Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Описание

Тор — бог грома и молний, сын Одина. Тор представлялся большим молодым парнем в красном плаще и с молотом. Молот, который держал в руках бог грома — Мьёлльнир. Это легендарное оружие скандинавского бога, которым он поверг множество врагов. На руках Тора красовались железные рукавицы. Все оружие и доспехи ковали кузнецы карлики — цверги.

Тор в момент Рагнарека
Тор и большой змей

Согласно легенд Тор обладал звериным аппетитом. За один приход бог грома бог съесть кабана. Поскольку в Асгарде всегда были полные столы еды, то в походах было непросто добить такое количество пропитания, для утоления голода бога.

Влияние на массовую культуру

За последнее время было немало фильмов о скандинавском боге грома. Всему миру известны кино-картины компании Марвел. В них история бога представлена под другим углом, как альтернативная версия классических легенд, за то образ самого Тора передаётся, как в мифах. Стоит отметить основные картины: трилогия Тор и Мстители.

Внешность тора

Если вам в старинных преданиях скандинавов встретится фраза “старый Тор”, не стоит представлять этого бога белобородым старцем. Напротив, практически всегда он выступает юным или молодым персонажем, полным сил и энергии.

Чаще всего Тор описывается как мужчина с ярко-рыжими волосами, цвет которых подобен огню. В моменты гнева волосы этого богатыря развевались по ветру, а с них срывались языки пламени.

Имя бога тора

Скандинавская мифология имеет немало уникальных черт значительно отличаясь от греческой или египетской. Сразу хочу отметить, что искать черты схожих божеств не стоит и тот же эллинский Зевс, что умело управлялся с молниями, не похож на Тора, о котором и пойдёт речь.

Происхождение имени Тора во многом объясняет функции бога. Как утверждают исследователи, оно связано с древнегерманским словом “тхонараз”, от которого и произошло скандинавское “тхор”. В переводе это означает “гром”.

Как видите, бог грома был назван так со скрытым смыслом. Другое имя Тора, Донар, также отсылает нас к языкам, произошедшим от наречий древнегерманских племён. Даже в современном английском слово “thunder” обозначает грохот или гром, а по своему звучанию родственно имени грозного бога.

Использованная литература

  • Арнольд, Мартин (2021). Тор: Миф к Marvel . Континуум. ISBN 978-1-4411-3715-9.
  • Астос, Рейдар (1993). “Óláfr, St.”. В Pulsiano, Филипп (ред.). Средневековая Скандинавия, энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Гарленд. ISBN 0-8240-4787-7.
  • Сильфоны, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американский скандинавский фонд.
  • Бирли, Энтони Р. (Пер.) (1999). Агрикола и Германия . Оксфордская мировая классика. ISBN 978-0-19-283300-6.
  • Chrisholm, Хью (редактор) (1910) Encyclopdia Britannica , vol. 9 . Британская энциклопедия Co.
  • Эллис Дэвидсон, HR (1965). «Молот Тора». Фольклор . Тейлор и Фрэнсис. 76 (1): 1–15. DOI : 10.1080 / 0015587X.1965.9716982 . JSTOR  1258087 .
  • Эллис Дэвидсон, HR (1975). Скандинавская мифология . Пол Хэмлин . ISBN 0-600-03637-5.
  • де Фрис, Ян (1962). Altnordisches Etymologisches Worterbuch (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3.
  • Деламар, Ксавье (2003). Словник голуазского языка: Une Approche linguistique du vieux-celtique continental . Заблуждение. ISBN 9782877723695.
  • Дюмезиль, Жорж (1973). Боги древних северян . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-02044-8.
  • Грег, Роберт Филипс (1884). О значении и происхождении филфот и свастики . Вестминстер: Николс и сыновья.
  • Холландер, Ли Милтон (2007). Heimskringla: История королей Норвегии . Техасский университет Press . ISBN 978-0-292-73061-8.
  • Гримм, Джейкоб (1882). Тевтонская Мифология: В переводе с четвертым издания с примечаниями и добавления Джеймса Stallybrass тома I . Перевод Джеймса Стивена Сталлибрасса. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
  • Джонстон, Ричард (24 июля 2021 г.). «У Землеройки есть хребет благочестивой силы». Природа . DOI : 10.1038 / nature.2021.13440 . S2CID  87150582 .
  • Ларрингтон, Кэролайн (1999). Поэтическая Эдда: новый перевод . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-283946-2.
  • Линдаль, Карл; Макнамара, Джон; Линдоу, Джон, ред. (2002). «Олаф, святой». Средневековый фольклор: Путеводитель по мифам, легендам, сказкам, верованиям и обычаям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195147711.
  • Линдоу, Джон (1978). Шведские сказки и легенды . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-03520-8.
  • Линдквист, Суне (1933). «Готландс билдстенар» . Риг (на шведском языке). 16 (3). ISSN  0035-5267 .
  • Маклауд, Минди; Мис, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс . ISBN 1-84383-205-4.
  • Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361.
  • Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф; Дювель, Клаус (2004). Руны, магия и религия: Справочник (PDF) . Studia Medievalia Septentrionalia. 10 . Вена: Фассбендер. ISBN 978-3-900538-81-1.
  • Меуленграхт Соренсен, Пребен (1986). «Рыболовная экспедиция Тора». В Steinsland, Gro (ред.). Слова и предметы: к диалогу между археологией и историей религии . Осло: издательство Норвежского университета. ISBN 82-00-07751-9.
  • Моррис, Кристофер Г. (1992). Академический словарь науки и техники . Издательство Gulf Professional Publishing . ISBN 978-0-12-200400-1.
  • Орчард, Энди (1997). Словарь норвежских мифов и легенд . Кассел . ISBN 0-304-34520-2.
  • Орел, Владимир (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл . ISBN 9004128751.
  • Рейнольдс, Ричард (1994). Супергерои: современная мифология . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 0-87805-694-7.
  • Робинсон, Джордж У. (Пер.) (1916). Житие святого Бонифация Виллибальда . Издательство Гарвардского университета . жизнь Бонифация.
  • Сойер, Биргит (2003). Рунические камни эпохи викингов: обычай и память в раннесредневековой Скандинавии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-820643-7.
  • Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д. С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7.
  • Торп, Бенджамин (1851). Северная мифология, компромисс с основными традициями и суевериями Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов: составлено из оригинальных и других источников: Том II: скандинавские народные традиции и суеверия . Ламли.
  • Торп, Бенджамин (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрин . Бенджамин Торп Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона.
  • Турвиль-Петре, EOG (1964). Миф и религия Севера: религия Древней Скандинавии . Лондон: Вайденфельд и Николсон. OCLC  460550410 .
  • Де Фриз, Ян (1957). Altgermanische Religionsgeschichte Том 2. 2-е изд. (копия 1970). Grundriß der germanischen Philologie, Том 12 / II. Де Грюйтер. (на немецком)
  • Worsaae, JJA (1882). Промышленное искусство Дании . Чепмен и Холл. свастика тор.

Как выглядит грозный воитель?

Огненно рыжие волосы и борода, мощные руки, грозные очи. Нет никого сильнее него среди божественных существ. Размахивая Мьёлльниром (каждый удар – громовой раскат!), воин разъезжает по миру на колеснице, запряженной парой козлов. Слыша гром, викинги не испытывают страха: раз грохочет, значит, сын Одина несет свою службу, и чудовищные обитатели Утгарда не страшны.

Когда-то этот боец сразился с великаном Хрюнгниром. Турс орудовал каменной дубиной, и от удара об Мьёлльнир от нее откололись огромные осколки. Один из них угодил Тору прямо в лоб и застрял. Так и ходить ему с этим обломком во лбу до самого Рагнарёка!

  • Когда-то Доннер пробовал сражаться и на мечах, но мечника из него не получилось. Ему больше нравилось метать предметы, и цверги-карлики выковали ему молот такой тяжести, что никто, кроме хозяина, не мог его поднять.
  • Мьёлльнир всегда попадает в цель и, подобно бумерангу, возвращается к бросившему его хозяину. При этом раскаляется добела, и потому-то постоянно носит Ярнгрейпр – волшебные железные перчатки, подаренные великаншей Грид. Будучи оружием, молот способен влиять на плодородие, оживлять животных, благословлять браки. В нем сосредоточена вся мощь разрушения и созидания.
  • Опоясан всегда магическим поясом Мегингьёрдом. Он увеличивает силу в несколько раз. Это еще один подарок Грид.
  • Есть у бога молний и волшебный посох Гридаволь. С ним не опасны самые быстрые и глубокие реки.
  • Для небесных путешествий он использует колесницу, запряженную козлами. Это «скрежещущий зубами» Тангниостр и «скалящий зубы» Тангриснир. Проголодавшись, просто жарит их и съедает, не боясь остаться без средств передвижения: к утру их кости снова обрастут плотью по велению хозяина.

Характер и повадки

Этот мощнейший полубог вспыльчив и задирист еще с детства. Рассердившись, швыряется камнями и чем ни попадется под руку (об этом вспоминают во время непогоды). И всё же он, столь суровый на вид, добродушен и весел, очень любим опекаемыми им людьми. Ему нравится вызывать других на состязания, есть по быку за раз и затевать пирушки. Также он справедлив и честен, и потому другие божества считают его глуповатым, часто смеются над ним.

Какой он – тор?

Став взрослым, Тор был принят в царство божеств Асгард, где стал одним из двенадцати высших богов. В качестве его владений Тору были выделены земли, где он построил дворец, равного которому не было во всём царстве. Множество комнат и самое дорогое убранство составили прекрасную картину Бильскирнира, построенного Тором. Здесь прислуживало множество рабов.

Кулоны с молотками, монеты с молотками и статуя эйрарланда

Около 1000 подвесок отличительной формы, представляющих молот Тора, были обнаружены в странах Северной Европы, Англии, Северной Германии, странах Балтии и России. У большинства из них очень простой дизайн из железа или серебра. Около 100 имеют более продвинутый дизайн с орнаментом.

Eyrarland Статуя , фигура медного сплава находится рядом Акюрейри , Исландия , датируемой около 11 – го века, может изображать Тор сидит и сжимая свой молот.

Легенды

Как известно, все мифы и легенды Скандинавии ведут к Рагнареку. Легенда о боге грома, тоже не исключение. Одна из самых известных легенд о молоте Тора. Зачастую бог грома путешествовал с богом огня и обмана Локи. Их приключения нашли отражение во многих сказаниях.

Еще про Тора:  Молот тора движение

Однажды великан Трюм похитил молот бога грома. Выкупом служила рука Фрейи. Локи уговорил Тора переодеться в платье Фрейи и вместо неё пойти к Трюму. Обманом Тор и Локи обратно получили Мьёлльнир. Бог грома избил великана за его дерзость.

Тор - бог грома и молний
Тор с молниями

Тор ездил на козах, которых съедал каждый вечер, а после воскрешал. Ещё одно приключение связано с козами и Локи. На земле, Мидгарде, Тор нанял слуг -Тьяльви и Рёскву. Это были брат и сестра. Вечером было велено приготовить козлов, но только не трогать кости.

Сын хозяина, Тьяльви, не послушал бога и, решил добраться до костного мозга, разломив одну из костей. По утру Тор волшебным молотом воскрешает козлов к жизни, но замечает, что один из них охромел. Так, в качестве наказания, Тьяльви и Рёсква навечно стали его слугами. Не доходя до Ётунхейма, Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква заночевали в огромном пустом доме.

Пустынный дом оказался перчаткой одного великана. Проснувшись, великан понял, в чём дело и вступил в бой с Тором. В итоге бог грома победил.

Бог грома Тор
Тор с молотом

Спустя время герои добрались до стен Утгарда, и были изумлены величиной крепости. Обитателями являлись великаны, которые устроили несколько состязаний, в которых Локи, Тор и Тьяльви не сумели победить. Сначала бог огня пал в состязании — кто быстрее ест; затем мидгардец Тьяльви остался далеко позади в соревнованиях по бегу;

Бог грома не смог осушить рог, наполненный хмельной влагой, поднять кошку и даже не сумел побороть Элли, «старую-престарую женщину». Покидая величественную крепость, Тор признал, что проиграл, но предводитель великанов поведал ему, что все это — магия.

Выяснилось, что Локи соревновался с пламенем, Тьяльви — с собственными мыслями, а Тор пытался выпить океан, поднять в воздух мирового змея Ёрмунганда и побороть старость. Тут Утгард внезапно исчез. Только тогда Тор понял, что Скрюмир и Утгард были иллюзиями, магией, к которому прибегли устрашённые великаны.

Постримская эпоха

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Бонифаций

несет свое распятие после рубки дуба Тора в

Бонифациусе

(1905)

Эмиля Доплера.

Первый зарегистрированный случай имени бога появляется на фибулах Нордендорфа , ювелирном изделии, созданном в период миграции и найденном в Баварии . На изделии изображен Старший Футарк с надписью onar (то есть Донар ), южно-германской формой имени Тора.

Примерно во второй половине VIII века в древнеанглийских текстах упоминается Тунор ( unor ), что, вероятно, относится к саксонской версии бога. В связи с этим, Thunor иногда используется в древнеанглийских текстах, чтобы дать толкование Юпитеру , бог может быть упомянут в стихотворении « Соломон и Сатурн» , где гром поражает дьявола «огненным топором», а также в древнеанглийском выражении unnorad («громовая езда»). “) может относиться к грозной колеснице бога, ведомой козлом.

В кодексе 9-го века нашей эры из Майнца , Германия, известном как Старосаксонский обет крещения , записаны имена трех старосаксонских богов, Уодена (древнесаксонский « Водан »), Сакснота и Тунаэра , в результате их отречения от демонов в формула, которую должны повторить германские язычники, формально принявшие христианство .

Согласно почти современному описанию, христианский миссионер Святой Бонифаций срубил дуб, посвященный «Юпитеру», в 8 веке на Донарском дубе в районе Гессена , Германия .

Kentish королевской легенда , вероятно , 11-го века, содержит рассказ о злодейском Риве из Ecgberht Кента под названием Thunor, который поглощен землей в месте с тех пор известен как þunores hlæwe (Старого Английского «Thunor кургана»).

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Изображение норвежских богов XVI века из «

Описания северных народов» Олауса Магнуса

; слева направо,

Фригг , Тор и Один

Поэтическая эдда

В поэтической Эдде , составленный в 13 веке из традиционного исходного материала , достигающий в период языческого, появляется Тор (или упоминается) в стихотворениях Völuspá , Grimnismal , Skírnismál , Hárbarðsljóð , Hymiskviða , Lokasenna , Þrymskviða , Alvíssmál и Hyndluljóð .

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Предсказанная смерть Тора, изображенная

Лоренцем Фрёлихом

(1895 г.)

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Тор и змей Мидгард

(

Эмиль Доплер

, 1905)

Прозаическая эдда , хеймскрингла и саги

В прологе к « Эдде» в прозе Тор восхваляется как князь Трои , а сын Менона – от Троаны, дочери Приама .

Говорят , что Тор, также известный как Трор , женился на пророчице Сивилле (отождествляемой с Сиф ). Далее здесь говорится, что Тор был воспитан во Фракии вождем по имени Лорикус , которого он позже убил, чтобы принять титул «короля Фракии», так как у него были волосы «светлее золота» и он был достаточно сильным, чтобы приподняться. десять медвежьих шкур.

Имя асов объясняется как «люди из Азии », а Асгард – «азиатский город» (то есть Троя). В качестве альтернативы, Троя находится в Тиркланде (Турция, то есть в Малой Азии), а Азиаленд – в Скифии , где Тор основал новый город под названием Асгард.

В Прозаической Эдде Тор упоминается во всех четырех книгах; Пролог , Gylfaginning , Skáldskaparmál и Háttatal .

В Heimskringla , состоят в 13 – м века Снорри Стурлусон , Тор или статуя Торы упоминается в Инглингах саге , Hákonar саги goða , Olafs саги Tryggvasonar и Olafs саги Helga .

В 5-й главе саги об Инглинге приводится сильно эвгемеризованный рассказ о богах, где Тор описывается как готи – языческий жрец, которого дал Один (который, как утверждается , сам был чрезвычайно сильным магом, владеющим магией). вождь с востока) жилище в мифическом месте Урувангр , на территории современной Швеции.

Происхождение, теории и интерпретации

Тор очень похож на других индоевропейских божеств, связанных с громом: кельтские Тарани , эстонские Таара (или Тарапита), балтийские Перкуны , славянские Перуны и, в частности, ведические Индры , чьи рыжие волосы и грозовое оружие – ваджра – очевидные параллели. отметил уже Макс Мюллер .

Ученые сравнили убийство Индрой Вритры с битвой Тора с Йормунгандом . Хотя в прошлом предполагалось, что Тор был коренным богом неба или импортированным из эпохи викингов в Скандинавию, эти индоевропейские параллели делают его общепризнанным сегодня как производное от протоиндоевропейского божества .

В Дюмезиле «s трифункционального гипотезы индоевропейской религии, Thor представляет собой вторую функцию, что силы. Дюмезиль отмечает, что в результате перемещений он не руководит армиями; большинство функций Индры фактически взял на себя Один.

Многие ученые отмечали ассоциацию Тора с плодородием, особенно в более позднем фольклоре и в его отражении, представленном Sami Hora galles («Хороший Тор»). Для Дюмезиля это сохранение крестьянами только побочного эффекта атмосферных битв бога: удобряющего дождя.

Культ Тора был связан с мужским жилищем и имуществом, а также с благополучием семьи и общества. Это включало плодородие полей, и Тор, хотя в мифах изображался в первую очередь как бог бури , также заботился о плодородии и сохранении сезонного раунда. В наше время маленькие каменные топоры из далекого прошлого использовались как символы плодородия и помещались фермерами в отверстия, сделанные сеялкой, чтобы получить первое весеннее семя. Брак Тора с Сиф, обладательницей золотых волос, о котором мы мало слышим в мифах, кажется, является воспоминанием о древнем символе божественного брака между богом неба и богиней земли , когда он приходит на землю во время грозы, и буря приносит с собой дождь, который делает поля плодородными. Таким образом, Тор, как и Один, можно рассматривать как продолжающие культ бога неба, который был известен в бронзовом веке .

Римская эпоха

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Тевтобургский лес

на северо – западе Германии

Самые ранние записи о германских народах были записаны римлянами, и в этих произведениях Тор часто упоминается – посредством процесса, известного как интерпретация романа (где характеристики, которые римляне воспринимают как похожие, приводят к идентификации неримского бога как Римское божество) – как римский бог Юпитер (также известный как Юпитер ) или греко-римский бог Геракл .

Первый наглядный пример этого встречается в работе римского историка Тацита « Германия » в конце первого века , где, говоря о религии свевов (конфедерации германских народов ), он комментирует, что «среди богов Меркурий – тот, кого они в основном поклоняются.

Они считают своим религиозным долгом приносить ему в определенные дни человеческие, а также другие жертвенные жертвы. Геракла и Марса они умилостивляют разрешенными подношениями животных “и добавляет, что часть свевов также почитает « Исида ».

В этом случае Тацит называет бога Одина « Меркурием », Тора – «Геркулесом», а бога Тира – « Марсом », а идентичность Исиды свебов обсуждалась.

В случае с Тором отождествление с богом Гераклом вероятно, по крайней мере частично, из-за сходства между молотом Тора и дубиной Геракла. В своих « Анналах» Тацит снова ссылается на почитание «Геракла» германскими народами; он пишет, что лес за рекой Везер (на территории современной северо-западной Германии ) посвящен ему.

В германских областях, оккупированных Римской империей , были обнаружены монеты и вотивные предметы, датируемые 2-м и 3-м веками нашей эры, с латинскими надписями, относящимися к «Гераклу», и поэтому на самом деле с разной степенью вероятности упоминается Тор как интерпретация романа .

Рождение и воспитание бога

Едва появившись на свет, Тор сумел удивить взрослых богов. Несмотря на свой юный возраст, он с лёгкостью перекидывал с руки на руку медвежьи шкуры, что казалось ему детской забавой. В целом, Тор имел спокойный нрав, но если ему что-то не нравилось, он мог впасть в неистовство, становясь очень опасным.

Мифы говорят, что после очередного такого буйства его мать отправила Тора на попечение богам Вингниру и Хлоре, что олицетворяли стихии ветра и зноя. Лишь им под силу было обуздать бешеный нрав юного Тора и воспитать его в соответствии с нормами поведения богов.

На мой взгляд, общий язык с приёмными родителями бог нашёл из-за их предназначения. Они также считались божествами молний и, конечно, это было родственно Тору. Повзрослев, Тор считал себя признательным этой паре за собственное воспитание. В знак вечного уважения к ним он даже взял новые имена – Вингтор и Хлориди.

Еще про Тора:  Значение Молота Тора — Славянская культура

Свастики

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Деталь свастики на

Снолделевском камне IX века

Символ свастики был идентифицирован как представляющий молот или молнию Тора. Ученый Хильда Эллис Дэвидсон (1965) комментирует использование свастики как символа Тора:

Защитный знак молотка носили женщины, о чем мы знаем из того факта, что он был найден в женских могилах. Похоже, что воин также использовал его в форме свастики. … В первую очередь, кажется, что оно было связано со светом и огнем, а также с солнечным колесом. Возможно, из-за связи Тора с молнией этот знак использовался в качестве альтернативы молоту, поскольку он находится на мемориальных камнях в Скандинавии помимо надписей Тору. Когда мы находим его на рукояти меча воина и на его поясе с мечом, предполагается, что воин находился под защитой Бога Грома.

Свастики появляются на различных германских объектах , простирающихся от периода миграции в эпоху викингов, такие как 3 – го век Værløse Фибуле (DR EM85; 123) из Зеландии , Дания;

Gothic острие атаки из Брест-Литовске , Беларусь; многочисленные брактеаты периода миграции ; урны для кремации из ранней англосаксонской Англии ; меч Sæbø 8-го века из Согна , Норвегия; и камень Снолделев 9-го века (DR 248) из Рамсё , Дания.

Святой олаф

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Средневековые изображения святого Олафа переняли черты Тора. Эта деревянная статуя из Санкт-Олофс-Кирка в

Скании

.

Семья и окружение свирепого воина

Вместе с прекрасной златовласой Сиф Доннер живет в Трудхейме, занимая самые просторные покои Асграда. Здесь же живут их сын Моди и дочь Труд. Имеется и побочный сын Магни, рожденный великаншей Ярнсаксой.Приключения Тора

Современное влияние

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Тор бьет змея Мидгарда

(1790)

Генри Фузели

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Датский

значок на голову

велосипедиста начала ХХ века с изображением Тора.

В наше время Тор по-прежнему упоминается в художественной и художественной литературе. Начиная с оды Ф. Дж. Клопштока 1776 году Тору, Виру и Си , Тор был предметом стихов на нескольких языках, в том числе эпической поэмы Адама Готтлоба Оленшлегера 1807 года « Торс въезжает в Йотунхейм» и еще трех стихотворений того же автора ( Hammeren hentes , Thors fiskeri и Thor besøger Hymir ), собранные в его Nordens Guder 1819 года ;

«Багажник Торса» (1859 г.) Вильгельма Герца ; сатирическая поэма 1820 г. « Mythologierne eller Gudatvisten » Дж. М.

Штиернстолпа ; Nordens Mythologie eller Sinnbilled-Sprog (1832) Н. Ф. С. Грундтвига ; стихотворение « Хармен » Тора Торильда ;

“Der Mythus von Thor” (1836) Людвига Уланда ; Der Hammer Thors (1915 г.) В. Шульте против Брюля ; « Herr Dunnar und die Bauern» Ганса Фридриха Бланка (опубликовано в Märchen und Sagen , 1937); и Die Heimholung des Hammers (1977) Х.С.

Артманна . На английском языке он фигурирует, например, в «Вызове Тора» Генри Уодсворта Лонгфелло (1863) и в двух работах Редьярда Киплинга : Путевые письма:

1892–1913 и «Холодное железо» в « Наградах и фее» . Де Камп «s Дипломированный чародей встретился с Тором, как и с другими норвежскими богами, в первую из многих сказочных приключений Шей.

Художники также изображали Тора в живописи и скульптуре, в том числе в картине Генри Фузели 1780 года « Тор бьет змея Мидгарда» ; Статуя Его Превосходительства Фрейнда 1821–1822 гг.

Тор ; Мраморная статуя Тор 1844 г. Б.Е. Фогельберга ; Картина Мартена Эскила Винге «Битва Тора с гигантами » 1872 года ; Рисунок К. Эренберга 1883 г. Одина, Тора и Магни ; несколько иллюстраций Е.

Doepler , опубликованных в Вильгельме Ranisch «с 1901 годом Walhall ( Тор ; Thor унда умереть Midgardschlange ; Тор дена Хрунгнира bekämpfend ;

Тор Bei дем Riesen Трит ALS Braut verkleidet ; Тор Bei гимир ; Тор Bei Skrymir ; Тор ден FLUSS Wimur durchwatend ) ; Рисунки Дж. К. Доллмана 1909 года « Тор и гора» и « Сиф и Тор» ; Картина Г.

Поппе « Тор» ; Е. Pottner «ы 1914 рисунок THORS Schatten ; Мраморная статуя Х. Наттера Тор ; и иллюстрации У. Бремера 1977 г. к « Die Heimholung des Hammers » Х. К. Артмана .

В области науки и техники шведский химик Йенс Якоб Берцелиус (1779–1848) открыл химический элемент , названный им в честь Тора – торий . Thor также является тезкой ракеты PGM-17 Thor .

В 1962 году американский художник комиксов Джек Кирби , редактор Marvel Comics Стэн Ли и его брат Ларри Либер создали особенность в серии комиксов « Путешествие в тайну», в которой Тор был супергероем .

Эта версия Тора изображается как длинноволосая блондинка, а не рыжеволосая. Вскоре в журнал был добавлен дополнительный материал «Сказки Асгарда», в котором Кирби иллюстрировал истории из скандинавской мифологии; в конце концов журнал был переименован в Тор .

Ли и Кирби включили Тора в число основателей своей супергеройской команды Мстителей . Тор был изображен в кинематографической вселенной Marvel австралийским актером Крисом Хемсвортом , появляющимся в фильмах Тор , Мстители , Тор:

Темный мир , Мстители: Эра Альтрона , Доктор Стрэндж , Команда Тор , Тор: Рагнарок , Мстители: Война бесконечности и Мстители:

Финал . Тор также фигурировал в комиксах других издателей. В комиксах « Дикий дракон» Тор изображается как злодей. В комиксе Нила Геймана « Песочный человек» Тор изображен как шут, который владеет крохотным молоточком из ириски.

Впервые описанная в 2021 году землеройка Тора ( Scutisorex thori ) – это вид землероек, произрастающий в Демократической Республике Конго . Он и его родственные виды , землеройка-герой ( Scutisorex somereni ), являются единственными известными видами млекопитающих, у которых есть взаимосвязанные позвонки . Команда назвала землеройку в честь Тора из-за связи бога с силой.

С 2021 по 2021 год, беллетризованной версия Тор был характером поддержки в Magnus Чейза и Боги Асгарда , трилогия из фантастических романов , написанных американским автором Рик Риордан и опубликованных Диснея – Гиперион , набор в той же вымышленной вселенной , как лагерь Серия Half-Blood Chronicles и The Kane Chronicles того же автора.

В январе 2020 года стриминговый сервис Netflix произвел Ragnarok . В сериале старшеклассница Магне Зайер получает силы и способности Тора сражаться с гигантами, которые загрязняют Норвегию и убивают людей. Netflix выпустил второй сезон 27 мая 2021 года. Тор / Магне изображает Дэвид Стэкстон .

Тор также фигурирует в ряде видеоигр. В игре Age of Mythology от Ensemble Studios 2002 года Тор – один из трех основных богов, которым могут поклоняться скандинавские игроки. В видеоигре God of War от студии Santa Monica Studio 2021 года Тор упоминается повсюду, а его сыновья Магни и Моди – второстепенные антагонисты.

Тор появляется в конце основной сюжетной линии, если игрок соблюдает определенные условия сложности. Он снова появится в сиквеле игры 2022 года God of War Рагнарок как антагонист, озвученный Райаном Херстом .

Тор также упоминается в игре Ubisoft Assassin’s Creed Valhalla 2021 года , где его предметы, такие как Мьёльнир, могут быть найдены и использованы игроком в бою. Тор также является одним из играбельных богов в многопользовательской онлайн- игре Smite на боевой арене от третьего лица .

Современный фольклор

Рассказы о Торе или под влиянием местных традиций, касающихся Тора, продолжались и в современный период, особенно в Скандинавии. В 19 веке ученый Якоб Гримм записал различные фразы, сохранившиеся на германских языках, которые относятся к богу, такие как норвежское Thorsvarme («тепло Тора») для молнии и шведское godgubben åfar («старый добрый (товарищ) принимает поездка “), а также слово tordön (” грохот Тора “или” гром Тора “), когда он гремит.

Гримм отмечает, что иногда скандинавы «больше не любили произносить настоящее имя бога или хотели превозносить его отцовскую доброту». В Швеции, вероятно, в качестве эвфемизма люди называли гром «поездкой бога» – * ās-kia (СОБСТВЕННЫЙ: * áss-ekja ), что привело к современному шведскому слову грома – åska .

Тор по-прежнему изображался в виде рыжебородой фигуры, о чем свидетельствует датская рифма, в которой он все еще упоминается как Thor med sit lange skæg («Тор с длинной бородой») и северо-фризское проклятие diis ruadhiiret donner regiir! («Да позаботится об этом рыжий гром!»).

Скандинавское народное поверье, что молния отпугивает троллей и йотнаров, встречается во многих скандинавских сказках и может быть поздним отражением роли Тора в борьбе с такими существами.

В Нидерландах в «Сагах о Велюве» есть рассказ под названием « Онтстаан ван хет Удделерен Блик меер», в котором рассказывается о Торе и о том, как он сражается с великанами.

Тор мифология

В древнем скандинавском пантеоне одно из центральных мест занимает Бог-Громовержец Тор, имя которого при переводе на русский так и звучит – «Гром».

Этот могучий Бог считается одним из самых древних в германо-скандинавской мифологии. Некоторые исследователи полагают, что в странах Скандинавии ему начали поклоняться даже раньше, чем Одину, занимающему трон Верховного Бога, Отца Богов и Создателя Космоса. Так, примерно в 1070 году Адам Бременский, рассказывая о знаменитом Храме-Капище в Упсале, приводит такое описание: «В этом Храме, который весь разукрашен золотом, народ поклоняется Кумирам трех Богов. Самый могущественный из них, Тор, сидит на своем престоле посредине…». Далее говорится, что этот Бог «владычествует в воздухе и правит громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и урожаем».

Еще про Тора:  Руна Турисаз — Молот Тора - Сайт магических практик и эзотерики

Тор мифология

Подобные разночтения объясняются, с одной стороны, особыми представлениями о пространстве и времени (описывающими параллельное существование в разных мирах), а с другой – тем, что у большей части божественных сущностей славяно-арийской традиции были реальные земные воплощения. Ведь Ас – это и есть Бог, живущий на Земле. Так, известный исследователь и путешественник Тур Хейердал был настолько уверен в реальности Одина, что свои последние экспедиции посвятил поискам его следов (на территории России – в Азове), о чем успел написать книгу «Охота на Одина. По следам наших Предков».

Если набрать в любой поисковой системе: «Тор мифология», то Бог-Громовержец предстанет, прежде всего, в образе воителя и защитника. Его описывают как доброго и справедливого златовласого гиганта, защищающего людей и других Богов от Инистых Великанов – Етунов, а также от сынов огненного мира Муспеля (тоже великанов), а в дальнейшем – вообще от любых темных сил.

Тор мифология

Он – сын Одина и Ерд (Богини Земли), покровительствует не только грому и бурям, но и плодородию, поэтому к нему часто обращались с просьбами о плодородии и о рождении здоровых и крепких детей. Нравом он прост, откровенен, всегда добивается справедливости, любит пиры – может даже в один присест съесть быка; весело шутит на пирах. Он один из Богов-Асов, в мире Богов Асгарде у него есть свой Чертог – Трудхейм, там он живет со своей семьей – златовласой женой Сиф и детьми (дочерью Труд и сыновьями Моди и Магнии). Любит путешествовать по разным мирам, в том числе, по Мидгарду – миру Людей.

Словосочетание «Тор мифология» практически всегда ассоциируется с главным оружием этого Бога – чудесным молотом по имени Мьельнир (образ молнии). Ему сопутствуют такие чудесные атрибуты как железные рукавицы, позволяющие не обжигаться о раскаленное оружие, особый пояс, дарующий своему владельцу неуязвимость и удваивающий его силу, волшебный посох, при помощи которого можно переходить любые реки, а также бронзовая колесница для перемещений по небесам и между мирами. Колесницу возили два козла. И все же главным орудием и самым ценным сокровищем Тора был молот. Он всегда попадал в цель и подобно бумерангу, возвращался к своему хозяину.

Добавим также, что словосочетание «Тор мифология» у большинства устойчиво связано именно со скандинавским пантеоном. Но оно имеет непосредственное отношение и к древнеславянскому пантеону. И не только потому, что скандинавского Тора часто сравнивают со славянским Богом-Громовержцем Перуном и даже с Богом-Кузнецом Сварогом (а также с кельтским Таранисом, исландским Бором, римским Юпитером, индоевропейским Индрой). Дело в том, что у наших Предков тоже издревле был известен Бог Тор. Да-да, именно так. Мифология Славян описывает его как Бога-Покровителя освободительной войны. Он стоит на страже Миров и охраняет границу между Светлыми мирами и Пекельными, Темными. Как и в скандинавской традиции, он обладает веселым добродушным нравом, на пышных пирах в Небесных Чертогах Волхаллы славится своими острыми шутками. Его называют Тор Многомудрый. В дары ему чаще всего приносили напиток из верескового меда.

Тор мифология

Напомним, что в древнескандинавской традиции он не только сын Одина, но и внук Бора, а также правнук Бури. В этом плане интересно сравнить эти имена с аналогичными славянскими словами.

Здесь, однако, стоит упомянуть одно из отличий, существующее между скандинавской и славянской мифологий. У славян Тор – не сын Одина. Напротив, у Тора было 3 сына – Один, Винг и Стар, которые даже отправлялись в поход за сурицей… Но об этом речь пойдет в другой нашей статье.

А пока мы видим, что и Славяне, и Скандинавы – это, по сути, один и тот же народ, в древние времена расселившийся по европейской части нашей планеты. Все вышесказанное только подтверждает это родство.

Литература:

  1. Тур Хейердал. «Охота на Одина. По следам наших Предков».

  2. АДАМ БРЕМЕНСКИЙ, ГЕЛЬМОЛЬД ИЗ БОСАУ, АРНОЛЬД ЛЮБЕКСКИЙ. СЛАВЯНСКИЕ ХРОНИКИ

Поделиться

Эпонимия и топонимия

Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился
Кто такой бог Тор в скандинавской мифологии, чем он прославился

Многочисленные топонимы в Скандинавии содержат древнескандинавское название órr . Идентификация этих топонимов как указывающих на религиозное значение осложняется вышеупомянутым обычным использованием órr в качестве элемента личного имени.

Культовое значение может быть обеспечено только в географических названиях, содержащих элементы -vé (обозначающие местонахождение vé , разновидность языческого германского святилища), -hóf (сооружение, используемое для религиозных целей, см.

Языческие hofs ) и -lundr (a святая роща ). Название места órslundr записывается с особой частотой в Дании (и имеет прямые родственники в норвежских поселениях в Ирландии , таких как Coill Tomair ), тогда как órshof особенно часто встречается в южной Норвегии . Торсё ( Остров Тора ) появляется на западном побережье Швеции. Тор также появляется во многих топонимах Уппланда .

В английских топонимах древнеанглийский Thunor (в отличие от древнескандинавской формы имени, позже введенной в Danelaw ) оставил сравнительно мало следов. Примеры включают Thundersley , от * Thunores hlæw и Thurstable (древнеанглийский « Столп Тунора »). Ф. М.

На территории современной Германии места, названные в честь Тора, редко упоминаются, но ряд мест, называемых Доннерсберг (нем. «Гора Доннера»), возможно, получил свое название от божества Доннера , южногерманской формы имени бога.

Еще в 19 ​​веке в Исландии особая порода лисиц была известна как holtaþórr («Тор Холт »), вероятно, из-за красной шерсти породы. В Швеции в 19 веке гладкие клиновидные камни, найденные в земле, назывались Торвиггар («клинья Тора»), согласно народному поверью, что когда-то их швырял в тролля бог Тор.

(Сравните громовые камни .) Точно так же метеориты могут считаться памятниками Тору в народных традициях из-за их огромного веса. На шведском острове Готланд в честь бога был назван вид жука ( Scarabæus stercorarius );

Thorbagge . Когда жука находят перевернутым и перевернутым, можно добиться благосклонности Тора. В других регионах Швеции имя жука, по-видимому, было демонизировано с христианизацией, когда насекомое стало известно как Тордедьефвул или Тордифвел (оба означают «Тор-дьявол»).

На северо-западе Испании в муниципалитете Карменес ( Леон ) протекает река Торио, названная в честь бога Тора.

Эпоха викингов

В 11 – м веке, летописец Адам из Бремена записей в его Деяния архиепископов гамбургской церкви , что статуя Thor, который Адам описывает как «могущественная», сидит в храме в Уппсале в центре тройного трона ( по бокам Одина и «Fricco “), расположенный в Гамла Уппсала , Швеция .

Адам подробно описывает, что «Тор, как они считают, правит небом; он управляет громом и молниями, ветрами и штормами, хорошей погодой и плодородием» и что «Тор со своей булавой похож на Юпитера». Адам подробно описывает, что жители Упсалы назначили священников каждому из богов и что священники должны были приносить жертвы .

В случае с Тором, продолжает он, эти жертвы приносились, когда угрожала чума или голод. Ранее в том же произведении Адам сообщает, что в 1030 году собравшиеся германские язычники линчевали английского проповедника Вульфреда за «осквернение» изображения Тора.

Два объекта с руническими надписями Тора датируются XI веком, один из Англии, а другой из Швеции. Первое, Кентерберийское заклинание из Кентербери , Англия , призывает Тора залечить рану, изгнав турса . Второй, амулет Квиннеби , вызывает защиту Тора и его молота.

На четырех (или, возможно, пяти) рунических камнях появляется обращение к Тору с надписью «Да здравствует Тор (эти руны / этот памятник)!» Призыв появляется трижды в Дании ( DR 110 , DR 209 и DR 220 ) и один раз в Вестергётланде ( VG 150 ), Швеция.

Иллюстрированные изображения молота Тора встречаются в общей сложности на пяти рунических камнях, найденных в Дании ( DR 26 и DR 48 ) и в шведских графствах Вестергётланд ( VG 113 ) и Сёдерманланд ( Sö 86 и Sö 111 ).

Считается, что этот рисунок является языческим ответом на христианские рунические камни, у которых часто есть крест в центре. Один из камней, Sö 86 , показывает лицо или маску над молотком. Андерс Хултгард утверждал, что это лицо Тора.

По крайней мере три камня изображает Thor промысла змеи ёрмунганд : в Hørdum камень в Твоем , Дании, Altuna Runestone в Altuna , Швеции и Госфорт Кресте в Госфорте , Англия.

Суне Линдквист утверждала в 1930-х годах, что на камне с изображением Ардре VIII на Готланде изображены две сцены из истории: Тор, раздирающий голову быку Хаймира, и Тор и Хаймир в лодке, но это оспаривается.

Эпоха пост-викингов

https://www.youtube.com/watch?v=kVICF-2-R4k

В XII веке, более чем через столетие после того, как Норвегия была «официально» христианизирована, население все еще использовало Тор, о чем свидетельствует посох с руническим посланием, найденный среди надписей Брюгген в Бергене , Норвегия . На палке и Тор, и Один призываются на помощь; Тора просят «принять» читателя, а Одина «владеть» ими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector