Молитва перед боем – из кинофильма 13-ый воин (Александр Виллис) / Проза.ру

Что в итоге?

Скорее всего, непосредственно перед боем берсерки употребляли отвары из черной белены, что вводило их в состояние ярости, нечувствительности к боли и боевого воодушевления. Однако без соответствующей психологической подготовки это было не так уж полезно во время сражения.

Однако тот же Мирча Элиаде считает, что использование наркотиков — признак деградации шаманизма и упадка культуры транса. Так что, скорее всего, доведение себя до ярости посредством изматывающих ритуалов и музыки все же первично. Плюс не стоит забывать, что в берсерки явно шли люди довольно радикального склада характера, зачастую с серьезными психическими проблемами.

Так чем же упарывались берсерки? В теории все вообще могло быть комплексно: сначала юному воину с шаткой психикой промывали мозги посредством религии и ритуалов. Те помогали ему входить в транс и считать себя воплощением тотема волка, медведя или даже кабана.

Затем он закалялся в битвах, где его психика страдала еще больше, нередко выгорая вплоть до посттравматического синдрома. Затем он проходил инициацию, возможно с употреблением мухоморов, а уже перед битвой выпивал зелье из черной белены. И все это сопровождалось годами пиров, где алкоголь лился рекой. 

От такой жизни поневоле начнешь жевать щит и бросаться с топором на все вокруг.

берсерки и йомсвикинги

Почему мухоморы не подходят берсеркам

Итак, мы выяснили, что боевой транс берсерков не так уж сильно отличался от камланий шамана, медитации даосского монаха, или религиозного экстаза средневекового флагеллянта, который хлещет себя плетью во славу Господа. Собственно, на этом и основал свое предположение Говард Фэйбинг.

Мухомор растет почти повсюду в северной Евразии, и мы точно знаем, что еще совсем недавно народы Севера употребляли их во время религиозных церемоний. Шаманы и их «паства» входили в экстаз и общались с духами. Кроме того, они знали, как приготовить ядовитый гриб, чтобы его отвар стал несмертельным. 

Скандинавские шаманы древности тоже наверняка упарывались мухомором. И, как мы уже убедились, у шамана и берсерка гораздо больше общего, чем показывает нам массовая культура. Казалось бы, все сходится. Древнейший известный северянам способ войти в транс наверняка отразился и на скандинавских воинах.

Однако эффект мухомора гораздо больше подходит шаману, чем бойцу. Вопреки сложившемуся стереотипу, Amanita Muscaria не делает человека яростным. Это, прежде всего, — диссоциатив. Он нарушает восприятие окружающего мира и вызывает ощущение отчужденности. 

Если берсерк под мухоморами способен сражаться, не отвлекаясь на свой трип, то это в принципе настолько великий воин, что ему уже не нужно никаких дополнительных стимуляторов. И наоборот: новички под мухоморами скорее просто побросают оружие и разбегутся по лесу — в лучшем случае такие вояки смогут сражаться с деревьями. Возможно, гриб использовали в обрядах инициации, это можно понять. Но во время битвы — очень навряд ли. 

Примерное представление о том, как скандинавы могли использовать мухоморы, дает иранский аналог берсерков, сообщество Keresa. Их, что характерно, еще называли «волки на двух ногах». Так вот, эти кереса, также считавшие битву и грабеж частью религиозного ритуала, употребляли сому — некий священный галлюциноген, судя по всему, на основе мухомора.

Они устраивали оргиастические празднества во славу богов, но при этом не использовали грибы во время самой битвы. Диссоциативы были нужны лишь для того, чтобы «по-настоящему» прочувствовать превращение в волка. Впоследствии, настраиваясь на это ощущение по памяти, они умели приводить себя в животное бешенство, которое могло окончиться даже каннибализмом. Все это выглядит как вполне вероятный сценарий и для берсерков. 

У того же Мирчи Элиаде в его работе «От Залмоксиса до Чингиз-хана» читаем:

Еще про Тора:  Тора Молот – инструкция по применению: как принимать капли для потенции и есть ли у них противопоказания

«Среди прародителей ахеменидов фигурировало семейство Saka haumavarka. Бартоломе и Викандер так интерпретируют это имя: «Те, кто превращаются в волков (varka), в момент экстаза, вызванного сомой (hauma)».

«фу, волк одина, брось мухомор!»: что употребляли берсерки?

В сентябре 2021 года этноботаник из университета Любляны Карстен Фатур произвёл небольшой фурор в кругах любителей викингов. Похоже, он нашёл то, чем «упарывались» берсерки, чтобы впасть в боевую ярость. И это были совсем не мухоморы.

Немного базы

Кто такие берсерки?

Классический образ рисует до крайности свирепого викинга. Свирепого даже по меркам викингов — а это, знаете ли, очень свирепо.

Берсерк не замечает ран и огня, грызёт щиты, рубит и крушит всех без разбора. И вообще, устраивает демо-версию Вальхаллы, куда по итогам своих подвигов отправляется без очереди вип‑классом.

Берсерк — «поехавший» и сам по себе, но если он выпьет мухоморной настойки или сжуёт свежесорванный гриб — то всему живому нужно срочно искать противоатомный бункер.

А если серьёзно?

Как водится, при изучении источников всё становится в разы сложнее и неоднозначнее.

Слово «берсерк» — или, точнее, «берсеркр» — предположительно означает «облачённый в медведя». Некоторые предполагают существование медвежьего культа или даже «языческого ордена» воинов-медведей, бившихся во славу Одина. Больше похоже на правду предположение, что берсеркерство восходило к шаманским обрядам ритуальной охоты на медведя.

Впрочем, «медвежья» этимология слова ставится под сомнение, как и сама связь берсерков с медведями. Саги, начиная с «Храфнсмала» скальда IX века Торбьёрна Хорнклови, чаще сравнивают берсерков с волками, что куда логичнее для посвятивших себя Одину «религиозных фундаменталистов».

Психопаты или наркоманы?

Особость «состояния берсерка», «берсеркерганга», подчёркивалась не раз. По описаниям, это была не обычная свирепость и отмороженность. Неуязвимость для стали и огня оставим романтикам, однако в остальном симптоматика похожа на странное психическое состояние или наркотическое опьянение.

Слетающий с катушек берсерк краснел лицом, дрожал от озноба, клацал зубами, выл и грыз щит. Он мог срывать с себя броню и одежду, в дикой ярости атаковал всё, что шевелится, не разбирая врагов и друзей. А затем надолго «выключался» или на несколько дней впадал в тяжёлое «похмелье», становясь небоеспособен.

Вопрос в том, было ли это формой «честного» съезда крыши или культового экстаза — или же берсерки «помогали» себе веществами?

Психиатрии, этнографии и медицине известен амок — этнопсихологический синдром, крайне похожий на «берсеркерганг». Жители Малайзии, Индонезии, Филиппин могут впадать в состояние неконтролируемой ярости, в котором крушат всё и всех, подвернувшихся под руку. После чего испытывают тяжелейший упадок сил и часто ничего не помнят. «Вход в амок» может быть ритуальным и целенаправленным, а «воины амока» использовались как «последний довод» островных полководцев.

Подобные симптомы описывались и у других народов с сохранившимися языческими верованиями. Вот только есть подозрения, что для «контролируемого амока» всё равно использовались какие-то вещества.

Симптомы отравления мухомором меньше всего подходят для боя: головокружение, нарушения зрения и координации, судороги, галлюцинации в духе «белой горячки». Беспорядочные размахивания конечностями на поле боя в попытках отбиться от троллей зелёных — отличный лайфхак для лауреатов премии Дарвина.

Частый симптом отравления мускарином — острая рвота в сочетании с диареей. В состоянии двухстороннего фонтана героически превозмогать врага вряд ли смогут даже имперский космодесантник и Бэтмен, не то что викинг.

Устрашить врага боец под мухомором сможет разве что громогласным урчанием в кишечнике, а также хрипами и слюной, льющейся изо рта, — воевать с таким могут побрезговать.

Если съесть достаточно мухоморов — можно прямым рейсом отправиться на тот свет с крайне, крайне неприятными ощущениями. И уж точно не в Вальхаллу.

Еще про Тора:  Молот Тора – амулет, который обладает силой

В общем, мухомор — точно не вариант для викинга.

Под другими грибами сражаться не менее затруднительно. Когда по сосне показывают сагу о Хрольве Жердинке в 5D или является Один в белом пальто с бокалом бурбона, может стать резко не до махания топором.

Да и со скоростью и адекватностью реакций, как говорят, в таком состоянии неважно.

Объелись ли викинги белены?

Как показывает в своей статье Карстен Фатур, если какое-то растительное вещество и могло помочь берсерку организованно поехать кукушкой, то это чёрная белена.

В белене, как и в мухоморе, есть сильные алкалоиды: гиосциамин, скополамин и атропин. Их сочетание даёт сложнопредсказуемые последствия — от расслабления до крайнего агрессивного возбуждения с сильным беспокойством и злостью.

Результат употребления может определяться настроем принявшего его человека. Если викинг сожрал белены или выпил соответствующий отвар с сознательной целью как следует озвереть — шансы на это высоки.

Что интересно: при опьянении алкалоидами белены может пропадать способность узнавать людей и появляться иррациональное желание сорвать с себя одежду — точно как в описаниях из саг и прядей. А также очень полезный для викинга обезболивающий эффект.

Зато у скополамина нет таких крайне неудобных на поле боя симптомов, как рвота в сочетании с диареей. Да и в целом атропин и его «родственники» — химически прямая противоположность и антидот ядам мухомора. Вдобавок вызывают амнезию и «похмелье» — что тоже соответствует источникам.

Белену археологи находили в центрах деятельности викингов от Дублина до Ладоги. А в Дании нашли захоронение жрицы с мешочком семян белены. Так что у викингов явно не было проблем с доступом к веществу.

Ну а то, что эффект может оказаться совсем не тем, который предполагался, — или вовсе отправить «воина Одина» напрямик в Хельхейм безо всякого боя — видимо, считалось допустимым риском.

Ведь суровые были времена. Они рубились, как могли.

На Руси до сих пор про ведущих себя неадекватно говорят «белены объелся». Видимо, тяжёлое наследие варяжского режима.

На пик популярности викингов и берсерков вынес немецкий национал-романтизм, со временем радикализовавшийся и мутировавший в нацизм. Мухоморов, к большому сожалению, нацисты не грызли и отваров из них не пили — это существенно упростило бы борьбу с ними.

Однако использование в вооружённых силах рейха амфетамина удивительно напоминает эффекты, приписываемые сагами берсеркам. Прилив сил, боевое безумие, переходящее в военные преступления, — и тяжёлый «отходняк» с последствиями для здоровья позже.

Наследие, так сказать, предков.

А ведь можно было просто наесться белены…

Источник

Берсерки как монахи одина

Первым делом важно уточнить, кем именно были берсерки. То, что это были самые ужасающие воины викингов, которые впадали в неистовство и дрались чуть ли не голыми, вы знаете и так. Но есть любопытные нюансы.

О берсерках мы, прежде всего, знаем благодаря великому скальду Снорри Стурлусону, который рассказал нам в «Саге об Инглингах»:

«О́дин мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими, или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками».

То есть в представлении скальда берсерки были не просто бешеными машинами для убийства. Они были слугами Одина, которых он защищал и направлял с помощью своей магии. Битва для них являлась самым что ни на есть религиозным обрядом, а ярость в сражении выглядела не какой-то «крутой психопатией», а некой правильной и очень духовной вещью.

Еще про Тора:  Молот тора правый

Боевой клич – обряды и традиции – каталог статей – викинги

Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин писал, что германцы, которые находились на службе у императора Константина I, также применяли барит, а позже и римляне переняли их опыт. Вегеций написав свое «Краткое изложение военного дела» говорил, что только трусы начинают кричать перед боем издали, кричать надо во время первого удара по врагу, тогда противник ужасается слыша громкий клич и лязг оружия. 
Тацид своих работах писал: «Но когда они сошлись лицом к лицу, то долго шел бой с равными шансами успеха для обеих сторон. Корнуты и бракхиаты, закаленные в боях, нагоняющие страх уже внешним своим видом, издали громкий боевой клич. Начинаясь в пылу боя с тихого ворчанья постепенно усиливаясь, клич этот достигает силы звука волн, отражающихся от прибрежных скал». Также Тацид указывает, что германцы кричали не для устрашения врагов, а по звуку издаваемому, они определяли, насколько благосклонны к ним боги. Для более громкого и раскатистого звука, германцы прижимали кромку щита к губам, таким образом, получалось эхо. 
Позже, боевой клич применяли и викинги и англосаксы. Известно, что в битве при Гастингсе, англосаксы кричали такие кличи: Ut, Ut! (староанглийское Вон, Вон!). Также, под влиянием христианства, появлялись такие боевые кличи: Godemite! (God Almighty!, т.е. Боже Всемогущий!) и Olicrosse! (Holy Cross!, т.е. Святой Крест!). 

Молитва перед боем – из кинофильма 13-ый воин (александр виллис) / проза.ру

“Вижу я отца своего,

 Вижу я мать свою,

 Вижу я сестер и братьев, и предков своих:

 Весь род свой до самого начала.

 Они зовут меня занять свое место,

 Они призывают меня к себе, в Валхаллу,

 Где герои пируют вечно!”

Примечание:
Началось с того, что очередной перевод (кажется 1-го канала) окончательно уничтожил то восприятие, которое виделось мне (и, кстати, было озвучено в какой-то первой версии перевода) данной сцены в фильме. Интернет тоже как-то мало порадовал меня в плане удачных текстов, отсюда возникло намерение опубликовать собственную обработку, и в основе лежит, конечно же, желание самому увидеть какие-то еще варианты, рецензии, ссылки…

учитывая скудные познания в нормандской мифологии, а также момент, когда в фильме произносится эта молитва, я и так могу сказать что это город, где по нормандским верованиям и преданиям обитали души умерших. а если вспомнить тот факт что норманны верили в то, что все предрешено заранее, то собственно туда они и сами собирались в случае смерти конечно. в Вальхаллу не попадали, кажется, трусы, предатели и еще кто-то. а погибнуть в бою у них считалось большой честью и даже долгом.

но быть может это все просто влияние голливудских фильмов на мои мысли…

Алукард Далви   03.05.2009 03:49
  Заявить о нарушении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector