Покровители врачей-целителей
ЦЕЛИТЕЛЬСТВО всегда было в почете. Врачи и аптекари, фармацевты и акушерки, травники и целители, медсестры и стоматологи — медицинским работникам всем хочется вспомнить своих небесных покровителей. В разных религиях всегда были божества, лечившие людей и причастные к сохранению здоровью. Кто же они — Небесные заступники и покровители целителей? Наши небесные целители, славянские врачеватели и христианские лекари.
БОГИ-ВРАЧЕВАТЕЛИ НА РУСИ:
ДАЖДЬБОГ (Дажьбог) — один из самых древнейших богов славянских, он бог Всего Мира, он — солнечный бог, он еще и носитель света солнечного.
Даждьбог — Покровитель свадеб. Именно он, по преданиям, встречает жениха на рассвете в день это свадьбы, и наделяет здоровьем и мудростью, мастерством и силой.
За это удивительное качество — наделять здоровьем — он и отнесем к небесным покровителям целителей и лекарей.
ЯРИЛО – юный славянский бог яркой, неистовой страсти, яростной, неудержимой силы, молодой бог весны, возрождения и расцвета для всех сил жизненных.
Оберег Ярило — мягкая восьмилучевая звезда помогает сохранить здоровье, восстанавливает силы, возвращает бодрость.
За эти качества — восстановление сил и сохранения здоровья Ярило и отнесен к небесным заступникам медиков.
ХОРС — (Корша) древнерусское божество солнечного диска.
Хорс — добрый и ласковый, счастлив он согреть каждого, со всеми готов поделиться частицей своего тепла. Помогает он в трудностях, поддерживает в бедах и всегда готов протянуть руку помощи нуждающемуся. Теплом своим помогает выхаживать больных и раненых, и причислен за это к Богам-Целителям.
За доброту к больным и умение выхаживать их отнесен к Покровителям Целителей.
СВЕТОВИД — (СВЯТОВИД, СВЕТОВИТ) – четырёхликий Бог прошлого, настоящего и будущего, бог воинского духа.
Воины считают его своим Покровителем, как в мирные будни, так и в битвах. Верили, что Световид (сын светлого бога), на белом коне, приносит на землю рассвет, воюя с врагами дня.
Как светлый Воин, владел он тайнами врачевания ран, помогал исцеляться раненым, и за знания эти считался Покровителям Целителей.
РОЖАНИЦЫ — матери-лосихи — в славянской вере это древние божества плодородия и жизни, а также они — богини судьбы; Все мы — потомки Рода, и Рожаницы в том числе.
Считалось, что Рожаницы предопределяют судьбу человека. Род, если хотел бы, то повелевал бы миром, но он просто»растворился» в нем. И функция Рожаниц — доводить до простых смертных то, что им завещано Родом. Старшими Рожаницами принято было считать Ладу и Лелю. Пуще всего помогают Рожаницы беременным женщинам.
ЖИВА — (Дева Джива, Дива, Сива) — животворящая Богиня Жизни и ласковой весны, рождения и здоровья, жита-зерна и плодородия, Богиня чистых Душ Человеческих, ручьев и рек весенних да бурлящих, Богиня первых робких зеленых побегов.
Богиня Жива наделяет нежностью, заботой, добротой сердечной и внимательностью всех беременных женщин и матерей кормящих.
Божиня Жива – одна из покровительниц женщин в мире славян.
ТРИГЛАВА — богиня земли, именно ее и Дидилию просят о милости в разрешении.
ДИДИЛИЯ — богиня материнства.
РОДОСЛОВНАЯ: Младшенькая дочь Лады,
СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Дидилию навещали в основном женщины, ибо была она богиней материнства. Ждущие ребенка просили ее о благополучном разрешении. Бездетные молили даровать младенца. Многодетные матери хотели, чтобы Дидилия вразумила, как хорошо воспитать детей, уберечь их от болезней.
ГЕРА — в Греции она почиталась как верховная богиня, Жена Зевса, ей поклонялись как помощнице беременных и рожениц. Покровительствовала родам.
АРТЕМИДА — греческая богиня охоты, исцеляла раны и помогала при родах
ИЛИФИЯ — греческая богиня деторождения, которой молились все беременные.
ГУАНЬИНЬ — японская богиня милосердия.
Зачастую на картинах Гуаньинь изображают с большим количеством и глаз и рук. Говорят, что такой вид олицетворяет ее желание приносить помощь другим людям. Сострадательная и милосердная, Гуаньинь помогает беременным женщинам и тем, кто желает забеременеть. Рисунок богини Гуаньинь взят на сайте womanadvice.ru
Около 3000 до н.э. жил египетский лекарь СЕКХЕТЬЕНАНАХ. Он первый медик, чье имя документализировано. Он занесен в историю, как «исцеливший ноздри царя», и по этому случаю ему был поставлен памятник.
МЕРИТ ПТАХ — женщина — врач Древнего Египта, жившая там примерно в то же время, что и великий Имхотеп.
ГИППОКРАТ — отец медицины, основатель рационального подхода к терапии. Вышел из школы на острове Кос.
ПОКРОВИТЕЛИ МЕДИЦИНЫ В ХРИСТИАНСТВЕ: считалось, что святой Себастьян и святой Рох могли предохранить от чумы, от проказы обращались к святому Иову, а от отравлений — к Антонию Фивскому.
Святой ПАНТЕЛЕЙМОН — великомученник и целитель.
Жил в Никодимии, во времена императора Максимилиана. Всю свою земную жизнь он посвятил больным и убогим. Был лучшим учеником врача Ефросина.
Бесплатно лечил всех, кто сам обращался к нему и ходил по тюрьмам, чтобы помочь облегчить страдания узникам. На иконах обычно изображен с ларцем и ложечкой — знал он, сколько кому какого лекарства дать. Покровитель медиков и фармацевтов.
Преподобный ПАВЕЛ (был врачом в городе Коринфа)
Еще в юности он ушел в монастырь, много работал в физическом и духовном плане, Павел Коринфский считался настоящим подвижником. Нельзя сказать, что он был врачом по профессии. Умение исцелять болезни он получил от своего Бога в дар, так как смиренно выносил клевету и обвинения. Лечил возложением рук.
Небесный покровитель медиков (особенно терапевтов и мануальщиков).
ЕВФИМИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ — целитель.
Его подвижническая, богоугодная жизнь была награждена Великим Даром целительства и прозорливости. Евфимий не только лечил больных, он еще и изгонял бесов.
Дни памяти — 1 апреля и 4 июля (день рождения и день обретения мощей).
Небесный покровитель медиков. Чаще ему молятся неврапатологи и психиатры.
Преподобный ИПАТИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ИПАТИЙ — Целебник.
Всю жизнь больным служил и за самоотверженность свою дар исцеления получил. Возлагал свои руки на болящих и те получали исцеление.
Говорят, что ему молятся, когда не хватает грудного молока.
День памяти — 28 августа, как почившему в Дальних пещерах Киево-Печерских.
Новомученица ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА (княгиня) — в Россию приехала в возрасте 20 лет.
Шла к Богу через служение людям. Решилась создать в Москве обитель милосердия, детский приют а также дома призрения для инвалидов, сирот и тяжело больных людей. В Марфа-Мариинской обители были обустроены больница и аптека. Патронировала больницу для туберкулезниц. Небесная покровительница медсестер.
Евангелист ЛУКА (Апостол ЛУКА) — Один из основоположников Христианства, автор Евангелия, Лука был не простым рыбаком. Он еще был и судовым врачом. У него было хорошее образование. Всю жизнь он обогащал свой ум знаниями. И лечебное искусство он постиг, и живописцем хорошим был.
Это великое умение — оказать помощь больному вдали от дома. Небесный заступник всех медиков, особенно тех, кто вынужден быть в разъездах.
Святитель ЛУКА. В миру он был известен как хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Его отец был провизором и имел аптеку в Керчи. Лауреат Сталинской премии 1946 года стал доктором богословия в 1959. Известнейший российский, а потом и советский хирург, автор трудов по анестезиологии, учёный, доктор медицинских наук. Провел в ссылке около 11 лет. Канонизирован РПЦ в 2000 году.
Считается покровителем медиков.
АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ — врач-бессеребрянник («безмездный лечец»)
На иконах обычно изображен на фоне садов или лекарственных растений.
Жил в Киеве 11 веке, был учеником Антония Печерского. Очень хорошо диагностировал болезни и работал над практикой исцеления. Исцелил будущего великого князя Киевского Владимира Маномаха. Считается покровителем врачей.
КОСЬМА и ДЕМИАН — святые родные братия, целители. С этими святыми не все ясно. Ибо существует аж ТРИ. пары Кузьмы да Демьяны — Ассийский, Аравийские и Римские. Все эти три пары жили примерно в одно и то же время — в 3-4 веке, имели дар исцеления и лечили людей. Причем лечили не в одном городе, а ходили по городам и весям. Так что же мешает нам применить скальпель Оккама и понять, что это — ОДНА пара? РПЦ. Она считает, что раз есть различные варианты смерти, то и пары — разные. Хотя, можно предположить, что братья имели учеников, которые тоже предпочитали путешествовать парой и лечить людей под этими же именами. До сих пор их вспоминают неразлучно, даже фамилия такая есть — Космодемьянские.
Священномученник АНТИПА ПЕРГАМСКИЙ
При жизни это был ученик апостола Иоанна Богослова. Служил епископов в Пергамской церкви во времена царствования императора Нерона (примерно 54-68 г.).
Не нашел общего языка с отцами города и был казнен. Гробница его стала источником исцеления для многих страждущих. Говорят, что лучше всего помогает Антипа при острой зубной боли.
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ — покровительствует водителям «Скорой помощи» и рентгенологам.
БОГИ-ВРАЧЕВАТЕЛИ В ДРУГИХ РЕЛИГИЯХ
БОГ ТОТ — древнеегипетский бог знания и мудрости.
Где-то 7000 лет тому назад В Древнем Египте начали возникать зачатки медицины. А медицина — это наука, и кому, как не повелителю знаний, ей покровительствовать?
Великого Тота изображали с головой ибиса — священной птицы египтян.
Лечил Тот, используя как рациональные, так и мистические знания.
ИСИДА (ИЗИДА) — египетская богиня цветущего здоровья. Богиня плодородия, покровительница всех детей и их матерей. Олицетворение материнства.
Провела потрясающую операцию — извлекла из груди Бога Солнца — Бога Ра его истинное имя и пересадила себе. А еще она смогла собрать и воскресить Осириса. Часто изображалась со своим сыном Гором (известным нам по «глазам Гора»). Гор звестен за 4000 до нашей эры
Умела спасать людей от укусов ядовитых змей и скорпионов.
АНУБИС (сын Осириса) являлся проводником в царство мертвых, но, как хранитель разных ядов и лекарств, является условным покровителем фармацевтов.
ИМХОТЕП — перед тем, как стать причисленным к Богам, был врачом и (по совместительству) строителем пирамиды Джосера. Бес сомнения, был великим ученым и выдающимся человеком.
Богом медицины был провозглашен после смерти. Впоследствии был назван Эскулапом Египта. Изображался с листом папируса в руке, как человек, пишущий «Поучения».
Основной храм Имхотепа был в Мемфисе, и там же — известная медицинская школа.
ХУАН ТО — китайский медик эпохи Троецарствия (190-265 гг).
Был выдающимся человеком и потрясающим врачом, очень хорошо знал физиологию. Им был разработан комплекс оздоровительной гимнастики, известный и до наших дней. Комплекс называется «Игры пяти зверей» и включает копирование определённых движений тигра, медведя, обезьяны, оленя и журавля.
После смерти был обожествлен и считается одним из покровителей медиков..
АПОЛЛОН (ФЭБ) — бог света и солнца, бог искусства.
По греческой мифологии именно он первым открыл секреты врачевания. Аполлон мог очищать людей от скверны и от пролитой крови. А еще он повелевал болезнями — мог их наслать, мог их излечить. Во время Пелопонесской войны именно он прекратил чуму.
Тайной врачевания владел и ЗЕВС.
ХИРОН (кентавр) — греческий врачеватель. Практиковал траволечение. Говорят, что он открыл лечебные свойства очень многих растений, и древние ботаники стали добавлять его имя к названиям этих трав. Считался основателем лечебного искусства. Именно он считается учителем Асклепия в в медицинских вопросах. Позже он обучал и детей Асклепия: и Махаона и Подалирия умению врачевать.
После смерти был взят на небо и сияет там созвездием Стрельца.
АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) — греческий (римский) Бог-врачеватель. Сын Аполлона. Его дети: дочери Панацея, Иасо и Гигея, и сыновья — Телесфор, Подалирий и Махаон — тоже были врачевателями.
Говорят, что Асклепий был настолько искусстен в своем деле, что он не только излечивал болящих, но мог и мертвого оживить. Однако и Зерс (глава богов) и Аид (повелитель мертвых) посчитали это нарушением установленных правил. И Зевс поразил Асклепия своей стрелой-молнией.
На фотографии — памятник Асклепию в Есентуках.
ГИГИЕЯ — дочь Асклепия, богиня здоровья.
От ее имени произошло слово «гигиена».
Ее девиз: «Болезнь легче предупредить, чем исцелить».
На греческих изображениях Гигиея почти всегда кормит змею из чаши. (не зря эти атрибуты навсегда остались символом медицины.
ПАНАЦЕЯ — дочь Асклепия, богиня исцеления, сестра милосердия, выхаживала больных и раненых.
Ее имя переводится как «все излечивающая». Впоследствии ПАНАЦЕЕЙ стали называть мистическое универсальное средство, способное помочь от всех болезней.
Средневековые алхимики искали панацею наряду с философским камнем.
ИАСО — то же дочь Асклепия, богиня лечения.
МАХАОН и ПОДАЛИРИЙ — сыновья Асклепия.
Говорят, что они оба были целителями. Болезни тела были в ведении Махаона, болезни духа исцелял Подалирий. Махаон принимал участие в Троянской войне, и многие обязаны жизнью его непревзойденному искусству лечить. В настоящее время их именами названы бабочки из семейства Парусники.
ТЕЛЕСФОР — еще один сын Асклетия, бог выздоровления, в переводе — «приносящий пользу».
ЭШМУНА — бог здоровья в Карфагене. Владел тайнами врачевания.
А есть еще такой интересный символ, как Древо Жизни Гиппократа.
Очень похоже на обычное Мировое Дерево.
Вот такое древо и растет на гербе Западного Дегунина города Москвы.
(1847) Информацию для статьи подбирала Натта.
Бог Троян — славянский Бог целительства
Троян (иногда встречается написание имени Траян) – славянский Бог Знахарства и Траволечения, однако, иногда к нему обращаются не только для выздоровления. Трояна почитают Богом, который может помочь найти неожиданное разрешение ситуации, но для обращения к нему и от человека потребуется готовность к смелым действиям. Выходит, что к славянскому Богу Целительства можно обратиться для «исцеления» ситуации, но чаще всего к Трояну обращаются именно для возвращения здоровья.
Троян – неоднозначный Бог. В его характере проявились некоторые черты Велеса, Бога Трех Миров, ведь, согласно славянским мифам, Велес – отец Трояна.
Троян в пантеоне славянских Богов
Когда Род-Творец призвал Бога Велеса в мир Прави, пришлось ему раскрыть свою тайну перед женой. Тогда решили дочерей оставить с матерью, а Трояна, проявлявшего интерес к учению, отдали в ученики Китоврасу, Богу Мудрости.
Легенды и мифы о славянском Боге Трояне
Самый известный миф о Трояне, Боге Целительства, связан с тем, как он стал не просто человеком, познавшим знахарские умения, а Богом. Во время обучения у Китовраса больше всего интереса Троян проявлял к знахарству: изучал целебные травы, учился прогонять болезни. Более всего он хотел избавить людей от хворей и смерти.
Оберег – символ Бога Трояна
Символ славянского Бога Трояна называется Целебник. Название сразу говорит о силе этого знака. Прежде всего, оберег Трояна, Бога Знахарства, помогает поддерживать здоровье. Важно, что символ Целебник приносит не только благополучие тела, но и порядок в душе. Ведь худшая болезнь – упадок духа, когда человек перестает стремиться к свету.
Оберег Бога Трояна может помочь и в принятии верных решений. Этот знак помогает обрести уверенность в себе, увидеть ситуацию с новой стороны и сделать верный выбор.
Атрибуты Бога Трояна
Животное – бобер.
Птица – цапля.
Геральдика, предметы – братина, ковш или чаша.
Треба (подношение) – целебные травы и отвар из них, молоко, цветы, хлеб.
Троян – Бог-покровитель
Тот, кому близок Бог Троян, часто немногословен, не любит объяснять свои решения, действует быстро, даже если окружающие не согласны с его способом действий. Благодаря своим знаниям и умениям, решения такой человек принимает удивительно верные, но сложный характер мешает ему работать вместе с другими людьми. Вместе с тем, человек это очень надежный, скромный, не любящий много говорить о себе, но славящийся делами. Те, кому близок Бог Троян, ценят дружбу, всегда готовы помочь близким. К такому человеку часто обращаются за советом, зная, что он умеет видеть все детали ситуации и может принять верное решение.
Какие бывают обереги, дающие защиту Трояна?
Если вам близок славянский Бог Троян, в вашем характере есть такие качества:
Троян в северной традиции гадания и магии
На Резе Бога Трояна изображен символ Целебник, описанный выше.
Номер Резы – 31.
Реза Бога Трояна появляется в раскладе, чтобы предупредить о начинающейся «болезни». Это не обязательно телесный недуг. Реза Бога Трояна может говорить и о том, что человек совершил неверные действия, которые могут навредить его телу и духу. Троян советует оценить свои возможности и сравнить их с целями, возможно, стоит и обратиться за советом к специалисту, не пытаться сделать всё своими силами.
К Трояну обращаются в славянской магии для исцеления от болезней, возвращения здоровья. В обрядах знак Трояна может использоваться и для поиска верного решения проблемы.
Подробнее о значении Резы Бога Трояна в гадании в статье «Реза Рода Троян»
Эскулап – как добрый врачеватель нарушил законы богов?
Не секрет, что у великих богов порой появлялись наполовину божественные дети, рождённые смертными женщинами. Ярким тому примером служит история Эскулапа, сына древнеримского покровителя искусств Феба (Аполлона). Увы, принадлежность к божественному роду не спасла полубога от трагедии.
В преданиях об Эскулапе сочетаются древнеримские и греческие сюжетные линии, однако сам бог принадлежал к пантеону небожителей Древнего Рима. Но как же Эскулапу, который изначально был божеством лишь наполовину, удалось превратиться в бога? И чем он известен?
Обучение полубога
Эскулап в Древнем Риме считался покровителем медицины и врачевания. Его древнегреческим “коллегой” был Асклепий, черты которого в дальнейшем римляне использовали для создания образа своего божества. С раннего детства сын Аполлона проявлял особые таланты к использованию трав, кореньев, целебных ягод.
Но, как мне кажется, вряд ли бы способности Эскулапа смогли бы раскрыться с полной силой, если бы не его добрый наставник. Учителем полубога стал кентавр Хирон, который известен в преданиях как воспитатель многих великих героев. Именно он рассказал Эскулапу о волшебных особенностях трав.
Аполлон, отец Эскулапа.Аполлон Бельведерский, ок. 330-320 годов до н.э.Местонахождение: Музей Пия-Климента, Ватикан, Рим, Италия
Говорят, что счастье для любого учителя видеть, как его ученик превосходит собственного наставника. То же произошло и с Эскулапом. В своём искусстве врачевания он достиг невероятных вершин, превзойдя самого мудреца Хирона.
Полубог открыл множество лекарств, рассказал людям, как изобрести противоядия, научился проводить операции и исцелять смертельные опухоли. Более того, Эскулап сумел научиться воскрешать людей из мёртвых. Как вы понимаете, всё больше людей обращалось к нему за помощью.
Эскулап, римская копия с греческого оригинала V века до н.э.Местонахождение: Музей Кьярамонти, Ватикан, Рим, Италия
Эскулап работал без устали, постоянно помогая людям. Вскоре властитель подземного царства мёртвых Плутон заметил, что практически нет пополнения в рядах его подопечных – душ умерших.
Змея, обвивавшая посох Эскулапа, затем перекочевала на чашу его дочери, а в наши дни стала одним из символов медицины / souvenir-vip.ru
Он тут же обратился к Юпитеру, верховному богу, указав, что один из людей нарушил вечный порядок мироздания Тогда Юпитер метнул в Эскулапа свою молнию, смертельно поразив врачевателя.
Не было предела горю Аполлона. По его просьбе богини судьбы помогли вернуть к жизни Эскулапа, а Юпитер превратил того в бога, одарив бессмертием. Несмотря на то, что Эскулап нарушил законы божеств, множество людей на земле почитали его как бога, которым он и должен был стать.
Реконструкция храма Эскулапа на острове Тиберина в Риме / yablor.ru
В истории Эскулапа ярко выражен противоречивый нрав богов. Сначала они наказали нарушителя, но затем, заметив, как страдают без него люди, превратили в бессмертного покровителя врачевания. Храмы Эскулапа находились в разных регионах Древнего Рима, а его символом стал жезл, обвитый змеями, который и сегодня является известной медицинской эмблемой.
У этого термина существуют и другие значения, см. Троян.
В балканском фольклореПравить
Образ римского императора Траяна, претерпев значительную мифологизацию, занял заметное место в балканском фольклоре (аналогично императору Диоклетиану, ставшему Дукляном).
На РусиПравить
Обычно считается, что Троян был заимствован в древнерусскую книжность из южнославянского фольклора (в силу балканских корней славянской книжности).
В одном из эвгемерических пассажей XVI века языческий бог Троян прямо выводится от римского императора Траяна:
И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ.
ИсториографияПравить
«Седьмой век» в понимании Якобсона, который иначе членит текст, не связан с Всеславом, а означает седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира, с седьмым столетием которого, начавшимся в 1092 году, связывались эсхатологические ожидания, и когда кочевники начали вторгаться на Русь («землю Трояню»).
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Петрухин, 2002, с. 467.
- ↑ 1 2 3 Петрухин, 2014, с. 378—379.
- ↑ 1 2 3 4 5 Мифы народов мира, 1988.
- Веселовский А. Н. Новый взгляд на Слово о полку Игореве // Журнал Министерства народного просвещения. Август. 1877. Пятое десятилетие. Часть CXCII.
ЛитератураПравить
- Петрухин В. Я. // Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Редколлегия: С. М. Толстая (ответственный редактор), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин. Изд. 2-е. — М.: Международные отношения, 2002. — С. 467.
- Троянь // Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». — Вып. 6. — М.; Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1984. — С. 57—61.
- Соколова Л. В. Троян в «Слове» // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». — Т. 5. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 131—137 (там же список литературы).
- Триглав / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 82.
- Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Форум : Неолит, 2014.
- Юдин К. Троян в «Слове о полку Игореве» (к проблеме толкования)