Вышние БогиРа-М-ХаРод-ПородительБог ИнглъБог РодБог ВышеньБог СварогБог ПерунБог РамхатЛада-МатушкаБог ВелесБогородица МакошьЧислобогДаждьбогБогиня МаренаБогиня ДживаБогородица РожанаБог СемарглБог КупалаБог СвентовитБог ИндраБог КолядаБог Крышень
Боги-Покровители
Дажьбог
Стрибог
Ладо-Бог
Яра-Бог
Ярило-Солнце
Бог Озем и Богиня Сумерла
Богиня Тара
Баба Йога
Богиня Доля
Богиня Недоля
Бог Хорс
Бог Патер Дий
Бог Хмель
Бог Вий
Богиня Веста
Бог Ний
Богиня Валькирия
Бог Прове
Бог Руевит
Бог Удрзец
Бог Один
Богиня Леля
Богиня Дива-Додола
Богородица Зимун
Бог Световит
Бог Волх
Мать Сыра Земля
Богиня Дзевана
Бог Агни
Бог Траян
Бог Святовит
Богиня Желя
Богиня Карна
Бог Тор
Бог Ладаад
Бог Услад
Бог Родомысл
Боги-Управители
Бог Варуна
Числобог
Чернобог
Бог Вотан
Богиня Мерцана
Боги-Охранители
Бог Чур
Бог Знич
Бог Спех
Белобог
Бог Поревит
«Боги наши суть Отцы наши, а мы дети их».
Вышние Боги
Вышними Богами Православные Староверы-Инглинги называют тех Богов, кои поддерживают во Вселенных различные формы Жизни и сохраняют гармоничное течение всех жизненных явлений в Светлых Мирозданиях в соответствии с Незыблемыми Законами Единого Творца-Созидателя, коего мы люди нарекаем Великий Ра-М-Ха. Каждый из Вышних Богов выполняет свои Небесные деяния, но при этом наши Вышние Светлые Боги помогают людям, идущим по Путям Духовного и Душевного Развития, по Путям Творческого Созидания и Искренней Любви, по Праведным Путям, в которых Чистая Совесть является мерилом всего.
Боги-Покровители
Богами-Покровителями Православные Староверы-Инглинги называют тех Светлых Богов, которые покровительствуют Звёздам, Солнцам, Землям, Лунам и различным Стихиям, а также всем Родам Расы Великой и потомкам Рода Небесного во Вселенных и помогают сохранить их гармоничное развитие и существование в Светлых Мирозданиях в соответствии с Незыблемыми Законами Единого Творца-Созидателя, коего мы, люди, нарекаем Великий Ра-М-Ха. Каждый из Небесных Богов-Покровителей выполняет свои Небесные деяния, но при этом ещё и помогает людям, идущим по Путям Духовного Развития и Творческого Созидания, по Путям, в которых Чистая Совесть является мерилом всего.
Боги-Управители
Кроме Вышних Небесных Богов и всех Светлых Богов-Покровителей, немаловажное внимание среди Православных Староверов-Инглингов уделяется почитанию древних Богов-Управителей.
Сии Светлые Боги управляют разными видами Стихий, различными желаниями, а также размеренным течением Жизни и многими другими событиями, которые постоянно происходят на Мидгард-Земле, в жизни Родов Расы Великой и в жизни потомков Рода Небесного.
Богов-Управителей множество, и поэтому назовём лишь тех, с которыми рано или поздно приходится встречаться человеку.
Боги-Охранители
Кроме Вышних Небесных Богов, Светлых Богов-Покровителей и Древних Богов-Управителей, очень важное внимание Православными Староверами-Инглингами уделялось и уделяется почитанию Небесных Богов-Охранителей.
Ибо все Небесные Боги-Охранители оберегают Староверов-Инглингов из всех древнейших Родов Великой Расы и потомков Рода Небесного, а также созданное Староверами для потомков добро.
Боги-Охранители охраняют благодатные пашни, леса и земли Родов Расы Великой, а также все Рубежи Славяно-Арийской Державы от набегов различных ворогов.
Все вышеперечисленные Небесные Боги, будь то Вышние Боги, Боги-Покровители, Боги-Управители и Боги-Охранители, почитаемые в Древнерусской церкви, но это не означает, что мы перечислили всех Небесных Богов, входящих в Небесные Круги. Во многих Весях и во многих Родах почитают своих Родовых Богов. Древнерусская церковь признаёт всех Родовых Богов наравне с вышеперечисленными.
Слава всем Небесным Богам наша!
* Слово «Бог» пишется с большой или маленькой буквы?
Родные Боги всегда пишутся с большой буквы, а чужие боги – с маленькой.
Бог Хмель
Бог Вий
Дий (Дый, Див) в славянской мифологии – бог ночного Неба и богатства, он-же Птица-Див. Он – бог небесных вод следующего, изначального неба, а не того, что ковал божественный кузнец-Сварог.Он родился от небесной козы Седуни и Бога Рода, Дый – брат Сварога, Владыка Пекельного царства, Верховный бог лунной династии. Когда Дий ударил Золотым Копьем в Мать Сыру–Землю, родился от этого богатырь Индра, а от союза Дыя с сестрой Дивией родились у них дивная дочь Дива-Додола и красавец сын Чурила. Дый поддерживал любовную связь с Тарусей, женой Бога Бармы. Считается, что Дый (Див) и Таруся были прародителями Дивьих людей.Облик Дыя никто не мог удержать в памяти, разные люди даже видели его по-разному. Сходятся отзывы о нем в одном: это вихрь-человек, сверкающий, точно молния, который внезапно появлялся на пути войска, идущего в поход, на бой, и выкликал пророчества: то страшные, то благоприятные.Обитал Дый в Уральских горах. Он был рожден, как светлый Бог Неба, того неба, по которому ходят облака и тучи, из которых изливается дождь. Он был любим людьми, потакал их желаниям, в нужное время поливал посевы дождем, благодаря этому люди получали хорошие урожаи. В подчинении у него состояло целое воинство великанов, которые называли себя «дивьи люди». Он обложил их тяжелой данью, которую они не в силах были платить. В ответ они перестали приносить жертвоприношения в его честь. И тогда он разгневался на них. Дый начал склоняться к темным силам и назвал себя Богом Ночного Неба, а поклоняться ему стали те, для которых темная ночь – мать родная. Это были воры, разбойники, всякие мошенники. Они после удачных ночных дел приносили Дыю богатые требы. Люди обратились за помощью к Велесу, который низверг Дыя в подземелье. При поддержки Вия он вернулся на землю, где решил устроить пир в знак примирения с Велесом. Там Дый предложил ему чашу, в которой был яд, и Велес сам ушел в мир мертвых. Великаны во главе с сыном Дыя победили воинов Сварога, на что тот разгромил его войско и замуровал «дивьих людей» под Уральскими горами. А после Сварог и Сварожичи пошли с Дыем и Чурилою в хоромы Дыевы и устроили пир. Чурила решил замолить свои прегрешения, он принес из тайных кладовых золото и драгоценные камни и поднес их Сварогу. И тогда Сварог взял Чурилу себе в услужение.
Бог небесных вод Див
Див – один из наиболее неоднозначных образов славянской мифопоэтической системы. Очевидно, что Див (другие, более поздние и менее распространенные имена – Дый и Дий) имел прямое отношение к божественному пантеону. По «Слову святого Григория» Див – бог неба, а точнее – небесного света. Л.А. Баркова в своих исследованиях говорит о том, что изначально имя «Див» само по себе обозначало «небесный бог», обладая, видимо, достаточно широким значением, выходящим за рамки единичной персонификации. С течением времени имя «Див» приобрело значение «чудесный» (отсюда – дивный). При этом очевидна связь с санскритом, где слово «дэва» означает «сияющий» и происходит от формы «див» (div).
Любопытно, что в «Слове о полку Игореве», а также в «Задонщине» образ Дива не несет в себе позитивной образности. В упомянутых текстах Див – это если не враждебный, то как минимум явно не позитивный образ. Фактически в «Слове» Див – образ катастрофы («уже вержеся Див на землю»), поэтому на данный момент среди исследователей нет единого мнения относительно толкования этого образа. Возможно, функции Дива как бога менялись с течением времени. В таком случае должны были существовать легенды, описывающие эти изменения, но если таковые и имели место, то они не сохранились, ни в устной традиции, ни в качестве документальных памятников.
В «Беседе Григория Богослова об испытании града» упоминается, что Див – есть небо, а его супруга Дива (или Дивия) – воплощение земли. Это классический дуалистический мифологический образ, который можно встретить во многих культурах древнего мира (самый простой и всем знакомый пример – Уран и Гея из древнегреческой мифологии). В связи с этим многие исследователи говорят о том, что Див почитался как бог небесных вод, изначальных творческих потоков, первичной энергии творения, которая «оплодотворила» твердь материального мира. В эзотерическом смысле образ Дива и Дивы близок к архетипическим образам-символам современной викканской религиозной системы, в которой есть лишь два верховных бога (суть манифестация двух творческих первопричин в физическом мире) – это Рогатый Бог и Триединая Богиня. В тоже время, Див и его «царство звезд» (см. легенду о Перуни и Додоле) вполне реально соотнести с древнескандинавским Удгард-Локи и соответственно Удгардом, чудесным (быть может, дивным?) миром, который живет по своим собственным законам, и где нет власти даже у асов.
ДИЙ, ДЫЙ, ДИВ
В ведийском и санскрите deva — производное глагольного корня div, одно из значение которого «сиять» (а вообще, их масса). Именно от того же корня происходят слова div и diy, у которых есть общие косвенные формы в ведийском (например, dyaus в номинативе и вокативе (с разным ударением), dive в дативе и т.д.), и основы которых чередуются в санскрите. Так вот, и div, и diy означают «небо», «день» и т.п. Соответственно, эти слова тоже имеют массу производных. Кстати, буквальное значение слова deva — «небесный». Вполне логично предположить, что славянские див и дый между собой тесно связаны. Дый — бог, согласно «Дыевому служению» и «Слову и откровению святых апостолов».
Он же птица-Див из «Слова о Полку Игореве». «збися Див, кличет верху древа — велит послушати земли незнаеме» «Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже вержеся Дивь на землю».
Возможно, бог небесных вод — следующего изначального неба, а не того, что ковал божественный кузнец-Сварог. Поскольку Дэва в переводе с санскрита означает «Бог», — может быть сопоставлен с Родом как одно из его имен, значащее абстрактное «Бог», неба и света дня.
«По Летовнику Георгия Амартола — сообщает нам Гальковский — Дий был сын Крона и брат Hина. Дий был назван в имельстые звёзды. У персов был закон поимати свою матере и сёстры, почему и Дий был женат на сестре своей Ире. В честь Дия в Египте заклали козлов и иных животных. У Амартола разсказывается, что Серух первый ввёл эллинское учение в Вавилонской земле почитать подвиги и деяния древних бывших ратник или князей; впоследствии же не ведущие люди стали почитать знаменитых предков за богов: «яко богы небесныи почитаахоу, и жрехоу им, а не яко человекомь мрьтвьном бывшем». Таким образом, люди стали обоготворять людей же, сделавших какое ни будь открытие или изобретение, — таковы, напр. Посидон — изобретший кораблестроение, Гефест, ковач меди и пр. Hо эти обоготворённые герои были простыми людьми. «И древле оубо иже от творць глаголемых богов, диа и крона и аполонаа, и ироя, мнеще, человеци богы быти, прельщаахоусе чтоуще». Потом под этими именами стали обоготворяться стихи. «Диа дьжда реше быти», т.е. Дий — это дождь. Hиже говорится, что люди послужили твари паче Создателя, обоготворили небо, землю, животных, птиц и гадов. «Именовахоу Диа небо». Итак, у Амартола под Дием разумеется божество дождя и неба, т. е. Зевс. Полагаем, что составитель русского слова был знаком с Эллинским Летописцем первой редакции. По Летописцу Дий был сын Крона (т. е. Хроноса), царствовавшего в Ассирии, который пожирал своих детей; но Дий был спасён благодаря хитрости своей матери Арии, подавшей Крону вместо ребёнка камень. Дий в Летописце отождествляется с Зевсом: «Егда же время ей б родити нарицаемаго Пика Зевсом ижи ес Дий». Hесколько строк ниже читаем: «Крон же остави сына своего Пика Зевеса, те ес дый, остави в Асури» он овладел западными странами. В Хронографе второй редакции Дий также отождествляется с Зевсом: «о Зеусе еже есть Дий». Дый — тоже, что ДИЙ. Дий имел и форму женского рода: «ов дыю жреть, а дроугый дивии». Беседа Григория Богослова о избиении града, — славянская вставка. Итак, Дий или Дый — бог дождя и неба, т.е. Зевс» .
Во многих мифологиях есть парные божества, которые соотносятся с жизненными стихиями природы. У славян примером такого взаимодействия могут быть Див и Дивия. Что вам напоминают их имена? Наверное, то же, что и мне – связь со словом «диво». Вот только исследователи считают, что Див и Дивия раскрывают перед нами не только свою дивно-чудесную сущность, но и связь с древними божествами
В праиндоевропейском языке слово «дейвос» означало «бог». Див и Дивия воплощали могущественные силы, а именно – взаимосвязь неба и земли, что порождает жизнь. Но почему же в некоторых источниках Див ассоциируется с демоническими силами? И как Дивия из лунной богини превратилась в Великую Мать?
Див и Дивия – боги дня и лунной ночи
Не слишком добрый Див
Див, которого также называют Дый, у древних славян считался небесным божеством, посылающим на землю священные дожди, что несли жизнь. В «Слове Святого Григория» Див описан как божество небесного света, а значит, он нёс свет и жизнь всему сущему. Но такой образ божества был бы слишком прост для Дива. Интересно, что по мере своего «старения» бог начинает медленно преображаться.
Если в ранних источниках Див – это вполне миролюбивое божество, могущественный и справедливый покровитель, то чуть позднее его имя уже сравнивают не столько с божествами, сколько с чудесами (вот вам и «диво дивное»).
Немало удивило меня и упоминание о Диве в «Слове о полку Игореве». Автор описывает его появление так, словно это начало какой-то катастрофы. Здесь, на мой взгляд, появляется сравнение Дива с его стихией. Всё-таки далеко не всегда небесные воды благосклонны к людям, нередко из-за их обилия происходят наводнения и трагедии. Вероятно, именно эту грозную силу подчёркивают некоторые тексты славян.
Див – великан и предсказатель
А вот в интерпретации мифов у народов Урала, Сибири, Кавказа мы встречаем ещё более поразительного Дива. Там его называют «дэва» и сравнивают с огромным человеком со звериной головой. Как думаете, мог ли подобный «бог» олицетворять нечто прекрасное и светлое (и не забывайте: речь идёт о славянских, а не египетских богах, где зверолюди были обычным явлением)? Великаны во многих преданиях выступают в качестве соратников зла, однако однозначного указания на «тёмную» сторону Дива тоже нельзя найти.
Помните песню «Чёрный ворон»? Интересно, что в мифах восточных славян Див может превращаться в филина или того самого чёрного ворона. Эти птицы считались предсказателями негативных перемен (войн или смерти).
Во время сражения Див мог прилететь и кружить над головами тех воинов, которым суждено погибнуть. Он не призывал смерть, а только видел будущее человека, которому жить остались считанные минуты.
В христианских летописях Див приобретает демонические черты
Лунная властительница Дивия
Теперь предлагаю познакомиться с более жизнерадостным божеством, а именно – Дивией. Порой её называют супругой или сестрой Дива, однако достоверные доказательства такого родства мне не встречались. Вероятно, они просто «однофамильцы», ведь и функции у Дивии совсем иные, нежели у Дива.
Дивия – царица ночи. Эта богиня не являлась олицетворением мрака, а напротив, воплощала собой свет, который можно увидеть во тьме. Благодаря ей ночью появлялись Луна и звёзды, что рассеивали полуночную темноту и посылали свой свет на землю.
Согласно легендам, Дивия была создана именно для того, чтобы во власти мрака, ночью, люди могли отличить свет от тьмы. Эта богиня считалась символом смены ночи и дня, а также извечных перемен, что человеку необходимо ожидать в жизни.
На мой взгляд, роль Дивии чрезвычайно важна, ведь смена времён суток и любые перемены – это и есть гармония жизни. Могущество этой богини доказывают и древние источники – в них имя Дивии часто идёт после Макоши в первых рядах женских божеств.
Едва солнце скроется за горизонтом, Дивия уже готовить свою колесницу. Она появляется с первыми сумерками. Богиня ловко управляет парой белых коней (некоторые предания говорят, что кони черны, словно ночь).
Родной брат лунной красавицы – Хорс, однако его колесница, Солнце, властвует в дневное время. Говорят, что Солнце и Луна никогда не встречаются в небе, но это не так. Порой мы видим их вместе. Наши предки верили, что это Дивия уговорила Дива, повелителя небес, позволить ей хоть иногда видеться с братом.
Дивия – покровительница материнства
Дивия считалась покровительницей женщин и незамужних девушек. У неё просили счастья и красоты, ведь лунный свет наделяли магическими свойствами. Более прочих Дивию почитали предсказательницы и гадалки.
Они изготавливали Лунницу – особый оберег в виде полумесяца или полной луны. Как рассказывают предания, чудесный амулет Дивии мог наделить способностью ясновидения, помогал обрести семейное счастье и встретить любовь.
В старинных христианских текстах, осуждающих язычество, также встречается имя Дивии. Славяне молились ей у колодцев или источников, моля силы небесного дождя послать влагу на иссушенную землю. Так может быть, со временем Дивия стала подобна богу Диву?
Это и правда так – образ лунной богини и покровительницы всех женщин постепенно превратился в Великую Мать, олицетворение земных сил и материнства природы.
Дивия олицетворяла собой лунный свет, что освещал путь ночью
Дивия и Див не слишком похожи друг на друга, однако есть в них нечто общее. Я неспроста объединила их, ведь их союз напоминает единство неба и земли, что встречается не только у славян, но и у многих других народов. Эти древние божества олицетворяют природные силы, лунную таинственность или могущество небес, а потому из глубины веков напоминают нам, насколько всесильной является природа, для которой мы – всего лишь дети.
ДИЙ (Дый, Див) -Бог ночного Неба и богатства, он же птица-Див.
РОДОСЛОВНАЯ: Дий был рожден в начале времен от небесной козы Седуни и Черного Змея . Дий ударил Золотым Копьем в Мать – Сыру – Землю, и родился от этого богатырь Индра. А от союза Дыя с сестрой Дивией родились у них дивная Дива-Додола и красавец сын Чурила.
После смерти сына поддерживал связь с Тарусей, женой Бармы. Считается, что Дый (Див) и Таруся были прародителями Дивьих людей.
ГОРОСКОП. Входит в состав гороскопа Ваш славянский покровитель.
СПОСОБНОСТИ К ОБОРОТНИЧЕСТВУ. Легко превращается в птицу Див.
СТИХИИ. Див относится к стихии ВОЗДУХА.
В ДРУГИХ РЕЛИГИЯХ6 В индийских ведах ему соответствовал ДЬЯУС — бог дневного света.
ОБЛИК: Облик Дива никто не мог удержать в памяти, разные люди даже видели его по-разному! Сходятся отзывы о нем в одном: это вихрь-человек, сверкающий, точно молния, который внезапно появлялся на пути войска, идущего в поход, на бой, и выкликал пророчества: то страшные, то благоприятные.
СВЯЩЕННАЯ ПТИЦА: Птица-Див, вестница бед и несчастий.
ХАРАКТЕРИСТИКА: Он был рожден как светлый Бог Неба, того неба, по которому ходят облака и тучи, из которых изливается дождь. Он был любим людьми, потакал их желаниям, в нужное время поливал посевы дождем, благодаря этому люди получали хорошие урожаи. Но постепенно Дый начал склоняться к темным силам и назвал себя Богом Ночного Неба, а поклоняться ему стали те, для которых темная ночь – мать родная. Это были воры, разбойники, всякие мошенники. Они после удачных ночных дел приносили Дыю богатые требы.
В КЛАДОВОЙ РУССКОГО ЯЗЫКЕ:
- Красив был Дий, и память об этом сказочном, невероятном существе сохранили для нас слова «диво», «удивление»: то есть нечто, вызывающее изумление.
- диковинка
Дьяус, Худ. Татьяна Литвинова
ДЬЯУС — в ведической религии бог неба, дневного света.
Вряд ли его стоит четко к славянским богам относить, он — ведический бог. Он не просто бог дневного неба, дневного яркого света, он — персонифицированное небо. А в славянской мифологии ему соответствовал Дый — бог неба.
СТИХИИ. Дьяус относится к стихии ОГНЯ.
Дьяус (др.-инд. Dyaus, собств. «сияющее, дневное небо», «день») — в ведической религии божество дневного неба, муж Притхиви, отец Ушас, Ашвинов, Агни, адитьев, марутов, ангирасов. Одно из древнейших божеств ведийского пантеона, верховный бог ранних гимнов, бог неба и небесного света. Был вытеснен образом Варуны
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев
Сегодня посмотрим 2-х божественных сущностей: Бога Хорса и богиню Дивию. Хорс — славянский Бог Солнечного Диска
Картина Игоря Ожиганова
Хорс (Хоре, Корс, Хорос) – славянский Бог Солнечного Диска. Важно не путать Хорса с другими солнечными Богами: Колядой, Ярило, Купало и Авсенем – эти Боги представляют солнце в разные времена года. Хорс же у славян почитался управителем колесницы, которая везет по небу солнечный диск. С именем Хорса связывают слово хоровод, ведь этот танец напоминает движение солнца по небу.
Упоминания о Боге Хорсе
Упоминания Хорса встречается в летописях. Кумир Хорса был установлен на капище князя Владимира рядом сПеруном, Макошь, Даждьбогом, Стрибогом и Семарглом. Сохранились и другие письменные источники, в которых упоминается капище, на котором установлен кумир Хорса.
Картина Н. Рериха Капище
Бог Хорс упоминается в «Повести временных лет» и «Слово о полку Игореве». В обоих вариантах есть четкое упоминание о том, что кумир бога стоит в Киеве. Так же из первого источника ясно следует, что Хорс входил в число божеств покровителей княжеского дома. В документе описано место кумира и как он выглядит.
В «Слове о полку Игорее», рассказывается, что Всеслав Брячиславич, якобы обернувшись волком, проделал путь от самого Киева до Тмутаракани, за ночь, до того, как свой путь начал Хорс. Интерпретации и переводы данного отрывка из трактата весьма спорны и расходятся. Кто-то из исследователей предполагает, что в первоисточнике речь идёт о городе Херсоне, или Корсуне.
Упоминания о боге Хорсе можно встретить и в других источниках. Например, «О идолах Владимировых», «Слове некоего Христолюбца», «Память и похвала Владимиру» и многое другое.
Большинство учёных склоняется к мнению, что Хорс имеет иранское происхождение и инороден славянскому миру , однако при этом он был включён в пантеон , созданный князем Владимиром. Возникает вопрос , а был ли Хорс чужеродным богом или являлся древним славянским божеством , родным и близким русскому человеку? Споры учёных мужей продолжаются до сих пор , но однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
В Лаврентьевской летописи, содержащей вторую редакцию « Повести временных лет», в записи от 980 года , говорящей о начале правления князя Владимира Святославича, книжник пишет : «И нача княжити Володимеръ въ Киев единъ и постави кумиры на холму внъ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса Дажьбога, и Стрибога , и Симарьгла и Мокошь». Интересный момент— имена Хорса и Дажьбога в тексте не разделены союзом и , по мнению многих учёных, это доказывает , что Хорс и Дажьбог имена одного и того же солярного божества. В Ипатьевской же летописи, второй по древности после Лаврентьевской, между именами Хорса и Дажьбога переписчик поставил союз «и», однозначно разделив два имени . На основании этих разночтений в учебном мире разгорелся спор можно ли считать Дажьбога и Хорса одним богом ,для обозначения которого использованы разные эпитеты , либо это два разных солярных божества Владимирова пантеона, кумиры которых помещались рядом. Эта тема в учёных кругах до сих пор считается открытой к обсуждению.
Из записей немецкого путешественника Вундерера сделанных в 1589-1590 годах во время его посещения Руси четко следует, что славянский бог Хорс крайне почитался во многих крупных городищах. Его кумир был установлен в Пскове. Согласно описаниям исследователя, в руках божества был огненный луч и меч.
Своим покровителем считали бога Хорса все крестьяне и земледельцы – они возносили ему молитвы, чтобы озимые посевы пережили холодное время и по весне дали крепкие и здоровые всходы.
Славяне верили, что Хорс благоволит к людям, находящимся в браке, верным супругам и всем, кто превыше всего хранит семейные отношения и домашний очаг.
Еще своим покровителем солнечного бога считали те, кто родился в начале июня, с 1 по 9 число.
Сила и влияние
Бог Хорс обладал разносторонними силами. Он не только восходил на небо, ему починялись различные силы природы. Своим велением Хорс бог славян мог утихомирить бурю, превратить метель в мягкий снегопад.
Славянский бог Хорс относится с солярным божествам. Но в его власти были небесные ветра и кучевые тяжелые тучи. Он приносил не только погожие солнечные деньки. Благодаря велению Хорса мягкий снег покрывал озимые, защищая их от вымерзания. Именно поэтому его считали покровителем озимой пшеницы и защитником урожая. Подобное отношение частично причисляло Хорса к пантеону богов плодородия.
Хорс в пантеоне славянских Богов
Славянский Бог Хорс создан Родом, Творцом славянского мира. Бог Хорс создан одновременно с его сестрой Дивией, Богиней Луны. Так брат и сестра сменяют друг друга на небе и редко видятся.
Бог Хорс женат на Заре-Зарянице. У Хорса и Зари-Заряницы есть двое детей: дочь Радуница и сын Денница.
Легенды и мифы о славянском Боге Хорсе
Славянские мифы рассказывают, что однажды Денница, сын Хорса захотел сам управлять колесницей, которая везет по небу солнечный диск. Хорс отговаривал сына, но не смог отказать ему в просьбе, только предупредил, что звездная дорога нелегка. Денница сел в колесницу с огненными конями, и те быстро почувствовали неумелого возницу. Кони понесли колесницу мимо звездной дороги, сжигая всё вокруг, а сам Денница упал на землю и разбился. Не правда ли напоминает древнегреческую легенду о Фаэтоне?
Однажды Хорс катился по небу и посмотрев на землю, увидал купающихся Зарю-Зареницу со своими сестрами Полуденницей, Вечеркою, Ночью-Купальницей. Хорс полюбил Зарю-Зареницу и намерился взять ее в жены. На их свадьбе были все ясуни-небожители. Прибыли и дочери Лады: златовласая Жива – богиня жизни, чернявая Марена – богиня смерти, белокурая Леля – богиня любви. Они одарили невесту золотым платком, которым озарялось все поднебесье поутру. А Хорсу в дар поднесли чашу живой воды — кто пьет из нее, тот никогда не умрет.
Каждое утро Заря-зареница разворачивала свой платок, от него по всему небу разливалось сияние, и потому гасли звезды, затмеваемые Зарей-зареницей. От звезд узнал о красе Зари-Зареницы ясный Месяц. Он был холост и потому решил украсть у Хорса его жену. Помог ему в этом Китоврас, он сотворил летучий корабль, чудно его разукрасил и посадил на нем прекрасный сад. Он приплыл на нем к острову Радости и зазвал Зарю на этот волшебный корабль. Китоврас задарил Зарю подарками, заговорил байками и увез к Месяцу.
Узнав об этом, Хорс бросился в погоню. Хорсу помогали Сварог и Лада – хранители брака, а так же все Сварожичи. Семаргл Сварожич догнал и разрубил Месяц своим мечом и вернул Зарю Хорсу. И с тех пор ясный Месяц тщетно ищет Зарю-зареницу и не может найти молодую Зарю. Вырастит Месяц опять, но Семаргл-огнебог вновь его разрубает.
Многогранная Звездная Книга Коляды, много в ней СКАЗАНИЙ и былин. По этим рассказам много каменных карт-кругов сделано было под небом острова ХОРТИЦА, звездных маршрутов нашего Солнца и его сына Хорса. Каждый камушек есть отражением звездочки с неба, каждый каменный круг являет собой какое то событие или чертог-созвездие звездного неба. Каждый знак это новый день в нашем календаре. Всю северную степную часть острова покрывали звездные карты Коляды.
Теперь только память людская помнит об этом.
Изображение худ. Виктора Королькова
Хорс вместе со Сварожичами помогал освободить Перуна, который был похищен Скипер-Зверем и спрятан глубоко под землей. Когда Перуна нашли, именно Хорс принес живой воды, чтобы вернуть его к жизни. Бог Хорс и Заря-Заряница вырастили Коляду, Бога Зимнего Солнца, и Авсеня, Бога Осеннего Солнца, когда их мать Майя-Златогорка ушла в Навь.
Оберег – символ Бога Хорса
Хорсу, Богу Солнца, посвящено несколько славянских символов.
Среди них оберег Огнивец, Колард, Солнцеворот.
Обереги с солнечными знаками обладают мощной защитной силой. Подобно тому, как солнечные лучи разгоняют тьму, они изгоняют из жизни человека неудачи и беды. Кроме того, знак Хорса, Бога, который трудится от рассвета до заката, помогает найти хорошую работу и добиться успеха в ней.
Археологические и письменные источники свидетельствуют о существовании у славян идолов – деревянных, каменных, металлических изображений богов. Бог Хорс, например, часто изображался в виде бородатого мужчины в шлеме, с символом солнца – коловоротом в руках.
Хорс – Бог-покровитель
Бог Солнечного Диска Хорс станет покровителем человеку, схожему с ним характером. Прежде всего, эточеловек-труженик, не любящий сидеть без дела. Человек это во всёмосновательный, благоразумновыделяющий время для отдыха и работы. В делахстремится к порядку, четкому плану. Чтобы соблюсти план, готов действовать решительно, направлять других людей, настаивать на своем.Умеет обращаться с деньгами, живет в достатке, заботится о благополучии близких.Держит данное слово, ему доверяют.
Картина Андрея Шишкина
В характере тех, кому близок Бог Хорс, есть такие черты:
- Высокая работоспособность;
- Ответственность;
- Напористость;
- Стремление к сохранению традиций;
- Практичность.
Праздники, где чествуют Хорса, Бога славян
18 августа – праздник Хорояр, день Хорса и Ярило. У славян праздник лошадей и Богов, которые им покровительствуют.
Славянский Бог Хорс — Бог Прави, которого, к счастью, мы видим в нашем мире на небосводе. Когда вы смотрите на Солнце, на его светящийся образ, вы видите проявление славянского Бога Хорса. Есть и другие солнечные Боги (Коляда, Ярило, Купала, Авсень), и Бог белого света Белбог, и Бог отражённого света Даждьбог , но только Бог Хорс — то самое Солнце в его телесном явном виде. Красивые сказки о Боге Хорсе повествуют о том, что когда-то Род-Творец отдал под его управление день, и каждое божье утро Бог Хорс выезжает на своей сверкающей колеснице на небо, и каждый вечер заканчивает тем, что в чёрной лодке, по чёрной подземной реке возвращается в свои хоромы — для того, чтобы утром вновь светить и давать тепло всем живым на земле.
Славянская БогиняДивия — наша прекрасная знакомая Луна. Именно проявление этой Богини мы видим в нашем мире в образе то тоненького серпа, то полного круга. Богиня Дивия-Луна — воплощение таинственности, переменчивости и предсказательной силы. Эта Богиня — покровительница Гадалов, Ворожей, всех Знающих. В явном мире её влияние распространяется на женщин, определяя жизненные ритмы. Прекрасная Богиня — близнец Бога Хорса, которой по воле Рода-Творца отдано управление ночным временем.
Дивия – славянская Богиня Луны, сестра Хорса, Бога Солнца. Упоминание Богини Дивии встречается в христианских трактатах, посвященных борьбе с поклонением древним Богам. Такие упоминания говорят о том, что Богиня Дивия почитаема издревле. На значимость Дивии, Богини Луны, в пантеоне славян указывает и большое распространение украшений-оберегов Лунница, связанных с силой Богини Луны.
К Дивии, Богине Луны, обращаются чаще всего женщины. У Дивии просят девичьей красоты и привлекательности, многие заговоры на красоту читают при свете луны, Ведающие обращаются к Богине Луны для развития интуиции, способностей к предсказанию.
Дивия в пантеоне славянских Богов
Славянская Богиня Луны Дивия созданаРодом-Творцом, так же, как и её брат-близнец Хорс, Бог Солнечного Диска. Богиня Дивия была создана, чтобы люди могли различить свет во тьме. В отличие от солнца, луна светит отраженным светом, но всё же способна дать людям возможность увидеть сокрытое в темноте.
Дивия, Богиня Луны, оберегает сон людей. Кроме того, луна помогает вести счет времени. Именно лунный месяц стал первой мерой времени, а Ведающие и сейчас в славянских обрядах ориентируются на свет луны.
Легенды и мифы о славянской Богине Дивии
Богиня Дивия редко участвует в славянских мифах, ведь каждую ночь она занята – едет по небу в своей повозке, подобно тому, как Хорс, Бог Солнца, проезжает по небу днем. Колесницу Дивии везет пара белоснежных коней (в некоторых легендах кони черные, как ночь) или пара круторогих быков. Дивия схожа осанкой да движениями со своим братом Хорсом, но увидеться им не удается: как только повозка Дивии выезжает на небосклон, Хорс уходит на отдых и наоборот. Правда, иногда встреча солнца и луны всё же встречается и мы видим их в небе одновременно. Славянские мифы рассказывают, что это происходит потому что Дивия уговорилаДыя, Бога Ночного Неба, разрешить ей иногда видеться с братом.
Оберег – символ Богини Дивии
Оберег Богини Дивии – Лунница. Этот оберег похож на полумесяц, есть много его разновидностей. Иногда рожки полумесяца направлены вниз, иногда вверх, есть круглые, замкнутые лунницы, напоминающие полную луну, и даже украшения, на которых изображены сразу три луны (растущая, полная и стареющая).
Оберег Лунница помогает гадалам и Ведающим, его носят, чтобыразвить способности к ясновиденью, интуицию. Кроме того, Лунницаприносит женщинам счастье в любви.
Трехрогая Лунница, оберег, у которого по центру есть третий «рог» полумесяца, напоминающий гроздь, приноситскорое зачатие и рождение здоровых детей.
Знак Богини Дивии «Лунница»
Дивия – Богиня-покровительница
Богиня Луны Дивия может быть покровительницей и для женщины, и для мужчины. Люди, которым близка Богиня Дивия, тянутся ко всему прекрасному, необычному. Они обладают утонченным восприятием мира, доверяют своей интуиции. Часто те, кому близка славянская Богиня Луны интересуются магией, гаданиями, стараются развить свои способности к чародейству и творческим людям. Такой человек может быть ранимым, характер его противоречив, чувства переменчивы. Периоды роста, активности у него сменяются упадком. Но после всегда приходит возрождение вместе с новыми идеями, открытостью к людям, оптимизмом.
В характере тех, кому близка славянская Богиня Дивия, есть такие черты:
- романтизм;
- ранимость;
- мечтательность;
- любовь к творчеству и чародейству;
- неорганизованность.
Так как практически во всех индоевропейских мифологических системах существует пара «земля-небо», то вполне логично предположить, что Див и Дива являются такой парой, так как Див соотносится с небом и светом неба. Дивия — богиня Мать-Сыра-Земля, оплодотворяемая небесными водами Дыя. Дивия, дивица и прочие производные именно отсюда.
Бог Вий (или как еще его именуют – Ниам) — это Бог славян, которого воспринимают Хранителем Душ, ушедших в Навь. В позднем представлении эта божественная Личность предстает в качестве некоего мифического существа с опущенными до земли веками. Коли вилами ему веки поднять, то ничто более не сокроется от Виева Ока. По имени славянского Бога Вия на древнем славянском языке называют ресницы у людей – вии. Такое звучание до сих пор сохранилось в языке украинского народа. В легендах Вия представляют неоднозначно, с противоречивым характером.
Славянский Бог Вий считается старейшим Богом, сыном Рода. Он появился на свет вместе со своим братом-близнецом, имя которому Род Прародитель дал – Дый. Несмотря на то, что славянский Бог Вий является тёмным Богом, тем не менее, Он частенько посматривает на светлую Правь, стремясь жить по ее законам.
Мудрые люди, зрящие в глубину, спокойно воспринимают порою странное поведение Вия. Помнят они о некоем тайном значении появления Вия для Мiров, в том – замысел Рода, ведомый до конца лишь Ему.
Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) — Владыка пекельного царства, царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.
Вий царь подземного мира, брат Дыя. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него тяжелые веки — их держат вилами его много численные слуги. И он до смерти не выности солнечного света. По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал.В восточнославянской мифологии Вий — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли.Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.
Но не так прост Вий, чтобы бродить по свету и отзываться по первому зову какой-нибудь колдуньи, он – особа важная, приближенная к самому Чернобогу.
Славянский Бог Вий – старейший Бог, сын Рода, появился на свет вместе с братом-близнецом Дыем. Род поручил своему сыну очищать пришедшие из Нави души от всего ненужного – привязанностей, зависимости и воспоминаний, чтобы вновь вернуться в мир Яви чистыми. Так что Вий в мирное время служит в Пекле (подземном мире – Нави и Преисподней) тюремщиком и одновременно является неподкупным и беспристрастным судьей над грешниками, которых бьет огненным бичом.
Вий Седуневич в войске Чёрного Бога
Считается, что Вий не переносит солнечного света – не потому ли он облюбовал подземный мир, где нет дневного светила? В военное время он становится воеводой Чернобога.
Не правда ли, очень уж противоречивой фигурой выступает Вий? С одной стороны, заботится о благополучии мира и помогает очищаться душам, с другой – мучает их. Но если он действительно чудище, каким представлен в мифах и сказаниях, на которые и опирался Н.В.Гоголь, то как может служить воеводой у самого Чернобога, ведь воевода – это военачальник, подтянутый, стремительный, но уж никак не неповоротливый монстр, да еще и слепой к тому же – с веками до самой земли! Вот я подумала: а не приложил ли к этому руку Чернобог – коварный и жестокий Повелитель