Баба Яга

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-Яга: кто такая, значение в славянской мифологии

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

сыктывкар, архангельская область, александр афанасьев , республика коми, религиозные праздники

Религия, Сыктывкар, Архангельская область, Александр Афанасьев , Республика Коми, Религиозные праздники

Баба-яга

Подробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко – на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров – живых и умерших.

Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.

“Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно”, – говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.

Как выглядела Баба-яга

Сегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога – костяная.

Атрибуты и символика Бабы-яги

Незаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.

День Бабы-яги

Несколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.

Семья Бабы-яги

Считается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других – его теткой.

Значение Бабы-яги в славянской мифологии

Среди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом – костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.

По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.

Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.

Сказки про Бабу-ягу

В XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.

Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.

Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.

Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.

У других народов

Ученые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.

Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую – наказывает.

Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это “Мальчик-с-пальчик”. Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют “с носом”.

В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как “толочь, мять, тяжело ступать”, родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово “ступа”.

Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.

А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.

Была ли Баба-яга на самом деле

Исследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. “Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности”, – пояснила Екатерина Дорохова.

Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: “В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи”.

Баба-яга как оберег дома

Сегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.

Многие считают, что если “завести” дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для “охраны” дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.

Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

Ваня Журавлёв. Баба Яга

Хорошо известны основные черты образа Бабы-Яги: это женщина, старуха, у нее необычная (чаща всего – костяная) нога. По причинам, которые станут понятными дальше, остался в тени важный признак Яги: она была одноногой. На него мало обращали внимания исследователи, между тем как именно он открывает возможность проникнуть глубже в древнюю зооморфную природу Яги.

Баба Яга

कैलीमाँ – Мама Кали

При дальнейшем развитии образа одна нога приобретала новые фантастические признаки: она становится то деревянной, то золотой, то костяной. Последний признак оказался самым стойким. Зарегистрированная некоторая неустойчивость признаков, которыми наделялась нога богини смерти, лишний раз подтверждает, что они вторичны по отношению к первичному качеству – одноногости. Отметим также, что эти вторичные, но достаточно яркие признаки, особенно костеногость, переключали на себя внимание сказочников и слушателей; древнейший признак – одноногость – постепенно погружался в тень.

Костеногость – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Потому он и оказался самым устойчивым из вторичных признаков, что лучше чем другие выражал внутреннюю природу образа. Но почему признак смерти был прикреплен не к чему-либо, а к ноге мифологического персонажа? Это вызывает недоумение: ведь хорошо известно, что первобытное сознание регистрирует изменения, происходящие в теле под влиянием смерти, не в конечностях, а в первую очередь в органах дыхания и кровообращения. Не были ли одноногость и костеногость в образе Бабы-Яги семантически однозначными признаками? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к образу одноногих сверхъестественных существ.

Баба Яга

Для иллюстрации мы возьмем примеры из наиболее изученной классической мифологии, хотя их можно найти немалое количество в мифах многих народов, так как образ божества с одной ногой или испорченными ногами распространен во всех частях света – в Европе, Азии, Африке, в Северной, Центральной и Южной Америке, Австралии и Океании.

Баба Яга

Гефест возвращается на Олимп. Греческая амфора.

О Гефесте было известно, что он сильно хромал – даже ходить один не мог, его поддерживали две выкованные из золота рабыни. Греки объясняли хромоту тем, что Гера, пораженная уродством сына, сбросила его с Олимпа, и он при падении повредил ногу. Но это позднее объяснение. Более ранние мифы помнили, что Гефест был хромым от рождения. В чем же состояло первоначальное уродство? Ответ находим в мифе о сыне Гефеста Эрихтонии. Его воспитывала Афина. Однажды она передала младенца в закрытом ящике дочерям Кекропа (божества земли), запретив при этом заглядывать в ящик. Девушки нарушили запрет, открыли ящик и увидели, что тело младенца переходило в змеиный хвост. Уродство, которое удалось замаскировать отцу, обнаружилось у сына.

Баба Яга

Oedipus (on the right), the Sphinx (on the middle) and Hermes (on the left). Attic red-figure stamnos, ca. 440 BC.

Правило “если у мифологического существа неладно с ногами, то ищите змею” поддается обращению (conversio): “если мифическое существо имеет отношение к змеям, то ищите какую-нибудь историю о его ногах”.

Баба Яга

Zeus with eagle. Tondo from a black-figure Laconian cup, ca. 560 BC.

Баба Яга

Zeus and Typhoeus Zeus darting its lightning on Typhon (Typhoeus). Side B from a Chalcidian black-figured hydria, ca. 550 BC.

Баба Яга

Zeus and Typhoeus; Black-figure hydria (water jug), c. 550 BC

Изображение древнего Литовского  флага ( T . Narbutt 1835 )

Можно привести еще много примеров. Но и приведенные дают возможность расположить их в эволюционный ряд, выявляющий этапы антропоморфизации змеи как существа мифологического:

1) змея (первобытная стадия);

2) человекоподобное существо со змеиным хвостом (стадия Эрихтония);

3) одноногое божество;

4) хромое божество (стадия Гефеста);

5) божество, имеющее недостаток в ноге (стадия Эдипа);

6) божество вполне “очеловеченное”, на былую хромоту которого намекает только миф или ритуал (стадия Зевса).

Баба Яга

Писидия, Септимий Север, 193-211 годы, медальон. На реверсе сидящий на троне Зевс, внизу два змееногих гиганта.

Но это самая общая схема. В эволюции конкретного мифологического образа могут выпадать те или иные этапы. Так, по-видимому, не все божества, ведущие начало от змеи, проходили стадию одноногости. Вместо формирования ноги из хвоста появлялись два змеиных хвоста – будущие ноги или ноги, похожие на хвосты.

Баба Яга

Провинция Лидия, Каракалла, 198-217 годы, медальон. На реверсе Деметра правит колесницей, запряжённой крылатыми змеями, в каждой руке держит по зажжённому факелу.

Баба Яга

Божества Фусии Нюйва. Роспись на шелке.

Иногда антропоморфизания задерживалась: как будто человеческой фантазии жалко было расставаться с привычным образом. Возникают причудливые фигуры божеств со многими змеиными хвостами. Но это не клубок извивающихся хвостов, а симметрично расположенные внизу туловища пары хвостов (классический пример – змееногие скифские богини), то есть те же человеческие ноги, но в змеином обличьи.

Баба Яга

Змееногая скифская богиня. Источник kraevedenie.net

Баба Яга

Баба Яга

The altar where Jory Goddess is worshipped. Photo taken at the main temple in Belur Karnataka, India. Photo Pratheepps / Wikipedia

Баба Яга

В свете сказанного нетрудно объяснить, почему атрибутивная природа Яги была выражена через ее ногу (“костяную”). Ведь перед этим Яга была одноногой, и это качество связывало ее с первобытным олицетворением смерти – змеей.

Баба Яга

Яга Баба едет с Коркодилом драться. Русский лубок XVIII в

Так устанавливается генеалогия образа: новое время – Баба-Яга – костяная нога (сказочный персонаж); дохристианская эпоха – Баба-Яга – одна нога (славянская богиня смерти); первобытная эпоха – Змея (олицетворение смерти).

Баба Яга

ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ

Лаура Сестри (Италия). Баба-Яга и змей

Как перевернули образ Бабы Яги с ног на голову.

Все мы с детства знаем о персонаже из русских сказок – Бабе Яге. Написано много книг и снято несколько фильмов на основе сказок, в которых фигурирует «бабка-ёжка». Но так ли много мы знаем о ней?

На самом деле, Баба Яга – это очень древнее божество в славянском пантеоне Богов, которому поклонялись наши предки. Однако, после принятия христианство на Руси, была разработана целая программа по избавлению от старого наследия, а особенно от языческих богов. Всем им придавались злые, демонические качества и уродливые черты внешнего вида. Не миновало это и Бабу Ягу.

Но в народе долго продолжали храниться обычаи и традиции, связанные с верой предков. Некоторые из этих традиций дожили даже до наших дней. Например, Масленица или Купала (Ивана-купала) – это все языческие праздники, которые так и не удалось изжить из традиций русских людей. Наверное, многие не знают, но даже сказки, на ранних этапах после принятия христианства на Руси, считались запретными, потому что в них фигурировали языческие действа и персонажи.

Однако с этой старой традицией тоже не удалось справиться. Сказки как читали детям, так и читают до сих пор, в том числе и про Бабу Ягу. Хотя, она там уже в образе злой, страшной колдуньи, пожирающей людей. Но не все так просто.

Если мы вспомним сказку про Бабу Ягу и ее поведение с теми, кто забрел в дремучий лес и нашел ее избушку, то вспомним, что перед тем как поместить «гостя» в печку, «бабка-ёжка» мыла доброго молодца, кормила его и только после этого хотела отправлять в печку.

Все описанное – это не что иное, как древний языческий ритуал, который совершался якобы перед путешествием в загробный мир. Помните «тридесятое царство»? Это он и есть, только в сказочной интерпретации. Бабе Яге были преданы отталкивающие черты, но не учли тот момент, где описываются вот эти ритуалы, которые говорят о том, что Баба Яга – это языческое божество у славян, которое служило проводником в загробный мир. Даже описание внешнего вида нам может об этом свидетельствовать.

Помните про «баба яга – костяная нога»? Так вот, у славян-язычников, наших далеких предков, очень осторожно относились к следам, оставленным на земле. Ибо считалось, что по следу человека можно навести на него порчу. Поэтому Баба Яга была с костяной ногой, она не оставляла следов.

Есть версия того, что Баба Яга – это другое название языческой богини Макоши (Мокоши), которой поклонялись славяне. Ну а отрицательные свойства она «приобрела» только после принятия христианской веры.

Само название «Баба Яга» имеет несколько версий происхождения:

По одной из них, это название перешло к славянам от фино-угорских племен (мордва, мари), проживавших по соседству и даже вперемешку с ними. На древнем фиго-угорском диалекте «Яга» – это шуба, вывернутая наизнанку, а баба – это фигура женского божества. Часто она была выполнена из золота, поэтому ее старались спрятать, чтобы неприятель не мог похитить ее, а прятали, обычно, в той самой «яге», вывернутой шубе.

Местность, в которой проживали фино-угорские племена, была болотистой, поэтому жилища старались строить на больших сваях, которые напоминали куриные лапы – это послужило «появлению» жилища бабы-яги, избушки на курьих ножках.

По другой версии, более славянской, «Яга» – это производное от «Яша» или «Ящур/Пращур». Пращурами, как Вы знаете, назывались предки всех живых людей. То есть, считалось, что она прародитель, по женской линии, всех живущих людей. Однако, версий о происхождении названия «Баба Яга» существует куда больше двух, а совершенно точный ответ вряд ли можно сейчас установить.

По понятным причинам христиане старались представить славянских Богов злобными существами. На самом деле славянская «Баба Яга» противоположна христианскому образу. Бабу Ягу в древности называли Баба Йога или Йогиня Матушка — Богиня-Покровительница детей. И была она вечнопрекрасная, добросердечная, любящая.

Йогиня Матушка считалась покровительницей детей-сирот и вообще всех деток. Она странствовала на своей огненной небесной колеснице по небу и верхом на коне по всем землям, где жили потомки рода Славянского, собирая безпризорных детей-сирот.

И во всех поселениях ее узнавали по нарядным сапожкам, украшенным разными золотыми узорами, по излучающей любви, доброте, нежности. Люди ей показывали, где есть дети-сироты. Величали ее Бабушкой Ягой Златой Ногой. Напомню, сапожки ее были шиты золотом. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Алтайских гор, т.е. где начинается река Иртыш (Ирий тишайший). Все это Она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели.

В предгорном Скиту, где Йогния-Матушка проводила детей-сирот через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы Рода называли — Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый — лапата́ (потому что украшен резной лепниной, отсюда слово «лепота»). В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего лапата́ задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.

Для всех присутствующих на Огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив их живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога.

Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата́ в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.Когда загорался Огонь в Пещи Ра, Мудрецы Рода переносили детей-сирот из углубления на лапате в помещения Капища Рода. Впоследствии, когда дети становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род. Но ничего из этого чужеземцы не видели и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога детей-сирот в жертву Богам приносят.

Эти глупые чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет маленьких детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их. Даже имя Богини Йоги исказили, стали называть Ее «Баба Яга костяная нога» и стали пугать Богиней всех детей.

Существует распространенная версия среди исследователей древних славян о том, что сказки – это закодированное послание потомкам на долгие тысячелетия вперед. Якобы древние славяне считали, что когда-то наступят «смутные времена» и сказки будут помогать потомкам славян находить правильные решения в различных жизненных ситуациях. Похоже, что случай с бабой-ягой тоже относится к системе закодированного послания, где описывается истинное назначение данного персонажа. Взял отсюда.

11 февраля славяне вспоминают Великого Велеса и его Ягиню. И речь идет даже не о Велесе, ПервоБоге, Владыке Магии, Мудрости и Музыки, Властителе Яви и Нави, Повелителе Жизни и Смерти, Хранителе устоев Мироздания.

Речь идет о нежности, о самопожертвовании, о силе вечной любви, соединяющей повенчанных душами под разными именами и воплощениями во все сущие времена.

Нет более в славянском эпосе такой истории, как эта. Нет более печальнее и возвышеннее истории, чем сказка о великой любви двух божеств – мужественный Велес и его Вечная Супруга Ягиня.

Баба Яга

Присядьте поудобнее у огонька и послушайте короткий пересказ северной сказки «О том, что начинается одним, а заканчивается и вовсе по – другому» из книги «Боги и Люди». В этой сказке есть все – и прекрасные душой мужчина и женщина, и страх, и ненависть, и благородство и любовь.

Баба Яга

«Сказка о Велесе и его Ягине»

Из книги О. Бояновой «Боги и Люди»

Ягиня

Вот ведь что странно было. Все науки превзошла, между мирами ходила, как из горенки в спаленку другие ходят. А от судьбы не убереглась, потому что сердце чистое оставалось, а душа наивная, зло ни в ком не видела. Да и красота, видать, ей не на счастье, а на неделю была дана.

Видит по небу в какой-то коробчонке мимо него промчалась девица, коса до пят. На лицо не разглядел, только ножки в золотых сапожках мелькнули. Но заинтересовался Велес:- Кто такая, почему мне ничего не известно! Помчался было вдогонку, но конь уже спотыкается, устал по чисту полю туда- сюда без цели весь день носиться.

Но Велес нет – нет, да вспомнит:

— Кто же эта такая, почему не знаю? Стал потихоньку расспрашивать, узнавать кто, да откуда.

Любовь

А молчали оба, потому что поняли, созданы они друг для друга на веки вечные и даже Навь не сможет их разлучить.

И еще увидел мудрый Велес и познавшая тайны древних знаний Ягиня, которую в детстве звали просто Йожка, что через многие испытания придется им пройти, но сохранят они этот миг узнавания на века и будут всегда находить друг друга и узнавать в будущих воплощениях. Так и стояли они долго, молчали, только смотрели глаза в глаза.

Первым опомнился Велес. Вспомнил все слова, что заготовил для знакомства, но говорить не стал, просто взял Ягиню за руки, прижал к себе и поцеловал, передав все чувства, что бурлили и клокотали в нем. А потом подвел Ягиню к своему коню, посадил, сам уселся позади, прижал ее к груди и стал слушать, как бьется ее сердце. А билось оно сначала, как бьется пойманная птичка, но потом вдруг оба их сердца забились одинаково. Конь медленно, словно все чувства седоков передались ему, стронулся с места и ровной рысью понес их в будущую жизнь.

Ненависть

Долго ли,скоро ли, но оказались они у дома Велеса. Велес снял с коня свою суженую, неся ее на руках, ступил на широкое крыльцо и перешагнул через порог. В палатах его уже встречали все домашние, а впереди всех выступала мать Велеса – властная Амелфа Земуновна. По обычаю Велес и Ягиня поклонились матери, а Велес сказал:

— Вот, матушка, моя жена Ягиня. Благослови нас!

Нахмурила брови Амелфа Земуновна, черная ревность застлала ей голову:

— Не спросясь, без моего разрешения привез девку в дом, да еще благословления просишь! Не бывать этому! Повернулась и пошла в свои хоромы. Челядь за ней потянулась.

Благородство

А Велес стал чернее ночи, взял Ягиню за плечи, к себе прижал итак, обнявшись повел к себе в хоромы, а челяди приказал пир свадебный готовить. Успокоил, приголубил жену, сколько получилось и отправился к матери. О чем они там говорили, Ягиня только догадывалась, но она уже жизни своей без Велеса не представляла, не мыслила. Поплакала в подушку, повздыхала, но осталась верна своей привычке – в будущее заглядывать не стала:

— Будь что будет, от судьбы не уйдешь. Как Макошь узел завязала, так то и сбудется.

И к приходу Велеса она уже приободрилась, умылась, причесалась, еще краше стала. Пришел Велес, глянул с опаской, ожидая женских слез, истерики, всего – всякого, а встречает его молодая жена с улыбкой, ясным взглядом, да умными речами.

— Виноваты мы, Велес, перед матушкой. Надо было все по обычаю сделать, благословления попросить, сватов засылать, мне приданое приготовить. А мы – то как поступили – взялись за руки, в глаза посмотрели и все – муж и жена. Но что делать. Кони убежали, поздно конюшню запирать, по сбежавшему молоку слезы не льют. Будем любить друг друга, наслаждаться каждым днем, как последним, а матушка посмотрит на наше счастье, да и подобреет, сменит гнев на милость.

Смотрит Велес на Ягиню, слушает ее речи и понимает, что нашел он жену подстать себе — мудрую и великодушную.

Обман

Вернулся как – то домой Велес. Бегом промчался по хоромам, распахнул двери в спаленку, а там пусто. Он в сад, и там никого. Стал громко звать по имени, но вышла матушка. Стал спрашивать, где, мол, жена моя. А матушка так спокойно говорит, что как уехал Велес, так и жена из дому вон. Никому ничего не сказала, словом не перемолвилась, ушла и все. Велес взревел диким вепрем, на конюшню кинулся, а конь ему говорит:

— Что-то тут не так. Не могла уйти Ягиня, не сказавшись. Челядь поспрашивай. Велес так и сделал. Но никто ничего не знает, никто ничего не видел, знать боятся хозяйку пуще Велеса.

Коварство и жестокость

Он тогда к сестре. Алтынка сначала тоже запиралась, но потом, видя, как брат убивается, рассказала такую страшную правду.

— Как Велес уехал из дому, матушка, Амелфа Земуновна, стала с Ягиней слаще меда, нежнее шелка. Доченькой называет, всякими яствами потчует, такая вся добрая, хоть на хлеб намазывай, хоть так ешь. А Ягиня, открытая душа, тоже к ней ластится. Потом, не прошло и трех дней, как велит матушка баню топить.

Протопили баню, ведет она нас с Ягиней в парную. Меня выпарила, в предбанник вывела и велела сидеть здесь и молчать, что бы не увидела, что бы не услышала. И пригрозила, что будет, если ослушаюсь. Я киваю, боюсь поперек слово сказать. Но вижу, веник –то у нее заготовлен не обычный березовый, каким меня парила, а из волчьего лыка и жимолости. Я рот рукой закрыла, платком лицо прикрываю, чтобы себя не выдать, слышу, нахлестывает матушка веником, а сама громко что-то приговаривает. Ну, точно, думаю, заклятье кладет. Но шевельнуться сама боюсь. Матушка- то наша всегда на расправу быстрая. А потом вдруг Ягиня как закричит, да и затихла тут же. Тут уж я вскочила и в парную. Смотрю, лежит Ягиня на полке, тело все малиновое, ядовитым веником нахлестанное. А на груди у нее лежит раскаленный камень из каменки. И лежит она не шевелится. Я как закричу, а матушка за косу меня ухватила, лицом в кадушку с холодной водой засунула и клонит голову все ниже и ниже. Все, думаю, сейчас наглотаюсь воды с концом. А она спокойненько так говорит, что кому, мол, пикнешь, то же будет. И отпустила. Я так и села на пол, с Ягини глаз не отвожу. Мать вышла, зашла уже одетая. Велела мне идти накинуть одежу на себя. Я вышла. Только оделась, заходит мужик, я его раньше у нас в подворье и не видела, колоду деревянную заносит. За ним другой с крышкой. В эту колоду положили Ягиню, сверху покрывало кинули и заколотили колоду. Взяли и вынесли во двор. А там повозка. Колоду на повозку поставили и повезли. Я крадучись за ними, прячусь, огородами пробираюсь. Они в реку колоду кинули, та и поплыла в море. А сами сели на повозку и поехали прочь. А времени прошло уже больше месяца. Рассказала Алтынка все, как была и хлопнулась на пол, рыдая.

Жизнь за жизнь

Собрал Сварог срочно богов, поведал, что рассказал Велес и попросил совета. Все боги решили, нужно найти сначала, а там посмотрим. Отправились к Двине, где она в море впадает. Осмотрели реку, стали искать дальше.

Макошь свою сеть, которой когда-то поймала Девану, прикинувшуюся белорыбицей, опять раскинула. Вся морская живость помогать взялась. И вот зацепили колоду, в водорослях она запуталась и тонуть, не тонула и дальше не плыла. Вытащили колоду, открыли, а там Ягиня лежит, как живая, но не дышит, холодная как лед, но все такая же красивая.

Велес заплакал, не стесняясь своих слов, схватил Ягиню на руки, баюкает, как ребенка, просит – умоляет вернуться к нему. А Хорс, не теряя времени, быстренько кинулся в Ирей, набрал там живой воды полный сосуд, дает его Велесу.

А тот только Ягиню и видит, ничего не слышит, не понимает. Перун как гаркнет Велесу в ухо:

— А ну, очнись, побратим. Это твое дело оживить и показывает на сосуд, который Хорс принес. Велес очнулся, намочил плат живой водой, стал обтирать Ягиню, смачивать ей губы, каплями вливать в рот. Не оживает Ягиня. К Макошь все повернулись. Все знали, что Велес женился на названной дочке Макоши. Глазами все спрашивают, в чем же дело?

Та погрустнела, но отвечает:

— Закон для всех одинаков. Жизнь за жизнь. Она уже была в Нави. Кто-то из вас должен добровольно отправиться в Навь, тогда ее душа может вернуться в тело. Все затаили дыхание.

Но Велес не раздумывал ни минуты.

Я пойду. Она так мало еще жила и так недолго была счастлива. И как только он это сказал, почувствовал, как теплеет ее тело, розовеют губы. И вот уже открыла Ягиня глаза и их глаза встретились, как когда-то.

А Велес почувствовал, как холодеет его тело и руки, поддерживающие Ягиню, становятся все прозрачнее и прозрачнее. Он бережно опустил Ягиню, поцеловал ее, прошептал:

– Жди меня, я приду.

И растаял, как тает утренняя роса, впитавшись в землю.

Отправился Велес в Навь, но овладела тоска его сердцем, и пошел он дорогами темными, путями печальными, от Земли и Яви далеко лежащими. Долго так он блуждал в Нави, потеряв себя, пока по велению Крышня и Макоши не пришлось ему возродиться в другом теле и от других родителей.

Баба Яга

Вечная любовь

Сварог глянул на Ягиню:

— Спрашивай, дочка.

Та тихонько прошептала:

— А с Велесом свижусь еще когда? И опустила голову, страшась ответа.

— Свидишься, но только обличья у вас будут разные. Но вы всегда будете узнавать друг друга, жить долго и счастливо, пока срок тебе в Навь идти не наступит, а потом снова возрождаться в новых обличьях и опять любить друг друга. Ягиня вздохнула облегченно и счастливо:

— Я буду ждать. Он придет.

Так и случилось. В других телах, в других обличьях, в других кругах жизни.Она была и Азовушкой и Асей Звездинкой, и Линой Святогоровной, и Сидой, и Премудрой Вилой. И во всех назначенных жизнях они находили и любили друг друга.

Послесловие

И это единственная сказка про вечную любовь во всем славянском эпосе. Наверное, потому, что нельзя об этом говорить часто – слишком многие из нас проходят по этой жизни, так и не встретив свою настоящую вторую половинку.

Но история Ягини в нашей северной сказке – это не только история ее любви. Ее жизнь, простой девочки, уже в самом начале подверглась как жестокому удару Черной Морены, так и божественному покровительству со стороны самой Макошь.

Одинокие годы, поставленные на службу поиска и закалки молодых талантливых людей, помощи страждущим путникам, ее возросшие магические способности – и дом на перекрестке трех дорог, трех миров. Способность выглядеть, по своему желанию, то молодой девушкой, то древней старухой.

Вы узнали Бабу Ягу? Это все о ней.

Непостижимые значения оберега Велеса

Самый загадочный славянский Бог Велес

Дети Велеса: что ведаем о загадочном славянском Боге?

Велесовы святки. Зимняя сказка о славянских числах

Велес – загадочный славянский Бог

Он Бог Трёх Миров, Бог Магии, Властитель Перекрёстков. Велес свободно ходит меж мирами и ведает тайну магии. К нему за помощью обращаются волхвы, ведуньи и чародеи. Обращаются к Велесу и как к покровителю домашнего скота. Просят его о материальном благополучии и о защите нажитого от худых людей. Обереги этого Бога советуем только взрослым, уверенным в своих силах людям.

Живут славянские Боги долго, гораздо дольше людей. За долгую жизнь многое случается. Потому история о детях Велеса не одна будет. Поведаем, как встретил Велес Богиню Диву-Додолу, мать Бога Ярило, какой была Баба Яга у славян, кто настоящая жена Велеса. В истории о Велесе, как в сказке, в тугой узелок всё завязано, одна ниточка за собой другую тянет.

Баба Яга

Сын Велеса и Богини Дивы Додолы — Ярило

Велес и Богиня Дива-Додола

Богиня Дива-Додола, жена Перуна, что связывает её с Велесом? Сказывают, Велес да Перун встретили красавицу Диву-Додолу. Улыбнулась гордая Богиня Перуну, по нраву сильный да смелый Перун ей пришёлся, на Мудрого Велеса Додола и не посмотрела.

Хитрый всегда лазейку найдет, ум да хитрость силу обходят. Превратился Велес в чудесный белый цветок, растущий ровнехонько на пути Дивы-Додолы. Богиня Дива-Додола не устояла перед красотой цветка, прикоснулась к нему, понюхала белый ландыш, и сама не заметила, как погрузилась в сон. После родился у неё сын Ярило, Бог Ярой Страсти и Плодородия. Унаследовал от Велеса он мужскую силу, от матери, Богини Дивы-Додолы – любовь к расцвету природной жизни, к плодородию земли.

Баба Яга

Дети Велеса в мире Яви: две сестры и Троян, Бог Знахарства

Дети Велеса от земной женщины

Много времени провел Велес в мире Яви. Полюбились мудрому Богу люди, многому научился он у них. За время пребывания Велеса в Яви такая история случилась. Жил Велес в облике простого человека в избе с большой семьей: красавица-сестра да семь братьев. Приглянулась Велесу красавица-девица, и ей по нраву пришёлся умный да толковый гость.

Братская любовь пуще каменных стен. Как заметили семь братьев, что сестра с гостем друг дружкой любуются, быстро свадебку сыграли, после и детки родились. Две девочки да мальчик. Дети Велеса росли и стало уж заметно, что мальчик, Троян, стало быть, третий ребенок, особым умом, способностями к целительству, чародейству выделяется. Тем временем Бога Трех Миров призвал Род в Ирей, пришлось оставить Велесу жену. Дочки в мире Яви при матери остались. Сынка, Трояна, отдали в обучение Китоврасу, Богу Мудрости. А уж позже Троян сам стал Богом, то другая история, которую у нас можно прочесть в статьях «Северной сказки».

Баба Яга

Бог сна у славян считается сыном Велеса и Морены

Жена Велеса – Богиня Морена?

Возможно, слышали вы, дескать, жена Велеса – Морена, Богиня Зимы и Смерти. О том историй мало ведаем. Сказывают только, что родился у Морены и Велеса Бог Сна, у славян и имя ему было Сон. Быть может, потому сны вырывают нас из обыденной жизни, позволяя прикоснуться к тайнам, которые ведает Велес, заглянуть в иные миры?

Велес и Баба Яга

Сказывают, в то самое время, когда рассорился Велес с Перуном из-за внимания Богини Дивы-Додолы, встретил славянский Бог Мудрости свою любовь. Увидел Велес девушку-красавицу, с косами до пят, в наряде ярком с золотыми сапожками, пролетавшую по небу в какой-то коробчонке. Узнаете в описании Бабу Ягу у славян? Верно, была в те времена Баба Яга красавицей Ягиней. Да и после представала Баба Яга перед людьми часто в облике молодой красавицы, а вовсе не страшной старухи.

Полюбили Велес и Ягиня друг дружку, да многие испытания ждали их впереди. Не приняла невесту мать Велеса, задумала избавиться от неё. Велесу же пришлось в обмен на жизнь любимой в Навь уйти. Путешествие в Навь не простое, меняет не только душу человека, а даже и Бога. Об истории любви Велеса и его жены Ягини в книге северных сказок «Боги и Люди» прочесть можно, коротко северную быличку мы в статье о Велесе и Ягине пересказали.

Баба Яга у славян была красива да мудра, детишек чародейству обучала, многие науки ведала. Жила Ягиня в тереме на перекрестке Трех Миров, как и Велес, дружбу с Богами Яви, Прави и Нави водила. Чем не жена Велесу, Мудрому и Хитрому славянскому Богу?

Баба Яга

Макошь ошибочно считают женой Велеса.

Что ещё сказывают

Встречали мы и миф, дескать, Макошь – жена Велеса. К сожалению, нынче история эта распространена. А ведь Макошь – одинокая Богиня, пряха судеб, вовсе не жена Велеса. Живёт Макошь отдельно от других Богов, прядет ниточки судеб, узелки событий важных на них завязывает. Своей же женской судьбы Макошь не имеет, некому для неё спрясть ниточку с историей любви.

Окончание сказа

Такие истории о детях Велеса мы собрали:

  • Ярило – сын Велеса и Богини Дивы-Додолы
  • Троян – сын Велеса и земной женщины
  • Сон, Бог сна у славян – сын Велеса и Морены
  • Жена Велеса, Ягиня, иными словами Баба Яга у славян, да может, и их детки, нам о том не ведомо.

Великие мифы. Велес и его Ягиня

Еще про Тора:  Орел в кругу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *