Внешность
Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.
Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.Отличительными чертами внешности являются:
- средний рост;
- желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
- миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
- прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
- выступающие скулы.
Где живут
Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:
- Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
- Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
- Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
- Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.
Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.
Доля марийцев по районам и городам россии (по переписи 2021 года)
(указаны муниципальные образования, где доля марийцев в численности населения превышает 20 %):
Доля марийцев по районам и городам России | ||
---|---|---|
Район (округ) | Субъект РФ | % марийцев |
МР Волжский | Марий Эл | 86,9 |
МР Горномарийский | Марий Эл | 85,8 |
МР Моркинский | Марий Эл | 81,2 |
МР Сернурский | Марий Эл | 76,6 |
МР Мишкинский | Башкортостан | 71,5 |
МР Куженерский | Марий Эл | 69,2 |
МР Новоторъяльский | Марий Эл | 67,4 |
МР Советский | Марий Эл | 65,5 |
МР Оршанский | Марий Эл | 55,6 |
МР Мари-Турекский | Марий Эл | 49,5 |
МР Звениговский | Марий Эл | 49,3 |
МР Килемарский | Марий Эл | 47,2 |
МР Калтасинский | Башкортостан | 45,9 |
МР Параньгинский | Марий Эл | 43,2 |
МР Медведевский | Марий Эл | 42,5 |
ГО Козьмодемьянск | Марий Эл | 30,9 |
МР Пижанский | Кировская | 30,3 |
МР Кикнурский | Кировская | 29,5 |
МР Краснокамский | Башкирия | 26,5 |
ГО Йошкар-Ола | Марий Эл | 23,6 |
МР Бирский | Башкортостан | 20,5 |
Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента[8]. Также встречаются носители светлого европеоидного типа[31].
По антропологическому облику марийцы относятся к древнеуральской общности, которая в результате метисации с европеоидами дала начало антропологическим типам финно-угорских народов[32][33][34].
Женщины
Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши.
Жизнь
Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец.
А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.
Жилище
Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.
Зарождение марийского народа
Происхождение народа порой становится одной из самой больших загадок в его изучении. В данном случае марийцы – не исключение. Большинство историков предполагает, что предки мари появились около I тысячелетия до нашей эры. Принадлежали они к городецкой культуре, занимавшей правый берег Северного Поволжья.
В то же время азелинские народы, проживавшие на левом берегу, также стали прародителями новых племён, а значит, сами марийцы были результатом смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром зарождения нового народа, откуда он расселился в другие уголки России.
О том, какой была жизнь марийцев на заре их становления, совсем ничего не известно. Самое первое упоминание о них можно встретить у Иордана, готского историка, жившего в VI веке.
Эти сведения в некоторой степени открывают нам характер марийцев, которые названы воинственным и жестоким народом. Известно, что нередко воины мари взаимодействовали с хазарами или Волжской Булгарией.

XIX-нач.XX. Казанская губерния (совр.Республика Марий Эл)
Место хранения оригинала – Российский этнографический музей
Известные марийцы
- Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл[49].
- Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед[50].
- Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР[51].
- Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари[52].
- Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор[49].
- Васин Ким Кириллович — писатель[53].
- Вишневский Семён Алексеевич — поэт, переводчик, журналист[54].
- Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец[55].
- Григорьев Александр Владимирович — художник[56].
- Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл[57].
- Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер[49].
- Ефруш Георгий Захарович — писатель[58].
- Ефремов Тихон Ефремович — просветитель[59].
- Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл[60][61][62].
- Игнатьев Никон Васильевич — писатель[49].
- Йыван Кырла — поэт, киноактёр[63].
- Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер[64].
- Казаков Николай Иванович — поэт[49].
- Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР[65][66].
- Колумб Валентин Христофорович — поэт[49].
- Конаков Александр Фёдорович — драматург[51].
- Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР[67][49].
- Лашманов Пётр Ильич — поэт, прозаик, переводчик, этнограф, краевед, педагог[68].
- Лекайн Никандр Сергеевич — писатель[53].
- Луппов Анатолий Борисович — композитор[49].
- Макс Майн — поэт, переводчик, журналист, редактор[54].
- Матюковский Геннадий Иванович — поэт, прозаик, переводчик, журналист[54].
- Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари[69].
- Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик[49].
- Николаев Сергей Николаевич — драматург[49].
- Олык Ипай — поэт[49].
- Орай Дмитрий Фёдорович — писатель[53].
- Осмин Йыван — поэт, прозаик, журналист, редактор, педагог[70].
- Петров Иван Петрович — государственный и общественный деятель, первый председатель Марийского ОБИК[71].
- Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог[72].
- Першуткин Пётр Григорьевич — поэт[53].
- Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза[73].
- Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист[49].
- Сави Владимир Алексеевич — писатель[55].
- Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр[74].
- Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист[75].
- Сапаев Эрик Никитич — композитор[49].
- Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари[76].
- Тойдемар Павел Степанович — музыкант[51].
- Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург[49].
- Чалай Васлий — поэт, прозаик[77].
- Четкарёв Ксенофонт Архипович[78] — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
- Шабдар Осып — писатель[55].
- Шадт Булат — поэт[79].
- Шкетан Яков Павлович — писатель[55].
- Элексейн Яков — прозаик, журналист, педагог[80].
- Эшкинин Андрей Карпович — писатель[58].
- Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор[64].
- Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор[81].
- Юзыкайн Александр Михайлович — писатель[49].
- Юзыкайн Алеко — писатель, журналист[49].
- Юксерн Василий Степанович — писатель[49].
- Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф[82].
- Ямбердов Иван Михайлович — художник[49].
- Князь Мамич-Бердей
- Чоткар патыр
- Полтыш князь Малмыжский, погиб в битве с русскими войсками
- Чумбылат, легендарный марийский князь XII века
Имена
Испокон веков марийцы имели национальные имена. У мари имеется своя форма образования имени, которая представляет собой совокупность патронима и собственного имени, которая во многом похожа на исландскую. Например, Абай Имансар (Имансар Абаевич), Яҥграват Токтар (Токтар Яҥграватович)
История
Считается, что первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана[12].
Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне казанцев[13].
Присоединение к Русскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трёх восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1585 годов[15][16].
Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции.
4 ноября 1920 был провозглашён Марийская автономная область в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — МАССР.
Культура
Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.
Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.
Лес в жизни марийцев
Культура марийцев была бы неполной без почитания леса и сил, которые он олицетворяет. В наши дни этот народ продолжает посещать священные рощи, куда приносит дары добрым божествам и духам леса.
Ежегодно осенью множество марийцев съезжается в такие места, где в качестве дани семьи оставляют утку. Марийцы молятся в лесах, у них нет храмов или церквей. Согласно их вере, в момент общения с богом человек устанавливает связь с силами Вселенной, с космосом.
Югорно. Марийский народный эпос в Марийском национальном драматическом театре
Энергия природы, по мнению марийцев, может наделять человека особенными силами. У этого народа много знахарей, которые действительно обладают необыкновенными способностями. Многие из них утверждают, что используют для лечения и заговоров энергетику деревьев, что и самим знахарям помогает восстановиться после тяжёлых сеансов.
Марийцы – народ с интересной историей и загадочной культурой. Сегодня их край привлекает туристов, которые мечтают хотя бы незначительно прикоснуться к древним обычаям народности, что сохранила верования и мировоззрение далёких предков. Как же это удалось марийцам?
Литература
- Знаменский П. Горные черемисы Казанского края (Из наблюдений очевидцев)./ Хартахай. Историческая судьба крымских татар / Хартахай. — [Б. м.], [1867]
- Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 161
- История марийской литературы / Отв. редакторы К. К. Васин, А. А. Васинкин. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. — 432 с. — 3000 экз.
- Марийцы. Историко-этнографические очерки. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. — 336 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94950-027-X.
- Марийцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.Архивная копия от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
- Марийцы / Марийцы восточные / Марийцы горные / Марийцы луговые / Марийцы северо-западные // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 519—524. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
- М. В. Пенькова, Д. Ю. Ефремова, А. П. Конкка. Материалы по духовной культуре марийцев // Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. C. 376—415.
- С. В. Стариков. Марийцы (черемисы) Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже XIX—XX веков. — Филокартия, 2009, № 4(14) — с. 2—6.
- Бахтин А. Г. Марийский край в XIII—XVI веках: очерки по истории. — Йошкар-Ола: МарГУ, 2021. — 660 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-94808-678-1.
Марийцы – воины лесов
Как я уже сказала, прежде марийцев называли черемисами, однако сами представители этого народа подобное название считали оскорбительным. Но как же оно появилось? В X веке хазарский каган Иосиф упомянул марийцев под именем “цармис”, а позднее в славянских языках слово это преобразилось в “черемис”.
По мнению переводчиков, в этом слове сложены несколько основ финско-угорских наречий, а означать оно может определение “лесного воина”. Это вполне логично, ведь в жизни марийцев лес издавна играл важнейшую роль. Он служил жильём, кормил и обеспечивал защиту.
С русскими у марийцев складывались непростые отношения. Когда Московское государство и Казанское ханство вступили в противостояние, немало марийцев поддержали вторых, ведь проживали в Казани.
Когда в XVI веке её территория стала частью русских земель, марийские земли также были присоединены к России. Тем не менее процесс присоединения был крайне сложным, а в ходе него произошло несколько Черемисских войн. Тогда марийцы оправдали свой воинственный нрав, который отмечали древние историки.

Марийцы – единственный народ в европе, сохранивший язычество
И, скажу я вам, приносящий до сих пор кровавые жертвоприношения богу.
По приглашению организаторов международной конференции, посвященной языкам в компьютерах, побывал в столице Марий Эл – Йошкар Оле.
Йошкар – красный, а ола, я уже забыл, что означает, так как город на финно-угорских языках как раз “кар” (в словах Сыктывкар, Кудымкар, например, или Шупашкар – Чебоксары).
А марийцы – финно-угры, т.е. родственны по языку венграм, ненцам, хантам, удмуртам, эстонцам и, естессна, финнам. Сотни лет совместного проживания с тюрками тоже сыграло свою роль – есть множество заимствований, например, в своей приветственной речи высокопоставленный чиновник назвал энтузиастов-учредителей единственного радио, вещающего на марийском языке, радиобатырами.
Марийцы очень гордятся тем, что оказали упорное сопротивление войскам Ивана Грозного. Один из ярких марийцев, оппозиционер Лайд Шемйэр (Владимир Козлов) написал даже книгу про оборону марийцами Казани.
– Нам было что терять, в отличие от части татар, которые были родственны Ивану Грозному, и собственно меняли одного хана на другого, – говорит он (по некоторым версиям, Уордаах Уйбаан не знал даже русского языка).
Вот таким из окна поезда предстает Марий Эл. Болота и мари.
Кое-где лежит снег.
Это мы с бурятским коллегой в первые минуты вступления на марийскую землю. Жаргал Бадагаров – участник конференции в Якутске, которая состоялась в 2008 году.
Рассматриваем памятник знаменитому марийцу – Йывану Кырле. Помните Мустафу из первого советского звукового фильма? Он был поэтом и актером. Репрессирован в 1937 году по обвинению в буржуазном национализме. Поводом послужила драка в ресторане с подвыпившими студентами.
Погиб в одном из уральских лагерей от голода в 1943 году.
На монументе он едет на дрезине. И поет марийскую песню про куницу.
А это нас встречают хозяева. Пятый слева – легендарная личность. Тот самый радиобатыр – Чемышев Андрей. Он знаменит тем, что когда-то написал письмо Биллу Гейтсу.
“Как я был тогда наивен, многого не знал, во многом не разбирался… – говорит он, – зато от журналистов отбоя не было, я уже привередничать начал – опять первый канал, а нет ли у вас там БиБиСи…”
После отдыха нас повели в музей. Который специально для нас открыли. Кстати, в письме радиобатыр писал: «Уважаемый Билл Гейтс, покупая лицензионный пакет „Виндоуз“, мы заплатили вам, поэтому просим включить пять марийских букв в стандартные шрифты».
Удивляет, что везде марийские надписи. Хотя особых кнутов-пряников не придумали, и никакой ответственности собственники за то, что не написали вывеску на втором госязыке, не несут. Работники министерства культуры говорят, что просто по душам беседуют с ними. Ну и по секрету сказали, что большую роль в этом деле играет главный архитектор города.
Вот такая вот Айвика. На самом деле как зовут очаровательную экскурсоводку я не знаю, но самое популярное женское имя у марийцев именно Айвика. Ударение на последнем слоге. И еще Салика. Есть даже телефильм на марийском, с русскими и английскими субтитрами с одноименным названием. Я привез такой в подарок одному якутскому марийцу – попросила его родная тетя.
Эксурсия построена любопытно – знакомиться с бытом и культурой марийцев предлагается прослеживая судьбу марийской девочки. Конечно же ее зовут Айвика))). Рождение.
Тут Айвика была кажется в колыбели (не видно).
Это праздник с ряжеными, типа колядок.
У “медведя” еще и маска из бересты.
Видите, Айвика дует в трубу? Это она возвещает округу о том, что стала девушкой и ей пора замуж. Некий обряд инициации. Некоторые горячие финно-угорские парни))) тут же тоже захотели оповестить округу о своей готовности… Но им сказали, что труба в другом месте))).
Традиционные трехслойные блины. Пекут к свадьбе.
Обратите внимание на монисты невесты.
Оказывается, завоевав черемисов, Иван Грозный запретил инородцам кузнечное дело – чтоб оружие не ковали. И приходилось марийцам украшения делать из монет.
Одно из традиционных занятий – рыболовство.
Бортничество – собирание меда диких пчел – тоже древнее занятие марийцев.
Животноводство.
Вот финно-угры: в безрукавке представитель народа манси (фотографирует), в костюме – человек из республики Коми, за ним светлый – эстонец.
Окончание жизни.
Обратите внимание на птицу на жерди – кукушка. Связующее звено между мирами живых и мертвых.
Вот откуда наше “кукушка, кукушка, сколько мне осталось?”
А это жрец в священной березовой роще. Карт или карты. До сих пор, говорят, сохранились около 500 священных рощ – своего рода храмов. Где марийцы приносят жертву своим богам. Кровавую. Обычно курочку, гуся или барашка.
Сотрудник удмуртского института повышения квалификации учителей, администратор удмуртской википедии Денис Сахарных. Как истинный ученый, Денис сторонник научного, не “шапкозакидательского” подхода в деле продвижения языков в сеть.
Как видите марийцы составляют 43% жителей. Вторые по численности после русских, коих 47,5%.
Марийцы в основном делятся по языку на горных и луговых. Горные живут на правом берегу Волги (в сторону Чувашии и Мордовии). Языки настолько отличны, что имеются две википедии – на горномарийском и луговомарийском языках.
Вопросы о черемисских войнах (30-летнем сопротивлении) задает башкирский коллега. Девушка в белом на заднем плане – сотрудник института антропологии и этнологии РАН, сферой своего научного интереса называет – что бы вы думали? – идентичность илимпийских эвенков. Этим летом собирается в Туру Красноярского края и может быть даже заедет в поселок Ессей. Пожелаем удачи хрупкой городской девушке в освоении непростых даже летом заполярных просторов.
Картинка рядом с музеем.
После музея в ожидании начала заседания погуляли по центру города.
Этот лозунг чрезвычайно популярен.
Центр города активно перестраивается нынешним главой республики. Причем в едином стиле. Псевдовизантийском.
Построили даже мини-кремль. Который, говорят, практически всегда закрыт.
На главной площади с одной стороны памятник святителю, с другой – завоевателю. Гости города хмыкают.
Вот еще одна достопримечательность – часы с ослом (или мулом?).
Марийка рассказывает об осле, как он стал неофициальным символом города.
Скоро пробьет три часа – и выйдет осел.
Вот и он.
Любуемся на осла. Как вы понимаете – осел не простой – он привез Христа в Иерусалим.
Участница из Калмыкии.
А это тот самый “завоеватель”. Первый имперский воевода.
UPD: Обратите внимание на герб Йошкар-Олы – скоро его, говорят, снимут. Кто-то в Городском совете решил сделать лося рогатым. Но, может это досужие разговоры.
UPD2: Герб и флаг Республики уже изменили. Маркелов – а никто не сомневается в том, что это он, хотя голосовал парламент – заменил марийский крест на медведя с мечом. Меч смотрит вниз и в ножнах. Символично, правда? На снимке – старый марийский герб еще не сняли.
Вот тут было пленарное заседание конференции. Нет, табличка в честь другого события)))
Любопытная вещь. На русском и марийском;-) На самом деле, на других табличках все было правильно. Улица по марийски – урем.
Магазин – кевыт.
Как язвительно заметил один коллега, побывавший когда-то у нас – пейзаж напоминает Якутск. Печально, что гостям наш родной город предстает в таком обличье.
Язык жив, если востребован.
Но еще надо обеспечить техническую сторону – возможность печатать.
Наша вики в числе первых в России.
Совершенно верное замечание г-на Леонида Сомса – гендира фирмы “Линукс-Инк” (Питер): государство как бы не замечает проблемы. Кстати Линукс-Инк разрабатывает браузер, спелл-чекер и офис для самостийной Абхазии. Естественно на абхазском языке.
Собственно на это сакраментальный вопрос и пытались ответить участники конференции.
Обратите внимание на суммы. Это для создания с нуля. Для целой республики – сущий пустяк.
Докладывает сотрудник башкирского института гуманитарных исследований. Знаком с нашим Василием Мигалкиным. Лингвисты Башкортостана начали подступаться к т.н. корпусу языка – всесторонней кодификации языка.
А в президиуме сидит основной организатор действа, работник марийского минкульта Эрик Юзыкайн. Свободно говорит на эстонском и финском языках. Свой родной язык освоил уже будучи взрослым, во многом, признается, благодаря супруге. Теперь обучает языку своих детей.
Ди-джей “Радио Марий Эл”, админ луговомарийской вики.
Представитель фонда “Слово”. Весьма многообещающий российский фонд, который готов поддержать проекты для миноритарных языков.
Викимедисты.
А это те самые новостройки в квази-итальянском стиле.
Это москвичи начали было строить казино, но вовремя подоспел указ об их запрете.
А вообще на вопрос о том, кто финансирует всю “Византию”, отвечают, что бюджет.
Если говорить об экономике, в республике были (и есть наверное) военные заводы по производству легендарных ракет С-300. Из-за этого раньше Йошкар-Ола даже была закрытой территорией. Как наш Тикси.
Парк Победы. Я снова, как и в Горно-Алтайске, обратил внимание, что очень много в городе елей.
Вот такой фоторепортаж. Кстати на железнодорожном вокзале вся звуковая информация дублируется на марийском языке. И это результат обычного
письма Якунину. От имени марийских клиентов РЖД 😉 Отправленного опять же через йошкар-олинский почтамт))).
Еще путевые заметки:
Уруй из Йошкар-Олы
О памятнике покорению Сибири
Новосибирск: второй день
Зашиверская церковь стоит…
[i]
Утренняя прогулка по Горно-Алтайску
[/i]
Горно-Алтайск: впечатления (второй пост)
Предыдущая запись
[i]
Следующая запись
[/i]
#Тыллар/Языки
Марийцы башкортостана
Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002)[44][45], треть марийцев Башкортостана проживает в городах.
Переселение марийцев на Урал происходило в XV—XIX веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные верования.
Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий ушем».
Марийцы кировской области
Областной центр марийской культуры — деревня Мари-Ошаево Пижанского района Кировской области. Областной центр марийской культуры проводят национальные концерты, функционируют кружки, народные ансамбли. Каждый год в июне-июле в деревне Мари-Ошаево проходит праздник Пеледыш пайрем.
Областной центр марийской культуры Кировской области сотрудничает с национальными общественными движениями Республики Марий Эл[46][47][48].
Одежда
Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.
Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога.
В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами.
Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.
Примечания
- ↑ 123456789101112Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2021 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2021 года
- ↑ 123456789Всероссийская перепись населения 2002 года
- ↑Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009.Архивировано 1 мая 2021 года. (Национальный состав населенияАрхивная копия от 23 июля 2021 на Wayback Machine.rar)
- ↑Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
- ↑Национальный состав населения Белоруссии, её областей и районов. Перепись 2009
- ↑Population by ethnic nationality, sex and place of residence, 31 December 2021 (эст.). Дата обращения: 3 июня 2021.
- ↑Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.01.2021. (латыш.)
- ↑ 12Народы мира: Энциклопедия / под. ред. Минц Л. М. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г, — 638 c.: ил. С. 334 — ISBN 5-373-01057-3
- ↑Марийцы, 2005, с. 5.
- ↑Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009, с. 519.
- ↑Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений / Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др. — М.: Наука, 1994.
- ↑Иордан // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 152. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0.
- ↑Участие марийцев в битвах за Казань. 1505—1552 гг. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 мая 2021.Архивировано 15 марта 2021 года.
- ↑Бахтин, 2021.
- ↑Тема 11. Присоединение левобережных марийцев к России. Черемисская война 1552—1557 гг.
- ↑Тема 12. Черемисские войны 1571—1574 и 1581—1585 гг. Последствия присоединения марийцев к Русскому государству
- ↑Бахтин, 2021, с. 528—539.
- ↑Данные по переписи 1897 г. приведены по территории Российской империи, Вятской и Уфимской губерниям
- ↑Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
- ↑Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России.
- ↑Всероссийская перепись населения 2021 г. Население по национальности, полу и субъектам Российской Федерации.
- ↑Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. По империи. Черемисское.
- ↑Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Вятская. Черемисское.
- ↑Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Уфимская. Черемисское.
- ↑ В. В. Бунак. Антропологический тип черемис. «Русский антропологический журнал», т. 13, М., 1924, стр. 138
- ↑Моисеев В. Г., Козинцев А. Г. Антропологическое своеобразие уралоязычных народов. Этнографическое обозрение 1998 № 2 С. 148
- ↑Марийцы, 2005, с. 27.
- ↑Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009, с. 519—520.
- ↑Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.04. Распространенность владения языками в России (2002 г.)
- ↑Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.05. Владение языками населением наиболее многочисленных национальностей.
- ↑Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.06. Владение языками (кроме русского) населением отдельных национальностей по республикам, автономной области и автономным округам Российской Федерации.
- ↑Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.03. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации.
- ↑Марийцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков М.: БРЭ 1994 стр.230
- ↑Последние язычники Европы (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 ноября 2021.Архивировано 12 мая 2021 года.
- ↑Кузнецов С. К. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария // Этнографическое обозрение. 1905. № 1. С. 129—157.
- ↑Население наиболее многочисленных национальностей по возрастным группам, полу и уровню образования (c. 868).
- ↑Население по возрастным группам, полу и уровню образования по субъектам Российской Федерации (c. 6).
- ↑>. Число марийских деревень — более 240
- ↑статья «Марийцы» в Энциклопедии Башкортостан (недоступная ссылка)
- ↑Делу – время, потехе – час. «Пеледыш пайрем» – для всех нас! (рус.). Сельские вести (6 июня 2021). Дата обращения: 3 июня 2021.
- ↑Пеледыш пайрем (рус.). Сельские вести (7 июня 2021). Дата обращения: 3 июня 2021.
- ↑Пижанский краеведческий музей (рус.). Пижанский краеведческий музей (2021). Дата обращения: 3 июня 2021.
- ↑ 123456789101112131415161718Марийцы, 2005, с. 252.
- ↑История марийской литературы, 1989, с. 122.
- ↑ 123Марийцы, 2005, с. 269.
- ↑Васикова Лидия Петровна // Кто есть кто в Марий Эл / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2002. — С. 85—86. — 2000 экз. — ISBN 5-87898-197-1.
- ↑ 1234Марийцы, 2005, с. 267.
- ↑ 123История марийской литературы, 1989, с. 249—259.
- ↑ 1234Марийцы, 2005, с. 266.
- ↑Марийцы, 2005, с. 279.
- ↑История марийской литературы, 1989, с. 106.
- ↑ 12История марийской литературы, 1989, с. 100.
- ↑История марийской литературы, 1989, с. 41.
- ↑Зотин Владислав Максимович.
- ↑Выборы президента Республики Марий Эл.
- ↑Зотин Владислав Максимович.
- ↑Марийцы, 2005, с. 270.
- ↑ 12Марийцы, 2005, с. 276.
- ↑Кириллова Сарра Степановна (рус.). Марийский национальный театр драмы им. Шкетана. Дата обращения: 3 июня 2021.
- ↑Марийцы, 2005, с. 271.
- ↑Коршунов Константин Максимович.
- ↑Мочаев, 2021, с. 249.
- ↑Посёлок Мари-Турек // Мари-Турекский район. — Йошкар-Ола, 2003. — С. 176—186. — 320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл). — 1500 экз. — ISBN 5-87898-241-2.
- ↑Зайниев Г. З., Мочаев В. А.Осмин Йыван (Логинов Иван Иванович) // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — 2-е изд. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2021. — С. 321—322. — 606 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905314-35-3.
- ↑Сануков С. Н.Петров Иван Петрович // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — 2-е изд. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2021. — С. 335—336. — 606 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905314-35-3.
- ↑Марийцы, 2005, с. 275.
- ↑Прохоров Зинон Филиппович (рус.). Сайт «Герои страны».
- ↑История марийской литературы, 1989, с. 99.
- ↑История марийской литературы, 1989, с. 353.
- ↑Кошкина Д.В Марий Эл открыли парк в честь первого Героя Советского Союза по национальности мари (рус.). Марийская правда. Новости Республики Марий Эл (30 июля 2021). Дата обращения: 25 июля 2021.
- ↑История марийской литературы, 1989, с. 277.
- ↑Четкарёв Ксенофонт Архипович — краткая биография на сайте «Марийская история в лицах»
- ↑Шадт Булат // Писатели Марий Эл: биобиблиографический справочник / Сост. А. Васинкин, В. Абукаев и др. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008. — С. 122—124. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7590-0966-5.
- ↑История марийской литературы, 1989, с. 61.
- ↑Марийцы, 2005, с. 277.
- ↑Марийцы, 2005, с. 268.
- ↑Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы. — Казань: Татарское книжное издательство, 1979. — С. 197. — 200 с.
- ↑«Комендант города Бугульмы» (рус.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 декабря 2021.Архивировано 20 декабря 2021 года.
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
Свадебные традиции
Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плётка «Сӱан лупш» — оберег, защищающий «дорогу» жизни, по которой предстоит пройти вместе молодожёнам.
Семейный уклад
После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи.
Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали.
Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.
Ссылки
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Традиционная одежда
Основной одеждой марийцев была рубаха туникообразного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр); вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ӱштӧ).
Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).
У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застёжек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем.
Уровень образования
Уровень образования российских марийцев намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2021 года, среди марийцев лишь 11,7 % имели высшее или послевузовское образование (55 277 человек из 470 834 лиц марийской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)[42].
При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим или послевузовским образованием в 2021 году составила 23,4 % (27 540 707 человек из 117 639 476 лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)[43].
Черемисы народ с другой планеты
Несмотря на то, что к нынешнему времени марийцы уже много веков прожили в составе России, приняв некоторые элементы русской культуры, они сохранили свои верования. Православными является лишь небольшая часть народа, а подавляющее большинство и сегодня исповедует старинную этническую веру. Чтобы лучше понять марийцев, стоит познакомиться с их поверьями, что я и предлагаю сделать.
Если археологи ведут споры о точном времени появления предков марийцев и особенностях их культуры, то марийские мифы подробно рассказывают о том, как на земле появились люди и, в частности, это племя. Согласно им, в далёкой древности из созвездия Гнезда на землю прилетела утка, которая снесла пару яиц и улетела обратно.
Хочу заметить, что и современные марийцы не используют общепринятые названия для указания созвездий. Они любят звёздное небо и тайны, связанные с ним, используя ту терминологию, что передали им предки. Например, Большая Медведица – то Лось, а Плеяды – то самое Гнездо, откуда на Землю была принесена жизнь.

Численность и расселение
Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек).
Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях[источник не указан 764 дня]. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия нашей эры.
Область формирования марийских племён — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племён (предков мордвы).
Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки[11].