Славянский бог Велес покровитель славян | обереги печать Велеса Медвежья лапа, лапа Волка

Велес и его любовь. что происходит с этим славянским праздником?

В природе Велес пробуждает чувство сильнейшего, но такого приятного солнечного смятения души! И все в природе пробуждается! И не зря этого бога чародеем и хранителем называют – ведь кто попадал в его чары, не мог устоять. Не только губительной являлась мощь могучего бога для тех, кто попадал в его власть, но и целительной – ведь кто, кроме данного бога наставит на путь истинный и поможет с мудрыми советами во имя добра и справедливости?

Вот в чем его загадка и пленение кроется! Из любого мрака и любых неприятностей может вывести Велес человека, как в делах серьезных поможет, так и в отношениях на путь истинный направит. Это иногда и происходит на славянском торжестве Велесовой Стречи.

А знаете, что у данного бога своя история есть? История о вечной любви, в которой есть и нежность, и самопожертвование, и соединяющая на все времена созидающая сила. В этой истории все прекрасно – и муки расставания, и радость встреч. Он встретил свою любовь на своем пути случайно и сразу признал своею. Велес и его половинка по имени Ягиня – пожалуй, это одна-единственная история в славянском эпосе о вечной силе любви.

Вот так и в жизни – те, получают покровительство великого  бога, находят свою любовь мечтательной, романтичной, страстной, чувственной, и добиваются ее всеми способами. Это чудесное русское торжество, когда зима бушует, а весна робко прячется, дает славянам именно это ощущение сил, надежды.

Из-за странной истории появления на свет покровителя все представляли себе древнего бога по-разному. Кто в образе странником с посохом, кто медведем-ведуном, кто юношей босым, разъезжающим по городам и селам. Кому он представляется мудрым, думающим и ведающим Богом-хранителем, а кому в образе веселого, задорного молодого человека с разгульным характером.

Велес может управлять событиями, не привязываясь к чему-то материальному, не искушаясь драгоценностями; лучше всех знает, что деньги сотворенные блага – ерунда по сравнению с настоящими чувствами; знает, что то, что по-настоящему ценно, не ценит никто.

Бог власти, волшебства, колдовства, отлично знает представителей человечества и может проникнуть внутрь, завладеть душой, мыслями и сознанием. Влияя на других, Велес насквозь видит их тайны и будущие поступки. Покровитель мудрых встречается тогда, когда необходимо принять важное и смелое решение, когда необходимо здраво ценить ситуацию и повернуть колесо жизни вспять во имя добра. Будем помнить об этом, встречая этот славянский праздник почитания!

Велес — бог мудрости.

Велес предстаёт как бог мудрости, вестник богов, светлые духовные знания дарующий и покровительствующий волхвам и жрецам, истину бытия постигшим, мудрость ведающим, стихи слагающим о былом времени, о богах всесильных, о предках премудрых; ведунам, слово божественной мудрости рекущим; сказителям и прорицателям, потомкам знания передающим в «кощунах», об ушедших временах и былых славных деяниях предков повествующих;

а также Побудам (Будаи), являющимся учителями всех учителей, мудрейшим среди мудрых, просветлённым «побудителям» воли в человеке. Считается, что Побуд два пути избрать может: либо выйти за пределы земного круга перевоплощений, устремившись к обители Всевышнего, либо продолжать воплощаться в Яви из сострадания к людям, дабы помочь им прийти к Просветлению. 

Велес — духовный наставник, ведущий по Пути духовного развития всех стремящихся к просветлению, сопровождающий на стезе постижения вечных истин бытия, и как мудрый учитель всех устремлённых к истине на Пути самопознания он ведёт стезёй Прави. Путь Прави суть есть путь, ведущий к прозрению истины, жизнь в согласии с божественным ведическим законом, жизнь по правде, по совести — по нему идут все, вставшие на Путь духовного развития. Учит Велемудрый людей, как свой путь в жизни проложить от кривды к правде, от тьмы к свету.

В его ведении область искусства, поэзии. Все поэты, певцы, находящиеся под покровительством Вещего Велеса, именуются «Велесовыми внуками». Так, в «Слове о полку Игореве» Боян — вещий сказитель, именуется «внуком Велесовым» («вещий Бояне, Велесовь внуче»). В этом аспекте сила Велеса проявляется в мире Прави.

В триглаве богов, что есть триединство божественных сил в различных проявлениях в мирах Прави, Яви и Нави — Сварог, Перун, Велес, — он предстаёт как сила, ведущая и направляющая сознание человека от мирских ограничений к стезе духовного самопознания.

По сути, схожий с ведическим Тримурти — Брахма, Вишну, Шива — Триглав славянской ведической традиции также олицетворяет силы созидания, сохранения и разрушения. И здесь Велесова сила явлена в разрушающем преграды на Пути аспекте, ибо человек, воплотившись в мире Яви, связанный путами материалистического мировосприятия, должен пройти через определённые уроки, дабы постичь суть бытия, и прийти к истинному «Я», — на этом Пути и сопровождает Велес каждого искателя истины, ведёт к восприятию единства всего сущего в мире.

Велес — владыка зимний.

Он предстаёт в образе Деда Мороза, также переход от старого года к новому осуществляющий, он охраняет зимний сон Матери Сырой Земли. Считается, что на Коляду он может явиться в образе первого гостя, Полазника. Древо, посвящённое богу Велесу в этой его ипостасти, — Ель.

Она же неизменно главная героиня празднования Нового Года. Только не срубленное — мёртвое дерево, отдавшее свою жизнь ради мимолётного удовольствия созерцания её, украшенной ёлочными игрушками, — всё это результат невежественных представлений наших об истинной сути праздника и роли Ели в этом торжестве.

Ель — также непременный атрибут в обрядах проводов в последний путь завершивших своё очередное земное воплощение. Это также отголосок старых традиций и здесь прослеживается роль этого древа, сопровождающего души в иной мир, при этом еловые ветки выполняют обережную функцию, охраняя от тёмных сил Нави.

Когда врата в мир Нави приоткрываются, возможно проникновение в явный мир недобрых сил этой части мироздания, поэтому еловые ветки издревле используются как защитные. Считается, что Ель олицетворяет в явном мире Мировое Древо — космогонический символ единства трёх уровней мироздания: Яви (ствол), Нави (корни), Прави (крона).

Корень имени «Велес» во многих языках индоевропейской языковой группы имеет схожее значение и отождествляется с иномирьем, запредельным пространством, потусторонним миром.

Имя «Велес» имеет однозначное родство с такими словами, как «поВЕЛевать», «власть», «ВЕЛикий», «ВЕЛикан», «ВЕЛьможа» и, если принимать во внимание чередование в корне гласных «о»-«е», то и со словами: «воля», «волшебство», «волхв», «волосы», «вол», «волот» (гигант, великан), «волость».

Кстати, в Рязанской губернии «велесом» величали указчика, распорядителя. Также приставка «веле» применяется в значении «весьма», «сверх», «очень», например, в таких словах, как: «велемудрый» (мудрейший), «веледушие» (великодушие). В России множество селений, в названиях своих имя Велеса хранящих, как например: Волосово, Волотово.

Кстати, скопление семи ярчайших звёзд — Плеяды, в созвездии Тельца, в народе именуется «Стожары», «Волосожары», а также «Волосыни» — мифологический образ дочерей бога Велеса, в Черногории Плеяды носят название «Влашичи», велесовы звёзды.

Велес изображается как трёхликий — три лика его суть миры, в которых он проявляет свою силу: Навь, Явь и Правь, либо время прошлое, настоящее и будущее. Также он может быть представлен как трубящий в рог, что знаменует собой призыв мудрого Велеса всем следовать по Пути духовного развития и посвящать драгоценное время своей жизни деяниям по кону Прави.

В образе гусляра, играющего на музыкальном струнном инструменте, коим, по сути, явлено олицетворение многогранного мироздания. Его также изображают в образе мудрого старца с посохом, в сопровождении медведя. Иногда он держит кувшин, наполненный божественным молоком коровы Земун.

Может изображаться с песочными часами в руках, как управитель временем. С повязкой на глазах или слепой, таким образом, олицетворяющий видение в мирах иных, не земными очами зрящий, а внутренним духовным оком ведомый. Может быть представлен как странник с котомкой за спиной, влекомый дальними путями-дорогами по беЗкрайним просторам мироздания.

Иногда предстаёт в образе воина с головой быка, стоящего на Калиновом мосту. Или как кормчий на Ладье-Месяце, небесное пространство пересекающий по Млечному Пути. Иногда изображается как держащий в руке трезубец, как правило, в образе покровителя морских глубин. А также как лесной владыка — в образе медведя.

Супругой Велеса является богиня Макошь, прядущая нитями жизни путь души в грядущем воплощении, она же суть проявление женской силы единого божественного проявления, предстающая как светлая, летняя ипостась в образе богини Живы, жизнь дарующей, животворящей, пробуждающей силы, в Яви вершащей; и как тёмная, зимняя — богиня Мара, серпом своим нить жизни рассекающая, наделённая противоположными качествами: разрушения, пассивности — в мире Нави сила проявленная.

Так, Макошь, как и Велес, управляющей силой на границе миров является, она хозяйка перехода из одного мира в другой. Также в одной из своих ипостасей Богиня предстаёт как красавица Ягиня, — известная нам под именем Бабы Яги, она же Баба Йога, Баба Ягья или Йогиня-матушка, мудрая и ведающая, владычица лесная, жила на перепутье трёхмирья, где и располагалась её избушка.

Дети бога Велеса, согласно мифам: солнечный бог Ярила, сын Дивы-Додолы и Велеса, — бог солнца весеннего, ярым светом землю озаряющего; Троян — сын Велеса, рождённый земной женщиной; Сон — бог сновидений, сын Велеса и Морены, дремоту навевающий во время послезакатное и сны наши охраняющий от вторжения сущностей навных.

Велес — покровитель служебных духов природных.

Здесь он предстаёт как покровитель служебных духов: домашних и природных духов, на границе миров обитающих — и в Яви, и в Нави существующих. В ведении Велеса находятся лешие, домовые, дворовые, полевые, межевики, луговики, моховые, овинники, банники, кикиморы, шишиги и многие другие… Считается, что водяные и воздушные духи подчиняются Макоши, духи огня являются подданными Сварога и Семаргла, духи ветра — Стрибога.

Подданными же Велеса являются духи, по хозяйству людям помогающие и со стихией земли связанные. В лесной обители хозяйничают лешие, оберегающие всех лесных обитателей, будь то звери, птицы, деревья… Считается, что самая высокая красивая и старая ель в лесу есть место обитания Лешего.

Очень обрадуется хозяин леса, если зашедшие к нему гости, в лес, оставят ему угощение на пеньке. И грибные места покажет и ягод спелых собрать подсобит. Уходя из его обители, поблагодарить стоит Лешего за приём и за подмогу. Только вот явившихся с недобрыми помыслами или эгоистическими намерениями дух леса может и запутать, как говорят, в трёх соснах заблудиться можно.

Домовые — наше жилище оберегающие, доброжелательные духи, за порядком следящие и по хозяйству помогающие. Домовой — душа дома. Может явиться в образе человека, как бородатый старичок небольшого роста либо, наоборот — высокого роста, а также может предстать в образе зверя (как правило, в виде кота).

Домовой любит получать от хозяев дома угощения — лучше, если это будет что-то из той пищи, которую они сами едят. Домовые могут «вкушать» её вполне очевидно — забирать полностью то, что мы им преподносим, либо частично, могут и отломить лишь кусочек, однако, это может происходить и на тонком плане — принимая лишь прану пищи.

Еще про Тора:  Девушка молот тора

Домовой — старательный хлопотун по хозяйству, всегда поможет найти затерявшееся в доме: если что-то найти человек не может, попросить стоит домового, гостинцем попотчевать, и искомое вдруг появится откуда ни возьмись. Но иногда и пошалить может, но безобидно.

Правда, когда ему что-то не по нраву придётся, вы об этом непременно узнаете. Не ругайтесь — очень не любят Домовые, когда бранятся в доме; сохраняйте в жилище своём уют, порядок и чистоту, тогда и не огорчите Домового, и он вам всегда будет добрый помощник.

Он также предупреждает о грядущих напастях, семье угрожающих, оберегает дом от тёмных навных сущностей. При переезде всегда берут Домового с собой в новое жилище, приглашая его переезжать вместе. Дворовые — также порядок поддерживают, только на территории близ дома. Все они помощники бога Велеса.

Велес — скотий бог.

Велес — сын небесной божественной коровы Земун, сотворённой прародителем Родом на заре мироздания, — покровитель всех животных, как домашних, так и диких. Есть мнение, что Велес изначально силу являл свою лишь как тучегонитель, небесных стад погонщик.

В этом аспекте он также является управляющей силой животного начала в человеке, при этом на определённом этапе развития важным для души, проходящей свой путь в течение земного воплощения, но которое вставшие на стезю самопознания должны научиться брать под контроль.

На определённом витке эволюционного пути инстинкты были основой, жизненно необходимой для выживания в условиях мира грубой материи, но ныне следует передать в жизни главенствующую роль Духу, коему они должны быть подчинены. Человек не должен находиться в зависимости от своих чувств и эмоций, ведь, по сути, он способен над ними властвовать.

Это первое, к чему должен приучить себя вставший на путь духовного развития. Весь окружающий мир есть проявление ума. Ум обуславливает нашу жизнь, но, тем не менее, является важной ступенью на восходящем пути саморазвития, без него на данном этапе нам не достичь высшего сознания.

Пока мы находимся во власти инстинктивного ума, мы отождествлены, ограничены, пребываем в невежестве, а значит, далеки ещё от познания истины, что всё едино. Низший манас — первоначальная составляющая ума на пути эволюции, связанная с животным миром.

Инстинктивный ум образован ощущениями, эмоциями и чувствами, также его основа — опыт прошлых воплощений, всё это формирует привычки, привязанности. Он также выполняет важную роль — поддержание жизнедеятельности физического тела. Некоторые его проявления находятся под контролем высших начал ума человека.

В большинстве случаев человек не способен контролировать себя постоянно, поэтому в критической ситуации он оказывается не готов «анализировать» умом, и отпускает чувства, решая проблему привычными способами, причём, повторяющимися из жизни в жизнь, и весьма далёкими от понятий «правильности», концептуализированных умом, который, как правило, и делит мир на чёрное и белое.

Мы стремимся изменить себя, но если это происходит лишь на уровне ума, то вряд ли подобная трансформация укоренится в нас надолго. Постоянное памятование о том, как надо поступать, каким надо быть, как относиться к другим и прочее… — не является ли это очередной уловкой ума, игрой разума? 

Произошла ли трансформация в глубине нашей души или это поверхностная метаморфоза, сформировавшая наше представление о себе, о новом «правильном, духовном себе», что является лишь ярким проявлением эго, не более того. Поэтому, если восприятие происходит лишь на уровне ума, мы не продвигаемся вперёд, скорее, создаём новые препятствия на своём Пути, формируя новые обуславливающие шаблоны поведения и мышления.

Поэтому никакого ярого сопротивления здесь быть не должно – не бороться со страстями надо, не создавать из них врага, а принять их как есть, а это, по сути, и значит подчинить. Поэтому надо стараться быть естественным, жить в соответствии со своим изначальным чистым божественным естеством — вот к чему должна быть проявлена воля наша, вот к чему стоит прикладывать усилия.

Значение медвежьей лапы

Говорят, что одним из самых сильных медальонов бога является Медвежий след, внешний вид амулета соответствует названию. Славяне искренне считали, что второй и самый главный облик всемогущего божества – медведь, именно он покровительствовал торговцам, блюстителям порядка. Бог Велес обычно являлся диким зверем, означала такая встреча одно – скорую удачу в делах.

Современные эзотерики утверждают, что обладателей Медвежьего отпечатка по сей день хранит Велес. Они быстро достигают поставленных целей, редко сталкиваются с неудачами. Бизнесмены всегда заключают беспроигрышные сделки, любители острых ощущений выигрывают лотереи.

Нередко специалисты соглашаются с тем, что обладатель такого изделия постепенно начинает в себе, неосознанно развивать способности зверя. Человек становится более решительным, везде чувствует себя хозяином, быстро достигает целей, а главное заранее все четко планирует. Особенно часто происходит подобное с детьми, которые с детства носят при себе такое украшение.

Амулет бога Велеса позволяет легко и быстро преодолевать препятствия на жизненном пути. Поверья гласят, что неудачи обходят стороной владельца такого амулета. Ему всегда будет легко реализовывать свои планы, разумеется, если они имеют отношение к реальному миру.

Он способен и защитить от негатива, может отвратить любое зло — от энергетического вампиризма до сглаза или порчи. Сын или дочь бога Велеса всегда находятся под защитой этого могущественного покровительства. Далеко не каждый человек способен поставить на себя защиту от негатива магического характера хотя бы на короткое время. Специальные амулеты, которые создал знающий специалист, существенно облегчают эту задачу.

Свойственные тому, кому он посвящен, черты характера будут раскрываться и у человека, который его носит. Владельцам следа бога Велеса присуща мудрость и сила характера.

Развивает и магический потенциал человека. Если надевать его с самого детства, уровень магической силы всегда будет на высоте. Даже если ребенок не станет магом, его интуиция будет помогать выпутываться даже из самых сложных ситуаций. Медальон обостряет умение предчувствовать события будущего.

Медвежий след может сохранить в путешествии от воровства и прочих неприятностей. В старину его ценили купцы, которые остерегались нападений разбойников. Этот амулет разрушает злые намерения врагов на корню, делая их абсолютно бессильными против своего владельца.

Идолы и капища

В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 году пантеона), а идол Велеса находился в Киеве «под горой», вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города, то есть в торгово-ремесленной части Киева у пристани на реке Почайне.

Среди шести богов киевского княжеского пантеона Велеса не было. Похожая картина с «верхом» и «низом» имеется в Македонии, где есть город Велес[источник не указан 883 дня], расположенный под холмом Ильи-пророка (перенявшего у Перуна функции громовержца)

, и в Хорватии, где есть посёлок Волоско под горой Перун[источник не указан 883 дня]. Это находило отражение и в социальном плане их культа:

Согласно житию Авраамия Ростовского (XV век), Чудской (мерянский) конец Ростова в XI веке поклонялся каменному идолу Велеса[14].

Город Ярославль по позднему преданию (впервые записанному в 1781 году) был основан в 1010 году на месте капища Волоса, в котором волхвы содержали священного медведя. «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури».

Согласно поздней литературной легенде, идолу Велеса поклонялось племя ильменских словен. В составленном в XVII веке рассказе о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца»[16].

В Великом Новгороде есть Церковь Власия на Волосовой улице. Существует мнение, что на этом месте было капище Волоса[17]. Согласно другой версии, улица названа по церкви св.

Власия, поскольку Волос — это народная восточнославянская форма имени Власий[18]. Возможно также, что оно располагалось на Перыни (юго-западное из трёх капищ), где позже была построена церковь, как полагает Б. А. Рыбаков, в честь св. Николая[19].

Согласно позднейшей топонимической легенде, от имени Волоса происходит название города Волосово, что нашло своё отражение в официальном гербе города.

Капища — места силы. голосов овраг в коломенском

Известно, что капища бога Велеса, как правило, располагаются близ водных источников, будь то речки или озёра, и в оврагах, в густых лесных чащах. В местах почитания бога Велеса находятся священные камни и валуны, будь то Синь-камни, названные так по оттенку синего цвета, который они имеют, как например, известный Синь-камень Плещеева озера близ г.

Переславль-Залесский, обладающий способностью перемещаться, а также камни, силой волшебной наделённые, способные излечивать болезни, снимать тяжесть с души, — через них проходит особая мощная энергия. Те места, где некогда находились святилища и места почитания богов, нынче также несут силу и мощную энергию.

Селение Коломенское на юге Москвы ведёт свою историю с давних времён. В этих местах расположен Голосов овраг, который ранее именовался «Волосов», или «Велесов». Это есть природное святилище вещего Велеса. В недрах земных, под оврагом, проходит глубочайший геологический разлом — крупнейший на всём пространстве Русской платформы, которая является основанием стольного града Москвы.

В Голосовом овраге есть два камня, наделённые исцеляющей силой: на самом дне оврага — Гусь-камень, или Конь-камень (названный в народе так из-за схожести внешней с головой коня), и немного выше, примерно посреди склона, Девий камень. Также в овраге струится необычный, обладающий целебным и очищающим свойством ручеёк, вода в нём в течение года всегда одной и той же температуры и не замерзает даже в самые трескучие морозы.

Это место привлекает многих посетителей парка Коломенское в наше время, ведомые желанием избавиться от болезней и зарядиться энергией, они стремятся сюда. Да вот только тем, кто приходит в места священные с целью «напитаться» энергией и вылечить свои горе-недуги, накопившиеся вследствие неосознанной жизни, так и не усвоив урок, данный богами (ибо хворью нам наказ свыше исходит с тем, чтобы вразумить свернувших с пути и наПРАВить к жизни ПРАВедной, иначе говоря, на путь ПРАВИ), — вряд ли возможно получить то, что они ожидают, или же, полученные силы впоследствии только новой болью отзовутся.

Помните, что следует относиться с почтением к священным местам и приходить в такие места только с чистым сердцем и лишь благими намерениями. Не след злоупотреблять силой, дарованной богами. Если человека в жизни ещё влекут лишь эгоистические устремления, то и смысла нет такие места посещать.

Вспомним в этом ключе величайшую народную мудрость: «Для себя жить — тлеть, для семьи — гореть, а для народа — светить!» Места силы обогащают благой энергией лишь тех, кто наполнил свою жизнь благими намерениями, душа кого светла, а мысли чисты.

Еще про Тора:  Марвел молоты тора

Кто такой бог велес?

Безграничные мудрость и мощь нового бога не знали предела, но от этого он не становился чужд проблемам человечества и помогал им, был как учитель, за что и почитался у славян наряду со Сварогом, Перуном, Трояном, Триглавом и другими представителями рода священных духов на земле.

Традиционно бог Велес считался богом скотоводства и торговли, но мало кто знает, что он также ведал тайные пути и единственный  мог подолгу находиться как в мире мертвых духов, так и в мире живых.

Согласно одной из легенд, однажды люди сильно нагрешили перед великим РОДом, и он наслал на землю тьму и вечную ночь, отчего они растеряли весь свой скот и на земле начался голод. РОД запретил оказывать помощь, пока они не раскаются в грехах, но тот украл огонь из небесной кузницы и отнес его на землю во имя добра, а также нашел потерявшиеся стада. Этот поступок рассорил Велеса с другими богами его рода, но сделал его покровителем у многих древних племен.

А Перуном Велес был нелюбим особо, хотя эти боги считаются братьями и обычно относятся к одному и тому же поколению рода Ясуней. Дело в том, что причиной тому было то, что Велес долго был тайно влюблен в жену громовержца Перуна по имени Додола. И однажды не сумев совладать со своими чувствами, похитил красавицу и спрятал ее в далекой пещере, где вскоре она родила Ярило, перенявшего буйный нрав отца и любовь ко всему живому.

Перуну стало известно об этом, он нашел Додолу и превратил ее в божью коровку, а с Велесом начал схватку, длившуюся несколько дней и ночей. Но никто из боя победителем не вышел, поэтому Перун проклял  Велеса и, получив поддержку отца и рода, прогнал его из Ирия.

По сказанию много лет Велес бродил по белому свету, обучая народ всевозможным искусствам, ремеслам и наукам, а некоторых жрецов – и тайным знаниям. Но запретили боги Ирийские жить изгнаннику рода среди человечества на земле, и тогда бог-оборотень отправился в Навье царство к царю Чернобогу, где повстречал покровителя мрака Вия и победив его, взял в жены его единственную дочь по имени Яга. Поселились они в самом верхнем уровне царства Вия у великой реки, из которой пьют воду корни всех деревьев земли.

С помощью своих способностей Велес управлял животными и через них общался с человечеством. Животные давали им пищу и одежду, но могли и стать злыми врагами, например, как волки.

Благодаря тому, что Велес много ходил среди людей, многие древние племена считали его покровителем путешественников и царем дорог. Говорили, что на пути, где прошел Велес, человеку ничего не угрожает, а встретить отпечаток медведя считалось хорошим предзнаменованием.

Литература

Справочные издания
  • Волос или Велес // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Волосатка, в русской демонологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Велес // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 287—288.
  • Волос // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 343.
  • Велес / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.
  • Славянская мифология / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
  • Велес // Энциклопедия «Слова о полку Игореве».
  • Боги славян / Топоров В. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 210—211. — ISBN 5-7133-0704-2.
Исследования на русском языке
  • Бернштам Т. А.«Слово» об оппозиции Перун — Велес/Волос и скотьих богах Руси // Полярность в культуре (Альманах «Канун». Вып. 2). — СПб., 1996. С. 93-120.
  • Велюс Н. Стадо вяльняса = Velnio banda : [пер. с лит.] // Балто-славянские исследования. 1980 / отв. ред. Вяч. Вс. Иванов; Институт славяноведения РАН. — М. : Наука, 1981. — С. 260—269. — (Балто-славянские исследования ; 1972–2021).
  • Иванов В. В., Топоров В. Н.Восточнославянское Veles(ъ)/Volos(ъ) и проблема реконструкции имени и атрибутов противника Бога Грозы // Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. — М.: Наука, 1974. — С. 31—74. — 344 с.
  • Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н.Велес // Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1. — С. 227.
  • Кузнецов А. В. Шексна — река Велеса. Вологда, 1999. 105 с.
  • Ловмянский Г. Религия славян и её упадок (VI-XII вв.) / пер. с польского М. В. Ковальковой. — СПб.: Академический проект, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7331-0045-1.
  • Писаренко Ю. Г. Велес-Волос в язичницькому світогляді давньоï Русі. — Київ: Інститут археології НАН України, 1997. — 240 с.
  • Рабинович Р. А. Искушение «волошским орехом», или Балканские волохи и русские волхвы // Stratum-plus. 2000. № 5. С. 262—390.
  • Топоров В. Н. Ещё раз о Велесе-Волосе в контексте «основного» мифа // Балто-славянские языковые отношения в историческом и ареальном плане / ИСл РАН. — М.: Наука, 1983. — С. 50—56.
  • Успенский Б. А.Никола и Волос (Велес) // Филологические разыскания в области славянских древностей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 31—117. — 248 с. — 7,000 экз.
Исследования на английском языке


Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Осенние дни велеса

«Свадьба» Велеса и Морены проходит в день 14 сентября, начало увядания природы.

Ночь с 31 октября на 1 ноября — «Велесова ночь», время, когда в права вступает Чернобог, на смену Белобогу приходит Чернобог. Также этот день считается днём Морены.

В русской народной вышивке используется орнаменты в виде ромбов, квадратов, треугольников, отображающие символично всё, что связано с плодородием и урожаем, с Землёй-Матушкой, дарующей плоды детям своим.

Символ Велеса — Велесовы вилы — крест-накрест пересекающиеся трезубцы, один ориентирован остриями вверх, — жизньродящие энергии, другой — остриями вниз — символ Мары, таким образом, он олицетворяет собой перепутье Яви и Нави.

Змеевик, свитень — согласно археологическим находкам, этот символ издревле используется как оберег у наших предков. Представляет собой коловоращение четырёхглавого змея(двух змей, с двух концов имеющих головы).

Бычья голова — знак бога Велеса, в виде перевёрнутой буквы «А», напоминающей голову быка. Этот знак носящему его дарует защиту Велеса, наделяя силой и стойкостью. Этот знак, как правило, используют те, кто стремится к благополучию и получению дохода. Бог Велес поможет всем устремлённым с благими намерениями, во благо деятельность свою осуществляющим.

Медвежья лапа — также символ бога Велеса, дарует успех тем, кто решителен и смел, но обязательно с благими намерениями действует в этом мире, он является поддержкой в трудных жизненных ситуациях. (См: даарийский оберегающий проводник 4)

Ещё один сильнейший оберег — рог изобилия. Олицетворяет мудрость божественную, Велесом даруемую.

Помимо перечисленных, атрибуты бога Велеса следующие: пастуший, странника или волхва посох, месяц-ладья, двузубая секира.

Слава Богам и Предкам нашим!

Во благо всех живых существ!

Параллели в сравнительной мифологии

По мнению В. Н. Топорова и Вяч. Вс. Иванова, с именем Велеса у славян связывалось звёздное скопление Плеяд
(др.-рус.Волосыни, болг.Власците, серб.Влашићи)[20][2][21].

В костромских и соседних русских говорах встречается слово Ёлс — «леший, чёрт», которое исследователи связывают с именем Велеса. Впервые это мнение высказал Д. К. Зеленин[23][24], позже его поддержали другие исследователи[25][26][27][28][2].

В. Н. Топоров на основе македонских и сербо-хорватских сказаний о виле Веле (*Vela) реконструировал женский персонаж основного мифа, вероятно имевший родство и/или свадебный мотив с Велесом или Влашичами-Плеядами (*Velsyni/*Volsyni)[21].

Возможно Велес боролся с Перуном за женитьбу на богине Мокоши[21]. Велес связывается со Змеем, водой, «сырыми» деревьями (ольха, ель и др.), подобно балт. Велнясу[29].

Имя Велеса часто сравнивают с балтийским именем бога загробного мираВелсом[30][26][31], и родственным ему вяльнясом (чёртом)[32][29], — покровителем скота (в основном лошадей[33] и рогатого скота[33][34], включая коз) и игры на дудке[35][36]. Это роднит его[37] с греческим Паном, римским Фавном, индийским Пушаном.

В ведийской мифологии с Велесом сближают противников ИндрыВритру и Валу, пожирающего скот. Согласно В. В. Иванову и В. Н. Топорову, в реконструируемом основном мифе Велес был противником Перуна-громовержца, похищающим его стада́[2].

Похожие новости

  • ✨С 31 Октября по 1 ноября— Велесова ночь. Ночь Силы.🌛✨С 31 Октября по 1 ноября— Велесова ночь. Ночь Силы.🌛 
    Велесова Ночь – волховская, магическая ночь – с 31 октября (листопада) на 1 ноября (груденя), когда Белобог окончательно передаёт Коло Года Чернобогу, а Врата Нави (астрального плана […]
    Posted in Статьи, Тайны подсознания, Медитация
  • Рунический канал № 4Рунический канал № 4Руна Ветер принадлежит славянскому богу магии и мудрости, богатства и Силы – Велесу. Это – руна Духа; “руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения. Руна Ветра являет […]Posted in Даарийские проводники, Славянские каналы, Рунические каналы
  • Богиня любви Лада — животворящая сила мирозданияБогиня любви Лада — животворящая сила мироздания
    Лада Матушка — богиня любви, красоты, процветания, благополучия и плодородия, покровительница семейных союзов, поддерживающая лад и мир в доме. Она — животворящая сила, являет собой образ […]
    Posted in Статьи, Тайны подсознания, Взаимоотношения
  • Распев РОД для восстановления родовой памяти и силы родаРаспев РОД для восстановления родовой памяти и силы рода
    Этим именем наши Предки называли творца Вселенной. Он всё поРОДил, в том числе каждого из нас через наших потомков, РОДителей и проРОДителей. Место нашего рождения называется РОДина, что […]
    Posted in Статьи, Тайны подсознания, Медитация, Память и внимание, Взаимоотношения

Правила ношения амулета, кому подходит?

Эмблему бога Велеса «волчий отпечаток» можно надевать как украшение. Не важно скрыто оно от посторонних глаз или находится на виду сила его не меняется. Сакральное знамение можно нанести на кольцо, подвеску, ремень. Сшитое, настоящее или серебряное украшение может быть использовано в качестве брелка на ключи или в автомобиль. Кроме того подвешенная эмблема над входом в дом закроет проникновение в жилье гостям со злыми помыслами.

Перед началом использования по законам природы купленное украшение должно быть очищено обрядом от чуждой энергии, для этого подойдет родниковая или соленная вода. В зависимости от материала его следует хорошо промыть или выдержать в воде сутки. После это воду вылить подальше от жилья, желательно на перекрестке.

Активацию украшения по законам природы можно провести при помощи энергии 4 стихий, где каждая отвечает за определенный аспект:

  • Земля изначально активирует защитные свойства, усиливает защиту от напастей, направленных на владельца на ментальном и физическом уровне;
  • вода наделяет светлой и чистой энергетикой, необходимой для достижения различных целей и решения разнообразных жизненных задач;
  • огонь наделит мощью присущей данной стихии;
  • воздух способствует отведению беды и несчастного случая.
Славянский бог Велес и 2 варианта оберега печать Велеса - Медвежья лапа и лапа Волка
Молитва

Усиление происходит при настройке изделия и его носителя на одну энергетическую волну с помощью обрядов. Для этого к медальону можно обращаться. Разговаривать с ним, держать в руках, носить непосредственно на теле. Со временем он набирает мощность. Для его активации изначально прочитайте над ним молитву-обращение к богу покровителю.

Еще про Тора:  Молот Тора для потенции: отзывы, противопоказания, цена, где купить?

Эмблема Велеса явно принесет удачу только тем, кто верит в нее. Следует помнить что по законам природы волчьи медальоны обостряют черты характера владельца и если человек склонен к агрессии и насилию, эти черты также будут усилены. Будут полезны спортсменам, военным, спасателям, лесничим, руководителям разных сфер, бизнесменам, знахарям и экстрасенсам, служителям закона.

По законам религии запрещено использовать медальон бога Велеса, если вы носите на себе крестик.

Примечания

  1. Зализняк А. А.Ве́ле́с // Приложение. Имена собственные // Грамматический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2021. — С. 772. — (Фундаментальные словари). — ISBN 978-5-462-00766-8.
  2. 123456789Иванов, Топоров, 1987, с. 227.
  3. Иванов В. В., Топоров В. Н.Ве́лес, Во́лос // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 120. — 736 с. — ISBN 5-85270-032-0.
  4. Иванов В. В., Топоров В. Н.Ве́лес, Во́лос // Славянская мифология: энциклопедический словарь / [Подгот. сотрудниками Ин-та славяноведения и балканистики РАН; науч. ред. В. Я. Петрухин, Т. А. Агапкина, Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая]. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 74. — 416 с. — ISBN 5-7195-0057-X.
  5. Веле́с // Русский орфографический словарь: около 200 000 слов / Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН; под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. — Изд. 4-е, испр. и доп. — М.: ACT-Пресс книга, 2021. — С. 72. — 896 с. — (Фундаментальные словари русского языка). — ISBN 978-5-462-01272-3.
  6. Веле́с // Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Кузнецова С. А.. — СПб.: НОРИНТ, 2000. — С. 116. — 1536 с. — ISBN 5-7711-0015-3.
  7. Агеенко Ф. Л.Веле́с (Во́лос) // Собственные имена в русском языке. Словарь ударений. — Более 35 000 словарных единиц. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — С. 63. — 376 с. — ISBN 5-93196-107-0.
  8. 12Иванов, Топоров. Славянская мифология, 1988.
  9. Фасмер, 1986, с. 287—288, 343.
  10. Ловмянский, 2003, с. 91.
  11. Подлипчук Ю. В. «Слово о полку Игореве»: Науч. пер. и коммент. / Ю. В. Подлипчук. — М.: Наука, 2004. С. 98—101.
  12. Успенский, 1982.
  13. Кривошеев Ю. В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. — Л.: Знание, 1988. — 32 с.
  14. Житие преподобного Авраамия Ростовского
  15. Текст «Сказания об основании города Ярославля» — М. Сударушкин. Чьё имя носит Ярославль?
  16. Хронограф 1679 года. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 марта 2008.Архивировано 28 сентября 2007 года.
  17. Происхождение Новгорода
  18. Болховитинов Е. Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода. М., 1808. С. 28-29.
  19. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси.
  20. Иванов В. В., Топоров В. Н.Волосыни // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 128. — ISBN 5-85270-032-0.
  21. 123Топоров, 1983, с. 51—52.
  22. Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. Вып. 8 (во I — вран). — М.: Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН; Ин-т филологии Сибирского отделения РАН, 2021. С. 171.
  23. Зеленин Д. К.Ч. II: Запреты в домашней жизни // Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. — Сб. МАЭ. Т. IX. место=Л.. — 1930. — С. 99.
  24. Злобин П. С.Ёлс, верхокамская Елисна и проблема Велеса // Зеленинские чтения : материалы Всерос. науч. конф. (Киров, 12 ноября 2021 г.) / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена; сост. С. Н. Будашкина. — Киров, 2021. — С. 79—82.
  25. Елс // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986—1987.
  26. 12Якобсон, 1969.
  27. Успенский, 1982, с. 47, 53, 88.
  28. Иванов, Топоров, 1974, с. 54, 200, 205.
  29. 12Топоров, 1983.
  30. Иванов, Топоров, 1987, «Велс».
  31. Гимбутас, 1974.
  32. Иванов, Топоров, 1987, «Велняс».
  33. 12Велюс, 1981.
  34. Kregždys R.Прусс. Curche: этимология теонима, функции божества; проблематика установления культовых соответствий на почве обрядовой традиции восточно-балтийских, славянских и других индоевропейских народов // Studia Mythologica Slavica. — Ljubljana: Словенская академия наук и искусств, 2009. — Т. XII. — С. 294—295.
  35. Велюс, 1981, с. 266.
  36. Топоров, 1983, с. 55.
  37. Велюс, 1981, с. 265—266.
  38. Успенский, 1982, с. 248.
  39. Ловмянский, 2003, с. 88—90.
  40. «Главным же новшеством с этой точки зрения в настоящем договоре было обращение к Волосу, „скотьему богу“, интерпретация которого доставляла исследователям немало проблем по причине схожести имени и функции этого бога со святым Власием (греч. Βλάσιος; болг. Влас, рус. Влас, Власий, Волос). Многие исследователи, начиная с Каченовского и Миклосича, видели в культе этого божка кальку св. Власия из Каппадокии, который в 316 году принял мученическую смерть и считался покровителем скота. Другие с этим не соглашались. Так, Нидерле утверждал, что на Руси существовал собственный культ Велеса, как он считал, домашнего бога и покровителя скота, и этот его атрибут был перенесен на святого Власия. Это предположение не согласуется с фактом, что св. Власий почитался именно как покровитель скота также и в странах Западной Европы и в Византии, а потому эта функция покровителя не могла ему достаться от Велеса, о роли которого в отношении скота ничего, впрочем, не говорят источники. <…> Действительно, с точки зрения исключительного монотеизма может показаться непонятным явление заимствования гетерогенных элементов почитания, но с позиции происхождения политеизма, когда при множестве собственных предметов культа проявлялась толерантность к чужим богам, восприятие божеств было скорее закономерным явлением, подтвержденным также и в различных индоевропейских религиях, начиная от хетитов, которые методом заимствований в сфере „плодородного полумесяца“ сформировали для себя огромный пантеон. Иноземные образцы были авторитетны при формировании греческого, римского и, как нам представляется, германского политеизма. Нет основания видеть в славянах исключение в сфере религиозного культа. <…> В этой ситуации сонм христианских святых мог служить неиссякаемым источником образцов для зарождающегося славянского политеизма, и если эту функцию он не осуществил в более широком масштабе, то только по причине быстрой победы христианства как целостной системы. Однако спорадично происходили случаи передачи язычникам отдельных христианских святых, которые превращались в богов. Более поздний, но хорошо задокументированный пример подобного переноса на угро-финскую почву представляет св. Николай, почитаемый юграми как Микола-тор, то есть бог Микола, которому приносят в жертву северных оленей и коней. Мансикка не сомневался, что святой Власий в форме болгарского Власа был воспринят Русью как „Волос — скотий бог“. С этой точкой зрения стоит согласиться». Генрик Ловмянский, «Религия славян и её упадок (VI—XII вв.)». / Перевод с польского М. В. Ковальковой. — СПб.: Академический проект, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7331-0045-1. С. 88-90.
  41. Берестяная грамота 914.
  42. Зализняк А. А.Древненовгородский диалект. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — С. 283, 460.
  43. Зализняк А. А.Древненовгородский диалект. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — С. 458.
  44. Берестяная грамота 604.
  45. Учёные рассказали о предварительных итогах археологического сезона — 2021, 26 августа 2021
  46. Гайдуков A. B.Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / отв. ред. В. В. Костюшев. — СПб.: Норма, 1999. — С. 24—50. — ISBN 5-87857-031-9.
  47. Шнирельман В. А.Русское родноверие : неоязычество и национализм в современной России. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2021. — xiv 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.
  48. Гизбрехт А. И.Старые боги «Новой Руси» : иконография главных персонажей пантеона русского неоязычества в произведениях современных российских художников // Культурная жизнь Юга России. 2021. №. 4.
  49. Что думают учёные о «Велесовой книге»: сб. ст. / Рос. акад. наук, Институт рус. лит. (Пушк. Дом); Составитель А. А. Алексеев. — СПб.: Наука, 2004. — 238 с. — ISBN 5-02-027121-7. (Сборник статей Л. П. Жуковской, Б. А. Рыбакова, О. В. Творогова, А. А. Алексеева, И. Н. Данилевского, В. П. Козлова, В. Н. Соболева).
  50. Зализняк А. А. О «Велесовой книге» // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. М., 2021. С. 101—113.
  51. Шнирельман В. А.«Влесова книга» // Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).

Реликты культа в христианскую эпоху

Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт», чеш.Veles — «злой дух, демон» (XVI—XVII века)[2].

По мнению Б. А. Успенского, часть функций Велеса взял на себя Николай Чудотворец, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного и морского миров[38].

В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, слился с христианским святым Власием, покровителем скота. Дохристианское имя Волосъ, тождественное имени языческого бога, со временем было переосмыслено как полногласный вариант христианского имени Власъ.

По мнению Г. Ловмянского, наоборот, сам Велес представляет собой мифологизированный образ святого Власия, заимствованный восточными славянами-язычниками из христианской Болгарии[39][40].

Уже в третьей четверти XI века в берестяной грамоте (№ 914[41]) церковного содержания в перечне святых фигурирует Волос[42].

Во вкладной грамоте Варлаама Хутынского (конец XII—начало XIII века) фигурирует человек по имени Волос[43]. Также фигурирует имя Волос (от имени Власий) в берестяных грамотах № 604 (1160—1180)[44] и № 1094 (конец XIV века — начало XV века)[45].

Считается, что остатки культа Велеса в синкретичном виде с культом святого Власия сохранились на Русском Севере в крестьянской скотоводческой культуре. Его культ иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных[2].

Функции

В договоре Руси с Византией 907 года Волос соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В иных источниках они также перечисляются в паре:

иже молѧть подъ ѡвиномъ. и ѡгневи. и виламъ и мокоши (і) симу. (і) руглу и перуну и волосу скотью б҃у. (і) роду и рожаницамъ (=—ѣ) и всѣмх тѣмъ иже суть имъ (=тѣмъ) подобии се же оучение намъ вписасѧ конець вѣкъ

Впервых постави начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком по подобию человеческу… Вторый идол бысть Волос, бог скотов. Третий Позвизд: инии же прозваша его Похвистч неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия. Четвёртый идол Ладо; сею имеяху бога веселия и всякаго благополучия… Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху…

Выдержки из Киевского Синопсиса, О идолѣхъ Владимировыхъ

Культ Велеса, наряду с культом Перуна, считается частью исследователей древнейшим общеславянским[2]. Лингвисты и исследователи мифологии В. В. Иванова и В. Н.

Топорова, авторы теории основного мифа относили к высшему уровню славянской мифологии два праславянских божества, имена которых достоверно реконструируются как *Реrunъ (Перун) и *Velesъ (Велес), а также увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого неизвестно.

Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Согласно реконструкции, они связаны между собой как участники грозового мифа. Причина распри этих богов заключается в похищении Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца Перуна.

Бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы.

Победа завершается дождём, приносящим плодородие. Возможно, некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (например, Свентовит)[8].

В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком»:

Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче

Именование Бояна «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве», предположительно, отражает древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзией.

В крестьянской культуре восточных славян «скотьим богом» называли также медвежью лапу, которую вешали в хлеву как амулет, оберегающий домашний скот.

Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой»[2].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector