За что «отвечали» самые древние славянские божества
Бог Род стоит на самой верхней ступени иерархии в славянской мифологии. Все остальные боги являются всего лишь проявлениями Рода. Ведь Род – это отец всего сущего на земле. Как представляли себе Создателя древние славяне?
Прародитель всего
Согласно славянской мифологии, вначале не было ничего, кроме хаоса. Затем посредством высших сил появилось так называемое Вселенское яйцо, из которого и родился главный бог Род. Именно Род разделил единый сгусток силы на тьму и свет, ночь и день. Из черных частиц Род создал темных богов, из белых – светлых. Светлые боги стали отвечать за созидание и обновление, а темные – за разрушение и уничтожение. Однако боги враждовали между собой, и Род расчленил мир на 3 части: Явь, Правь и Навь. В Яви жили боги стихий и обычные люди, в Нави – темные боги, а в Прави – светлые.
Для устранения беспорядков, бог Род создал другого бога – кузнеца Сварога. Сварог сковал мир цепями, благодаря чему в мире воцарился порядок. От дыхания Рода появилась на свет и жена Сварога – Лада – богиня гармонии, красоты и мудрости.
Кроме того, Род создал небо, землю, звезды, луну, солнце, растения, животных и людей, словом, все, что только есть вокруг нас. Недаром многие понятия, обозначающие окружающий нас мир, имеют один корень «род»: природа, родители, родина, народ, урожай.
Поклонение Роду
После того, как Род создал мир, богов и людей, он ушел на покой и растворился в окружающей атмосфере. Именно поэтому точного описания внешности Рода не существует. Иногда он изображался в образе седовласого старика, но этот образ, как считают специалисты, связан с восприятием людьми божества как родителя — главы семьи. Считалось что, бог Род спускался к простым смертным и в теле аиста. Вероятно, эта легенда и дала жизнь народному поверью, согласно которому аисты приносят в дом детей.
В честь главного славянского бога Рода не создавались идолы или специальные капитальные храмы. Молиться Роду можно было в любом месте, ведь он был вездесущ.
Устраивали гуляния в честь Рода и 8 сентября, когда собирали с полей последний в году урожай. В этот день славяне организовывали так называемые «рожаничные трапезы» и просили у Рода и его помощниц Рожаниц защиты не для себя лично, а для всего народа в целом. На пиру угощались творогом, яйцами, сыром, олениной, овсяной кашей и ягодным вином. После водили хороводы вокруг самой старшей женщины в общине, держащей в руках хлеб.
Весенний праздник Рода приходился на 14 апреля. В этот день пели гимны в четь бога Рода, разжигали костры и прыгали через них, проходя тем самым обряд очищения, обновления, «рождения заново».
Культ Рода
Культ бога Рода на Руси был столь прочен, что христианству не сразу удалось его искоренить. Так в тексте, датируемом XII веком, под названием «Слово Исайи Пророка» говорилось: «Откажитесь от идольских пиров Роду и рожаницам!» К тому же наши предки не называли себя рабами бога Рода, а считали себя его детьми, что также противоречило новому религиозному учению. В связи с тем, что, согласно язычеству, бог Род являлся родоначальником всего сущего на земле, боги и люди являлись прямыми родственниками.
Трудности в искоренении язычества привели к тому, что христианству пришлось позаимствовать у идолопоклонников множество праздников и обрядов. По мнению российского ученого Капицы, образы Рода и рожаниц были вытеснены образом Богородицы. Поэтому теперь «рожаничная трапеза» больше известна как христианский праздник Собор Пресвятой Богородицы.
Читайте наши статьи
Славянский пантеон и язычество древней Руси
В этом разделе приводится список божеств, сказочных персонажей и потусторонних существ древнеславянских верований.
По приводимым ссылкам можете почитать сведения о них, полученные из разных источников –
как достоверных (книги, энциклопедии мифов, в т.ч. сетевые),
так и не очень достоверных (с сайтов энтузиастов и любителей).
Первые приводятся выше вторых.
Автор сборника взял на себя смелость самому определить уровень достоверности этой информации,
публикуя в самом верху страницы по каждому божеству некоторую интегрированную справку.
Некоторые сведения еще не изучены – если в них приводится мнение современных славянских язычников –
то это не от автора, будет безусловно удалено.
Разделы страницы о фольклоре и верованиях древних славян:
- Божества древних словян
- Сказочные существа славянского фольклора
- Волшебные предметы славянских поверий
Божества древних славян
Языческий славянский пантеон представляет из себя несистематизированное (как у
древних греков)
собрание богов разных народов – от средиземноморских и прибалтийских до северокавказских и, возможно, приуральских.
Уникальные (т.е., в единственном числе) боги, богини и божества праславян, имеющие нарицательное имя.
Некоторые боги объединены в одну страницу из-за схожих функций, например, боги войны.
Группы древнеславянских божеств:
- Верховные боги:
Белбог, Род,
Триглав, Святовит. - Боги и богини загробного мира:
Чернобог, его жена Морана,
их дочери Желя и Карна. - Покровители любви, секса и брака:
богини-рожаницы Лада и ее дочь Леля,
спутник Лады Услад (бог веселья и удовольствий), первый сын Лады Лель (бог плотской любви),
второй сын Лады Полеля (бог брака), третий сын Лады Дид (бог супружеского счастья)
и разные сопутствующие духи и божки. - Богини-покровительницы женщин:
богини-рожаницы Лада и ее дочь Леля; Золотая баба, Дидилия. - Боги Солнца: Даждьбог, Хорс, Ярило.
- Боги урожая и охранители посевов:
Белун (Полевик, Житный дед). - Боги богатства и охранители кладов и полезных ископаемых:
Озем и Сумерла, Дед (Дедко), кладовики. - Воинские боги славян:
Див, Радегаст (Радигощ, Ризводиц), семиликий Руевит, четырехликий Свентовид (Святовид, Святовит),
Перун. - Многоголовые или многолицые божества:
3-головый верховный творец Триглав,
4-ликий покровитель мореплавателей Поренута,
семиликий Руевит и 7-головый пёс-охранитель посевов Семаргл. - Олицетворения бед и лишений
Сказочные существа славянского фольклора
Потусторонние духи-покровители (“хозяева”) и злые духи славянского язычества
(многие по происхождению более древние, чем боги), а также сказочные существа и зооперсонажи.
Это целые группы (неуникальных) божеств, не имеющих нарицательных имён.
Однако, некоторые важные духи могут стать уникальными божествами, например,
Анчутка – один из чертей,
Баган – сначала вид дворового духа,
Вазила — одно из явлений дворового,
Дед-Белун (Житник) – персонификация полевиков,
Полудница – персонификация всех полуденниц.
Волшебные предметы славянских поверий
Эти предметы употребляют в своей магии
добрые и злые чародеи,
мастера-волшебники
и обычные люди для гаданий.
Обзор славянской мифологии
Славянская мифология – совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1-го тыс. н. э.).
По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат)
по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова
происходила дифференциация С. м. и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.
Таковы мифология балтийских славян (западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера)
и мифология восточных славян (племенные центры – Киев и Новгород).
Можно предполагать существование и других вариантов (в частности, южнославянских на Балканах
и западнославянских в польско-чешско-моравской области), но сведения о них скудны.
Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность «язычества»
была разрушена в период христианизации славян.
Возможна лишь реконструкция основных элементов С. м. на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников.
(В. В. Иванов, В. Н. Топоров – здесь и далее)
Главный источник сведений по раннеславянской мифологии – средневековые хроники, анналы,
написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках (мифология балтийских славян)
и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён), поучения против язычества («Слова»)
и летописи (мифология восточных славян).
Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.)
и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов.
Обширный материал по С. м. дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания,
а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы).
Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской,
и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии.
Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам
(храмы балтийских славян в Арконе, Перынь под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол и др.).
Особого рода источник для реконструкции С. м. – сравнительно-историческое сопоставление
с другими индоевропейскими мифологическими системами, в первую очередь с мифологией балтийских племён,
отличающейся особой архаичностью (см. Балтийская мифология).
Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские истоки С. м. и целого ряда её персонажей с их именами и атрибутами,
в т. ч. основного мифа С. м. о поединке бога грозы с его демоническим противником (см. Перун, Индоевропейская мифология).
Индоевропейские параллели позволяют отделить архаические элементы от позднейших инноваций,
влияний иранской, германской и других евразийских мифологий, позднее – христианства, заметно трансформировавших С. м.
Уровни славянской мифологии и их соотношение с Мировым деревом
По функциям мифологических персонажей, по характеру их связей с коллективом, по степени индивидуализированного воплощения,
по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека внутри С. м. можно выделить несколько уровней.
Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях.
Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню – Сварожич, т. е. сын Сварога),
Zuarasiz у балтийских славян (ср. чеш. и словац. raroz, «сушняк», и румынск. sfarog, «высушенное»,
позволяющее предполагать южнославянскую форму этого имени).
Другой пример – древнерусский Дажьбог и южнославянский Дабог (в сербском фольклоре).
Несколько сложнее обстоит дело с названиями типа древнерусских Ярила
и Яровит (лат. Gerovitus) у балтийских славян,
так как в основе этих имён – старые эпитеты соответствующих божеств.
Подобные эпитетообразные наименования, по-видимому, соотносились также с богами праславянского пантеона
(например. Мать сыра земля и другие женские божества).
К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами,
а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т. п.
Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом (Мокошь и др.),
иногда менее антропоморфных, чем боги высшего уровня.
Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностыо функций,
что позволяет иногда рассматривать их как персонификацию членов основных противопоставлений;
например, Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть, или соответствующих специализированных функций,
например Суд. С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано и общеславянское бог:
ср. богатый (имеющий бога, долю) – убогий (не имеющий доли, бога), укр. небог, небога – несчастный, нищий.
Слово «бог» входило в имена различных божеств – Дажьбог, Чернобог и др.
Славянские данные и свидетельства других наиболее архаичных индоевропейских мифологий
позволяют видеть в этих наименованиях отражение древнего слоя мифологических представлений праславян.
Многие из этих персонажей выступают в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки
и даже с конкретными жизненными ситуациями (напр., Горе-Злосчастье).
С началом мифологизированной исторической традиции связываются герои мифологического эпоса.
Они известны лишь по данным отдельных славянских традиций: таковы генеалогические герои
Кий, Щек, Хорив у восточных славян, Чех, Лях и Крак у западных славян и др.
Тем не менее и для праславянской мифологии правдоподобна реконструкция уровня генеалогических героев.
Более древние истоки угадываются в персонажах, выступающих как противники этих героев,
например в чудовищах змееобразной природы, поздними вариантами которых можно считать Соловья-Разбойника, Рарога-Рарашека.
Возможен праславянский характер мифологического сюжета о князе-оборотне, от рождения наделённом знаком волшебной власти
(сербский эпос о Вуке Огненном Змее и восточнославянский эпос о Всеславе).
Сказочные персонажи – по-видимому, участники ритуала в их мифологизированном обличье и предводители тех классов существ,
которые сами принадлежат к низшему уровню: таковы баба-яга, кощей, чудо-юдо, лесной царь, водяной царь, морской царь.
К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и неантропоморфной)
нечисти, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т. п.:
домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судички у западных славян; из животных – медведь, волк.
Человек в его мифологизированной ипостаси соотносится со всеми предыдущими уровнями С. м., особенно в ритуалах: ср. Полазник.
Праславянское понятие души, духа (см. также Душа) выделяет человека среди других существ (в частности, животных)
и имеет глубокие индоевропейские корни.
Универсальным образом, синтезирующим все описанные выше отношения, является у славян (и у многих других народов) древо мировое.
В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают Вырий, райское дерево, берёза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня.
К трём основным частям мирового дерева приурочены разные животные:
к ветвям и вершине – птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера, Див и т. п.),
а также солнце и луна; к стволу – пчёлы, к корням – хтонические животные (змеи, бобры и т. п.).
Всё дерево в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной:
ср. изображение дерева или женщины между двумя всадниками, птицами и т. п. композиции севернорусских вышивок.
С помощью мирового дерева моделируется тройная вертикальная структура мира – три царства:
небо, земля и преисподняя, четверичная горизонтальная структура (север, запад, юг, восток, ср. соответствующие четыре ветра),
жизнь и смерть (зелёное, цветущее дерево и сухое дерево, дерево в календарных обрядах) и т. п.
Двоичные и другие противопоставления в славянской мифологии
Мир описывался системой основных содержательных двоичных противопоставлений (бинарных оппозиций),
определявших пространственные, временные, социальные и т. п. его характеристики.
Дуалистический принцип противопоставления благоприятного – неблагоприятного для коллектива реализовался иногда
в мифологических персонажах, наделённых положительными или отрицательными функциями, или в персонифицированных членах оппозиций.
Таковы: счастье (доля) – несчастье (недоля).
Праславянское обозначение положительного члена этой оппозиции имело смысл «хорошая часть (доля)».
Ритуал гадания – выбора между долей и недолей
у балтийских славян связан с противопоставлением Белобога и Чернобога –
ср. персонификации доброй доли и злой доли (см. Доля), лиха, горя, злосчастия, встречи и невстречи в славянском фольклоре.
Чёт – нечет – наиболее абстрактное и формализованное выражение всей серии противопоставлений, элемент метаописания всей славянской мифологии.
Оно предполагает вычленение благоприятных чётных и неблагоприятных нечётных чисел, например дней недели:
четверг связан с Перуном,
пятница – с Мокошью, вторник – с Праве
(ср. также такие персонификации, как Святой Понедельник, Святая Среда, Святая Пятница).
Целостные числовые структуры в мифологической системы славян –
троичная (три уровня мирового дерева, бог Триглав, ср. роль числа три в фольклоре),
четверичная (четырёхголовый Збручский идол, возможное объединение в одно божество
четырёх персонажей мифологии балтийских славян – Яровит, Руевит, Поревит, Поренут и т. д.),
седмиричная (семь богов древнерусского пантеона, может быть древнерусский Семаргл),
девятиричная и двенадцатиричная (двенадцать как завершение ряда 3-4-7).
Несчастливые нечётные числа, половина, дефектность характеризуют отрицательные понятия и персонажи,
например число тринадцать, лихо одноглазое.
Противопоставление правый – левый лежит в основе древнего мифологизированного права (право, правда, справедливость, правильный и т. п.),
гаданий, ритуалов, примет и отражено в персонифицированных образах Правды на небе и Кривды на земле.
Противопоставление мужской – женский соотносится с оппозицией правый – левый в свадебных и похоронных ритуалах
(где женщины оказываются слева от мужчин). Существенно различие мужских и женских мифологических персонажей
по функциям, значимости и количеству: малочисленность женских персонажей в пантеоне,
соотношения типа Див – дивы. Род – рожаницы. Суд – суденицы.
Особенно значительна роль женского начала в магии, колдовстве.
Оппозиция верх – низ в космическом плане трактуется как противопоставление неба и земли,
вершины и корней мирового дерева, разных царств, воплощаемых Триглавом,
в ритуальном плане реализуется в расположении святилищ Перуна на холме и Белеса в низине.
Противопоставление небо – земля (подземное царство) воплощено в приурочении божества к небу, человека к земле.
Представления об «отмыкании» неба и земли святым Юрием, богородицей, жаворонком или другим персонажем,
создающем благоприятный контакт между небом и землёй, связаны у славян с началом весны.
Мать сыра земля – постоянный эпитет высшего женского божества.
В преисподней пребывают существа, связанные со смертью (например, русалочки-земляночки), и сами покойники.
Противопоставления юг – север, восток – запад в космическом плане описывают пространственную структуру по отношению к солнцу,
в ритуальном плане – структуру святилищ, ориентированных по сторонам света, и правила поведения в обрядах;
ср. также четыре мифологизированных ветра (иногда персонифицированных – Ветер, Вихорь и т. п.), соотнесённых со сторонами света.
В противопоставлении суша – море особое значение имеет море – местопребывание многочисленных отрицательных,
преимущественно женских, персонажей; жилище смерти, болезней, куда их отсылают в заговорах.
Его воплощения – море, океан-море, морской царь и его двенадцать дочерей, двенадцать лихорадок и т. п.
Положительный аспект воплощается в мотивах прихода весны и солнца из-за моря.
На указанное противопоставление наслаивается другое: сухой – мокрый
(ср. позднее – Илья Сухой и Мокрый, Никола Сухой и Мокрый, сочетание этих признаков в Перуне. боге молнии – огня и дождя).
Мифологическими воплощениями противопоставления день – ночь являются
ночницы, полуночницы и полуденницы, Зори – утренняя, полуденная, вечерняя, полуночная.
Конь Свентовита днём – белый, ночью – забрызганный грязью.
В противопоставлении весна – зима особое значение имеет Весна, связанная с мифологическими персонажами, воплощающими плодородие, –
Ярилой, Костромой, Мореной и т. д., а также с обрядами похорон зимы и отмыкания весны, с растительными и зооморфными символами.
Противопоставление солнце – луна воплощается в мифологическом мотиве брачных отношений Солнца и Месяца.
Солнечные божества – Сварог, Дажьбог, Хоре и др.
Один из наиболее древних общеславянских образов – образ колеса-солнца;
ср. также образ солнца на вершине мирового дерева и каравай-солнце.
Противопоставление белый – чёрный известно и в других вариантах: светлый – тёмный, красный – чёрный.
Его воплощение в пантеоне – Белобог и Чернобог; в гаданиях, ритуалах, приметах
белый цвет соотносится с положительным началом, чёрный – с отрицательным (ср. различение белой и чёрной магии).
Противопоставление близкий – далёкий в С. м. указывает на структуру пространства (по горизонтали) и времени:
ср. «свой дом» – «тридевятое царство» в русских сказках, образы пути-дороги, моста, дали, давние и новые времена.
Дом – лес – конкретный вариант противопоставления близкий – далёкий и реализация оппозиции свой – чужой;
воплощается в образах человека и зверя (напр., медведя), домового и других духов, связанных с различными частями дома и двора, лешего и т. п.
Противопоставление старый – молодой подчёркивает различие между зрелостью, максимумом производительных сил и дряхлостью –
ср. мифологические пары юноши и старика с плешью в весенних и осенних обрядах, Бадняка и Божича.
Особую роль в С. м. играли образы старухи-ведьмы типа бабы-яги и плешивого старика, деда и т. п.
С противопоставлением старый – молодой связаны оппозиция предки – потомки и ритуалы поминовения предков, «дедов»,
а также оппозиции старший – младший, главный – неглавный (ср. роль младшего брата в славянском фольклоре и т. п.).
Противопоставление священный – мирской отличает сферу сакрального, наделённую особой силой
(ср. корень «свят-», в частности в мифологических именах типа Свентовит, Святогор), от сферы бытовой профанической, лишённой этой силы.
Описанный набор элементов С. м. (как основных противопоставлений, так и мифологических персонажей)
может реализоваться в текстах разного рода – эпосе, сказках, заговорах, отдельных речениях, относящихся к приметам, проклятиям, и т. п.
Такие обряды, как хождение с козой, гонение змей, заклание ильинского быка, коровья смерть, сожжение скота,
завивание бороды (Велесу, Николе или Илье), вызывание дождя, окликание звезды, юрьевские и купальские праздники,
позволяют восстановить многие мифологические мотивы и установить связь мифов с обрядами, в которых также реализуются эти мотивы.
Древнеславянские обрядовые праздники
Для праславянского периода восстанавливаются многочисленные празднества, в частности карнавального типа (ср. Карнавал),
связанные с определёнными сезонами и поминанием мёртвых. Совпадение ряда характерных деталей (участие ряженых, фарсовые похороны)
наряду с типологическим объяснением делает возможным (в соответствии с гипотезой В. Пизани)
возведение этих славянских празднеств к календарным обрядам ряженья и т. п., реконструируемых для общеиндоевропейского периода Ж. Дюмезилем.
Уже раннесредневековые латинские источники описывают фарсовые обряды (в том числе и поминальные)
как у западных славян (Козьма Пражский и др.),
так и у южных (в 13 в. Димитрий Болгарский описывает русалии и производимые по их случаю театрализованные действа
и танцы, характеризуемые как непристойные).
В неофициальной народной культуре эти обряды сохраняются до 19-20 вв. во всех славянских традициях:
ср. смеховые похороны мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары и др. у восточных славян
(где в сезонных обрядах участвуют и зооморфные символы типа «коровьей смерти»),
у чехов (обряд umrlec, моравские весенние обряды на Смертной неделе, когда выносилось чучело Smrtna nedela
с исполнением песен, дословно совпадающих с восточнославянскими),
у болгар (русалии, Герман и др.).
Восточнославянская мифологическая система
Позднепраславянская мифологическая система эпохи раннегосударственных образований наиболее полно представлена
восточнославянской мифологией и мифологией балтийских славян.
Ранние сведения о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам.
Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 г. общегосударственный языческий пантеон.
В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши.
Главными божествами пантеона были громовержец Перун и «скотий бог» Велес (Волос),
противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса – внизу, возможно, на киевском Подоле),
вероятно, по социальной функции (Перун – бог княжеской дружины, Велес – всей остальной Руси).
Единственный женский персонаж киевского пантеона – Мокошь – связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением).
Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям:
Стрибог, видимо, был связан с ветрами,
Дажьбог и Хорс – с солнцем,
Сварог – с огнём.
Менее ясен последний бог пантеона Семаргл:
некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из
иранской мифологии (см. Симург);
другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантеона.
Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей перечисления богов в летописных списках:
обнаруживается связь Перуна с Велесом, Стрибога с Дажьбогом и Сварогом, периферийное место Семаргла или Мокоши и т. п.
Принятие Владимиром христианства в 988 г. повлекло за собой уничтожение идолов и запрет языческой религии и её обрядов.
Тем не менее языческие пережитки сохранялись.
Помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщают более поздние источники.
Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с
сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома),
другие известны из менее надёжных источников (Троян, Переплут),
третьи вообще являются созданиями т. н. «кабинетной мифологии».
Западнославянская мифологическая система
Западнославянская мифология известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам.
Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны;
речь идёт об отдельных божествах, связанных обычно с локальными культами. Возможно,
что вся совокупность мифологических персонажей высшего уровня у балтийских славян не была объединена в пантеон
(в отличие от восточных славян).
Зато относительно богаты сведения западноевропейских хроник о культе богов,
чётко пространственное приурочение их (описания культовых центров, храмов, идолов, жрецов, жертвоприношений, гаданий и т. п.).
Языческая традиция у балтийских славян была прервана насильственной христианизацией,
поэтому не сохранились источники, которые отражали бы продолжение старых верований.
Из богов балтийских славян особенно известны:
Свентовит, характеризующийся как «первый, или высший из богов», как «бог богов»; он связан с войной и с победами и, кроме того, с гаданиями;
Триглав, однажды названный «высшим богом»: как и у Свентовита, его атрибутом был конь, принимавший участие в гаданиях;
идол Триглава имел три головы или же находился на главном из трёх холмов, как в Щецине.
Сварожич-Радгост почитался главным богом в своих культовых центрах, в частности в Ретре,
и был связан, видимо, с военной функцией и гаданиями.
Яровит отождествлялся с Марсом и почитался вместе с тем как бог плодородия.
Руевит был также связан с войной (почитался, в частности, в Коренице).
Поревит изображался без оружия и имел пятиглавого идола;
идол Поренута имел четыре лица и пятое на груди.
Чернобог характеризовался как бог, приносящий несчастье (наличие этого имени и таких топонимов,
как Чёрный бог и Белый бог у лужицких сербов, позволяет предполагать, что некогда существовал и Белобог);
Прове – бог, связанный со священными дубами, дубровами, лесами;
Припегала – божество приапического типа (см. Приап), связанное с оргиями;
Подага – божество, имевшее храм, и идол в Плуне;
Жива – женское божество, связанное с жизненными силами.
Как видно из перечня, некоторые боги, наделённые одинаковыми функциями и сходные по описанию, носят разные имена:
не исключено, что их следует трактовать как локальные варианты одного и того же праславянского божества.
Так, есть основания предполагать, что Свентовит, Триглав, может быть, Радгост восходят к образу Перуна.
Вместе с тем, учитывая ярко выраженную многоголовость богов у балтийских славян,
можно думать, что некоторые божества объединяются в одногрупповое божество,
разные ипостаси которого отражают различные степени производительной силы (напр., Яровит, Руевит, Поревит, Поренут).
Наконец, вероятны и случаи резко выраженных противопоставлений: Белобог – Чернобог.
Единственный источник сведений о польских богах – «История Польши» Я. Длугоша (3-я четверть 15 в.),
где перечисляются несколько теофорных имён, сопровождаемых соответствиями из римской мифологии:
Yesza – Юпитер, Lyada – Марс, Dzydzilelya – Венера, Nya – Плутон, Dzewana – Диана, Marzyana – Церера,
Pogoda – соразмерность, в частности временная (Temperies), Zywye – Жизнь (Vita).
А. Брюкнер, проанализировавший эти польские названия, указал, что многое в списке Длугоша
является созданием хрониста и не имеет корней в древней славянской мифологии.
Таковы Lyada и Dzydzilelya, чьи имена восходят к песенным рефренам, и т. п.;
другие имена принадлежат персонажам низших мифологических уровней;
третьи созданы стремлением найти соответствие римскому божеству.
Однако есть основания полагать, что, несмотря на многие неточности и вымысел, список Длугоша отражает мифологическую реальность.
Прежде всего это относится к Nya (имя, видимо, того же корня, что и русское «навь», «смерть»),
Dzewana (ср. польск. dziewa, «дева», «девственница») и особенно Marzyana, мифологическим персонажам, выступавшим в сезонных обрядах.
Pogoda и Zywye также заслуживают внимания, особенно если учесть, что им не приведены римские мифологические соответствия.
Ряд этих персонажей имеет достаточно надёжные соответствия за пределами польской мифологической традиции.
Следующие за Длугошем авторы повторяют его список, а иногда и увеличивают его за счёт новых божеств,
надёжность имён которых, однако, невелика (напр., Лель, Полель и Погвизд у Маковского, Похвист у Кромера).
Чешские (и тем более словацкие) данные об именах богов столь же разрозненны и нуждаются в критическом отношении.
Есть основания считать, что в этой традиции некогда присутствовали мифологические персонажи, продолжающие образы Перуна и Велеса:
ср., с одной стороны, чеш. Perun и словац. Parom (в частности, в проклятиях, где в других традициях фигурирует имя Перуна)
и, с другой стороны, упоминание демона Veles у писателя 15 в. Ткадлечека в триаде «чёрт – Велес – змей»
или выражение «за море, к Велесу» в переводе Иисуса Сираха (1561) и др.
Некоторые из мифологических имён, встречающиеся в глоссах к старочешскому памятнику «Mater verborum»,
совпадают с именами из списка Длугоша: Devana (лат. Диана), Моrаnа (Геката), Lada (Венера),
а также Zizlila в одном из поздних источников (ср. Dzydzilelya у Длугоша).
С именами Прове, Поревит у балтийских славян, вероятно, связано имя мифологического персонажа Porvata, отождествляемого с Прозерпиной.
Неплах из Опатовиц (16 в.) упоминает идола Zeiu (ср. Zeion более поздних источников),
чьё имя, возможно, связано с зеленью, с культом растительности (ср. старочеш. zeie, «трава»);
ср. также божество Jeseu (чеш. jesen, «осень»), отождествляемое с Исидой.
Гаек из Либочан (16 в.) сообщает ещё ряд мифологических имён (Klimba, Krosina, Krasatina и др.;
ср. Krasopani – старочешское название мифологического существа, возможно, эпитет. богини – «Прекрасная госпожа»,
сопоставимый с названием морской царевны и матери солнца в словацких сказках), которые считаются недостоверными или вымышленными.
Тем не менее, даже столь незначительные остатки дают косвенные представления о некоторых аспектах западнославянской мифологии.
Разрушение старой мифологической системы шло по нескольким направлениям:
одно из них – переход мифологического персонажа с высших уровней на низшие, из круга положительных персонажей в круг отрицательных,
что произошло, видимо, с таким мифологическим существом, известным по чешскому и словацкому фольклору, как Рарог, Рарах, Рарашек.
Южнославянская мифологическая система
Введение христианства в славянских землях (с 9 в.) положило конец официальному существованию С. м., сильно разрушив её высшие уровни,
персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если только не были отождествлены с христианскими святыми,
как Перун – со святым Ильёй, Велес – со святым Власием, Ярила – со святым Юрием (Георгием) и т. д.
Низшие же уровни С. м., как и система общих противопоставлений, оказались гораздо более устойчивыми
и создавали сложные сочетания с господствующей христианской религией (т. н. «двоеверие»).
Сохранилась прежде всего демонология:
вера в лешего (белорус, лешук, пущевик; польск. duch lesny, borowy, укр. лисовик, чеш. lesnoj pan и др.),
водяного (польск. topielec, wodnik, чеш. vodnik).
У южных славян бытовал сложный мифологический образ вилы (серб.), болг. самовила, самодива, – горных, водяных и воздушных духов.
Общеславянский полевой злой дух – полудница, у восточных славян – полевик и др.
Многочисленные мифологические образы связывались (особенно у восточных славян) с домашним хозяйством:
рус. домовой (с эвфемистическими заменами этого названия: дедко, дедушко, доброхот, доброжил, суседко, хозяин, он, сам и др.),
укр. хатний дiдко, белорус, хатник, господар, польск. skrzat, чеш. sk?itek, ak?at, k?at.
Ср. также духов отдельных дворовых построек – банника, овинника и др.
Двойственным было отношение к духам умерших:
с одной стороны, почитались покровители семьи – деды, родители, умершие естественной смертью,
с другой – считались опасными мертвяки (заложные), умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы, утопленники и т. п.
К числу предков-покровителей относился Чур, к враждебным мертвецам – упыри, мавки.
Сохранялась вера в многочисленных злых духов – злыдней, мару, кикимору, анчутку, нячистиков у белорусов (шешки, цмоки и др.).
Болезни олицетворялись с подчёркиванием отдельных их симптомов: Трясея, Огнея, Ледея, Хрипуша и др.
(характерны представления о двенадцати лихорадках в русских заговорах, находящие параллели в других индоевропейских традициях).
Вместе с тем древние традиции находили отражение в целом ряде таких памятников, в которых при использовании некоторых терминов
и ключевых понятий христианской мифологии представлен и комплекс основных категорий С. м.
Одним из наиболее характерных жанров у восточных славян являются духовные стихи,
по форме и музыкальному исполнению продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен
и сюжеты славянской мифологии.
Так, в древнерусской «Голубиной книге» содержатся представления о соотношении человека и вселенной, микро- и макрокосма,
соответствующие ведийскому гимну о Пуруше и восходящие к общему с ним индоевропейскому мифу о творении мира из тела человека.
К индоевропейским истокам восходит и сюжет спора Правды и Кривды.
У западных славян к числу текстов, продолжающих архаичные карнавальные традиции,
относились мистериальные фарсы с мифологическими персонажами типа восточнославянского Ярилы,
ср. старочешскую мистерию «Unguentarius» (13 в.) с сексуальными мотивами в обыгрывании идеи смерти, с смехом над смертью.
Христианство у славян в значительной степени усвоило старый мифологический словарь и обрядовые формулы,
восходящие ещё к индоевропейским источникам: ср. такие наименования, как
«бог», «спас», «святой», «пророк», «молитва», «жертва», «крест», «(вос)кресити», «обряд», «треба», «чудо» и т. п.
Из этой статьи вы узнаете:
- Как возникло и развивалось язычество в Древней Руси
- Какие боги существовали в язычестве Древней Руси
- Какие праздники и обряды проводились в Древней Руси
- Какие обереги, амулеты и талисманы носили язычники Древней Руси
Язычество Древней Руси – это система представлений о человеке и мире, что существовала в древнерусском государстве. Именно эта вера была официальной и преобладающей религией среди восточных славян вплоть до Крещения Руси в 988 году. Несмотря на усилия, которые прилагала правящая элита, до середины XIII века именно язычество продолжала исповедовать большая часть племен, населявших древнюю Русь. Даже после того, как христианство полностью вытеснило его, традиции и верования язычников оказывали и оказывают до наших дней существенное влияние на культуру, традиции и уклад жизни русских людей.
История возникновения и развития язычества Древней Руси
Само по себе название «язычество» нельзя считать точным, поскольку в это понятие входит слишком большой культурный пласт. В наши дни чаще употребляются такие термины, как «политеизм», «тотемизм» или «этническая религия».
Термин же «язычество древних славян» используют, когда возникает необходимость обозначить религиозные и культурные воззрения всех племен, проживавших на территории древней Руси до момента принятия этими племенами христианства. Согласно одному из мнений, в основе термина «язычество», применяемого к культуре древних славян, лежит не сама религия (политеизм), а один язык, используемый многочисленными, не связанными между собой славянскими племенами.
Летописец Нестор всю совокупность этих племен называл язычниками, то есть, племенами, объединенными одним языком. Для обозначения особенностей религиозных и культурных традиций древнеславянских племен термин «язычество» стал применяться несколько позже.
Начало формирования славянского язычества в Древней Руси относится к I-II тысячелетиям до н.э., то есть к тем временам, когда племена славян начали отделяться от племен индоевропейской группы, расселяться на новых территориях и взаимодействовать с культурными традициями соседей. Именно индоевропейская культура привнесла в культуру древних славян такие образы, как бог грозы, боевую дружину, бог скота и один из важнейших прообразов матери-земли.
Большое значение для славян имели кельты, не только привнесшие в языческую религию ряд определенных образов, но и давших само название «бог», которым эти образы обозначались. Много общего у славянского язычества с германо-скандинавской мифологией, сюда можно отнести наличие мотивов мирового древа, драконов и прочих божеств, которые менялись в соответствии с условиями жизни славян.
После активного разделения славянских племен и расселения их по различным территориям, начало изменяться и само язычество Древней Руси, у каждого племени стали появляться присущие лишь ему элементы. В VI-VII веках между религиями восточных и западных славян различия были довольно ощутимые.
К тому же очень часто отличались друг от друга верования, присущие высшим правящим слоям общества и его низшим слоям. Об этом свидетельствуют и древние славянские летописи. Верования жителей крупных городов и мелких деревень могли быть различными.
По мере формирования централизованного древнерусского государства все большее развитие получали связи Руси с Византией и другими государствами, в то же время язычество начало подвергаться сомнениям, начинались гонения, так называемые поучения против язычников. После того как в 988 году произошло Крещение Руси и официальной религией стало христианство, язычество было практически вытеснено. И все же и в наши дни можно встретить территории и общины, которые населяют люди, исповедующие древнеславянское язычество.