Бог-покровитель славян

У этого термина существуют и другие значения, см. Перун (значения).

Перу́н (др.-рус. , укр. , белор. , польск. ) — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

Перун по данным письменных источников

О культе Громовержца у славян сообщал ещё Прокопий Кесарийский (VI век):

Апокрифическая «Беседа трёх святителей» называет Перуна, наряду с Хорсом, ангелом грома и молнии, что ещё раз подтверждает его сущность громовержца.

Первые сведения о Перуне с упоминанием его имени появляются в «Повести временных лет». В частности, клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах.

Вот фрагмент договора 945 года:

Из договора 971 года мы узнаём следующее:

Бог-покровитель славян

Бог-покровитель славян

Пантеон Владимира в представлении древнерусского книжника

Перун упоминается в летописном рассказе о так назваемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:

И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.

«Языческая реформа» Владимира не принесла ожидаемых результатов, и насущной необходимостью стало крещение Руси. В связи с этим и в Киеве, и в Новгороде идолы Перуна были свержены и «изгнаны». В Новгороде это произошло так:

С проводами Перуна связаны также два «анекдота», встречающиеся в летописных вставках. Один из них рассказывает о «пидьблянине» — жителе новгородского села Пидьба:

Рано утром пришёл пидьблянин на реку, собираясь везти в город горшки. В это время к берегу подплыл идол Перуна, и пидьблянин оттолкнул его шестом, говоря: «Ты, Перушице, досыта пил и ел, а теперь же плыви прочь», и уплыло со свету нечестивое.

вошёл бес в (идол) Перуна и начал кричать: «О горе мне! Достался немилостивым сим рукам!». И скинули его в Волхов. Он же, проплывая под большим мостом, бросил палицу на мост и сказал: «На этом да поминают меня новгородцы». Безумные дерутся ею и ныне, творя утеху бесам.

Вывод о том, что Перун соотносится именно с «заложными», неупокоенными умершими, можно сделать и из книжной легенды в «Сказании о Словене и Русе», которая, хоть и практически не отражает живой традиции, но всё же весьма интересна:

Таким образом, Перун в произведениях древнерусских книжников превращается в демона, поверженного в момент крещения Руси. Это совершенно неудивительно, поскольку весь пафос церковных поучений был направлен против языческих пережитков. Однако в народной религии образ Громовержца не исчез, а сохранялся вплоть до последнего времени.

Упоминания Перуна за пределами Руси

В текстах таких средневековых немецких хронистов, как Гельмольд, Конрад Бато, Саксон Грамматик при описании земель балтийских славян упоминаются боги Прове (ему поклонялись в дубовой роще), Проно и Поренут, имена которых иногда сравнивают с именем Перуна.

Такие авторы, как Адольф Петер Затурецкий («Словацкие пословицы и поговорки»), Ян Колер, Сретен Петрович («Сербская мифология») приводят массу словацких народных поговорок и заклятий, в которых фигурирует Перун. Например: «Хочешь попасть к Перуну?», «На кой Перун это тебе?», «Перун в тебя попал!», «Перун тебя побрал!», «Перун тебя побей!», «Перунова стрела», «Перунова стена», «Перунов гром», «Перунов блеск», «Перунов путь», «Перуново вино», «Если ты Перун, громыхающий Перун, — покажи свои зубы!», «Бог Перун в облаках!» и т. д.

Перун по данным фольклора

Огненное восхождение пророка Илии. Новгородская икона кон. XV — нач. XVI веков.

Атрибуты Перуна

Бог-покровитель славян

Константин Багрянородный (сер. X века) оставил описание ритуала, связанного с дубом, производившегося на острове Хортица, на пути из варяг в греки. В данном случае речь идёт не столько о славянах, сколько о «русах» — скандинавах, перенявших славянские обычаи:

Свидетельствуют о культе дубов и данные археологии. Б. А. Рыбаков пишет:

Бог-покровитель славян

Цветок Перуна — ирис германский

Бог-покровитель славян

Кремневые орудия, которые могли служить «громовыми стрелами»

