Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Душа куклы

Следует отметить, что лица были не у всех кукол. В большей степени они оставались безликими. Татары считали, что кукла, имеющая лицо, может обрести душу и даже навредить семье. Поэтому относились к ним не легкомысленно, а с должным почтением. Если кукла представляла собой женскую фигуру, то её дополнительно подвязывали поясами и платочками.

Ставили такие куклы на окна в доме сразу по несколько штук, в углу на полках, укладывали в корзины, ящики или специальные небольшие домики в подполе, но чаще всего относили на чердак. За такими куклами у татар было принято ухаживать. Им приносили подарки, кормили их и поили.

При этом куклы никогда не выбрасывались. Считалось, что кукла, сделанная собственноручно, содержит маленькую частичку души своего создателя, поэтому поделке всегда уделялись почёт и уважение. Также татарские куклы не получали имён. А ещё невероятно важным считалось настроение, с которым изготавливали кукол. Делать их следовало только с добрыми намерениями и в полном спокойствии.

Традиционные татарские куклы (курчак) изучались и изучаются этнографами и искусствоведами. Благодаря им мы можем открыть нечто ранее неизвестное о жизни и нарядах наших предков. Посетив Государственный объединённый музей Татарстана, где в наше время хранится пусть и небольшая, но весьма интересная коллекция игрушек, можно наглядно оценить искусство и посмотреть на татарские куклы и другие поделки для детей.

Как и в любом другом промысле, основная ценность народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём образе самобытность и характерные, отличительные черты народа, создающего её. Так что эти поделки являются бесценными носителями опыта и традиций народа, веками жившего рядом с русскими. По каждой детали на традиционной татарской игрушке мы можем изучать народный дух этого этноса.

Источник

Кому косы, а кому платки?

Тряпичная кукла начинается со скрутки – скрученной ткани, бересты или бумаги. Есть даже такое выражение «крутить куклу». Скрутку с помощью нитки оборачивают и закрепляют узлом. В качестве наполнителя можно использовать вату или намотать кусочки ткани, чтобы получился шарик для головы.

Вера Белоногова тщательно подбирает ткани не только для кукольных костюмов, но и для их лиц. Потемнее для лица бабушки, а для внучки посветлее. Если в костюме бабушки преобладают светлые, более сдержанные тона, то в костюме мамы больше ярких, радостных красок.

Беспроигрышный вариант для Татарстана – ткани всех оттенков зелёного – цвета, символизирующего жизнь у тюркских народов. В старину кукол делали из старой поношенной одежды. Считалось, что кукла, сделанная из одежды отца, оберегает мальчика. А девочке лучше играть с куклой, сделанной из одежды матери.

В народной традиции замужние женщины всегда надевали головной убор. Он обязателен и для тряпичных кукол. В славянской традиции молодые девушки ходили либо с одной косой, либо распускали волосы. Перед свадьбой расплетали одну косу, расчёсывали, заплетали две косы и прятали под платок.

Это означало, что с этого момента женщина заботится не только о себе, но и о муже. В татарской же традиции две косы у девушки вполне допустимы. Никаких хиджабов татарочки не носили. Надевали тюбетейки или калфаки, но причёски не были полностью закрыты.

Кызы превращается в эни

«В татарских деревнях куклы делали на щепках, – говорит Вера Белоногова. –  Щепочка обматывалась ниткой или тканью. В качестве столбика для основы куклы в старину могли взять и обычную деревянную палочку или скрутить полоску бересты. Народные тряпичные делались без ножниц и иголок.

У славян любимым развлечением девочек и взрослых женщин были куколки-перевёртыши, в которой сочетаются два возраста. Вера Белоногова делает кукол-перевёртышей в татарской национальной одежде. Стоит перевернуть дочку с двумя толстыми косами (кызы), как она превращается в степенную маму (эни). Кукле-матери обязательно делали грудь из кусочка ветоши – она кормит, воспитывает своих деток.

Очень часто в семьях внучки больше дружат не с мамами, а с бабушками, у них особенно тёплые отношения. Поэтому появился и другой вариант куклы, когда мама (эни) в один миг превращается  в бабушку (эби). Такая игрушка стоит примерно от 1 тыс. рублей.  «Эта кукла представляет собой чудо преображения: юная девушка превращается в пожилую женщину или наоборот, старая женщина вновь становится молодой, – говорит мастер.

Народная татарская кукла – путешествие к истокам далеких предков. | образовательная социальная сеть

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Камышла Самарской области.

 Научно-исследовательская работа

по теме:

Народная татарская кукла –

путешествие к истокам  далеких предков.

Выполнила:

Ахмадуллина Алина

ученица  7А класса

 ГБОУ СОШ с. Камышла

Руководитель:

А.Н.  Пупкова

                                                                                               учитель технологии

с.Камышла 2022г

Актуальность проблемы:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Шефнер Вадим Сергеевич 

В наше современное время благосостояние жителей России заметно улучшилось, в результате чего практически каждая семья имеет в доме компьютер или ноутбук.  Нередко основное  место в жизни детей занимают компьютерные игры  с сомнительными по своему содержанию процессами. Современная техника вытесняет из жизни детей простые обыкновенные игрушки, которые должны способствовать правильному развитию ребенка. Мальчики перестали играть с машинками, девочки забыли про куклы, а ведь   кукла  всегда считалась самой  древней и самой востребованной  игрушкой.

  Камышлинский район издавна считается татарским районом Самарской области. Но, к сожалению, в редком доме  в селе Камышла можно встретить татарскую народную куклу. Многие дети не знают, как выглядит татарская народная кукла.   Я думаю, что подрастающее поколение захочет знать,  какими куклами играли их бабушки, как куклы выглядели, какую символику они носили. Где же искать ответы на все эти вопросы? Можем ли мы вообще узнать, с помощью каких игрушек воспитывались татарские  дети  в давние времена?  Для чего мы выбрали эту проблему? В первую очередь для того, чтобы глубже изучить происхождение татарской  народной куклы,  а так же  возродить технологию изготовления куклы своими руками.

       Сейчас редко  кто интересуется  прошлым своей малой родины, и это так же является настоящей проблемой. Но потребность знать традиции и обычаи татарского народа, историю народной культуры,  проникнуться чувством понимания ее древности и величия, приобщиться к ее истокам все равно возникнет. Актуальность работы еще и в том, что  мы очень  мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.

Именно все эти вопросы в совокупности  побудили  нас    разработать  научно-исследовательскую работу, которая  поможет возродить исчезающие традиции татарского народа через татарскую народную куклу, ведь не секрет, что она  была незаслуженно забыта. 

Цель нашего проекта – исследовать происхождение   традиционной татарской народной куклы через   расширение знаний об истории татарской народной культуры.

Задачи:

– изучить технологию изготовления  татарской народной куклы;

– создать  методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток и распространить его на традиционном районном национальном празднике Сабантуй;

Еще про Тора:  Славянские куклы обереги: виды и значение оберегающих кукол из ниток и ткани | сделать своими руками

-изготовить татарскую народную куклу из шерстяных нитей;

Объект исследования: татарская народная кукла.

Источники исследования: Исследование базируется на конкретном материале, собранном нами  в ходе непосредственного общения с пожилыми людьми, а также  материалы,  накопленные в ходе наших наблюдений .

Методы и приемы исследования. Для анализа фактического материала были  использованы следующие методы:  исследовательский; социальный опрос и анализ результатов; практический.

В ходе исследования мы опирались на последние научные  достижения в данном направлении, изложенные в трудах ведущих ученых России и Татарстана: З.Р. Зигангирова, Габделькаюм Габдулнасырова , Хакимова Р.С, Салихова Р.Р., Хайрутдинова Р.Р.

Практическая значимость  исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы на уроках родного (татарского) языка, в музее нашей школы при проведении экскурсий.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в Камышлинском районе  будет создано и распространено на национальном празднике Сабантуй  методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток, и там же будет организована выставка – продажа татарской национальной куклы из шерстяных ниток.

История возникновения   народной куклы.

    Собирая информацию, мы узнали, что куклы возникли около пяти  веков назад до нашей эры в Древней Греции, они  были  игровые  и обереговые. Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскутков ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю, опилки. Куклу лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Устойчивые признаки  кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. В  древние времена многие  куклы служили  мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Куклы – обереги

C:UsersЕфимDesktop1111111111.jpg

Кувадка – одна из самых простых обережных кукол. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/247/86247671_pelenashka1.gif

Пеленашка. Эту куклу укладывали в люльку рядом с младенцем, приговаривая: Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой

http://oo4e.mail.yandex.net/static/f9c82510255249738f3e96a7001108f2/tmp2Cg5tl_html_m62514c25.jpg

Купавка. Эту куколку на крестообразной основе делали  специально для праздника Ивана Купалы. Наряжали в красивую женскую одежду, при  этом девушки загадывали заветные желания. На рукава завязывали ленточки. Считалось, что  ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и  невзгоды. Кукол  отправляли плыть по реке.

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Кубышка – травница использовалась  для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний.

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Лихоманки-приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Считалось,  что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них, а человека не тронет.

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Кукла Берестушка – обережная кукла, которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме.

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Кукла Десятиручка призвана  помогать девушкам, которые готовят своё приданое или готовятся к ближайшему замужеству. Кукла Десятиручка также использовалась в свадебных церемониях, как подарок невесте, что бы у неё всё ладилось, успевалось и получалось в быту. 

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Кукла Неразлучка изготавливалась для молодоженов. Она дарилась с пожеланиями счастливого совместного проживания. Обе куколки находятся на одной общей руке. Их невозможно разделить, не разрушив все. Они всегда вдвоем.

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Крупеничка — обережная кукла, притягивающая в дом достаток и богатство. Основным ее символом является крупа, которая означает хороший урожай и прибыль.

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Кукла Коза символизирует богатство,  обильный урожай,    здоровье, жизнеспособность.

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

 Берегиня помогает защитить дом. И ещё она приносит в дом достаток, для чего в руки ей даётся узелок.

Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме.  Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре.

Игровые куклы

   Со временем появились игровые куклы, которыми играли дети.   В играх с куклами дети учились общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Пока дети были маленькими, кукол для них делали взрослые близкие люди. Вырастая, дети начинали сами изготавливать для себя кукол. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие – помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты.

     Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Кукла считалась лучшим подарком. Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

История возникновения татарской народной куклы

    Одно из древнейших сел Камышлинского района – село Камышла, которое, согласно преданиям, было основано в 1580 году. Сначала шесть русских семей поселились в урочище на левом берегу речки Уксады. В 1580 году они переселились к речке Камышлинке, положив начало основанию села Камышла.  1581 году к первым поселенцам прибыли десять семей из Башкирии. С начала XVII века здесь стали селиться казанские татары. Так говорится в предании. В формировании населения нашего татарского села приняли участие представители двух крупных групп татар Поволжья и Приуралья. Это казанские татары и татары – мишари. Кроме них в формировании населения участвовали и башкиры.

   Таким образом, формирование поселения, языка,  традиций села Камышла, как  впрочем, большинство остальных татарских сел Камышлинского района, было многокомпонентным. В документах 1882 года, доставленных волостными правлениями в Самарскую губернскую земскую управу жители села Камышла причислены к татарам.  Но это не значит, что в Камышле проживают  только татары.  Так как Камышла  находится в Самарской области , в этом селе  есть русские, мордва, чуваши.  И татары живут,  работают бок о бок с людьми других национальностей, совместно отмечают праздники, перенимают опыт друг друга.  И если мы сравним игрушки перечисленных ранее народностей, то мы увидим, что татарские народные игрушки и народные игрушки русских, чувашей, мордвы были похожи как  в давние времена, так и в современное время. Отличие можно увидеть лишь только в народных костюмах, украшениях и атрибутах.

Старинная народная кукла

Современная народная кукла

      Собирая информацию,  мы познакомились с  Ахмадуллиной Сарией Габдулхаковной  (1936 год рождения) и Валиевой Танзилей Мадхатовной (1938 год рождения). Из воспоминаний бабушек (Приложение 1) мы  узнали, что в селе Камышла  женщины сами  создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Очень важным считалось делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

Еще про Тора:  Символы и амулеты древнего Египта: значение, свойства, описание

 По татарскому поверью, куклу нельзя выкидывать, считается что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души своего создателя. Поэтому в татарских семьях кукол бережно складывали  в сундук для будущих поколений. Традиционная татарская кукла делалась  из древесной щепы, лоскутов или  шерстяных ниток. Кукле–женщине делали  платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». ( Приложение2)

Имен татары  куклам не давали.

    Исследования показали, что татарская народная кукла 70 лет назад изготавливалась из ткани, щепок или шерстяных нитей. Одежда куклы была зеленого, желтого или белого цвета и включала в себя платье с длинным рукавом, калфак , фартук. Кукла имела две длинные косы черного цвета.

Вывод:

Кукла не очень изменилась и сохранила свой первозданный вид.  Её по- прежнему изготавливают из шерстяных ниток, одежда и прическа остались прежними.

Заключение

Работая над проектом, мы узнали, что традиционной игрушкой в быту татарской  деревни в крестьянских семьях с давних времён была  кукла. Изготовление кукол было сугубо женским делом. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Искусство это очень древнее.  Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались  тряпочки, шерсть, глина, дерево, кость, солома и даже творог. Все татарские куклы  были похожи в одном: у них не было лица и имени.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Результатом нашей научно-исследовательской работы стала татарская народная  кукла из шерстяных ниток и  методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток. (Приложение2).

Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная  фигурка выполняет  коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008.- 30 ноября

5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября

6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. – 20 ноября

Приложение №1

Из воспоминаний Валиевой Танзили Мадхатовны.

   Кукла, которая была у меня в детстве, очень отличалась от современных кукол. Она  была сшитая из разноцветной ткани, набита  обычно ватой. У кого в семьях не было ваты, куклы набивали древесными опилками. Куклу мне сшила мама своими руками, так как в магазинах, если они и продавались, были не по карману моим родителям. Вместо глаз у моей куклы были  пуговицы. Волосы были сделаны из обыкновенной овечьей шерсти. Как и все девочки, я очень  любила переодевать свою куклу, но нарядов было не много, т.к. во времена моего детства ситец был редкостью в нашей семье. И все-таки моя мама старалась выделить мне лоскутки ткани, из которых я с большим удовольствием шила наряды для своей куклы. Татарские женщины шили куклы своим дочерям со всей своей любовью и душевной теплотой. Девочки ценили труд своих матерей и поэтому относились к куклам очень бережно и долгое время играли в них.

Из воспоминаний Ахмадуллиной Сарии Габдулхаковны

Когда я была ребенком, у меня была всего одна кукла- и была она тряпичная, с длинной косой, в вышитом фартуке ( я вышивала его сама). Семья у нас была небогатой, игрушками нас не баловали. После меня с этой куклой играли еще трое младших сестер.

Кукла была сделана из мешковины. Это считалось очень здорово, т.к. у моих подружек  были соломенные куклы. Татарская национальная кукла в нашей  деревне всегда была черноволосой, с двумя  длинными косами. Вместо  глаз сверкали черные пуговички. Одежду куклам шили мамы, бабушки, нередко и сами девочки. В основном шили простое платье, с длинными рукавами, его старались шить из материала зеленого или желтого цвета. Главным элементом в кукле был фартук. Обычно для его изготовления использовали светлую ткань, затем бережно вышивали узоры-цветы с листочками. Голову куклы всегда покрывали либо платком, либо калфаком.  Я детства берегла свою куклу, ценила ее, и гордилась тем, что вышила фартук куклы сама!

Приложение №3

Инструменты и материалы, которые  понадобятся для изготовления татарской народной куклы из шерстяных нитей.

Техника безопасности при работе с  ножницами:

1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению

 Инструменты и материалы  готовы, технику безопасности  повторили, и сейчас мы приступим  к созданию татарской национальной куклы.

Технологическая карта изготовления татарской народной куклы

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Сделать несколько отрезков серой нити длиной 50 см

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Ножницы, нить

2

Сделать несколько отрезков серой нити длиной 40 см

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Ножницы, нить

3

Сделать несколько отрезков белой нити длиной 20 см

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Ножницы, нить

4

Сформировать красивую голову и связать белой нитью.

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Нить

5

Отрезать 50 см белой нити (3отрезка) и сплести косу, получатся руки

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Нить

6

Сложить косичку под серую пряжу

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Нить

7

Связать серой ниткой на талии

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Нить

8

Сделать платье из зеленой и желтой пряжи и завязать на шее

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Нить

9

Сплести две косички и украсить ими кофточку и пояс куклы

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Нить

10

Разделить волосы на две равные части и заплести косы

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Нить

11

Замерить объем головы и вырезать из картона каркас для шапки

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Ножницы, картон, клей

12

Нарезать нить на отрезки длиной 20см и обвязать вокруг картона, надеть на голову

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Нить, ножницы

13

Сделать кулек из картона, установить на него куклу и закрепить клеем

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Картон, ножницы, клей

Продукт нашей деятельности

Татарская народная кукла – купить на Ярмарке Мастеров | Самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Экономические расчеты:

Нити – 90 рублей

Картон – взяли дома, поэтому цены не имеет

Клей – 10 рублей

Итого: 110 рублей

Свою работу мы оценили 100 рублей, в результате кукла стоит 200 рублей.

Экологическое обоснование:

Кукла выполнена из натуральных экологически чистых шерстяных нитей, поэтому не приносит вреда окружающей среде и здоровью человека.

Очерк 7традиции народной куклы в авторских проектах

Настоящий раздел книги отличается от всех предыдущих. Предшествующие очерки были посвящены традиционной кукле народов Пермского Прикамья и ориентированы на народные обычаи, исторический контекст. Этот раздел – о современности.

Последнее десятилетие породило значительный всплеск интереса к традиционной кукле в России. Пермский край не стал исключением. Маркерами этого процесса стали не только проявление значительного интереса к традиционной кукле, но и появление целого ряда мастеров, специализирующихся на народной кукле; организация и проведение семинаров и мастер-классов ведущих мастеров России и Пермского края, музейных и фестивальных выставок, ежегодных фестивалей куклы в Пермском крае.

Еще про Тора:  молот тора ворон на АлиЭкспресс — купить онлайн по выгодной цене

Первым значимым событием, свидетельствующим уже о стабильном интересе к народной кукле в Пермской крае, наверное, стала выставка «Кукольный мир» в Пермском областном краеведческом музее (2002 г.). На ней не только была представлена небольшая коллекция традиционных кукол из фондов музея (преимущественно собранных в 2000–2002 годах экспедициями под руководством А. В.

Создание и презентация кукольных коллекций характерны и для настоящего времени. Так, в Перми в 2022 году открылся музей текстильной куклы «Пелагея», где можно увидеть более 15 кукольных коллекций, основу которых составляют традиционные куклы. Музей не только представляет выставочные комплексы народной куклы, но и стал площадкой для проведения многочисленных мастер-классов, семинаров «круглых столов».

Приложение 3

Название: кукла курчак

Информант: Шархия Каимовна Савина, 1926 г. р., деревня Учкул Бардымского района

Собиратели: Т. Г. Голева, Д. И. Вайман, 2009 г.

Общая характеристика

Игровая татарская и башкирская тряпичная кукла. В её основе набитый ватой узелок – голова куклы, на которой крепится вся конструкция. Кукла имеет руки и ноги, она одета в красное платье, фартук и платок-косынку.

Конструктивные особенности

Для изготовления берётся лоскут льняной ткани 12×12 см. В середину квадрата вкладывается вата и формируется голова куклы. На уровне шеи пришиваются руки 5,5×3 см. К затылочной части крепятся ноги 14×3 см (две детали). Вся конструкция оборачивается полоской льняной ткани 10×8 см, которая сзади сшивается швом «через край», формируя тело куклы.

Далее выкраивается платье из прямоугольника 48×10 см. По линии сгиба делается надрез для горловины. Платье надевается на куклу, обматывается на уровне талии, подвязывается передником. На голову надет платок-косынка, который скреплён под подбородком двумя стежками белой нитки. С помощью ручки, карандаша или угля рисуются глаза, рот, нос. Высота куклы в готовом виде 16 см.

Приложение 4

Название: куклы курчак

Информант: Анастасия Васильевна Алышева, 1940 г. р., деревня Красный Луг Суксунского района

Собиратели: А. В. Черных, Т. Г. Голева, 2022 г.

Общая характеристика

Традиционные марийские игровые куклы, выполненные с использованием ветви дерева, диаметр которой 3 см. В одежде куколок отражены характерные особенности марийского костюма, использованы натуральные хлопчатобумажные и шёлковые ткани. Для отделки применены тесьма «змейка», яркие узкие ленты лилового, сиреневого, красного цветов. Волосы кукол выполнены из кудели.

Конструктивные особенности

В основе мужского образа разветвлённая ветка, с которой снята кора. Высота ветви составляет 30 см. Сверху на глубину 6 см две трети ветви подпиливаются и снимаются. В основе конструкции женского образа половина расщеплённой ветви (18 см), на которую крепятся «ушки» (4,5 см) и грудь (две горошины), зафиксированные крестообразно нитью жёлтого цвета.

Мужская одежда состоит из рубашки белого цвета (10×14), низ которой подшит и украшен тесьмой, а также штанишек (два лоскутка 18×9) чёрного цвета, на голове крепится шапка синего цвета.

Женский наряд состоит из юбки красного цвета, украшенной синей и ярко-жёлтой змейкой, вставками синего и полосками чёрного, малинового, тёмно-зелёного цветов. Юбочка надета на куклу швом вперёд, который закрыт ярко-зелёным фартучком. Края фартучка закреплены обтачкой тёмно-синего цвета, сам фартучек украшен тесьмой и лентами, низ оформлен кружевами ручной работы.

Приложение 5

Название: куклы курчак

Информант: Лидия Емельяновна Осипова, 1939 г. р., деревня Красный Луг Суксунского района

Собиратели: А. В. Черных, Т. Г. Голева, 2022 г.

Общая характеристика

Традиционные марийские игровые куклы, выполненные с использованием круглой деревянной палочки, диаметр которой 2 см.

Конструктивные особенности

В основе мужского и женского образов круглая палочка, высота одной – 9, другой – 14 см, на ней крепятся «ушки». Парочка на палочках выполнена с использованием натуральных тканей, ниток синего, оранжевого, зелёного, красного, белого и коричневого цветов.

«Ушки» крестообразно крепятся нитью. В основе мужского образа ситцевая чёрная ткань с зелёным растительным орнаментом, в основе женского – хлопчатобумажная ткань с жёлто-розовым рисунком. Под «ушками» ткань закрепляется оранжевой и синей нитью, обозначающей украшение куклы.

Юбочка выполнена из льняной ткани (12×12 см), сшита машинным швом, верх подогнут, и в него вдёрнута нить, которая завязывается сзади. Вся конструкция скреплена пояском из нитей трёх цветов. На штанишки выбрана ткань синего цвета (7×8), которая крепится сзади швом «через край».

Татарская народная кукла – купить на ярмарке мастеров | самые популярные товары ручной работы и хенд мейд

Ярмарка Мастеров — это гипермаркет, объединяющий множество хендмейд магазинов разных продавцов со всего мира.

Покупатели и мастера сотрудничают напрямую, не оплачивая дополнительных наценок и комиссий посредников. Мастера сами устанавливают цены работ и условия доставки и оплаты, сами совершают отправку покупки заказчику. Обратите внимание, в каждом магазине на Ярмарке Мастеров могут быть использованы разные способы оплаты и доставки — самостоятельно выберите тот из представленных, который устроит вас больше. Вы обсуждаете все этапы и совершаете покупку непосредственно у продавца, а значит, вам не нужно общаться с третьими лицами — получится быстро и полно узнать все самое важное и купить изделие из первых рук.

Выбрали то, что вам понравилось? Уточните все детали у мастера, связавшись с ним через «Сообщения» — обсудите все нюансы в личной беседе и при необходимости внесите коррективы.

А наш обширный и подробный каталог позволит вам очень быстро выбрать то, что нужно — на помощь придут фильтры по цене, цвету, ключевым словам и материалам, которые используют мастера. Авторские фотографии, подробное описание, размеры и детальные отзывы покупателей сформируют полную картину — вы получите четкое представление о том, что собираетесь приобрести.

Если вы нашли что нужно, но хотите немного изменить вид этой работы, добавить или убрать какую-то деталь, увеличить или уменьшить размер изделия, изменить цвет, у вас есть возможность заказать желаемое напрямую у мастера. Приятных покупок!

У каждой свой характер

«Конечно же, у каждой куклы есть свой характер, – рассуждает Вера Белоногова. – Думаю, то, какой она получится, во многом зависит от самого мастера». Вера Васильевна вспоминает, как девочка, увлекающаяся танцами,  выбрала для своей куклы изогнутую палочку.

И её кукла будто бы тоже начала танцевать. Другая мастерица сшила для куклы сарафан, а он вдруг оказался ей велик. «Что-то кукла то худеет, то толстеет!  Ну это точно про меня!» – смеётся женщина. А её подруге долго не  удавалась кукольная рука: выходила то короче, то длиннее.

Оказалось, что у женщины в тот момент действительно болела рука. «В кукле в той или иной степени отражается человек, – считает Вера Белоногова. – Многие воспринимают изготовление кукол как медитацию. Можно гармонизировать свой внутренний мир. Выравнивая куклу, вы выравниваете себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector