Методические рекомендации к пособию «Знакомство с кубанским бытом посредством дидактических игр». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

: дидактическая игра по изо для детей старшего дошкольного возраста «куклы в национальных костюмах»

Агавнык Гургеновна Дружкова
Дидактическая игра по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Куклы в национальных костюмах»

Дидактическая игра по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе

«Куклы в национальных костюмах»

Цель игры: 1. Приобщить детей к знанию национальных костюмов народов проживающих на Кубани.

2. Закрепить знания об особенностях кубанского костюма и его элементах.

3. Учить детей находить сходство и отличие кубанского национального костюма с другой национальной одеждой.

Активизация словаря детей: кубанка, рубаха, шаровары, черкесска, бешмет, лапти, кокошник, кафтан.

Предварительная работа: НОД по кубановедению «Традиционная кубанская одежда», «Рассматривание кукол в кубанской ожежде».

Ход игры:1 вариант: детям предлагается одеть кукол из картона в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.

2вариант:одеть куклы только в кубанский костюм, выбирая его из предложенных.

: конспект занятия «знакомство детей с одеждой донских казаков»

Лилия Зубова
Конспект занятия «Знакомство детей с одеждой донских казаков»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Знакомство детей с одеждой донских казаков»

Цель : познакомить воспитанников с казачьей одеждой

Задачи :

• расширить кругозор детей

• обратить внимание на простоту и оригинальность казачьих костюмов;

• развивать творческие способности

• закреплять приемы аккуратного наклеивания

Предварительная работа.

Выучить с детьми пословицы, поговорки, прочитать казачьи сказку: «Лисица девица и котофей Иванович», играть в казачьи игры «Атаман», «Иголка, нитка и узелок»

(Ребята заходят в группу и становятся в круг)

Воспитатель. Ребята, давайте все дружно поздороваемся

Дети : Добрый день, добрый день. Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Здравствуйте, мои девочки.

Девочки : Здравствуйте

Воспитатель: Здравствуйте, мои мальчики.

Мальчики: Здравствуйте.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие придет гость. Вы хотите узнать кто же это?

Дети: Да!

Воспитатель : Тогда пожалуйста, отгадайте загадку, и вы сразу поймете кто же это.

Я хорошая игрушка,

Каждой девочки подружка

Я могу сидеть в коляске

Открывать умею глазки. (кукла)

Правильно ребята, (в группу входит кукла-казачка Маша, но это не просто кукла, это донская казачка Маша.

Воспитатель: (держа в руках куклу) Посмотрите, какой необычный у нее наряд.

На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Казачки носили длинную юбку и кофту – называли такую одежду «парочка», под низ кофты казачки надевали рубаху. Кофта – так же называлась блузкой, она была с оборочкой и застегивалась на множество мелких пуговичек.

А под верхнюю юбку надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук (так было красивее). Головной убор у казачек это платок или шлычка – маленькая шапочка которая закрывала косу.

Ребята вы запомнили? Давайте теперь вы мне расскажите что же носили казачки? (юбку, кофту, платок, шлычка-шапочка)

Воспитатель. Ребята Маша хочет нам рассказать, а что же одевали не только казачки но казаки, давайте дружно посмотрим на экран.

(на экране фотография-одежды казака)

Воспитатель. Казаки носили широкие штаны с лампасами (красная лента, такие штаны очень удобные для участия в боевых действиях и езды на коне. Рубаха из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Рубашку не заправляли, рубашки были разной расцветки, синяя, красная. Белая считалась -праздничная.

Головной убор-шапка и фуражка, а на ноги сапоги.

Воспитатель : Ребята что же носили, казаки (ответы детей).

Воспитатель : Наши казак с казачкой собираются на праздник. Маша просит вас им помочь.

Давайте подойдем к столу. Посмотрите на столе, лежит одежда, давайте ее дружно рассмотрим.

Воспитатель : Скажи те пожалуйста, а что же за вещи лежат перед вами (ответы)

Воспитатель : Ребята, выберите вещи которые подойдут нашим казакам. Давайте мальчики возьмут вещи для казака, а девочки для казачки. (Дети выбираю, на столе остаются вещи – джинсы и мини юбка)

Воспитатель : Дети, скажите, а почему вы не взяли эти вещи (показывает)

(Дети : Потому, что их казаки не носят)

Воспитатель : Молодцы, а теперь я вам предлагаю одеть, казака и казачку.

Казака будут одевать мальчики, а казачку – девочки.

(парная работа за столом)

Как думаете, нарядные у нас получились казак с казачкой? А с каким настроение они пойдут на праздник?

Вы сегодня молодцы, так хорошо по работали и теперь мы с вами нашу работу можем показать остальным деткам, а теперь давайте все дружно проводим нашу Машу домой.

Конспект занятия «Знакомство детей с одеждой донских казаков»Методические рекомендации к пособию «Знакомство с кубанским бытом посредством дидактических игр». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руМетодические рекомендации к пособию «Знакомство с кубанским бытом посредством дидактических игр». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руМетодические рекомендации к пособию «Знакомство с кубанским бытом посредством дидактических игр». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руМетодические рекомендации к пособию «Знакомство с кубанским бытом посредством дидактических игр». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руМетодические рекомендации к пособию «Знакомство с кубанским бытом посредством дидактических игр». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

: проект «кукла в кубанском костюме»

Людмила Макеева
Проект «Кукла в кубанском костюме»

Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков. «Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

Народная мудрость

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Проблематика проекта:

Мир казачьей одежды чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё разнообразие одежды и её традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими одеждами, но традиционная одежда сохранилась только в бабушкиных сундуках. А как это интересно, как же были одеты наши предки на праздниках, повседневно, в военное время. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение одежды казаков на примере кукол, в игре современных детей.

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к кубанской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свой край. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности кубанского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу и одежду к ней. Бесценность работы с куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к кубанской культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа, убранство кубанского жилища, домашнюю утварь, традиции, но мы заострим внимание на одежде казаков. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Цели проекта:

– формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре кубанского народа через образ традиционной куклы в кубанской одежде;

– создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол – кукол в кубанском костюме.

Задачи проекта:

– познакомить детей с историей одежды – кубанский костюм.

– дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

– изучить и применить на практике изготовления различных видов казачьего костюма для кукол;

– развивать мелкую моторику рук;

– формировать индивидуальные творческие способности детей;

– учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

– обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, холст, безликая кукла, фартук, кохточка, спидница);

– стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Ресурсное обеспечение:

конспекты занятий,

материал для творчества,

фотоальбом «Традиционный кубанский костюм» с описанием,

презентации «Русская народная кукла»,

мастер –класс «Кукла – кубаночка» для родителей.

Работа с родителями:

Консультации: «Народная одежда как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Кукла в кубанском костюме, в играх современных детей».

Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание куклы в кубанском костюме».

Пополнение мини-музея куклы в кубанском костюме, тряпичными куклами, сделанными своими руками.

Посиделки на Рождество.

Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол – «Рукам – работа, душе – праздник!»

Предполагаемый результат:

-У детей сформированы знания о казацком народном костюме, материалах, необходимых для его изготовления.

-В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с одеждой казаков и тряпичной куклой.Есть: альбом с описанием разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий одежды казачек и казаков;

-Мини-музей куклы в кубанском костюме.

– Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому кубанского народа.

– Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

– Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу и одежду.

-Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о Кубани.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Презентация буклета «Традиционный костюм кубанцев».

Еще про Тора:  Упражнение молот тора

3. Открытие в группе мини-музея «Кукла в кубанском костюме».

Реализация проекта

Познавательно-речевая деятельность:

– Беседа с детьми «Знакомство с культурой и традициями кубанских казаков».Цель: познакомить детей с историей создания одежды и предназначением.

– Знакомство с жизнью и бытом казаков.

– Просмотр презентации «Кубань, ты наша Родина».

– Чтение кубанских обрядов, сказки «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, фольклора, современных кубанских поэтов.

– Чтение и заучивание стихотворений о Кубани, потешек о кукле (приложение № 1).

– Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

– Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

– Составление описательных и творческих рассказов.

Художественно-эстетическая деятельность:

– Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

– Знакомство с процессом изготовления кукол (масленица, Закрутка, Берегиня).

– Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Игровая деятельность:

– Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

– Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Цель: закрепить оттеночные цвета (белый, красный, салатный, малиновый и др.).

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.

– Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,

Физическо-оздоровительная деятельность:

кубанские народные подвижные игры «Кубанка», «Петушок», «Коники» и другие.

Музыка:

– Хороводные игры «Просо сеяли…», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Колядки»

– Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Заключительный этап:

– Создание в группе мини-музея «Кукла в кубанском костюме».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

– Посещение краеведческого музея «Истоки» детьми.

Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями.У дошкольников формируются:

– представления о музее;

проектно-исследовательские умения и навыки;

– умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

– активная жизненная позиция.

У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Отправной точкой для создания мини-музея куклы в кубанском костюме стал разработанный в нашем детском саду «Кукла – казачка». Эмблема музея – детская ладошка. Музей открытого типа. Все экспонаты можно трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делают. Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, мы – воспитатели. В музее регулярно проводятся экскурсии для других групп.

Музей помогает знакомить детей с кубанскими традициями. В музее есть и куклы сделанные руками взрослых для игры детям – это тряпичные куклы. Тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.

Приложение №1. Стихи о куколке

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

* * *

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки.

* * *

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

* * *

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

* * *

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

* * *

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

* * *

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

* * *

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто.

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали.

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

* * *

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

* * *

Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю,

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею.

С ней я стала лучше, стала я добрее.

* * *

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

* * *

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

* * *

Кукла на улице снега наелась,

В дом пришла мокрая и не разделась,

Плачет, что горлышко сильно болит.

Надо нам куколку будет лечить.

Градусник ставим, положим в кроватку,

Сделаем теплый компресс ей из ватки,

Чаем напоим, таблетку дадим.

Скажем об этом игрушкам другим,

Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали

И по сугробам сырым не скакали.

* * *

Не сержусь на куклу Дашу

И в обиду не даю.

Целый день её проказы

И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма,

Но ведь я для куклы – мама.

* * *

Я пекла, варила,

Кукол накормила.

Куклы меня слушали,

Быстренько все скушали:

И суп из цветочков,

И пирог из песочка,

И котлеты из глины,

И компот из рябины.

* * *

Нет у куклы носа,

Растрепались косы.

Сидит она косматая,

В платьице с заплатами.

Потеплей укутаю

Милую мою,

«Баю-баю, баюшки», –

Песенку спою.

«Спи, моя красавица,

Спи, моя хорошая,

Будет тебе платьице –

Новое, в горошину!»

* * *

Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.

Я полдня над ним корпела, доводила до ума.

Только вечером попало мне от мамочки моей.

Я потратила на платье кучу новых простыней.

Еще про Тора:  Украденный молот тора

* * *

Ах вы, куклы, замарашки,

Где испачкали рубашки?

И чулочки, и носочки.

Как же вам не стыдно, дочки?

Снова целый день стирать,

Даже некогда играть!

* * *

Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)

* * *

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

* * *

На большом диване в ряд

Куклы разные сидят.

(Хлопки в ладоши)

Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино.

И котенок,

И слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять –

Помогаем мы сегодня

Все игрушки сосчитать.

(Поочередное загибание пальчиков)

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

На первые четыре строчки имитировать укачивание куклы, затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении, на последние строчки положить ладони на стол или на колени.

* * *

Куколка любимая, я тебя люблю,

Перед сном я для тебя песенку спою.

Баю-баюшки-баю, спать укладываю.

Спать укладываю,приговариваю:

«Ты, собачка, не лай

Мою детку не пугай.

Баю-баю, баю-бай».

Приложение №2.

Хороводная игра «Просо сеяли»

Принимают участие 2 группы:

Группа девочек и группа парней, которая выстраивается в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.Девочки на слова:»А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем,на слова:

«Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.

Группа парней, повторяют движения, девушек поёт:

«А мы просо вытопчем, вытопчем

Ой, дед Лада вытопчем, вытопчем»

Девочек, сменяя парней,поют:

«Мы дадим вам 100 рублей, 100рублей

Ой, дед Лада 100 рублей, 100 рублей

Парни, сменяя девочек, продолжают петь

«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей

А нам надо девицу, девицу».

Девочки идут на встречу парней со словами:

«Мы дадим вам девицу, девицу

Мы дадим вам косую, косую»

Парни отвечают:

«Нам не надо косую, косую

Один из мальчиков остаётся на середине площадки,а парни продолжают петь: «А мы возьмём любую, любую»

Мальчик выбирает девочку, кланяясь ей.

Шеренги девочек и парней соединяются.

Колядки. Щедрые кубанские казаки.

Перед Рождеством были распространены ритуальные обходы дворов – коляда, ходили и меланкой и с козой, в которых принимали участие и дети и взрослые. Колядки носили характер требования одарить исполнителя и содержали мотивы угрозы в случае невыполнения этого требования.

игра –Коляда:

«Коляд, коляд, колядин, я у бабушки один,

У бабушки карие глазки, подайте мне колбаски».

Детей одаривали сладостями.

Игра-хоровод «Приехала купаленка…»

Приехала купаленка

(дети ходят по кругу)

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)

Добра и здоровья,

(хлопки руками вправо-влево)

Богатства и почести.

(хлопки руками вправо влево).

«У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом,приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

«Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

«Ярмарка»

Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т. д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку,наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

– Что угодно для души?

Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня»начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Жмурки»

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя.Происходит диалог жмурки и играющих:

– Где стоишь?

– На мосту.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на коле-ни. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Сиди, Яша»

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,

Орехи калёные, ядра золочёные.

Далее говорят,хлопая в ладоши:

Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!

Где твоя невеста и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.

Горелки

[/u]

Цель: развитие скоростных качеств, ловкости.

Описание. Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры. Для этой игры С. Маршак написал такую приговорку:

Косой, косой, не ходи босой,

А ходи обутый, лапочки закутай.

Если будешь ты обут, волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь, выходи тебе гореть.

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле:

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо – звезды горят,

Птички летят, колокольчики звенят!

Журавли кричат – гу, гу, гу, убегу.

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь. Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки.

Если это паре удается, то «горящий» продолжает водить, а если нет, и горящий ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары становится «горящим». Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим» – и игра продолжается. Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз.

Еще про Тора:  Что обозначает молот Тора у славян?

Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Правила.

1. Водящий не должен поворачиваться назад.

2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»

3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»

Дидактическая игра "национальные костюмы" | картотека (средняя группа): | образовательная социальная сеть

Завивайся, плетень

[/u]

Цель:развитие быстроты, ловкости.

Описание. Играющие делятся на 2 равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят 2 параллельные линии – коридор шириной 10-15 м. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве забегов.

Золотые ворота

[/h4]

Цель игры:развитие ловкости, быстроты реакции.

Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Игроки, изображающие «ворота» в это время говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: «луны» или «солнца». Ребенок делает выбор и становится позади соответствующего игрока.

Чтобы не быть пойманными, участники могут ускорять шаг, переходить на бег, а ловящие в свою очередь меняют скорость речитатива.

Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руки хотя бы с одни игроком. Кто бежит не держась, считается пойманным. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.

Кавуны

[/u]

Цель игры:развитие быстроты.

Описание. На одном конце площадки проводится черта. Это бахча. За чертой, на расстоянии 2-3 шага от неё – «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линией «дом детей».

Выбирается сторож. Когда сторож засыпает, дети направляются к бахче со словами:

– Крадём, крадём кавуны,

Деда не боимся.

Дед нас палкой,

Мы его – каталкой!

Сторож просыпается, дети бегут домой. А он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону «шалаша».

Кубанка

[/u]

Цель: развитие быстроты реакции.

Описание. Все сидят (или стоят) по кругу, кубанка надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

Молчанка

[/u]

Цель:развитие усидчивости, терпеливости.

Описание. Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок.

Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то рассмеётся или скажет хоть одно слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети выкупают свои фанты: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила. 1. Ведущий не должен трогать руками игроков.

2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, по форме.

Мышка

[/u]

Цель:развитие ловкости, быстроты.

Описание. Число играющих – пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.

Панас

[/u]

Цель игры:развитие ловкости, внимания.

Описание. Водящего ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают:

– Панас, Панас, на чём стоишь?

– На камешке.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ну, лови три года нас.

– Да под лавочки не лезь!

После слов участники расходятся по площадке, Панас идёт их искать. Дети, пока их ищет Панас, не сходят с места, но они могут присесть, встать на четвереньки, на колени, лечь. Найденный игрок только в том случае становится Панасом, если он его узнает и назовёт по имени.

Рыбаки и рыбы

Цель: развитие ловкости, быстроты.

Описание. По считалке выбираются двое ребят – «рыбаки», остальные – «рыбы». Они ведут хоровод и поют:

В воде рыбки живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья – не летают.

Ног нет, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбы» (которых берут руками взахват) составляют с «рыбаками» «невод» и ловят оставшихся «рыб».

Самовар

[/u]

Цель игры: развитие внимания.

Описание. Играющие сидят на скамейке. Выбирается водящий и ведущий игры – «самовар». Остальные дети придумывают себе «сладкие» названия (сахар, мёд, фрукты, кондитерские изделия). Начинается игра.

Ведущий закрывает глаза «самовару», сидящему спиной к детям и говорит:

«Самовар кипит, просит чаю пить с. (называет что-нибудь одно, задуманное детьми, например, с конфетой)».

Ребёнок, который задумал это, встаёт, дотрагивается до плеча «самовара» и садится на место. «Самовар» поворачивается к детям, чтобы назвать, кто до него дотронулся; все дети громко говорят:

– Это я! Это я! Говорите на меня!

Если «самовар» угадывает, кто подходил к нему, названный ребёнок становится «самоваром». Игра продолжается.

Тополек

[/u]

Цель:развитие быстроты.

Описание. В игре участвуют: ведущий – «тополек», игроки – «пушинки», 3 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!

После этих слов прилетают «ветры» и уносят (т. е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

Челночок

[/u]

Цель игры:развитие ловкости, чувства коллективизма.

Описание. Играющие становятся в пары, одна после другой; поднимают руки кверху так, чтобы можно было свободно между ними пройти, или становятся лицом друг к другу (это ворота).

Последняя пара бежит между всех пар и кричит:

– Челночок бежит, земля дрожит!

Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает кверху руки. Таким же образом бежит потом вторая, третья и так далее до последней пары. Игра заканчивается когда все играющие пройдут под воротами.

More from my site

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector