Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым (ср. «там царь Кощей над златом чахнет» А. С. Пушкина).

Сила Кощея

Кощей связан со стихией воды:

  • Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.
  • Смерть Кощея спрятана на острове Буяне (по некоторым толкованиям, это остров Рюген), на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт. Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию.
  • Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере.

Происхождение слова «кощей»

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» — стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан); впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить ‘бранить’.

Еще про Тора:  Приворот на ошейник и мясо предать как собаку

Враги Кощея

В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить.

Мифологический архетип Кощея

Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хтоническому существу, хранителю Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея значит конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу. Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте, записанном Пушкиным, А. С., где Царь Кощей Бессмертный не хотел выдавать свою дочь замуж, пока сам будет жить. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти. После ряда вопросов и ответов, дочь Кощея Бессмертного узнаёт о месте, где спрятана смерть. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке, лишний раз доказывает, что архетип Кощея является Змей связанный с Мировым древом, у которого находится Мировое яйцо, снесёное уткой (см. также птицы).

“Телепинус заботится о царе. Перед Телепинусом ставят вечнозеленое дерево эя. На дереве эя висит овечья шкура. В овечьей шкуре помещается бараний жир. В нем же, в свой черед, помещаются Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино. В них же, в свой черед,— бык и баран. В них же — долголетье. В них же — потомство, сыновья и дочери. В них же — зрелость смертных людей, быков и овец. В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь. В нем же — весть о мягкошерстных ягнятах. В них же — полное послушание. В нем же — правый кострец. В нем же — рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага!”

Еще про Тора:  Тату от сглаза и порчи для женщин

Использование образа Кощея в новое время

.
.

Автор статьи: Психолог, Системный терапевт

Для людей с антагонистическим паттерном отношений типично состояние, при котором противоположности в бессознательном остаются недифференцированными. Зарождающееся индивидуальное сознание в критический период, когда нормальный 9-месячный ребенок испытывает страх перед незнакомыми людьми, идентифицируется с архетипом чужого (хищника), и развитие прекращается. Отождествление с нечеловеческой сущностью мешает нормальным взаимодействиям с другими людьми и накрывает сознание пеленой. (Здесь и далее цитаты Н. Догерти. Ж. Вест. Матрица и потенциал характера.)

Кощей Бессмертный – уникальный персонаж восточно-славянского фольклора. Злой чародей, смерть которого спрятана в яйце, а яйцо в нескольких животных (например, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на старом дубу, дуб на необитаемом острове или у Афанасьева смерть в яйце, то яйцо в утке, та утка в кокоре, та кокора в море плавает). Иногда мы видим Кощея всадником на говорящем коне, очень часто он является похитителем невест или жен. Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым и открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду.  Согласно данным некоторых исследователей, персонаж по имени «Кощей» прослеживается в русских сказках, только начиная с XVIII века. До этого, как полагают те же исследователи, соответствующий персонаж носил имя «Карачун» (в славянской мифологии злой дух, сокращающий жизнь и олицетворяющий смерть в раннем возрасте, а также, по мнению ряда исследователей, божество нижнего мира, являющееся повелителем морозов, холода и мрака).

Кощей Бессмертный выглядит одинаково практически во всех русских сказках. Агрессивен, часто живет в замке в окружении множества слуг и других атрибутов власти, похищает красавиц, чтобы жениться на них, склоняет к союзу силой, никогда не вызывает любовь или сочувствие, не испытывает ни к кому хоть какой-то привязанности, включая похищенных невест. Я бы сказала, что это идеальная иллюстрация психопатической структуры характера. Доминирование, агрессия и контроль, демонстрация господства без всякого намека на возможность привязанности, хищническая агрессия. Кощей имеет звериный нюх, по запаху определяет присутствие Ивана-царевича: «А! – говорит,  – Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». Совершенно определенно у него нет никаких трудностей в межличностных отношениях, так как таковые отношения у него просто отсутствуют. Кощей Бессмертный никогда не является в сказках центральным персонажем, он достаточно схематичен и выполняет в пути героя совершенно определенную функцию – зла, которое надо победить или инкорпорировать. И если в большинстве осовремененных сказок с участием Кощея он выглядит как зло, которое Царевич побеждает, то в сказке «Кощей Бессмертный», записанной Афанасьевым, становится понятен глубинный смысл того, с чем именно в лице Кощея герой имеет дело.

Сказка «Кощей Бессмертный» имеет достаточно развернутый многоходовый сюжет, где герой встречает много препятствий и более  15 персонажей, каждый из которых либо препятствует, либо помогает ему. Сюжет с участием Кощея находится в последней четверти истории. Однако сказка названа не именем главного героя и не именем какого-либо другого персонажа, а именем Кощея Бессмертного. Рассмотрим подробнее, почему.

Необычное начало, которое не встречается в поздних аналогах, повествует о новорожденном ребенке, которого никто, кроме отца не мог успокоить. Мать упоминается как часть родительской пары, но никак не контактирует с новорожденным. Ребенка, оставшегося без матери по не названным причинам, укачивают няньки и не могут укачать. Они зовут отца, и отец укачивает ребенка обещанием сосватать его за Ненаглядную Красоту. Под это обещание будущего обладания красивой женщиной (обещание встретиться с женским) младенец засыпает и спит 3 дня. Дальше он просыпается и снова не может быть утешен, няньки снова зовут отца, царь укачивает сына под обещания.  Так продолжается трижды и в 9 дней отроду, после очередного пробуждения младенец просит у отца благословения жениться. Выглядит, что он категорично не может обходиться без матери или стремления к обладанию неким ее заместителем. Отец не может противостоять сыну, так как тот настроен достаточно решительно. Он требует, как в общем-то и положено младенцу, без проявления какой-либо эмпатии к окружающим. («Что ты, дитятко! Куда поедешь? Ты всего девятисуточный!» – «Дашь благословение – поеду, и не дашь – поеду!» – «Ну, поезжай! Господь с тобой!»).

«В идеале на первом году жизни отделы нервной системы, связанные с переживаниями, формируются благодаря последовательному, поступательному выстраиванию привязанности между матерью и ребенком, что запускает или активирует образование нейронных связей между мозговым стволом и лимбическими структурами. Но если нарождающееся сознание ребенка, обладающего индивидуальным темпераментом и генетическим кодом, встречается с враждебной и опасной средой или опекунами, то закладывается склонность к насилию».

Таким образом, Иван-Царевич, не имеющей контакта с матерью, находится на грани формирования психопатической структуры личности (Кащея Бессмертного) и испытывает одержимое стремление найти привязанность – жениться.  «Боязнь Чужого» – появляется у ребенка примерно в возрасте девяти месяцев», в сказке Иван Царевич отправляется искать привязанность в возрасте 9 суток.

«Считается, что эта фантазия подготавливает ребенка к присутствию хищника во внешнем мире. Приблизительно в этом возрасте ребенок начинает заметно нервничать в присутствии незнакомых людей. Лишенный опыта общения с надежными и знакомыми опекунами, ребенок с антагонистическим паттерном отождествляет себя с так называемым «чужим Я-объектом», который воспринимается как хищник (Grotstein, 1982). Присутствие архетипической фигуры хищника позволяет ребенку сформировать защитную идентичность на основе нуминозного архетипического образа.»

Далее интересно проследить не столько путь Ивана-Царевича, сколько характер его взаимодействия с другими на этом пути.

Первым он встречает старого человека, предлагающего ему помощь, и сначала агрессивно отказывается брать ее,  но останавливает себя и настраивает взаимодействие: «Куда, молодец, пошел? Волей аль неволей?» – «Я с тобой и говорить не хочу!» – отвечал царевич, отошел немного и одумался: «Что же я старику ничего не сказал? Стары люди на ум наводят». Тотчас настиг старика: «Постой, дедушка! Про что ты меня спрашивал?»  Это первый опыт Ивана-Царевича взаимодействия с другими, когда он учится принимать от другого, чужого другого, что-то ценное для себя.

Далее начинается череда встреч со старыми женщинами и с каждой из них он уже смело использует свой навык брать.  Он останавливается переночевать в избе-тереме с медным кольцом и на вежливое приглашение старухи, седьмой десяток доживающей, отвечает достаточно агрессивно: «Ночуй, добрый молодец! – говорит ему старуха. – Куды тя господь понес?» – «Ах ты, старая сука! Неучливо спрашиваешь. Прежде напой-накорми, на постелю повали, в те поры и вестей спрашивай». Он ведет себя как младенец, который слишком зол на долго отсутствующую мать и рвет предложенную ею грудь ротиком. Старуха, доживающая восьмой десяток, в избе с серебряным кольцом, уже менее учтива, Иван-Царевич в ответ остается агрессивным: «Фу-фу! Доселева было русской коски видом не видать, слыхом не слыхать, а ноне русская коска сама на двор приехала. Откуль, Иван-царевич, взялся?» – «Что ты, старая сука, расфукалась, неучливо спрашиваешь? Ты бы прежде накормила-напоила, на постелю повалила, тожно бы вестей спрашивала». Третья старуха, в избе с золотым кольцом, как будто нарочно пугает Ивана и он начинает вести себя более мягко и  уступчиво, можно сказать, проявляет первые попытки эмоциональной связи : «Ах ты, такой-сякой! Железного кольца недостоин, а к золотому коня привязал». – «Хорошо, бабушка, не бранись; коня можно отвязать, за иное кольцо привязать». – «Что, добрый молодец, задала тебе страху! А ты не страшись да на лавочку садись, а я стану спрашивать: из каких ты родов, из каких городов?» Именно эта старуха, с которой у Ивана завязываются первые эмоциональные отношения, и которая как будто объединяет в себе образы хорошей и плохой матери, находит возможность помочь ему. Прощаясь с ней, Иван впервые проявляет заботу о ком-то (о своем коне): «Прощай, – говорит, – бабушка! Корми моего доброго коня сыто – я тебе за все заплачу».

Следующим шагом в развитии способности Ивана к эмоциональному взаимодействию становится испытание его готовности жертвовать. Ему приходится отрезать свои икры, чтобы накормить Моголь-птицу, несущую его к мечте о привязанности. И эта жертвенность не остается без ответа, птица возвращает Ивану здоровые ноги.  Главный герой получает первый опыт взаимного эмоционального обмена, когда не только ему дают, но и он дает и получает в ответ. После этого путешествия становится возможной встреча с Ненаглядной Красотой и завоевание ее взаимности. Однако психопатическая структура еще не побеждена. Иван-Царевич пропускает предупреждение своей невесты о том, что 9 дней его сна ей будет трудно выдержать, и ее похищает Кащей Бессмертный.  «Девятеро суток, с боку на бок не поворочусь; станешь будить меня – не разбудишь, а время придет – сам проснусь». – «Долго, Иван-царевич! Мне скучно будет». – «Скучно не скучно, а делать нечего!» Лег спать и проспал как раз девять суток. В это время приехал Кощей Бессмертный и увез Ненаглядную Красоту в свое государство.»

Последним, важнейшим испытанием для Ивана-Царевича, которое сохранено во всех вариантах сказки с участием Кощея бессмертного, является отказ от хищнической агрессии.

«Хищническая агрессивность заключается в том, чтобы найти, выждать, проследить, а затем напасть на жертву с намерением уничтожить ее. Затаенное дыхание и бесшумная поступь хищника свидетельствуют о низком уровне аффективного и физиологического возбуждения. Аффективная агрессивность возникает при переживании внутренней или внешней угрозы, в результате чего сильно активизируется деятельность автономной нервной системы и принимается поза нападения или обороны: учащается сердцебиение, дыхание становится прерывистым, возрастает тревога. Хищническая агрессия – это отличительный признак психопатического человека, будь то примитивный акт насилия над посторонним или продуманно утонченный акт мести в отношении своего бизнес-партнера»

В большинстве вариантов сказки  этого нет, но в варианте сказки, записанной Афанасьевым, сохранилось упоминание намерения съесть добычу  в сыром виде. «Вдруг летит ястреб; Иван-царевич прицелился: «Ну, ястреб! Я тебя застрелю да сырком съем». – «Не ешь меня, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь». Бежит медведь: «Ах, Мишка косолапый! Я тебя убью да сырком съем». – «Не ешь, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь». Глядь – на берегу щука трепещется: «А, щука зубастая, попалася! Я тебя сырком съем». – «Не ешь, Иван-царевич! Лучше в море брось: в нужное время я тебе пригожусь». Стоит царевич и думает: когда-то наступит нужное время, а теперь голодать пришлось!» Но сделав этот выбор, отказавшись от хищнической агрессии Иван-Царевич получает смерть Кощея и убивает его. И только окончательно убив Кощея, Иван получает возможность жениться, или сформировать привязанность, получить доступ к богатой эмоциональной жизни.

Таким образом, чтобы перешагнуть психопатическую структуру, душе необходимо сделать несколько важных шагов:

1. Согласиться принимать от других что-то хорошее.

2. Научиться просить, а не требовать (согласиться, что другие могут дать, а могут и не дать то, что тебе нужно).

3. Заботиться о других, о том, что нужно им.

4. Жертвовать, отказываться от своих интересов ради другого.

5. Отказаться от хищнической агрессии.

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

В високосный год 29 февраля чествуется самое злое божество славянской мифологии Кащей или Чернобог.

Казалось, сказочный образ Кощея Бессмертного никак не может быть связан с божеством, пусть и злым. Кто же стоит за образом Кощея Бессмертного? Почему его связывают с Чернобогом? Есть ли еще прототипы у Кощея? Все эти вопросы подтолкнули нас к исследованию.

Главной особенностью Кощея Бессмертного является то, что его смерть существует отдельно от него. Она находится в яйце, в нем оказывается ещё и игла, у которой надо сломать конец, что вызывает быструю смерть Кощея.

В Касьянов день славяне провожали зиму. По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно было раздавить в руке сырое куриное яйцо. Считалось, что таким образом Кощею, смерть которого скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кощей символизирует собой и зиму, то заодно кончается и зима. Мы провели сравнительный анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов и выяснили, что у Кощея, Чернобога и Карачуна больше общих черт, чем у Касьяна и Кощея. Так, например, внешний вид примерно одинаков у первых трех персонажей, а внешность Касьяна отличается.

Местом обитания у Святого Касьяна служил монастырь, т. к. он был монахом, и даже утратив свою «святость» он не ушел в подземелье или темное царство, как Карачун, Чернобог или Кощей. Не прослеживается у Касьяна связь с животными, кроме того, что от его взгляда «скот дохнет». Сходство у Касьяна с Карачуном и Чернобогом проявляется лишь в злодеяниях, направленных на людей, да празднике «Кощеев день». Мы видим, что сам народ объединил эти образы, нарекая их общим именем Кощей (Кащей), наделяя страшной внешностью и магической силой разрушения. Мы считаем, что прототипами его в разное время были Карачун (язычество) и Чернобог (о нем упоминается после принятия христианства).

Касьян как прототип Кощея менее вероятен.

Так зачем же появился Кощей? Ни с Карачуном, ни с Чернобогом никто никогда не осмеливался бороться, выступать против них, наоборот, Чернобогу ставили идолов и приносили жертвы. Создание сказочного образа Кощея, которого может победить герой, необходимо было для того, чтобы уравновесить античеловеческий образ истинного Чернобога. Нами было проведено анкетирование среди учащихся вторых классов с целью определить, что знают младшие школьники по данной теме. Результаты опроса показали, что всем известна версия о происхождении имени Кощея от слова «кость». Чуть меньше половины ребят указали на знание и других версий. А вот о прототипах Кощея практически никто не знает, как и о празднике «Кощеев день». Так что, мне есть о чем рассказать одноклассникам!

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:Лагошина С. С., Чаплыгина В. В. Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов // Юный ученый. — 2017. — №2.2. — С. 65-66. — URL https://moluch.ru/young/archive/11/832/ (дата обращения: 28.02.2020).

В ходе исследования, проведенного С.В. Заевым на основе выборки, составившей около 70 как волшебных, так и бытовых сказок из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки», а также былин и распространенных фольклорных сюжетов и авторских стилизаций было сформулировано по 4 мужских и 4 женских образа. В число этих образов вошли стереотипные персонажи русских сказок, наиболее часто встречающиеся в фольклорных текстах. Критериями описания образа стали имя персонажа, перечень основных положительных и отрицательных качеств и его краткая характеристика. Зооморфные образы С.В. Заевым не рассматривались. По результатам опросов были сделаны обобщающие выводы о наиболее распространенных положительных и поощряемых в сказке, а также наиболее порицаемых, показанных как нежелательные, мужских и женских качествах. Был сформирован некий обобщенный портрет, представляющий характерные для сказки мужские и женские роли.

Согласно результатам описанного исследования, мужчина в русской сказке, как правило, активен и является сюжетообразующей силой. Чаще поощряется во всех начинаниях. Наиболее ценимыми мужскими качествами выступают: сила, храбрость, удачливость, смекалка, щедрость и справедливость. Но есть и недостатки: жестокость, грубость, необязательность, а порою некоторая инфантильность.

Женщина в русской сказке часто пассивна, выступает как жертва обстоятельств или же помогает мужчине советами, растит детей, ведет хозяйство, ждет мужа из похода или странствия, может выступать в качестве награды. Но встречаются и активные, самостоятельные персонажи, действующие относительно независимо. Как правило, наибольшую активность проявляют Царевны (в сказке обычно поощряются) и Ведьмы (в сказке обычно порицаются). Женщины чаще порицаются в сказках за различные проступки и отклонения от установленных поведенческих норм, нежели мужчины.

Результатом проведенного исследования стал вывод о том, что большинство русских народных сказок демонстрируют базовый патриархатный стереотип, который представляет собой специфическую конструкцию психологических черт и поведенческих моделей и подразумевает четкое разделение мужской и женской сфер деятельности.

Для выяснения базовой гендерной конфигурации важно рассмотреть также трактовку власти в соотношении между полами, воспроизводимую в популярных сказках. Исследование Е. Здравомысловой показало, что люди старшего поколения, независимо от пола, обладают большой властью в сказочном мире. Так, слово отца является законом, руководством к действию для детей. Предписывается почтение и уважение к пожилым людям. За ослушание старших герои наказываются. Часто старики и старухи выступают как помощники героев и дарители волшебных средств. Они – воплощение мудрости и знания жизни.

Также необходимо остановиться на таких значимых персонажах русских сказок, как Баба-Яга и Кощей Бессмертный. Они встречаются в сказках с разными сюжетами и базовыми гендерными конфигурациями. Характерным атрибутом этих персонажей является обладание волшебной властью. Они обладают также и атрибутом пола, поэтому стоит кратко остановиться на их описании.

Канонический мужской персонаж сказок, обладающий сверхсилой, – Кощей. В отличие от амбивалентной Бабы-Яги, Кощей всегда представлен как воплощение зла. Он никогда не жалеет героев и героинь, не помогает им. В конце сказки его всегда убивают, что подтверждает идею победы добра над злом. Образ Кощея больше подпадает под традиционное определение мужественности: он агрессивен и вероломен, ему присущ дух конкуренции и соревновательности, он дерзко покушается на чужих жен и невест, принуждая их к насильственному супружеству. Этот персонаж демонстрирует приверженность эволюционному принципу силы – «побеждает сильнейший». Он бросает вызов героям сказок. Кощей – это также искуситель, он провоцирует проявление у героев мужских качеств, навыков воина и защитника.

В сказочном повествовании два представителя власти – Кощей и Баба-Яга – вступают в косвенную борьбу, в случае если Баба-Яга представлена как положительный персонаж, помогающий герою. Это борьба социальной иерархии, которую возглавляет Кощей, и природного единства, на защите которого стоит Баба-Яга. При этом Баба-Яга всегда действует не напрямую, а через Героя, которому помогает советами или волшебными атрибутами, способными помочь в борьбе с Кощеем. Стандартный сказочный финал – победа добра над злом, то есть Бабы-Яги и Героя над Кощеем. Таким образом, мы видим очередную демонстрацию женской хитрости и умения стратегически воевать «чужими руками». Победа, пусть и косвенная, женщины над мужчиной демонстрирует очередной гендерный стереотип – о женской хитрости и наличии скрытой власти.

Так, архетип женщины в сказках этого типа делится на две симметричные взаимодополняющие части – «плохая» женщина (мачеха) правит, но проигрывает, «хорошая» (падчерица) – угнетена, но выигрывает. При этом нередко главным – и единственным! – противником положительной, угнетенной героини как раз и становится другая, «плохая» женщина.

Особый акцент в своем исследовании В.Н. Люсин делает и на том, что женский персонаж даже в пассивном сценарии почти всегда выгодно отличается от мужского в отношении ума (даже классический эпитет Василиса Премудрая подчеркивает этот факт). Большинство приключений в сказках с субъектом-героем начинаются после совершенных им же ошибок, неразумных поступков (кража Жар-птицы, молодильных яблок), женские же персонажи ошибок, как правило, не делают – шкурку лягушки сжигает Иван-царевич, а Иванушка пьет из лужицы, хоть мудрая сестра и отговаривала это делать. Зато потом героиням приходится самим расплачиваться за неразумность и неосторожность брата или суженого, ну или же – за собственную хитрость и любопытство. Именно хитрость, в позитивном значении этого слова, В.Н. Люсин называет тем неоспоримым преимуществом, которое женский персонаж может противопоставить – и часто победить с его помощью! – мужской физической силе.

Говоря об активном сценарии, В.Н. Люсин отмечает, что, несмотря на его угнетенность сценарием пассивным, он все же достаточно ярко представлен в фольклоре многих стран – и в частности, в русском. Схему сказок с героиней-богатыршей (вспомним классификацию Е. Здравомысловой, где она называет такой сказочный канон хоть и скупо представленным, однако исконно русским) В.Н. Люсин также представляет как трансформацию (если быть скрупулезно педантичными – то, скорее, предтечу) травестийных сюжетов, которые отдаленно соотносимы со структурой медиаторных сказок. Героиня, переодеваясь в мужчину или изначально ведя мужской образ жизни, побеждает противоположный пол средоточением положительных черт обоих гендеров – она и физически сильна, и умна, и хитра, и бесстрашна.

Каркищенко Елизавета Александровна

из диссертации “Гендерные стереотипы: дискурсные средства формирования и репрезентации в коммуникативном поведении подростков”

Смысл и значение образа Кощея Бессмертного с психоаналитической точки зрения.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

Кощей (Кащей) Бессме́ртный — антагонист в русских сказках и фольклоре. Царь, колдун, лич, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. В славянском язычестве — хранитель подземного царства (аналог Аида). Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скаредным и скупым («там царь Кащей над златом чахнет» А. С. Пушкина). Кроме имени героя сказок, слово имеет ещё два устаревших значения: «худой (или скупой) человек» и, в древнерусских текстах, «пленник».

  • Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.
  • Кощей является весьма могущественным чародеем:
    в сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство;в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех;в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею;в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу.
  • в сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство;
  • в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех;
  • в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею;
  • в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу.

Кощей не может быть побеждён подобно прочим врагам, а только путём выполнения определённых манипуляций:

В сказке о Марье Моревне главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь:

Во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне либо подземелье, скованным цепями.

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

  • «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».
  • древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркского kоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».

Худой, скупой человек

Слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский «kitami» (шея), на польский — «chudzielec» (шея).

В Слове о полку Игореве древнерусское «кощей» (пленник) упомянуто дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя.

Это слово, по одним предположениям, от «стоянка» (в древнерусском «кошь» — стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны коша. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от «кости́ть» (бранить), но Фасмер отмечает это сближение как менее вероятное.

  • В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно.
  • Также врагами Кощея являются богатыри Дубыня, Горыня, Усыня из сказки «Иван Соснович», двоих из них Кощей убивает, а Дубыню смертельно ранит. В этой сказке Кощей (Кащей) погибает от рук Ивана Орла.

Кощей Бессмертный в кинематографе

  • Кащей Бессмертный (Георгий Милляр)
  • Римский-Корсаков (Евгений Лебедев)
  • Весёлое волшебство (Федор Никитин)
  • Новогодние приключения Маши и Вити (Николай Боярский)
  • Там, на неведомых дорожках (Александр Филиппенко)
  • После дождичка в четверг (Олег Табаков)
  • На златом крыльце сидели (Виктор Сергачёв)
  • Лиловый шар (Игорь Ясулович)
  • Книга мастеров (Гоша Куценко)
  • Чудеса в Решетове (Нодар Мгалоблишвили)
  • Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства (Валерий Ткачёв)
  • Реальная сказка (Леонид Ярмольник)
  • Приключения в Тридесятом царстве» (2010) (Евгений Щетинин)
  • «Царевна-лягушка» (1954) (реж. Михаил Цехановский, озвучил Александр Румнев)
  • «Сказка сказывается» (1970, озвучил Георгий Милляр)
  • «Царевна-лягушка» (1971, реж. Ю. Елисеев)
  • «Молодильные яблоки» (1974, озвучил Георгий Милляр)
  • «Баба Яга против!» (1980)
  • «Ивашка из Дворца пионеров» (1981, озвучил Гарри Бардин)
  • «Два богатыря» (1989)
  • «Фантазёры из деревни Угоры» (1994, озвучил Георгий Вицин)
  • «Бабка Ёжка и другие» (2006) (положительный персонаж, озвучил Алексей Колган)
  • «Иван-Царевич и Серый Волк» (2011)
  • Опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».
  • Балет Игоря Стравинского «Жар-птица».
  • Историко-фантастический роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» (1833 год).
  • В британском сериале «Доктор Кто», Кощей — одно из имён Мастера, бессмертного антагониста главных героев.
  • Панк-рок-опера группы «Сектор газа» — «Кащей Бессмертный».
  • В серии книг «Тайный сыск царя Гороха» (Белянин, Андрей Олегович) Кощей выступает в образе местного «криминального авторитета», с деятельностью которого борется главный герой серии.
  • В серии книг «Преданья старины глубокой» Александра Рудазова Кащей — главный злодей книги.
  • В комиксе «Хеллбой» появляется наряду с другими славянскими мифическими существами — Бабой-Ягой, Перуном, Василисой Прекрасной, Домовым.
  • В известной RPG-игре «Ведьмак» (The Witcher), которая создана по мотивам произведений Анджея Сапковского Кащеем является паукообразный мутант в 5 главе игры. Впервые паук-«костец» (польск. Kościej, дословно Кощей) появился в рассказе «Дорога без возврата».
  • В сборнике Ольги Громыко «Ведьмины байки», а конкретно — повести «О бедном Кощее замолвите слово».
  • В серии книг Кащей (Мансуров) Кащей выступает в роли ученого, потерявшего память(настоящее имя Леснид), собиравшего золото, с маниакальным упорством, для того чтобы всего лишь использовать несколько сот грамм для микросхемы
  • В третьей части трилогии М. Г. Успенского «Приключения Жихаря» — «Кого за смертью посылать» (1998) Кощей Бессмертным отождествлён с вечно юным и прекрасным Питером Пэном. Репутацию старого похитителя женщин Кощей приобрел благодаря рассказам его многочисленных любовниц, желавших таким образом ввести в заблуждение своих мужей или женихов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *