Мастерская Мирославны – Ткачество на бердо «Брань 1:1»

Предварительная подготовка:

1. Помимо схемы заправки ниток нам нужна ещё и схема предполагаемого рисунка. Эта техника не так богата в плане разнообразия узора, как «Брань 1:2», но зато в этой технике очень просто ткать пояса с молитвами или с заговорами. Поэтому в качестве узора у меня будут слова заговора:

Помоги мне, Перуне!

Поставить днесь железный тын

От земли до небес!

Сохрани, сбереги,

Всё недобро отведи,

Ворого лютого порази!

Гой!

Чтоб не возникло больших проблем с буквами во время тканья, я предварительно написала весь алфавит на бумаге. Здесь главное помнить, что у нас будут чередоваться два ряда: ряд оранжевых ниток и ряд чёрных ниток. Зная это и составляем схемы букв. Выглядит это примерно так:

2. Нарезаем нитки нужной длины.

3. Заправляем нитки по схеме. Следим за правильностью заправки. Лучше заправлять нитки подряд, начиная с середины.

4. После заправки всех ниток связываем их в общий пучок, крепим к неподвижной опоре и расправляем нитки по всей длине. Можно и не по всей, это уже как вам удобно.

5. Хорошо натягиваем, связываем в пучок, протягиваем рабочий пояс и завязываем его на себе. Уточная нитка у нас будет в тон крайних ниток, то есть по схеме это будет чёрная нитка.

Расчёт ниток:

Считаем количество нужных нам ниток по выбранной нами схеме:

Чёрные нитки – 18

Оранжевые нитки – 17

Схема заправки ниток, в общем-то, не обязательна, сама я их не пишу, мне достаточно составить схему ожидаемого рисунка, но может кому-то так будет проще, особенно на первых порах знакомства с техниками.

Схемы для браного ткачества на бердо. | журнал ярмарки мастеров

Здравствуйте! Хочу поделиться с вами схемами для ткачества на бердо, которые я собрала из разных источников. Схемы красноватого и сиреневого оттенка взяты из книги “Традиционный орнамент. Текстиль”, авторы – составители О. Б. Ворончихина, Е. В. Пестерев. Книга издана в серии “Народное искусство Урала”. Схемы серого цвета я отыскала в книге “Традиционный орнамент Уфтюги. Ткачество и вышивка”. Составители – Т. В. Кирсанова и О. Ф. Оленева. Черно-белые схемы – это попытки прорисовок узоров из книг “Сокровища русского орнамента” М. Качаевой и “Народная вышивка Пудожья” О. И. Бакировой и В. М. Мининой. Конечно, у большинства опытных мастериц подобные схемы наверняка есть. Но вот начинающим ткачихам они могут пригодиться. Итак, приступим:

Еще про Тора:  Молот тора туфта

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 1

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 2

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 3

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 4

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 5

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 6

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 7

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 8

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 9

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 10

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 11

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 12

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 13

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 14

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 15

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 16

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 17

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 18

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 19

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 20

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 21

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 22

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 23

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 24

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 25

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 26

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 27

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 28

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 29

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 30

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 31

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 32

Схемы для браного ткачества на бердо., фото № 33

Как вы уже догадались, схемы представлены в горизонтальном направлении. То есть для определения количества нитей основы нужно подсчитать число клеточек по боковой стороне. Одна клеточка – одна узорная нить основы, на одну узорную нить приходится две фоновые нити (брань 2 к 1).

Чтобы рисунок был сплошным, узорные нити должны быть немного толще фоновых. К примеру, для фоновых нитей можно взять льняную пряжу, а для узорных – шерстяную, или льняную в 2 сложения. Орнамент формируется только за счет подъема или опускаяния узорных нитей. Фоновые нити поднимаются и опускаются независимо от рисунка, в соответствии с ходом берда.

Если бердо у вас недостаточно широкое для выполнения больших схем, можно выполнить их по технологии двухсторонней брани 1 к 1. В ней на одну узорную нить приходится одна фоновая, и нити берутся одинаковой толщины. Но в этом случае придется потрудиться – необходимо менять положение и узорных, и фоновых нитей в соответствии с рисунком.

Ну, и конечно, все эти схемы могут быть вышиты швом “набор” или крестиком. Успехов в творчестве!

Техника ткачества:

Шаг 1. В самом начале работы мы просто закрепляем нитки, прокладывая несколько рядов без переборов.

Прокладываем уток, меняем зев, подбиваем нитки, подтягиваем уточную нить и так несколько раз.

Шаг 2. После нескольких рядов у нас должны получится полоски-столбики.

Шаг 3. Далее можно немного разнообразить узор, воспользовавшись например такой схемкой.

Шаг 4. Чтобы получить такую цепочку нам необходимо сделать следующее: после того, как мы закрепили ряд узорных оранжевых ниток, поменяв зев, мы в ряд чёрных ниток поднимаем с нижнего ряда оранжевых ниток недостающих нам двух ниток для узора – по схеме это 1 и 11 узорная нитка. Подняв нужные нитки, мы снова прокладываем уток.

Еще про Тора:  Пояс в славянской традиции. | Журнал Ярмарки Мастеров

Шаг 5. Сделав несколько “звеньев” по схемы мы можем получить вот такое:

Шаг 6. Выкладка текста происходит таким же образом. Точно так же, если нам какие-то нитки в данном ряду по схеме не нужны, то мы их просто опускаем и уток будет прокладываться над ними.

Шаг 7. Чтобы буквы не липли друг к другу, можно сделать “пробел” – у меня он выходил в три ряда – черный, оранжевый, черный – чтобы оранжевого ряда не было, я просто меняла местами нитки: черные поднимала, оранжевые опускала. Это очень неудобно, но зато текст лучше читается и лучше смотрится.

Мой пояс получился длиной 2,7м. Строчки заговора я чередовала столбиками и цепочками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector