Нут проглатывает солнечного бога, и мир погружается во мрак. Мифы и боги Египта – Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Что почитать/посмотреть/послушать/поиграть?[править]

  • Книги профессионального египтолога Кристиана Жака.
  • И. Ефремов, «Таис Афинская» и «На краю Ойкумены».
  • Уилбур Смит, «Божество реки», «Седьмой свиток» и другие книги о Египте.
  • Болеслав Прус, «Фараон».
  • Цикл «Мумия», благодаря которому ни в чём не повинного египетского архитектора ныне воспринимают как воплощённое Зло.
  • «Принц Египта» — прекрасный мультфильм, показывающий не только Исход евреев и взаимоотношения названных братьев Рамзеса и Моисея, но также и древнеегипетский быт.
  • Мультсериал «Приключения Папируса».
  • «Тутенштейн» — мультсериал о приключениях ожившей мумии юного фараона Тутанхамона в современном мире.
  • Игра «Pharaoh» от создателей «Caesar» и на его основе. Среди прочих деталей древнеегипетской жизни, придётся угождать и божествам — как и в «Цезаре», они здесь действительно существуют. Если будете играть в локализацию, будьте готовы к тому, что переводчики поленились почитать мифы, поэтому вы узнаете о богах Басте и Исисе — в игре о них постоянно говорят в мужском роде.
  • Игра «Immortal Cities: Children of the Nile» — ещё одна градостроительная стратегия реального времени, примерно такая же.
  • Серия видеоигр-головоломок «Luxor».
  • Серия игр от Clarus Victoria, созданная при участии ученых-египтологов (настолько крута, что была включена в программу образования некоторых американских школ). Среди прочего, в настройках можно выбрать степень религиозности («атеизм», «поклонение» и «боги реальны»):
  • Канцлер Ги:
  1. То есть «Чёрной земли», как называли свою страну сами египтяне за плодородную почву. Окружающие их пустыни они называли «Красной землёй».
  2. Вера в божественную силу сакральных артефактов-фетишей. К этой категории относится небезызвестный Анкх.
  3. Обожествление определённого животного и его почитание. Именно отсюда растут ноги у культа кошек.
  4. В XIX в Европе на светских приёмах устраивали шоу, снимая «бинты» с привезённой мумии (часто эти «бинты» затем выбрасывали как «мусор»).
  5. Часть царского убора фараонов, которая представляла собой прикрепленное ко лбу вертикальное изображение богини-кобры Уаджит.
  6. В силу женского пола ей это легче, чем скандинавскому Скёлю, про которого даже карикатура по сети ходит.
  7. А вот тут налицо вариация общего сюжета о спасении Избранного от страшного злодея. Вспоминаем историю рождения Кришны, Зевса, Аполлона, Артемиды, Христа…
  8. …и в особенности Моисея
  9. Для коренных египтян это было вполне нормальным. Попробуйте сами пахать целый день в поле, да под палящим африканским солнцем — многим не то что одежду, кожу с себя снять захочется.
  10. Реальные фараоны, между прочим — Усеркаф был основателем V династии и правил в 2494—2487 годах до н. э. Сухара и Кеку/Какаи были его преемниками.

Боги древнего египта

Анубис взвешивает сердце умершего на Весах истины

 По оценкам ученых, в Древнем Египте насчитывалось более пяти тысяч богов. Большое количество божеств объясняется тем, что в каждом городе этой страны поклонялись «своим» богам. Разные боги из соседних городов могли дублировать функции. Кроме богов, были монстры, духи, волшебные существа. Следует отметить, что многие боги Древнего Египта не изучены до конца и поныне.

  Расскажем об «основных», наиболее известных, богах, которым поклонялись жители этой страны.

Ра

Бог солнца. Верховный бог, как, впрочем, и в других языческих культах, где божество, олицетворяющее солнце, является главным. Изображался в виде человека с головой сокола, на которой водружен солнечный диск. Сын первобытного хаоса Нуна. Ра был повелителем всего мира, а фараоны были его земным воплощением. Днём Солнце-Ра ехал по небосводу на барке Манджет, освещая землю, а ночью, пересев на барку Месектет, освещал подземное царство мертвых. В Фивах сопоставлялся с Амоном (Амон–Ра), в Элефантине – с Хнумом (Хнума-Ра). Наиболее распространено было сопоставление с Гором – Ра-Горахти.

Осирис

 Царь мертвых и судья душ. Сын бога земли Геба и богини неба Нут. Будучи повелителем Египта, научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Был убит своим завистливым братом Сетом, польстившимся на жену Осириса царицу Исиду (по совместительству их родную сестру) и царский трон. Согласно мифологии, стал первой мумией. Самый любимый бог среди простого люда Древнего Египта. Изображался в виде спеленатой мумии со свободными руками, в которых он держит символы царской власти: хекет и нехеху (скипетр и цеп).

Гор

 Бог неба и солнца. Сын Осириса и Исиды. Был чудесным образом, с помощью магии, зачат Исидой от уже от мертвого Осириса. Победитель убийцы своего отца и по совместительству своего родного дяди, Сета. После продолжительной борьбы с ненавистным Сетом унаследовал у своего отца, который стал править царством мёртвых, земное царство. Покровитель фараонов. Гору покланялся весь Египет – его культ был очень популярен среди всех слоев общества. При этом в каждом регионе был “свой” Гор – имена и праздники приписывающиеся ему существенно различались.  Изображался человеком с головой сокола.

 Жена Осириса и одновременно его родная сестра. Мать Гора. Именно она нашла после долгих поисков тело Осириса, убитого Сетом. Собрав воедино расчлененное злодеем тело, Исида сделала первую мумию и даже, с помощью заклятий, сумела забеременеть от неё. Покровительствовала детям, угнетаемым, грешникам, ремесленникам и мёртвым. Культ Исиды был очень популярен на всей территории Древнего Египта. Изображалась с головным убором в виде царского трона.

Анубис

 Изначально был повелителем царства мёртвых, но с усилением культа Осириса (отца Анубиса) передал ему эту должность, став проводником в царстве мертвых. Кроме того, был в царстве мёртвых судьёй, взвешивая сердце умершего на Весах истины, на вторую чашу которых клал перо богини Маат, символизирующее истину. Именно ему приписывают изобретения обычая бальзамирования мёртвых – он принимал участие в создании первой мумии Египта – мумии своего отца Осириса. Покровительствовал кладбищам и некрополям. Изображался с головой шакала. Изображался также в виде шакала, или дикой собаки Саб.

Маат

 Богиня правосудия, истины, справедливости и гармонии. Являясь дочерью творца мира бога Ра, она при создании мира сотворила гармонию из хаоса. Управляла звездами, закатами и восходами, временами года. Символизировала собой закон и божественный порядок. Являлась одной из судей загробного мира. Изображалась со страусиным пером на голове. Перо это не обычное – это перо истины. Во время суда в загробном мире на одну чашу весов клали перо Маат, а на другую сердце умершего (единственный внутренний орган который оставляли в мумии). Если сердце перевешивало, значит покойный вел грешную жизнь, и его пожирало чудовище загробного царства Амат.

Сет

 Бог войны, смерти, ярости и хаоса. Брат Осириса, который убил его, позарившись на престол и жену фараона. Изначально был очень положительным и популярным богом и даже защищал и помогал богу Ра, но ближе к VII веку до н.э. (во времена XXVI династии) превратился в воплощение вселенского зла, близкое по своим повадкам к дьяволу. Стал воплощать собой дикость, злость, свирепость, зависть. Наиболее часто изображался с головой осла, хотя встречаются его изображения с головой крокодила и других животных. Ассоциировался с мужской сексуальной силой.

Тот

 Бог мудрости и знаний и, соответственно, покровитель ученых, библиотек и всех наук, включая магию. Кроме того, покровительствовал чиновникам, являясь гарантом государственного порядка. Один из самых ранних богов Древнего Египта. Тоту приписывают изобретение письменности, изобретение года, состоящего из 365 дней, разделение времени на месяцы и годы (“владыка времени” – один из многочисленных титулов Тота). Изображался с головой ибиса, держащим в руках посох и анх (коптский крест).Нут

 Богиня неба, управлявшая сменой дня и ночи. Внучка бога Ра. Мать Осириса, Исиды и Сета. Покровительница умерших. В основном изображалась в виде вытянувшейся, изогнутой в виде небосвода женщины, опирающейся руками и ногами на землю. При этом тело её украшено либо звездами (олицетворяет ночь), либо солнцами (олицетворяет день). Встречаются изображения Нут в виде женщины с кувшином на голове или  Небесной Коровы.

Сехмет

 Богиня войны и испепеляющего солнца. Дочь бога Ра. Выполняла функцию грозного ока Ра на земле. Могла как напустить болезни, так и исцелить любые из них. Являясь целительницей, покровительствовала врачам. Имела очень суровый и вспыльчивый характер. Охраняла фараонов. Изображалась с головой львицы.

Легендарные личности[править]

  • Имхотеп — великий мудрец, зодчий и астролог, живший при фараоне Джосере (которому служил в качестве визиря), примерно в 2630—2611 годы до н. э. Первым соорудил крупное ступенчатое здание — пирамиду Джосера, — и создал шаблоны, по которым начали строить все остальные египтяне. Также, предположительно, он первым додумался собирать сведения о болезнях и способах их лечения. За всё это Имхотепа очень скоро начали почитать как величайшего мудреца и волшебника, а потом уже и возвели в ранг божества-покровителя врачей, скульпторов и писцов. Как бог Имхотеп считался сыном Тота и Сехмет, и изображался в образе юноши с папирусом в руках. Во время эллинизации Египта Имхотепа отождествляли с Аполлоном и Асклепием.
    • Именно в его честь Карл Фройнд назвал главного злодея в своём фильме «Мумия». Хотя тамошний Имхотеп почти ничего общего не имеет с прототипом, но прочно вошёл в массовую культуру, а само имя стало чуть ли не обязательным для любого клюквенного древнего Египта.
    • Мерит Птах — самый древний главврач, чьё имя дошло до нас, и одна из первых женщин-учёных. Жила при Имхотепе и дословно именовалась «главный врач».
  • Убаинер, Джаджаеманх и Джеди — египетские жрецы-волшебники, о которых рассказывается в Папирусе Весткаре. Свиток сохранился не полностью, но в нём сыновья фараона рассказывают о временах III династии Джосера, около 2686—2575 до н. э. Так вторая история посвящена Убаинеру, прознавшему, что жена изменяет ему с простолюдином. Обозлённый волшебник сотворил крокодила из воска и приказал слуге поджидать в саду любителя чужих жен. Едва тот явился, слуга бросил крокодила, тот обернулся настоящим и утащил мужика на дно пруда. Затем жрец пришел на суд фараона, продемонстрировал утоплый труп мёртвого покойника и превращения рептилии из настоящей в восковую и обратно. Фараон приказал крокодилу съесть тело любовника, а жену жреца сжечь и развеять прах. В другой сказке жрец Джаджаеманх предложил фараону двадцать красавиц, которые потом катали его на лодке. У одной из волос выпала заколка в виде рыбки и волшебник достал её, приказав воде разверзнуться. В третьей сказке царевич рассказывает о своем знакомом маге Джеди. Придя пред очи фараона, маг соединяет отрубленные головы животных с телами, тем самым оживляя скотинку. Потом фараон просит ему поведать о сакральном и волшебном числе Тота, но маг говорит, что ещё не рождённый старший сын жреца поможет ему это узнать, и пророчит появление великих героев.
    • Редеджет — супруга жреца Ра Раусера, которая и должна была родить обещанных Джеди героев. Когда она уже было готова разродиться, сам Ра приказал Исиде, Нефтиде, Хекат, Месхенет и Хнуму принять у неё роды. Под видом группы танцовщиц и слуги они проникают в дом Редеджет и помогают ей разродиться. Мальчиков назвали Усеркафом, Сахуром и Кеку[10], их тела были покрыты золотом, а на головах были украшения из ляпис-лазури. В награду Раусер подарил танцовщицам большое количество зерна. После того как боги покинули дом жреца, богини по инициативе Исиды решили сделать подарок новорождённым и изготовили для детишек короны, которые и спрятали в зерне. Затем они вызвали дождь, под предлогом вернулись в дом Реджедет и попросили сохранить на время их зерно и ушли, пообещав на обратном пути зайти за своим зерном. Позднее, служанка Реджедет сообщила своей госпоже, что из помещения, где хранится зерно, раздаются звуки музыки и пения, восхваляющего царей. Потом между Реджедет и служанкой возникла ссора, и госпожа избила свою служанку. Последняя решила отомстить и донести царю Хуфу, что Реджедет родила будущих царей. Помешал ей брат, узнавший о её целях и ударивший её. А когда она отошла к воде, её сожрал крокодил. Брат служанки направился к Реджедет и застал её в большой тревоге — она боялась доноса служанки, но он успокоил госпожу, рассказав Реджедет об участи служанки. Что было дальше — неизвестно, ибо тут свиток обрывается.

Откуда это пошло? [править]

Египетская религия, как нетрудно догадаться, зародилась в Египте, в долине реки Нил. Это была одна из самых плодородных территорий на Ближнем Востоке, ибо регулярные разливы реки обеспечивали местные племена богатым урожаем. Однако разливы также приводили к наводнениям и разрушениям, что заставляло египтян внимательно следить за звёздным небом.

Это сподвигло жителей Нила к развитию астрономии, и уже в знакомой нам мифологеме звёзды играют не последнюю роль. У этих племён также был развитый фетишизм[2] и тотемизм[3], что и привело к постепенному формированию божеств, имеющих зверообразный вид.

В каждом регионе (или номосе, если пользоваться эллинской терминологией) был свой бог-покровитель, чьим воплощением могло считаться животное. Например, была практика отбирать наиболее матёрых и крупных крокодилов, чтобы объявить иъ воплощениями Себека или иного божества, чтобы почитать.

Поскольку церковью с канонами и догматами тогда даже не пахло, каждый почитал в первую очередь божество родной деревни, что иногда выливалось в религиозные войны на тему «Кто круче?». Наиболее знаковые божества, вроде Ра или Осириса, почитались на большей части территории Египта, потому как им «везло» быть покровителями крупного и влиятельного номоса или очередной фараон объявлял себя их воплощением.

Когда Египет познакомился с эллинской цивилизацией, то началось «слияние культур». Особо бурно этот процесс пошёл после того, как Александр Македонский завоевал Та-Кемет. Тогда появился ряд синкретических божеств и верований, таких как бог Серапис, сочетавший черты Осириса, Зевса и Аида одновременно.

Позднее, когда Египет оказался уже под властью Рима, в Вечном городе были очень популярны мистерии Исиды, которые даже составляли серьёзную конкуренцию христианству. Закат языческой египетской культуры пришёлся на IV—V века нашей эры — набравшие силу христиане уничтожали древние храмы и устанавливали власть новосозданной церкви — тем смешнее, что копты, последние потомки тех самых египтян по крови и языку, как раз православные (ну, почти). Более ста лет Египет находился под властью и влиянием Византии, пока не был завоёван арабами, принесшим с собой ислам.

У древних египтян была крайне необычнаяконцепция, согласно которой душа состоит из множества довольно независимых частей.

Список египетских богов – википедия переиздание

Список древнеегипетских богов — список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, чудовища, основные символы и фетишидревнеегипетской религии. Для удобства список разбит на несколько таблиц.

К местным богам относились божества локальные, связанные с определённой местностью, они имелись не только у областей-номов или их главных городов, но присутствовали во всех более или менее значительных населённых пунктах и местностях. Культы местных божеств зародились с доисторической древности в форме тотемизма, и существовали в Древнем Египте на протяжении тысячелетий, исчезнув вместе с исчезновением древнеегипетской религии. Претерпевая со временем существенные изменения (очеловечивание исконных тотемистических и фетишистских представлений), они оставались для подавляющей массы жителей данной местности определяющим культом, порождая исконно местный религиозный сепаратизм[1].

Практически все общеегипетские боги вышли из местных божеств отдельных областей-номов, когда их культ, по тем или иным причинам, стал повсеместным и, иногда, государственным. К ним относятся божества космогонических мифов, абстрактных понятий и боги, упоминаемые в мифологических и иных текстах.

В список включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии.

Имя, воплощения и
отождествления
Время почитания
и значимость
Центры культа[2]КатегорияФункцииОписание, священное
животное, атрибут
ААкер(множ. ч. — Акеру)известен со Старого царства:
второстепенное общеегипетское божествоне было1) хтоническое божество
2) погребальный культ1) бог земли
2) покровитель мёртвых, страж ворот в дуат, страж восхода и заката солнца
3) помощник Ра в борьбе с Апопом
4) бог-защитник людей1) два льва (иногда сфинкса), сидящие спинами друг к другу и смотрящие на восток и запад, между ними — знаки горизонта и солнца (т. н. образ «Рути»)
2) узкая полоса земли с головами людей (или львов) на концеАмтне считалась божеством и её культ отсутствовалне былочудовищеобитало в Дуате, в огненном озере, и пожирало грешников, не прошедших испытание судом Осирисачудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота (иногда львицы) и головой крокодила (иногда собаки)Амаунетизвестная со Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской, замещена Мут• Гермополь Великий[3]космогоническое божество1) абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Амон, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)[4]
2) позже как супруга Амонаженщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии)Аментетизвестная со Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской
Новое царство:
слияние с культом ХатхорАбидос[5]
Мемфис[6]
Фивы[7]погребальный культ1) богиня западной пустыни
2) богиня запада (царства мёртвых), покровительствовала умершим, встречая их в Дуате и провожая на поля Иалуженщина с иероглифом «аментет» («запад») на голове (изображалась с протянутыми к умершим в приветственном жесте руками, встречая их в стране мёртвых)АмонАммонСтарое царство:
зарождение культа (3-и гипотезы)[11]• Гермополь Великий[3]космогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Амаунет, вместе с ней обожествлял стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)[12]мужчина с головой лягушкиКоптос[13]
Фивы[7]1) бог природы
2) солярное божествопервоначально, возможно, бог воздуха (ветра), позднее бог солнца, покровитель города Фивы[7](«Фиванская Триада»)человек, увенчанный короной с двумя высокими перьями (иногда и солнечным диском), также мог изображаться в облике барана или человека с головой барана
свящ. животное:баран, гусьСреднее царство:
местный бог, происходило постепенное распространение и возвышение его культа• Фивы[7]Новое царствоXVIII династии):
общеегипетский бог, культ постепенно вытеснен Исидой и Осирисом к началу н. э.• Фивы[7]1) космогоническое божество
2) бог государстваглава пантеона, демиург, считалось, что в нём существуют все боги, люди, предметы («Девятка Ипет-Исут», «Великая Девятка Иуну»)Амсетдревнейшее второстепенное общеегипетское божество1) астральное божество
2) погребальный культ (свита Осириса)1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»
2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании, соответствовал канопу, в который помещалась печень умершего
3) выражал одну из сущностей человека — ка(«Дети Хора»)единственный из детей Хора имел полностью человеческий обликАнеджтиДодинастический период и Раннее царство:

местное божество, позже вытесненное Осирисом

Изображался в виде мужчины с двумя перьями на голове, стоящего на знаке нома

символ: джед

Уже в Древнем царстве атрибуты были перенесены на Осириса.

Анти — см. НемтиБог- лодочникАнубис (Инпу)местное божество, очень быстро ставшее общеегипетским, почитался на протяжении всей истории Древнего Египтапогребальный культ (свита Осириса)бог-психопомп, страж некрополей, изобретатель бальзамированиясемья: сын Осириса и Нефтиды, отец Кебхут
обличья: мужчина с головой собаки (шакала), чёрный пёс.
священное животное: чёрный пёс, шакал, волк
атрибуты: крест анкх, жезл уас, пальмовый лист, в облике собаки имеет красное ожерелье-ошейник.Анукетместная богиня, со временем ставшая общеегипетской• Верхний Египет,
• Нубийские пустыни,
• остров Элефантин,
• Асуанбогиня-покровительница I порога Нила и его разливов,семья: дочь Хнума и Сатис
обличья: газель, женщина в тиаре из папирусаАнхурОнурисизвестный со Старого царства:
местный бог, постепенно ставший общеегипетским• Тинис[16]1) этиологическое божество
2) космогоническое божество1) бог охоты
2) бог войны
3) бог-демиург (только в Тинисе[16])
4) помогает Ра в борьбе с Апопом и Хору Бехдетскому в борьбе с Сетомюноша, облачённый в тунику, с поднятой вверх правой рукой, и в короне из двух или четырёх соколиных перьевАпис — см. ХепАпопАпофис (от др.-греч.Ἄπωφις)культ отсутствовалкультовые центры отсутствовалиолицетворение зла и мрака, извечный враг Ра, обитает в глубине земли, возле подземного Нила, где каждую ночь происходит его борьба с Ра; позже начали сближаться с Сетомобличья: огромный змейАтонизвестная со Среднего царства:
ипостась солнечных богов
период Нового царства:
во время правления Эхнатона общеегипетский бог• Ахетатон[17]1) солярное божество
2) Атон1) первоначально был олицетворением солнечного диска, позже — бог солнца
2) на короткий период объявлен главным богом.солнечный диск с лучами (иногда увенчаный уреем), на концах которых – ладони, держащие знаки анхАтумместный бог, постепенно ставший общеегипетским, вытеснен РаГелиополь[19]космогоническое солярное божествобог вечернего солнца, демиург(«Великая Девятка Иуну»)человек (часто старик) в одеждах фараона, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта
священное животное:бык, змей, ихневмон, лев, обезьяна, ящерАшместный бог, со временем вытесненный другими богами• Ливияархаическое божествобог-покровитель Ливийской пустынисвященное животное:сокол
обличья: человек с головой сокола и торчащим на ней перомАх(множ. ч. — Аху)известен со Старого царства:
общеегипетский термин1) элемент сущности человека
2) во множ. числе: низшие божества, у коптов — демоны.1) загробное воплощение богов и фараонов, с периода Среднего царства — каждого человека
2) посредники между богами и людьмиибисББаизвестен со Старого царства:
общеегипетский терминэлемент сущности человека1) совокупность чувств и эмоций человека

2) путешествует по сновидениям

3) после смерти предстаёт перед судом Осириса

птица с головой, иногда и руками, человекаБанебджедетМендесместное божество• Мендес[20].1) ба и владыка города Мендес[20] (или ба владыки города Мендеса)
2) часто выступал ипостасью других боговчетырёхглавый баран (иногда мужчина с четырьмя бараньими головами или в виде человека)Бастетизвестна со Среднего царства:

местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской

Бубастис
Мемфис
Гелиополоь
Фивы
• Леонтопольбогиня радости, веселья, любви и женской красоты, плодородия и домашнего очагасемья: дочь Ра и Хатор, жена Беса, мать Маахеса
обличья: женщина с головой кошки или львицы, сидящая кошка
атрибуты:систр, эгида, на сгибе левой руки висит корзина
свящ. животное:кошка, львицаБатаархаическое местное божество, имеющее как мужской, так и женский образ (богиня Бат). Последняя в Новом царстве замещена Хатхор.Бата:

Бат:

Бат – воплощение Млечного Путисемья: брат Баты – Анубис

обличья: Бата – бык, Бат – систр с женской головой, имеющей коровьи рога и уши

священное животное: бык, корова

Беннумифологическая птицасолярный культба солнечного бога, символ возрождения, либо первое живое существо, появившееся на сотворённом холме сушисерая, голубая или белая цапля, иногда жёлтая трясогузка или орёл, редко – человек с головой цаплиБесобщеегипетское собирательное божество, после начала Нового царства объединившее множество мелких местных божеств со схожими функциямине имел культовых центров, но почитался во всём Египте в доме семьибожество веселья и удачи, защитник от злых духов, покровитель домашнего очага, защитник бедняков, детей и стариковсемья: жена Бэсит, также была его женским воплощением

обличья: веселый карлик в набедренной повязке или без неё, с бородой и причёской, похожими на львиную гриву, иногда с львиным хвостом, корчащий рожи злым духам

БехБухисместный бог-бык, культ которого постепенно стал общеегипетским
в грекорим. период:[21]
наибольший расцвет почитания• Гермонтис[22]воплощение бога Монтубык чёрно-белой масти (иногда красновато-коричневый) увенчанный короной с двумя высокими перьями и солнечным диском
животное-воплощение: белый бык с особыми чёрными отметинамиБухиссм. БехГГебизвестен со Старого царства:

общеегипетский бог

Гелиополь[19]хтоническое космогоническое божество погребальный культ1) бог земли («Великая Девятка Иуну»)
2) божественный правитель Египта[23]
3) принимал участие в суде Осирисачеловек, увенчанный короной Нижнего или Верхнего Египта (иногда на голове помещали утку, так как иероглиф означающий Геба — утка)Герехизвестный со Старого царства:местный бог• Эль-Харгакосмогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Герехт, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «отсутствие» и «ночь»; относился к отрицательным силам хаоса, в противовес Великой Восьмерке.мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии)Гор — см. ХорДДуамутефдревнейшее второстепенное общеегипетское божество1) астральное божество
2) погребальный культ (свита Осириса)1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»
2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании, соответствовал канопе, в которой помещался желудок умершего
3) выражал одну из сущностей человека — ба(«Дети Хора»)имел облик с головой шакалаИИмхотепобожествлённый египетский архитектор и мудрец, живший во время Старого царства, почитался на протяжении всей истории Древнего ЕгиптаСаккара, где располагалась его гробница1) первоначально – зачинатель традиций египетских мудрецов, величайший из них, обладавший магической силой

2) в эпоху Нового царства – бог врачевания и покровитель целителей

3) покровитель писцов и их ремесла

сидящий писец с развёрнутым папирусомИнмутефИнпусм. АнубисИнпутпогребальный культженская ипостась или жена АнубисаИсдесотождествлён с Анубисомпогребальный культодин из богов Дуатачёрный пёсИсидаобщеегипетская богиня, почитавшаяся на протяжении всей истории Древнего Египта• Гелиополь[19]
Бусирис
Ахмим
Нехен
• Дельта(«Великая Девятка Иуну») богиня судьбы, повелительница жизни, охраняющая новорожденных и умерших, богиня магии и медицинысемья: дочь Геба и Нут, сестра Осириса, Сета и Нефтиды, супруга Осириса
обличья: женщина (иногда крылатая), корова с головой женщины, соколица
священные животные: корова, львица, скорпион, свинья
атрибуты: коровьи рога, удерживающие солнечный диск, систр, уас, крест анкхИунитместная второстепенная богиняС Иунит отождествлялась Рат-тауи, центром культа которой был Гелиополь.

Поэтому можно полагать, что Иунит также была связана с Гелиополем.[24]

богиня города Гермонт (егип. Иуни)[25]имела женский обликИхиизвестен с Нового царства:

второстепенный бог с местным культом

Дендерабог музыки (по другой версии, бог именно систра)1) играющий на систре человек в трансе,

2) маленький ребёнок с пальцем у рта,

«локоном юности» и систром; со звездой на голове

3) позже – львиноголовая мумия с пером Маат на голове и петлёй в руке.

ККаихос — см. Ка-КауКа-Кау<sup>Каихос</sup>местное божество-быкКаукетс периода Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской• Гермополь Великий[3]космогоническое божествоабстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Кук, вместе с ним отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка»)женщина с головой змеиКвебехсенуфдревнейшее второстепенное общеегипетское божество1) астральное божество
2) погребальный культ (свита Осириса)1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»
2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании, соответствовал канопу, в который помещались кишки умершего
3) выражал одну из сущностей человека — сах(«Дети Хора»)изображался с головой соколаКуксо Старого царства:
местный бог, постепенно ставший общеегипетским• Гермополь Великий[3]космогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Каукет, вместе с ней отождествлял первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка»)мужчина с головой лягушкиММаатс нач. периода Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской• некрополь Фив (Западные Фивы)[26]космогоническое божество персонификация абстракции погребальный культ1) богиня мирового порядка и истины
2) играла большую роль в суде Осирисаизображалась женщиной, обычно сидящей с прижатыми к туловищу коленями, и со страусиным пером на голове

атрибут: страусиное перо

священное животное:пчела

посвящённый материал:воск

Мафдетс Раннего царства:

второстепенная общеегипетская богиня

1) солярное божество и богиня-охранительница

2) погребальный культ

1) солнечная богиня, охраняющая от змей и скорпионов

2) богиня справедливости и мщения врагам фараона

3) охраняет умерших и участвует в загробном суде

Изображалась мангустом, циветом, гепардом или женщиной с головой какого-либо из этих животных

атрибуты: палка и нож

МеримутефМестный вариант бога Хнума[27].1) космогоническое божество

2) погребальный культ

1) обозначал Осириса и мёртвых,

2) властитель души Ах

Изображался человеком с головой барана или сокола в двойной короне[28], как вариант Гора или Хнума.МесхенетМерт-сегерНовое царство:

местная богиня, имевшая однако существенную значимость ввиду связи со столицей

богиня-охранительница Фиванского некрополя, охраняла покой умерших на кладбищах, карая слепотой нечестивцев и разорителей могилизображалась в виде львицы, змеи, женщины с головой змеи или змеи с головой женщиныМер-УрМневисупоминается с Нового царстваXVIII династии):
местное божество-бык, культ возможно существовал и ранее• Гелиополь[19]
Иераконполь[29]1) ба бога Ра и его оракул
2) ба города Иераконполя[29]чёрный бык с солнечным диском между рогов (иногда человек с бычьей головой)
животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинамиМинс Доисторического Египта:
почитание во многих областях Египта (также в Нубии)• Ахмим[30]
Омбос[31]
Коптос[13]итифаллическое божество1) бог плодородия (рождения урожая, размножения людей и скота)
2) бог торговли, караванов и восточной пустыни (позднее в Коптосе[13])человек с фаллосом в состоянии эрекции, и одной рукой поднятой вверх, а другой держащей плеть, увенчан короной с двумя высокими перьями
фетиш:латук и особый столбМневис — см. Мер-УрМонтусо Старого царства:
4-е местных ипостаси одного бога

• Джерти[32]
Гермонтис[22]
• Маду[32]
Фивы[7]

бог войнычеловек с головой сокола, увенчанный короной с двумя голубыми перьями и солнечным диском
атрибут:копьё
свящ. животное-воплощение:соколпри XI династии (Среднее царство):
верховный бог правящей династии
второй переходный период:
вытеснен Амоном (культ сохранился в Маду)• Фивы[7]государственный богбог войны, короткий период глава пантеонаМутННаунетсо Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской• Гермополь Великий[3]космогоническое божествоабстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Нун, вместе с ним отождествляла первоначало — «водную стихию» (богиня неба, по которому солнце плавает ночью, «Великая Восьмёрка»)женщина с головой змеиНебеджНебетхетНефтидаГелиополь[19](«Великая Девятка Иуну»)НебтуиНейтСаис
Мемфис
• Файюм
• Эснепервоначально мать богов (в том числе Ра), в облике коровы Ихет плававшая в Нуне, затем богиня-покровительница искусств (в частности ткачества), охоты и войныНемтиНеприНефертумМемфисбог растительности, исцеления, возрождениясемья: сын Птаха и Сехмет
атрибуты: цветок лотоса, анх, уасНеферхотепНефтида — см. НебетхетНехбетНехебкауНиауизвестный со Старого царства:
местный бог• Гермополь Великий[3]космогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Ниаут, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка»)[33]мужчина с головой лягушкиНиаутизвестная со Старого царства:
местная богиня• Гермополь Великий[3]космогоническое божествоабстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Ниау, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка»)[34]женщина с головой змеиНунсо Старого царства:
местный бог, постепенно ставший общеегипетским• Гермополь Великий[3]космогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Наунет, вместе с ней отождествлял первоначало — «водную стихию» (бог первозданного океана, «Великая Восьмёрка»)мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии)Нутсо Старого царства:
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской• Гелиополь[19]космогоническое божество погребальный культ1) богиня неба (родившая солнце, звёзды и большинство богов) («Великая Девятка Иуну»)
2) защитница и покровительница умерших (поднимает их на небо и охраняет в гробнице)женщина-небо, раскинувшаяся над землёй (иногда в виде коровы)
свящ. животное-воплощение:короваООнурис — см. АнхурОсирисГелиополь[19]бог плодородиясемья: супруг и брат Исиды, отец ГораППтахГелиополь[19]1)бог ремесла и искусства

2) истины и справедливости

семья: супруга Сехмет и сын Нефертум

обличье: Изображали с посохом в плотно облегающих, белых длинных одеждах

РРаобщеегипетский бог, главный бог египетского пантеона• Гелиополь[19]космогоническое солярное божествоСолнечный бог, бог всего сущего, владыка бесконечностиОбличье: изображался с головой сокола, увенчанной солнечным диском, бык Мневис, птица феникс, Бенну

Символы: уас, амес, крест анх

РаттауиРененутетРути — см. АкерССатис — см. СетжетСебекСухосбог рек и озёр, пресных вод и плодородиямужчина с головой крокодила

священное животное-воплощение: крокодил

СебектетСемат — см. СехметСеркетБогиня, покровительница мертвыхСетжетСатисСетхГелиополь[19](«Великая Девятка Иуну»)СехметМемфис
Бубастис
Фивы (Египет)
• Эсна
• Леталополь
Карнакбогиня войны, зноя и жары, насылает и исцеляет болезни, «гневное око Ра», защитница фараонасемья: супруга Птаха, мать Нефертума
обличья: женщина с головой львицы, кошка
свящ. животное-воплощение: все кошачьи
атрибуты: крест анкх, скипетр из папируса, урей (солнечный диск со змеёй)СешатСаис
Мемфис
Гермополь
Фивыперсонификация абстракциибогиня письма, счёта и памяти, воплощённое хранилище опыта в сфере архитектурысемья: сестра-близнец богини Мафдет, сестра или дочь Тота
обличья: женщина в шкуре пантеры поверх рубашки, головной убор — семиконечная звезда, с калямом и палитрой в руках
атрибуты: калям, палитра, семиконечная звезда (или цветок), обрамленная перевёрнутыми рогами.Сиаперсонификация абстракциибогиня олицетворение разума, познания и мудростиСокарСопдуТТатененТауртТефнутГелиополь[19]космогоническое божествобогиня влаги («Великая Девятка Иуну»)женщина с головой львицы (иногда в виде львицы)
животное-воплощение: львицаТотбог знаниймужчина с головой ибисаУУаджетУаджитЗмея, обвивающая папирусный стебель, или коршун с головой змеиУнутУпесУпуаутОфоисХХапиГебель эс-Сильсила[35]
Элефантина[36]космогоническое божествобог реки Нил, податель влаги и урожаяжирный человек с большим животом и женской грудью, на голове тиара из папируса, в руках сосуды с водой (иногда встречается двойное изображение)
атрибуты:лотос и папирусХапи (сын Хора)древнейшее второстепенное общеегипетское божество• Буто[37]1) астральное божество
2)погребальный культ (свита Осириса)1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы»
2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании
3) выражал одну из сущностей человека — сердце(«Дети Хора»)соответствовал канопу с головой павиана, в который помещались лёгкие умершегоХатор• Дандарах
Фивыхозяйка недр, богиня плодородия, покровительница женщин и ро́довсемья: дочь Ра и Нут, супруга Гора
обличья: женщина, иногда с головой коровы, корова, увенчанная солнечным диском
свящ. животное: корова, свинья
атрибуты:менат, солнечный диск между коровьих рогов, крест анкхХатхор — см. ХаторХаухетсо Старого царства
местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской• Гермополь Великий[3]космогоническое божествоабстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Хех, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка»)женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии)ХекаХекетХентиаментиХепАписДревнее царство (II династия):[38]
местное божество-бык, постепенно его культ стал общеегипетским.
в эллинистический период:
замещён Сераписом[39].• Мемфис[6]1) первоначально баПтаха и его оракул
2) ба Ра
3) бог плодородия и каОсирисабык с солнечным диском между рогов (в поздний период иногда изображался бегущий с мумией на спине)
животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами[40].Хеприобщеегипетское существопогребальный культскарабейХеришефХарсафесХесатХехсо Старого царства:
местный бог, постепенно ставший общеегипетским• Гермополь Великий[3]космогоническое божествоабстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Хаухет, вместе с ней отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка»)мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии)ХнумГермополь
Фивы (Египет)
Эдфу
Элефантина
• Летопольбог творения, воды, вечернего солнца, возрождения и плодородия, создатель людей и владыка опасных Нильских порогов.семья: сын Нуна, супруг Сатис или Нейт, отец Хека и Анукет
обличья: человек с головой барана со спирально закрученными рогами
свящ. животное: баран
атрибуты: анкх, уас, гончарный кругХонсуХорвесь Египет и Нубиябог неба, царской власти, покровитель армий, его воплощением на земле считали фараонасемья: сын Осириса и Исиды, супруг Хатор
обличья: человек с головой сокола, легионер, сидящий сокол
свящ. животное: сокол
атрибуты:пшент, атеф, анкх, уасХусо Старого царства:
начало распространения культаперсонификация абстракцииолицетворение божественного и творческого словаШШаиПсаисэтиологическое божество1) бог виноградной лозы, связан с представлениями о богатстве и изобилии
2) позже божество судьбы, определяющее срок человеческой жизниШезмететСтарое царство:
местная богиня (также почиталась в стране Пунт), замещена СехметЭлефантина[36]в виде львицы
атрибут: минерал «шесемт»
животное-воплощение: львицаШесемуэтиологическое божество,
погребальный культ1) бог виноделия и приготовления масел для притираний, бальзамирования
2) охранял мумию от повреждений и наказывал грешниковатрибут: пресс для виноделияШуместный бог, постепенно ставший общеегипетским• Гелиополь[19]
• Эш-Шатб[41]космогоническое божествобог воздуха, разделяющий небо и землю («Великая Девятка Иуну»)человек, обычно стоящий на одном колене, с поднятыми руками, которыми он поддерживает небоЯЯхФивы[7]лунарное божествобог Лунычеловек, увенчанный лунным символом — диском и серпом Луны

Древние греки столкнулись с египетской религией в VIV вв. до н. э., в этот период начинали развиваться торговые контакты в восточном Средиземноморье, эллины нанимались на службу к фараонам и основывали свои первые поселения в дельте Нила. Завоевание ЕгиптаАлександром Македонским и основание Александрии (Эллинистический Египет) привело к некоторому слиянию и значительному взаимопроникновению двух мифологических систем[1]. Осваивая верования египтян, греки пытались адаптировать египетскую картину мира в соответствии со своим мировоззрением, они придавали их мифам свою окраску и отождествляли многих египетских божеств со своими богами[45]. По окончании эпохи эллинизма и установления господства Рима (Римский Египет), сложившаяся в Египте религиозная система не претерпела изменений, а процессы синкретизма греческой (а вместе с ней римской) и египетской религии продолжались наряду с параллельным развитием традиционных верований древних египтян[1].

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Еще про Тора:  Молот Тора для потенции: отзывы, противопоказания, цена, где купить?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector