Что необходимо для изготовления «капустки» своими руками
История такого оберега такова, что первых кукол изготавливали из печной золы. Ее смешивали с водой и скатывали шарики. Из шарика делали голову для куклы, к ней прикрепляли кусочек материи – это была юбка. Куклу называли бабой и передавали по наследству от старших к младшим по женской линии. При переезде в другой дом ее обязательно брали с собой в качестве семейной ценности и защитного оберега.
Для того чтобы сделать куклу своими руками славянские женщины применяли различные природные материалы. Они делали их из текстиля, соломы, бересты, камней, золы, воска, глины и шерсти.
Вепсская куколка каждая сама по себе уникальна. Нет абсолютно одинаковых куколок. Но все они, если сделаны правильно, очень сильны. В каждую куколку, сделанную своими руками, женщина вкладывала всю свою душу, любовь и заботу.
Перед изготовлением куколки очень важно правильно настроиться. Не стоит приступать к работе в плохом или угнетенном настроении. Помните, весь ваш негативный настрой может передаться будущему оберегу.
Тихая и спокойная обстановка также не менее важна. Для этого процесса вы можете привлечь своих детишек. Мальчиков и мужчин к этой работе не допускаются. Они не должны находиться в комнате в момент изготовления куклы. А вот вашим дочкам будет очень занятно изготовить семейный оберег своими маленькими ручками.
Если вы изготавливаете куклу для специального обряда, ей не рекомендуется придавать лик. Не нужно делать ей нос, глаза, рот. Знахари и колдуны считают, что если кукла имеет лицо – она имеет и душу. Это означает, что у нее есть свой характер. Для магического обряда это не нужно.
Что необходимо знать о кукле
Очень важным аспектом при изготовлении куклы является отсутствие колющих и режущих предметов. Это означает одно. Когда женщина будет делать куколку своими руками она не должна применять ни ножницы, ни иголки, ни булавки. Делают ее только руками. При необходимости материал или ткань рвут на необходимые части, скручивают его, рвут вручную. Но ни в коем случае не режут.
Капустка
Отсутствие таких предметов очень важно. Таким образом, вы оберегаете жизнь будущего дитя. Она не будет «ни колотая и не резаная».
При выборе материала руководствуются следующим. Ткань берут со старой поношенной одежды. Новая ткань для вепсской куколки не подойдет. В качестве ниток подойдут остатки пряжи. Желательно брать нитки, которые можно легко порвать или перекусить зубами.
Вепсская кукла – это кукла без лица. Она обязательно должна быть безликой. В противном случае в нее может вселиться чья-то душа. Именно так считали наши предки. И мы не можем с ними не согласиться.
Вепские куколки. маленькая история. | журнал ярмарки мастеров
Друзья, сегодня ко мне приехало это маленькое чудо!
Эта маленькая история началась несколько месяцев назад, в марте, на масленицу. Я была на ярмарке и познакомилась с замечательным мастером по традиционной народной кукле Людмилой Савицкой.
Бусы из маленьких куколок, которые дополняли её костюм, буквально врезались мне в самое сердце. И я очень-очень захотела такие.
Куколка Вепская. Эту маленькую куколку-оберег ещё называют мамка, кормилка – она следит, чтобы у хозяйки был всегда достаток. Такой образ куклы сохранили в своей традиции вепсы – маленькая народность в Карельском крае.
Поговорили с Людмилой, на продажу таких куколок не было, и она предложила сделать их именно для меня в обмен на мои изделия, от которых тоже была без ума ))))). Так совпало, что два мастера влюбились в изделия друг друга. Так бывает ))))
Договорились, что созвонимся, пересечемся в городе и совершим приятный обмен. Прошло время, я позвонила Людмиле, но у неё было очень много работы, а такую вещь нужно с мыслями собраться, и как освободится – сделает. Прошло ещё время, был май, Людмила позвонила, сообщила, что куколка готова и как у меня будет время, можно встретиться. А тут у меня начались жаркие деньки – подготовка к ярмаркам и фестивалям параллельно с заказами. И времени я конечно не нашла встретиться ((((.
Тогда я загадала – если эти куколки мои, то они обязательно у меня будут. Не знаю как, но будут.
Вчера (середина августа!!!) раздаётся телефонный звонок. Звонит Людмила и говорит: “Свет, я хочу к тебе приехать, мне нужны маленькие подарки для близких. Говори адрес”.
Людмила их привезла!!!! Причём получилось очень интересно. Она достала три пакетика, выложила из всех бусы и говорит: “Смотри, какие твои?”. Я взяла их по очереди в руки, и эти были тёплые! Вот они мои! А она говорит :”Ну правильно, их я и делала для тебя”. Потом она показала ещё одиночных куколок на верёвочке, одна мне очень приглянулась, я и её в компанию взяла.
Вот такая маленькая история. А какие они славные.
Такие маленькие, очень аккуратненькие, сзади умилили меня – в косыночках!
Для того, чтоб видеть их малюсенький размер, я сфотографировала с линейкой. Ну не чудо ли!!!
Я верю в то, что если вещь твоя – она у тебя будет. Неважно как, когда, где – но обязательно будет!
Всем добра, счастья и хорошего настроения!
Светлана
Голова и руки
Порядок действий:
- Немного наполнителя скатывают в шар для головы и размещают в центре однотонного лоскута.
- Кусок ткани складывают по диагонали и приматывают голову ниткой.
- Края лоскута при создании головы расходятся в стороны, как руки. Кулачки делают, завернув внутрь и обмотав кончики.
Процесс изготовления головы и рук.
Грудь
Для пышной груди берут 2 квадратных цветных лоскута и производят следующие действия:
- Из наполнителя делают 2 шарика, чтобы те были меньше, чем голова.
- Их кладут в центр каждого куска материи, складывают ее по диагонали, наполнитель закрепляют ниткой.
- Концы лоскутов крепят на талии, чтобы получились грудь и передняя часть сарафана. Из красных ниток делают лямки, перекрещивая их на спине и обматывая вокруг шеи, что является одним из элементов славянского амулета.
Грудь изготавливают из цветной ткани по тому же принципу, что и голову.
Декоративные детали
Украшают оберег платком, фартуком и поясом. При этом используют:
- Для фартука — прямоугольный лоскут. Его прикладывают к кукле спереди вверху лицевой стороной и приматывают ниткой к талии. Потом лоскут выворачивают и опускают вниз.
- Для пояса — тесьму, ленту или крученые нитки.
- Для платка — треугольный или квадратный лоскут, сложенный по диагонали. Его надевают кукле на голову. Острые края крепят под «подбородком», а после завязывают на шее.
Голову куклы украшают платком.
Процесс изготовления амулета прост, особых навыков не требуется. Чтобы кукла обладала хорошей энергетикой, важно:
- работать только в хорошем настроении;
- избегать дурных мыслей, не держать ни на кого зла;
- во время изготовления оберега не допускать в помещение мужчин, хотя помощь женщин принимать можно;
- сделать Капустку за один раз, не растягивая на несколько дней.
Если соблюсти все правила, вепсская кукла будет служить верой и правдой, оберегая семейное гнездо.
Значение
Капустка — собирательный образ жены, хозяйки, матери. Она отвечает за крепость семьи, счастье в ней, символизирует плодородие и зрелость. У куклы пышная грудь, как у каждой кормилицы-матери, нарядная одежда — символ опрятной хозяйки. Часто вепсская кукла передавалась из поколения в поколение, обретая при этом силу рода. А если, хорошо послужив, Роженица истиралась и рвалась, ее сжигали, благодаря за сотворенное доброе дело.
Вепсская кукла — оберег на удачное замужество и крепкую счастливую семью.
История вепсской куклы
Название: «История Вепсской
куклы»
Номинация: «Экспозиция»
Авторы: Юричева
Анастасия, Юричева Дарья; ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», 5 класс.
Руководитель: Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
ИСТОРИЯ ВЕПССКОЙ
КУКЛЫ
Вепсы – коренное население Финского
залива, «индейцы» невских болот, их было очень много до появления на гатях
Петра первого. По последней переписи населения вепсов осталось около человек
500 на весь ижорский край, вместе с их бытом, языком и их культурой. Этнографы
утверждают, что через пару десятков лет этот народ может совсем раствориться в
обширном национальном котле.
Сегодня вепсы – небольшая народность,
проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей,
сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с севернорусскими.
На нашей экспозиции представлены
севернорусские обрядовые куклы.
№ 1. Я познакомлю вас с Вепсской куклой,
которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не
“уходила”, т.е. не рвалась, портилась. Найдена эта кукла была где-то
под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования
ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не “резаная и
не колотая”. До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту
куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от
порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Делала эту куколку девушка, когда набирала
охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на
окошко, и парни знали – можно сватов засылать.
Такую куклу делали в разных местах России.
У вепсов она называется Кормилка, Капустка, а в Сибири – Рожаница. Она несет в
себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность
прокормить всех.
Наша экспозиция позволит вам познакомиться
с некоторыми сторонами культуры русского народа.
№
2 – Кувадки; № 3 – Пеленашка; № 4 – Обрядовая свадебная кукла; № 5 – Мировое
дерево; № 6 – Крупеничка; № 7 – Лихоманки; № 8 – Кукла Бессонница;
№
9 – Зайка; № 10 – Бабушкина кукла (Акка); № 11 – Ангел; № 12 – Мартинички;
№
13 – Крестец.
№
2. Кувадки. Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Магия обряда
связывалась с таинством рождения ребенка. В верованиях наших предков зарождение
новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С
другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым.
В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитных
роженицу и младенца. Мужчина, отец ребенка, обеспечивал защиту от нечистой
силы, совершая магические обрядовые действия. Обычно рожала женщина в бане,
чтобы не привадить нечистую силу в избу. В предбанник выставлялось лукошко с
куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца.
Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых
духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице,
в предбаннике вывешивались обрядовые куклы. Верили. Что в эти образы людей и
вселялись злые духи. К концу 19-го века истоки древнего обряда были
окончательно утрачены, а куклы остались. Но направленность их магического
действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения
младенца, все так же оберегая его от злых духов.
№
3. Пеленашка. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу
подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка,
чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду.
Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла
убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой
ребенка. В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских
крестьян. Считалось. Что ограничение движения сделает ребенка незаметным для
злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели
плотно спеленутый.
№
4. Обрядовая свадебная кукла. В русской свадебной традиции во главе
свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви,
под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы
они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла
глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское
и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы
супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготавливали подруги
невесты. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 20-30 см из
любого дерева, кроме ольхи и осины, которые в старинных верованиях связывались
с нечистой силой. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена щли по
жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно
двигать по «руке».
№
5. Мировое дерево. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день
венчания. Подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками
птиц и зверей. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатинка,
украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина из свадебного
пирога имела глубокое символическое значение. В старинных поверьях славян мир
уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземного царство, ствол –
мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли Мировым
деревом. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни,
могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете. Кукла «Мировое дерево»
изготавливалась без сшивания деталей иглой, «чтобы счастье не зашить». Подружки
зорко следили друг за другом при изготовлении кукол, не допуская, чтобы
ритуальные фигурки отвернулись друг от друга: «не любы будут друг другу». После
свадьбы «Мировое дерево» занимало почетное место в избе рядом с другими
хранимыми в крестьянских семьях куклами.
№
6. Крупеничка. Гречиха – одна из самых капризных культур, произрастающая
в южных областях России. Но при бережном отношении она воздает сполна за
усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян было особое отношение к
гречихе. Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение
крестьян к дарам земли. Первые гости отборной гречихи для посева брали из
потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы
новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. После
уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая.
Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу рядом с
иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным.
Куклу любовно звали Крупеничкой.
№
7. Лихоманки. Наравне со здоровым питанием одним из главных условий
поддержания сил организма наши предки считали активный образ жизни. Говорилось:
«Кто спит под вечер в феврале, тот наспит Кумоху (весеннюю простудную
лихорадку)». По верованиям – Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со
своими двенадцатью сетрами. Зовут их: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея,
Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. По приказанию
Кумохи сестры нападают на расслабившегося человека и не дают ему продыху –
ломают, трясут, бросают то в жар, то в холод. Наиболее опасным считался день на
Тараса Трясуна, 22 марта. Люди верили, что в этот день Кумоха с сестрами
входили в полную силу, и уберечься от них можно было только заговорами. Во
время заговора изготавливали магическую куклу, чудотворная сила заговора
считалась действенной, если в течение всего процесса вязания куклы ворожея ни
разу не сбивалась с ритма и с последним словом завязывала на кукле последний
узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в
куклу вместо человека. Поэтому заговоренные куклы ставились рядком за печкою и
хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля.
Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми
соломенными постелями. Для изготовления Лихоманки используют только «мертвое»
дерево – сучок или ветку от сухого полена.
№
8. Кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать
младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро
сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель,
приговаривая: «Сонница-бессонница, Не играй моим дитятком, А играй этой
куколкой…». Такая кукла оставалась в доме навсегда.
№
9. Зайка. Этот Зайка – родной брат старинной магической колыбельной
куклы Бессонницы. В одно мгновение он становился единственным и неповторимым,
самым любимым и ночью занимал место под подушкой. Эта простейшая тряпичная
кукла, возможно, и есть прародительница современной мягкой игрушки.
№
10. Бабушкина кукла (Акка). Некогда значительную часть территории
Карелии населяли саамы. Но они были вытеснены более воинственными финскими
племенами на Кольский полуостров. Там на протяжении нескольких веков при
поддержке русских саамы противостояли засилью финнов. Русское население тоже
вмешивалось в родоплеменные отношения саамов, насаждая христианство. Свернутый
в трубочку и перевязанный тесьмой берестяной амулет саамы носили на груди под
одеждой. Он служил защитой от злых духов, двал силы и приносил удачу полярному
охотнику. Но однажды пришел на саамские земли подвижник православия Трифон.
Именем христианского бога он низринул саамских богов, начал гонения на саамские
святыни. В одной саамской семье самая старшая женщина – Акке (бабушка)
придумала, как перехитрить Трифона. Взяла берестяной амулет, одела его в одежды
русских женщин и вложила в руку самому младшему внуку. С тех самых пор все
бабушки тайно делали для каждого своего внука куколку. Которую стали называть
Акка. Чтобы передались маленькому сааму благоволение и силы богини земли
Мадер-Акки. С бабушкиной куклой саам не расставался никогда.
№
11. Ангел. Вот еще одна кукла, найденная на дне бабушкиного сундука. Как
и другие традиционные русские куклы, она проста в изготовлении. Но вместе с тем
весьма оригинальна. Как у многих кукол, у нее есть своя история, которая нам
пока неизвестна, но ждет своего пытливого исследователя. Однако куклы не могут
существовать без имени. Кукла без имени исчезает из коллективной памяти.
Поэтому авторы книги «Русские обряды и традиции» назвали эту куклу мечтательно
и по-доброму – Ангелом. Ее делают из простого лоскутка белой ткани размером 15
на 15 см без помощи иглы, только перевязывая лоскут нитью.
№
12. Мартинички. Обрядом «закликания» весны начинался цикл весенне-летних
праздников в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в
которых главными участниками были сельская детвора и молодежь, обязательным
атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало
весны, на март, поэтому кукол называли «мартиничками». Их вязали парами: из
белых ниток – символ уходящей зимы, из красных ниток – символ весны и жаркого
лета. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и
вертел весенний ветер. Мартинички ярким кон трастом красок дополняли шумные
детские игры с выпеченными из пшеничного или ржаного теста небольшими
птичками-«жаворонками».
№
13. Крестец. Самым надежным способом очищения на Руси считалось купание
в проруби 19 января, после водосвятия. По верованиям, в этот день вода
становилась священной. Верили, что при омовении человека в освященном источнике
нечистая сила выскакивает из тела, страшась соприкосновения со святой водой. Но
злобные и коварные бесовские силы постоянно стремились снова овладеть
беззащитными людьми и могли вселиться в первого встречного. Чтобы при омовении
в освященном источнике злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь,
изготавливали куклу-заместителя. Ее делали перед купанием в ледяной воде и
втыкали в снег на краю проруби. Для того чтобы привлечь внимание злых сил, к
крестовине привязывали пестрые яркие ленточки.
Мы стремились воссоздать на экспозиции
внутреннюю обстановку жилого дома, жизненный уклад семьи вепсов, чтобы у
посетителей экспозиции сложилось впечатление, что они пришли в гости в живой
дом. Это полностью интерактивная экспозиция, где можно обыграть различные
ситуации, подержать любой экспонат, покачать люльку.
Многое утеряно и уходит из нашей жизни
безвозвратно, но сохраняется еще в памяти людей и забытых вещах; мы хотели
понять и почувствовать красоту и историю вепсской земли, раскрыть для себя душу
её народа.
История происхождения вепсской куклы капустки
Славяне изготавливали вепсскую куклу перед замужеством.
Некоторые исследователи утверждают, что свое название вепсская кукла получила, потому что первыми ее начали изготавливать вепсы — малочисленная народность, проживающая на территории Карелии. Но другие не соглашаются с этим, уверяя, что такие обереги делали намного раньше, в том числе и восточные славяне-язычники.
Этот амулет также называют:
- Капусткой, Роженицей как олицетворение женской плодовитости и зрелости;
- Кормилкой как воплощение кормящей матери.
Точное время рождения вепсской куклы назвать нельзя, поскольку многие источники утеряны или искажены, но важен сам факт, что оберег однажды появился и остался в народе до сегодняшнего дня.
Как изготовить вепсскую куклу
Возьмите небольшой лоскут ткани. Это должен быть квадрат со сторонами по пятнадцать сантиметров. Еще вам понадобится три квадратных лоскутка по двадцать сантиметров для изготовления косынки, треугольный лоскуток для головного убора и несколько небольших лоскутов ткани для передника. Для украшения можно подготовить ленточки или тесьму, красные нитки, синтепон или вата для набивки, а также пряжа.
Раскатайте из ватки шарик размером с голову вашей будущей куклы. Положите его на середину лоскутка, предназначенного для головы «капустки». Обязательно разгладьте все неровности, чтобы ее лицо выглядело опрятно.
Можно приговаривать такие слова:
«Мои мысли чистые, светлые, добрые. Голова умная, чистая, здоровая. Кожа молодая, гладкая, румяная».
Не допускается иметь в своих мыслях негативные эмоции. Думайте о чем-то хорошем, вкладывайте в свой оберег любовь и заботу.
Обверните ватный шарик тканью, а затем перевяжите его внизу при помощи красной нитки. Это будет голова и шея у вашей куколки.
Обязательно помните очень важную деталь. Количество оборотов нитки вокруг ткани должно быть четным, а узелков – нечетным. Остаток нитки нужно откусывать или отрывать руками. Ни в коем случае не отрезайте ее.
Возьмите следующий лоскут ткани и аналогично голове изготовьте вашей куколке грудь. История гласит, что чем будет больше грудь у вепсской куклы, тем семья будет жить благополучнее и счастливее. Поэтому, все дело за вами. Приговаривайте так:
«Грудь красивая, упругая, молодая, молока много, дети сыты, вся семья в достатке, во всём изобилие».
Далее вам нужно сделать вашей кукле руки и ноги. Для этого можно применить лоскутки, а можно воспользоваться нитками. Из ниток можно сплести косички. Соедините детали куклы при помощи ниток красного цвета.
При изготовлении ручек и ножек обязательно приговаривайте следующее:
«Ручки ловкие, умелые, быстрые, здоровые, красивые».
Кукла капустка готова, теперь ее необходимо украсить. Сделайте из оставшейся материи платье или сарафан, повяжите платочек на голову. Вместо пояса повяжите атласную ленточку. Обязательно приделайте «капустке» передник. Он нужен ей не только для красоты, но и для защиты от порчи и дурного глаза. Все зависит от вашей фантазии.
Как наделить куклу силой велеса
Чтобы наделить куколку большей энергетикой вам необходимо сделать кольцо Велеса. Таким образом, вы сможете уберечься от несчастья.
Для этого необходимо обвернуть нитку дважды вокруг талии и, не отрывая ее обмотать восемь раз вокруг груди следующим образом. Сначала обмотайте ниткой левую грудь сверху, правую – снизу, вокруг нее и обратно. Далее обмотайте снизу левую грудь и перейдите на шею, притянув грудь ближе к шее и голове.
Вепсская кукла оберег – это незатейливая и достаточно простая в своем изготовлении вещица. Она не отнимет у вас много времени. Для нее не потребуются дорогостоящие материалы. А результат от ее применения долго не заставит вас ждать. Он будет заметен с первых дней ее применения.
Как сделать талисман своими руками: мастер-класс
Оберег несложно сделать самостоятельно. Для этого не надо уметь шить, ведь это мотанка.
Сделать оберег сможет даже ребенок старшего возраста.
Особенности изготовления оберега:
- Куклу должна делать женщина, обязательно из натуральных материалов: кожи, ситца, сатина, льна.
- Черты кукле прорисовывать нельзя, она должна быть безликой, чтобы злые люди не могли во вред владелице и ее семье воспользоваться амулетом.
- При создании оберега также запрещено использовать острые предметы (ножницы, иглы, булавки), чтобы семейная жизнь не оказалась колотой или резаной. Лоскуты рвали вручную и обматывали нитками, отсюда и название — мотанка, или рванка.
- Нитки нужно наматывать вокруг куклы четное количество раз, число узелков должно быть нечетным, что сулит долгую жизнь.
Для работы по изготовлению Роженицы понадобятся:
- лоскут натуральной однотонной, лучше белой или светлой, ткани для головы и рук размером примерно 20х20 см;
- квадратные цветные лоскуты;
- наполнитель — синтепон, вата, старая материя, поролон и т.п.;
- красные нитки, чтобы соединять детали;
- декор — кружево, крученые нити, ленты, бисер, натуральный жемчуг и др.
Все материалы для создания куклы должны быть натуральными.
Кукла у древних славян
История Вепсской куклы начинается с древних времен. Девочки 5-6 лет уже шили, вязали, ухаживали за скотом. Кормилку делала девушка, достигшая 13 лет, т. к. в этом возрасте начинали поиск женихов.
Оберег делали без участия мужчин. О помощи просили опытных бабушек, мам, сестер, теть. Они собирали девушек, чтобы показать мастер-класс.
Вепсскую куклу шила славянская невеста, выставляла в окно, выходящее на улицу. Качество куклы Капустки говорило про умения, старательность, прилежность девушки.
Когда жених был выбран, Вепская кукла снималась с подоконника. Окружающие понимали, что сватанье состоялось, и ждали свадьбу.
Кукла Капустка перемещалась на собранное в сундук приданое. Там она находилась до свадьбы. Молодожены клали ее в детскую колыбель, а после рождения ребенка оставляли недалеко от кроватки. Она защищала малыша от:
- злого глаза;
- завистливых людей;
- темной магии.
Когда девушка обрела семейное счастье, она могла самостоятельно проводить мастер-класс. Обязательно показывала свою мотанку.
Магические свойства
По древним верованиям, вепсская кукла выполняла несколько функций: обогревала кроватку ребенка до и после его появления на свет, чистила энергетику в жилище, защищала семью от злых духов.
Нюансы применения
Нельзя пренебрегать активацией оберега, иначе он так и останется обычной тряпичной игрушкой.
Иногда Роженицу надо очищать от накопившегося негатива.
Особенности оберега
У славян было много различных оберегов, и каждый отвечал за свою сферу. Один защищал от нечисти, другой охранял здоровье, третий обеспечивал семью насущным хлебом.
Задачей вепсской куклы было семейное благополучие ее владелицы.
Ритуалы очистки и активации
Активируют амулет так:
- Кладут его на окно под лучи солнца.
- Сочиняют заговор, в котором излагают обязанности, налагаемые на куклу. При этом продумывают каждое слово.
- Читают заговор, прося куклу о помощи.
- Верующие кропят оберег святой водой, но можно использовать и простую, взятую из ручья или родника.
По истечении некоторого времени Капустку подзаряжают и очищают. Для этого выставляют ее на солнце, обмывают святой водой или несколько раз проносят над огнем свечи.
Если все сделано верно, кукла станет покровительницей семьи, защищающей ее от разрушения и иных неприятностей.
Сфера применения вепсской куклы
- Такую куколку принято было изготавливать незадолго до рождения малыша в молодой семье. Куклу могла сделать своими руками, как будущая мамочка, так и бабушка и тетя. Ее изготавливали только женщины.
Кукла капустка – это еще одно название вепсской куклы. Незадолго до рождения малыша, куколку клали в кроватку. Таким образом она согревала ее и оберегала от дурного глаза. Когда малыш родился, ее подвешивали над кроваткой. Подросшему малышу кукла заменяла игрушки. Малыш с ней мог спать и играть. «Капустка» была необходима малышу до тех пор, пока она не начинала портиться и рваться. После чего ее сжигали. - «Капустка» помогала и незамужним девушкам. С ней они быстро находили себе достойного жениха и выходили замуж.
- Бесплодным и не имеющим детей женщинам такая куколка помогала обрести материнское счастье.