Почему существовало 2 Бога Солнца?
На самом деле, у славян-язычников был еще третий бог Солнца – Ярила
(он же – Яровит, Руевит ?) – как весеннее проявление солнечной силы плодородия.
Различие сакральных функций Даждьбога и Хорса
Стоит остановиться на таком интересном моменте, что Хорс – не единственный бог солнца в языческом пантеоне древних славян.
Ещё одним богом солнца и солнечного света является Даждьбог.
Такое непонятное соседство двух богов, заведующих одним светилом, долгое время ставило в тупик исследователей.
Сегодня считается, что Даждьбог является богом солнечного света и подателем тепла.
Даждьбог — бог, дающий свет, живительную силу.
Хорс также является солнечным богом, однако он является богом непосредственно солнечного диска.
Даждьбог и Хорс – Аполлон и Гелиос
В греческой мифологии
Даждьбогу соответствует бог Аполлон — бог света, а Хорсу — Гелиос, который является божеством солнечного диска.
Подобная двойственность Солнца наблюдается и в мифологии
этрусков,
где бог Каве является божеством солнечного света, а бог Усил — богом самого Солнца.
Хорс – древнерусское языческое божество, которое впервые упоминается в Повести временных лет в статье за 980 год, посвященной сооружению князем Владимиром Святославовичем языческого святилища в Киеве. Текст Ипатьевской летописи:
“И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь”.
Ряд исследователей обращают внимание на то, что в описании киевского пантеона именно Перун упомянут первым и только его идол сопровождается дополнительным описанием. Также, при описании разрушения капища отдельный рассказ посвящен только низвержению Перуна. Поэтому некоторые ученые считают, что перечень других божеств кроме Перуна является более поздней вставкой в первоначальный летописный текст. По этой гипотезе капище Владимира в Киеве было посвящено одному Перуну, идолов других божеств там не было, а все упоминания о них в других источниках (более поздних) основаны как раз на вставке в летопись.
Также интересно разночтение в данном отрывке с текстом Лаврентьевской летописи, где отсутствует разделительный союз “и” между Хорсом и Дажьбогом: “а усъ золот, и Хоръса Дажьбога, и Стрибога”. Возможность прочтения “Хоръса Дажьбога” как составного имени одного и того же божества, где одно из имен например является эпитетом подталкивало ряд исследователей к заключению о тождественности Хорса и Дажьбога. Такая интерпретация летописного текста остается важным аргументом в дискуссии о характере и функциях Хорса. Так как Дажьбог обычно считается богом солнца, то и Хорс в понимании этих авторов также оказывается солярным божеством.
Важнейшим древним письменным источником, позволяющим судить о функциях Хорса, является Слово о полку Игореве (далее – СоПИ). Там мы читаем:
“Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше; изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.”
исходя из этого отрывка большинство исследователей увидело в Хорсе небесное тело – солнце, реже луну. Мотивировалось это древнеславянским верованием, согласно которому затмение как солнца, так и луны вызывается оборотнями-волками. Большинство авторов также полагает, что Хорс – бог солнца, подкрепляя это этимологией имени через иранские языки (ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt “сияющее солнце”, осет. хур “солнце”) или через греческий (от греч. xορος в значении “круглый” ≥ солнце). Оба варианта заслуживают внимания. В первом случае название “хорс” могло употребляться некими ираноязычными жителями Киева, которые во множестве могли там появиться после похода князя Святослава на Саркел и включения в сферу влияния Киева нескольких ираноязычных народов. Во втором случае – название “хорс” заимствовано у греков, этим словом они могли называть солярное божество славян. В обоих случаях – Хорс тождественнен Дажьбогу т.е. это два разных имени одного и того же божества.
Но существует и альтернативное направление в историографии, представители которого считают Хорса божеством луны. Основывается это на том умозаключении, что Всеслав в СоПИ перебегал путь Хорса ночью, стало быть, Хорс – ночное светило. Впрочем, такая интерпретация не очень убедительна, так как солнце и луна перемещаются по небу по одному пути – эклиптике, и таким время суток не имеет значения, речь в СоПИ могла идти просто о том что Всеслав ночью пересекал дневной путь солнца. Тем более что понимание Хорса как бога солнца лучше вписывается и в общий солярный символизм пронизывающий СоПИ (13 упоминаний солнца против 1 месяца).
Имя Хорса встречается также в многочисленных христианских поучениях против язычества и апокрифах. Но попадание туда этого имени может опять таки быть связанным как с вставкой в текст ПВЛ, так и использованием двойного имени для солярного божества. Христианские хронисты явно не вдавались в суть языческих верований (тем более существуют прямые поучения не упоминать даже имен языческих богов), а лишь иногда перечисляли их в том или ином контексте. При переписывании текстов в это перечисление и могло попасть два разных имени одного и того же божества.
Также существует так называемая “лошадиная теория”, заложенная А.С. Фаминицыным и поддержанная рядом авторов. А.С. Фаминицын обратил внимание на сходство имени Хорса с германскими названиями коня (ср. англ. horse) из чего сделал вывод, что это божество могло быть заимствовано у варягов-скандинавов. Из современных последователей этой теории можно отметить А.А. Бескова, предложившего оригинальную трактовку Хорса и Дажьбога как мифологических божественных близнецов, связанных с конями аналогичными индийским Ашвинам, греческим Диоскурам и т.д. При этом согласно данной теории в то время как Дажьбог отождествлялся с солнцем, его брат- близнец Хорс отождествлялся с ночным светилом и мог восприниматься как хтоническое божество, что, впрочем, не отвергает его солярной природы.
Солнечные божества у наших предков составляли особую группу в пантеоне. При этом их образы и функции значительно отличаются. Одним из таких богов был Хорс. Он воплощал силу зимнего солнца. Время власти Хорса занимало период с дня зимнего солнцестояния по день весеннего равноденствия.
Этот бог отличался добрым нравом. Он знал, как непросто живётся простым людям в зимнее время, а потому стремился помочь им и озарить собою мир. Славяне верили, что во время морозных дней с самих небес им посылал привет милостивый и радостный Хорс. Каким же представляли его наши предки? Какие функции были у Хорса?
Функции Хорса
В славянской мифологии известно несколько солнечных богов. К самым знаменитым принадлежали Ярило и Даждьбог. Но о Хорсе не стоит забывать, несмотря на то, что сведений об этом божестве сохранилось совсем немного. Сложность трактовки образа связана ещё и с тем, что порой образ одного солнечного покровителя сливался с другим – так же, как солнце из зимы переходит в весну, а затем – в лето и осень.
Хорс был олицетворением яркого солнечного света, призывающего к труду и радости. Он побеждал мрак холод зимы, возвещая о триумфе солнца, что неизменно вело за собою тёплые дни. Несмотря на морозы и холода, люди знали, что с каждым днём ночи становятся всё короче, а значит, победа света уже произошла.
Андрей Алексеевич Шишкин «Хорс», 2015 год
Нередко Хорса считали олицетворением самого солнечного диска. Согласно преданиям, он вёз солнце в своей огромной колеснице, а сияющий диск распространял свет по всему небосводу и земле. Наши предки верили, что в короткие зимние дни Хорс, как истинный воин, выходит на бой с силами тьмы, желающими поглотить мир.
Перед днём зимнего солнцестояния ночи становились всё длиннее, и они отождествлялись с тяжестью этого боя. Однако Хорс неизменно побеждал, что демонстрировала сама природа. Люди считали, что в трудное и холодное время года лишь благодаря Хорсу солнце появляется на небе.
Идол бога Хорса
Тайна имени бога
Имя бога Хорса по сей день остаётся загадкой для исследователей. В его основе можно выделить часть “хор”, которая непременно ассоциируется со словами “хорошо”, “хоровод”. Но изначально происхождение именования бога не было связано с таким понятиями.
Как считает большинство учёных, имя Хорса было заимствовано у древних иранских народов. Персидское слово “Хурсет”, пехлевийское “Хуарсет” неизменно ассоциируется с солнцем, означая свет и яркость небесного светила.
Если верить историкам, культ Хорса пришёл на славянские земли как следствие сарматского влияния на местную культуру. Подобные заимствования не были редкостью в те далёкие времена, и нельзя исключать, что с Хорсом произошло нечто подобное.
Впрочем, существует и иная теория происхождения. Имя бога Хорса могло иметь и славянское корни, происходят от корня “хоро”. Такое слово очень напоминает старинное “коло”, что и сегодня употребляется в ряде славянских языков.
К примеру, даже в современном литературном украинском языке “коло” значит “круг”. Не кажется ли вам это вполне красноречивым указанием на солнечный круг, а именно – бога Хорса? Подобную теорию не стоит отвергать.
Славянский бог Хорс
Хорс – зимний покровитель
Хорс считался главным защитником во время “мёртвого” времени года – зимы. Лишь благодаря его поддержке и покровительству растения, животные и люди могли дожить до наступления тёплых дней.
Кстати, здесь хочу заметить ещё одну ассоциацию со словом “коло” (“круг”). В старинных поверьях именно круг позволял человеку защититься от нечистой силы. Круг был истинным защитником, и здесь прослеживается явная аналогия с деятельностью Хорса.
Игорь Ожиганов «Бог Хорс»
К Хорсу люди обращались с мольбами о защите и покровительстве. Что интересно, в старинных сказаниях, сохранившемся фольклоре встречаются упоминания о Чёрном Хорсе. Так называли тёмную ипостась бога.
Чёрный Хорс обретал власть во время сильных морозов и лютых холодов. Несмотря на своё могущество и вред, что он приносил всему живому, Чёрный Хорс оказывался слабее своего доброго воплощения.
Солнечному богу молились, прося о хороших всходах озимых, о благополучной зимовке домашней птицы и скота. Охотники и дровосеки, отправляющиеся зимой в лес, просили защиты не только у своего покровителя, Велеса, но и у Хорса. Добрый солнечный бог помогал им продержаться во время долгих походов по лесу, защищал от происков тёмных созданий или оберегал от разъярённого зверя.
Внешность и символы Хорса
Как же выглядел Хорс? Традиционные изображения его демонстрируют нам румяного мужчину, статного красавца с огненными волосами. Его одежда – рубаха и штаны светлых цветов, а самой яркой деталью внешности являются глаза – они имеют небесно-голубой оттенок. Иногда Хорса изображали как всадника на белоснежном сияющем коне.
Священным животным бога считали лошадь светлой масти. Кроме того, известный всем нам символ удачи, подкова, тоже появился в далёкой древности – во времена почитания этого бога.
Корольков Виктор Анатольевич «Хорс»
Для того, чтобы Хорс одарил дом благополучием и распространил на его жильцов свою защиту, делали украшение для конька на крыше – в виде лошадиной головы. Такие украшения часто можно увидеть на изображениях старинных изб.
Хорс – особенный бог. Несмотря на то, что время его власти было в самое холодное время года, он возвещал о победе света и добра. Солнечный покровитель одаривал людей своими лучами, заставляя радоваться и оживляя надежду на скорый приход тёплых дней. Хорс готовил мир к появлению своего солнечного “коллеги” – весеннего бога Ярилы.
Солнце высоко в небе чистом и голубом. Светит оно ярко и беззаботно, оттого и на душе хорошо, что аж петь хочется. Люд в избах не сидит, кто в полях трудится с самого рассвета, кто в лесу притаился, зверя поджидая, кто на берегу речном рыбачит — все в трудах честных. И работа идёт славно, оттого как, хорошо на душе у каждого. Детки бегают, носятся по деревне, играют в игры свои замысловатые и радуются жизни. А как иначе, ведь солнце ясное любо каждому, от света его душа наполняется счастьем, да любовью. И жить хочется в день такой, и дела праведные совершать. Верят сметные, что это благодать светлого бога Хорса, на них сходит с самих небес. Любят и почитают его славяне, потому, как вместе с ними трудится бог солнечный, покуда мужик поле вспахивает, Хорс вторит ему и Небесную Сваргу вспахивает. Бог труженик он. Ведает Хорс, как тяжело живётся люду смертному, поэтому и тепло он своё людям шлёт, чтобы легче было им в тяготах всяких. И когда солнышко согревает крылечко, да порог, улыбаются люди, потому как знают, что шлёт привет им бог Хорс с самих небес, да в гости к каждому захаживает.
Сведения о данном божестве весьма скудны. Есть много противоречий и неточностей, но в общих чертах бог Хорс — это солярное, то есть
солнечное божество. У читателя может вполне резонно возникнуть вопрос касательно этого утверждения, ведь по меньшей мере ещё известно несколько солнечных божеств: это и Ярило, и Даждьбог, и даже Семаргл. Автор согласен, что здесь весьма запутанная ситуация, и отделить одно божество от другого весьма сложно, потому, что образы и функции этих богов весьма размыты и имеют склонность сливаться друг с другом. В сети весьма распространено следующее объяснение солярности бога Хорса: Ярило — это бог, олицетворяющий весеннее солнце и его живительную силу для всей природы; Даждьбог — это олицетворение силы солнечного света, которая побеждает тьму и освещает весь мир Яви, то есть так называемый «белый свет»; Хорс — это жёлтый солнечный свет, который дарует людям счастье и радость, и который способствует их труду и плодородию земли. Аргументации, как таковой почти нет, но звучит довольно убедительно, если вспомнить о том, что Ярило приходит с весной и вообще олицетворяет собой всё безбашенность и страстность этого времени года, а Даждьбог сражается с тёмными силами и вечно их побеждает. Что же касается бога Семаргла, то он защитник и хранитель небесного солнца. Если говорить проще, то Семаргл своего рода телохранитель для триады солнечных богов — Хорса, Ярило и Даждьбога.
Итак, Хорс — это бог яркого солнца, что дарует людям хорошее расположение духа и призывает к труду. Почитался бог Хорс, как покровитель земледельцев. Древние славяне верили, что всё, что происходило в Явьем мире, находило свой отклик и в небесной обители богов. Если мужчина вспахивал поре, то над ним то же самое делал и бог Хорс, вспахивая бесконечность Небесной Сварги. Бог Хорс, посылал в погожий день людям свой яркий свет, согревал землю и призывал всех к труду. Но только сил бога Хорса не было достаточно, для того, чтобы сделать Матушку Сыру Землю плодородной, потому как солнце не светит без дневного света, а земля должна испить дождевой влаги, чтобы впитать в себя больше солнечного тепла. Поэтому, бог Хорс никогда не представлялся в одиночестве, его неизменными спутниками считались Даждьбог и Стрибог.
В сети, так же можно встретить ещё одно очень любопытное утверждение, согласно которому бог Хорс, являлся не только солнечным божеством, но и тем, кто приносит высший порядок во вселенную. От бога Хорса якобы зависела смена времён года, движение планет и звёзд. Считалось, что он создавал настолько сложный порядок, что чаще он воспринимался, как настоящий хаос. Бог Хорс был способен менять мир и пространство вокруг себя, и эти изменения проявлялись лишь со временем, но были долговечными даже без вмешательства и близости самого божества. Под влияние Хорса в первую очередь попадал мир Прави, и только после Явий мир, которые он изредка посещал. Но даже непрямая власть и влияние Хорса находили отклик в мире людей.
Насколько правдивы все эти утверждения, неизвестно ни автору, ни даже самым почтенным докторам исторических наук. Всё, что нам остаётся — это лишь рассуждать и предполагать.
Бог Хорс — тайна имени.
В имени бога Хорса, наш современное сознание выделит более знакомый ему корень «хор». В нашей голове тут же заработают шестерёнки и выдадут несколько ассоциаций: хор мальчиков-зайчиков, хоровод и хороший. Вообще разбираться в перипетиях этимологии того, или иного слова весьма увлекательное занятие. Давайте попытаемся проследить связь имени божества с известными нам ныне словами, и вы поразитесь на сколько всё взаимосвязано.
Самой распространённой версией о происхождении имени бога Хорса, является версия, согласно которой древние славяне позаимствовали у древних иранских народов это божество. Ссылаясь на эту версию, можно предположить, что имя бога Хорса имеет родство со среднеавестийским «Hvarə Xšaētəm», с пехлевийским «Xvaršêt», персидским «Xuršēt» и осетинским словом «Хур». Значение всех этих слов неизменно относится к слову «солнце». Согласно этой теории, древние славяне получили это божество в следствии сарматского (тюркского) влияния. Датировать данный период является непосильной задачей для учёных. Некоторые ссылаются на то, что у славянских и иранских народов были общие предки индоевропейцы и арийцы. Тогда, можно предположить, что древние славяне ничего не заимствовали, и Хорс является одним из самых древних божеств, образ которого нашёл место в язычестве, как иранских, так и славянских народов.
Существует суждение, что имя бога Хорса имеет славянские корни, и произошло оно от слова «хоро», что значит круг. Отсюда и пошло слово хоровод, то есть танцы в кругу. У этого корня есть и видоизменённые синоним — «коло», от которого пошли слова колесо, коловрат и так далее. Вообще в славянской мифологии, бытие имеет цикличный, круговой характер: времена года сменяют друг-друга, день и ночь, жизнь и смерть. Таким образом представляли себе древние славяне круговорот вселенной. Если вспомнить суждение о том, что якобы бог Хорс заведовал порядком во вселенной, то эта теория кажется не такой уж безнадёжной. «Хоро», или «коло» — это священный круг, который запускает в вечное движение всё сущее: и планеты, и звёзды, и время. Если вспомнить, то древние славяне, да и не только они, танцевали вокруг костра, а костёр — это пламя, символ Солнца. Это и очищение, и имитация круговорота бытия.
Давайте разберём сам корень «хоро», или «хор». Это соединение двух частиц «Хо» и » Ръ «, что означает соединение, объединение силы. Это и сосредоточие божественной, созидающей силы, и её воспроизведение. «Хор» — не просто звучание, но и множественное действие, где потоки сил сливаются в единое целое, почти как в хоре, где голоса множества людей сливаются в единое звучание и порождают энергию звука. Сам корень несёт в себе созидающее понятие, если всё на своём месте, нет бреши в единении, то всё хор-ошо. Инверсией этого корня можно считать корень «рох», от которого происходит слова «рохля», что означает что-то, что не является единым и подвергается разрушению.
Вы удивитесь, но слово храм содержит в себе корень «хор». Если расшифровать составляющие части этого слова, то мы получим сочетание трёх частиц — это «Хъ», «Ра» и «Мъ». Это место, где происходит сосредоточие и рождение жизни, обитель бога, если хотите. Слово «храм», или «кром», у древних славян это наиважнейшее место во всём поселении, ибо это вместилище света, место, где рождается животворящая сила. Здесь есть истинное богатство, именно поэтому со временем дворцы и богато обставленные дома начали называться «хоро-мами».
От корня «хоро» возникло и слово «хранить». Это утверждение может кому-то показаться весьма спорным, то на самом деле сначала было слово «хоро-нить», что значит оберегать, скрывать, то есть скрывать от нежелательного и злого воздействия. Что люди хоро-нили? В первую очередь святыни, разного рода богатства, детей и женщин со стариками, и наконец тела умерших (здесь конечно стоит упомянуть, что тела усопших древние славяне сжигали, но всё же действо это называлось по-хоро-нами, то есть действом сокрытия). Хоронили (в нынешнем варианте «хранили»), то что было наиболее значимым. Делалось всё это, для того, чтобы уберечь от врагов, которые могли осквернить святыни, убить детей (продолжателей рода) и стариков (носителей мудрости рода), осквернить нечестивым семенем лоно женщин (хранительниц рода). У каждого слова в русском языке есть своё сакральное значение и непрерывная связь с верованиями предков.
Пришёл ли бог Хорс к нашим предкам от иранцев, или же это был наш, исконно славянский бог — судить весьма спорно. Время умело замело в веках следы истинного происхождения этого бога, но так, или иначе, у читателя появилась пища для размышлений.
Что мы знаем о боге Хорсе?
Бога Хорса почитал сам князь Владимир Святославович, который в 980 году установил кумир этого бога в Киеве, в своём пантеоне, рядом с кумирами Перуна, Даждьбога, Макоши, Стрибога и Семаргла. Данное действие подробно описывается в «Повести временных лет».
В другом историческом источнике, «Хождение Богородицы по мукам», упоминается имя бога Хорса наряду с именами Велеса, Перуна и Трояна. О боге Хорсе говорится и в «Беседе трёх Святителей». В этом историческом трактате, архиепископ Василий Великий, называет славянского бога ангелом молний и Хорсом-жидовином. Сам термин «Хорс-жидовин», породило много суждений, согласно которому имя и образ божества был перенят от хазарского гарнизона, который был расположен в древнем Киеве. Хазарский Каганат в большинстве исповедовал иудаизм, отсюда и предположение почему Хорса посчитали жидом, то есть иудеем (евреем). В этом же трактате, вместе с жидом Хорсом, ангелом молний был назван и эллин Перун. Не стоит путать с греко-эллинами, просто раньше, в Древней Руси, так называли язычников, а для русских христианских священнослужителей все язычники и их боги, были одним и тем же. В данном трактате, согласно убеждению Вильо Мансикка, под Перуном подразумевался греческий Аполлон, а под Хорсом — Нахор, иудейский персонаж Ветхого Завета.
В «Слове о полку Игорее», рассказывается, что Всеслав Брячиславич, якобы обернувшись волком, проделал путь от самого Киева до Тмутаракани, за ночь, до того, как свой путь начал Хорс. Интерпретации и переводы данного отрывка из трактата весьма спорны и расходятся. Кто-то из исследователей предполагает, что в первоисточнике речь идёт о городе Херсоне, или Корсуне.
Упоминания о боге Хорсе можно встретить и в других источниках. Например, «О идолах Владимировых», «Слове некоего Христолюбца», «Память и похвала Владимиру» и многое другое.
Бог Хорс и как ему поклонялись.
Почитание и празднования богу Хорсу отмечались между зимним и весенним солнцестоянием. Это приходилось с 22 декабря, до 21 марта. Начало нового года в Древней Руси праздновалось именно 22 декабря. В это время, согласно преданию, рождалось новое, маленькое солнце — Хорс, который в первые дни зимы был слаб, и не имел достаточно сил, чтобы до конца созреть матушку землю. Но с наступлением каждого дня, сила Хорса росла, и злобная и холодная тьма отступала. Таким образом, согласно этой версии, Хорс был богом зимнего солнца. Это весьма спорное утверждение, так как в сети, можно встретить утверждения, якобы Хорс был олицетворением осеннего солнца, а зимнего Коляда.
Согласно некоторым убеждениям, день бога Хорса приходился на летнее солнцестояние. Двадцать второго июня, когда продолжительность дня составляет целых шестнадцать часов, силы солнца находятся в зените, но после день начинает убывать, и это символизирует то, что тьма набирает силу. Фундаментом этих суждений лежит вечное противостояние Скипера-Змея и бога Хорса. Если немного углубиться в историю, то можно обнаружить, что именно 22 июня, Наполеон, начал свою агрессию против России (эта война повлекла за собой перестановку сил во всём мире), и в 1941 году, 22 июня началась Великая Отечественная война. Довольно впечатляющие совпадения, не так ли?! В старину люди боялись приближения самой короткой ночи в году, потому, как иногда сияния бога Хорса было недостаточно, чтобы одолеть зло, и оно одерживало победу. Похоже в упомянутых выше исторических датах, зло одерживало победу. Если верить, данной теории, то в день летнего солнцестояния, когда люди прославляли бога Хорса, с горок к реке спускали горящие колёса, которые олицетворяли солнце. Водили хороводы, и пели песни вокруг костра. В требы богу Хорсу приносились круглые куличики.
Бог Хорс и его родословная.
Существует по меньшей мере две теории, о происхождении бога Хорса. Согласно первой теории, это божество являлось сыном Великого Рода, и приходилось братом богу Велесу. Вторая теория утверждает, что бог Хорс был рождён в союзе бога Ра и богини Волыни (Владычицы Океанской). Супругой для этого славянского бога, стала Заря-Зарница, богиня утренней зари. Она родила богу Хорсу двоих детей — сына Денницу (в народе поговаривали, что богиня Зарница зачала и понесла сына не от мужа своего, а от Месяца, с коим и бился бог Хорс) и дочь Радуницу. Радуница стала супругой бога зимнего солнца — Коляды, и родила она сына Радегаста, который приходится богу Хорсу внуком.
Символом бога Хорса называют свастику Посолонь, которая представляет собой крест с загнутыми внутрь концами. Движение этого знака происходит по часовой стрелке и символизирует постоянный круговорот жизни. Посолонь — это в первую очередь солнечное колесо, которое бог Хорс каждый день перекатывает по небу. Этот знак в старину служил мощнейшим оберегом. Свастику Посолонь вышивали на одеждах, наносили на орудия труда, на мебель, на посуду и даже на оружие. Посолонь выжигали, или рисовали на жилищах (обычно над порогом). Данный оберег призван был защищать носителей от пагубного влияния осквернённой среды, от разных болезней и хворей. Оберег Посолонь могли носить, как мужчины, так и женщины. По своей сути, этот оберег сочетал силы обоих начал.
В роли ещё одного символа бога Хорса выступает дерево клён. Оно является символом тёплого семейного очага, любви и взаимоуважения между членами семьи. Обереги изготовленные из клёна, способствовали уравновешиванию вспыльчивого нрава человека. В старину тем, кто находился под действием любовного и дурманящего зелья, под подушку клали листья, или маленькие ветки клёна, дабы успокоить разум человека.
Согласно некоторым утверждениям, у бога Хорса даже была своя руна — Эйваз (Ейвис). Это руна имеет весьма интересное значение. В первую очередь, Эйваз олицетворяет собой те препятствия, которые возникли на жизненном пути человека. Эта руна является сигналом того, что человек должен просить защиты и покровительства у богов. Эйваз — это руна терпения, настырности, понимания и перемен. Нужно помнить, что каждое испытание и преграда — это способ накопить жизненную и духовную мудрость.
Днём бога Хорса принято считать вторник. Его стихией является огонь (кто бы сомневался?!). Местом ночного пристанища богу Хорсу служит остров Радости, но с наступлением зари, бог покидает остров и отправляется странствовать по небосводу. Есть сведения, что бог Хорс мог принимать обличие священной птицы Алконост.
Хорс – бог солнца у древних славян
Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи “Словаря славянской мифологии” Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Хорс — один из семи богов пантеона князя Владимира (Киев, 980 г.).
На примере этого бога можно проследить то, что часто функции богов со временем менялись буквально на прямо противоположные.
По традиции Хорс считался солнечным богом, но в «Слове о полку Игореве» говорится,
что князь Всеслав ночью волком рыскал и «великому Хорсу путь перерыскивал».
Из этого можно сделать вывод, что здесь Хоре выступает как бог Луны, а не Солнца.
Разделы страницы о праславянском культе Хорса – Бога солнца:
- Важность и значимость бога Хорса у славян
- Иранская этимология теонима Хорсъ (Хърсъ)
- Почему существовало 2 Бога Солнца?
Иранская этимология теонима Хорсъ (Хърсъ)
Изучая происхождение имени этого божества, лингвисты выяснили, что этимология слова «Хорс» может быть и не славянской.
Существует версия, что Хорс происходит из
иранских языков: ср.
авест. hvarə xšaētəm,
пехл. xvaršêt,
перс. xuršēt «сияющее солнце»,
осет. хур «солнце».
Бог восходящего солнца Хорсет был известен у иранцев и персов.
Даже если принять во внимание ту теорию, что Хорс был заимствован из другой культуры, глупо было бы предполагать,
что у славян не было бога солнца, так что даже при таком раскладе, заимствованное имя Хорса просто встало на замен уже существующему,
имя которого могло затеряться в толще тысячелетий.
Однако в последнее время эта теория подвергается большим сомнениям.
Во-первых, если следовать тому, что иранские и славянские народы произошли от единого пранарода —
индо-европейцев,
то может статься, что Хорс является одним из древнейших богов, который присутствует, как в верованиях иранских, так и в верованиях славянских народов.
Во-вторых, в свете других исследований было выяснено, что Хорс может быть вполне русским словом: «хоро» – круг, колесо (хоровод, хоромы).
От слова «хоро» произошло и слово «коло», которое также обозначает круг — колесо, коловрат, коло (солнце) и так далее.
Имя Хорса закрепилось и в топонимике:
1) Хорсово болото и овраг Хорсов в Новгород-Северской области 17-18 вв,
2) Бывшая деревня Хорсивка в Харьковской области,
3) речка Хорса в Архангельской области,
4) остров Хортица на Днепре.
Важность и значимость бога Хорса у славян
Хорс (др.рус. Хърсъ, Хорсъ) – бог солнца у древних славян.
Вокруг данного божества не утихают споры, однако ясно одно – Хорс занимал особое место в мифологии славян
и почитался наравне с самыми высшими богами языческого пантеона.
Важность и значимость данного бога подтверждается историческими фактами, а также литературными источниками, где фигурирует имя солнечного бога.
Так, например, известно, что Владимир поставил идол Хорса в числе других богов на капище в Киеве: «постави кумиры на холму вне двора теремнаго:
Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь.
И жряху им, наричюще я богы».
Хорс упоминается и во многих других литературных памятниках древности.
В «Хождении Богородицы по мукам» говорится: «Они все богы прозваша солнце и месяць, землю и воду, звери и гады
то сетьне и человечьска имена та утрия Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша».
В «Слове о полку Игореве» говорится: «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше»,
что исследователи переводят как путь Солнца (Хорса), который перебегал Всеслав Полоцкий.
Кроме этого, Хорс упоминается в таких исторических документах, как:
“О идолах Владимировых”, “Память и похвала Владимиру”, “Житие блаженного Володимера”, “Слове некоего Христолюбца”,
“Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом”, “Беседе трех святителей”.
Частота упоминаний Хорса настолько велика, что сравнима с частотой упоминаний таких языческих богов,
как Перун и Велес, что ставит этого бога в разряд высших.
И это не удивительно, ведь божество солнца практически во всех культурах считалось одним из самых главных и почитаемых.
Вот так описал немец Вундерер бога Хорса, когда увидел его изображение во время путешествия по Руси в 1589-1590 годах:
«Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются.
Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч».
Исследователи славянской культуры делают предположение, что, скорее всего, Вундерер ошибся,
и Хорсом (Корсом) являлся идол с крестом (равносторонний крест — символ солнца),
а идолом на змее с мечом и огненным лучом (молнией) являлся бог-громовержец — Перун.