Бог-покровитель славян

Амулеты-«топорики» двух типов

Литература

(др.-рус. Перунъ, общеслав. *Реrunъ из индоевроп. *Per(kw)-un-o-s), в славянской мифологии бог грозы (грома). Общеславянский культ П. восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса (Перконса) в балтийской мифологии. Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и её предводителя (у славян – князя), особенно на Руси. Его представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной (седина?), а усы – золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил П. в эпоху двоеверия. Главным оружием П. были камни (польск. kamien piorunowy, в настоящее время название белемнита) и стрелы (др.-рус. о стрђлђ громньеи – «о громовой стреле», польск. strzala piorunowa, «громовая стрела»), а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах – «богомерзкие вещи»). Миф о П. частично восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях, где громовержец соотнесен еще с самим П. (белорус, пярун, «гром»), и по многочисленным сказочным, былинным и другим фольклорным трансформациям, где П. заменяют Илья и другие персонажи с позднейшими именами. П., первоначально в образе всадника на коне или на колеснице (ср. позднейшую иконографию Ильи-пророка), поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа – то мифологическое существо, которому соответствует Волос-Велес, в поздних текстах – сказочный Змиулан и т. п.), последовательно прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. При дальнейших трансформациях мифа может изменяться имя (но не облик) П. и его противника, но основная сюжетная схема остается неизменной. После победы П. над врагом освобождаются воды (в архаических и боковых трансформациях мифа скот, женщина, похищенная противником П.,- см. , , ) и проливается дождь. Поэтому наиболее очевидной интерпретацией мифа о П. (имеющего у славян и другие возможные истолкования) является его истолкование как этиологического мифа о происхождении грома, грозы, плодородного дождя. Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, само название которых указывает на связь с культом П.: болг. переруна с многочисленными табуистическими и звукоподражательными вариациями типа переруга, преперуда, сербо-хорв. прпоруша, возможно, связанные и со слав. *pors-, «порошить», и т. п.; такое же объяснение предлагается и для названий аналогичных ритуалов типа болг. и сербо-хорв. додола, ввиду широко распространённой связи корня *dhu в балтийской и других мифологиях с персонажем, родственным П. (например, Дундер: сербо-лужицкая поговорка о Дундере, храпящем в дикой яблоне, вероятно, связана с представлениями о раскатах грома; эпитет Перкунаса Dundulis позволяет предположить и в Дундере ранний эпитет П.). Эти ритуалы вызывания дождя включают обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами П. Характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с П., является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами (ср. «Перунов дуб» в средневековой западноукраинской грамоте) и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы П. (в Киеве и Новгороде) и его святилища. Соответственно по всей древней области расселения славян известны названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени П. Связь П. с горами и дубовыми рощами восходит к индоевропейскому периоду. В балтийской и славянской мифологиях П. приурочивается к четырём сторонам света, что видно, в частности, и из названия четверга как «дня П.» в полабской традиции, и из четырёх (восьми)-членной структуры святилища П. на Перыни под Новгородом (название святилища из слав. *Peruni, древнее соответствие готск. fairguni, «скала», др.-исл. Fiorgyn, Фьёргюн, мать громовержца Тора). Согласно древнерусскому источнику «Перунов много» (Перунъ есть многь), что относилось к наличию нескольких географических и сезонных ипостасей П., каждая из которых в мифологии балтийских славян, по-видимому, нашла продолжение в самостоятельном божестве, воплощающем лишь одну из ипостасей П. (ср. ). В пантеоне Киевской Руси П. почитался как высший бог, что видно и по его месту в списках богов.

Лит.: Иванов В. В., К этимологии балтийского и славянского названий бога грома, в сб.: Вопросы славянского языкознания, в. 3, М., 1958; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974 (лит.); их же. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах, в кн.: Типологические исследования по фольклору, М., 1975; Филиповиђ М., Трагови Перунова куљта код Jyжниx словена, в сб.: Гласник Земалског музеjа у Capajeay. Нова cepnja, t. 3, Capajeao, 1948; Kupiszewski W., Wegie³ek-Januszewska, S³ownictwo Warmii i Mazur, Astronomia ludowa, miary czasu i meteorologia, Wroclaw, 1959; его же, S³ownictwo meteorologiczne w gwarach i historii jêzyka polskiego, Wroc³aw, 1969; Pisani V., Slavische Miszellen, в кн.: For R. Jakobson, P. – The Hague, 1956; Gieyaztor A., Sprawca Piorunów w mitologii clowianskiej, в кн.: Ara historica, Poznan, 1976.

В. В. Иванов, В. И. Топоров.

(Перен, Перкун) — бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых. По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы. Грохотом его колесницы арийские племена объясняли себе громозвучные раскаты грозы. Насылая град, бури и безвременные ливни, он карал смертных неурожаем, голодом и повальными болезнями. Русское предание наделяет Перуна палицею: «Он же, пловя сквозь великый мост, верже палицю свою и рече: на семь мя поминают новгородскыя дети, ею же и ныне безумнии убивающеся, утеху творять бесом». Пущенная им стрела поражает тех, в кого бывает направлена, и производит пожары. Стрелы громовые, ниспадая из туч, входят далеко в глубь земли, а через три или семь лет возвращаются на ее поверхность в виде черного или темно-серого продолговатого камушка: это — или сосульки, образующиеся в песках от удара молнии, или белемниты, известные в народе под именем «громовых стрелок» и почитаемые за верное предохранительное средство против грозы и пожаров. Мифы представляют бога-громовника кузнецом и пахарем; раскаленное железо, сошник и камень — символические знамения его молний, заряженное ружье — позднейшая замена Перуновой стрелы или палицы, кипучая вода равносильна воде небесных источников, приготовляемой в грозовом пламени. В теплые дни весны Перун являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце; его творческою силою пробуждалась природа к жизни и как бы вновь созидался прекрасный мир.

Славянский бог Перун

Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи “Словаря славянской мифологии” Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Перун — бог-громовник, которому в славянском пантеоне принадлежит особое место.
Он связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя — князя.

Перун — сын Сварога. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивает тучи, гром выражает его гнев,
по всему небу развеваются его одежда и борода, ветры и бури — его дыхание.

Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста,
палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и бог всю зиму покоится в гробе-туче.
Когда же вернутся из теплых стран птицы, Перун разбивает свою темницу и сбрасывает с высоты врагов.
Богатырский конь переносит его в мгновение ока в любое место, мощными копытами побивает врагов.
Перуну служат быстролетные сокол и орел, остроклювый ворон, петух, возвещающий утро.
Земные травы крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались священными.

Перун посылает дожди, от него зависит урожай, а значит — жизнь. Он покровитель земледелия и кузнечного дела.
Как Перун плугом-грозой вспахивает облачное небо, разбрасывает семя дождя, гремит палицей,
так и человек на земле возделывает пашню, кует плуги и топоры.
Как Перун побеждает темные силы, так и пахарь ведет вечный бой с засухой или холодом.
Поэтому в древнерусском языке родственны слова: оратай (пахарь) и рать (войско).
А Перун не только бог грома и молнии, но и покровитель воинов.

По традиции Перуна считают верховным божеством древних славян, хотя, по мнению исследователей,
он занял главенствующее место относительно поздно, а до него во главе пантеона стояли
Род (Сварог) или Дажьбог.

Перун представлялся славянам в образе немолодого длиннобородого мужа, разъезжающего по небу
на огненной колеснице в сопровождении грозной свиты — Грома, Молнии, Дождя и Урагана.
Перун мечет на землю каменные стрелы и там, где ударит такая стрела, из земли начинает бить гремячий (незамерзающий) ключ.

По свидетельству древнерусского летописца, идол Перуна был деревянный, с серебряной головой
(то есть волосами; серебро изображало седину) и золотыми усами.
Жрец Перуна поддерживал перед его идолом неугасимый огонь, в котором горели дубовые дрова.

Перуну посвящался центральный летний праздник земледельческого культа.
В этот день в жертву Перуну приносили быка или вепря (дикого кабана).
Шкура и внутренности жертвенного животного сжигались на священном огне, мясо съедалось во время ритуальной трапезы,
а череп вешали на дуб — священное дерево Перуна, росший поблизости от святилища.

Перун почитался также как покровитель княжеской власти, воинов и военных подвигов.
При заключении государственных соглашений князья клялись оружием и богом Перуном.
В договоре князя Святослава с греками есть такая клятва:
«Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною, будем прокляты от бога,
в которого верим, от Перуна и Велеса, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие».

В одной из летописей содержится загадочная фраза о том, что «Перун есть мног».
Исследователи толкуют ее по-разному: то ли «перуны» было собирательным названием какого-то разряда божеств,
то ли это указание на большое количество святилищ Перуна. Таких святилищ действительно было много.
Одно из наиболее значительных находилось в Киеве, другое — близ Новгорода, в местечке, до сих пор носящем название Перынь.

После введения христианства святилища всех языческих богов были уничтожены, идолы повержены.
Идол Перуна, стоявший в Киеве на вершине холма, сбросили в Днепр.
Летописец рассказывает, что, когда он плыл по течению, киевляне бежали по берегу следом и кричали: «Выплывай, Перуне, выплывай!»

В христианскую эпоху образ Перуна-громовержца слился в народном сознании с образом святого Ильи-пророка,
так же, как и Перун, разъезжающего по небу на огненной колеснице.
В засуху совершались молебны, посвященные Илье-пророку, а в Ильин день -20 июля (2 августа по новому стилю) —
строго запрещались полевые работы.
Если же кто-нибудь нарушал этот запрет, то его лошадь распрягали, а сбрую всей деревней пропивали в кабаке.

Связь образа Ильи-пророка с языческими представлениями ясно выступает и в поверьях о том,
что Илья-пророк своими громовыми стрелами преследует нечистую силу, которая в грозу прячется,
превращаясь в змей, собак и кошек, укрывается под шляпками грибов-поганок.
После Ильина дня запрещалось купаться, потому что в этот день купаются черти и вода становится опасной для человека.

Разделы страницы о древнеславянском боге-громовнике и его родне:

  • Громовник – воплощение небесных стихий
  • Перун – славянский Бог-Громовержец
  • Культы громовержцев у соседних народов
  • Этимология имени Перун
  • Славянский Бог Громовержец
  • Перунов цвет – ирис (перуника, богиша)
  • Перунов День года и День недели
  • Додола – жена Перуна
  • Магура – дочь Перуна
  • Вий – насылатель видений и привидений, дед Перуна

Громовник – воплощение небесных стихий

Громовник — это воплощение всех небесных сил, прежде всего грома, молнии, грозы, олицетворение устрашающих стихий.
Славяне-язычники называли его Сварогом (богом неба),
потом эти функции перешли к громовержцу Перуну.

С принятием христианской веры библейский пророк Илья стал осмысляться как хозяин грома и молнии, мечущий свои молниеносные стрелы,
чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку.
Злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты.
Обыкновенно скрываются они в жилых и нежилых строениях, вскакивая через открытые двери и окна и влетая через печные трубы и всякого рода отверстия.
Столь же нередко спешат они укрыться в густой хвое, в тени развесистых деревьев, за всяким подходящим прикрытием.
Самыми надежными, вполне безопасными считаются в блудливом бесовском сонме живые люди, застигнутые под открытым небом на лошади
или в телеге, так как небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей
(бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах).

Перун – славянский Бог-Громовержец

Перун – один из самых главных Богов Славян.
Бог-громовержец, покровитель воинов.
Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян.
Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря.
Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года.
Перун покровительствовал князю и княжеской дружине – это явно прослеживается в истории тысячелетней давности.
Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь.

В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует “Повесть временных лет”:
“И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь”.
Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые.
Идол Перуна был установлен и в Новгороде: “и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу”.

Дуб – дерево Перуна

Археологиами было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами.
Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб.
Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом.
В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров
оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня.
Обе находки датируются VIII веком нашей эры.

В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира.
В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба.
В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе:
“дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить”.
Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.

Праздники в честь Перуна

До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха.
Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным.
При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров,
найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам.
Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц.
Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор – символ Перуна.
Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
В период христианизации оба капища были разрушены, а идолы сброшены в реки.

Культы громовержцев у соседних народов

Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов.
К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии – Пярун, в индии – Parjánya,
так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра.
В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис.

Стоит знать, что после христианизации многие Боги, скрытно ли, сознательно или бессознательно, самими ли христианами или славянами,
которые не хотели забывать своих Богов, были перенесены на образы христианских святых.
Эта участь не обошла и Перуна.

В каком-то смысле люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка,
которого также называют Ильёй Громовником.

Слово Перун в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата,
например: “Ты – это облако, ты – Ваю, ты – огонь, происходящий от молнии в небе.
Ты – гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты – страшный и несравнимый Перун, ты – грохочущее облако!
Именно – ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!”
или: “Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры.
И отколовшаяся часть перуна почитается Богами.
Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна.
У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она – в их обязанностях.
Кони у кшатриев – это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными”.

Этимология имени Перун

Историками и лингвистами довольно точно выяснено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова
*perti или переть, что означало – ударять, бить.
Хотя здесь же возникает вопрос, на который нет однозначного ответа – имя произошло от глагола или наоборот.
Таким образом, Перун означает – разящий, бьющий.
Словом “Перун” в древней Руси называли и просто молнию с громом.
Предки верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, метает молнии на землю.
Тучи и облака называли – “Перуновы деревья”, на которых сидят птицы-молнии.

Славянский Бог Громовержец

Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ – животных и людей,
в представлении славян – стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть.
Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе.
В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией,
чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде.

С этим связано одно поверье.
Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина).
Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр.
По этой же причине именно в этот период большое количество гроз – Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.

Оружие Бога Перуна называют “громовыми стрелами”, “Перуновыми камнями”, “стрелками”.
Оружием этого Бога считаются – топор, палица, камни.
Под “камнями” имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа.
Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника – воды.
По описанию некоего Стрийковскаго “истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии”.
Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы,
которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю.
Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса.
Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем.
Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их “стрелками Перуна”,
которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.

Перунов цвет – ирис (перуника, богиша)

Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным.
Например, в Житие св.
Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там.
Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: “А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ.
А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ”.
Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём “Регламенте духовном” запрещал “пред дубом молебны петь”,
что ясно говорит нам о том, что язычество, и вера в Перуна в частности, никуда не исчезало и не умирало, а жило и живёт до сей поры.

Перунов День года и День недели

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг.
В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем.
Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна.
Четверг перед Ильиным Днём в славянской традиции считается равным по значимости праздником.
Так же существует поговорка “После дождичка в четверг”, которая относит нас к древним поверьям.

Перунов День традиционно отмечается летом – 20 июля.
Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника.
В честь Перуна в древние времена приносились в жертву бык или петух.

Кроме того, на этот праздник по традиции устраивается бой, олицетворяющий мифический поединок Перуна с Велесом.
Миф о битве Перуна и Велеса довольно известен.
Однако в некоторых деталях он разнится.
В одних случаях Велес угоняет у Перуна стада коров (дождевые облака), в других его жену Диву-Додолу (Додолу).
В результате битвы Перун отбил своё у Змия-Велеса и загнал его в подземелье.
С тех пор Велес является Земным Богом и Богом подземелья, а Перун властвует на небесах и пасёт свои стада без всякой опаски.
Так же в этот день часто встречается ритуал вызывания дождя.

Додола – жена Перуна

В ритуале, посвященным это богине, участвуют шесть молоденьких девушек от 12 до 16 лет:
четыре поют, а двое представляют древнего громовержца и его жену.
Их украшают венками, льют на них воду (что должно вызвать дождь), преподносят им хлеб.

Позднее культ Додолы стал представлять собой воспевание молодости человека, с ее силой, жаждой и способностью трудиться и жить.

Магура – дочь Перуна

Сердце ее навеки отдано воинам, богатырям.
На поле брани Магура подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца.
Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Магура осенит его своими крылами,
коснется охладелых уст — и даст выпить воды из золотой чаши в виде черепа.
Отведавший живой воды Магуры отправится в Ирий, в райские чертоги, — для жизни вечной,
где и средь неземного блаженства вечно помнит он последний поцелуй Магуры.

Вий – насылатель видений и привидений, дед Перуна

Существо из ада, родственен Нияну, царю адскому.
У древних славян насылатель ночных кошмаров, видений и привидений.

Еще про Тора:  Дома древних славян картинки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *