Кукла Берегиня — хранительница очага: значение, мастер-класс, фото

Познание | “кукла берестушка”

Автор: Ахтямова Лилия Закировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №26
Населённый пункт: г.Бердск, Новосибирская обл.
Наименование материала: мастер-класс
Тема: “Кукла Берестушка”
Раздел: дошкольное образование

М

ун

иципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №26 «Кораблик»

Мастер класс:

«Кукла Берестушка» .
В рамках проекта «Чудо-дерево береза»

Выполнила : Ахтямова Л.З
воспитатель высшей
квалификационной
категории.
г . Бердск

Цель мастер-класса: приобщать детей к традициям
русского народа, познакомить с изготовлением и
обрядового значения куклы Берестушки.
Ход мастер-класса:
Воспитатель:
Береза – одно из наиболее почитаемых и любимых на Руси деревьев, она
символизирует женское начало. Только в России скручивают и наряжают из бересты
маленькие куколки
Берестушки.
Их делали на Руси в длинные зимние вечера при
зажженной лучине. Кору березы ,когда она высыхала, кипятили, тогда она становилась
мягкой и прочной. Её нарезали полосками и сразу делали заготовки для Берестушки.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Кукла без лица считалась неодушевленной,
недоступной для вселения в неё злых, недобрых сил. На Рождество эти куклы были
непременными участницами обрядовых посиделок.
Внутрь Берестушки можно вложить записку с заговором или молитвой. Берестушка –
оберег дома, который раньше хранили у окна или за наличником двери. Ещё это детский
оберег, который делала и дарила ребенку бабушка, поэтому ещё её называют
Бабушкина

кукла.

Технология изготовления куклы Берестушки.

Для работы :

Ткань для рук 12х6 см.

Цветная ткань на платок 17х17 см.

Цветная ткань на платье 25х12 см.

Ткань на фартук 11х6 см.

Нитки .

Тесьма 40 см.

Кружево 20 см.

Брусок березы 12см.
г . Бердск

Последовательность изготовления:

1 На брусок березы повязать кружево

2 Накладываем на брусок ткань для юбки, перевязываем нитью.

3 Ткань для фартука накладываем на середину юбки, закрепляем нитью.
г . Бердск

4 Повязать косынку из ткани на голову Берестушки.

5 Ткань для рук туго скрутить, приложить к кукле между головой и юбкой.

6 Завязать красной тесьмой крестообразно впереди.
г . Бердск

Сказка «Куколка – Берестушка».
Жила-была в одной деревне сиротка по имени Настенька – девчоночка годков
двенадцати. Плохо Настеньке жилось без отца, без матушки. В избе шаром
покати, во дворе ни скотинки, ни курочки, на огороде только лук да репа.
Собралась однажды Настенька в березняк:
– Наберу грибов лукошко, – думает сиротка, – будет мне и обед и ужин.
Целый день меж берез проходила, а лукошко так пустым и осталось. Села
Настенька на травку отдохнуть, глядит, рядом березовое поленце валяется.
Девчонка она и есть девчонка: сняла слой бересты, трубочкой скрутила, из своего
платочка сарафан да косынку приладила. Вот и вышла у сиротки куколка
Берестушка. Сидит на травке куколкой забавляется, то баюкает, то сюсюкает. А
потом вдруг, как спохватится: время-то к вечеру, домой пора.
Подхватила Настенька лукошко, куклу в сторону отбросила и домой побежала.
Бежит сиротка и слышит кто-то за ней гонится, гонится и приговаривает:
– Возьми меня с собой, девочка.
Настенка бежит, обернуться боится. Бежит-бежит, да прислушивается. Снова
сиротке слышится:
– Погоди девочка, не беги так шибко.
Устала Настенька бежать, остановилась. Смотрит, стоит перед ней куколка
Берестушка, та самая, которую она в березняке сделала.
– Возьми меня к себе в избу, – просит куколка. – Вдвоем веселее.
– Отчего ж не взять, – отвечает Настенька. – Только живу я без отца и без матушки.
С хлебушка на водичку перебиваюсь. Вот даже двух грибочков на ужин не нашла.
– Ничего, – говорит куколка. – Завтра вместе в березняк пойдем.
Утром раненько собрались они по грибы. Взяла Настенька махонькое лукошко, а
куколка ей говорит:
– Такое не годится. Самое большое бери.
Только к березняку подошли, куколка с тропинки свернула:
– Следуй за мной, Настенька, не отставай.
Куколка вперед бежит, а Настенька за нею, только пятки сверкают.
Бежали они так, бежали, остановились. Смотрит Настенька, перед нею опушка,
грибов видимо-невидимо.
Полное лукошко набрали, домой отправились.
Идут по деревне, люди диву даются:
г . Бердск

– Ай да Настенька. Нынче лето ни грибное, а у сиротки полное лукошко.
– Завтра еще пойдем, – шепчет девочке Берестушка. – По грибы и по ягоды.
С той поры хорошо зажилось Настеньке. Каждый день из лесу то грибы, то ягоды
носит. Грибы сушит да солит, из ягод варенье варит. Сама кушает, соседей
угощает, а в субботний день на ярмарку носит.
Все бы хорошо, да вот только соседка у Настеньки – баба Еремееха, больно злая
и завистливая была. Целый день ходит, зубами от злости скрипит:
– Где ты, сиротина, грибы да ягоды берешь? Покажи тропинку.
Настенька в ответ улыбается:
– Хожу-брожу по березняку, вот и нахожу себе пропитание.
Решила тут Еремееха за Настенькой проследить. Шла потихонечку за ней до
самого березняка, углядела-таки куколку.
На другой день пришла Еремееха к Настеньке, принесла петушка на палочке и
говорит ласковым голосом:
– Настенька-Настенька. А не подаришь ли ты мне свою куколку?
– Не подарю, – отвечает Настенька. – Эта куколка Берестушка мне самой нужна.
Тут Еремееха злиться начала:
– Не подаришь, так хоть продай. Дам тебе за нее мешочек серебряных монеток.
– Ничего мне не надобно, – отвечает Настенька.
Разозлилась тогда Еремееха пуще прежнего, ногою топнула, дверью хлопнула да
отправилась восвояси.
А ближе к вечеру, подкараулила момент, когда Настенька в огороде завозилась,
забежала к сиротке в избу, схватила куколку и бегом до своего дома.
Настенька, как увидала, что куколка пропала, села на лавку да горько заплакала.
А Еремееха в своей избе сидит чай пьет, над сироткой посмеивается.
Утром рано, взяла Еремееха большое лукошко, да две корзинки, да кузовок, да
мешок, да ведерко:
– Эй, – говорит. – Берестушка. Пойдем сейчас с тобой за грибами.
Дошли они до березняка. Куколка с тропинки свернула:
– Не отставай, – кричит Еремеехе.
Быстро куколка бежит, Еремееха за ней едва поспевает. Бежали они так бежали,
весь березняк пробежали, очутились в сосновом бору.
– А где грибы-то? – кричит Еремееха.
– А вот твои грибы! – отвечает куколка.
г . Бердск

Только так сказала, как посыпались на Еремееху дождем сосновые шишки. И по
носу злой бабе бьют, и по макушке.
– Ой, – вопит Еремееха. – Ой, не надо.
– Будешь знать, как сиротку обижать, – отвечает куколка.
Еремееха с той поры присмирела, подобрела чуть и завидовать людям перестала,
а Берестушка к Настеньке вернулась и зажили они лучше прежнего.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Воспитатель:
Что вы нового узнали на мастер-классе?
Понравилась вам сказка о кукле Берестушке?

Литература:

1 Касимова Н.И. «Методические рекомендации по обучению

технике изготовления куклы».

2 Татьяна Кирюшатова «Сказка «Куколка –Берестушка»
г . Бердск

Еще про Тора:  Шаркунок из бересты: значение, как сделать своими руками

Русская народная кукла "кубышка-травница" мк

Материалы  для работы:

1  Лоскут светлой ткани 20х20 см – 1 шт. (голова и туловище – верхняя часть)

2  Лоскут ткани в мелкий рисунок 10х10 см – 2 шт. (груди)

3  Треугольный лоскут яркой ткани для косынки 1/2 30х30 см – 1 шт.

4  Полоска ткани красного цвета 20х1 см – 1 шт.

5  Лоскут цветной ткани в мелкий рисунок 40х40 см – 1 шт.

6  Лоскут цветной ткани 5х5 см – 2 шт. (мешочки в руках для трав)

7  Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7х10 см (для фартучка) – 1 шт.

8  Тесьма для пояса 25 см

9  Красные нитки

10 Душистые лекарствы 3-5 наименований по 10г каждой

11 Синтепон или кусочки ветоши для наполнения куклы

12 Игла, ножницы

Описание работы: 

1. Берем лоскут светлой ткани (20х20) в середину кладем синтепон (ветошь).

2. Делаем кукле голову, стараясь, чтобы лицо было без складок. Для этого красной ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.

3. Расправляем ткань по диагонали. наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем красной ниткой четное количество витков на расстоянии 2 – 2,5 см от края. Получаем руки.

4. Поднимаем вверх руки и перевязываем красной ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.

5. Берем лоскуты ткани в мелкий рисунок (10х10). И таким же образом, как голову, делаем две груди. Размер каждой груди чуть меньше головы.

6. Каждую грудь отдельно привязываем к шее.

7. Берем полоску красного цвета и завязываем на ней два узелка в середине на расстоянии 1,5 – 2 см друг от друга.

8. Привязываем красную полоску на голову (узелки чуть выше лба, а завязать сзади) – получаем “рожки”.

Еще про Тора:  Мастер-класс по изготовлению народной куклы «День и Ночь». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

9. Прячем “рожки”, повязывая на голову платок, который завязывается сзади.

10. Берем большой лоскут цветной ткани (40х40), раскладываем на столе, вырезаем большую окружность.

11. Загибаем края, наметываем стежками (крепкими нитками), для того, чтобы потом можно было стянуть в мешочек.

12. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем синтепон (ветошь). Потом опять насыпаем траву. Потом опять синтепон. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.

13. Слегка затягиваем края, верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан, затягиваем края до конца, равномерно распределяя складочки.

14. Под грудью завязываем передник.

15. Сверху подвязываем куклу пояском.

16. Берем маленькие лоскутки цветной ткани (5х5), наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.

17. Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.

18. После этого куклу нужно немного поладить, помять, убрать неровности, бугорки. 

Вот Кубышка – травница готова!

Желаю творческих успехов и великолепных Кубышек!!!

P.S.

1.Как вы заметили, пункт 16 -17 я не делала, мне не очень эти мешочки понравились…. Это на усмотрение мастерицы…

2. Траву в кукле я клала в сшитый отдельно мешочек, чтобы она сквозь ткань не сыпалась, а в мешочке ее очень приятно пальцами перебирать сквозь синтепон и она не сыплется – пошебуршишь мешочком, и куколка опять сильно пахнет.

3. Красные нитки для обмотки – обязательно, красный цвет – на Руси был цвет обережный (красные кушаки, красные пояски…). И четное количество витков не просто так…

4. Для основания куклы я брала лоскут немного больше (45х45см)… тоже на усмотрение.

5. Лучше, конечно использовать для набивки синтепон, он очень мягкий, невесомый…

6. Сам мешочек (основание куклы) я затягивала не просто ниткой, а вставляла узкую ленточку, завязывала бантиком – фото 6, тоже по желанию…

7. Когда верзняя часть куклы была готова. я подвязала кусочком ткани, сделала как-бы нижнюю юбку. Мне не понравилось пол туловища, как-будто не законченная – фото4.

В общем, каждый может вносить свои изменения, не нарушая общего принципа изготовления травницы.

Я, например, в отпуске шила такую травницу как грелку на чайник (подарила маме). Основанием служила не кубышка, а такая широкая юбка, также наполненная синтепоном и травой – фото  (голубая – самая большая). Когда надеваешь на заварочный чайник, идет сильный запах от травы…

§

Кукла Берегиня — хранительница очага: значение, мастер-класс, фото

Людмила, хорошо пришла я в Страну – теперь вижу не я одна такая. Раньше сама сомневалась в своей нормальности. Собираю все – коробки, банки. бумажки……. Что-то пригождается…..  А когода надоест весь хлам выбрасываю, потом  начинаю жалеть. Вот так и с бутылками было……. Копила, копила красивые, как только выбросила, меня идея с фонариками посетила... – #mce_temp_url# … Но коньяк из банки ладно…смеюсьС этим театром, когда осенило, что на пальчики можно, я все кетчупы и майонезы дома без крышек оставила, мне срочно нужно лепить. Закрыла вместо крышек кусочками фольги….. смеюсьмуж ничего понять не может, говорит – куда все крышки подевались…. Я молчу как партизан, уже боюсь признаться, скажет – ку-кусмеюсь. Он на Злату…….. хорошо, она не понимает…. с нее, как с гуся водахихикает

§

Кукла Берегиня — хранительница очага: значение, мастер-класс, фото

Кукла Берегиня — хранительница очага: значение, мастер-класс, фото

Кукла Берегиня — хранительница очага: значение, мастер-класс, фото   Кукла Берегиня — хранительница очага: значение, мастер-класс, фото

Эту схему нам давали на занятиях уже в виде копии, из какого журнала, нам говорили, но я забыла – к сожалению, показываю сами странички, которые нам дали. Это берегиня.

Кукла Берегиня — хранительница очага: значение, мастер-класс, фото

А вот, что нам давали по Ведучке:

Кукла Берегиня — хранительница очага: значение, мастер-класс, фото  Кукла Берегиня — хранительница очага: значение, мастер-класс, фото

Автор куклы Аина и Мария Дмитриевы.

Ведучка – водительница (мать, крестная, тетя, которая ведет дитя по жизненному пути)

1. Изготовить скатку для матери, книзу чуть пошире. Перетянуть  шею ниткой.

2. Оформляем грудь мягкой скаткой, привязываем крест накрест.

3. Нижняя юбки, шить боковой шов, пришить под грудью.

4. Делаем руки – скатки.

1 рука = рука мамы рука девочки.

Пришить руки чуть ниже шеи, к линии плеча.

5. Костюм: рубаха – прямоугольник, в центре которого сделать разрез и пришить к горловине.

Сарафан сшить, декор по низу – тесьма, можно сшить сразу с лямками.

Сарафан по линии груди пришить.

Платок нижний и верхний, поясок.

Дочка.

Скатка для дочки 1/3 пропорция.

Линию шеи перетянуть, пришить сарафан (прямоугольник).

Сшить рукава и пришиваем, низ подвернуть.

Еще про Тора:  Молот тора спрей

Расстояние между рукавчиками дочки и матери примерно 1,5 см.

Уточнить пропорции рук и стянуть рукава. Пришить к скатке руки ниже шеи на 1 см.

Одеть платок и поясок.

     Этот материал переписала с того, что нам давали на занятиях. Размеры указаны не были.

Размер  ведучки не маленький – примерно от 25 до 30см.  Берегиня поменьше примерно 20-25 см.

Здесь на фотографии Ведучка не моя, автора не знаю – сфотографировала, так как понравилась.

§

§

§

§

§

§

Темы рисования могут быть совершенно различны.
В старшем дошкольном возрасте дети владеют знаниями всех основных цветов и их оттенков, пользуются цветовыми характеристиками, умеют классифицировать цвета относительно этим характеристикам.
Если в младшем дошкольном возрасте детям доступны такие характеристики цветов как грустный и веселый, добрый и злой, темный и светлый… То старшие дошкольники уже осваивают понятия:
теплый и холодный цвета(рисование на темы: “Теплая и холодная картина”, “Палитра зимушки – зимы (весны…)” и пр.)
яркие и бледные ;
контрастные и гармоничные (“Борьба красок”). Цвета бывают:
мягкий-грубый;
спокойный-тревожный;
легкий – тяжелый;
приятный и отталкивающий;
праздничный – обыденный;
активный – пассивный и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста с легкостью соотносят свое эмоциональное состояние, настроение с цветом. Следовательно, темы беспредметного рисования могут быть такие “Рисуем музыку”, “Рисуем настроение” и проч.
Обычно на занятиях такого типа мы решаем очень много задач, это – и развитие цветовосприятия, и обучение какой-либо технике рисования и многие другие; но результат, на первый взгляд очень непривлекательный. Здесь-то и помогают рамки – вкладыши. Рисунок в такой рамке смотрится очень красиво, тем более ребенок чувствует себя успешным, так как он на сто процентов уверен, что сделал все это сам.

§

§

§

§

§

§

§

Классные варежки. Вернее не варежки уже, а игрушки. Или еще точнее друзья. 

Очень “психологичные” такие игрушечки. Есть что-то типа треннинга для детишек постарше (которые уже умеют варежки одеватьулыбаюсь ), они сами делают на занятии кукол – воображаемых друзей из подручных материалов (ну, себя по сути…) А потом от их имени ведут игру, диалоги, ставят целые спектакли. Очень увлекательно, и полезно иногда.

Вот как раз перчатки, носочки, варежки – классная основа для этого дела супер! 

А ваш Пёс меня покорил! Трогательный такой… я смотрю, у него даже эмоции на моське меняются от фото к фото… вообще шикарный!

§

О пользе игр с пальчиками и ручками.

записываю Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев” В.А.Сухомлинский.

“Рука – это наружу выведенный мозг” Эммануил Кант.

“Рука – это щупальца мозга” Иван Мих. Сеченов.

“Рука – это инструмент всех инструментов” Аристотель.

“… Он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. 

Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. 

О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…”  

Жан-Жак Руссо.

§

§

Благодаря занятиям по цветовому игротренингу, дети “совершили путешествие” в серебряный город и золотое царство,зеленую сказку, белое и черное королевство, побывали в красной, желтой, синей, розовой, голубой, фиолетовой, оранжевой стране.

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector