Конспект занятия в подготовительной группе «Посиделки. Мифы и легенды Удмуртского народа». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

: конспект занятия в подготовительной группе «посиделки. мифы и легенды удмуртского народа»

Татьяна Коробейникова
Конспект занятия в подготовительной группе «Посиделки. Мифы и легенды Удмуртского народа»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 269»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Посиделки. Мифы и легенды Удмуртского народа»

(в формах, специфических для детей дошкольного возраста)

Ф. И. О. педагога: Коробейникова Татьяна Анатольевна

Должность: воспитатель первой категории

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) :

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 269»

Ижевск 2020г.

Цель: систематизировать знания детей о мифах и легендах Удмуртов.

Задачи:

1. обобщить знания детей о мифах и легендах удмуртского народа;

2. продолжить прививать интерес к национальной культуре, взаимопонимания и поддержки;

3. воспитывать чувство любви к малой Родине;

4. расширить представления детей о героях удмуртских мифов и легенд;

5. формировать умение отвечать полными предложениями, обогащать словарь детей новыми словами.

Интеграция образовательных областей:

1. «Познавательное развитие» :

– развитие любознательности;

– формирование познавательных действий;

– развитие воображения;

– уточнение первичных представлений о мифах и легендах удмуртского народа.

2. «Социально-коммуникативное развитие» :

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости.

3. «Речевое развитие» :

– овладение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря словами на удмуртском языке.

Оборудование и материалы:

– ноутбук, проектор, экран для проектора;

– мультимедийная презентация, иллюстрации героев легенд, макеты (фигурки героев легенд, горы, холмы, деревья, облака, озера);

Предварительная работа:

– чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий – разделы о мифах и легендах удмуртского народа; (приложение 1)

– рассматривание иллюстраций с изображением героев удмуртских мифов;

– объяснение новых удмуртских слов; (приложение 2)

– обучение способу плетения пояска – детали удмуртской одежды;

– просмотр мультфильма «Кылдысин»;

– работа с родителями: тематические вечера, изготовление тематических папок, мастер – класс по изготовлению куклы-оберег, изготовление игрушек – героев удмуртских мифов и легенд.

Звучит удмуртская народная мелодия. Дети входят в группу.

В: Ребята, посмотрите, полон дом гостей. Гости к нам добрые пришли. Умные глаза, добрые сердца. А мы тоже и добры и умны. Здравствуйте гости званные, гости желанные.

Дети приветствуют присутствующих гостей:

Д: Здравствуйте гости, доброе утро!

В: А гости-то к нам приехали непростые. Это наши земляки. А кого же мы можем назвать земляками на земле Удмуртской?

Д: Земляки – это значит, живем на одной земле, на земле Удмуртской.

В: А вы знаете, как удмурты приветствуют друг друга?

Д: зечбуресь гажано куноос, чырткемесь, умоесь.

В: В какую хороводную игру, с использованием удмуртских слов, можно поиграть?

Д: Вумурт.

Игра: Дети образуют круг и выбирают водящего считалкой.

«Вумурт, вумурт, что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку, поиграем в шуточку!

Ты глаза не открывай,

По одежке узнавай!»

Водящий закрывает глаза, его кружат и направляют на игрока в круге. Водящий закрытыми глазами должен угадать, кто перед ним стоит. (играют 2 раза).

В: (после завершения игры) А кто же такой вумурт?

Д: – Вумурт – это водяной.

В: А где же, по преданиям удмуртов, живут вумурты?

Д: Вумурты живут в глубине больших рек и т. д.

В: Да, ребята. Вумурт – это мифический герой. А каких героев мифов и легенд удмуртского народа вы еще знаете?

Д: Я знаю Инмара,

– я знаю Вукузё;

– я знаю алангасаров и т. д.

На экране – слайд с надписью «Мифы и легенды удмуртского народа»

В: Ребята, вы назвали много героев мифов и легенд удмуртского народа. А все ли мы знаем о них?

Д: Нет, не все.

В: Предлагаю проверить, что мы знаем о мифах и легендах удмуртов.

Для этого нам надо присесть на стульчики. ….У меня есть волшебная коробочка, в которую мы будем складывать наши знания (воспитатель показывает прозрачную коробочку). Знания будем обозначать камушками. А по окончании нашего занятия посмотрим, много ли у нас знаний в этой области.

В: А как же нам туда попасть?. (думает). Я вспомнила, у нас есть времяскок. Это такой прибор, который помогает перенестись в далекое прошлое. Вы готовы?

Д: Да, готовы!

В: Тогда встаньте около стульчиков, закройте глаза!

Д: (закрывают глаза и проговаривают слова).

«Покружись, повернись, в далеком прошлом окажись!»

На экране появляется слайд с изображением Инмара.

В: Ребята, а кто это?

Д: Это Инмар!

В: Что же с удмуртского языка означает его имя?

Д: Само его имя состоит из слов «ин» – небо и «мар» – что. То, что в небе, и есть Инмар.

На экране появляется слайд, на котором расшифровывается слово «Инмар».

В: Правильно. Но не зря же он появился сегодня у нас в гостях. Наверно, куда-то он нас приглашает… Проверим?

Д: Да, прверим!

В: Тогда вперед, к островам знаний!

Воспитатель обращает внимание детей на столы (острова знаний, которые находятся в группе. И ведет к столу с сине-голубой скатертью. На столе стоит коробка, в которой лежат картонные фигурки с изображением Инмара и Вукузё, облака, солнце, ковш с золотой ручкой.

В: Ребята, какая-то коробка на столе? О чем же нам может рассказать содержимое этой коробки?

Воспитатель открывает коробку. Дети видят фигурки, облака, солнце.

В: Ребята, что же это? Почему здесь все эти предметы? Солнце, облака и многое другое?

На экране появляется слайд – картинка с изображением Инмара и Вукузё.

Д: Изначально были только небо, вода и солнце.

По ходу рассказа детей воспитатель расставляет картинки и фигурки и обращает внимание детей на экран.

Д: На небе жил Инмар, в воде Вукузё.

По ходу рассказа дети расставляют фигурки на столе.

В: Вы сказали Инмар и Вукузё. А кем был Инмар?

Д: Инмар был хозяином неба;

Д: Инмар – создатель земли, труженик.

В: Как интересно. А кто же такой Вукузё?

Д: Вукузё – это младший брат Инмара;

Д: Вукузё – это хозяин воды;

В: Чем же занимались Инмар и Вукузё?

Д: Инмар черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтобы они не высыхали от солнца.

В: А Вукузё?

Д: Вукузё целыми днями сушил свою зеленую бороду, вешал конец бороды на облако, а сам ложился на воду и отдыхал.

В: И что же произошло дальше, ребята?

Д: Надоело Инмару поливать облака и велел он Вукузё нырнуть поглубже в воду, чтобы достать земли со дна.

В: Как у вас все хорошо получается! Значит мы уже знаем Инмара и Вукузё. А это первый камушек в нашу коробочку знаний.

Воспитатель кладет камушек в коробочку.

В: А для чего же понадобилась земля Инмару?

Д: Земля нужна стала Инмару, чтобы сотворить на ней жизнь!

В: Как же все-таки появилась земля?

Д: Попросил Инмар достать Вукузё землю со дна. Но не понравилось хозяину воды, что Инмар помешал ему бороду сушить и затаил на него обиду.

Д: Нырнул Вукузё на дно, взял две пригоршни земли: одну отдал Инмару, а другую спрятал за щеку;

Д: Инмар бережно принял землю, которую Вукузё достал со дна, положил на ладонь, разровнял. Дождался, когда она подсохнет, а потом начал сдувать ее во все четыре стороны.

В: И ЭТО мы знаем! Еще один камушек!

Воспитатель добавляет камушек в коробочку и обращает внимание детей на второй стол, на котором лежит коричневая скатерть. На столе стоит коробка. В ней фигуры: макеты гор, озер, прудов.

В: Ух, какая гладкая, да ровная! Почему же она получилась такой?

Д: Когда земля упала на воду, она стала разбухать и расти – разрастаться. Ее становилось все больше и больше. Земля получилась гладкая, как сковорода. Не было ни гор, ни холмов, ни оврагов.

В: А эта коробка для чего здесь находится?

Воспитатель открывает крышку и берет макеты.

Д: И та земля, которую Вукузё припрятал за щеку, тоже начала разбухать и расти. Росла, росла – чуть голову не разнесла. Но вовремя Вукузё догадался плюнуть со всей силы.

В: И что же случилось?

Д: Разлетелась земля в разные стороны, упала на ровную землю Инмара горами, кочками, холмами.

В: А что же Инмар?

Д: Инмар даже не заметил, что земля изменилась. Увидел только тогда, когда горы царапали облака, рвали и мяли их, потому что небо висело очень низко над водой.

Воспитатель раскладывает фигуры гор по ходу рассказа детей.

В: Вот какая земля получилась! Есть на ней и горы и овраги, озера и холмы! И вот какой вывод получился: если бы не пытался Вукузё хитрить, то людям досталась бы совершенно ровная земля – без возвышенностей и низин, без гор и болот.

На экране слайд – изображение гор, холмов, озер.

А это значит, что мы можем еще один камушек положим в нашу коробочку знаний!

Воспитатель добавляет камень в коробочку.

В: Ребята, а кто мне скажет, для чего же Инмар решил землю достать со дна?

Д: Инмар решил достать землю для того, чтобы сотворить живность.

Еще про Тора:  Материал по конструированию, ручному труду: Мастер-класс для педагогов кукла-оберег: «Капустка» | Социальная сеть работников образования

Воспитатель обращает внимание детей на третий стол. На столе лежит коробка. В ней находятся фигурки животных: собака, коза, картонные фигурки алангасаров, вумуртов.

В: И что придумал Инмар?

Д: Инмар придумал заселить землю великанами.

Д: Но дело-то новое, неизвестное для Инмара. И он решил сначала сотворить животное поменьше. Из кочек больших и маленьких сделал фигуру, поставил. Решил назвать ее собакой. Инмар вдохнул в нее жизнь и собака залаяла.

В: Итак, на земле появилась собака!

На экране слайд – картинка собаки.

В: А это еще один камень в нашу копилку знаний. Но вы сказали, что у Инмара была другая задумка – создать великанов. Как же это случилось?

Д: Инмар решил взять две горы: одну большую, другую поменьше. Долго он трудился. Наконец закончил свое творение и назвал их мужчина и женщина.

На экране слайд – великаны.

В: Ребята, а это были уже живые создания?

Д: Нет. Когда Инмар захотел оживить их, то вспомнил, что не взял с собой разум. Какие же великаны без разума? Пришлось Инмару возвращаться на небо, взял коробочку с разумом и спустился на землю.

Д: Вдохнул Инмар жизнь в великанов, а про разум позабыл. Ушли великаны без разума. А коробочка так и осталась лежать на земле. Со временем великанов стали называть алангасарами.

В: Добавлю еще один камень! Вы так много рассказали о хозяине неба – Инмаре, а что же хозяин воды Вукузё?

Д: Вукузё подглядывал за Инмаром, учился, старался запомнить, что и как делал Инмар, чтобы сотворить кого-нибудь. Пошел в лес. Нашел деревянную чурку, хворостины. Соединил все это и получилось нечто, похожее на собаку. Вукузё решил, что не может повторяться за Инмаром, и приделал своему творению рожки и бороду из корешков.

На экране слайд – картинка козы.

В: И как же это творение ожило?

Д: Инмар одобрил работу Вукузё и оживил это творение. Так на земле появилась коза.

В: Ребята, да ведь это еще один камушек в нашу коробочку знаний!

Воспитатель кладет камень в коробку.

В: Ой, а у нас в коробке еще что-то лежит?

Д: Это вумурт – водяной! Второе творение Вукузё!

В: Из чего же сотворил Вукузё своих вумуртов?

Д: Вукузё достал со дна реки корягу, самую большую и крученую. Потом стал прикладывать к ней водоросли и мох, сделал светящиеся в темноте глаза. Вышло страшилище. И так сотворил их несколько.

На экране слайд – картинка вумуртов.

В: Для чего же вумурты были сотворены Вукузё?

Д: Хозяин воды сотворил вумуртов, чтобы они верно служили Вукузё, пугали и ссорили людей на земле, и чтобы каждый из них приносил человеку зло.

В: Это были существа разумные, ребята?

Д: Нет. Когда Вукузё решил одарить вумуртов разумом, он вспомнил о коробочке, которую оставил Инмар на земле. И решил он по маленьким частицам спрятать разум в земле, в воде, а остальное развеять по ветру. И маленькую щепотку вложил в вумуртов.

В: Таким образом, появились вумурты. Можно положить еще один камушек в нашу копилку знаний?

Д: Да, можно!

Воспитатель кладет камень в коробочку.

В: Ребята, а что же случилось с алангасарами?

Д: Алангасары жили на земле, огромными руками ловили рыбу, резвились: вытаскивали вумуртов за волосы из воды, бились на кулаках, сражались вырванными с корнем деревьями, стреляли из луков. А стрелами для них служили большие сосны. Так они развлекались, потому что не было у них разума.

На экране слайд – картинка алангасаров.

В: А как же появились люди?

Д: Однажды, ползая в лесу, частичку разума нечаянно подобрал малыш алангасаров. Он не знал, что попало ему в рот и съел. Стал он беспокойным и любознательным. Рос мало, а знал много. В охоте ему не было равных, и поспорить любил со старшими. Не нравился он остальным и выгнали его из племени. От него и пошли люди.

На экране слайд – картинка людей.

В: Можно ли нам положить еще один камушек в коробочку?

Д: Да!

Воспитатель кладет камушек.

В: Вот какие вы молодцы! А куда же подевались алангасары?

Д: Алангасары ушли на север. Там и настигла их зима. Все они замерзли от сильных морозов. Со временем они превратились в горные глыбы.

На экране слайд – картинка гор.

В: Вот сколько много мы уже знаем! (воспитатель показывает на коробочку). Но у нас остался еще один островок знаний, на котором тоже что-то лежит. Подойдем к нему?

Воспитатель приглашает детей подойти к четвертому столу (острову знаний) с зеленой скатертью. На нем – еще одна коробка, в которой лежат фигурки людей, фигурки Кылдысина и Куазь, макет избы, макет огорода (грядки, деревья, колосья, колодец.

В: Итак, ребята, появился человек разумный!

На экране слайд – картинка жизнедеятельности людей.

В: Раз человек жил в лесу, он охотился, добывал себе еду. Человек пахал землю, обрабатывал ее, занимался бортничеством (пчеловодством). А что же делал Инмар в это время?

Д: Инмар в это время наблюдал за людьми с неба. Видел, что им очень тяжело целый день трудиться. Тогда хозяин неба выбрал из людей самого трудолюбивого и сделал его своим помощником на земле. Назвал его Кылдысином.

На экране слайд – картинка Кылдысина.

Воспитатель расставляет фигурки по ходу рассказа детей.

В: Хорошо. Кылдысин является еще одним высшим божеством удмуртов. В молитвах, обращенных к Кылдысину, люди просят о хорошем урожае, о том, чтобы домашняя живность приносила хороший приплод. Мы вспомнили еще одного героя мифов, а это значит, можем добавить еще один камушек в нашу копилку. Согласны, ребята?

Д: Согласны!

Воспитатель добавляет камушек в копилку.

В: А какой же урожай без хорошей погоды? Какое высшее божество управляло явлениями природы?

Д: Явлениями природы управлял Куазь – повелитель погоды и атмосферных явлений.

На экране слайд – изображение Куазь.

В: Молодцы. И снова камушек в копилку! Вот сколько знаний мы поместили в нашу копилку. Ох и интересное у нас получилось путешествие!

В: Ну как, наполнилась наша коробочка знаниями или еще нет?

Д: Нет!

В: А теперь предлагаю снова воспользоваться времяскоком и вернуться в наше время. Проходите, пожалуйста, к своим стульчикам – это была отправная точка нашего путешествия.

На экране дети видят слайд, на котором изображены три высших божества удмуртов : Инмар, Кылдысин, Куазь.

Воспитатель берет в руки игрушку – времяскок и поворачивает его. Дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя, проговаривая слова:

– покружись, повернись, в нашем времени окажись!

Дети открывают глаза.

В: Присаживайтесь, ребята.

Воспитатель обращает внимание на коробочку с камнями.

В: Ребята, в эту коробочку мы набрали много знаний о мифах и легендах удмуртского народа. Много?

Д: Да!

В: Вот как много. А как вы думаете, все ли мы знаем?

Д: Нет, не все!

В: А кто хочет узнать?

Д: Я, я, я…

В: Я вам расскажу…. Когда, в какие далекие времена это случилось, сказать никто не может, но только само собой разумеется, что и алангасаров уже на свете не было, и Инмар с Кылдысином не появлялись больше людям. Именно тогда-то и поселилось на высоком берегу реки Камы племя людей.

Нашим предкам часто приходилось отстаивать свои земли от врагов. Русские и удмурты славились сильными и смелыми людьми. Таких людей любили, о них складывали песни. У русских это были богатыри: Илья Муромец, добрыня Никитич и Алеша Попович.

На экране слайд – картинка трех богатырей.

И среди удмуртовмного преданий о богатырях-батырах: Донды, Идна, Гурья.

На экране слайд – картинка с изображением батыров.

О героях-богатырях народ сочинял былины.

Былины – героические песни о богатырях, которые передавались от поколения к поколению.

Выродились сказочные великаны, землю заселили обыкновенные люди. Воспитатель бросает камень в коробочку.

Рефлексия:

В: Ребята, как вы думаете, не зря мы сегодня путешествовали в мир мифов и легенд удмуртского народа?

Д: Да, не зря.

В: Вы так много знали (воспитатель показывает руками – много, да я вам добавила немного знаний (показывает). Как вы считаете, теперь-то мы все знаем?

Воспитатель показывает неполную коробочку с камнями.

Д: Нет!

В: Да, коробочка – то не полная! Наверно, есть еще что-то, чего мы не знаем. А где, откуда можно узнать?

Д: От взрослого;

Д: Из телевизора;

Д: Из книги, энциклопедии;

Д: Из интернета.

В: Молодцы. А сейчас самый трудный вопрос, для самых умных голов. Приготовились?

В: Как вы думаете, а зачем нужно знать столько много?

Д: Нужно много знать, чтобы использовать знания в жизни;

Д: Еще надо много знать, чтобы делиться этими знаниями с друзьями.

В: Да, знания очень нужны человеку. Человек, владеющий знаниями, может многого добиться в жизни…. Ну, молодцы! Вы хорошо поработали, а мы потом еще узнаем. К нам Анастасия Михайловна пришла (музыкальный руководитель, предлагаю немножко размяться.

Музыкальная разминка: подвижная игра с платком «Шаль кышет».

В: Ребята, у нас ведь есть подарки нашим гостям! Это браслеты – удмуртские обереги, которые защитят наших гостей от опасности, принесут удачу во всех начинаниях, придадут физические силы. Подарим?

Еще про Тора:  Куклы-обереги: куклы из дерева, соломы, ниток, ловушки снов, желанницы.

Д: Да!

Дети дарят гостям браслеты, которые сами сплели.

В: Вот и закончилось наше занятие. Ну как, гости дорогие, понравилось вам у нас?

Бог вортуг

Очень много сведений есть в мифологии о Воршуде. Оказывается, воршуды – духи, охранявшие людей от злых сил, покровительствующие семейному счастью и приносящие радость в дом. По сути, воршуды – это такие домовички, живущие в специальной воршудской коробке.

Такую коробку обязательно ставят в каждом доме, а также в святилище (куале). Удмурты так уважали своего домового, что постоянно одаривали его своими подношениями, бросая в короб и монеты, и дорогие шкурки белки, и другие ритуальные предметы. Для восхваления Воршуда при первом удобном случае в разные дни и на праздники читали молитвы.

Этот добрый дух появляется в разных образах. Чаще всего он не олицетворен, но бывают случаи, когда он приобретает образ гуся, но с серебрянным клювом, или огромного быка, у которого золотые роги. Он бывает даже человеком и не перестает удивлять другими интересными образами.

Бог инмар

Мы уже знаем, что Инмар в мифах вотяков представляет верховного бога, творца Вселенной. Удмуртам было легко принять христианство, поскольку Инмар сразу же приобрел образ Бога-Отца. Это верховное божество всегда было предвестником чего-то хорошего в жизни удмуртов.

 Удмуртский народ знает, если искренне помолиться и попросить в Инмара урожая, то он его обеспечит. А еще с такой же просьбой можно обратиться к другим божествам, какими в мифах являются Кылдысин, Куазь, Инву.

Существует поверье, что создавая Вселенную, бог Инмар приказал злому богу Керемету (Шайтану) окунуться в воды мирового океана и достать на самом дне землю, взять ее в рот и поднять наверх. Керемет был очень хитрый и решил утаить частицу добытой земли для себя.

Верховный бог Инмар сначала не знал, какие живые существа создать на земле, поэтому занялся созданием алангасаров (великанов), а только позже создал человека. После появления людей на земле великанов не стало. Когда в Удмуртии распространяется христианская религия, то мифические божества сливаются с образом бога.

Инмар, как верховное божество, очень похож на славянского бога Сварога.  Именно они и у славян, и у удмуртов олицетворяют сотворение Вселенной. Инмар имеет своих двойников в религиях разных народов. Боги, схожие своими именами и предназначением, оказывается, есть у всех северных народов.

В своем отношении к Инмару удмурты всегда придерживаются одного мнения. Во всех мифах Инмар выступает в образе доброго божества и творца всего прекрасного на земле.

Бог кылдысин

Давайте познакомимся ближе еще с одним главным божеством в триаде удмуртских богов. Кылдысин – это бог плодородия. Он покровитель женщины-матери, урожая, всего живого на земле. Так сложилось, что продолжение рода человеческого, его выживание на земле, зависело от благосклонности именно этого божества.

Ученые доказали, что имя бога произошло от удмуртского названия создателя и творца – кылдись. Окончание «ин», скорее всего, обозначало в давние времена женщину, роженицу, продолжательницу рода. В принципе, никто не знает, на каком месте в древности находился этот бог, но уже в 20 веке ученые доказали его важную роль после верховного бога Инмара.

Другие боги удмуртов

Не надо забывать о том, что удмурты имели и других почитаемых богов. К ихним верховным языческим божествам принадлежал покровитель атмосферных явлений Куазь, защитник всей местности, где расселялись удмурты – Мудор, божество, покровительствующее небесным водам, ниспадающим на землю в виде дождя и снега – Инву.

Свои божества удмурты очень уважали, изображая в виде идолов. Археологи находят древнейшие деревянные и серебряные скульптуры.  И на этом имена удмуртских богов не заканчиваются. Их насчитывают не меньше 40. У них, судя по мифам, существовала строгая иерархическая лестница.

Конечно, на верху этой лестницы находились верховные божества во главе с главным богом Инмаром. Удмуртский народ, исповедуя языческую религию, обожествляли все явления природы, душевные переживания и необъяснимые явления. Поэтому у них, кроме богов, было очень много духов.

О многих из них мы уже упоминали, среди них были добрые духи: Толпери – дух ветра, Коркамурт (Корка кузё) — домовой, Гидкуамурт (Гид кузё, гидмурт) — усадебный человек или хлевник, Мунчомурт (Мунчо кузё) – банный человек, By мумы (мать воды), Пызеп мумы, Чупчи мумы (матери рек Пызеп и Чупчи)

, Вожо мумы (мать летнего и зимнего солнцестояния); Музъем мумы (мать земли), Пужмер мумы (мать инея и ветра); Ин мумы (мать неба), Шунды мумы (мать солнца), Толэзь мумы (мать луны), Гудыри мумы (мать грома) Инву мумы (мать небесной воды). Очень интересно, что многие божества и духи имели женское начало. Это означало, что удмуртский народ почитал женщину – прародительницу и обожествлял ее.

А есть мифические существа, несущие зло: Кыль, Кутёсь, Мыж, насылавший болезнь и порчу порчу, Чер – злой дух эпидемий, Вукузё – водяной, Тэлькузё — леший, Ягпери — дух бора, насылающий болезни. Люди боялись их и почитали еще больше, чем добрых, чтобы они не наслали беду на род человеческий.

Мифические существа удмуртов

Изучая удмуртскую мифологию, мы находим не только имена верховных богов, но и знакомимся с многими более низкими существами. К ним относятся дух воды – Вумурт, покровитель жилища домашних животных – Гидмурт, лесной дух – Нюэлсмурт, покровитель ветров – Толпери, хранитель домашнего очага – Коркамурт, дух дубового леса – Ягпери, дух, обитающий в поле – Лудмурт и другие.

Обожествляли удмурты и те явления, которые приносили им несчастья и болезни, заносили в душу страх и недоверие. Одним из таких страшных существ, которые считались врагами человека, стал Палэсмурт, так называемый «получеловек». А еще в древних удмуртских сказаниях встречаются огромные по размерам существа – Алангасары и зэрпалы, которые могли навредить человеку даже своими размерами.

Сценарий мероприятия, посвященного вечерним посиделкам удмуртов

Цели и задачи мероприятия:

  1. Познакомить детей с культурой, бытом
    удмуртского народа.
  2. Вспомнить, чем занимались удмурты длинными
    зимними вечерами.
  3. Познакомить со старинными ремёслами удмуртов.
  4. Выучить и запомнить новые слова.

На сцене декорация, примерно
приближённая к старинной удмуртской избе:
скамейка, деревянный стол с резными ножками. На
столе скатерть вышитая вручную. В уголочке
иконка, вокруг обвешенная белым полотенцем или
специально вышитым (обросазь кышетом).

В уголочке прялка с шерстью. За прялкой сидит
бабушка и прядёт. В уголочке возле печки дедушка
лапоть плетёт. Рядом отец валенки штопает.
Девушки кто на спицах вяжет, кто крючком кружева
плетёт, кто вышивает. Кто-то тусь (корыто)
делает, сеть (калтон) плетёт. Кто-то
маленького ребёночка баюкает. Мероприятие
сопровождается мультимедийной презентацией.

Ведущий:

– Шулдыр жытэн, эшъёсы. Туннэ асьмеос
тодматиськом удмуртъёслэн эшшо одиг
йылолэнызы-жыт пуконэн. Туала вакытэ нокинлэн но
йыраз уз шуккы малпаськыны, ма меда солы кароно
шуыса кузесь тол жытъёсы. Телевизор, книгаос,
компьютер, портэм клубъёс, городын кафеос,
ресторанъёс вань. Ма вераса но уд быдты. Нош
вашкала вакытэ со номыр но ой вал, соин ик
удмуртъёс кузесь тол уйёсты ог-огзы дорын
черодэн пукыса ортчытъяло вылэм. Нош кызьы но ма
меда ужало вылэм соос, туннэ асьмеос тодыны но,
мукетъёсызлы возьматыны но тыршом.

(Добрый вечер, друзья. Сегодня мы с вами
познакомимся со старинным обычаем удмуртов –
вечерними посиделками. В наше время никому даже в
голову не придёт задуматься о том, как же
скоротать ему длинный зимний вечер. Есть
телевизор, книги, компьютеры, магнитофоны,
видеоприставки для просмотра фильмов, разные
клубы, в городах можно сходить в театры, кино,
концерты, кафе, рестораны, дискотеки. Да
бесконечное множество развлечений. А в старину
ничего этого не было. И чтобы не было скучно,
удмурты вечерами по очереди собирались друг у
друга. А вот чем и как они занимались, сегодня мы
постараемся узнать и показать).

Осэ йыгаськем кылиське.

(Слышится стук в дверь, заходят в дом все, кто
пожелал прийти на вечерние посиделки).

Односельчане:

– Буро жытэн, корка кузёос. (- Добрый вечер,
дорогие хозяева!)

– Умесь! (- Здравствуйте!)
– Чырткемесь!
– Зечбуресь!
– Шудбур та коркан улисьёслы. (- Счастья жителям
этого дома).

Хозяева:

– Пыре, пыре, матэ кариське. (- Заходите,
проходите).

– Эн возьдаське, дорады кадь луэ. (- Не
стесняйтесь, будьте как дома).

Корка пукыны лыктэмъёс пуксё, интыясько. (Пришедшие
рассаживаются, смотрят кто чем занимается).

– Эшъёс, туннэ мон городысь берти, кутъёсме
вузаны ветли, базарын пукыкум выль кыл кылыса
берти, тодам ваё али ик (йырберзэ кормаса), а
польклор.
– Фольклор, шу.
– Озьы, озьы.

Ведущий:

– Фольклор кылэз шуак уд вера, малы ке шуоно со
удмурт но, зуч кыл но овол. Со англи кыл. Калык
полын ымысь ыме, пельысь пеле верамез чеберлыко
калык кылос (устной калык творчество) шуо. Мукет
сямен – удмурт фольклор но шуыны луоз. Фольклор
берыктиське “калык визь” шуыса. Татчы пыро
портэм произведениос: кырзанъёс, выжыкылъёс,
мадиськонъёс, жог веранъёс, легендаос,
пословицаос но мукет.

Устной творчествоя тодиськом калыклэсь
вашкала дыръя улэмзэ, солэсь историзэ но туннэ
нуналъёссэ. Со улонысь люкыны быгатылиз чеберзэ
но уродзэ, умойзэ но укылтэмзэ.

(Слово фольклор сразу и не скажешь, птому что
это слово не удмуртское, и не русское, а
английское. Раньше не умели писать ичитать,
поэтому никто ничего не записывал, а всё
передавали из уст в уста. Передаваемое народом из
уст в уста называется устным народным
творчеством. По другому-удмуртский фольклор.
Фольклор буквально переводится с английского
языка как “народная мудрость”. Сюда входят
разные произведения: песни, сказки, загадки,
скороговорки, легенды, пословицы и другое.

Еще про Тора:  Эскиз молот тора

Из устного народного творчества мы узнаём
прошлую жизнь народа, его историю и настоящее.
Фольклор умел делить красивое и некрасивое,
чистое и грязное , доброе и злое в жизни).

1 гость:

– Удмурт фольклорын тужгес но бадзым инты
басьто выжыкылъёс. (В удмуртском фольклоре
большое место занимают сказки).

2 гость:

– Нош ма со сыче выжыкыл? (Что такое выжыкыл?)
– Это сказка. Сказка –это такое устное
сказание, где есть что-то удивительное,
волшебное.
– Сказки (выжыкылъёс) бывают разные: о
животных, волшебные, социально-бытовые.

Ведущий:

Туннэ тодматскомы “Ачиз ветлись кут” удмурт
выжыкыллэн люкетэныз. Нош ти вераны кулэ, кыче та
выжыкыл. (Нылпиос возьмато “Ачиз ветлись кут”
удмурт калык выжыкылъя инсценировкаез).

Сегодня мы познакомимся с фрагментом из сказки
“Лапти-самоходы”. А вы потом скажете, к какой
сказке она относится. (Дети показывают
фрагмент сказки “Лапти-самоходы”).

Ведущий:

– Малы дышетеэ та выжыкыл? (Чему учит эта
сказка?)

– Кыче та выжыкыл? (Какая эта сказка?)

В волшебных сказках народ воплощал свои мечты о
том, как бы облегчить свою жизнь, улучшить его. В
этом ему помогали различные вещи, наделённые
волшебной силой.

А тех, кто хочет жить за счёт других, на
готовеньком, высмеивает.

Ведущий:

– Выжыкылъёс сяна фольклоре пыро на
исаськонъёс. Азьло вакытэ пинал муртэ буйгатыны
конфетъёс ойвал, сои ник небыт исаськон
пиналлэсь мылкыдзэ юн, сэзь карыны юрттэ вал.

(Кроме сказок в фольклор входят и дразнилки.
Раньше, когда не было конфет и сладостей, трудно
было успокоить плачущего ребёнка. Поэтому
придумывали дразнилки добрые, которые помогали
тем, кого дразнят, становиться крепче духом и
волей).

1 пинал:

– Петыр – котыр корка котыр,
Синьыс чырты, мушко йыр.

2 пинал:

– Олён – палён бутылка,
Чуштыр – паштыр попадья.

3 пинал:

– Таня-баня растабаня,
Табаньдэ мыным но вай.

4 пинал:

– Онди-ванди, курка ванди,
Одиг шапык силь сии,
Сизьым тусьты вир потти.

Ведущий:

– Удмуртъёс туж тунсыко керетыны выро на.
ещё удмурты очень интересно ругаются. Давайте
послушаем некоторые!)

1 пинал: – Чужон кук! (Метёлкина
ножка).

2 пинал: – Долкам чабак. (Удивлённая
лягушка).

3 пинал: – Нюлымтэ кунян. (Невылизанный
телёнок).

4 пинал: – Урмем кион. (Бешеный волк).
5 пинал: – Мунчо кузе. (Хозяин бани).
6 пинал: – Миндэр кук. (Подушкина ножка).
7 пинал: – Зызы курег. (Худая курица).

Ведущий:

– Фольклоре пыро на кырзанъёс но шудонъёс.
Асьмеос трос гинэ соосты тодиськом. Ойдолэ-ай, “Зазег
уя”
шудонмес шудыса возьматом. (К фольклору
относятся ещё песни и игры. Давайте-ка мы с вами
поиграем в игру “Гусь плывёт да…”).

(Нылпиос “Зазег уя” шудонэз – кырзанэз
возьмато. Дети показывают игру “Гусь плывёт
да”).

– Ойдолэ, “сукыр такаен” шудом на! (Давайте
в “слепого барана” ещё поиграем!)

– Ойдолэ!
– Мон лыдзись луо!

– Ала-така, была-така,
Кырыж ката, гын така.
Чили, Мали, чимали,
Кин оз сюры со потоз.

Корка шорын “сукыр така” сылэ, синмыз кышетэн
думемын. Сое куинь пол бергато, нош шудисьёс
портэм пала пазьгисько. “Сукыр така” шудисьёсты
кутыны турттэ. Кинэ шедьтэ, со “сукыр така” луэ.(Посреди
дома стоит “слепой баран”, глаза завязаны
платком. Его три раза прокручивают, а игроки
разбегаются по сторонам. “Слепой баран”
пытается поймать их. Кого находит, тот становится
“слепым бараном”.

– Но табере “сисьмем картошкаен” шудом!
теперь поиграем в “гнилую картошку”).

Ваче ки кутскыса, пиналъёс круге султо но
берганы кутско: нырысь лябгес, собере золгес но
золгес. Пограмез шудонысь потэ. (Дети берутся за
руки и начинают кружиться., вначале медленно,
затем быстрее и быстрее. Кто валится, выбывает из
игры).

– Ойдолэ, табере, “витен шудонэз” шудом!
– Ойдолэ!

Пиналъёс вить парен султо круге. Арганчи
шудэмъя ваче бызьылыса ветло. Арган куара
чузъяськемысь шуак дугдэ, кыкез пинал круг шоры
кыле, пиналъёс соосты серекъяло: “Шунянь!” но
эктыны куро.

(Дети в пять пар встают в круг. Под звуки
гармошки бегают парами. Внезапно гармошка
перестаёт играть, одна пара остаётся в середине
круга, дети их дразнят: “Растяпа!” и просят
потанцевать).

Ведущий:

– Тини озьы олома сярысь но вераськыса,
выжыкылъёс вераса, шудыса, кырзаса, портэм
киужъёсын вырыса ортчытъяло вылэм кузесь тол
уйёссэс вашкала удмуртъёсмы. Нош али кырзалом на
нунымылы изён гур “Чагыр-чагыр дыдыке” но “Лымы
тодьы” удмурт калыклэсь самой яратоно кырзанзэ
но туннэ понна гуртъёсамы бертом ини. Чуказе нош
пумиськом Жакы апайёс дорын.

(Так вот и коротали далёкие предки удмуртов
длинные зимние вечера: вели беседы на разные
темы, играли в свои игры, пели, танцевали и
конечноже, занимались рукоделием, ткали, пряли,
валяли валенки, делали деревянную посуду, плели
корзины, лапти, туески из прутьев и бересты…А
сейчас споём на прощание колыбельную для вашего
ребёнка и самую любимую песню удмуртов “Лымы
тодьы” и сегодня пойдём уже по –домам. А завтра
вечером мы соберёмся у Жакы апай).

Уже кутэм литература (Использованная
литература):

  1. “Удмурт шудонъёс”. Л.Н.Михайлова. Вордскем кыл,
    №5, 1995 год.
  2. “Ньылети классын лыдзиськон урокъёс”.
    Л.Н.Ложкина. Вордскем кыл, № 5, 1995 год.
  3. Кенеш, № 10-11, 1998 год.
  4. Кенеш, № 5-6, 200 год.
  5. “Ялыке!” (“Приходите, гости дорогие!”).
    Составитель Т.Перевозчикова. Издательство
    “Удмуртия”, Ижевск, 1984 год.
  6. “Вае кырзалом, эшъёс”. “Удмуртия”
    издательство, Ижевск, 1977 год.

Удмуртские жрецы

Во времена господства языческой религии в удмуртов самым почитаемым сословием были жрецы. Это сословие как-то сумело сохраниться, не смотря на принятие народом христианской веры. Главным жрецом стал восясь, заклинателем выступал утись, резником был парчась, знахарем – туно и тёро.

Но все же основными посредниками между людьми и божествами были жрецы восясь и утись. Восясь совершал молитву богам, его избирали на этот пост на целых двенадцать лет, а если он заслуживал уважения, то и на всю жизнь. Интересно, что жрецами старались выбирать людей с рыжими волосами. Считалось, что именно рыжеволосых уважают и любят боги.

Главными ритуальными предметами у жрецов был головной убор и спускающиеся на плечи березовые ветки. И неудивительно, ведь в Удмуртии береза занимала особое место в жизни людей, поэтому все в этом дереве считалось священным.  И тот, кто обращался к богу, обязательно имел в руках или на одежде березовую ветку.

И наконец, утись занимался заклинанием. У него были помощники, специализирующиеся на конкретном действии. Кто-то убивал животных для жертвоприношения, кто-то поддерживал огонь в жертвенном костре и т.д. Те слова, с которыми итись обращался к богу, были и молитвой, и просьбой, и магическим ритуальным действием, а назывались они куриськоны.

Кроме жрецов, в языческой религии были люди – Туно, занимающиеся колдовством, знахарством и шаманством.

Жрецы, кроме того, что мы о них уже знаем, делились на две группы. Одна из них поклонялась верховному богу Инмару только днем, а другая молилась его противоборствующей злой силе Луду ночью. Важно то, что эти такие разные группы жрецов не разделяются на черных и белых, между ними нет вражды и ненависти.

Просто каждый из них выполняет свою миссию на земле. Люди одинаково преклонялись и уважали жрецов, понимая, что мир держится на двух основах, им правит изначально доброе и злое начало. Сами жрецы из разных сословий предпочитают не соприкасаться в разных жизненных ситуациях, у них никогда не бывает смешанных браков.

Место, где удмуртские жрецы осуществляют жертвоприношения и поклоняются богам, называют Куала. Это такой дом из деревянных бревен, покрытый двускатной крышей. Чаще всего, его строят где-то в лесу или там, где живет жрец. Именно в этом доме прославляют богов, приносят им жертву и проводят другие ритуальные действия в конкретные дни.

В язычников есть не только куала, но и иные священные места, куда, к примеру, традиционно выбрасывают одежду усопшего, встречают весну, проводят жертвоприношение домашней птицы. Есть даже священные рощи (луд), где растут только священные деревья. Здесь, конечно, есть береза, хвойные деревья, рябина и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector