своими руками.
Педагог. Ребята! Приходилось ли вам самим мастерить куклы?
Дети. Нет. Но очень хочется нам самим научиться мастерить куклы.
Дети. Я хочу научиться делать куклы своими руками. У  нас в семье бережно хранится старенькая кукла, с которой в детстве играла еще моя бабушка. А теперь к ней добавится еще и моя кукла.
Педагог. Молодцы, ребята! Наше занятие продолжается.

Еще про Тора:  Что обозначает молот Тора у славян?

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Культурологический экскурс «Кукла в жизни человека».

Педагог. Кукла… «Она – царица микрокосмоса, который отражает наш мир, но не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир, если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней». Эти удивительные слова о кукле принадлежат замечательному  теоретику театра Гастону Бати.
Педагог. Ребята, задумайтесь, какой глубокий смысл таят в себе эти слова! Я предлагаю вам сделать свое исследование. Расскажите дома об этом высказывании, и вместе со своими любимыми взрослыми объясните это высказывание. Вы согласны, ребята?
Дети. Конечно. Это очень интересно.
Педагог. Молодцы, ребята! Наше знакомство с куклой продолжается.
Педагог. Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается в ней навсегда. Детство заканчивается, а любимые куклы продолжают храниться в старом бабушкином сундуке. Ведь это отражение нашей жизни. Это трогательная частичка нашего детства, нашей  семьи, нашей малой Родины.
Педагог. Ребята, а у вас есть дома куклы?
Дети. Да. У нас есть куклы, которые нам подарила мама, наши родственники.
Дети. У нас есть современные куклы. Они такие красивые! И такие разные!
Педагог. А вы играете в куклы?
Дети. Да. Это очень интересная игра. Кукла – это и молчаливый добрый собеседник  твой, и верная подружка твоя!
Дети. Кукла – моя любимая игрушка. Я ее очень берегу! Она всегда у меня аккуратненькая, ее всегда приятно брать в руки!
Дети. У меня несколько кукол. Я с удовольствием играю в куклы со своей подругой. Какие только игры мы не придумываем с ней!
Педагог. Молодцы, ребята. Вы очень верно подметили, что кукла – это самая интересная детская игрушка. В куклы с удовольствием играли маленькие девочки – казачки. Хотя детство казачат и казачек было и не таким долгим, все дети в казачьей семье очень любили игрушки. А мастерились  детские игрушки, в том числе и куклы,  в те времена из подручного материала. Куклу можно было смастерить и из глины, и из дерева, и из веточек, и из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину и самой любимой была именно обыкновенная тряпичная кукла. Она хранила тепло родных людей,  потому что мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи.  Эта кукла  хранила в себе  тепло  рук матери, бабушки, няни, потому что в старину изготовление кукол было сугубо женским делом. Кроме этого обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родного дома, тепло семейного очага, ведь она всегда делались с огромной любовью старших к младшим своим.
Педагог. А как вы, ребята, думаете, почему именно тряпичная кукла была так любима детьми?
Дети. Она была удобна для игры.
Дети. Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Я представляю, как тепло на сердце становится, когда берешь в руки такую куколку!
Дети. Такую куклу можно было носить всегда  с собой. Положишь ее в карманчик – и она всегда с тобой!
Дети. О кукле можно говорить бесконечно, особенно о своей любимице – кукле! Но самое главное –  обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родных людей, тепло родного очага, как и было сказано сегодня на занятии.
Дети. Я считаю, что тряпичную  куклу, сделанную своими руками,  можно было подарить своей любимой подруге или же родственникам.
Дети. Я думаю, что можно было тряпичную куколку подарить своим родным и близким даже и на праздник.
Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, как появилась у нас на Дону тряпичная кукла? Вам нужно было провести исследование на данную тему. Кто справился с этим заданием? Расскажите о своем исследовании.
Дети. Я поработала с различными информационными источниками, в том числе и с Интернет-источниками и выяснила, что в давние-давние времена, еще задолго до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, так называемых казачьих городков (они возникли во второй половине 16 века), Дон был уже много национальным (у нас и сейчас на Дону проживают более ста национальностей, и все живут в мире), и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру, частицей которой являются и куклы.   С украинцами к нам на Дон пришло гончарное ремесло, домотканые бытовые изделия, к примеру, половики (как говорили украинцы, тряпичные дорожки), и, конечно же,  тряпичные куклы.
Дети.  Я провела опрос по данной теме в своей родной станице и выяснила, что кукла к нам на Дон пришла вместе с теми людьми, кто давным – давно поселился  у нас на Дону. Появление именно  тряпичной куклы мы связываем с украинцами.
Дети. А я провела интервьюирование своих соседей и выяснила, что у представителей разных донских национальностей еще в давние – давние времена были куклы, которые выполняли различные роли: это и куклы – обереги, и обрядовые куклы, и именно игровые куклы. И у донских, и у кубанских казаков распространена была тряпичная кукла, которая к нам на Дон и на Кубань пришла вместе с украинцами.
Дети. Я с удовольствием в библиотеке изучала источники авторов М.П. Астапенко, В.С. Левченко,  Е.Ю.Сухаревской и узнала о замечательных казачьих традициях, в том числе и о куклах, о видах кукол. Куклы бывают не только игровые, но есть куклы и обрядовые, и обереговые куклы. Мне очень понравилась кукла Масленичка, которая выполняет две роли, она является и обереговой, и обрядовой куклой. Я очень бы хотела научиться мастерить куклу Масленичку. Я думаю, что такая кукла заинтересует тоже всех, как и игровая кукла «Донская казачка». Мне очень хочется назвать источник, в котором вы найдете эту удивительную куклу. Это «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко и Е.Ю.Сухаревская, Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2009, с.142.  
Дети. А я  хочу отмерить то, что кукла в жизни человека играет значительную роль. Она имеет огромное воспитательное значение. И сегодняшнюю тему нашего занятия (как и все занятия «Росинки») я считаю очень важной и современной. Действительно, кукла – это прелестное создание, а кукла «Донская казачка» – это частичка моего родного донского края, где я родилась и живу. Она действительно трогает душу и так берет за сердце! Я смотрю на представленную на занятии выставку, где есть удивительно трогательная куколка «Донская казачка», и таким теплом, и такой радостью наполняется мое сердце! И я хочу смастерить много – много куколок и подарить их   своим родным, близким, друзьям!
Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы провели серьезную исследовательскую работу, очень интересно рассказали и о назначении куклы в жизни человека, о видах кукол и о том, как к нам на Дон пришла тряпичная кукла. А какие положительные эмоции испытываете вы, ребята!  Спасибо вам, ребята!
Педагог.  Да, воспитательное значение куклы переоценить невозможно. Наши предки – казаки знали об этом. В старину считалось, чем сосредоточеннее и увлеченнее маленькая казачка играет в куклы, тем счастливее сложится ее взрослая жизнь. Кукол очень берегли и хранили их долго – долго. В казачьей  семье куклы тряпичные мастерились не только для игры, но и к разным семейным и календарным событиям. Порой в казачьей семье кукол накапливалось до нескольких десятков. Куклы выполняли различные функции, в основе своей – это три функции. Были куклы, которые выполняли только одну функцию, но были и те, которые совмещали в себе сразу две функции. А какие именно функции выполняли тряпичные куклы, вы, ребята, уже рассказали об этом. А закрепить эти знания вам поможет  старинная казачья сказка про маленькую казачку Дарьюшку да ее куколку, которую вы услышите немного позже.
Педагог. Я вижу, что вы, ребята, уже устали немного. А это значит, что  подошло время нашей физминутки.

(Дети проводят физминутку).

Педагог.  Продолжаем наше занятие, ребята.
Педагог. Берешь в руки старенькую детскую игрушку куклу – и теплом и радостью наполняется твое сердце. Ты вспоминаешь то, что дорого тебе с детства: твоя семья, твои друзья, твоя малая Родина. Преданный сын России, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему родному дому, к друзьям своим, к школе. И мне вспоминается мое счастливое детство, которое прошло в  казачьей станице Новоцимлянской Цимлянского района Ростовской области.  Я хорошо помню всех, кто был мне близок и дорог. Среди них – необыкновенная, добрая и мудрая старая казачка баба Дуня, как мы ее называли в детстве. Она рассказывала нам, мне и моим маленьким одноклассницам (я тогда была ученицей еще  начальной школы), старинные казачьи сказки. Я приведу вам лишь эпизод из этой сказки. А вы, ребята, подумайте да скажите, о какой кукле идет здесь речь.

Эпизод старинной казачьей сказки, рассказанной донской казачкой бабой Дуней (станица Новоцимлянская, Цимлянский район, Ростовская область; жаль, баба Дуня, Евдокия Николаевна Плахова, уже ушла из жизни)

Жил-был казак донской. И была у него жена – красивая да статная донская казачка. Да была у них в семье дочка Дарьюшка. Жили они в ладу, в мире да согласии. Но пришла беда в семью – занемогла Дарьюшкина матушка. Перед смертью подозвала она к себе дочку и гутарит ей: «Чадушка ты моя, доченька моя любимая. Оставляю я тебе куколку тряпичную, береги ее. Носи ее всегда с собою. Она тебе и защитница, и советчица будет всегда. И все в твоей жизни сложится хорошо».  Сколько бед выпало на Дарьюшкину долю! Но замечательная  казачка Дарьюшка все жизненные невзгоды преодолела. И, как положено в старых добрых сказках,  все в ее жизни сложилось хорошо, потому что скромную и добрую Дарьюшку всегда оберегала матушкина куколка.

Педагог. Понравилась вам, сказка (эпизод), ребята?
Дети. Сказка очень-очень понравилась! Я  люблю читать или же слушать сказки, они учат только доброму и хорошему!
Дети. Очень бы хотелось услышать всю сказку!
Педагог. Хорошо, ребята, в дальнейшем мы вновь вернемся к этой замечательной старинной казачьей сказке. Я очень хорошо помню, как мы просили в детстве бабу Дуню, чтобы она помогла нам сделать куколку, такую, как подарила своей Дарьюшке ее матушка, чтобы и в нашей жизни все сложилось хорошо. И вместе с бабой Дуней мы мастерили кукол. И все они были без лица. Мы просили бабу Дуню, чтобы она нарисовала лица нашим куклам. А баба Дуня отвечала: «Не положено ей быть с лицом. Берегите эту куколку. И все в вашей жизни будет ладно».
Педагог. О какой кукле, как вы думаете, ребята, идет речь в сказке про Дарьюшку?
Дети. Это кукла особенная. Мы уже говорили сегодня на занятии о таких куклах. Эта кукла  предназначена не для игры.
Дети. Да, верно, это не игровая, а обереговая кукла.
Дети. Это дух материнского рода, оберег.
Педагог. Молодцы, ребята! А почему куклы в старину мастерились без лица?
Об этом мы тоже  говорили сегодня.
Дети. Все старинные куклы были без лица, чтобы недобрые силы не смогли  вселиться в куклу и навредить человеку.
Дети. И я  читала в книгах, да еще и в Интернете находила интересные сведения о старинных куклах. Все куклы в старину делались без лица, чтобы злой дух не смог вселиться в куклу и не смог принести вреда  никому.
Дети. Я хочу подытожить, что  все  наши исследования, которые мы провели  о кукле,  подтверждают все сказанное здесь ранее.
Педагог. Молодцы, ребята! Я вижу, как интересна вам  тема нашего занятия. Я рада, что она трогает ваши детские души и не оставляет равнодушными ваши маленькие сердца, сердца  юных граждан нашего великого российского государства, частичкой которого является наш родной Донской край (Ростовская область).
Педагог. А сейчас, ребята,  давайте внимательно рассмотрим  представленную на нашем занятии экспозицию «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы» да выполним такую творческую работу:  «Каково назначение представленных в экспозиции кукол? Чем похожи и чем различаются данные куклы?» Вы готовы провести свое исследование, ребята?
Дети. Конечно, нам очень интересно провести свое исследование о куклах.
Дети. Мы готовы приступить к этой замечательной творческой работе.

Еще про Тора:  Как помочь алкоголику? 8 непреложных правил

2. Экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы».

(Дети выполняют творческую работу на основе представленной экспозиции кукол).

Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы так интересно выполнили задание! Я уверена, что вы и дома, ребята, с таким же удовольствием расскажите о нашем занятии.

3. Обзор представленных на занятии  выставок.

(Дети совместно с  педагогом проводят обзор представленных на занятии выставок).

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Творческая работа  «Старинные и современные куклы».

(Дети под руководством педагога делают сравнительный анализ старинных и современных кукол, используя экспонаты представленных на занятии кукол).

2. Подготовка материалов для изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

Педагог. Ребята!  Я вижу, с каким нетерпением вы ждете того момента, когда  мы приступим к увлекательному творческому процессу изготовления куклы своими руками! Сейчас мы с вами удобно разложим подготовленный  для работы материал и вспомним  технику безопасности во время работы с ножницами и иглой. (Дети рассказывают правила работы с ножницами и иглой). И пока вы все приготовите, я хочу рассказать вам об идее создания куклы «Донская казачка». Она появилась благодаря нашему творческому объединению «Росинка», в котором мы на своих  занятиях по образовательной программе «Истоки» нашего земляка – дончанина Ивана Александровича Прокопенко изучаем уникальное культурное наследие донского казачества, особенно – быт и традиции донских казаков. Вот так свои представления о донской казачке я воплотила в трогательном образе тряпичной игровой  куклы «Донская казачка».  И такую радость я почувствовала от этого и мне захотелось поделиться ее с вами, ребята. И каждый из вас, ребята, я думаю, свои представления о донской казачке постарается передать   сегодня в образе  куклы «Донская казачка». И у каждого из вас получится своя авторская «Донская казачка»!   Я сама уже сделала много кукол и с удовольствием подарила их своим станичникам!

(Дети раскладывают материал, подготовленный для изготовления куклы.  Комплект материала к занятию  по изготовлению тряпичной куклы дети формируют  заранее).

1. Лоскут белой (светлой) ткани 20х20см. для верхней части туловища куклы.
2. Лоскут цветной ткани 30х30 см. для нижней части туловища куклы.
3. Лоскут цветной или однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 20х20 см.
4. Тесьма красного цвета или полоска ткани красного цвета (повойник) для платка, длина 15 см., ширина 1-2 см.
5. Тесьма цветная или полоска однотонной яркой ткани для пояса завески (фартука, передника), длина 20 см., ширина 2-3 см.   
6. Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.
7. Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).
8. Игла швейная.
9. Ножницы.
10. Вата (50 гр.) для наполнения куклы.

V. Этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение

Технология изготовления  тряпичной игровой куклы «Донская казачка»

Педагог. Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка» очень проста. В основе ее – узелок. В нашей куклу всего два узелка, один узелок – для  верхней части туловища куклы, а второй – для нижней части туловища куклы.  Вы, ребята, ранее обратили внимание на то, что представленные в экспозиции «Виды кукол. Обереговые, обрядовые,  и игровые куклы» куклы обереговые и обрядовые  изготовлены по  технологии «кукла – свертка». А игровые же куклы – по технологии «кукла-узелок».  На основе узелковой технологии, ребята, мы и будем   мастерить  наша игровую куклу «Донская казачка». И так, ребята, приступаем к увлекательному процессу изготовления старинной детской игрушки – тряпичной куклы в нашей маленькой мастерской казачьих ремесел.         

  1. Берем лоскут белой (светлой) ткани для верхней части туловища куклы. В середину кладем плотный комок ваты для изготовления головы куклы. Делаем голову куклы, не допуская грубых складок на лице тряпичной куклы, ниткой перевязываем ткань на месте шеи куклы.
  2. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань, формируя ладони куклы, перевязываем ниткой на расстоянии 2-2,5 см. от края. Получаем руки куклы.
  3. Внутрь верхней части туловища куклы вкладываем немного ваты, формируя верхнюю часть туловища, затем закрепляем ниткой по талии куклы. 
  4. Полоску красной ткани (повойник) повязываем вокруг головы куклы.
  5. Берем лоскут ткани для нижней части туловища. Загибаем на нем по очереди четыре  конца к середине (можно сформировать  круг, обрезав эти лишние концы),  стежком вперед присобираем края,  подтягиваем нитку, получается юбка.
  6. Внутрь получившейся юбки вкладываем вату.
  7. Верхнюю часть куклы вставляем в юбку  и, аккуратно подтягивая нитки, завязываем. Затем пришиваем юбку к талии.
  8. Привязываем ниткой завеску (фартук, передник) кукле, затем  вверху завески (фартука, передника) привязываем поясок.
  9. На голову куклы повязываем платок (или косынку).

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но  и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески ( фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

Готовя материалы для изготовления куклы, следует подбирать так цвета ткани, чтобы они гармонировали друг с другом, тогда кукла будет выглядеть особенно нарядной.

VI. Этап обобщения и систематизации знаний

Выставка кукол, изготовленных своими руками во время  мастер – класса

VII. Контрольный этап занятия

Сравнение результатов творческой работы  по изготовлению тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

Итоговый блок

VIII. Итоговый этап занятия

Оценка успешности занятия.

IX. Рефлексивный этап занятия

Самооценка выполненной работы: изготовление тряпичной игровой куклы «Донская казачка» своими руками.

X. Информационный этап занятия

Определение перспективы деятельности.

Список литературы

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 – 20 веков. – Батайск, 2002.
  2. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. –  М., 2007
  3. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994
  4. Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. – М., 1993
  5. Не от скуки – на все руки. – М., 1994
  6. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.
  7. Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. – Ростов-на-Дону, 2009
  8.  Юрина Н. Игрушки. – М., 1999

Яицкие казаки

Куда печальнее складывалась судьба уральских казаков, которые, не желая изменять своим старообрядческим убеждениям и активно принимая в свои ряды раскольников со всей России, настроили против себя правительство страны, не раз устраивавшего на них гонения.

Отказываясь подчиняться официальной церкви, яицкие казаки бунтовали всякий раз, когда им запрещали молиться в молельных домах, призывая посещать православные храмы. К слову местные атаманы были против сооружения церквей, поскольку в рядах яицких казаков помимо разного рода староверов, таких как поповцы и беспоповцы, дырники и тимофеевцы, служили ламаисты и мусульмане.

Признавая право человека на свободный выбор веры, уральцы уважали традиции приверженцев других религий, и всегда повторяли фразу: «У них — своё, у нас — своё, а государство — то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает».

Чтобы как-то урегулировать ситуацию в 1800 году император учредил старообрядческое направление единоверие, при переходе в которое казаки получили право сохранять древнерусский уклад жизни, вести богослужение по дониконовским книгам и обрядам, но подчиняться Русской православной церкви.

Среди яицкого казачества единоверие вводилось насильственными методами, а тех, кто сопротивлялся молиться в храме по заветам предков, отправляли в ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector