Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай – родимый край!» Номинация – «Ремесла и традиции» | Проект (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть

: проект «жизнь, традиции кубанских казаков»

Марина Яковенко
Проект «Жизнь, традиции кубанских казаков»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №5

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Исследовательско-творческий проект на тему:

«Жизнь, традиции кубанских ка-заков»

Авторы проекта:

воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад № 5

ст. Старощербиновская –

Яковенко Марина Сергеевна

воспитанники подготовительной группы №5

МБДОУ ЦРР – детский сад № 5

ст. Старощербиновская

2021г.

Все о проекте

«Жизнь, традиции кубанских казаков»

Автор проекта: Яковенко Марина Сергеевна – воспитатель

Продолжительность проекта: сентябрь 2021 г – февраль 2021г.

Участники проекта: дети, воспитатели, узкие специалисты (муз. ру-ководитель, хореограф, родители

Возраст детей: 6-7 лет

Интеграция областей:

Социализация

Познание

Коммуникация

Труд

Чтение художественной литературы

Музыка

Здоровье

Физическая культура

Безопасность

Художественное творчество

Актуальность проблемы: двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохранили наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, чем думали. Меня всегда волновал вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Мы должны вернуть утраченные человеческое ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забыть о своем куль-турном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Жизнь, традиции и быт кубанских казаков»

Задачи проекта:

Повысить интерес детей к истории своего народа;

Развивать представления детей об истории развития края, казачества;

Обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности;

Знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью;

Развивать знания о кубанской одежде, ее назначении, названии, украшении

Формировать представления о различных видах труда народных ремесел;

Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам;

Знакомить детей с народным изобразительным творчеством, рукоделием;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать любознательность.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Подготовительный этап

Выбор темы, постановка целей и задач.

Написание перспективного плана.

Сбор литературного материала.

Знакомство родителей с содержанием проекта.

Подбор материала для игр.

Изготовление атрибутов к играм и театрализованной деятельности.

Основной этап

Создание развивающей среды по теме «Жизнь, традиции и быт кубанских казаков»

Пословицы и поговорки о Кубани

Загадывание загадок.

Продуктивная деятельность.

Чтение художественной литературы, заучиванье.

Беседы.

Рассматривание картинок.

Проведение утренника «Посвящение в казачата».

Консультации для родителей.

Заключительный этап

Выставка совместного творчества детей и родителей.

Оформление проектной деятельности.

Презентация опыта проектной деятельности для детей и родителей.

Перспективный план

проектной деятельности

«Жизнь, традиции кубанских казаков»

для детей подготовительной группы

МБДОУ ЦРР – детский сад № 5

ст. Старощербиновская

Сентябрь

Октябрь

Конспект занятия: «Историческое прошлое Ку-бани, история заселения, жизнь, быт казаков»

Рассматривание картинок

Заучивание частушек

Загадывание загадок о Кубани

Аппликация «Подарки с кубанской грядки»

Пословицы и поговорки о казаках

Д. и «Узнай дерево и куст по листву»

Физминутка

П. и «Кубанка»

Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего»

Утренник «Посвящение в казачата»

Конспект занятия: «Ознакомление с символикой: гербом, гимном и флагом Краснодарского края»

Рисование «Кубанское подворье»

Чтение художественной литературы

Заучивание стихов и песен

Физминутка

П. и. «Скачки»

Слушание кубанских песен

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей на Кубани»

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Беседа «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Рисование «Предметы кубанского быта (крынка, горшочки)»

Конструирование «Деревянный домик»

Беседа «О работе строителей»

Физминутка

П. и. «Не займай»

Консультация для родителей «Возрождение на-родных традиций, обрядов и обычаев как основа духовной культуры личности»

Рассматривание набора открыток «Атамань»

Утренник «Мать – Казачка»

Конспект занятия: «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани»

Рисование «Нарисуй узор для салфетки»

Конструирование «Улица станицы»

Аппликация (мозайка)«Уточка»

Заучивание пословиц и поговорок о казаках

С. Р. И. «Праздник Новый год пришел в станицу»

Слушание стихов кубанских поэтов

Физминутка

П. игра «Кауны»

Конспект занятия : «Национальная одежда ку-банского казака и казачки»

Беседа «Кукла в национальном костюме»

Рисование «Предметы кубанского быта (руш-ник)»

Заучивание стихотворения В. Нестеренко «Родина»

С. Р. И. «Встречаем Рождество»

Физминутка

П. игра «Перетягивание»

Слушание кубанских песен

Конспект занятия «Кубанский народный фольк-лор – пословицы, поговорки, песни»

Беседа «О профессии – ветеринар»

Физминутка

Рисование «Эх, зимушка – зима»

Аппликация «Укрась красиво крынку»

Рассматривание вышивки на полотенцах

Творческая игра «Путешествие по реке Ея»

Консультация для родителей «Народные праздники на Кубани. Масленица»

П. игра «Моргушки»

Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «люби и знай – родимый край!» номинация – «ремесла и традиции» | проект (старшая группа) на тему: | образовательная социальная сеть

Образовательная ситуация по познавательному развитию

по теме: «Промыслы и ремесла на Кубани»

Цели и задачи:

 – познакомить детей с народными промыслами и ремеслами Кубани;

– развивать интерес к народному прикладному искусству, творческую активность, воображение, внимание, мышление;

– прививать детям любовь к родному краю;

– воспитывать уважение к культурным и национальным традициям.

– приобщать детей к историческим и духовным ценностям родного края;

– прививать детям  любовь к народному искусству;

– воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель: На Кубани живет славный, трудолюбивый народ, который прославил свой край. Краснодарский край называют по-разному: «Красавица – Кубань», «Жемчужина России», «Всенародная житница». Но для нас с вами – это, прежде всего Родина, отчий дом, любимый уголок России. Но главное его богатство народ.

Сегодня,  я предлагаю  отправится в интересное путешествие. Мы с вами узнаем, какими же ремеслами и промыслами славиться кубанский народ. Знать народные ремесла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. И чего только не умеют кубанские мастера! Из простых материалов создавались истинные произведения искусства. Вы хотите?

-А знаете ли вы, что означают слова «ремесло» и «промысел»?

Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом для личного употребления.

Промысел – создание и продажа большого количества изделий с целью получения прибыли (денег).

Промысловики на Кубани появились из более развитых областей России.

Коренные жители станиц – казаки занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-либо мастерство, занимались этим лишь «для своих нужд». Для этих занятий нужно было сырье: животного, растительного или минерального происхождения. Каким сырьем был богат тот или иной район, этим ремеслом и занимались люди.

Кубанские народные ремесла насчитывают около 24 видов народных ремесел. Это художественная обработка соломы, кукурузной шелухи, кости, камня, стекла, кожи, вышивка, мережка, вязание крючком, спицами, лоскутковая техника – печворк, ковроткачество, ковроплетение, керамика, металлопластика, резьба по дереву, лозоплетение, кузнечное искусство, цветоделание, петриковская роспись.

В средние века ремесленники селились в городах по цехам (ремеслам): гончары, ткачи, кузнецы, сапожники, перчаточники. У каждого цеха было свое знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских: на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел и занятий людей. В Москве до сих пор есть улица Мясницкая, Кузнечный мост. В других городах можно пройти по улице Гончарной, Кузнечной, кварталам Резчиков и Ткачей, Соломенной площади.

1. Ткачество.

Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия девушки успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, скатерти, рубахи.

В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом: она одевала всю семью. Скромную труженицу-прялку, как бы в благодарность за ее работу, покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Славилось ткацкое полотно станиц Некрасовской, Старощербиновской, Успенской, Казанской. Но и до сих пор многие женщины умеют ткать холст, вязать крючком и спицами. Каждая кружевница превращается в художницу: из обыкновенных ниток у неё получается несказанная красота, которая дарит людям праздник.

2. Вышивка.

В небе солнца золотой клубочек

Сыплет нити лучиков-огней,

Собирают их девичьи руки

И узоры шьют на полотне.

-О каком ремесле говорится в этом стихотворении?

Вышивка – один из наиболее распространенных и любимых видов декоративно-прикладного

искусства. Ее произведения – это мир красоты и фантазии.

История вышивки начинается в глубокой древности. Дочь великого князя Всеволода, основала в Киеве школу, в которой учила искусству вышивки золотом и серебром. Вышивка на одежде выполняла охранные функции, поэтому располагалась на груди, у ворота, на рукавах. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий.

Вышивали одежду, предметы быта – скатерти, рушники, наволочки, кошельки, чехлы для мебели. В народном быту имел значение платочек. Он был символом верности и памяти о любимом человеке.

Внутри жилища особое место занимали атрибуты «святого угла», праздничные скатерти, рушники, одежда, предметы, использующиеся при выпечке хлеба. Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников. Основным видом вышивки является вышивка гладью и крестом.

 Промысел по обработке дерева является одним из самых распространенных. Сейчас почти все вещи в наших домах из магазина. А во времена наших прадедушек, каждую вещь в доме мастерили сами, да и дом-то возводили своими руками. Русский умелец, построив теплую избу, украшал резьбой наличники окон, ворота. Крышу избы украшал деревянный конек.

-Почему именно конь?

-Кто был у крестьянина первым помощником?

-Кто помогал пахать, боронить, возить сено?

Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.

Жилища, хозяйственные постройки, мебель, домашняя утварь, земледельческий инвентарь по традиции изготавливались из дерева. Печенко Николай – его работы украшают храмы нашего района.

4. Кузнечное ремесло.

– Ребята, знаете ли вы, кто такие кузнецы?

Кузнец.

– Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

– Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова, –

Раз, два – и готово!

Рассказывают, что каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Они умели подковать своих коней, ковали оружие и всякую домашнюю утварь. КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению. Прекрасные кузнецы жили в станице Старокорсунской. Они ковали топоры, подковы, вилы, лопаты.

5. Художественная ковка. 

Ковань – это художественное оформление из металлической полосы или прута. Тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.

6. Гончарное ремесло. 

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу». ( Глина )

– Может кто-нибудь знает, в каком ремесле используется глина?

– Как назывался мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар)

– Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. Она стала пользоваться спросом.

ГЛЕЧИК – горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану. В КРЫНКАХ хранили варенье. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.

ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец. Тому, кто видел, как работает мастер за гончарным кругом, надолго запомнится чудесное превращение комка глины в красивый сосуд. Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать её яркими красками.

Славились гончарным мастерством станицы: Пашковская, Губская, Надежная, Отрадная, Мостовская.

Вскоре гончары стали изготавливать и различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу.

7. Плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.

         Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Какие только не плели: и большие, и маленькие, и крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья. Мастера плетения живут и работают в станицах Полтавской, Марьинской, Старокорсунской, посёлке Пашковском.

На рынках Краснодарского края можно увидеть изделия на любой вкус: хлебницы, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

А как прекрасны панно из соломки – настоящее золотое чудо! В селе Успенском живут мастера по изготовлению картин из соломки: Козлов Валерий, Гудкова Надежда.

Сделав вещь своими руками, человек вкладывает в неё всю свою душу. Связывает культуру предков и нынешнего поколения. С помощью ремёсел передаются народные традиции, обычаи, культура.

Сколько сказочных мест у Кубани!

Городов у Кубани не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

И сегодня увидели внуки

То, что дедам не снилось вчера.

Золотые кубанские руки,

В каждом доме живут мастера!

Проект «кукла в кубанском костюме». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – маам.ру

Людмила Макеева
Проект «Кукла в кубанском костюме»

Еще про Тора:  Молот тора языческий

Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков. «Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал» –

Народная мудрость

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Проблематика проекта:

Мир казачьей одежды чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё разнообразие одежды и её традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими одеждами, но традиционная одежда сохранилась только в бабушкиных сундуках. А как это интересно, как же были одеты наши предки на праздниках, повседневно, в военное время. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение одежды казаков на примере кукол, в игре современных детей.

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к кубанской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свой край. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности кубанского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу и одежду к ней. Бесценность работы с куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к кубанской культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа, убранство кубанского жилища, домашнюю утварь, традиции, но мы заострим внимание на одежде казаков. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Цели проекта:

– формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре кубанского народа через образ традиционной куклы в кубанской одежде;

– создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол – кукол в кубанском костюме.

Задачи проекта:

– познакомить детей с историей одежды – кубанский костюм.

– дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

– изучить и применить на практике изготовления различных видов казачьего костюма для кукол;

– развивать мелкую моторику рук;

– формировать индивидуальные творческие способности детей;

– учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

– обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, холст, безликая кукла, фартук, кохточка, спидница);

– стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Ресурсное обеспечение:

конспекты занятий,

материал для творчества,

фотоальбом «Традиционный кубанский костюм» с описанием,

презентации «Русская народная кукла»,

мастер –класс «Кукла – кубаночка» для родителей.

Работа с родителями:

Консультации: «Народная одежда как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Кукла в кубанском костюме, в играх современных детей».

Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание куклы в кубанском костюме».

Пополнение мини-музея куклы в кубанском костюме, тряпичными куклами, сделанными своими руками.

Посиделки на Рождество.

Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол – «Рукам – работа, душе – праздник!»

Предполагаемый результат:

-У детей сформированы знания о казацком народном костюме, материалах, необходимых для его изготовления.

-В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с одеждой казаков и тряпичной куклой.Есть: альбом с описанием разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий одежды казачек и казаков;

-Мини-музей куклы в кубанском костюме.

– Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому кубанского народа.

– Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

– Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу и одежду.

-Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о Кубани.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

Еще про Тора:  КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе. Тема: «Национальная одежда кубанского казака и казачки» | План-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме: | Образовательная социальная сеть

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Презентация буклета «Традиционный костюм кубанцев».

3. Открытие в группе мини-музея «Кукла в кубанском костюме».

Реализация проекта

Познавательно-речевая деятельность:

– Беседа с детьми «Знакомство с культурой и традициями кубанских казаков».Цель: познакомить детей с историей создания одежды и предназначением.

– Знакомство с жизнью и бытом казаков.

– Просмотр презентации «Кубань, ты наша Родина».

– Чтение кубанских обрядов, сказки «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, фольклора, современных кубанских поэтов.

– Чтение и заучивание стихотворений о Кубани, потешек о кукле (приложение № 1).

– Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

– Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

– Составление описательных и творческих рассказов.

Художественно-эстетическая деятельность:

– Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

– Знакомство с процессом изготовления кукол (масленица, Закрутка, Берегиня).

– Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Игровая деятельность:

– Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

– Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Цель: закрепить оттеночные цвета (белый, красный, салатный, малиновый и др.).

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.

– Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,

Физическо-оздоровительная деятельность:

кубанские народные подвижные игры «Кубанка», «Петушок», «Коники» и другие.

Музыка:

– Хороводные игры «Просо сеяли…», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Колядки»

– Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Заключительный этап:

– Создание в группе мини-музея «Кукла в кубанском костюме».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

– Посещение краеведческого музея «Истоки» детьми.

Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями.У дошкольников формируются:

– представления о музее;

проектно-исследовательские умения и навыки;

– умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

– активная жизненная позиция.

У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Отправной точкой для создания мини-музея куклы в кубанском костюме стал разработанный в нашем детском саду «Кукла – казачка». Эмблема музея – детская ладошка. Музей открытого типа. Все экспонаты можно трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делают. Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, мы – воспитатели. В музее регулярно проводятся экскурсии для других групп.

Музей помогает знакомить детей с кубанскими традициями. В музее есть и куклы сделанные руками взрослых для игры детям – это тряпичные куклы. Тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.

Приложение №1. Стихи о куколке

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

* * *

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки.

* * *

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

* * *

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

* * *

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

* * *

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

* * *

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

* * *

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто.

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали.

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

* * *

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

* * *

Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю,

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею.

С ней я стала лучше, стала я добрее.

* * *

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

* * *

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

* * *

Кукла на улице снега наелась,

В дом пришла мокрая и не разделась,

Плачет, что горлышко сильно болит.

Надо нам куколку будет лечить.

Градусник ставим, положим в кроватку,

Сделаем теплый компресс ей из ватки,

Чаем напоим, таблетку дадим.

Скажем об этом игрушкам другим,

Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали

И по сугробам сырым не скакали.

* * *

Не сержусь на куклу Дашу

И в обиду не даю.

Целый день её проказы

И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма,

Но ведь я для куклы – мама.

* * *

Я пекла, варила,

Кукол накормила.

Куклы меня слушали,

Быстренько все скушали:

И суп из цветочков,

И пирог из песочка,

И котлеты из глины,

И компот из рябины.

* * *

Нет у куклы носа,

Растрепались косы.

Сидит она косматая,

В платьице с заплатами.

Потеплей укутаю

Милую мою,

«Баю-баю, баюшки», –

Песенку спою.

«Спи, моя красавица,

Спи, моя хорошая,

Будет тебе платьице –

Новое, в горошину!»

* * *

Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.

Я полдня над ним корпела, доводила до ума.

Только вечером попало мне от мамочки моей.

Еще про Тора:  Стихи про куклы русские народные

Я потратила на платье кучу новых простыней.

* * *

Ах вы, куклы, замарашки,

Где испачкали рубашки?

И чулочки, и носочки.

Как же вам не стыдно, дочки?

Снова целый день стирать,

Даже некогда играть!

* * *

Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)

* * *

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

* * *

На большом диване в ряд

Куклы разные сидят.

(Хлопки в ладоши)

Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино.

И котенок,

И слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять –

Помогаем мы сегодня

Все игрушки сосчитать.

(Поочередное загибание пальчиков)

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

На первые четыре строчки имитировать укачивание куклы, затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении, на последние строчки положить ладони на стол или на колени.

* * *

Куколка любимая, я тебя люблю,

Перед сном я для тебя песенку спою.

Баю-баюшки-баю, спать укладываю.

Спать укладываю,приговариваю:

«Ты, собачка, не лай

Мою детку не пугай.

Баю-баю, баю-бай».

Приложение №2.

Хороводная игра «Просо сеяли»

Принимают участие 2 группы:

Группа девочек и группа парней, которая выстраивается в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.Девочки на слова:»А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем,на слова:

«Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.

Группа парней, повторяют движения, девушек поёт:

«А мы просо вытопчем, вытопчем

Ой, дед Лада вытопчем, вытопчем»

Девочек, сменяя парней,поют:

«Мы дадим вам 100 рублей, 100рублей

Ой, дед Лада 100 рублей, 100 рублей

Парни, сменяя девочек, продолжают петь

«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей

А нам надо девицу, девицу».

Девочки идут на встречу парней со словами:

«Мы дадим вам девицу, девицу

Мы дадим вам косую, косую»

Парни отвечают:

«Нам не надо косую, косую

Один из мальчиков остаётся на середине площадки,а парни продолжают петь: «А мы возьмём любую, любую»

Мальчик выбирает девочку, кланяясь ей.

Шеренги девочек и парней соединяются.

Колядки. Щедрые кубанские казаки.

Перед Рождеством были распространены ритуальные обходы дворов – коляда, ходили и меланкой и с козой, в которых принимали участие и дети и взрослые. Колядки носили характер требования одарить исполнителя и содержали мотивы угрозы в случае невыполнения этого требования.

игра –Коляда:

«Коляд, коляд, колядин, я у бабушки один,

У бабушки карие глазки, подайте мне колбаски».

Детей одаривали сладостями.

Игра-хоровод «Приехала купаленка…»

Приехала купаленка

(дети ходят по кругу)

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)

Добра и здоровья,

(хлопки руками вправо-влево)

Богатства и почести.

(хлопки руками вправо влево).

«У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом,приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

«Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

«Ярмарка»

Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т. д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку,наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

– Что угодно для души?

Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня»начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Жмурки»

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя.Происходит диалог жмурки и играющих:

– Где стоишь?

– На мосту.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на коле-ни. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Сиди, Яша»

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,

Орехи калёные, ядра золочёные.

Далее говорят,хлопая в ладоши:

Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!

Где твоя невеста и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.

More from my site

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector