Традиционные ремесла и другие виды промыслов народа Коми | Методические разработки | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

: проект «промыслы коми-пермяков»

Екатерина Семушева
Проект «Промыслы коми-пермяков»

Проект «Промыслы коми-пермяков»

Выполнила : Семушева Е. Н.

МОБУ СОШ №1

СП «Дошкольные группы»

Г. Кудымкар

Вид проекта : творчески познавательный

Продолжительность: среднесрочный (февраль-март 2022)

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели,

Актуальность

Коми-пермяцкий округ, в том числе и город Кудымкар, это родина коми-пермяков. Для того чтобы полноправно проживать на коми-пермяцкой земле, необходимо знать чем жил и живет коми-пермяцкий народ. Народные промыслы – это часть культуры. Приобщение ребенка к культуре надо начинать с ранних лет, для развития духовно творческого патриотизма. В наше время все больше и больше начинают возрождать промыслы, традиции, возвращаться к истокам своего народа. Через знакомство с народным промыслом, которое несет в себе национальные традиции, дошкольники соприкасаются с жизнью народа в прошлом. Без знаний о прошлом невозможно воспитать полноценную личность. развивать творчество и образное мышление детей.

Цель:

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта, формировать знания о народных промыслах коми-пермяков, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Задачи:

Познакомить с народными промыслами России, в том числе коми-пермяков.

Способствовать развитию речи детей, обогащать словарь.

Расширять представления детей о технике изготовлений изделий из бересты, набойном искусстве, ткачестве.

Учить выполнять несложные работы, с использование бересты, набойки по ткани.

Развивать творчество, эстетический вкус.

Воспитание у детей интереса и любви к коми-пермяцкой культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;

Предполагаемый результат:

Дети имеют представления о народных промыслах России, знают какие развиты в родном городе. Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков; Развитие творческого воображения, творческого мышления; Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада; Умение детьми составлять узоры с использованием печатей.

Этапы проекта :

Подготовительный этап

• разработать план реализации «Промыслы коми-пермяков.

• подбор материала по пяти образовательным областям («Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») для реализации проекта ;

• подбор материала по взаимодействию с родителями;

Основная часть:

совместная игровая и продуктивная деятельность

План реализации проекта

Беседа «Кто такой народный мастер»

Просмотр презентации «Помыслы России»

Коми-пермяцкие подвижные игры

Дидактические игры: «Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи».

Чтение коми-пермяцкого фольклора

Изготовление макета «Как выращивают и обрабатывают лён»

Участие в празднике этно-культурного центра «Лён-вежалун»

НОД «Расписные платочки»

«Город мастеров» – знакомство с народным мастером, работа в мастерской.

Экскурсия в краеведческий музей, этнокультурный центр.

Просмотр спектаклей по мотивам коми-пермяцких сказок «Оша-Миша», «Кыдз Епаэс кэч бэбэтic»

Организация выставки работ народных мастеров по керамике и бересте.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин тканей»

Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности.

– памятные подарки своими руками : кукла-оберег, Оберег из бересты.

– Выставка детского творчества «Расписной платок»

– Макет «Как выращивали и обрабатывали лён»

Результаты проектной деятельности :

– в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о народных промыслах Кудымкара.

– етей удалось активизировать по работе над проектом;

– возросла познавательная активность детей;

– работа над проектом способствовала развитию творческого мышления и воображения

Просмотр спектакля «Ошлэн пестуння»

Просмотр спектакля «Кыдз Епаэс кэч бэбэтic», на базе детской библиотеки

Изготовление макета «Как выращивают и обрабатывают лён»

НОД «Расписные платочки»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин тканей»

Экскурсия в краеведческий музей, этнокультурный центр.

Коми-пермяцкие подвижные игры

Мастер-класс «Изготовление куклы-обережки»

«Город мастеров» – знакомство с народным мастером Пермского края Кольчуриной С. И., работа в мастерской по бересте и набойке по ткани. Изготовление талисмана из бересты, оформление платочка в технике набойки по ткани.

Презентация «Народные Промыслы России»

Список использованной литературы:

1. Интернет-ресурсы

2. О. В. Дыбина: «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада», 2022 год;

Еще про Тора:  как кратко описать картину В.Васнецова "нестор летописец"​ - Школьные

Коми народные промыслы | статья ( группа) на тему: | образовательная социальная сеть

Народные ремесла и промыслы

Культурная карта Республики Коми » Муниципальный район Прилузский » Культура » Декоративно-прикладное искусство »

Традиционные ремесла и другие виды промыслов

Наиболее массовое распространение у жителей Летки и Лузы имели деревообрабатывающие ремесла. Основными рабочими инструментами были топор (чер), тесло (керанчер), скобель (гогын), долото (öжин), нож (пурт). Позже стали широко использоваться различные станки по дереву. В деревнях Ношуль, Летка столяры изготавливали на продажу и по заказу рамы, грабли, лопаты, сани, салазки, деревянные части сохи и телеги, мебель. Для мебели вытачивались фигурные ножки и ручки, для чего был изготовлен самодельный станок в начале XX века в Летке.

Прилузские мастера изготавливали из древесины различных пород кружки и жбаны для кваса и воды, ведра, колодезные бадьи, ушаты, подойники, банные шайки, кадки, лохани. Древесину отбирали без сучков, для каждого изделия определенной породы. Из ивовых прутьев плели корзины, этим ремеслом владели женщины и мужчины.

Одним из самых любимых и используемых материалов была береста.

Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее делали разнообразную утварь, посуду и обувь. Бересту для зимних работ хранили в холодном помещении, непосредственно перед работой запаривали в воде.

Из берестяных лент шириной 1-3 см плели заплечные мешки для сбора грибов и ягод – пестери, кузовки, корзины, ведра.

Население изготавливало лодки – транспортные средства для продвижения по р. Летке и Лузе. Делали лодки для личных нужд и для перевозки объемных грузов. Крупным судостроительным центром был Ношуль.

Издавна летско-лузские крестьяне владели навыками смолокурения, и каждое хозяйство производило смолу для себя. Употреблялась смола преимущественно для смоления лодок, смоляной водой пропитывали обувь для герметичности. Смолу-живицу принимали за деньги, поэтому многие готовили ее для продажи и сдавали целыми бочками.

Скорняжий промысел был распространен в Прилузье повсеместно, но занимались выделкой овчин немногие, таких мастеров знали по именам. Работали скорняки только в зимнее время. Обработанная кожа использовалась для изготовления сапожного товара, в основном подошвенного. Распространено было изготовление валяной обуви из овечьей шерсти (гынкöм).

По домам ходили и портные (швеч), которые на дому шили верхнюю одежду, в основном тулупы из овчины. У таких портных была своя швейная машинка, а шили изделия из материала заказчика.

В 1930-е годы ликвидируются небольшие частные и артельные кустарные предприятия и создаются крупные. Так, в с. Объячево в 1935 г. было создано промышленное предприятие – Районный промышленный комбинат – для обеспечения населения предметами местного производства из древесины, глины, шерсти, кожи. Предприятие имело лесозаготовительный, мебельный, кирпичный, кожевенный, гончарный, пимокатный, бондарный цеха.

Занимались в Прилузье и производством тканей в домашних условиях. Для чего сажали лен и коноплю, выкашивали, сушили, трепали, расчесывали, пряли и ткали. Ткали однотонные ткани и из цветных нитей. В каждой прилузской избе был свой ткацкий станок, за который садились женщины в марте, чтобы работу завершить к Пасхе.

Каждый прилузский деревенский дом украшали домотканые пестрые половики из крашеных льняных ниток (дöра вольсьöд), позднее стали ткать из разрезанных узких полосок разноцветных тканей на основе хлопчатобумажных ниток (ас кыöм половик).

Женщины владели и несколькими видами вышивки, которые использовались для украшения одежды. Вышивка, которая бытовала в бассейне р. Летки и в верховьях Лузы, очень интересна самобытной техникой, композиционным и цветовым решением. Основными вышитыми изделиями являются женские рубахи и женский головной убор – сорока. Вышивали на полотенцах, наволочках, покрывалах.

Вязание является одним из традиционных женских занятий народа коми, в т.ч. и жителей Прилузья. Широкое распространение вязания определялось практической необходимостью. Холодные природные условия требовали теплых вещей.

Для вязания использовалась овечья шерсть ручного прядения. Красили пряжу анилиновыми и растительными красителями, отдавая предпочтение ярким цветам. Данный вид ремесла продолжает жить и развиваться.

Еще про Тора:  Проект (4 класс) по теме: Творческий проект "Куклы - обереги" | Социальная сеть работников образования

Одним из древнейших занятий у коми, как и у других народов, было гончарство. Самодельная глиняная посуда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней.

В Прилузье глины достаточно, и в каждой деревне были мастера гончарного дела. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи.

В лузско-летских деревнях обрабатывали и металл. В каждом селе была своя кузница, в которой кузнец, очень почитаемый на селе, ковал серпы и косы, вилы и мотыги, ухваты, замки, ключи, оковывал телеги и сани. Старожилы селений охотно показывают места бывших кузниц, они, как правило, вынесены за пределы деревенской улицы и располагались ближе к воде.

Хозяйственный и промысловый инвентарь почти полностью изготавливали сами крестьяне. Из транспортных средств можно назвать лодки, сани, телеги, волокуши. Гужевой транспорт был достаточно развит на юге Республики Коми, поэтому телеги были в ходу. Широко были распространены лыжи (лямпы).

Источник: Прилузский район Республики Коми: взгляд в прошлое и современное / [авт. предисл. А. А. Сидорова]. – [Б. м.] : [б. и.], 2006 (КОГУП “Кировская обл. тип.”) . – С.18-25.

Катание валенок в селе Прокопьевка

 Валенки – уникальное ноу- хау русского народа. Больше нигде в мире такую обувь не изготавливали. Валенки появились всего около 200 лет назад. Имя их изобретателя погребла под собой история. Известно лишь, что войлочную обувь без единого шва впервые изготовили в Нижегородской губернии.

Хотя валенки являются чисто русским изобретением, их вскоре переняли многие народы Российской империи. В Коми тёплая, удобная обувь получила повсеместное распространение. В каждом селе были и признанные мастера – валяльщики. Катать валенки коми мужики ходили артелями в соседние губернии: Вятскую, Пермскую.

История возникновения этого ремесла в Прокопьевке такова. Люди сначала пользовались услугами заезжих из вятской волости мастеров, которые приезжали зимой, останавливались на постой к знакомому крестьянину и раскладывали свои инструменты. Промысел вятчан нашёл вскоре последователей и среди жителей Прокопьевки. Уже после Великой Отечественной войны прижился в селе «отходчик» из вятской деревни Заимка по прозвищу Четысь Васька. Женился он на местной вдове. Научились у него ремеслу пимокатчики супруги Лобановы – Николай Петрович и Аксинья Ефимовна (на фото). Аксинья Ефимовна – мастер по изготовлению валенок. Валенки у нее получались мягкими и тёплыми.

Процесс катания валенок

Самыми крепкими валенками считаются серые катанки (по-прокопьевски: «валеги»). Чёрные заслужили славу самых практичных. Крепче и качественнее обуви, чем из шерсти молодой овцы, считалось у коми, нет. Впервые снятая шерсть обычно шла на валенки детям.

Шерстяные волоски мастера скрепляют между собой специальной скалкой. Катают по столу лохматые пласты почти как тесто.

Что только не вытворяют с гигантского размера носком – будущим валенком! Поливают кипятком, трут металлическим прутом, засовывают в чрево русской печи. Вытаскивают с пылу-жару – и шлифуют пемзой. В отличие от сапог два валенка – совсем не пара. Ведь делаются они не по лекалам, а самопроизвольно. На левый и правый они не делятся, а во время носки принимают форму хозяйской стопы.

Самый главный момент при изготовлении валенок: необходима шерсть отличного качества, летняя – для хорошей связки, короткая, длиной со спичечный коробок. Шерсть не сушат, иначе изделие не получится. Шерсть для начала треплют руками, а затем чесалкой.

На валенки для детей необходимо 400, 600, 800 граммов шерсти на одну пару, для взрослых мужских валенок – 3,4 или 5 фунтов.

Необходимые инструменты: кусок ткани, на которую выкладывается шерсть; деревянная палка; чиж (по размерам детской и взрослой ноги; чиж – небольшая чурочка, с одной стороны заострённая наискось); клин; колодки и валёк (деревянная доска с ручкой).

Еще про Тора:  Коловрат – славянский символ: история, описание, свойства, выбор.

Берётся 400 граммов шерсти и делится пополам. На столе расстилается большой кусок ткани, на который тонким слоем выкладывается шерсть и обрызгивается водой. Берётся круглая палка, на которую заворачивается шерсть вместе с тканью. Всё это разминается до получения одного пласта. По заранее изготовленной из клеёнки форме пласт соединяется, при этом добавляется шерсть на место соединения.

У валенка получилось пять сторон. Сначала на одну сторону (начинаем с передней части) от верха к подошве добавляется два слоя шерсти. Таким же образом шерсть добавляется с боков и сзади. Процесс выполняется по определённой форме. Таким образом, постепенно, поворачивая заготовку, мастер добавляет шерсть, пока не заканчивается необходимое количество шерсти.

Полученную заготовку обжимают и уплотняют – таким образом делается войлок. Этот процесс трудоёмкий. После получения войлока, его продолжают валять с помощью воды. Заготовки складывают в горячей воде. Через определённое время войлок смягчается, его вынимают из воды и колотят. Начинается катание заготовки: чижом оформляется носок, вальком – подошва, голенище раскатывается. Затем заготовка вновь опускается в горячую воду, и мастер снова колотит – катает. При этом в носок вставляется чиж поменьше. Сушат готовые валенки в русской печке и шлифуют пемзой.

Источник: Текст и фотоматериалы предоставлены Центральной межпоселенческой библиотекой им. В.В. Юхнина МУ «Прилузская МЦБС»

Ткачество, берестяное плетение

Центром народных ремесел Прилузского района по праву можно назвать село Ношуль.

Это единственное село Республики Коми, где не только сохранилось, но и развивается народное ткачество. Более двадцати лет назад народная художница Г. Смолева, передвижник возрождения народных ремесел, стала собирать по деревням заброшенные ткацкие станки, зарисовывать орнаменты и национальные узоры.

Сегодня в Ношуле существует этнокультурный центр, в котором можно не только познакомиться с произведениями ткачих прошлых лет, но и обрести начальные навыки – создания орнамента, работы на деревянном ткацком станке.

Берестяное плетение для Прилузья характерно смешением стилей. Используются приемы, как вятских мастеров, так и архангелогородских. Касается это, не только замков, сшивок, но и всех остальных берестяных технологий. В районе можно встретить мастера, изготавливающего пестерь в традиционном коми-зырянском стиле, туес с прорезной резьбой по-вятски, хлебницы и солонки с поморской росписью.

Берестяное ремесло, несколько угасшее в 70-80 годах XX века, за последние двадцать лет вновь обрело своих мастеров, так же как и лозо-, корнеплетение.

Сегодня не редкость увидеть на сельских рынках выставленные на продажу добротные ремесленные изделия, имеющие свое, прилузское «лицо». Особенность этих изделий в том, что все они имеют конкретное прикладное назначение бытовой утвари, то есть в них можно хранить сыпучие продукты при полной уверенности в экологической чистоте используемой мастерами бересты, лозы или корня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector