Боги знания и мудрости в разных мифологиях и боги славян

Боги мудрости

Это боги не только мудрости, но и знания, истины и справедливости.

Афина, дочь Зевса, — богиня мудрого совета, как в вопросах войны, так и мира, богиня разума, здравого смысла, торговли и всех видов искусств и литературы. Ее священная птица — сова, ее символ — олива, олицетворяющая мир, целительство, помощь.

Хатор — древнеегипетская богиня истины, мудрости, радости, любви, музыки, искусства и танцев, защитница женщин. Считается, что она находит мужей и жен тем, кто просит ее об этом, и к тому же это очень могущественная богиня плодородия. Кроме того, она почитается как богиня Неба, ее часто изображают с солнечным диском, лежащим в виде короны между коровьих рогов.

Ей доверили священный глаз Ра, бога Солнца и ее супруга, поэтому она могла видеть все. Хатор носила щит, который отражал все в истинном свете. Из этого щита она сделала первое волшебное зеркало. Одна сторона зеркала была наделена способностью глаза Ра видеть все на любом расстоянии. Другая сторона показывала смотрящему все в его истинном виде, и только смельчак мог взглянуть туда без дрожи.

Хатор можно вызывать для всех видов зеркальной магии, богиня ассоциируется с золотом и бирюзой, поэтому украшения, сделанные из них, могут быть фокусом при обращении к ней. В нашем мире она может быть покровительницей деловых женщин. Как женщина-воин, она особенно хорошо подходит для защиты от психических и физических нападений.

Маат — древнеегипетская богиня правды и справедливости, отвечала за правильное равновесие и порядок во вселенной. Она была дочерью Ра, который создал ее, чтобы упорядочить мир и придать ему единство. Маат изображается в виде женщины со страусовым пером в головном уборе. Могущество Маат было очень велико, ей повиновались даже фараоны, которые должны были править праведно и честно, чтобы достичь вечной жизни. После смерти человека на одну чашку весов истины клали его сердце, а на другую — перо из прически богини, чтобы проверить, свободен ли он от греха. Маат можно вызывать во всех ритуалах, касающихся правосудия, нераскрытых тайн, искренности и благонадежности какого-либо человека.

Еще про Тора:  Соломенный брауни и амулет брауни

Гермес — посланник богов, странствовавший в разных измерениях. Он стоит в одном ряду с древнеегипетским богом мудрости Тотом и более поздним древнеримским Меркурием. Гермес был целителем и покровительствовал самым различным областям знания.

Двойная змея, обвивающая кадуцей, жезл Гермеса или Меркурия, который часто изображался в виде живого растущего ствола, является символом целительства и красноречия. Два змеиных кольца символизируют добро и зло, жизнь и смерть, свет и тьму. Крылья кадуцея наделяют мудростью, оберегают от сплетен, злобы и болезней.

Среди многочисленных «подопечных» Гермеса были ростовщики и воры, он мог защитить от бедности и обмана, а также помочь вам говорить то, что лежит у вас на душе.

Гермеса можно вызывать для помощи в медицинских и коммерческих вопросах, для послания удачи и спокойного сна.

Минерва — древнеримская богиня, одна из справедливых и мудрых правителей наряду с Юпитером и Юноной. Она покровительствовала торговле и ремеслам и помогала композиторам. Ее часто изображают в воинских доспехах.

Минерва, чьей птицей была сова, помогает в ритуалах, способствующих овладению ремеслами, приобретению различных навыков и пробуждению музыкальных способностей, а также восстановлению истины и справедливости. В отличие от Беллоны и прочих воинственных богов, и Афина, и Минерва в борьбе с несправедливостью используют законные средства или ораторское искусство и дар убеждения, а не грубое насилие.

Тот был древнеегипетским богом Луны, мудрости и познания, а также богом времени, языков, законов и математических расчетов. Он изобрел календарь и иероглифы. Его часто изображают с головой ибиса, хотя в Гермополе его почитали в облике бабуина.

Обращайтесь к нему по всем вопросам, связанным с магической мудростью, учением, интеллектом, экзаменами. Кроме того, он поможет вам лучше распорядиться своим временем.

Русские Боги
В поле бескрайнем души человеческой Страны обширные светлых краев Сварга из них — блаженна для русичей Русским Богам прибежище в нихМного путей сулит человечеству Бездна бескрайняя — темная мгла Бродит душа, овеяна страхами Слепо чело; ветер славы затих.Но

Боги
АфродитаХотя мы привыкли считать Афродиту богиней любви, романтических отношений и секса, она также является богиней, выполняющей желания. Ее планета, Венера, обладает силой притягивать то, чего вы хотите, чем бы это ни было. Когда в вашем сердце живет желание успеха,

Боги Луны

Боги Луны
Вызывайте этих богов, если желаете увеличения силы, способностей, плодовитости, усиления интуиции, магических способностей и приятных сновидений.АрианродАрианрод — валлийская богиня полнолуния, а также времени, кармы, судьбы, царствовавшая в кельтском

Боги брака

Боги брака
Эти боги могут вызываться в ритуалах, связанных с семьей и домомФриггФригг – скандинавская Богиня-Мать, вращающееся драгоценное колесо которой образовывало пояс Ориона. Как покровительницу брака, женщин, матерей и семьи, ее можно вызывать для обрядов,

Боги-отцы

Боги-отцы
Боги-отцы представляют власть, направленную энергию, щедрость и альтруизм, благородство целей, широту и безграничные возможности.ДагдаДагда — бог-Отец в кельтской культуре, был известен и как Иохаид Оллатхайр (Отец Всего) и Руадх Рофесса (Красный отец знания).

Боги перемен

Боги перемен
Эти боги могут вызываться в ритуалах, связанных с изменениями и способствующих обретению удачи.ОйяОйя — африканская богиня, также известная как Йоруба. Она управляла всеми ветрами и властвовала над ветрами перемен. Она покровительствует торговле и рынкам и

Боги Огня

Боги Огня
АгниАгни — древнеиндийский бог, считается, что он и есть та искра жизни, которая горит во всех людях, птицах, животных, растениях. Агни почитается источником самой жизни. Он является в виде молнии, солнечных вспышек, в священном пламени, горящем на алтаре и в огнях

Боги и асуры

Боги и асуры
Асуры были старше, боги моложе, и боролись они друг с другом за эти миры. И подумали боги: «Давайте победим асуров при пении гимнов». И обратились они к Агни:— Спой гимн для нас.— Хорошо, — сказал Агни и начал петь.И доставило пение богам наслаждение, асуры же

Боги вед

Боги вед
Ведийский пантеон складывался тысячелетиями. Индийская мифология, как и многие другие разветвленные мифологические системы, напоминает большой странноприимный дом на перекрестке дорог. Состав его обитателей постоянно менялся. Одни, едва поселившись, исчезали,

Боги и богини

5. Боги и богини

Боги и богини Севера — это не мертвые формы. До тех пор пока их народ, их потомки будут жить в Мидгарде, — будут существовать и они. Боги не мертвы, они только забыты большинством людей. Они ждут того часа, когда воспоминания проснутся в душе и сердце их

Что такое боги?

Что такое боги?
Северная традиция весьма своеобразна и обладает особой магической структурой, уникальной как по составу, так и в плане мистических числовых соответствий. Отождествить скандинавских богов, к примеру, с греческими невозможно. Черты сходства между двумя

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «БОГИ, БОГИ МОИ!

Боги
Конечно, боги существуют – иными словами, существуют Силы, стоящие над миром и служащие проводниками божественных энергий. И только физический разум, верящий в одни только физические явления, отрицает их существование. Есть и другие миры, населённые подобными же

ГЛАВА 10. Божья мудрость и мудрость наша

Говоря о присущих Богу свойствах, богословы Реформации обычно подразделяли их на две группы: непередаваемые и передаваемые.

К первой группе они относили такие атрибуты, которые подчеркивали отделенность Бога от человечества, показывали, насколько глубоко Он отличается от нас, Его творений. Обычно к этому разряду относились Божья независимость (самосуществование и самодостаточность); Его неизменность (полная независимость от изменения, которая ведет к полной последовательности и постоянству действий); Его бесконечность (никаких ограничений во времени и пространстве, т.е., Его предвечность и вездесущность); и Его простота (отсутствие конфликтов в Его существе; Он не может быть раздираем противоположными мыслями и страстями). Богословы назвали эти атрибуты непередаваемыми, потому что они присущи только Богу; человек не обладает и не может обладать ни одним из них только потому, что он – человек, а не Бог.

Во второй группе оказались такие свойства, как Божья духовность, свобода и всемогущество вместе с Его нравственными чертами: благостью, истинностью, святостью, праведностью и т.д. Каким принципом классификации руководствовались при этом богословы? А вот каким: сотворив человека, Бог передал ему качества, соответствующие вышеперечисленным. И говоря, что Бог сотворил человека по образу Своему (Быт.1:26-27), Библия имеет в виду именно это – Бог сделал человека свободным духовным существом, наделенным нравственной ответственностью, а также способностью выбирать и действовать, общаться с Самим Богом и отвечать Ему; по природе своей человек был сотворен хорошим, любящим истину, святым, праведным (см. Екк.7:29): одним словом, благочестивым, подобным Богу.

Нравственные качества, присущие Творцу, были утеряны в результате грехопадения; Божий образ искажен во всем человечестве, ибо каждый из нас так или иначе впал в беззаконие. Но Библия сообщает нам, что для исполнения Своего замысла искупления Бог действует в сердцах верующих-христиан и исправляет в них Свой искаженный образ, заново передавая им утерянные качества. Именно на это указывает Писание, говоря, что христиане преображаются в образ Христов (2Кор.3:18) и Божий (Кол.3:10).

К передаваемым качествам богословы относили и мудрость. Бог мудр Сам в Себе и передает мудрость людям.

Откуда приходит мудрость? Что делать, чтобы обрести этот дар? Согласно Писанию, необходимы два условия. Во-первых, нужно чтить Бога. «Начало мудрости – страх Господень» (Прит.1:7; 15:33). Только научившись благоговению перед Божьей святостью и всемогуществом («Боже великий и страшный» – Неем.1:5; ср. 4:14; 9:32; Втор.7:21; 10:17; Пс.98:3; Иер.20:11), только став смиренными и готовыми учиться, только признав свою ничтожность и несовершенство собственных мыслей, только желая, чтобы разум наш полностью изменился, можем мы принять Божью мудрость. Страшно подумать, что многие христиане проводят всю свою жизнь, цепляясь за свой самодовольный, не смирившийся разум, – а значит, так и не обретают Божью мудрость. Не зря Писание говорит, что «со смиренными мудрость» (Прит.11:2).

И во-вторых, надо научиться принимать слово Божье. Мудрость дается Богом тем, и только тем, кто измеряет свою жизнь Божьим откровением. «3аповедию Своею Ты соделал меня мудрее врагов моих, – провозглашает псалмопевец. – Я стал разумнее всех учителей моих». Почему? – «ибо размышляю об откровениях Твоих» (Пс.118:98-99). Точно так же Павел наставляет колосян: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию» (Кол.3:16). Как же сделать это нам, людям двадцатого столетия? Погружаясь в Писания! Именно Писания, наставлял Павел Тимофея (а ведь он говорил только о Ветхом Завете!), «могут умудрить тебя во спасение» верою во Христа и сделать Божьего человека совершенным «ко всякому доброму делу» (2Тим.3:15-17).

Так же тяжело думать о том, что многие, исповедующие веру во Христа, так никогда и не научаются мудрости – потому что не уделяют достаточно внимания запечатленному слову Божьему. Ежедневные уроки в молитвеннике Кранмера (которого должны придерживаться все прихожане англиканской церкви) в течение года проводят верующего через весь Ветхий Завет и дважды через Новый Завет. Уильям Гаудж, пуританин, читал ежедневно по пятнадцать глав Писания. Архидьякон Т.С.Хэммонд, как правило, читал всю Библию от начала до конца каждые три месяца. А давно ли вы сами читали всю Библию от начала до конца? Уделяете ли вы чтению Библии каждый день хотя бы столько же времени, сколько чтению газет? Как безрассудны многие из нас! – и остаются безрассудными до конца жизни только потому, что не стремятся получить мудрость – Божий дар.

Что такое Божий дар мудрости? Как влияет он на человека?

На этот счет очень многие заблуждаются. И наглядный пример покажет нам, как именно это происходит.

Если встать на платформу железнодорожной станции в Йорке, можно наблюдать постоянное движение поездов и локомотивов, которое приведет в восторг всякого любителя железнодорожного транспорта. Но при этом человек лишь очень смутно и приблизительно представляет себе общий план, по которому это движение осуществляется (рабочий план, выраженный в расписании, которое при необходимости модифицируют с точностью до минуты, чтобы оно соответствовало реальному положению дел). Однако, если вы попадете в удивительный мир диспетчерской – вон там, между седьмой и восьмой платформой, – то увидите длиннейшую стену с прикрепленной на ней диаграммой, схемой всех путей на пять миль по обеим сторонам от станции. На ней вы заметите похожие на светлячков сигналы, движущиеся или замершие на месте на различных путях, по которым диспетчер может мгновенно определить, где находится любой поезд или локомотив. Внезапно вы обретаете возможность взглянуть на происходящее глазами того, кто управляет. Схема объяснит вам, почему этот поезд пришлось остановить, а тот перевести на другой путь, а третий отвести на дополнительные рельсы. Все вопросы находят свои ответы, как только взглянешь на общую картину.

Многие ошибочно полагают, что когда Бог наделяет человека мудростью, происходит приблизительно то же самое. Другими словами, что дар мудрости состоит в более глубоком понимании событий, происходящих вокруг нас, а также в способности видеть, почему в каком-то конкретном случае Бог сделал именно то, что сделал, и что Он сделает сейчас. Людям кажется, что если они по-настоящему приблизятся к Богу и Он щедро наделит их мудростью, то они, так сказать, окажутся в диспетчерской: они распознают истинный смысл всего, что с ними произошло, и им всегда будет ясно, каким именно образом Бог устраивает все ко благу. Такие верующие сосредоточенно погружаются в размышления о провидении, раздумывают, почему Бог позволил произойти тому или иному событию; решают, воспринимать ли это как знамение того, что необходимо оставить одно дело и заняться другим; и гадают, какой вывод нужно сделать для себя из происшедшего. И если им это не удается, они винят себя в недостатке духовности.

Христиане, страдающие от депрессии – физической, умственной или духовной (заметьте: это три разные вещи!), – способны довести себя почти до сумасшествия такими вот тщетными размышлениями. Ибо такие мысли действительно тщетны, не сомневайтесь. Конечно, когда Бог указывает нам путь, заставляя применять к нашей жизни Его общие принципы, Он иногда подкрепляет Свою волю неожиданными событиями и «совпадениями», в которых мы видим подтверждение Его намерений. Но попытки читать тайные Божьи замыслы во всяком необычном происшествии – нечто совсем другое. Дар мудрости вовсе не означает такой способности; как раз наоборот, как мы вскоре увидим, он предполагает, что мы к этому неспособны.И вновь мы спрашиваем: что же происходит, когда Бог дает нам мудрость? Что это за дар?Если привести еще один пример из области транспорта, то это похоже на обучение вождению автомобиля. При вождении важны быстрота и адекватная реакция на происходящее, а также здравомыслие при оценке ситуации. Вы не спрашиваете, почему дорога сужается или вдруг начинает петлять; или почему вон тот фургон стоит там, где он стоит; или почему женщина (или мужчина) в машине перед вами так тесно прижимается к обочине. Вы просто внимательно смотрите и пытаетесь предпринять верное действие в конкретной ситуации. Божья мудрость дает вам и мне именно такую способность в различных ситуациях повседневной жизни.Чтобы хорошо вести машину, нужно смотреть в оба и замечать все, что происходит вокруг. Чтобы жить мудро, нужно ясно и трезво смотреть на жизнь – до безжалостности трезво – и видеть ее такой, какая она есть. Мудрость не терпит успокаивающих иллюзий, ложных сантиментов и розовых очков. Многие из нас живут, как во сне, витают в облаках и не твердо стоят на земле. Мы никогда не видим мир и нашу жизнь в нем такими, какие они на самом деле. Именно отсутствие реализма, порожденное грехом и глубоко в нас укоренившееся, и есть причина того, что в нас даже в самых здравомыслящих и правоверных – так мало мудрости. Однако в Писании есть книга, которая явно создана для того, чтобы превратить нас в трезво мыслящих людей. Это Книга Екклесиаста. Нам нужно повнимательнее прислушаться к ее словам. Давайте, не медля, откроем ее.«Суета сует, сказал проповедник, суета сует, – все суета». В каком смысле и зачем проповедник провозглашает эти слова? Может быть, это горькое признание циника, «эгоистичного и жестокосердного старца, как сказал У.Х.Эллиот, который к концу жизни не обнаружил ничего, кроме откровенного разочарования», и теперь сообщает нам, как бессмысленна и несправедлива жизнь? Или с нами говорит благовестник, стараясь объяснить неверующему, что без Бога счастье «под солнцем» невозможно? Ни то, ни другое – хотя второе предположение не так далеко отстоит от истины, как первое.Автор говорит как умудренный учитель, передающий молодому ученику плоды многолетнего опыта и размышлений (11:9; 12:1,12). Он хочет подвести этого молодого верующего к истинной мудрости и помочь ему избежать ошибки «йоркской диспетчерской». По всей видимости, этот молодой человек (как, впрочем, и многие после него) полагал, что мудрость означает обширные знания и можно стать мудрым, усердно покорпев над книгами (12:12). По его мнению, обретя таким образом мудрость, человек мог определять пути провидения и причины различных Божьих дел в нашей жизни. Проповедник показывает, что настоящая основа мудрости – это осознание того, что пути мира таинственны, что многие события для нас необъяснимы, а большинство из происходящего «под солнцем» не имеет, похоже, никакого признака присутствия разумного, нравственного Бога. Автор проповеди предостерегает от бессмысленного поиска такого понимания: ибо в конце концов этот поиск – если, конечно, он ведется честно и реалистично, должен привести к разочарованию. Можно сформулировать смысл проповеди следующим образом.Посмотрите (говорит проповедник) на мир, в котором мы живем. Снимите розовые очки, протрите глаза и посмотрите внимательно и пристально. Что вы видите? Вы видите, что жизнь основана на бесцельно сменяющих друг друга циклах природы (1:4-7). Вы видите, что она жестко определяется сроками и обстоятельствами, над которыми мы не властны (3:1-8; 9:11-(2). Вы видите, что ко всякому рано или поздно приходит смерть, и приходит, не принимая во внимание ни заслуг, ни провинностей (7:18; 8:8). Люди умирают, подобно скоту (3:19-21), хорошие люди умирают точно так же, как и плохие, а мудрецы – так же, как глупцы (2:14, 17; 9:2-4). Вы видите безнаказанно разгулявшееся зло (3:16; 4:1; 5:8; 8:11; 9:3); мошенники преуспевают, а добрые люди – нет (8:14). И видя все это, вы осознаете, что Божье управление миром непостижимо; и как бы вам ни хотелось его разгадать, сделать это невозможно (3:11; 7:13-15; 8:17; 11:5). И чем больше вы стараетесь понять Божий замысел в обычном течении жизни, тем больше вас огорчает и пугает видимая бессмысленность всего происходящего, искушение заключить, что жизнь не только кажется, но и воистину бессмысленна, становится все неотвязнее.В подобном назидании нуждаются многие. Мы не только представляем себе мудрость в виде «йоркской диспетчерской». Более того, нам кажется, что ради Божьей славы (и ради нашей репутации духовных христиан – хотя мы в этом и не признаемся) надо провозгласить, что мы уже находимся в этой диспетчерской и то и дело получаем из первых рук информацию о том, почему и зачем Бог совершает то или иное дело. Это притворство становится частью нашего существа; мы уверены, что Бог дал нам способность понимать, что, как и зачем Он с нами делал и делает; и, конечно, дальше мы тоже сможем сразу же определять причины всего происходящего с нами. И тут вдруг случается что-то тяжелое и совершенно необъяснимое, и бодренькая иллюзия о том, что мы являемся Божьими тайными советниками, рушится. Наше самолюбие уязвлено; Бог, по-видимому, нами пренебрегает. И если в такой момент мы не раскаемся в своих прежних претензиях и не смиримся до конца, то вся наша последующая духовная жизнь серьезно пострадает.В числе семи смертных грехов, известных людям средневековья, была лень (accidie) – состояние неотступной, безрадостной апатии духа. Сегодня она нередко встречается среди христиан. Ее симптомы – духовная инертность, критически-циничное отношение к церквям и высокомерное презрение к энтузиазму и инициативности других христиан. За таким вот мертвым, мрачным состоянием души кроется уязвленное самолюбие человека, когда-то считавшего себя знатоком Божьих путей провидения, а потом обнаружившего – через горький опыт, – что это не так. Вот что случается, если человек не усваивает слов Екклесиаста. Ибо Бог в Своей мудрости скрыл от нас почти все, что нам хотелось бы знать о Его путях в церквях и в нашей собственной жизни, – и сделал Он это, чтобы смирить нас и научить ходить в вере. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости в чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (11:5).Но все-таки, что же такое мудрость? Проповедник помог нам увидеть, что мудростью не является; а говорит ли он что-нибудь о том, что она собой представляет? Да, говорит, по крайней мере, в общих чертах. «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» (12:12), верь и повинуйся Ему, почитай Его, поклоняйся Ему, будь смиренным перед Ним, стоя на молитве, никогда не говори более того, что действительно хочешь сказать и за что сможешь потом держать ответ (5:1-7); делай доброе (3:12); помни, что однажды Бог за все с тебя спросит (11:9; 12:14); так что избегай – даже если никто тебя не видит – всего, чего можешь постыдиться, представ пред светом Божьего суда (12:14). Живи в настоящем и наслаждайся жизнью (7:14; 9:7-10; 11:9-10); сегодняшние радости – это Божьи благие дары. И хотя Екклесиаст осуждает легкомыслие (см. 7:4-6), он отнюдь не одобряет той «сверхдуховности», которая слишком горда и «набожна», чтобы смеяться и радоваться. Ищите благодати, чтобы усердно трудиться над тем, к чему вы призваны (9:10), и радуйтесь своей работе в то время, как вы ее выполняете (2:24; 3:12-13; 5:18-20; 8:15). Оставьте Богу знание ее смысла; пусть Он Сам измеряет ее окончательную ценность; ваше дело – воспользоваться всеми предоставленными вам возможностями со всяким здравомыслием и смекалкой, на какие вы способны (11:1-6).Таков путь мудрости. Несомненно, это только одна сторона жизни в вере. Ибо что скрывается за ней, поддерживает ее? Конечно же, убежденность в том, что неисследимый Бог провидения – это мудрый и милостивый Бог, сотворивший и искупивший мир. Несомненно, что Бог, создавший этот чудный и сложный мир, искупивший Свой народ из египетского плена, а потом искупивший весь мир от греха и сатаны, – Бог этот знает, что делает, и «все делает хорошо», даже если нам и не видна Его рука. Мы можем верить Ему и радоваться в Нем, даже если не различаем Его путей. Ричард Бакстер так выразил путь мудрости, который описал для нас проповедник:О, пилигрим, вперед шагай С надеждой и терпеньем И Богу славу воспевайВ любви и восхищеньи.Все, что Господь дает, прими, Прими в смиреньи,Прими и счастие, и. скорбь Вот какова мудрость, которой наделяет нас Бог. И по мере обретения ее нашим глазам все больше приоткрывается мудрость Бога, давшего ее нам. Мы сказали, что мудрость состоит в том, чтобы выбрать наилучший путь для достижения наилучшей цели. Бог дает нам мудрость, чтобы с ее помощью исполнить Свой замысел, замысел полного и совершенного восстановления Своих взаимоотношений с людьми – ведь люди именно для этого и были сотворены. Ибо что есть мудрость, даруемая нам Богом? Как мы видели, это вовсе не знание всего, что знает Бог; это стремление и готовность признать, что Он мудр, прилепиться к Нему и жить для Него в свете Его слова, что бы ни происходило.Итак, дар Его мудрости приносит нам еще большее смирение, еще большую радость, большее благочестие, большую чувствительность к Его воле; мы еще решительнее творим Его волю и меньше беспокоимся по поводу мрачных и горьких событий, наполняющих жизнь в этом греховном мире (мы не становимся менее чувствительными; подобные события просто меньше сбивают нас с толку). Новый Завет говорит, что плод мудрости – это уподобление Христу: т. е. мир, смирение и любовь (Иак.3:17), а в основании мудрости лежит вера во Христа (1Кор.3:18; 1Тим.3:15), Который сделался для нас проявлением Божьей мудрости (1Кор.1:24, 30). Итак, мудрость, которую Бог даст всякому просящему у Него, – это мудрость, которая привяжет нас к Нему, проявится в духе веры и в жизни верности Богу.Давайте стремиться к тому, чтобы поиск мудрости в нашей жизни был поиском именно веры и верности; чтобы мы не противились мудрым Божьим замыслам, желая добиться знаний, которые в этом мире нам не даны.

Поиск слов по маске и определению

Всего найдено: 15

  • В индуистской мифологии “владыка ганы”, слоновоголовый бог мудрости, сын бога Шивы
  • в брахманизме и индуизме слоновоголовый бог мудрости, сын бога Шивы
  • слоновоголовый бог мудрости в индуизме
  • в кельтской мифологии один из важнейших богов племен богини Дану, бог мудрости и богатства, хранитель магического котла изобилия
  • ирландский бог изобилия, плодородия, мудрости и волшебства (мифическое)
  • В кельтской мифологии один из богов, великан с палицей (бог мудрости и богатства)
  • в аккадской мифологии бог писцового искусства и мудрости, покровитель писцов
  • Вавилонский мифологии бог мудрости
  • В аккадской мифологии бог мудрости, покровитель писцов и искусства письма
  • вавилонский бог мудрости
  • бог мудрости и краснореч. у варяжских (прибалтийск.) славян
  • В мифологии варяжских (прибалтийских) славян бог мудрости и красноречия

Боги знания и мудрости в разных мифологиях и боги славян

Боги знания и мудрости в разных мифологиях и боги славян

  • в западносемитской мифологии бог мудрости и письма, создатель книги о сотворении мира
  • в западносемитской мифологии бог мудрости, создатель письменности
  • в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства
  • бог мудрости у египтян
  • в древнеегипетской мифологии — бог Луны, мудрости, покровитель наук, синоним Гермеса
  • бог луны и мудрости Древнего Египта
  • египетский бог мудрости
  • В египетский мифологии бог мудрости и луны, создатель письменности и календаря
  • бог мудрости в египетской мифологии
  • бог мудрости Древнего Египта
  • в египетской мифологии — бог Луны, мудрости, покровитель наук, синоним Гермеса
  • древнеегипетский бог мудрости, с которым в эллинистическую эпоху отождествляли Гермеса, как покровителя магии

Боги знания и мудрости в разных мифологиях и боги славян

Боги знания и мудрости в разных мифологиях и боги славян

  • шумерский бог мудрости, заклинаний
  • В шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств, бог плодородия, мудрости, защитник людей
  • в шумеро-аккадской мифологии бог города Эреду, владыка пресных вод и подземного мирового океана Абзу, божество плодородия, мудрости, защитник людей

В древности люди обожествляли не только природные явления, но и направления своей деятельности. Именно так в различных мифах возникли покровители войны и мира, торговли и скотоводства, ремесел и искусства, медицины, поэзии — и, конечно же, мудрости, знаний и учения. Где-то эти боги имели узкую специализацию, где-то совмещали множество обязанностей. Предлагаем узнать о тех, под чьей эгидой находилось интеллектуальное развитие человечества, побольше.

Тот (древнеегипетская мифология)

Симпатичный человеко-ибис со сложной системой родственных связей. По некоторым представлениям Тот был сыном богов Гора и Сета. Получается, Сет стал первым в мире мужчиной, который выносил и родил (пусть даже через голову) ребенка.

Тот покровительствовал не только мировому порядку, знаниям и мудрости в целом, но и более конкретно — библиотекам, ученым и чиновникам (в Древнем Египте две последние категории, как ни странно, были близки). Помимо основных обязанностей обладал еще и странными работами по совместительству: был богом Луны, сердцем Ра (верховного божества) и языком Птаха (бога-творца). Тот считался изобретателем письменности и наставником писцов, а еще — года как хорошо знакомого нам цикла из 365 дней. Он же вдохновил весь Египет на развитие интеллекта, ведение архивов и стал «отцом» регистрации рождений и смертей. Родственница Тота (сестра, дочь, жена или все вместе — древнеегипетские боги могли быть самим себе дедушкой или даже бабушкой) Сешат являлась богиней письма и в некоторых вариантах — счета.

Боги знания и мудрости в разных мифологиях и боги славян

Афина Паллада (древнегреческая мифология)

Дочь Зевса Громовержца, который стал вторым (и пока последним) в мире мужчиной, выносившим (точнее, доносившим, технологии шагнули дальше) и родившим ребенка. Впрочем, милой малышкой Афина вряд ли была — судя по мифам, она появилась на свет в полном боевом облачении и незамедлительно заняла одно из мест в сонме двенадцати великих олимпийских божеств.

Синеглазая Афина Паллада была богиней мудрости, стратегии и тактики военных действий (войну как хаос олицетворял ее брат Арес), покровительствовала ремеслам, учению, искусствам и знаниям. Кроме того, она считалась изобретательницей массы полезных не только для древних греков, но и для нас с вами вещей: государства, кораблестроения, колесницы, ряда музыкальных и сельскохозяйственных инструментов (например, флейты или плуга) и, наконец, войны. Также, по преданию, именно Афина научила человечество кулинарии и обеспечила Аттику — регион, которому покровительствовала, — оливковым маслом.

Минерва (древнеримская мифология)

Эта богиня считается римским «аналогом» греческой Афины Паллады, олицетворяя собой мудрость и воинственность. Минерве поклонялись и этруски — как покровительнице изобретений и открытий, ремесел и художественных искусств. В ее честь устраивались специальные празднества, именно в это время учителя и наставники получали оплату за обучение детей.

Бригита (кельтская мифология)

Кельтская богиня, схожая с двумя предыдущими (Цезарь называл ее «галльской Минервой»), также покровительствует мудрости, войне и ремеслам, творчеству и учению. Традиционно Бригиту изображают как рыжеволосую девушку, есть у нее и ипостась в виде птицы с человеческой головой.

Велес (славянская мифология)

Считалось, что Велес обитал на мифическом острове Буяне — и не просто обитал, а работал, не покладая рук. Во-первых, руководил дикой природой. Во-вторых, покровительствовал скотоводству и непосредственно скоту, а также торговле. (Хотелось бы узнать, как это божество решало вопросы из разряда «волк овечку украл», если под его эгидой находились и тот, и другая). В-третьих, за Велесом было и Навье царство — загробный мир, а также низшие духи, ведьмы, колдуны и прочие потусторонние существа. В-четвертых, он осуществлял последний суд и следил за сохранением памяти предков. Наконец, Велес покровительствовал тем, кто познает мир (то есть исследователям), занимается искусствами или поэзией — то есть, всевозможной интеллектуальной деятельности.

Одним словом — трудоголик.

Боги знания и мудрости в разных мифологиях и боги славян

Один и Браги (скандинавская мифология)

У скандинавских богов не существовало «научной» специализации как таковой (наверное, было не до того). За всеобъемлющую мудрость и тайные знания (то есть магию) отвечал верховный ас Один, высокий одноглазый старик в шляпе, с двумя воронами на плечах и двумя волками у ног. Когда-то он испил из источника мудрости — заплатив за эту возможность собственным глазом. Кроме того, Один считается изобретателем поэзии, которую позже передал в ведение своего сына Браги.

Браги обычно изображали как седого длиннобородого старика — сразу становилось понятно: этот ас имеет значительный опыт (и не только в стихосложении). Также он являлся покровителем всех скальдов, обладал исключительным красноречием и, опять же, мудростью. А вот женой Браги, что любопытно, была богиня вечной юности Идунн, хранительница молодильных яблочек — ими периодически угощались асы, чтобы не терять презентабельности (очевидно, сам Браги к этим фруктам не прикасался).

Окунинуси (синтоистская мифология)

Так же, как и скандинавы, японцы не выделяли в синтоистском пантеоне отдельное божество, которое отвечало бы за знания в целом, но один из богов покровительствовал двум крупным направлениям современной РАН — медицине и сельскому хозяйству. Окунинуси научил людей выращивать (а согласно некоторым представлениям, и селекционировать) полезные злаки, а также навыкам исцеления.

Про этого бога существует очень трогательная легенда о том, как он вылечил бедного зайца. Злые братья Окунинуси посоветовали зверьку, с которого крокодил содрал шкурку, выкупаться в соленой воде, а потом обсохнуть на солнышке. Представляете, как было плохо несчастному созданию? На его счастье, мимо проходил Окунинуси — добрый бог — и исцелил зайца (за что получил доброе напутствие).

Вэньчан (китайская мифология)

Вэньчан (или Вэнь-Чан) вообще-то отвечал за литературу. Однако учитывая близость литературы, просвещения и чиновничьей карьеры в средневековом Китае, божество захватывает все эти смежные области. Именно от него зависело получение ученой степени, так что больше всего Вэньчана почитали конфуцианские ученые. Изображали его как чиновника со скипетром в руке и отождествляли с одной из звезд Большой Медведицы.

Ицамна (мифология майя)

Некоторые исследователи предполагают, что изначально имя этого бога означало «небесный ящер», а выглядел он как кайман и повелевал улитками и водными растениями. Однако позже Ицамна стал одним из верховных божеств в пантеоне майя, связанным как с огнем, так и с водой. Повышение по карьерной лестнице привело к смене облика — теперь это либо небесный дракон, либо, в антропоморфной ипостаси, старик с классическим (греческим или римским) носом.

Помимо создания мира и основания института жрецов Ицамн также изобрел письменность, а затем стал ей покровительствовать, заодно взяв под свой патронаж образование и науки. Кстати, супруга его, Ишь-Чель, богиня Луны, тоже собрала под своей эгидой массу специализаций (например, плодородие, деторождение, ткачество), включающих и медицину. Изображали ее сначала в виде милой дамы с кроликом на коленях, а затем — старухи с зубами и глазами ягуара и не очень приятной прической (змеи в волосах, фу!). В жертву Ишь-Чель приносили юных девушек, но в культуре майя это никого не смущало, и к ее храмам не зарастала народная тропа из паломников, желающих исцелиться от недугов.

Боги знания и мудрости в разных мифологиях и боги славян

Ганеша (индийская мифология)

Согласно некоторым легендам (есть несколько вариантов этого события), сразу после рождения с Ганешей произошла неприятная история. Бог Шани, способный испепелять взглядом, посмотрел на малыша и сжег ему голову. К счастью, родители мальчика тоже были богами, так что его отец Шива попросил принести ему голову первого встреченного существа. Существом оказался слон.

Ганеша отвечает за мудрость и благополучие (приятно, что у индуистов эти понятия идут рука об руку), также его называют «устранителем препятствий». Рекомендовалось призывать помощь этого божества, когда вы начинаете что-то писать (научную статью, например) — и мудрое слоновоголовое существо обязательно поможет, ведь считается, что Ганеша убирает преграды перед каждым, кто об этом попросит.

У индусов Ганеша считается богом богатства и покровителем купцов, он устраняет препятствия на пути тех верующих, кто прикладывает максимум усилий для достижения успеха, защищает движимое и недвижимое имущество, охраняет в пути странников и торговцев, помогает построить дом, написать рукопись, или письмо. Ганеша любимое божество миллионов жителей Индии.

Жена Шивы, богиня Парвати долго мечтала о сыне, но все ее грезы были тщетны. Устав ждать она создала малыша из собственной плоти, на свет появился бесподобный мальчик, которого мать решила показать остальным богам.

Все восхищались Ганешей кроме бога Шани обладающего смертоносным и неподконтрольным его воле взглядом. Младший брат бога смерти кинул на мальчугана один мимолетный взгляд, и голова Ганеши испарилась. Бог творения Брахма посоветовал Парвати подарить сыну голову первого встреченного существа, им оказался маленький слоненок.

Ганеша навсегда потерял красоту, но приобрел безразмерно доброе сердце.

Его покровительством пользуются все, кто не обманывается внешним обликом других людей, он не может помочь людям с рациональным умом, они просто напросто в него не верят.

Ганешу изображают с большим животом, 4 руками (иногда их количество доходит до 16) и одним бивнем (второй сломался в битве с богом Вишну).

В трех руках Ганеша удерживает топор, аркан, раковину, а четвертой рукой демонстрирует жест «наделения дарами». Он передвигается на крысе, когда-то бывший демоном. Победив его бесовскую сущность, Ганеша подарил злому духу не только новый облик, но и усмирил в нем суетность, гордыню, дерзость, эгоистичность.

Ганешу называют 19 именами:Ганапати;Гхатодара;Вигхнеша;Экаданта;Дхумракету;Сумукха;Гаджакарнака;Ламбодара;Вигнараджа;Ганадхйакша;Пхалачандра;Гаджанана;Винайака;Вакратунда;Сиддхи-Винайака;Супракарна;Херамба;Скандапурваджа;Капила и Вигнешвара.

Когда отец Ганеши бог Шива находился в трансе, он не мог охранять богов, полубогов, низших богов, демонов, духов и призраков. Настал момент, когда божества обратились к Брахме с просьбой дать им другого хранителя, который сможет оперативно урегулировать спорные ситуации, нейтрализовывать конфликты, и охранять мир и покой среди своих подопечных.

Вишну предложил выбрать достойного приемника из двух сыновей Шивы, устроив состязание между Карттикейя и Ганешей.

В день поединка боги поставили перед братьями задачу, как можно быстрее обойти вселенную и вернуться обратно. Едва дослушав задание Карттикейя, стремглав бросился к ездовому павлину и умчался прочь.

Ганеша сидел на своей крысе и даже не шелохнулся. Вишну попросил его поскорее отправляться в путь. Выслушав совет, Ганеша направил ездовую крысу к родителям. Поприветствовав отца и мать, и объехав их по кругу, он вернулся к судьям и объявил им, что он первым обошел вселенную.

Когда прозорливые вершители судеб зароптали, Ганеша объяснил богам, что он и, правда обошел вселенную, поскольку она ни что, иное, как сущность Божественной Матери и Божественного Отца.

Его брат отправившийся скитаться по миру иллюзий, вернется обратно, как только поймет, что есть вселенная. После этой победы мудрость Ганеши стала выше материального мира, он как никто другой научился отличать истинное бытие от ложного.

Если Мы — наследники Звезд, и наши далекие предки обладали настолько большими знаниями, что позволяли им путешествовать между мирами, то должны у нас в Пантеоне быть и Божества мудрости и знаний, Боги волшебства, покровители гадалок и прорицателей.

Боги мудрости у русичей: Макошь, Велес, Числобог.  Говорят, что были еще  Знанич и Мыслич, но знания о том потеряны, может и не Боги это были, а просто прозвища такие (как медведь у бера).

МАКОШЬ — богиня-пряха.

ВЕЛЕС — бог  хозяйства

Если уж и существуют боги — покровители и защитники гадалок, ведуний, прорицателей и предсказателей, то самая яркая их представительница  — Йогиня.

ЙОГИНЯ (или Ягинишна) — Является воплощением вилы Сиды.  В одном из своих обличий была Ягиня женой Велеса,  да извела ее Амелфа-матушка. Есть предположение, что он имени Йогини назван собирательный образ лесной ведуньи — Бабы Яги.

ЧИСЛОБОГ — славянский бог времени, луны, чисел и календаря.

В ДРУГИХ СТРАНАХ И У ДРУГИХ НАРОДОВ.

ТОТ и ИЗИДА.

ТОТ — верховный бог,  мудрый и справедливый.  Он чародейству и алхимии помогал, астрологов и заклинателей поддерживал.

А еще в  Египте предсказателям и гадателям покровительствовала ИЗИДА — богиня плодородия.

Оба они — и ТОТ и ИЗИДА были Богами-Целителями.

АНУБИС (сын Осириса) являлся проводником в царство мертвых, но, как хранитель разных ядов и лекарств, является условным покровителем химиков (и алхимиков).

АПОЛЛОН — В Древней  Греции — целитель и прорицатель.

Бог ПИК считался в Греции богом предсказаний. Но он не ответил на любовь Кирки, и та взяла и превратила Пика в дятла.

Боги знания и мудрости в разных мифологиях и боги славян

Генеша в храме Индии, Старый парк с.Кабардинка, фото Наты

ГАНЕША (Ганеш) —  бог мудрости и благополучия в индуизме. Имеет очень своеобразный внешний вид, так как вместо обычной головы у него — голова слона. Интересно, что более поздние скульптурные изображения Ганеша делают его еще более слоноподобным, изображая руки в виде слоновьих лап. Это неверно, так как от рождения Ганеша был похож на обычного человека, но в результате несчастного случая ему пришлось пришить голову  слона.

Иногда Ганеша изображают многоруким.

ЕЗДОВОЕ ЖИВОТНОЕ (вахана)   Ганеша — Крыса. Поговаривают, что раньше крыса была великаном Гаджамукхой, но Ганеша победил великана, бросив в него свой бивень, и вот теперь поверженный великан — ездовая крыса, а на изображениях Ганеша обычно один бивень.

ГЕКАТА — в Греции она числилась не только богиней лунного света, но и богиней колдовства.

ХОТЕЙ — бог счастья и добродушия, толстый веселый старикан. Говорят, что был он предсказателем, причем все его предсказания непременно сбывались.

ХЛЯБИ НЕБЕСНЫЕ — иногда этот символ называют оберегом Агидель. И так сразу и не скажешь, кому посвящен знак: и Боги Воды им пользуются, и Боги Воздуха, и в Метеорологической Магии ему место есть. Многозначный символ, он развивает интуицию, привлекает счастье да удачу (и поэтому и Боги Богатства и Боги-Прорицатели его тоже считают своим). А еще, как знак Богини Агидель, знак «Хляби небесные» рекомендуется всем женщинам — для упрочения и умножения красоты их и очарования, (следовательно, Богиням Красоты он тоже своим оказался).

Говорят, что у этого знака особая сила: он от бед разных да от тревог убережет,  отведет от вас горечи да неудачи, а еще он может мысли  от темноты оградит.

УЧИТЕЛЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ — Ваши святые покровители — Кирилл и Мефодий. Святой Кирилл, получив блестящее образование, в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. С помощью своего брата Мефодия и учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие и Псалтирь.

УЧЕНИКИ И СТУДЕНТЫ Ваш покровитель — преподобный Сергий Радонежский. Ему молятся о помощи в трудном учении. Сергия в семилетнем возрасте отдали учиться грамоте, но наука не давалась ему, и мальчик ужасно страдал из-за этого. Однажды в поле он встретил монаха. Подошел к нему и рассказал о своей беде. Выслушав мальчика, старец дал ему часть просфоры и велел съесть. В тот самый миг благодать сошла на отрока. Господь даровал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость.       Мученица Татьяна считается покровительницей из-за исторического совпадения. Именно 25 января (в Татьянин день) императрица Елизавета утвердила проект Московского университета. А великомученица Татьяна была названа его покровительницей.

БИБЛИОТЕКАРИ И НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ находятся под опекой благоверного князя Ярослава Мудрого. Благоверный князь отстаивал праведное дело и поэтому Бог помог одержать ему победу.

Компьютерщики, программисты, системные администраторы — официально покровитель Интернета не объявлен, но в результате дискуссий пользователи Интернета сами выбрали себе Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста

Бра́ги — в германо-скандинавской мифологии бог-скальд, прославленный мудростью и красноречием, муж богини Идун . Как правило, его изображали старым и с длинной бородой — символом мудрости и богатого опыта, из запаса которого поэтам должно черпать свои мысли и образы

Будте (лит. ) — персонаж литовской мифологии, богиня мудрости.

Исследователь литовской мифологии Т. Нарбут в своей «Истории Литвы» говорит, что это название он заимствовал из одного простонародного сказания, ходившего в окрестностях Мемеля, о приключениях одного мореплавателя; из этого сказания оказывается, что под именем Будте обоготворяли мудрость. Именно в нём говорится: «Мудрость, или разум, который бодрствует над всякими делами доброго человека, находится в руках божественной личности, называющейся Будте, которая наделяет этим даром людей, и они становятся славными». «Очевидно, — продолжает литовский историк, — здесь речь идет о литовской Минерве, но её происхождение имело другое начало, чем Минервы древнегреческой. Геродот ясно говорит, что древние египтянепоклонялись богине Буте, которой воздавали честь и древние греки.

Вар — асинья (одна из асов), в германо-скандинавской мифологии богиня истины.

Она выслушивает и записывает клятвы и обещания людей, а также мстит тем, кто их нарушает. Также является богиней любовных клятв и брачных союзов. Её имя редко упоминается в скандинавских мифах

Ла́кшми (санскр. ,  — «счастье») — богиня благословения, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она — воплощение грации, красоты и обаяния. Верят, что её приверженцы будут защищены от всех видов несчастий и нищеты. Лакшми является старшей супругой Вишну, замужем за Рамой(в воплощении Ситы) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

из сборника Боги-покровители по профессиям и увлечениям

(1838) Статья в стадии разработки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *