Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Антитотем сокола

Противоположный соколу тотем – воробей. Символизирует трусость, сварливость, тягу к словоблудию. Воробей не ценит прошлого своих предков, не дорожит любовью и семьей.

Если в соколе начинают проявляться черты его антитотема – это серьезный повод задуматься. Вызывающее поведение, грубые и жестокие насмешки над близкими, недовольство жизнью и состояние перманентного страха – все это прямое проявление Воробья. Следующим этапом станет утяжеление стройной фигуры сокола и ухудшение зрения.

Божественный сокол древних славян

По верованиям русичей, сокол стоял у истоков мира: это первая птица и первобог. Зоркий соколиный взгляд первым рассмотрел зарождение мира среди бесконечного мрака пустоты. Прилетев на новые земли, сокол свил гнездо и снес «яйце-райце», из которого и произошел привычный человеку мир.

Образ сокола в мифологии славян считается одним из центральных: в языках западных славян слово сокол-балобан звучит как рарог. Рарог – древнее божество огня, оберегающее домашний очаг. Одним из его воплощений и был сокол. Всегда на Руси это слово имело ярко положительное значение: соколами величали удалых молодцев, а соколиные очи или взор являлись высшим обозначением похвалы.

Сокола на Руси почитали и уважали. Известен факт, что в 19 веке за срубленное древо, на котором было гнездо этой удивительной птицы, установили взыскание в размере нескольких рублей – немалой по тем временам суммы. Лик сокола украшал многочисленные гербы благородных семейств и даже городов.

Внешность и характер сокола

Подобно своему тотемному покровителю, люди 32 цикла рождения комфортно чувствуют себя в любом пространстве и времени. Подстраиваясь под самые непредсказуемые климатические условия, они могут жить и на Северном полюсе, и на самом Экваторе.

Описание человека-сокола не может обойтись без указания на его крепкое тело и отменное здоровье. Как правило, это люди среднего роста, избыточного веса они иметь не могут в силу своей энергичности и подвижности. Легкая полнота среди соколов также не редкость, вес может колебаться в разные периоды его жизни.

Соколы – люди внезапной цели, которая полностью захватывает их разум и мысли. План в жизни сокола часто бывает не один – их много, но он достигнет каждого. Внутренний оптимизм и энергичность заставляют его активно развиваться и двигаться по направлению к мечте.

Период активности у Сокола длится всю его жизнь: не покладая рук он работает над обретением всего, о чем только пожелает. Чужие подачки ему не нужны: сокол сам добудет все необходимое, чего бы ему это не стоило.

Высокий уровень интеллекта свойственен и самой птице, и ее подопечным: каким- бы ни было образование сокола, они отличаются прозорливостью и житейским умом, логичностью и высокой обучаемостью.

Среди недостатков сокола выделяют эгоизм и высокомерие. Свойство ставить себя выше других у них не от плохих намерений, а скорее от целеустремленности. Если они не видят в другом человеке столь же яркого пламени, как у них самих, вероятно, они не одарят его ничем, кроме презрения, а уж про тесные отношения и речи быть не может.

Знаменитости, рожденные под покровительством сокола

Годы правления сокола одарили мир немалым количеством знаменитых людей. Это и автор «Божественной комедии» Данте Алигьери, композитор Сергей Рахманинов – новатор в области музыки, полководец Михаил Кутузов, чьи смелые идеи покорили непобедимого до той поры Наполеона, несравненный бард и актер Владимир Высоцкий.

Всех этих людей объединяет смелость и решительность, верность своим принципам и идеям. Они не побоялись изменить привычное мироустройство, и их имена остались в веках как символы гениальности и уникальности.

Карьера сокола

Из соколов выходят скверные подчиненные – ведь только они сами знают, как будет лучше для всех. Исключение составляют руководители с более сильной, чем у сокола личностью. За таким человеком Сокол будет готов пойти хоть на край света в прямом смысле этого слова.

Сокол вправе выбрать для себя любую сферу деятельности. Главное, чтобы работа приносила ему удовольствие и не диссонировала с его жизненными устремлениями и ценностями. Из соколов выходят замечательные правозащитники и адвокаты, ученые и исследователи, проповедники и политики. Соколу важно реализовать свои способности, поэтому лучше всего чувствуют в интеллектуальных профессиях.

Личная жизнь человека с тотемом сокол

Свободолюбивые соколы чувствуют себя ничем не обремененными и в личном плане. Эти прекрасные птицы моногамны точно также, как и их подопечные. Выбирая себе пару на всю оставшуюся жизнь, они четко понимают, какую ответственность при этом берут на себя.

Менять партнеров как перчатки – ниже достоинства сокола. Но все ограничения и рамки внутри личных отношений они ставят себе сами: партнерам важно помнить, что сокол не позволит решать за себя никому и ни в чем, даже в мелочах. Попытки контроля и ревности не закончатся ничем, кроме того, что сокол просто упорхнет из свитого гнездышка. Эти люди не терпят ограничения свободы.

А вот сам сокол контролировать и наставлять партнера будет с большим удовольствием: это большие собственники и ревнивцы. А их категоричность сделает из любого отклонения от установленной им нормы настоящую трагедию. Ужиться с соколом сможет далеко не каждый: его партнер должен иметь мягкий характер и отсутствие сильной тяги к свободе. Лидером в паре бывает только один, и это будет Сокол.

С детьми Сокол не торопится: ему кажется, что ребенок сильно ограничит его в личной свободе. К тому же с малышами им попросту неинтересно, они предпочитают общение с уже сформировавшимися личностями. Но решившись примерить на себя роль родителя, сокол станет прекрасным воспитателем и наставником своего чада.

Дружба с соколом протянется через годы и расстояния. Выбрав человека, он останется ему верен до самого конца, если, конечно, они не разойдутся по дороге в каких-либо важных жизненных аспектах.

Образ сокола в мифологии

Сокол – царственная птица, которой веками восхищались древние люди. Пытаясь подражать ее мужеству и грациозности, они наделяли богов соколиными чертами.

Сокол – символ несокрушимой победы, это воодушевление и энергетический подъем, восхождение к вершинам успеха сквозь все преграды и препятствия. Сокол всегда ассоциировался со свободой, силами света и чистотой души.

Образ сокола в преломлении христианской религии

С распространением христианства образ сокола своей ценности не утратил. Как прежде наделяли богов чертами гордой птицы язычники, так и приверженцы Христа приписывали своим святым. На западе часто изображали как спутника и наперсника св.Губерта – покровителя охоты.

Позже стал восприниматься как негативный. Считался символом чувственности, порочных желаний, а также трусости и низости. Хотя ни одно из этих качеств пернатому чуду вовсе не присущи.

Общая характеристика тотема сокол

Даты рождения людей с тотемом Сокол: 1905, 1937, 1969, 2001 и 2033 годы.

Цвет тотема: бордовый.

Символика знака: вдохновение, жизненный подъем, победа, свобода духа.

Год сокола – это год борьбы, но не за материальные блага, а за справедливость.Тотем Сокол представляет собой последний, 32-й год цикла зороастрийского календаря, он следует сразу за годом Филина.

Под тотемом Сокол принято понимать всех птиц этого семейства: пустельги, балобаны, сапсаны и кречеты – каждый вид будет внимательно следить за человеком, рожденным в эти годы. Основная особенность сокола – легкость и маневренность в полете и ум. Ученые доказали, что соколы – одни из самых умных и сообразительных птиц. Этим объясняется и большое разнообразие в их семействе, и широта ареала распространения.

Люди с проявившимся тотемом сокола – это люди с широкой душой и масштабностью мышления. Среди них часто можно встретить яростных проповедников и реформаторов, тех, кто меняет эту планету к лучшему, не останавливаясь ни в чем на своем пути. Отважные, безмерно гордые, они загораются идеями и воскрешают давно утраченные знания. Наставляют на путь истинный миллионы людей, несут сквозь огонь и воду то, что они считают истиной.

Отрывок из книги н.костомарова “славянская мифология”

«Сокол», малор[оссийское] «сокіл», есть гиероглиф молодца, символ мужеской красоты, ума, силы. Эпитет сокола придается вообще парню как знак его молодечества и смышлености. В колядках сыну хозяина дому поют: «Соколоньку ясний! Молодець ти красний!» В великорусских песнях встречаются также обращения:

Оберегатель мира крещеногоИ всея земли святорусские,Как ясен сокол вон выпархивал.(Сахар., стр. 254, Пес. ист. № 3).

В песнях семейных сокол означает иногда парня, заискивающего любви девушки:Улетів сокіл із улиці в двір,. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Кватирочку відсуває, у світлоньку заглядає.(Жег. Паул., т. I, стр. 12).

Также и в великорусских песнях сестра советует сестре остерегаться, что

. . . . . . . . . сокол залетит,

Станет те, сестрица, из ума сводить.

(Сахар., стр. 254, Пес. разг. № 23).

Дивчина, перебирающая женихами, «усіх соколів пустила», но одного не пустит, прибавляет песня, намекая на суженого.

В песнях обрядных, как в малорусских, так и великорусских, сокол с другою птицею символизирует любовную чету. В веснянках парубка и дивчину сравнивают с соколом и галкою:

Чорна галочка, невеличечка!

Нащо сокола перемовила?

Молода Варочка, молодесенька,

Нащо Василька перемовила?

В свадебных песнях сокол означает жениха, а «зозуля» — невесту (Русск. весил., 78), а у великорусов жениха с невестою изображает сокол с лебедью, а иногда сокол с голубкою:

Воротися, сокол, воротися!

Воротися, ясен, воротися!

Что же ты за сокол:

Летишь без голубки,

Без голубки, без сизой!

(Сахар., стр. 128, № 71).

Сокол, как и другие птицы, упоминается при птицеволхвовании: так, напр., «Пані Катерина» хочет узнать, что делают і чумаки: выносит сокола на правой руке и спрашивает:

Соколоньку! Скажи всю правдоньку…

а сокол отвечает ей:

Катерино, та ти ж наша пані!

Скажу тобі всю правду й неправду,

Скажу тобі всі чумацькі злості…

Этот образ вошел в песни от употребления сокола на охоте. Тот же оборот мы встречаем и в великорусской поэзии:

С правой руки ясного сокола спустила,

И сокол спустился на кораблик;

На кораблику гостиный сын гуляет,

Во звончатые гусельки играет.

Сокол в южнорусской поэзии упоминается часто вместе с орлом. В одной исторической песне, изображающей нашествие татар:

Сокіл з орлом купається,

Сокіл орла питається:

«Чи не був, орле, на Вкраїні?»

В другой песне «сокіл ясний побратався з орлом сизокрилим» и оставил его «глядіти» свои «діти-дітенята, ясні соколята», а сам полетел в чужую землю. Но орел не устерег птенцов названого брата:

Приїхали гості з далекої Польщі,

Під деревом стали, дерево зрубали,

Соколят побрали.

В некоторых случаях сокол имеет и такие значения, которые совершенно непонятны, напр., в следующей веснянке:

Терем будували,

Вікна порубали:

Ой щоб не вилітав

Сивий соколонько

Та щоб не виносив

Дівоцької краси.

(Жег. Паул., т. I, стр. 86).

Еще про Тора:  Обереги в машину для водителя и автомобиля | Амулеты и талисманы

В Галиции поют о соколе следующую колядку:

Ей в полі, в полі, в чистенькім полі,Там же ми стоїть зелений явір,На яворойці сів соколойко,Сів соколойко, віє гніздойко,Ей, віє, віє, перевиває,Барвіночейком го підкладає,А в середину кладе тисину,Завертує го сухим золотом.

Мимо ехал панич и хотел его застрелить, но сокол сказал ему:

Не стріляй мене, молодий пане!

Бо як ти підеш за тихий Дунай,

За тихий Дунай по красну панну,

То я тобі її перепроваджу,

Перепроваджу і перенесу.

(Колядки, собр. Берецким).
(litopys.org.ua)

Совместимость сокола с другими тотемными животными

Основная проблема сокола и людей, стремящихся быть рядом, – внезапность подопечного птицы. Стихия сокола – это огонь, а если его символом зодиакального знака являются месяцы Овна, Льва или Стрельца, то огненность человека удваивается. В характере Сокола всегда есть место спонтанности, навязчивым идеям и целям, которых он не видел еще несколько часов тому назад. Добиваться своего сокол будет с завидным упорством и настойчивостью. Именно поэтому Сокола часто называют тотемом героев.

Несмотря на положительные стороны пламенности натуры, это нередко доставляет массу хлопот. Сокол не уживется с Орлом, поскольку массивный орел будет подавлять свободолюбивую птичку. Его хорошим другом, но не партнером по жизни, может стать Ворон: они понимают друг друга буквально с полуслова.

Подкинув Соколу идею, мудрый Ворон может быть уверен в ее воплощении в реальность. Но семью им создавать все же не стоит: Сокол всегда будет подозревать Ворона в нечестности и изменах. Наиболее подходящим партнером Сокола считается Волк: это сильные, во многом схожие личности, им будет под силу пронести через время пламя домашнего очага.

Сокол в древнем египте

В Древнем Египте сокола почитали как царя всех птиц. Многие боги носили в себе его черты: бог неба и солнечного дня Гор, бог солнца в зените – Ра, наделенные соколиной головой на человеческом туловище.Символ же человеческой души по имени Ба имел соколиное тело и человеческую душу. Глаз премудрого Гора часто изображали на магических амулетах. Позже его изберут своей эмблемой мистики-масоны.

Сокол являлся символом царской власти в Древнем Египте: как сокол взором парализует своих врагов, так и перед грозным ликом фараона всякий должен пасть на колени. Сокол символизировал собой царственность, справедливость, храбрость и мастерство в сражениях. Сравнение с соколом приравнивалось к высшей степени похвалы.

Сокол рюриковичей

На Земляном городище Старая Ладога во время археологических раскопок, которые проводила Староладожская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН, под руководством профессора А. Н. Кирпичникова, был найден 20 июня 2008 г. уникальный артефакт — глиняная литейная форма конца второй четвертиX века. Диаметр литейной формы по горизонтали 33 мм. Фото находки и новейшего оттиска с неё было опубликовано  в книге А. Н. Кирпичников, В. Д. Сарабьянов. Старая Ладога. Древняя столица Руси. (СПб. 2022. С. 79).

Глиняная литейная форма была найдена на Земляном городище Старой Ладоги среди полусотни полусотни более мелких осколков тиглей, льячек и литейных форм.Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

поздний викингский стиль, или стиль Борре (вторая половина IX — первая половина X века)Исследователи считают, что на литейных формах нанесены фрагменты рисунков, выполненных в скандинавском орнаментальном стиле борре, который охватывает период с 840 по 980 годы, почти до конца 10 века.
Название стиля борре происходит по кладу литых бляшек, найденных в местечке Борре. Характерной чертой стиля Борре является выделенная голова животного с тщательно вырезанной кошачьеподобной мордой, и с цепкими когтями. Зооморфные элементы стиля Борре окончательно складываются в зооморфный узел, связанный ленточным орнаментом, в нём нет прямых линий. Как самый поздний из стилей орнамента, стиль Борре демонстрирует дальнейшее развитие усебергского стиля. Стиль Борре использовался в ювелирных работах в технике зерни и скани.

По оценке руководителя экспедиции А. Н. Кирпичникова, горизонт залегания этой группы находок ладожского литейного производства относится к концу второй четверти X века.

Расскажем о технологии изготовления глиняной литейной формы.
Мастер-камнерез сначала вырезал рисунок на камне, затем с каменной формы снимал восковой оттиск, который наполняли, обмазывая глиной, а когда глина высыхала, её обожгли в печи, воск при этом выгорал, и получалась глиняная литейная форма, которую можно было использовать для изготовления металлических бляшек, печатей, элементов украшения для одежды или конской сбруи.

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Глубина найденной на Земляном городище Старой Ладоги глиняной литейной формы менее пяти миллиметров. На глиняном оттиске видны перья хвоста птицы и два опущенных крыла, возможно, изображён сокол.

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Литейнаянакладка могла быть изготовлена для украшения упряжи коня, или для изготовления тамги мечника, княжьего сборщика дани[2]. При изготовлении простых металлических подвесок и накладок на пояс, или украшений на конскую упряжь в Х веке, могли использовать бронзу, свинец или свинцово-оловянистый сплав. Какой именно металл был залит в опоку для печати с соколом, возможно, ещё удастся установить при лабораторном исследовании.

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологииВ договоре 945 года князя Игоря с греками сказано, что русские послы раньше приносили в Царьград золотые печати, а купцы – серебряные, а впредь должны приносить ко двору византийских императоров грамоты. До этого времени грамоты писали редко: металлическая тамга вручалась послу, как верительная грамота — документа, которым снабжают посланников для удостоверения их представительства в иностранном государстве, и этого было достаточно.

После крещение Великого князя Владимира Святославовича и его дружины в 988 годув Херсонесе Таврическом, и принятие на Руси православного христианства византийского образца, Библия и Евангелие были переведены с греческого на древнерусский язык Кириллом и Мефодием и записаны на кириллице. Грамотными  была большая часть населения Древней Руси, что подтверждается многочисленными находкамиБерестяных грамот, в которых есть образцы бытового письма, делового и торгового учёта. В 1949 г. у деревни Гнездово найдена самая древняя кириллическая надпись 925 – 950 г.г на глиняном горшке –«Гороухща». Само собой разумеется, в международных делах древней Руси также велась переписка, составлялись государственные документы, подлинность которых должны была подтверждаться печатью.

Хартии (от греч. chartes — бумага, грамота) документ публично правового и политического характера в средние века, отправляемые в Византию, обязательно скрепляли свинцовыми печатями, такими же печатами скрепляли письма и документы  древнерусские князья в переписке между собой.

Итак, перед нами древнейшее в Северной и Восточной Европе изображение хищной птицы в геральдической позе. Поскольку верхняя часть литейной формы утрачена, исследователи предложили два варианта реконструкции.

Первый вариант реконструкции хищной птицы базируется на находке обнаруженной летом 2008 года археологом Татьяной Ершовой, обнаружившей в Пскове захоронение «наместника князя Владимира».

О высоком статусе погребенного в Пскове свидетельствуеттрапециевидная серебряная тамга – подвеска, где на одной стороне изображен двузубец, а на другой голова сокола с ошейником и вырастающим из неё крестом [4]. Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Тип 1. Подвеска трапециевидная. На лицевой стороне изображена композиция в виде «двузуба», в центре которого помещён ключ. В центральной части оборотной стороны располагается пятиугольник с двумя вогнутыми нижними сторонами. Верхняя часть его увенчана головой птицы влевос четырехчастной композицией над ней. Оглавие в виде плоского ушка. Серебро, штамповка, чернь. Середина – вторая половина X века. Известна в единственном экземпляре. Место находки – Псков. Раскопки Татьяны Ершовой. (См.: Ершова Т. Е. Серебряная подвеска с изображением тамги Рюриковичей из камерного погребения в Пскове // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. 80-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Кирпичникова посвящается. Т. I. СПб; М. 2009. С. 284–289.)

На одной стороне древнерусской псковской подвески изображён «двузуб»,напоминающий высокие оборонительные стены города, закрытого на ключ, хранящийся внутри города. Во многих средневековых источниках Русь называли страной городов«градарики» — (др.-сканд. Garðaríki, норв. Gardarike, швед. Gårdarike) — норманское название Руси, известное в Северной Европе в Средние века. века. (15, Abb. 335b, 347b). Задачей оберегов-ключей в 11–12 векахбыло обеспечение сохранности и неприкосновенности домашнего имущества.

На оборотной стороне псковской подвески изображена повёрнутая влево голова охотничьего сокола в ошейнике, к которому крепили клобук — кожаная шапочка, надевающаяся на голову птице и полностью закрывающая ей глаза. Клобучки в XIII веке были ещё без стягивающих ремешков, а крепились к ошейнику охотничьей птицы, с тем чтобы птица не могла его сбросить.

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологииПохожее изображение охотничьего сокола можно увидеть на одном из аналогичных ладожскому костяных наверший плёток, хранящихся в коллекции Новгородского Государственного музея-заповедника.

Часть из них опубликована [3].

На самом древнем предмете этой серии мы видим на горле птицы заплетенный косичкой ошейник.

В январе 2009 года на конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», посвященной 80-летию академика Валентина Янина, А. Н. Кирпичников, делая доклад о ладожском соколе, показал древнерусский псевдодирхем времён князя Ярополка (961-980 гг., правивший 972-980 гг. ). Таких монет в центральной и северной Европе известно лишь 11 экземпляров, из них 8 в Швеции, две в Польше и одна в Эстонии.

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
На псевдодирхеме изображена хищная птица в ошейнике и тот же широколопастной христианский крест над  соколиной головой.

Теперь становится понятно, что именно креста не хватало над головой сокола при первых попытках реконструкции глиняной литейной формы, найденной в Старой Ладоге.

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Подобное изображение встречается на монете датского конунга Анлафа Гутфритссона940 года. По мнению Британского музея, где хранится монета времён захвата Англии датскими конунгами, на монете изображён ворон Одина, по легенде приносивший ему напиток бессмертия (Сома, амрита). Ворон — герб древних датчан (данов) и викингов.

Однако некоторые наши исследователи считают, что на датской монете изображён охотничий сокол, о чём говорит ошейник на шее птицы. А чуть правее головы сокола изображён такой же крест, как на псевдодирхеме.

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологииПервая столица Дании – Роскилле (дат. Roskilde), порт на берегу Роскилле-фьорда на острове Зеландия, находящийся в 10 км западнее от Копенгагена.

Герб датского коннунга из Роскилле (дат. Roskilde) известен с 1286 года: полагают, что город сохранил первую эмблему датских королей – орла, восседающего на городской оборонительной стене.

Считается, что орёл как геральдическая эмблема взят из символики империи Карла Великого.

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Почему сокол, орёл, ворон утвердились в геральдических знаках?

В Риг-Веде описывается, что бессмертный напиток богов — Сома (Сок) был принесён с неба Соколом. На санскрите: Жиена — zyena (zyaina) — —  сокол, орёл, ястреб, любая хищная птица, готовит или сбивает Сому и приносит божественный Сок человеку самка Сокола. Жиена — zyena (zyaina) — самка ястреба, дочь Кашьяпы (Kashyapa), считается матерью ястребов.

 Сома  – soma,  haoma —  это Божество и Сок, отождествляется с Луной и с богом Луны {somacandra}, а также с Вишну (Vishnu, Вешний, Горний = Гор), Шива (Жива- Siva), Яма и Кубера (Сибера, Сибирь). Сому называют Раджан (радость).  Соме посвящены все 114 гимнов 9-й Риг-Веды (RV).

Еще про Тора:  Амулет Молот Тора (Мьельнир): значение, фото, тату с изображением символа

В Понедельник – день, предназначенный для извлечения сомы (Сома-вара {soma-vAra} или Варить Сому). Священники (брахманы — Brahman) размалывали стебли {aMzu} растения Asclepias Acida, зажатого между камнями {adri}, растирали и смешивали с молоком или ячменной мукой и мёдом, для БРОЖЕНИЯ (Бражж — bhrajj – от корня bhrag = брага). Через ситечко {pavitra} забродивший Сок (bhaTTa) разливали в кувшины {kalaza} или сосуды большего размера {droNa}, а затем Ашвины на летающих белых конях приносят богам  этот напиток Сок бессмертия (на санскрите amRtyu — «бессмертный»). Небесная сома пища Богов именуется  somyam madhu —  «сома медовая».

Священная птица сокол (Гора) в ведическом санскрите именуется  «гра-ака» — grAhaka (Гора-око-как). Имя Гор (или Хорово имя) фараона древнего Египта означало его земное воплощение небесного бога Гора-Хоруса, символом которого был Сокол.

Хор — бог неба, царственности и солнца. Хорусот ведического санскрита: Харшу — hṛṣu – Агни, огонь; солнце; харша — harṣa — радость. Согласно древнеегипетским преданиям белые боги Гипербореи принесли в древний Египет знания в десятом тысячелетии до н.э.

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Этимология слова «Сокол».

СОКОЛ — название известное в древнем славянском языке в варианте «sokolъ» (Булаховский, 1948). В большинстве славянских языков оно сохраняется практически без изменений: древне-русское — соколъ, белорусское — сокол, малороссийское — сокiл, болгарское — сокул, сербохорватское сокф, словенское — sykol, чешское и словацкое — sokol, польское soky верхне и нижнелужицкое soko,  литовское srkalas, что указывает на глубокую древность происхождения. Этимология не совсем ясна и предлагаемые этимологическими словарями варианты малоубедительны. На наш взгляд, это название происходит от пра-славянского словосочетания so-kol — «so» — в значении «как, подобный», «kol» — «солнце, круг» в целом «как солнце, солнцеподобный«. Латынь: sucus«сок» (Мейе–Эрну), «поварня» — сокалъ, сокало , сокалъкъ ,  словен. sokac«повар«от *sok- «бить». В ведическом санскрите: 28. ararinda —  «сосуд, используемый при приготовлении сока сомы«, отсюда у западных славян «рарог» Сокол, приносящий во рту Сок сомы царям (людям). 45bahurasa — «сочный, наполненный соком (расой)» = Бахус.

Мифология многих евразийских народов связывает этих птиц с высшим солнечным божеством. Название одного из видов так называемых благородных соколов «Кречет», в русском языке имеет общий корень с названием высшего из божеств египетского пантеона бога солнца «Hr» (в русской транскрипции Гор). Близкий вариант встречается в арабском — sakr «охотничий сокол», но буквально то же «са» — как, «kr» — Кр, Гор, солнце; от латинского корня *sac, (sacri) — в значении сакральный, священный, обрядовый, ритуальный и др. варианты в том же значении — это  корсиканское sagro — священный, каталонское, испанское, португальское — sacreсвятой(Фасмер, 1996), французское sacret — святой, немецкое — Sacker Falke балобан, отсюда же вариант «сокол».

Сокол — кречет (название рода лат. Falco Rusticolus), где Falco, от санскрита palitah «серый», корень в индоевропейских языках (PIE) * pel- (1) «БЕЛый, ПАЛЕвый, бледный», в др.греч. polios«седой, белый», латин. pallere «бледнеть», pallidus «бледный, бесцветный», др.англ. fealo, fealu «тусклый, палевый-жёлтый», как цветовая характеристика Сокола в латинском falx, falcis, в позднелатинском falconem, falco — сокол; др.франц.  faucon «сокол» (12 век), исп. falcon, португ. falcão, итал. falcone, др.верх.-нем. falcho, англ. falcon (13 век) — сокол.

Rusticolus — сельский житель, от rus, ruris«деревня» и colere«жить»; в средневековой латыни Гир-фалко —  gerfaucon, от др.верх.-нем. gîr (нем. Geier) — «гриф», от др.греч. γῦρος, ros — «круг», латин. gȳrus — «круг» —  от вида, кружащего в поисках  добычи сокола.

Происхождение термина Русь.

Из индоарийского *russa– «светлый», «белый» происходит круг местных форм ономастики Северного Причерноморья, объединяющихся вокруг  слова *ruksa-/ *ru(s)sa – «светлый», «белый»; «русь» — белый свет» (Даль IV, 114).

Академик Трубачёв в книге «К истокам Руси. Народ и язык» высказал «мнение о южном происхождении термина «русь»и продвижении его с Юга (из Причерноморья) на Север. Дело в том, что ранняя датировка имени Русь имеет неуклонную тенденцию к более глубокой древности именно на Юге.

*Roka-, *Ruka-, *Ruksa-/*Russa-/*Rossa-, *Ruksi-/*Russi/ *Rusia говорит само за себя. «Двойственность» о/у есть не более как отражение древнего индоевропейского чередования гласных в его местном, индоарийском, варианте Rok– (*rauk-), Ruks-, Ross-/Russ-. Оба варианта – на -о– и на -у– изначально представлены на Юге России.

В главе «Этнос с именем ‘Рос’ в античной Таврии«, академик Трубачёв упоминает о Народе Ruksi– в составе племенного названия (декрет Диофанта, II века до н. э., в Таврике) интересно как своей формой на -i с потенциальным дальнейшим развитием *Ruksi->*Russi-, так и глубокой хронологией; в относительной близости расположены кучно на восточном берегу Боспора Киммерийского (Керченского пролива) упомянутые Птолемеем (II век н. э.) и писателем уже раннего византийского времени Стефаном Византийским города Koova,  «A, в нашей догреческой реконструкции – *Ko-rusia, *Ge-rusa, *Asta-rusia, всё – со значащим компонентом *Rusa, *Rusia.

Встреча исконно пра-древнерусского*Rutsьи празападно-финского *rōtsi вполне возможна и во времени, и в пространстве. С юга на север шло и распространялосьэто имя Рос  (рассказ о Руси Азовско-Черноморской). 

На Севере, даже на русском, новгородском Севере имя Русь было распространено слабо и прижилось уже на глазах письменной истории Исконно русской этимологии Русь < Руса, Старая Руса, Неруса, русло или, скажем, русый – «светлый», «светловолосый».

Имя Росшло с юга вместе с нарастающими известиями о Юге и о людях Юга, а с ними – и о людях Севера, тех же варягах-скандинавах,которые с Югом связали свою судьбу и имя «рос»,  не раз возвращались через финские леса, реки и заливы обратно в свою Скандинавию. 

Во-первых, хорошо знакомое из письменной истории древнерусское летописное известие о двух разных даннических регионах – северном и южном:

«В лето 6337 (859 г.). Имаху дань Варязи из заморья на Чюди и на Словенех, на Мери и на всех Кривичех; а Козари имаху на Полянех, и на Северех, и на Вятичех…»

Четко прослеживается первоначальная связь варягов только с Севером, а не с Югом,который в летописи практически одновременно назван Русью. Фиксации в письменности должно было предшествовать более раннее употребление в устной речи.

Во-вторых, вскоре после описанного времени устанавливается контакт варягов и с более южной Русью, вплоть до изменения самоназвания этих варягов, что отметила летопись и правильно оценил вдумчивый историк:

«После того как Олег утвердился на Руси, его варяжские воины взяли себе новое название («прозвашася русью»), что подтверждается и другими источниками, т.е. выступали не как завоеватели, а наоборот, ассимилировались, были поглощены окружающей средой«. [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 142].

Чтобы не оставалось никакой неясности, историк в другом месте солидаризируется ещё раз «с известием «Повести временных лет» о принятии варягами названия «русь» в Киеве». [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 176]. В «Повести временных лет» (1110-1118 г.г.) записано:

«В лѣто 6370 [862 г.]… Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: „Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами“. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля».

Константин Философ назвал среди «многих родов» Таврии, народ«книгы оумеюща и богоу славоу въздающа своимъ языкомъ кождо» (ЖК, гл. XVI) упомянуты тоурси (они же тoypcïu)в перечне народов: «…Sugdi, Goti, Obri, Tursi, Hazari…». Реальное написание слова: «тоурси, тоурсïи, тоур’си, тоуръси«, можно реконструировать *тауро-руси, «тавро-русы» (греч.*Ταυρο-ρως, *Ταυρο — бык; ρως — белый; *ros/*rus– «белый»).

Кирилло-мефодиевское тоурси (тoypcïu)может отражать дославянское название северопричерноморского народа *tur-ros– или *tur-rus- «Тур светлый».  Северо-Причерноморском и Таврическом регионе более известное Ταυροσκúθαι — «тавро-скифы».

Мы от рода РУССКОГО.

 Не следует слова послов о себе – «мы оть рода руска(рускаго)» – в договорах Руси с греками 911 и 944 годов ставить в один ряд с фактом, что послы эти в основном носили скандинавские имена. Отсюда вывод «северной» норманской  школы: русь – скандинавы.  В том же духе «северной» школы представляют Вертинские анналы под 839 годом сообщают о том, что к германскому императору прибыли транзитом через Грецию «некие люди», уверявшие, «что они, то есть их род, зовутся рос» (qui se, id est gentem suam, Rhos vocari dicebant), a поскольку император навёл справки и выяснил, что «они принадлежали к роду свеонов«, то есть шведов (eos gentis esse Sueonum), он принял этих подозрительных людей за шпионов [цитаты из анналов [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, с. 174 – 175].

 Варяги послы выдавали себя за русь (Rhos), и от имени государства Русь/Rhosсначала, безусловно, на Юге, куда пробирались толпы варягов. Один только князь Владимир отправил до 6000 варягов в Византию в 988 г., и нетрудно представить себе, как они там продолжали себя именовать — «мы от рода русского» могла применяться вторично и на севере.

Древнего племени Rosв Скандинавии найти не удалось, не найдена и скандинавская этимология для слова «Русь», финское Ruotsi своей, финской, этимологии не имеет. «Норманнская этимология Руси у Фасмера является одной из величайших ошибок, когда-либо совершавшихся наукой».

Еще про Тора:  Фото тату сокол — (ТОП Фото) и Значение

Совершенно реальна скандинавская генеалогия Рюрика, в котором можно видеть датского викинга Рерика, или Ререка (Hroerekr) Ютландского. [Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги // Сб. Славяне и скандинавы. М., 1986, с. 193].

Правда, это решение, внося ясность в личную генеалогию древнерусского князя Рюрика, попутно вызывает немало осложнений в других вопросах. Курьезно то, что датчанин Рерик не имел ничего общего как раз со Швецией, откуда в основном ведут варягов, поскольку известно, что, в отличие от варягов-шведов, устремлявшихся на Русь, викинги-датчане направляли свои походы в основном в Западную Европу. Так что датчанство Рерика-Рюрика сильно колеблет весь шведский комплекс вопроса о Руси и даже побуждает наших историков расценивать призвание Рюрика «как один из эпизодов противоваряжской борьбы…»[Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М., 1982, с. 299; Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги // Сб. Славяне и скандинавы. М., 1986, с. 193].

Русь получилось из древнего слова *Rutsь, образовавшееся на Юге.

НОВЕЙШАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ ЗНАКОВ РЮРИКОВИЧЕЙ IX–XI ВЕКОВ,
С. В. Белецким 1 сентября 2008 года. Издано: Белецкий С. В. Ещё раз о знаках Рюриковичей. // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории Старого света. Материалы Международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLIX. СПб., Издание Гос. Эрмитажа. 2009. С. 222–226. Схема со с. 224.

Первый из русских геральдических трезубцев Рюриковичей принадлежит князю Владимиру Святославичу. Ещё в XIX веке это пытались связать с крещением князя Владимира в 988 году и культом Троицы, однако первые трезубцы князя Владимира относятся к языческому времени. До Владимира русские князья Рюриковичи Игорь, Ольга, Святослав Игоревич, Ярополк Святославич, как показал Сергей Белецкий, использовали герб — двузубец (см. Тур-рус). Полагаю, что, под влиянием геральдического соколадвузубец, трансформировался в трезубец – этот блистательный иероглиф русской княжеской династии. И свидетельством тому – серия бронзовых наконечников ножен от мечей с изображениями магического направления, на которых уже со времён князя Владимира Святославича Красное Солнышко сокол графически превращается в трезубец«геральдических знаков Рюриковичей».

Сокол. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Сокол. энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

5. Сокол прилетает из-за моря

Птица вскинется,
Как из ножен меч;
Где отыщется
Тот, кто оберечь
Сможет Солнца луч
Средь безвременья?
Велеслава, «Капища»
Сейчас очень и очень многие авторы ставят у истоков русского княжьего рода Рорика Ютландского. Стоит здесь пересказать

СОКОЛ
Одна из интересных экскурсий, которую можно совершить в окрестностях Нового Света, — это восхождение на гору Сокол (500 м над уровнем моря).С северо-восточной стороны гора напоминает птицу, сложившую крылья. Старое название горы — Куш-Кая, что переводится с

5. Сокол прилетает из-за моря

Птица вскинется,
Как из ножен меч;
Где отыщется
Тот, кто оберечь
Сможет Солнца луч
Средь безвременья?
Велеслава, «Капища»
Сейчас очень и очень многие авторы ставят у истоков русского княжьего рода Рорика Ютландского. Стоит здесь пересказать

Финист — Ясный сокол
Персонаж русской волшебной сказки.Образ чудесного супруга, под видом сокола посещавшего возлюбленную, пришел в русскую сказку из литературы. Исследователи считают, что он представляет собой вариацию античного сюжета об Амуре и Психее.Имя «Финист»

«Сокол» и другие
В архиве нашей разведки не так много доступных дел, относящихся к концу войны. Это и неудивительно: разведчики, которые смогли спокойно работать до 1943–1944 годов, скорее всего, доживали и до Победы. Только вот кем они были, эти разведчики?В том, что они

Вендский сокол
 У истоков русской истории «Повесть временных лет» запечатлела загадочное имя Рюрика, который «пояша по собе всю русь и придоша к словеном» откуда-то из «варяжского» заморья.Рюрик, в том виде, в каком он представлен в летописном рассказе, безусловно,

«Сталинский сокол»
Фигура Лазаря Моисеевича Кагановича до сего дня должным образом не освещена отечественными историками. Предпочитают говорить о его участии в репрессиях 1930-х годов, «голодоморе», конфликте с Хрущевым. Все это, конечно, любопытно. Но не менее любопытно

Сокол, солевары и золотой гроб
В пьесе немецкого драматурга Бертольта Брехта «Жизнь Галилея» главный герой говорит такие слова:«Наука распространяет знания, добытые с помощью сомнений. Добывая знание обо всем и для всех, она стремится всех сделать сомневающимися…»В

Сокол
Станция метро Сокол была открыта в одноименном поселке на северо-западе Москвы 11 сентября 1938 года. Сокол являлась конечной на участке метро Второй очереди «Площадь Свердлова — Сокол». Изначально в проекте станция должна была получить название «Всехсвятское» по

«Сталинский сокол» Василий Сталин
Все эти события мирового масштаба, конечно, не давали Сталину времени хотя бы мало-мальски сосредоточиться на семейных делах. Их, собственно, для него как бы и не существовало. Между тем с его сыновьями и дочерью продолжали происходить

Ясный сокол и чёрный ворон
По некоторым сведениям, дочь Ельцина Татьяна Юмашева покинула Россию и переселилась в Австрию, на свою виллу, предпочитая, чтобы Россия забыла о ней. И на реке русского времени о ней не осталось и следа. Разгром «болотного движения», подавление

8. Черный сокол и семь кругов ада
Отец уже заканчивал свои фронтовые дела, когда к нему пришел сильно обросший человек с большой рыжей бородой, из которой торчала солома, застрявшая в её свалявшихся прядях. Он упал на колени и со слезой в голосе запричитал.– Николай

Движение «Русский сокол»
Камбулин Дмитрий Ильич (1879–1959, Лос-Анджелес), ротмистр (1920), гимнаст, фехтовальщик, участник Первой мировой войны (1914–1918), два раза контужен. После переворота 1917 года – в Белом движении. В Королевстве СХС (Сербов, Хорватов и Словенцев).Д. И. Камбулин

Сокол
В семье соколиных известно 58 видов птиц. На славянских территориях: балабан, пустельга обычная (укр. «бориветер») и пустельга степная, кобчик, сапсан, чеглок, дербник зимующий, кречет.«Все птицы семьи соколиных имеют длинные острые крылья и короткий крепкий хвост,

Тотем сокол по гороскопу американских индейцев

Гороскоп американских индейцев – один из древнейших на планете. Мудрое коренное население Америки делило год на циклы, каждому из которых соответствовал свой покровитель из царства животных.Период с 21 марта по 19 апреля относился к времени ястребиного клана, тотемом которого являлся именно сокол.

  • Характер Сокола: активный, настойчивый, целеустремленный.
  • Основные черты: внутренняя сила, энергия, увлеченность, уверенность в себе.
  • Совместимость: Ворон станет прекрасным спутником жизни Сокола и мудрым советчиком.
  • День Сокола – среда.
  • Камень – опал.
  • Цвет – зеленый.

В жизни рожденный во время правления Сокола занимает активную позицию: ему недостаточно быть простым пассажиром в лодке судьбы, человек стремится к лидирующим позициям во всем, за что бы он ни взялся. Окружающих восхищает упорство и мужество Соколов, их активность и энергичность.

Рожденные в этот период не привыкли действовать, не взвесив заранее все за и против, каждый их шаг на пути к достижению цели тщательно продуман. Партнерам инициативного Сокола сложно не затеряться на фоне столь блистательной личности, мудрым решением будет уступать право в принятии решений ближнему хотя бы иногда.

Соколу рекомендовано больше сил уделять спорту: это поможет выплеснуть лишнюю энергию и избежать стресса.

Тотем сокол по зароастрийскому гороскопу

Зороастрийскай астрологическая система стала предшественницей и родоначальницей современной астрологии. Каждому из 32 годов календарного цикла согласно древнему знанию покровительствовало определённое тотемное животное. Человеку, родившемуся в год его правления, предстояло воплотить в себе только лучшие черты характера благородного зверя, избегая темной стороны медали и превращения в живой антитотем.

Тотем года – это спутник человека, направляющий и указывающий ему дорогу в жизни. Чем ближе становится человек к своему тотемному идеалу, тем большая защита и опека высших сил ему предоставляется. По зороастрийскому календарю начало года отсчитывают от 21 марта – времени Овна.

Тотем сокола в русской культуре | животные на руси

Сокол в славянской мифологии

Много уже написано про Сокола в славянской мифологии, рассказано про его тотемное значение и рассмотрено его поведение как животного. Но не останавливаться снова на этом вопросе мы не можем. Соколы – важнейший персонаж духовного и даже ментального плана в славянской языческой культуре. Поэтому мы расскажем про них всесторонне.

Сокол является больше воинским тотемом. Он присутствует на стягах и гербах славянских племён. Как птица, Сокол очень воинственна, но честна. Если Сокол повалил свою жертву на землю, он не добивает противника, а ждёт, когда тот поднимется и только после этого продолжает бой. В древних преданиях не наблюдается за соколом функций птицы-падальщика. Кроме этого, Сокол всегда идёт в лобовую атаку без хитростей. Также стоит отметить отличное зрение животного. Всё это закрепилось в устном народном творчестве. Так богатырей называли «ясными соколами». Иногда у этой фразы появлялся немного иной контекст «Сокол ты мой ясный» говорила девушка о своём суженном.

Если у человека было хорошее зрение, то про него говорили: «он обладает соколиным глазом».

Как и большинство славянских мифологических персонажей, Сокол имел функции оборотничества. Так, мифологический персонаж Волх мог обращаться в сокола. Но тут опять не обошлось без военного подтекста. В сказках есть мифологический персонаж Финист — покровитель Восточных Славян. Он появляется в явном мире в образе Сокола-воина.

Сокол очень любим в народе, и он по праву обладает солярными свойствами. Так, считается, что Сокол – солнечное животное. Может это от того, что он летает высоко или от того, что в преданиях старый сокол летит прямо к солнцу и сгорает от его лучей. Тут можно гадать долго, но точно одно, Сокол – светлая птица, которая олицетворяет воинскую доблесть, чистоту намерений, отвагу, честность. Это все те качества, которые так присущи русскому человеку!

В современности Сокол имеет популярность у многих фолк-коллективов, например группы «Волколак», которая не редко включает в сюжеты своих песен образ Сокола в воинском ключе.

Доблесть и отвага этой птицы не знает границ и пределов. Сильное животное, которое оставило в мифологии красивый след. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector