Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Домашнее задание: ребята, у меня к вам большая просьба. помогите мне подобрать к удмуртским сказкам «лапти –скороходы», « охотник и змея»  русские. и закончить я хочу занятие словами

“Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше  станет”

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "удмуртские гости в татарстане"

Программное содержание:

  • Закрепить знания об удмуртской и татарской национальной
    культуре.
  • Способствовать выразительности речи детей.
  • Развивать коммуникативные умение, положительных эмоции,
    радостные чувства от общения.
  • Упражнять в умении самостоятельно подбирать цвета, исходя
    из особенностей колорита удмуртского и татарского орнамента.
  • Воспитывать доброжелательные отношения к удмуртскому и
    татарскому народу.

Предварительная работа

Знакомство детей с географическим расположением, историей и
народным прикладным искусством татарского и удмуртского народов. Вырезание
орнаментов для аппликации фартуков татарского и удмуртского народов.

Материал: флаги, гербы, национальная одежда, образцы
национальных орнаментов, природа; оборудование для аппликации ножницы, клей, салфетка,
кисточка, заготовки фартуков разной формы удмуртского и татарского народа.

Ход занятия

Воспитатель: Добро пожаловать дорогие гости, милости
просим. Нам сегодня радостно и весело, потому что мы встречаем гостей, как
говорится в русской пословице «Доброму гостью – хозяин рад». К нам
пришли гости из Удмуртии.

1 ребенок: Мы удмурты и наша родина Удмуртия. Это
красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много
лесов, рек, родников. Крупная река Кама берет свое начало в Удмуртии.

2 ребенок: Мы доброжелательные, бережливые люди.
Добрые и вежливые слова: зеч бур – здравствуйте, зеч луя – до свидания, тау –
спасибо.

3 ребенок: Народные умельцы Удмуртии делают ювелирные
изделия из золота и серебра, катают валенки и шьют шляпы, красиво вышивают, режут
по дереву, делают гончарные изделия. В украшении изделий используют рисунки
деревьев, зверей и солнца; геометрические узоры, главный элемент орнамента –
ромб.

4 ребенок: Живем мы в деревянных домах, главное
украшение жилища удмурта – ворота. Распространенное кушанье – каша (жук),
пельмени (пельмянь), овсяной кисель, ржаной хлеб.

5 ребенок: Мы хотим вам загадать наши удмуртские загадки:

У железной мышки два хвоста (иголка)

Желтый клубок за белым скок (лиса и заяц)

На привязи лошадь жиреет (веретено)

6 ребенок: За то, что вы отгадали наши загадки, мы
хотим подарить Вам наш символ – флаг Удмурт. Черный цвет является символом
земли и стабильности. Красный цвет –символ жизни и солнца. Белый – космоса и
чистоты. А восьмиконечный солярный знак является оберегом. Этот знак можно
увидеть на каждом доме у удмуртов. И мы хотим, чтоб этот знак оберегал вас тоже.

Воспитатель: Давайте поиграем в любимую игру удмуртов-
«Водяной». Как «Водяной» по удмуртский?

Дети: «Вумурт».

Игра

Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час посмотреть, который час.
Ты глаза не открывай по одежке узнавай.

7 ребенок: Мы – татары, живем в Татарстане, вежливый,
гостеприимный и доброжелательный народ. Вежливые и добрые татарские слова:

исэнмесез – здравствуйте,
сау булыгыз – до свидания,
рэхмэт
– спасибо,
зинhар – пожалуйста.

8 ребенок: Наши народные промыслы: резьба по дереву,
художественная керамика, ювелирное и золотошвейное искусство: растительные узоры
на калфаках, тюбетейках, жилетах.

9 ребенок: У нас свои традиции и обычаи, своя
национальная кухня: лапша, бэлеш, чак- чак.. Свои праздники : Науруз, Сабан
туе, Карга туе.

10 ребенок: Мы тоже хотим загадать наши загадки:

На крыше дома медведь пляшет (дым).

Старик- шутник
На улице стоять не велит
За нос домой тянет (мороз).

11 ребенок: Мы тоже хотим вам подарить наш флаг: красный
цвет означает – храбрость, борьбу, радость и жизнь; белый цвет – миролюбие и
чистоту; зеленый – на осуществление мечты.

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте поиграем в игру «Чума
урдэк, чума каз».

Чума урдэк, чума каз
Тирэн кулне ярата, ярата,
Алсу узенэ иптэш эзли

Артемны ярата.

Воспитатель: Мы рады нашим гостям. Дети ждали вас с
нетерпением, давайте своими руками сделаем друг другу подарки. ( Делают удмуртский
и татарский фартук и дарят друг другу).

Воспитатель: Как татары благодарят (рэхмэт), удмурты
– (тау). Сегодня на занятие мне понравилась, как вы все занимались. Молодцы!

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «чебурашка»(мбдоу детский сад «чебурашка»)

Технологическая карта

организации совместной образовательной деятельности

дошкольников

Тема «Традиции и обычаи удмуртского народа»

Воспитатель: С. А. Дерендяева

п. Балезино 2022г.

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности дошкольников

Ф. И. О. педагога: Дерендяева Светлана Александровна Должность воспитатель

Полное название ОУ : Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Образовательная область познавательное развитие Тема «Традиции и обычаи удмуртского народа»

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Примерная основная образовательная программа : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – Москва; 2022 год.

Характеристика группы: в группе 21 человек (11 девочек и 10 мальчиков). Возраст детей от 5 до 6 лет. Группа полного дня – с 7.00 до 17.30. Большая часть детей группы находятся в едином коллективе с первой младшей и со второй младшей группы.

У всех детей сформированы и развиты навыки самообслуживания, основные знания и умения. Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором.

Оборудование: Удмуртский народный костюм для взрослого; фартуки из бумаги (на каждого ребенка); краски гуашевые; кисточки на каждого ребенка; сундучок с замком; ключ; кукла в народном костюме; мелодии удмуртских народных песен; иллюстрации быта удмуртов; иллюстрации орнаментов; ноутбук; видеозапись «Как жили удмурты»;

Цель совместной образовательной деятельности : вызвать интерес к удмуртским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Задачи:

1. Создать условия для получения детьми знаний о традициях и обычаях удмуртского народа;

2. Формировать интерес и уважение к народной культуре;

3. Обогащать словарный запас детей (орнамент, рукодельница);

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;

5. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, самостоятельность.

6. Приобщать детей к устному народному творчеству : удмуртской народной игре «Растяпа»

В образовательной области Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

Познавательное развитие Проявляет интерес к новым знаниям и умениям. Проявляет интерес к предметам старинного удмуртского быта.

Еще про Тора:  Кельтский молот тора

Речевое развитие Использует в речи слова: орнамент, рукодельница. Отвечает на вопросы педагога, употребляет в речи сложные предложения.

Художественно – эстетическое развитие Знают удмуртские национальные орнаменты. Используют орнаменты для украшения фартука.

Физическое развитие Принимает активное участие в игре.

Этапы совместной деятельности Задачи этапа Формы взаимодействия Организация взаимодействия педагога с детьми Планируемый результат (в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО)

Деятельность педагога (методы и приемы)Деятельность воспитанников

Вводный (организующий) этап Подвести (мотивация) детей к образовательной деятельности. Формировать интерес к предстоящей совместной образовательной деятельности. Коммуникативная игра

Ситуативный разговор Здоровается с детьми на удмуртском языке.

Давайте поздороваемся друг с другом как – нибудь необычно.

Коммуникативная игра

Здравствуй, солнце ясное!

Здравствуй, весна красная!

Небу синему – привет!

Всем хотим мы дать совет:

Чтобы день удачным был,

Чтобы каждый вас любил,

Не сердитесь, не ругайтесь,

А почаще улыбайтесь!

Обращает внимание детей на свой костюм. Как вы думаете кто я? Какой национальный костюм на мне?

– удмуртский.

А где мы все с вами живем?

– В Удмуртии.

– Я с собой принесла сундучок. Только открыть его не могу, ключ потерялся. Организация : дети стоят в кругу вместе с воспитателем.

Дети выполняют действия в соответствии со словами.

Дети поднимают вверх правую руку

Поднимают левую руку.

Скрещивают руки над головой.

Протягивают руки вперед, затем ставят на пояс.

Отводят правую, затем Левую руку в сторону

Грозят пальцем.

Протягивают ладони вперед.

Организация : дети стоят в кругу вместе с воспитателем

Ответы детей: русская, Светлана Александровна. Удмуртский, русский, татарский.

Ответы детей: В Балезино, России.

Ответы детей: надо его найти. Проявляет любознательность, активность, готовность к предстоящей деятельности, внутренняя мотивация на деятельность.

Основной (практический) этап – формировать элементарные представления об истории удмуртов через реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции)

– познакомить с понятиями «орнамент», «предки».

– закрепить знания детей об удмуртских народных играх.

– познакомить детей с элементами удмуртского узора.

– оформить бумагу в форме фартука элементами удмуртской росписи.

– Тогда, чтобы найти ключик отправимся в прошлое сундучка.

Включить видеозапись «Как жили удмурты»

Обсуждение с детьми по увиденному.

Обращает внимание детей на иллюстрации удмуртской избы. Что это?

Так выглядела в старину изба удмуртов. Что вы еще видите? Как была обставлена изба.

А что было главным местом в избе?

О печке говорят: «Печь всему голова». Давайте подумаем почему так говорят?

– Да правильно

– Удмуртский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях –

Что сажали обычно весной удмурты?

А осенью убирали весь урожай дружно, с песнями. Проводился праздник в честь сбора урожая.

На котором удмурты пели, танцевали и конечно играли.

-Проводится игра «Растяпа». Объяснить правила игры.

А как вы думаете как удмурты одевались на праздник?

Посмотрите как выглядела одежда удмуртов.

Эти узоры назывались – «орнамент»

Какие цвета чаще используются в одежде у удмуртов.

Какие «орнаменты» использовались для украшения костюмов? Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, расческа, коромысло, речка, рога барана. (показ узоров)

– А где хранилась одежда?

– Правильно, в сундуке. И у меня есть сундучок. Вот мы и нашли ключик. Откроем судучок?

Тогда помогайте мне. (проводиться пальчиковая гимнастика). Приготовили ручки

На сундуке висит замок. Кто бы мне его открыть помог.

Пальцы мы соединили

Постучали, покрутили

Растянули и открыли

-Вот наш замочек и открылся.

Давайте откроем сундук и посмотрим, что лежит там.

Звучит удмуртская народная мелодия.

Достает куклу в удмуртском костюме.

– Ребята, а во что нарядилась наша кукла?

-А чем украшен костюм?

– Что же ещё в сундуке?

(Достаю трафареты – фартуки)

– Ребята посмотрите что это?

-А какие они?

-Ребята, давайте поможем куколке, украсим ее фартуки так, как это делали в старину наши предки. Только мы будем украшать не нитками с иголкой и тесьмой, а мы для этого будем использовать краски.

– Садимся в нашу творческую мастерскую, за столы.

Приступаем к работам.

Звучит спокойная удмуртская народная мелодия.

А теперь ребятки, вместе со своими фартуками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по группе, пусть все полюбуются на вашу работу. Звучит веселая мелодия

Молодцы, все справились с работой хорошо. Устроим выставку чуть позже, когда работы подсохнут. Организация : дети стоят вокруг стола, где стоит ноутбук.

Ответы детей Квартира, печка, изба.

Ответы детей Стол, стулья, сундук, скамейка, половики

Ответы детей печь

Ответы детей греет, на ней готовят еду, освещает.

Ответы детей сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу.

Организация : Дети стоят в кругу по двое: один впереди, другой – сзади. Один ребенок остается в кругу – «растяпа».

Как только звучит удмуртская мелодия, «растяпа» начинат плясать. Танцуя, проходит по кругу и движениями приглашает всех впереди стоящих следовать за ним, повторяя его движения. Каждый приглашенный заходит в круг и начинает танцевать.

Оставшиеся в наружном кругу хлопают в ладоши. Музыка внезапно останавливается, и каждый, кто танцевал, старается менять место за теми, кто стоит во внешнем кругу. Кто остался без пары, встает в середине круга. Остальные дружно скандируют: «Спляши!» Все повторяется сначала.

Организация : дети стоят полукругу вместе с воспитателем перед доской с иллюстрациями.

Ответы детей нарядно, красиво

Ответы детей У удмуртов мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А рубаху подпоясывали. А удмуртские женщины ходили в платьях, фартуке с вышивкой удмуртского узора и монисто. На голове платок.

Ответы детей Любимый цвет в узорах – красный в сочетании с чёрным и синим.

Ответы детей Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды.

Ответы детей в шкафу, в сундуке.

Организация : дети стоят в кругу вместе с воспитателем

Ответы детей да

Выполняют движения под текст.

Замочек из ладошек

Постучать, покрутить

Растянуть ладони и открыть

Ответы детей платье, платок

Ответы детей вышивкой, узорами.

Ответы детей конфеты, одежду

Ответы детей фартуки

Ответы детей бумажные, белые, не украшенные.

Ответы детей Да

Организация : дети садятся за столы

Украшают фартуки

дети рисуют

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Участвуют в совместных играх. Проявляет интерес к информации. Проявляет инициативу и самостоятельность в творческой деятельности.

Еще про Тора:  Бог грома Тор. Молот Тора Мьелльнир | Скандинавские мифы

Заключительный этап Закреплять полученные и имеющиеся знания. Формировать элементарные навыки самооценки Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуальная работа. – Что вы сегодня узнали нового?

Что вам понравилось больше всего?

Для чего это пригодится нам в будущем?

Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии? Ответы детей как одевались удмурты.

Как жили. В какие игры играли.

Ответы детей играть в игру, рисовать.

Ответы детей в школе, когда будем рисовать.

Ответы детей как играли, рисовали фартук, используя удмуртские узоры. Осознает себя как участник познавательного творческого процесса. Может использовать речь для выражения своих мыслей.

Нагнулась береза к старику и заговорила человечьим голосом:

– Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо – все у тебя будет.

Старик испугался, даже топор из рук выронил.

«Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!» – подумал старик. Не тронул он березу.

Слайд № 4

Вернулся домой и говорит старухе :

«Принес бы я тебе хороших полешек на лучину, да береза вдруг начала просить человечьим голосом:

«Не трогай меня, старик! Что тебе надо – все у тебя будет». Ну, я и послушался» 

Подполье- яма под полом где хранятся овощи

Физ минутка

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руСценарий развлечения в старшей и подготовительной группе. Путешествие в страну сказок и загадокКонспект занятия «Мы в Удмуртии живем». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руИгровая программа для подготовительной группы детского садаКонспект занятия «Мы в Удмуртии живем». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руКонспект игрового занятия по английскому языку с дошкольниками по теме «May Day»Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руСценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы

Слайд 1

В одной деревне старик со старухою жили. Сильно они бедствовали, хлеба ели не досыта.

Собрала как-то старуха последние дровишки – печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет

Говорит старуха старику:

– Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби березу – лучины запасем.

Слайд № 2

Старик взял топор и поплелся в лес.

Стал для рубки березу высматривать. 

Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую березу.

Слайд № 10

Стало старику так радостно, так весело, что  забыл все прежнее горе да нужду. « Ну – думает,- теперь всегда сыты будем!»

Слайд № 11

А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:

– Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота!

Ударила его коромыслом и выгнала вон.

Бедный старик повесил голову и опять поплелся в лес.

Подошел к березе, поклонился ей и стал причитать:

– Красавица береза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует два сундука золота…

– Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет, – сказала береза

Слайд № 12

Пошел старик. Подошел он к избе, заглянул в окно и видит – сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки.

А монетки так и сверкают, так и поблескивают!

Зашел он в избу, смотрит – возле стола два сундука стоят, золотом полны.

Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.

– Надо спрятать золото понадежнее, чтобы никто не увидел! – говорит старуха.

– Надо, надо! – отвечает старик. – Не то узнают, что у нас так много золота, – просить будут или отнимут!

Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе.

Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не дает им покоя ни днем ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки.

Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала.

Говорит она старику:

– Иди, старик, к своей березе, попроси у нее, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!

Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел красивую березу, поклонился ей и стал просить:

– Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!

Слайд № 13

Зашумела береза листьями, зашевелила ветками,

сказала старику:

– Иди, старик, домой: что просишь, то и будет!

Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!

Вернулся старик домой, открыл двери.

– Ну, – говорит, – обещала береза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!

Слайд № 14

 И только сказал, как покрылись и сам он, и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли – только зарычали громко.

Так-то вот и стали они оба медведями.

Словарная работа

Слайд № 5

А! Не хочет береза, чтобы ее рубили, – закричала старуха, – так поди наломай ее веток – нашим ягнятам корм будет!

И прогнала старика обратно в лес

Слайд № 6

Подошел он к березе, поклонился и сказал:

– Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!

– Не руби меня, – говорит береза, – и ветки мои не ломай. А что просит старуха – все у нее будет!

Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться.Пришел домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!

– Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!

Слайд № 7

А старуха как накинется на него:

– Почему только лучину у березы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай проси дров!

С бранью да с криками выгнала старуха старика из дому.

Старик взял топор и опять в лес пошел. Доплелся до березы, поклонился ей и стал просить:

– Дай мне, красавица береза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!

– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – говорит ему береза.

Старик обратно домой отправился.

Слайд № 8

Подошел к дому, глянул – диву дался: полон двор дров!

Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:

Слайд № 9

– Почему только дров у березы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай муки проси!

– Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.

Еще про Тора:  как кратко описать картину В.Васнецова "нестор летописец"​ - Школьные

Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.

– Делай, – кричит, – что тебе приказано!

Взял старик топор и опять в лес пошел. Пришел, поклонился красавице березе и стал причитать:

– Красавица ты моя, белая береза! Старуха опять прислала меня к тебе – муки просить. Если хочешь, помоги, дай сколько-нибудь!

– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – ласково сказала береза.

Старик обрадовался, скорее домой зашагал.

Вернулся он, пошел в амбар. Не верится ему, что у него будет мука.

Вошел, глядь – амбар полон мукой доверху!

Ход занятия

Дети заходят в группу. Воспитатель показывает большую красивую коробку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сюрприз я нашла сегодня в группе! Хотите знать, от кого она?

Дети: Да!

В. : Эту посылку нам доставили из Удмуртии! Кто знает, где находится Удмуртия? Покажите на карте России. Правильно! Эта республика находится в России. С посылкой пришло письмо. Его написал герой удмуртских сказок Лопшо Педунь.

Лопшо Педунь пишет, что в посылке подарок из Удмуртии, но чтобы её открыть, нужно выполнить несколько заданий. Каждое выполненное задание откроет цифру и мы узнаем код от замка, и откроем посылку.

1 задание.

Дети подходят к мольберту. Воспитатель выкладывает из конверта содержимое и размещает на мольберте.

В. : Лопшо Педунь прислал нам изображение флага и герба Удмуртии. А также гимн своей республики. Он просит нас с ними познакомиться. Посмотрите на флаг. Какого он цвета?

Д. : Красный, белый, черный.

В. : Какой узор в середине флага? На что это похоже? (ответы детей) Как и все флаги, удмуртский флаг имеет свое значение. Черный цвет это символ земли и стабильности, красный цвет -солнца и символ жизни, белый – символ космоса и чистоты нравственных устоев. Восьмиконечный знак является оберегом (оберегает человека от несчастий).

Удмуртский герб немного похож на флаг, в чём вы видите сходство?

Д. : Такие же цвета, знаки – обереги.

В. : Верно, только герб круглый и представляет собой щит, на котором изображен лебедь. Значение цветов вы уже знаете, а вот лебедь (человек-лебедь) является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.

А теперь прослушаем гимн удмуртской республики (звучит запись гимна). Как бы вы описали эту музыку? О чем в этой песне поётся, как вы думаете? (ответы детей)

В: Ну вот мы и выполнили первое задание, А чтобы узнать первую цифру кода, ответьте на вопрос от Лопшо Педуня: сколько знаков-оберегов изображено на флаге Удмуртии?

Д. : Один!

В. : Молодцы! Вот и первая цифра кода. На удмуртском это звучит как «ОДЫК»(дети повторяют)

2 задание.

В. : Во втором задании вам нужно угадать, в какой удмуртской игре есть название этого овоща? (на картинке изображена капуста)

Д. : Это игра – «Капустная голова»!

В. : Давайте в неё поиграем! Считалочкой выбираем сторожа и капусту.

Дети произносят удмуртскую считалку :

Ик-чук, гондыр Кук,

Беки-буки, тук.

Ход игры

Капуста встает на корточки на носочках, а сторож стоит рядом, положив руку на капустную голову. Остальные игроки на расстоянии 2-3 шагов уходят в сторону. Сторож делает вокруг капусты несколько кругов. Потом кричит: ”Капуста поспела!” После этих слов все подбегают к капусте и стараются дотронуться рукой.

Сторож одной рукой держит голову капусты, другой рукой старается заляпать игроков. После того, как кого-то заляпал, кричит ”Поймал вора!”. Пойманный становится сторожем, а сторож – капустой. Если сторож не уберег капусту и все игроки затронули капусту, то сторож с капустой меняются местами.

В. : А теперь задание от Лопшо Педуня. Чтобы узнать вторую цифру кода, ответьте: сколько водящих в игре «Капустная голова»?

Д. : Два водящих – сторож и капуста!

В. : Правильно! Вторая цифра кода – 2! Запомните, по-удмуртски это звучит так – «КЫК».

3 задание.

В третьем задании нам необходимо познакомиться с бытом удмуртов, их национальными инструментами и одеждой. Приглашаю вас сесть и внимательно посмотреть слайды.

Просмотр презентации «Национальный быт удмуртов»

Следующую цифру кода вы узнаете, если вспомните, сколько музыкальных инструментов было на слайдах.

Д. : Три!

В. : Верно! На удмуртском три – это «КУИНЬ»! (дети повторяют)

4 задание.

В. : Теперь посмотрим, что же ещё мы должны сделать. Лопшо Педунь хочет, чтобы мы тоже сделали ему подарок. Он очень любит играть в игру с платочком, он про неё расскажет нам в следующем письме, но он потерял свой платочек и просит нас прислать ему новый.

На мольберт выставляются образцы удмуртских узоров. На столе разложены различные узоры для наклеивания. Дети вспоминают их названия, приклеивают по очереди понравившийся узор к платочку.

После завершения работы дети рассматривают платочек и заворачивают его в конверт.

В. : Теперь на конверт нужно приклеить марки с изображением удмуртских символов (герба и флага, чтобы письмо пришло по назначению.

Дети из предложенных воспитателем вариантов выбирают нужные марки и приклеивают их на конверт.

В. : Ну вот вы и справились с заданием, теперь скажите, сколько уголков у платочка, который мы украсили?

Д. : У платочка четыре уголка!

В. : Это и есть наша следующая цифра! По-удмуртски четыре звучит как «НЬЫЛЬ»(дети повторяют)

В. : А теперь последнее задание от Лопшо Педунь. Вспомните удмуртскую игру с мячом.

Д. : «Тупен но котырес гожен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector