Богиня киселя у славян и славянский пантеон и язычество древней Руси

Богиня киселя у славян и славянский пантеон и язычество древней Руси

Продолжаю знакомить вас с именами родных Богов.
Собранных в Великом Родаслове.
Сейчас речь пойдет о Богах древа Ель.
Богиня Желя — одно из имен воплощенных в этом древе.

Желя и Карна две сестры.
Две дочери Мары-Марены – Богини Смерти, зимы и холода.
В источниках славянской традиции нет точных сведений об отце Жели и Карны.
Мои исследования привели меня к мнению, что их отец Чернобог.
Или по-другому — Черный змей.

Желя — Богиня похоронного обряда.

Смертной печали. Скорби и жалости, провожающая на погребальном костре.
Желя в славянской традиции – это Богиня-плакальщица.
Оплакивающая всех умерших и погибших.

Незримо присутствует на погребальных обрядах поминовения.
Сменивших мерность людей — Тризнах.
Тем самым забирая горе и тоску у близких и родных.

Она же проводник для умерших душ через Сумеречный мир в мир Нави.
Облегчает переход душ умерших из мира Яви (мира живых), в Мир Нави (царство мёртвых).
Желя встречает души, которые поднимаются над пламенем священного костра.

Богиня Желя – не только воплощение тоски.

Она еще и олицетворение памяти о каждом предке или родственнике.
Именно она позволяет избыть тоску по ушедшим, оставляя только светлую память.
Желя не принадлежит ни Яви, ни Нави.
Она находится между ними, и является обитателем Сумеречного (пограничного) мира.

Желю иногда зовут кромешницей.
Которая ждет души людей у самой черты. Кромки.
Встречает их и провожает в мир Нави.
Обращение к этой Богине гарантировало умершим быстрый и безопасный переход в мир предков.

Вот такая она — Богиня Желя.
Слава Родным Богам!

Карна и Желя

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2021 года; проверки требуют 5 правок.

  • ↑ 1 2 3 Рыбаков Б. А. Мифология древних славян // Рождение богов и богинь. Саратов: Надежда, 1993.
  • Салмина М. А. «Карна» в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 525—526.
  • Шелест В. «Карна и Жля в Слове о полку Игореве» // Russian Language Journal / Русский язык Vol. 33, No. 115 (SPRING 1979), pp. 45-50
  • ↑ 1 2 3 4 Салмина М. А. Карна Архивная копия от 9 августа 2016 на Wayback Machine // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
  • Соколова Л. В. Жля Архивная копия от 2 февраля 2017 на Wayback Machine // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
  • Иванов В. В., Топоров В. Н.. Карна и Желя // Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1

В данной статье перечислены славянские божества языческого пантеона и персонажи низшей мифологии с краткими характеристиками их функций.

Общеславянские богиПравить

  • Дый — вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества.
  • Сирин, Алконост, Гамаюн — мифические птицы древнерусских книжных произведений, заимствованы из античной традиции.

Боги западных славянПравить

Идол балтийских славян (о. Волин)

Боги балтийских славян

  • Бадняк — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.
  • Божич — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку — «Старому богу».
  • Вилы — женские водные духи, сходные с русалками.
  • Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием
  • Дабог — мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе.
  • Додола или Папаруда — женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.
  • Здухач — человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой.
  • Судженицы — существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении.
Еще про Тора:  Браслеты на руках

Персонажи низшей мифологииПравить

  • И. Л. Лось. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. VI. — С. 348.
  • Марена / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 180–182. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Мокошь / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 169.
  • Коляда // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — .
  • Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950. Ч. I.
  • Фаминцын А.С. Божества древних славян (1884). — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 736 с.

СсылкиПравить

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2021 года; проверки требуют 8 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Жива (значения).

Богиня киселя у славян и славянский пантеон и язычество древней Руси

Cива. Иллюстрация из книги «Мифология славянская и российская» А.С. Кайсарова, 1804 год.

ОписаниеПравить

Unde de assdodine de heyt de hodde de hende ouer ruggen. In der eynen hant hadde se eynen guelden appel. Unde in der anderivi hant hadde se ein wyn druuelen mil еу?? gronen blade un oere hare hangede oer went in de waden

В Mater Verborum упомянута богиня плодородия Sius, соответствующая римской Церере:

“Ceres, fruges, frumentum, vel dea frumenti: siua”. “Dea frumenti, Ceres: Sius”

В польском пантеоне Я. Длугоша Живе (Zywye) — бог жизни; в сербо-лужицком пантеоне Абрахама Френцеля фигурирует богиня жизни «Siwa Polon. Zyvvie, Dea vita». Наконец, польско-белорусский автор Мацей Стрыйковский связывает некоего «бога ветра шумящего Живе» и Погоду, «бога ясных и весёлых дней».

  • Гельмольд I, 52. Дата обращения: 23 декабря 2007. Архивировано 26 августа 2011 года.
  • Hanka, p. 5-6. Цит. по: Friedrich Wigger. Berno, der erste Bischof von Schwerin, und Meklenburg zu dessen Zeit // Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde, 1863.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Жива
  • Жива Архивная копия от 23 мая 2011 на Wayback Machine // Мифологическая энциклопедия

Славянская богиня Желя (Журба)

Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи “Словаря славянской мифологии” Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Еще про Тора:  Велес на английском и перевод "Велес" на русский

Разделы страницы о богине горя и покровительнице тризны Желе:

  • Желя – связующее звено двух миров
  • Вековечные небесные плакальщицы Желя и Карна

Желя – связующее звено двух миров

Желя – богиня, которая оплакивает умерших и помогает им на том свете.
Желя сопровождает траурную процессию к погребальному костру или месту захоронения.

Легенды, а также некоторые люди, рассказывают, что голос, вернее плач Жели, можно услышать меж других голосов плачущих по умершему.
Если прислушаться, то можно услышать ещё один плач, более тихий, но всё же различимый и отличающийся от других голосов.
Это означает, что пришла Желя оплакать потерю людей и помочь душе умершего человека.

Желя покровительствует проведению тризны и погребальных обрядов.
Она присутствует во время погребального ритуала (или сожжения), встречает душу умершего в ином мире
и помогает ему выбрать путь, которым он пойдёт после земной жизни.

Желя считается и вестницей, которая может принести из мира мёртвых важные вести, предупредить живых об угрожающих им опасностях.
Желя живёт между двух миров и для душ, которые покинули физические тела, является связующим звеном.
Она представляет сразу два мира и потому её образ очень интересен, но до конца ещё не изучен.
Желя – добрая Богиня, которая играет большую роль в жизни и смерти каждого человека.

От имени богини Жели произошли такие слова, как: “жалеть” (скорбить по умершим), а также “жальник”, т.е. могила.
Отсюда можно сделать вывод, что Желя была тесно связана с погребальными обрядами
и была одной из Богинь, наравне с Марой, которая относилась к божествам смерти.

Вековечные небесные плакальщицы Желя и Карна

Желя и Карна – персонификации плача и горя, связанных с погребальными обрядами.
Две вечно печальные сестры, сопровождающие вся кого человека в его первых подступах к потустороннему, загробному миру.

Имя Карны связано с глаголом «карити» (можно перевести как «оплакивать»), имя Жели — со словом «жалость», «сожаление».

Желя — древнерусское обозначение плача.

Сестры эти — вековечные плакальщицы, божества погребального обряда.
Карна — олицетворение печали,
Желя — беспредельного сострадания.

Эти две скорбные девы, словно черные, зловещие птицы, летят вслед за всяким войском, выступившим в поход,
однако богатая пожива не приносит им ни счастья, ни довольства.
Их удел — горькие слезы над убитыми, беспредельная жалость к умершим людям.

По “современной мифологии” считается, что матерью и отцом старшей сестры Карны и младшей сестры Жели являются
Мара (Морана) и Кощей (Чернобог).

Славянский пантеон и язычество древней Руси

Богиня киселя у славян и славянский пантеон и язычество древней Руси

В этом разделе приводится список божеств, сказочных персонажей и потусторонних существ древнеславянских верований.
По приводимым ссылкам можете почитать сведения о них, полученные из разных источников –
как достоверных (книги, энциклопедии мифов, в т.ч. сетевые),
так и не очень достоверных (с сайтов энтузиастов и любителей).
Первые приводятся выше вторых.

Еще про Тора:  Бог мара у славян и мара

Автор сборника взял на себя смелость самому определить уровень достоверности этой информации,
публикуя в самом верху страницы по каждому божеству некоторую интегрированную справку.
Некоторые сведения еще не изучены – если в них приводится мнение современных славянских язычников –
то это не от автора, будет безусловно удалено.

Разделы страницы о фольклоре и верованиях древних славян:

  • Божества древних словян
  • Сказочные существа славянского фольклора
  • Волшебные предметы славянских поверий

Божества древних славян

Языческий славянский пантеон представляет из себя несистематизированное (как у
древних греков)
собрание богов разных народов – от средиземноморских и прибалтийских до северокавказских и, возможно, приуральских.

Уникальные (т.е., в единственном числе) боги, богини и божества праславян, имеющие нарицательное имя.
Некоторые боги объединены в одну страницу из-за схожих функций, например, боги войны.

Группы древнеславянских божеств:

  • Верховные боги:
    Белбог, Род,
    Триглав, Святовит.
  • Боги и богини загробного мира:
    Чернобог, его жена Морана,
    их дочери Желя и Карна.
  • Покровители любви, секса и брака:
    богини-рожаницы Лада и ее дочь Леля,
    спутник Лады Услад (бог веселья и удовольствий), первый сын Лады Лель (бог плотской любви),
    второй сын Лады Полеля (бог брака), третий сын Лады Дид (бог супружеского счастья)
    и разные сопутствующие духи и божки.
  • Богини-покровительницы женщин:
    богини-рожаницы Лада и ее дочь Леля; Золотая баба, Дидилия.
  • Боги Солнца: Даждьбог, Хорс, Ярило.
  • Боги урожая и охранители посевов:
    Белун (Полевик, Житный дед).
  • Боги богатства и охранители кладов и полезных ископаемых:
    Озем и Сумерла, Дед (Дедко), кладовики.
  • Воинские боги славян:
    Див, Радегаст (Радигощ, Ризводиц), семиликий Руевит, четырехликий Свентовид (Святовид, Святовит),
    Перун.
  • Многоголовые или многолицые божества:
    3-головый верховный творец Триглав,
    4-ликий покровитель мореплавателей Поренута,
    семиликий Руевит и 7-головый пёс-охранитель посевов Семаргл.
  • Олицетворения бед и лишений

Сказочные существа славянского фольклора

Потусторонние духи-покровители (“хозяева”) и злые духи славянского язычества
(многие по происхождению более древние, чем боги), а также сказочные существа и зооперсонажи.
Это целые группы (неуникальных) божеств, не имеющих нарицательных имён.

Однако, некоторые важные духи могут стать уникальными божествами, например,
Анчутка – один из чертей,
Баган – сначала вид дворового духа,
Вазила — одно из явлений дворового,
Дед-Белун (Житник) – персонификация полевиков,
Полудница – персонификация всех полуденниц.

Волшебные предметы славянских поверий

Эти предметы употребляют в своей магии
добрые и злые чародеи,
мастера-волшебники
и обычные люди для гаданий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *