Германо-скандинавская мифология
Одна из самых древних из известных в современности мифологий – это так называемая германо-скандинавская, которая формировалась с пятого века до нашей эры, до эпохи христианства. Всем, кто когда-либо интересовался такой наукой, известны «Старшая Эдда» (поэтическая) и «Младшая Эдда» (прозаическая), в которых и было описано появление мира по версии германских племен (тексты этих произведений были написаны в седьмом веке нашей эры С. Стурлусоном).
В основе данной мифологии лежала бездна («гинунгагап»), по краям которой царили огонь и вода. Рассказывается о родившихся великанах, о появлении бога Одина, который и создал землю Мидгард, в противоположность Асгарду – стране богов, которая находится на небе.
https://www.youtube.com/watch?v=yUdRzC6CYlU
Каждый человек имеет представление о германо-скандинавской мифологии, хотя бы по средневекокой поэме «Песни о Нибелунгах». На ее основе писал оперы великий Рихард Вагнер и было снято множество фильмов. Для детей это что-то вроде сказки в стиле фэнтези, что по популярности может сравниться с самими хоббитами (которых, в свою очередь, придумал писатель Дж. Р. Р. Толкиен).
Структура вновь созданного мира имела горизонтальную составляющую – мир людей, и вертикальную составляющую – древо жизни, ясень Иггдрасиль.
Боги и герои, приключения и битвы… Такой огромный новый мир требовал защиты. Тор – бог грома (сравним его с громовержцем Зевсом в древнегреческой мифологии), он защищает Мидгард и сражается своим знаменитым молотом.
Скандинавские мифы о строении мира
В дохристианские времена весь север Европы занимали германские племена, продвинувшиеся к середине первого тысячелетия нашей эры до Дуная и Днепра. Огромный народ создал великую поэтическую культуру из песен, саг, легенд. За пятьсот лет до рождения Христа германцы воспевали творцов земли, неба, загробного царства.
Сокровищами народного творчества по праву считаются исландские саги, которые дошли к нам в виде поэтической «Старшей Эдды», авторство приписывается исландскому священнику Сэмунду Мудрому (1056 – 1133), и прозаической «Младшей Эдды», изложенной исландским скальдом Снорри Стурлусоном (1178- 1241). Эпос древних скандинавов, собранный в этих сборниках, раскрывает нам представления древних германцев о сотворении мира.
Согласно верованиям древних скандинавов, вселенная была создана из темной бездны Гиннунгагап, окружённой царством льда Нифльхейм и царством пламени Муспелльхейм. Пламя смешалось со льдом, породив великанов, а затем было создано верховное божество Один с братьями.
Один сотворил три мира: мир неба, Асгард, царство мёртвых Хельхейм, поместил между ними землю Мидгард.
Из ясеня и ольхи Один сотворил первых людей: мужчину и женщину. Затем вдохнул в них жизнь, а братья дали им разум и кровь.
Европейское искусство традиционно использует сюжеты древних германских мифов. Поэтические образы Беовульфа, валькирий, нибелунгов, гномов и великанов вдохновляли Рихарда Вагнера, братьев Гримм, об их приключениях мы узнаем из книг и кино. Эдды стали источником вдохновения для создателей фэнтези.
Устройство вселенной в представлении древних скандинавов было сложным, состояло из девяти миров, расположенных на исполинском ясене Игграсиль. Ветви его венчал Асгард, место обитания богов, корни упирались в Хель, где были только лёд и смерть, в центре же, там, где растут самые красивые листья, лежит Миргард – земля людей.
Скандинавский эпос населён божествами, великанами, чудовищами, полон событий, трагических и прекрасных. Всюду злодеи и герои. Миргард хрупок, всегда под угрозой разрушения. А защищает место жизни людей сын Одина и богини Йорд – рыжеволосый громовержец Тор.
Легенда о мьёльнир
Воздействие германского эпоса и его элементов, в том числе, образ стального молота (Мьёльнира) с короткой рукояткой, на культуру и язык европейских народов, неоценимо. Этот образ слышен в названиях дней недели. В английском языке «четверг» происходит от Thor’s day, а немецкое Donnerstag читается как день грома.
Изображение Мьёльнира очень любимо в скандинавских странах. Считается, что этот образ может защитить человека от невзгод, даже сохранить жизнь. Амулет, со знаком Мьёльнира, принято носить на шее. В первую брачную ночь молодожёнам подсовывали под кровать фигурку с молотом, чтобы у пары было много здоровых потомков. Похоже, так и было, ведь обычай прошёл сквозь века до наших дней.
Современный вариант амулета молота Тора
Нынешнее юное поколение часто обращается к обычаям ушедших веков, возвращая и оживляя старые традиции.
Германо-скандинавская мифология оказала огромное влияние на язык и культуру многих стран. Например, в английском и немецком языке день недели «четверг» называется не иначе, как «день Тора» (англ. Thursday — Thor’s day, нем. Donnerstag — день грома, то есть Тора).
В Скандинавии очень популярен молот Тора. Амулет с его изображением носят на шее. Считается, что он сбережет владельца (точнее, его жизнь). Статуэтку этого орудия подкладывали под кровать новобрачным, считалось, что это принесет им много здоровеньких деток. Судя по всему, ожидания оправдывались, ведь в течение многих веков была жива эта традиция.
Известно, что традиции древности имеют свойство возвращаться, и то, что когда-то волновало наших предков, может нынче тревожить современных подростков.
Мьёльнир
Не только природная сила, выносливость и хитрость защищали Тора в бою, но и знаменитый молот. О его происхождении у скандинавов есть легенда.
Поспорили как-то Локи, бог огня, и карлики-цверги кто самый искусный мастер-кузнец. Локи, утверждал, что карлики не смогут изготовить предмет, превосходящий сокровища Асгарда. Карлики спор приняли и взялись за дело. На кону стояла голова Локи. Они выковали прекрасный молот, но Локи, обратившись мухой, им мешал, поэтому у молота получилась короткая ручка и сбитый центр тяжести.
Но молот был признан величайшим изделием кузнецов. Локи проиграл и должен был сложить голову, но мудрый Один запретил убивать Локи, и ему зашили рот, чтобы тот не мог больше насмехаться над карликами.
Молоту было дано имя Мьёльнир, его подарили Тору для защиты Асгарда. Молот обладал чудесными свойствами: он был настолько тяжёл, что мог пробить голову великану с одного удара и никто не мог его поднять. Молот всегда возвращался к нему, а короткая непропорциональная ручка не мешали ему попадать в любую цель с первой попытки.
Нынешнее время
Сейчас молот Тора не менее актуален среди молодежи, чем в тот период. Часто люди (это подходит в основном юношам, защитникам девушек) делают себе татуировки с таким интересным изображением.
Оружие жило отдельной жизнью от своего владельца. То улетая, то возвращаясь, молот был словно бы живым. Богу грома приходилось выручать орудие из плена, возвращать себе.
В сюжетах компьютерных игр тоже часто встречается мьёльнир (молот бога Тора) как особое оружие героя. Этот предмет родом из Скандинавии вдохновляет многие метал-группы, изображение его даже встречается в их эмблемах.
Мьельнир в наши дни
Символ молота по-прежнему любим молодёжью. Юноши, призванные защищать девушек, часто наносят на тело татуировки с таким изображением.
Верный спутник громовержца был не просто предметом. Этот магический молот Тора имела свою собственную самостоятельную жизнь. Молот тора летал, а после возвращался по одному ему известным законам. Не раз Тору приходилось возвращать беглеца себе из плена.
Поэтому так часто в сценариях компьютерных игр используется магический молот громовержца Тора. Образ молота есть на эмблемах многих рок – групп, вдохновляемых этим древним символом.
Татуировки с молотом
Многие тату – салоны предлагают эскизы с изображением мьёльнира. Как правило, он украшен причудливыми рунами, симметричен. Очень стильное тату. Однако, наносить рисунок на тело нужно с осторожностью. Будучи древним эгрегором, с многовековой историей, мьёльнир обладает мощной силой. Нанесение же без приведения будущего владельца в особое эмоциональное состояние, может иметь последствия.
Для того, чтобы мистический символ «работал», нужно точно определить для себя, с какой целью Вы наносите на своё тело изображение мьёльнира. Изображение метательного оружия с короткой рукояткой с нанесёнными рунами символизирует примерно следующее. Его божественный владелец – существо сильное, властное, мужественное, созданное для защиты земли и людей от всяческих бедствий.
Поэтому символ мьельнира предохраняет от беды и разных неприятностей. Тату молота Тора подходит тем, кто хотел бы придать себе черты рыжебородого громовержца – целеустремлённость, силу духа, умение повелевать, а также чуть-чуть хитрости. Эксперты по татуировкам рекомендуют подобным натурам наносить именно такой узор.
В эскизах тату-салонов часто представлена цветная или черно-белая картинка этого орудия. На нем есть рунические узоры, он симметричный, выглядит, конечно, стильно. Но, оговоримся сразу, наносить этот рисунок на кожу без особого настроя, конечно же, нельзя. Все, что является древним символом, обладает мощью, поддержанной веками, и не может быть нанесено без последствий.
Необходимо точно сформулировать для себя, для чего вы хотите нанести на свое тело молот Тора. Значение его приблизительно таково: он защищает от различных невзгод, неприятностей, потому что бог грома и молнии в германо-скандинавской мифологии – выносливый, высокий, сильный, призванный защищать Мидгард от вторжения.
Небольшое заключение
В любом случае, если носить амулет с этим оружием, если делать татуировку, нужно помнить одно: молот бога Тора несет в себе мощную энергию древнего эпоса, легенду, к которой нельзя относиться легкомысленно.
Людям, выбравшим молот тора властелина молний в виде амулета или татуировки, нужно всегда помнить: этот символ впитал в себя мощь многих поколений древних людей, их веру в божественную природу этого символа. Он не терпит легкомысленного к себе отношения.