Персонажи | Скандинавская мифология

Бог тюр

Имена: скандинавское — Тюр (Tyr) , английское — Тиу (Tiw) , голландское — Зио (Zio) , германское — Зиу (Ziu) .

Главная стихия: огонь

Дополнительная стихия: воздух

Цвета: пурпурный, тёмно-красный

Числа: единица

Личные печати: руна Тейваз

Магические орудия: щит, шлем, меч

Цели воззвания: правосудие, битва, скрепление клятв

Руны для работы: Тейваз, Райдо, Дагаз, Совуло, Манназ

Образ Тюра зародился ещё на заре индоевропейской истории. Древнейшее имя, под которым он был известен в общегерманский период, — Тейваз (Teiwaz) — сохранилось в футарке как название связанной с ним руны. Известны ещё два имени богов, восходящие к тому же протогерманскому периоду:

Воданаз (Wodanaz) и Турисаз (Thurisaz) . Все эти имена оканчиваются на –az. Можно предположить, что суффикс –az — это ранняя форма более позднего ass или, в англосаксонском варианте, oss. Слово ass означает «бог, божество». Попробуем соотнести эти данные с другими божественными именами.

Во-первых, рассмотрим имя «Воданаз». Wuot, его древнейшая форма, означает «ярость» или «буря». Таким образом, Wodenaz — это «яростный бог бури». Thurs означает «великан» (это значение сохранилось и в современном исландском языке). Так как – az означает «бог», то имя Thurisaz следует перевести как «бог-великан», что весьма точно описывает личность Тора.

Изначально Тюр был Всеотцом и небесным богом. Восточные саксы знали его под именем «Сакснот» и почитали как предка королей Эссекса. «Шлемом Тюра» называли аконит. Из сторон света Тюру соответствует восток, а главная его руна — Тейваз. К Тюру взывают с просьбами о восстановлении справедливости, о помощи в битвах и судебных тяжбах, о поддержании закона и порядка.

Кроме того, его призывают в свидетели клятвы. Воинам Тюр дарует мужество и отвагу, победу и доблесть. В современной оккультной практике к Тюру чаще обращаются за помощью в судебных процессах. В исландской традиции Тюр предстаёт одиноким богом — супруги у него нет.

Однако в эддической песни «Перебранка Локи» сохранилось смутное указание на то, что женой Тюра могла быть великанша Ангрбода. Локи говорит: «Ты, Тюр, молчи! // От меня родила // жена твоя сына». Сын, о котором идёт речь, — это, по-видимому, не кто иной, как Фенрир. Впрочем, в более древней германской традиции супругой Зиу выступает богиня Зиса (Zisa) .

Обращают на себя внимание свидетельства того, что изначально Тюр представлялся двуполым божеством и, подобно многим германским богам, имел женского двойника — Зису. Сам Тюр в этом контексте именовался «Зио». Та же идея божественных близнецов воплощена в парах Фрейр-Фрейя и Ньёрд-Нертус.

У англосаксов Тиу играл не менее важную роль, чем Один — у скандинавов. Римляне отождествили Тиу с Марсом, но это не вполне корректно. Если Марс был богом воинов, то Тиу — покровителем судей и законодателей. Лингвистически Тиу связан с Зевсом, который также был главой пантеона.

В первую очередь, Тиу — законодатель, учредитель закона и порядка, и как бог-воин он действует только в этом контексте — когда закон и порядок нарушаются. Назвать его безмозглым мясником никак нельзя. Черты жестокости северные божества приобрели только с ходом времени; изначально же они были куда более человечными.

Лучший тому пример — превращение лесного бога-шамана Водана в кровожадного Одина викингов. Можно предположить, что схожую трансформацию претерпел и Тюр. Впрочем, присущее Тюру благородство заметно даже в позднем мифе о том, как этот бог, единственный из всех асов, отважился положить руку в пасть Фенриру как залог соблюдения клятвы.

Но в этом же мифе Тюр — покровитель закона, честности, истины и справедливости — выступил первым в мире клятвопреступником. Как ни парадоксально, именно богу справедливости приходится нарушить слово и поплатиться за это правой рукой. Один тоже жертвует собой, но если он идёт на это ради знания и власти, то самопожертвование Тюра — поступок всецело альтруистический. И тем не менее, именно он первым в мире нарушает данную клятву.

Тюра причисляют к разряду солнечных божеств. Твёрдо установлено, что у большинства германских народов Тюр изначально почитался как Всеотец. Тацит упоминает его под именем Туиско и называет сыном Нертус, Матери-Земли, которая в позднейших мифах предстаёт его супругой.

По-видимому, она тождественна Зисе (не исключено, что последнее имя было локальным). Согласно преданию, сыном Туиско был Манназ. У него, в свою очередь, родилось три сына — Ингвио, Ирмио и Иствио, в честь которых получили свои названия главные германские племена.

На землях Фризии бытовал культ местного бога Форсети, который также упоминается в эддах. Он дал фризам законы и научил их принципам самоуправления. Первый свод законов на территории Германии назывался «Asegabook». Мне представляется, что Форсети — ещё один вариант Тюра. Викинги тоже его знали, хотя и считали сыном Бальдра.

Тейваз — первая руна последнего этта. Непосредственно за ней следует Беркана, связанная с богиней Берхтой. Эту пару рун можно интерпретировать как символы Неба-Отца и Земли-Матери. Следующие две руны — Эваз («лошадь») и Манназ («человек») . Из этого можно сделать вывод, что Тюр и Беркана породили всех животных и людей.

Кроме того, Тюр непосредственно связан с небом и ассоциируется с различными звёздами. У древних персов звезда Сириус носила имя «Тир». Слово tir на персидском означает «стрела», а руна Тейваз по форме подобна стреле. Традиционное оружие Тюра — меч, однако возникает вопрос: давно ли северные народы узнали о существовании мечей?

В «Англосаксонской рунической поэме» о Тюре говорится:

Тюр — знак особый. С князьями он в слове твёрд.

Он вечно в пути над ночною тьмой.

Он никогда не подводит.

Эту строфу можно истолковать как указание на Полярную звезду, по которой ориентировались северные мореплаватели. Тюр здесь метафорически представлен в образе этой кормчей звезды, а руна Тейваз в гадании может обозначать необходимость придерживаться избранного курса.

Еще про Тора:  Молот тора готланд

Миры скандинавской мифологии. путеводитель по древнему мирозданию

Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе…

Персонажи | Скандинавская мифология

В описании сущности мифологических миров часто употребляется древнее слово “хейм” (heim). Да, оно старое и крайне редко употребляется  в наше время, но в нём заложена уйма смысла. Хейм – это и дом, и жилище, и прибежище, и обиталище, и среда обитания, и место проживания, а так же  любой мир, имеющий своё население, свой неповторимый народ, “хейм” –  и страна, и земля… И чего я до сих пор понять не могу, как представители этих миров, разделённых жёсткими границами, умудрялись говорить на одном языке… А создать стройную (в своём роде) систему мироздания ещё задолго до появления письменности, закрепить её в умах соплеменников, сделать основой религии (языческого культа) не всякой стране (странам) под силу… Центром мироздания являлось “священное древо”, Иггдрасиль (это оно изображено на верхней картинке), в ветвях и корнях которого и располагались 9 миров скандинавской Вселенной.

1. Асгард (Åsgard)Персонажи | Скандинавская мифологияЕсли прочесть скандинавское название этого мира, то получится – Осгард, мы же привыкли к русской адаптации этого слова – Асгард.

    “На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры.” 

     Вот так описывается город богов, Асов в одном из “путеводителей” по скандинавским мирам. Асгард по сути – небесный город, обитель богов-асов. Асы ведут непрерывную войну с низшими богами – ванами, поэтому мощное укрытие от них – необходимость. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут коннокрылые девы-воительницы — валькирии.
В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком Хримтурсом с помощью своего коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню Фрейю. Но Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
Все светлые боги жили в одном месте, Асгарде, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина – Валяскьяльв, дворец с серебрянной кровлей. Неподалеку – в Вальхалле живут павшие на поле битвы воины – эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог – Химинбьерг, у бога грома Тора – Трудхейм. В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов. Асгарду противопоставлен Мидгард – жилище людей (сущность его далее по тексту). За пределами “прекрасного” Мидгарда находится другой, пограничный мир – Утгард (сущность его далее по тексту), отождествляемый с пустынной страной великанов на краю земли – Ётунхеймом (сущность его далее по тексту).

2. Ванахейм (Vanaheim)Персонажи | Скандинавская мифология“Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом.  Фрейр и Фрейя, — правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю.” 

      Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Сам Ванахейм  расположен к западу от Митгарда и Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, Асы начали войну против ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны — Фрейр, Фрейя и Ньёрд  поселились в Асгарде, а Асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет

Божественная направленность ванов:

3. Юсальфхейм (Ljusalfheim)

Персонажи | Скандинавская мифология

В нашей адаптации – Льюсальфхейм. Ljus (юс) переводится как свет, светлый. Светлые существа, альфы (альвы), знакомые нам как эльфы, и феи, создания невероятной красоты. 

“Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь… в следующий момент они могут позволить Вам упасть.” 

Вот так характеризует их тот самый “путеводитель”. Светлые альфы — искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд — повелитель альвов, умелый кузнец. Другие – Бейла, Биггвир, Дёккальфар, Свартальфар. Темных же альфов на много больше. Юсальфхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

4.  Мидгард (Midgard)Персонажи | Скандинавская мифологияСам Мидгард (Срединный Мир) населён людьми, и является “миром смертных”. 

     “Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей.” 

Еще про Тора:  Читать книгу Языческие боги славян

       Мидгард был создан Одином и его братьями ( Вили и Ве) из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп — небом, мозг — облаками, волосы — деревьями, скелет — горами, зубы и челюсти — скалами и камнями, а веки Имира отгородили этот мир  от других.  Искры и тлеющие угли из Муспельхейма (сущность его далее по тексту) были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь.            Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap) — первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира — Нифльхейм (сущность его далее по тексту) и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество — великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соединен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней и решающей битвы миров…

5. Ётунхейм (Jotunheim)Персонажи | Скандинавская мифология“Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут.”

Ётунхейм – земля населённая великанами-ётунами. По легендам этот мир был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма — Утгард. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир — дом Менглад и Тримхейм — дом Тиаци. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард (будет упомянут далее по тексту).

Бергельмир – великан, который вместе со своей женой пережил убийство Имира. В сагах упоминается, что Бергельмир был сыном Трудгельмира и, соответственно, внуком Имира. Когда асы убили Имира — он оказался единственным, кто построил лодку и не утонул. Позже Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда. Бергельмир считается прародителем всех ётунов.

6.Нифльхейм (Niflheim)Персонажи | Скандинавская мифология“Мир льда на отдаленном севере — очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени.”

       Нифль – холодный туман, образующий глыбы льда. Нифльхейм, то есть туманная земля — земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в самом начале времён в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз же превратил воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы начали продвигаться к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме Асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гьёолль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие Асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.

7. Свартальфхейм (Svartalfheim)Персонажи | Скандинавская мифология“Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель.”

Свартальфхейм – буквально Дом Чёрных Альфов — родина Цвергов, тех кого принято называть гномами.
Свартальфхейм был создам Асами в одно время с Юсальфхеймом. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса этого великана был создан Мидгард).
Свартальфхейм располагается между Мидгардом и Хельхеймом (Хелем, в коротком варианте)

Тёмные альвы (гномы)

  • Альвис — мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари — карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок — помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Бил — сын Видфина.
  • Видфин — гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
  • Галар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии».
  • Двалин — выковал копьё Гунгнир, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Отр — сын Хрейдмара.
  • Регин — сын Хрейдмара.
  • Синдри — выковал молот Мьёллнир, вепря Гулиннбурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир — сын Хрейдмара.
  • Фьялар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии».
  • Хрейдмар — герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.
  • Хьюки — сын Видфина.
  • Эйтри — брат Синдри и Брока.

8. Хельхейм (Helheim)Персонажи | Скандинавская мифология“Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной.”

Еще про Тора:  история ариев и славян

Хельхейм – буквально Владения Хель —  один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует безобразная Хель, дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной), одно из трёх хтонических чудовищ. В Хельхейм великаншу Хель низверг бог Один , потому она там и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёолль. Ни одно существо, даже из богов, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Хермод — единственный, кто был в Хельхейме и вернулся обратно.
В день Рагнарёка из Хельхейма на корабле Нагльфар воинство Хель вплывет для сражения с Асами.
Другие названия:
* Нифльхель (Туманная Хель)
* Хель (короткий вариант по имени хозяйки)
* Хельгард (Земля Хель) один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.

“Младшая Эдда”, написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.

       В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).

      Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.

      Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.

9. Муспельхейм (Muspelheim)Персонажи | Скандинавская мифология“На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир.”

       Muspelheim, то есть огненная земля —  страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

     Не вижу необходимости выделять Утгард (Утгардар), как 10 мир (др.-исл. «внешнее отгороженное пространство», «окраинная земля»; др.-сканд. Útgarðar) — в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) — Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками (“Путешествие Тора в Утгард”). 

      Мифологические миры имеют чёткие и крепкие границы, охраняемые недремлющими стражами. Но… тринадцать дней (Судный День и есть 13-й) и двенадцать ночей в Йоль границы эти становятся открытыми. Начинается путешествие соседей  “по соседям”… Так к засидевшемуся допоздна селянину из Мидгарда мог нагрянуть на огонёк косматый ётун из Ётунхейма в надежде отведать крынку молока, а к кузнецу — цверг из Свартальвхейма с приличным куском драгоценной меди в руках и предложением обмена металла на корзину варёной репы, но такие визиты не всегда были мирными и плодотворными – случались и стычки, сопровождаемые кровопролитием, грабежами и насилием.

Ссылки для более подробного ознакомления с темой.

1.http://www.e-reading.by/bookreader.php/143123/Korolev_-_Skandinavskaya_mifologiya._Enciklopediya.html

2.https://mythology.org.ua/Германо-скандинавская_мифология

3.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2214/СКАНДИНАВСКАЯ

4. http://norse.ulver.com/src/snorra/

5. http://norse.ulver.com/src/edda/index.html

6. http://norse.ulver.com/src/konung/heimskringla/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector