Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

: конспект нод «славянские обрядовые куклы. изготовление народной куклы»

Мария Вдовина
Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»

Конспект занятия НОД

по теме: «Славянские обрядовые куклы».

Изготовление народной куклы»

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Количество детей: 20 человек

Длительность: 25 минут

Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

– совершенствовать навыки игрового взаимодействия

ОО «Речевое развитие»

– воспитывать у детей коммуникативную культуру:

умение вести разговор на заданную тему

– совершенствовать речь как средство общения

ОО «Познавательное развитие»

– содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

-содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности

ОО «Физическое развитие»

-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

– образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

– развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

– воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа

рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.

Материалы:

Лоскуты хлопчатобумажной ткани квадратной, прямоугольной, треугольной формы

трех размеров, синтепон,, белые нитки, красные нитки, коричневые нитки.

В НОД использованы методы:

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ

приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

-Здравствуйте, гости дорогие! Давайте поприветствуем друг друга.

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» – сказали (хором здороваемся)

Проходите …У русского народа гостям всегда рады…

Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! А поговорим мы о нашей Руси – матушке. Давайте, посмотрим презентацию.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.

– А вы знаете когда появилась первая кукла?

Ответы детей:

– Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Еще про Тора:  Тор (Thor ), Персонаж: фото, биография, фильмография, новости

Совершенно верно.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

– На какие группы делятся славянские куклы?

– По своему назначению куклыделятся на три большие группы:

обрядовые;

куклы-обереги;

• игровые.

Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Когда девочке исполнялось пять лет она должна была мастерить кукол сама.

Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол “крутили”, пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

– Ребята, мы с вами тоже делали таких кукол, пожалуйста, расскажите о них.

– Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.

-Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

-Это обережные куколки «Кувадки». Наши предки считали, что эти куколки оберегают новорожденного малыша от нечистой силы. Их вешали над кроваткой младенца, как забавные погремушки, обязательно в нечетном количестве. Делали их из одежды, которую сносили, и перематывали их ниточками, надергаными из ткани. Кувадки просты в изготовлении и могут стать основой для других, более сложных кукол. Они будут прекрасным подарком к разным праздникам или просто украшением.

-Это игровая куколка на счастье. Куколка с толстой длинной косой, символизирующая здоровье и долгую жизнь, на самом деле невеличка – всего 4 – 5 см в высоту. Однако она крепко стоит на ногах, опираясь на свою густую косу, и обещает счастье своей хозяйке.

-Это куколка – стригушка «Десятиручка». Это традиционная обрядовая подарочная куколка девушке на свадьбу. Считалось, что куколка поможет молодой хозяйке справляться с множеством домашних дел. «Десятиручку» можно изготовить из ткани, соломы, липового лыка или из ниток. Эта куколка сделана из соломы.

-Это куколка «Благополучница»,она была небольшого размера: предполагалось, что ее нужно все время держать при себе. Размер куколки – крошки позволяет ее вложить даже в кошелек, чтоб всегда иметь при себе такую помощницу. Внутри куклы спрятана монетка. Монетка внутри куклыдолжна быть с цифрой 5: 5 копеек, 50 копеек.Магия числа пять: Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Это тот вид куклы, которую можно и нужно дарить!

Еще про Тора:  Как сшить красивую куклу текстильную, интерьерную, большеножку, вальдорфскую своими руками: выкройки, инструкции, фото, видео. Как сшить кукле голову и лицо, туловище, руки, ноги: выкройки с описанием, фото

– Куколка «Колокольчик». Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Гости дорогие, много вы знаете про кукол, молодцы, ну а не засиделись ли вы без дела?

Давайте поиграем!

Становитесь в круг…

(Под песню «Клубок»)

(Проводится игра «Уж я улком щла…»

Дети встают в большой круг, держатся за руки.

Цель игры не порвать ниточку).

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

нитка тянется,

Клубок дали-дали-дали,

Нитка доли-доли-доли,

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась…

После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.

Встают обратно в круг со словами.

Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!

Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?

Мы с вами сегодня будем делать несколько куколок.На столах лежат заготовки кукол: кукла «Кувадка», кукла «Благополучница», кукла «Пеленашка» К каждой, есть схема, но так как ребятам будет немного сложно разобраться со схемами, я предлагаю нашим уважаемым гостям присоединиться к творческому процессу. Пожалйуста, проходите, занимайте места.

Давайте вспомним некоторые правила :

Для того чтобы изготовленная кукла несла в себе не только эстетические функции, но и правильно выполняла все возложенные на нее магические действия, мотанку следовало создавать,строго соблюдая основные требования:

• Ни одна из тряпичных кукол-оберегов не имела глаз, носа или рта. Считалось, что изображая черты лица, кукла становилась подвержена черному колдовству. Кроме того создатель такой куклы мог не преднамеренно придать ему сходство с определенным человеком, тем самым вручая его судьбу этой поделке. Чтобы избежать подобного рода негатива, лицо любой куклы-мотанки оставалось чистым.

Традиционно к созданию куколок из отрезов ткани своими руками допускались исключительно женщины: мужчинам зачастую нельзя было даже наблюдать за процессом изготовления оберега. Так как тряпичные куклы несли в себе мощной магический заряд, к их созданию своими руками следовало подходить весьма осознанно и внимательно. Чаще всего этот процесс требовал от девушки особой подготовки и проводился в строго определенное время. Важен был и эмоциональный настрой мастерицы, так как от этого зависела и сила тряпичной куколки.

• Приступать к изготовлению тряпичной куклы своими руками не советовали в большие церковные праздники и по воскресеньям. В процессе создания оберега запрещалось использовать любые острые и режущие предметы, так как, разрезая или прокалывая ткань, терялась магическая сила куклы.

Еще про Тора:  Грузинская мифология. - irina575787 — LiveJournal

• Во многом своей обережной силой тряпичные куклы были обязаны многочисленным узелкам, которые на них завязывались.Поэтому и тут существовали определенные правила: узлов должно было быть четное количество. На каждый такой узелок мастерица могла прочитать заговорные слова, вкладывая в них пожелания благополучия, достатка и удачи для семьи.

• В качестве основы для мотанки используется крест, выполненный из небольших деревянных веточек или щепок. Такая форма куклы-оберега несет в себе сакральный смысл, так как крест издавна считается особым магическим предметом.

• Получившаяся кукла должна нравиться своему владельцу на интуитивном уровне. В этом случае можно говорить о том, что мотанка получила правильный энергетический заряд и сможет с успехом выполнять все возложенные на нее функции.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери весит замок, кто его открыть бы смог.

Мы замочком покрутили, мы замочком постучали,

Потянули и открыли.

Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка

Два боченка под столом,

Вот какой я видел дом.

За работу

Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?

Каких кукол мы с вами делали сегодня?

Почему кукол делали без лица?

Планируемый результат:

– Дети усвоят первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;

– Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

– Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа.

Дальнейшая работа:

– Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси;

– Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *