Конспект занятия в подготовительной группе «Посиделки. Мифы и легенды Удмуртского народа». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

: конспект занятия в подготовительной группе «посиделки. мифы и легенды удмуртского народа»

Татьяна Коробейникова
Конспект занятия в подготовительной группе «Посиделки. Мифы и легенды Удмуртского народа»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 269»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Посиделки. Мифы и легенды Удмуртского народа»

(в формах, специфических для детей дошкольного возраста)

Ф. И. О.педагога: Коробейникова Татьяна Анатольевна

Должность: воспитатель первой категории

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования):

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 269»

Ижевск 2020г.

Цель: систематизировать знания детей о мифах и легендах Удмуртов.

Задачи:

1. обобщить знания детей о мифах и легендах удмуртского народа;

2. продолжить прививать интерес к национальной культуре, взаимопонимания и поддержки;

3. воспитывать чувство любви к малой Родине;

4. расширить представления детей о героях удмуртских мифов и легенд;

5. формировать умение отвечать полными предложениями, обогащать словарь детей новыми словами.

Интеграция образовательных областей:

1. «Познавательное развитие»:

– развитие любознательности;

– формирование познавательных действий;

– развитие воображения;

– уточнение первичных представлений о мифах и легендах удмуртского народа.

2. «Социально-коммуникативное развитие»:

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости.

3. «Речевое развитие»:

– овладение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря словами на удмуртском языке.

Оборудование и материалы:

– ноутбук, проектор, экран для проектора;

– мультимедийная презентация, иллюстрации героев легенд, макеты (фигурки героев легенд, горы, холмы, деревья, облака, озера);

Предварительная работа:

– чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий – разделы о мифах и легендах удмуртского народа; (приложение 1)

– рассматривание иллюстраций с изображением героев удмуртских мифов;

– объяснение новых удмуртских слов; (приложение 2)

– обучение способу плетения пояска – детали удмуртской одежды;

– просмотр мультфильма «Кылдысин»;

– работа с родителями: тематические вечера, изготовление тематических папок, мастер – класс по изготовлению куклы-оберег, изготовление игрушек – героев удмуртских мифов и легенд.

Звучит удмуртская народная мелодия. Дети входят в группу.

В: Ребята, посмотрите, полон дом гостей. Гости к нам добрые пришли. Умные глаза, добрые сердца. А мы тоже и добры и умны. Здравствуйте гости званные, гости желанные.

Дети приветствуют присутствующих гостей:

Д: Здравствуйте гости, доброе утро!

В: А гости-то к нам приехали непростые. Это наши земляки. А кого же мы можем назвать земляками на земле Удмуртской?

Д: Земляки – это значит, живем на одной земле, на земле Удмуртской.

В: А вы знаете, как удмурты приветствуют друг друга?

Д: зечбуресь гажано куноос, чырткемесь, умоесь.

В: В какую хороводную игру, с использованием удмуртских слов, можно поиграть?

Д: Вумурт.

Игра: Дети образуют круг и выбирают водящего считалкой.

«Вумурт, вумурт, что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку, поиграем в шуточку!

Ты глаза не открывай,

По одежке узнавай!»

Водящий закрывает глаза, его кружат и направляют на игрока в круге. Водящий закрытыми глазами должен угадать, кто перед ним стоит. (играют 2 раза).

В: (после завершения игры) А кто же такой вумурт?

Д: – Вумурт – это водяной.

В: А где же, по преданиям удмуртов, живут вумурты?

Д: Вумурты живут в глубине больших рек и т. д.

В: Да, ребята. Вумурт – это мифический герой. А каких героев мифов и легенд удмуртского народа вы еще знаете?

Д: Я знаю Инмара,

– я знаю Вукузё;

– я знаю алангасаров и т. д.

На экране – слайд с надписью «Мифы и легенды удмуртского народа»

В: Ребята, вы назвали много героев мифов и легенд удмуртского народа. А все ли мы знаем о них?

Д: Нет, не все.

В: Предлагаю проверить, что мы знаем о мифах и легендах удмуртов.

Для этого нам надо присесть на стульчики. ….У меня есть волшебная коробочка, в которую мы будем складывать наши знания (воспитатель показывает прозрачную коробочку). Знания будем обозначать камушками. А по окончании нашего занятия посмотрим, много ли у нас знаний в этой области.

В: А как же нам туда попасть?. (думает). Я вспомнила, у нас есть времяскок. Это такой прибор, который помогает перенестись в далекое прошлое. Вы готовы?

Д: Да, готовы!

В: Тогда встаньте около стульчиков, закройте глаза!

Д: (закрывают глаза и проговаривают слова).

«Покружись, повернись, в далеком прошлом окажись!»

На экране появляется слайд с изображением Инмара.

В: Ребята, а кто это?

Д: Это Инмар!

В: Что же с удмуртского языка означает его имя?

Д: Само его имя состоит из слов «ин» – небо и «мар» – что. То, что в небе, и есть Инмар.

На экране появляется слайд, на котором расшифровывается слово «Инмар».

В: Правильно. Но не зря же он появился сегодня у нас в гостях. Наверно, куда-то он нас приглашает… Проверим?

Д: Да, прверим!

В: Тогда вперед, к островам знаний!

Воспитатель обращает внимание детей на столы (острова знаний, которые находятся в группе. И ведет к столу с сине-голубой скатертью. На столе стоит коробка, в которой лежат картонные фигурки с изображением Инмара и Вукузё, облака, солнце, ковш с золотой ручкой.

В: Ребята, какая-то коробка на столе? О чем же нам может рассказать содержимое этой коробки?

Воспитатель открывает коробку. Дети видят фигурки, облака, солнце.

В: Ребята, что же это? Почему здесь все эти предметы? Солнце, облака и многое другое?

На экране появляется слайд – картинка с изображением Инмара и Вукузё.

Д: Изначально были только небо, вода и солнце.

По ходу рассказа детей воспитатель расставляет картинки и фигурки и обращает внимание детей на экран.

Д: На небе жил Инмар, в воде Вукузё.

По ходу рассказа дети расставляют фигурки на столе.

В: Вы сказали Инмар и Вукузё. А кем был Инмар?

Д: Инмар был хозяином неба;

Д: Инмар – создатель земли, труженик.

В: Как интересно. А кто же такой Вукузё?

Д: Вукузё – это младший брат Инмара;

Д: Вукузё – это хозяин воды;

В: Чем же занимались Инмар и Вукузё?

Д: Инмар черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтобы они не высыхали от солнца.

В: А Вукузё?

Д: Вукузё целыми днями сушил свою зеленую бороду, вешал конец бороды на облако, а сам ложился на воду и отдыхал.

В: И что же произошло дальше, ребята?

Д: Надоело Инмару поливать облака и велел он Вукузё нырнуть поглубже в воду, чтобы достать земли со дна.

В: Как у вас все хорошо получается! Значит мы уже знаем Инмара и Вукузё. А это первый камушек в нашу коробочку знаний.

Воспитатель кладет камушек в коробочку.

В: А для чего же понадобилась земля Инмару?

Д: Земля нужна стала Инмару, чтобы сотворить на ней жизнь!

В: Как же все-таки появилась земля?

Д: Попросил Инмар достать Вукузё землю со дна. Но не понравилось хозяину воды, что Инмар помешал ему бороду сушить и затаил на него обиду.

Д: Нырнул Вукузё на дно,взял две пригоршни земли: одну отдал Инмару, а другую спрятал за щеку;

Д: Инмар бережно принял землю, которую Вукузё достал со дна, положил на ладонь, разровнял. Дождался, когда она подсохнет, а потом начал сдувать ее во все четыре стороны.

В: И ЭТО мы знаем! Еще один камушек!

Воспитатель добавляет камушек в коробочку и обращает внимание детей на второй стол, на котором лежит коричневая скатерть. На столе стоит коробка.В ней фигуры: макеты гор, озер, прудов.

Еще про Тора:  Скандинавская мифология: Тор - бог грома ::

В: Ух, какая гладкая, да ровная! Почему же она получилась такой?

Д: Когда земля упала на воду, она стала разбухать и расти – разрастаться. Ее становилось все больше и больше. Земля получилась гладкая, как сковорода. Не было ни гор, ни холмов, ни оврагов.

В: А эта коробка для чего здесь находится?

Воспитатель открывает крышку и берет макеты.

Д: И та земля, которую Вукузё припрятал за щеку, тоже начала разбухать и расти. Росла, росла – чуть голову не разнесла. Но вовремя Вукузё догадался плюнуть со всей силы.

В: И что же случилось?

Д: Разлетелась земля в разные стороны, упала на ровную землю Инмара горами, кочками, холмами.

В: А что же Инмар?

Д: Инмар даже не заметил, что земля изменилась. Увидел только тогда, когда горы царапали облака, рвали и мяли их, потому что небо висело очень низко над водой.

Воспитатель раскладывает фигуры гор по ходу рассказа детей.

В: Вот какая земля получилась! Есть на ней и горы и овраги, озера и холмы!И вот какой вывод получился: если бы не пытался Вукузё хитрить, то людям досталась бы совершенно ровная земля – без возвышенностей и низин, без гор и болот.

На экране слайд – изображение гор, холмов, озер.

А это значит, что мы можем еще один камушек положим в нашу коробочку знаний!

Воспитатель добавляет камень в коробочку.

В: Ребята, а кто мне скажет, для чего же Инмар решил землю достать со дна?

Д: Инмар решил достать землю для того, чтобы сотворить живность.

Воспитатель обращает внимание детей на третий стол. На столе лежит коробка.В ней находятся фигурки животных: собака, коза, картонные фигурки алангасаров, вумуртов.

В: И что придумал Инмар?

Д: Инмар придумал заселить землю великанами.

Д: Но дело-то новое, неизвестное для Инмара. И он решил сначала сотворить животное поменьше. Из кочек больших и маленьких сделал фигуру, поставил. Решил назвать ее собакой. Инмар вдохнул в нее жизнь и собака залаяла.

В: Итак, на земле появилась собака!

На экране слайд – картинка собаки.

В: А это еще один камень в нашу копилку знаний. Но вы сказали, что у Инмара была другая задумка – создать великанов. Как же это случилось?

Д:Инмар решил взять две горы: одну большую, другую поменьше. Долго он трудился. Наконец закончил свое творение и назвал их мужчина и женщина.

На экране слайд – великаны.

В: Ребята, а это были уже живые создания?

Д: Нет. Когда Инмар захотел оживить их, то вспомнил, что не взял с собой разум. Какие же великаны без разума? Пришлось Инмару возвращаться на небо, взял коробочку с разумом и спустился на землю.

Д: Вдохнул Инмар жизнь в великанов, а про разум позабыл. Ушли великаны без разума. А коробочка так и осталась лежать на земле. Со временем великанов стали называть алангасарами.

В: Добавлю еще один камень! Вы так много рассказали о хозяине неба – Инмаре, а что же хозяин воды Вукузё?

Д: Вукузё подглядывал за Инмаром, учился, старался запомнить, что и как делал Инмар, чтобы сотворить кого-нибудь. Пошел в лес. Нашел деревянную чурку, хворостины. Соединил все это и получилось нечто, похожее на собаку. Вукузё решил, что не может повторяться за Инмаром, и приделал своему творению рожки и бороду из корешков.

На экране слайд – картинка козы.

В: И как же это творение ожило?

Д: Инмар одобрил работу Вукузё и оживил это творение. Так на земле появилась коза.

В: Ребята, да ведь это еще один камушек в нашу коробочку знаний!

Воспитатель кладет камень в коробку.

В: Ой, а у нас в коробке еще что-то лежит?

Д: Это вумурт – водяной! Второе творение Вукузё!

В: Из чего же сотворил Вукузё своих вумуртов?

Д: Вукузё достал со дна реки корягу, самую большую и крученую. Потом стал прикладывать к ней водоросли и мох, сделал светящиеся в темноте глаза. Вышло страшилище. И так сотворил их несколько.

На экране слайд – картинка вумуртов.

В: Для чего же вумурты были сотворены Вукузё?

Д: Хозяин воды сотворил вумуртов, чтобы они верно служили Вукузё, пугали и ссорили людей на земле, и чтобы каждый из них приносил человеку зло.

В: Это были существа разумные, ребята?

Д: Нет. Когда Вукузё решил одарить вумуртов разумом, он вспомнил о коробочке, которую оставил Инмар на земле. И решил он по маленьким частицам спрятать разум в земле, в воде, а остальное развеять по ветру. И маленькую щепотку вложил в вумуртов.

В: Таким образом, появились вумурты. Можно положить еще один камушек в нашу копилку знаний?

Д: Да, можно!

Воспитатель кладет камень в коробочку.

В: Ребята, а что же случилось с алангасарами?

Д: Алангасары жили на земле, огромными руками ловили рыбу,резвились: вытаскивали вумуртов за волосы из воды, бились на кулаках, сражались вырванными с корнем деревьями, стреляли из луков. А стрелами для них служили большие сосны. Так они развлекались, потому что не было у них разума.

На экране слайд – картинка алангасаров.

В: А как же появились люди?

Д: Однажды, ползая в лесу, частичку разума нечаянно подобрал малыш алангасаров. Он не знал, что попало ему в рот и съел. Стал он беспокойным и любознательным. Рос мало, а знал много. В охоте ему не было равных, и поспорить любил со старшими. Не нравился он остальным и выгнали его из племени. От него и пошли люди.

На экране слайд – картинка людей.

В: Можно ли нам положить еще один камушек в коробочку?

Д: Да!

Воспитатель кладет камушек.

В: Вот какие вы молодцы! А куда же подевались алангасары?

Д: Алангасары ушли на север. Там и настигла их зима. Все они замерзли от сильных морозов. Со временем они превратились в горные глыбы.

На экране слайд – картинка гор.

В: Вот сколько много мы уже знаем! (воспитатель показывает на коробочку). Но у нас остался еще один островок знаний, на котором тоже что-то лежит. Подойдем к нему?

Воспитатель приглашает детей подойти к четвертому столу (острову знаний) с зеленой скатертью. На нем – еще одна коробка, в которой лежат фигурки людей, фигурки Кылдысина и Куазь, макет избы, макет огорода (грядки, деревья, колосья, колодец.

В: Итак, ребята, появился человек разумный!

На экране слайд – картинка жизнедеятельности людей.

В: Раз человек жил в лесу, он охотился, добывал себе еду. Человек пахал землю, обрабатывал ее, занимался бортничеством (пчеловодством). А что же делал Инмар в это время?

Д: Инмар в это время наблюдал за людьми с неба. Видел, что им очень тяжело целый день трудиться. Тогда хозяин неба выбрал из людей самого трудолюбивого и сделал его своим помощником на земле. Назвал его Кылдысином.

На экране слайд – картинка Кылдысина.

Воспитатель расставляет фигурки по ходу рассказа детей.

В: Хорошо. Кылдысин является еще одним высшим божеством удмуртов. В молитвах, обращенных к Кылдысину, люди просят о хорошем урожае, о том, чтобы домашняя живность приносила хороший приплод. Мы вспомнили еще одного героя мифов, а это значит, можем добавить еще один камушек в нашу копилку. Согласны, ребята?

Еще про Тора:  Молот Тора в Красноярске. Купить Капли Молот Тора для потенции в аптеке Красноярска: цена 990 руб.

Д: Согласны!

Воспитатель добавляет камушек в копилку.

В: А какой же урожай без хорошей погоды? Какое высшее божество управляло явлениями природы?

Д: Явлениями природы управлял Куазь – повелитель погоды и атмосферных явлений.

На экране слайд – изображение Куазь.

В: Молодцы. И снова камушек в копилку! Вот сколько знаний мы поместили в нашу копилку. Ох и интересное у нас получилось путешествие!

В: Ну как, наполнилась наша коробочка знаниями или еще нет?

Д: Нет!

В: А теперь предлагаю снова воспользоваться времяскоком и вернуться в наше время. Проходите, пожалуйста, к своим стульчикам – это была отправная точка нашего путешествия.

На экране дети видят слайд, на котором изображены три высших божества удмуртов: Инмар, Кылдысин, Куазь.

Воспитатель берет в руки игрушку – времяскок и поворачивает его. Дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя,проговаривая слова:

– покружись, повернись, в нашем времени окажись!

Дети открывают глаза.

В: Присаживайтесь, ребята.

Воспитатель обращает внимание на коробочку с камнями.

В: Ребята, в эту коробочку мы набрали много знаний о мифах и легендах удмуртского народа. Много?

Д: Да!

В: Вот как много. А как вы думаете, все ли мы знаем?

Д: Нет, не все!

В: А кто хочет узнать?

Д: Я, я, я…

В: Я вам расскажу…. Когда, в какие далекие времена это случилось, сказать никто не может, но только само собой разумеется, что и алангасаров уже на свете не было, и Инмар с Кылдысином не появлялись больше людям. Именно тогда-то и поселилось на высоком берегу реки Камы племя людей.

Нашим предкам часто приходилось отстаивать свои земли от врагов. Русские и удмурты славились сильными и смелыми людьми. Таких людей любили, о них складывали песни.У русских это были богатыри: Илья Муромец, добрыня Никитич и Алеша Попович.

На экране слайд – картинка трех богатырей.

И среди удмуртовмного преданий о богатырях-батырах: Донды, Идна, Гурья.

На экране слайд – картинка с изображением батыров.

О героях-богатырях народ сочинял былины.

Былины – героические песни о богатырях, которые передавались от поколения к поколению.

Выродились сказочные великаны, землю заселили обыкновенные люди. Воспитатель бросает камень в коробочку.

Рефлексия:

В: Ребята, как вы думаете, не зря мы сегодня путешествовали в мир мифов и легенд удмуртского народа?

Д: Да, не зря.

В: Вы так много знали (воспитатель показывает руками – много, да я вам добавила немного знаний (показывает). Как вы считаете, теперь-то мы все знаем?

Воспитатель показывает неполную коробочку с камнями.

Д: Нет!

В: Да, коробочка – то не полная! Наверно, есть еще что-то, чего мы не знаем. А где, откуда можно узнать?

Д: От взрослого;

Д: Из телевизора;

Д: Из книги, энциклопедии;

Д: Из интернета.

В: Молодцы. А сейчас самый трудный вопрос, для самых умных голов. Приготовились?

В: Как вы думаете, а зачем нужно знать столько много?

Д: Нужно много знать, чтобы использовать знания в жизни;

Д: Еще надо много знать, чтобы делиться этими знаниями с друзьями.

В: Да, знания очень нужны человеку. Человек, владеющий знаниями, может многого добиться в жизни…. Ну, молодцы! Вы хорошо поработали, а мы потом еще узнаем. К нам Анастасия Михайловна пришла (музыкальный руководитель, предлагаю немножко размяться.

Музыкальная разминка: подвижная игра с платком «Шаль кышет».

В: Ребята, у нас ведь есть подарки нашим гостям! Это браслеты – удмуртские обереги, которые защитят наших гостей от опасности, принесут удачу во всех начинаниях, придадут физические силы. Подарим?

Д: Да!

Дети дарят гостям браслеты, которые сами сплели.

В: Вот и закончилось наше занятие. Ну как, гости дорогие, понравилось вам у нас?

: конспект нод в старшей группе «мифы и легенды удмуртского народа»

Ирина Семакина
Конспект НОД в старшей группе «Мифы и легенды Удмуртского народа»

Цель: Познакомить детей с мифами и легендами Удмуртов.

Задачи:

1. Познакомить с мифами и легендами.

2. Формировать умение работать с картой Удмуртской Республики;

3. Воспитывать чувство любви к своей малой родине.

Материал: карта Удмуртской Республики, книги, иллюстрации героев легенд, цветные карандаши, фломастеры, краски, бумага белая А4 (на каждого ребенка) ноутбук,домовёнок (игрушка).

Предварительная работа. Рассматривание книг «Мифы и легенды» и их иллюстраций, объяснение новых слов коркакузё (домовой, инмар, вумурт, вукузё, алангасар.

Звучит удмуртская народная мелодия (музыку подбирает воспитатель) .

На стене висит карта Удмуртской Республики. Воспитатель обращает внимание детей на карту.

В.: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришёл коркакузё и принёс очень интересные книги.

– А знаете ли вы, кто такой коркакузё? (ответы детей). Давайте посмотрим отрывок мультфильма и поймём, кто же такой коркакзё (домовой)(просмотр мультфильма про домовёнка кузю).

Итак, ребята коркакузё- это хозяин дома, хозяин нашего детского сада. Сегодня он пришёл, чтобы познакомить нас с мифами и легендами удмуртов о происхождении земли.

Кто из вас знает, что означают слова «Миф» и «легенда»

Мифы и легенды – устные рассказы о богах и героях, которые передавались из поколения в поколение. В них отразились представления людей об окружающем мире. В отличие от мифов, где главными персонажами были боги, в основе легенд – жизнь обычных людей и реальные события. Но, передавая из поколения в поколение, их приукрашивали, а героев наделяли необыкновенными способностями. (показ слайдов – изображения богов и рассказ о них)

Итак, давайте сядем поудобнее и послушаем Мифы и легеды, которые нам принёс коркакузё.

Чтение отрывков из книги «Мифы и легенды удмуртов».

Беседа после прочтения:

В.: Скажите, что было до сотворения Земли, по легенде Удмуртов?

Д.: Вода, солнце и небо.

(На фланелеграфе выставляем соответствующие рисунки).

В.: Правил всем этим….(выставляем на фланелеграфе изображение Инмара)

Д.: Инмар

В,: Хозяином воды был…

Д:. Вукузё (выставляем)

КОРКАКУЗЁ. Молодцы ребята. А теперь давайте отдохнём немного. Поиграем в игру «Водяной»

Игра «ВОДЯНОЙ»

К.: Молодцы, ребята, хорошо справились. А кто же такой вумурт?

(ответы детей)

– Обратите внимание на наш земной шар. Посмотрите, наша земля состоит и из материков, морей и океанов, гор и низменностей… А как же это всё произошло? Изначально были только небо, солнце и вода. (ответы детей, по очереди передаём мяч для продолжения пересказа.)

– Молодцы. Итак, по мифам Удмуртов, землю сотворили Инмар и Вукузё.

А что же ещё сотворили Инмар и Вукузё расскажите, пожалуйста, коркакузё.

(инмар – собаку, алангасаров, вукузё – козла).

– Чем занимались алангасары и почему они себя так вели? (забыли дать разум)

-. Расскажите, а как же тогда произошёл человек по мифам от алангасар. (алангасарёнок нашёл разум и съел его).

– Как вы думаете, что было бы на земле, если не нашли бы алангасары разум.

(ответы детей).

Коркакузё.: Молодцы, ребята, многие из вас очень внимательно слушали мою историю. Вы, наверное, устали, хотите я познакомлю вас с удмуртскойфизкультминуткой?

Физкультминутка: Виг,Ваг Аргане…

Художественное творчество:

– Ребята, скажите, кто из героев вам запомнился, понравился. Почему?

-Давайте вспомним каждого героя. Опишем. (Чтение описания каждому из героев, названых детьми.)

– Сегодня мы с вами сделаем выставку героев мифов и легенд Удмуртов. Ваша задача – нарисовать понравившегося героя.

Обратить внимание детей на средства для работы: краски, кисточки, карандаши, фломастеры, белые листы А4.

Выставка работ. Обсуждение работ.

Мифологические персонажи удмуртов

Такая информация подтверждается и на удмуртском материале: в противоположность лешему как хозяину леса (нюлэсмурт), в удмуртской религиозно-мифологической картине мира характеризуется как амбивалентный персонаж, -чаще положительный, чем отрицательный, – палэсмурт позиционируется как существо, враждебное людям.

Еще про Тора:  Изготовление кукол-оберегов своими руками

Бытует мнение, что встреча с ним не предвещает ничего хорошего, наоборот, рассматривается как предвестник несчастий. Многие удмуртские былички о встрече с палэсмуртом заканчиваются тем, что человека по возвращении домой ждут дурные вести: «Боронили у лога Изишурнюк, мне уже было около 12 лет. Услышали звуки “о-о-ай”. Все ближе (слышатся). Зоя говорит: “Фирочка, давай вернемся домой”. Вернулись около обеда домой. Встретили Афинию. Она говорит: “Вы бы ответили ему: ‘Прошлогодние осиновые листья вниз по реке’ “. Она заставила нас вернуться (на то место). Если палэсмурту ничего в ответ не скажешь, он навстречу тебе пойдет -защекочет до смерти. Вновь пошли, и Афиния (с нами) пошла. Зашла в лес, то ли сказала что-то, то ли нет, но сразу же в лесу тихо стало. Закончили (боронить), возвращаемся, думаем, кого ожидают дурные вести. Зоя входит во двор -ее мама во дворе умерла. Фурункул / нарыв, оказывается, на ее груди появился. И он лопнул. Палэсмурт страшно кричит. Мы обе слышали его крик».

Палэсмурт обладает всеми основными чертами, характерными для демонических существ. Так, встреча с ним всегда происходит на не освоенной человеком территории: в лесном массиве, «в глубокой чаще дремучего леса», – в большинстве случаев в пограничное время суток: в сумерки или в полдень, при этом он может внезапно как появиться, так и исчезнуть. Его появлению обычно предшествуют такие звуковые сигналы, как шум, крик, плач, окрик путника по имени. В быличках палэсмурт чаще всего издает нечленораздельные звуки, междометия, речь его не развита.

Специфическая особенность палэсмурта прослеживается и в функциональном плане: в отличие от таких мифологических лесных обитателей, как искал-пыдмурт / искалпыдомурт ‘человекообразное существо с коровьими ногами’ и кузьпинёмурт ‘существо с длинными зубами’, палэсмурт не ест людей, но любит их пугать, также может защекотать до смерти или задушить.

Для противодействия палэсмурту необходимо при встрече с ним, к примеру, раздеться догола, снять обувь и надеть ее наоборот, что направлено на стирание отличительных характеристик принадлежности к человеческому миру. Спастись от преследующего палэсмурта можно и при условии, если успеешь перелезть через изгородь, в традиционной культуре отождествляемую с границей между освоенным и неосвоенным пространством.

При встрече с палэсмуртом необходимо также вспомнить основные правила общения с представителями потустороннего мира. Общепринято, что в лесу нельзя кричать, шуметь; следует вести себя тихо; на разного рода крик, шум, зов запрещено откликаться, в противном случае человека ожидает нежелательный контакт с мифологическими лесными существами, в том числе с палэсмуртом.

Но если встреча состоялась, то на его вопросы: «Куда мне идти?» или «Куда идешь? В какую сторону?», – надо отвечать кратко: «Шур уллань! /Ву уллань!» ‘Вниз по реке! / Вниз по воде!’, или просто указать в сторону устья реки, в противном же случае, если направить его к истоку реки, то палэсмурт может вернуться к путнику и защекотать его до смерти.

В настоящее время, как показывают полевые исследования И. А. Трониной, в молодежной среде наблюдается трансформация народных представлений: «При встрече с палэсмуртами надо отвечать им, де, “Вверх по реке”». Во избежание негативных последствий контакта со сверхъестественным существом принято также отвечать палэсмурту следующим образом: «Мимала» ‘Прошлогодний / ушедший’, «Мимала пипу куар шур уллань» ‘Прошлогодние осиновые листья вниз по реке’. Отсылка нечистой силы вниз по реке – широко известный мотив удмуртской традиционной культуры, что и неудивительно: ведь в мифологиях многих этносов река символизирует своеобразный путь в «иной» мир. В представлениях удмуртов река связывает мир людей с верхним / высшим и нижним / потусторонним миром. Такие воззрения находят отражение, к примеру, и в обрядах удмуртского календаря, и в лечебной практике.

В традиционной культуре удмуртов один из способов контактирования с потусторонними силами – это совершение определенных ритуальных действий, направленных на их задабривание, чтобы получить желаемый результат, в частности – предупредить или вылечить болезнь. Умилостивляющее отношение к палэсмурту в удмуртской традиционной культуре довольно редкое, хотя были зафиксированы отдельные случаи, направленные на удовлетворение его желаний и потребностей:
«В прежние времена было очень много разной нечистой силы. В лесу жил палэсмурт. Он, де, всё кричал “и-и-и” и людей щекотал до смерти. Люди даже в лес боялись ходить. Поэтому на ветках оставляли одежду, чтобы он досыта нащекотался».

Примечателен также пример, записанный от информанта из Сарапульского уезда: «Если удмурт, отпустив домашний скот в лес, не находит его в течение трех-четырех недель поиска, тогда плетет лесному духу / лешему лапоть длиной три четверти, относит [его] в лес и вешает на еловый сук со словами: “Вот тебе, палэсмурт, [я] лапоть сплел и принес; если удерживаешь мою лошадь / моего коня, отпусти, пожалуйста”».

В случае пропажи животных удмурты обычно просят помощи у лешего как хозяина леса; непосредственное же обращение к палэсмурту в приведенном примере, на наш взгляд, указывает на слияние образов двух лесных духов. Подтверждается это данными, зафиксированными финским исследователем Уно Хольмбергом в ходе экспедиции к закамским удмуртам: «Нюлэс-мурт (леший). Он – палэс-мурт, значит половинчатый человек, так как у него есть только одна половина тела, один глаз, одна нога, одна рука, он размером с человека. Говорят, что он не делает злых дел».

Еще в кон. XIX в. Н. Г. Первухин отмечал, что представления о палэсмурте среди удмуртов Глазовского уезда постепенно стираются, уходят в небытие, объясняя это влиянием традиционной духовной культуры местного русского населения . Но судя по архивным материалам Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ, а также современным полевым исследованиям фольклористов и этнографов, представления о палэсмурте сохранились в сознании удмуртов вплоть до наших дней. До сих пор, к примеру, бытуют былички, повествующие о встрече человека с этим мифологическим существом. Однако, как указывают информанты, встреча с палэсмуртом – довольно редкое сегодня явление. Бытует мнение, что палэсмурт уже не показывается, так как лесов стало мало, а техники и тракторов, наоборот, – слишком много.

More from my site

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector