Чур в славянской мифологии

Чур бог является стражем на границе 2 миров: яви и нави. Защищает людей от проникновение на их территорию чужих, от воровства и злых духов. Родившийся у славянского бога защиты — Пелена (Покров, оберег), приходится внуком Ладе и Сварогу.

Чур в славянской мифологии

Славянский Бог Чур — главный защитник границ.

По сей день когда нам надо защититься от какого либо зла, мы произносим «чур меня».

«Чураться» происходит от слова «чур», обозначает отгородиться, оберечься, отодвинуться от какого либо явления, события или предмета.

Славяно-арийский народ всегда отличался своей самобытной культурой. И в основе этой культуре лежали славянские Боги, которым наши предки возносили молитвы на протяжении многих веков. И хоть знания о верованиях славянской языческой Руси трудно почерпнуть из фильмов или развлекательных источников, многие знания все же дожили до наших дней.

Языческая культура полнится различными именами высших сил отвечающими за определенные процессы или явления мира. Каждое божество занимает определенное место во вселенной и обладает своими силами, влияющими на ход событий. У древних славян не было единого Бога для все племен и народов, люди поклонялись большому количеству высших сил и получали их покровительство в том или ином деле.

Чуры славянских богов, бог чур

После того, как Великий Сварог сварганил Землю, он повелел одному из своих помощников, которого звали Бог Чур, разделить между людьми земляные угодья. Недолго собираясь, Чур прилетел в большую, зеленую долину, к человеческому жилью, и начал вопрошать у людей: – Кому отдать эту делянку земли? А люди наперебой стали выкрикивать: – Чур, отдай эту делянку мне! – Чур, я заберу эту землю себе! – Чур, мне! – Чур, мое! Тогда Бог Чур повелел людям вытесать из палочек небольшие чурбачки и вбить их на границе своих владений, чтобы впредь не вызывать междоусобиц и споров. С тех самых пор Русскому человеку пристало говорить во всяких жизненных ситуациях: – Чур, мне! – Чур, мое! Позже, на границах своих владений, люди стали устанавливать вместо маленьких, символических чурбачков, большие изображения самого Бога Чура.

https://youtube.com/watch?v=yvttAd4fTnE%3Fiv_load_policy%3D3%26

чур бог купить

Границы, защищенные самим Богом Чуром, считаются священными и неприкосновенными.И хотя Бог Чур не является верховным Божеством, его имя сегодня можно услышать, пожалуй, чаще всех других.Кроме земельных наделов, Чуру доверена охрана человеческой жизни и любого человеческого добра.При возникновении опасности, человек вспоминает о Боге и восклицает: «Чур меня!», что может означать только одну просьбу: «Чур, защити меня!». При тайных проклятиях, неприятных пожеланиях постарайтесь зачурать говорящего человека: «Чур тебе на язык!». Этим вы убережете себя от злых пожеланий. А ежели, когда тебе посчастливиться найти что-нибудь ценное и красивое, нужное тебе, следует немедленно взмолиться к Богу: «Чур, мое!». И добрый древний Бог Чур поможет тебе сохранить эту находку исключительно для тебя одного. Больше всего Бога Чура бояться представители темных Навьих сил. Для них встреча с Чуром подобна встрече с самим Верховным Богом Сварогом. Поэтому, оказавшись в диком и страшном месте, возьмите в руки свой нательный оберег и произнесите: «Чур меня!!!».

Данная фигурка является авторской работой Полякова Юрия Юрьевича из города новочеркасск.

Кумир бога чура, размер: Высота 11см, Ширина 3.3 см.

MIW100 это интернет магазин оберегов в котором можно купить славянский оберег и не только, так же miw100 является мастерской в которой я воплощаю новые проекты и в моих планах полностью завершить всю линейку “Чуры Кумиры Славянских Богов”

Чур мне! Чур моё! Никогда не задумывались над значением таких простых и известных слов? А быль такова: У наших предков-язычников был Чур божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и оберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи. Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура. Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они, почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоеванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор. Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка. Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих-прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: «Чур меня!», то есть попросить: «Чур, побереги меня!» Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: «Чур тебе на язык!» — и злое пожелание не сбудется. Ну а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, мое!» — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного. Легенда: Когда великий Дый создал землю, повелел он одному из богов — его звали Чур — наделить людей угодьями. Вот прилетает Чур в какую-то местность к жилью человеческому, ведет толпу людей к роще или долине и вопрошает: — Эти угодья — кому? А в ответ ему наперебой раздаются десятки голосов: — Чур, мне! Чур, мое! Тогда велит бог вытесывать чурбаки и вбивать их в землю на границах владений, дабы не было впредь споров и междоусобиц. С той поры мы и говорим, подобно нашим предкам: — Чур, мне! Чур, мое!

Древнерусские молитвы

Чур в славянской мифологии

Молитва для древних славян была лишь инструментом. Они ничего не выпрашивали у Богов, но славили их с помощью слов. С помощью молитв славяне обращались к конкретному Богу или к одному из его проявлений — защите, помощи, поддержке.

Гимны славления, обращенные к Светлым славянским Божествам, сохранились великом множестве. Среди них можно отыскать молитвы практически на все случаи жизни.

Кумиры и Чуры

Кумирами называли идолы славянских Небесных Богов из Прави. Чурами — кумиры какого-то конкретного Бога.

  • Слово Кумир происходит из слов «Кум» — родственник и «Мир» — община, род.
  • Чур происходит от слова «щур», что обозначает ближайших предков своего рода. «Пращуры» — прапредки рода.

Чур в славянской мифологии

Чуры разделяются на малые и большие. Первые устанавливаются в домах, а вторые под открытым небом. Большие чуры могут являться элементом святого места — капища.

Родовые кумиры надлежит бережно хранить и передавать из поколения в поколение. Считается, что они сохраняют в себе информацию о всех поколениях, через которые прошли эти кумиры. Чем кумир древнее, тем больше его ценность для потомков.

Пантеон древних славян был необычайно разнообразным. Культура, утерянная больше тысячелетия назад и до сих пор звучащая отголосками с некоторых аспектах нашей жизни, до сих пор изучается учеными со всего мира. Поистине, древнеславянская культура — одна из величайших загадок нашей цивилизации.

Иерархия Богов славянской культуры

Положение богов в культуре язычников распределяется в зависимости от старшинства и силы влияния на события мира.

Чур в славянской мифологии

Во главе всего значится Род, являющийся создателем вселенной и первых «старших» богов. Далее значатся Сварог — отец небесный и создатель тверди земной и Лада Богородица ставшая матерью Богов первого поколения, кроме того особняком стоят роженицы и Сварожичи, стоящие у истоков создания мира и борьбы за свет.

На первой ступени значатся Боги обладающие большим влиянием на происходящее в мире и особо почитаемые среди народа.

На среднем уровне иерархии расположились боги в сфере влияния которых находятся плодородие, сельское хозяйство, охота, рыбалка, ремесленничество, торговля, знахарство.

Внизу помощники богов разных уровней — духи. К духам относятся представители света и тьмы в одинаковой мере: домовые, овники, водяники, полуденницы, русалки и другие сущности.

Кроме того существует деление на силы света и тьмы, также есть боги более близкие к людям и наоборот не имеющие с народом точек соприкосновения.

Славянские Боги мира Прави

Высшие силы стоящие у истоков сотворения мира и не контактирующие напрямую с людьми относятся к миру Прави.

В сфере влияния славянского Белобога находится добро, свет, честь и справедливость. Он не участвует в схватках но оберегает мир.

Чур в славянской мифологии

Противоположностью Белобога является его брат Чернобог и они находятся в состоянии противостояния.

Белобог хранит принцы мироздания, основы жизни и миропорядка. Изображали его в образе светлого старца с длиной белой бородой и посохом в руках.

На помощь бога могут рассчитывать люди честно трудящиеся не обращающие внимание на всякого рода трудности и преграды.

Информацию о значении символа Белобога смотрите здесь.

Славянский бог трех миров — Велес обладал значительной магической силой. Является покровителем животных и магии. Обладает даром перевоплощения. Согласно мифам и легендам древней Руси,

Чур в славянской мифологии

Велес является стражем 2 миров: прови и нави. Именно Велес заведует сохраностью границ и в его свите числятся множество духов помогающих людям: домовой, овник, леший и другие.

В отличие от Перуна покровительствующего только сильным людям и властвующим, Велес помогал людям не зависимо от их происхождения и был почитаем во многих людских общинах.

Подробную информацию о Велесе можно почитать здесь.

кроме того на сайте собрана информация о оберегах обладающих силой Велеса:

Чур в славянской мифологии

Богиня жизни и плодородия — Жива. Предстает перед нами в образе красивой девушки со светлым волосом в зеленных одеждах. Жива не относится к светлым или темным силам, она сама жизнь.

В сфере влияния Живы находится сама жизнь в своем многообразии и различном проявлении. Она оберегает мировой порядок, наполняет все сущие дыханием жизни и энергией, дарует плодородие.

Бог житейской мудрости да хмельных напитков в мифологии восточных славян — Квасура. Известно о нем немного информации.

Чур в славянской мифологии

Чур в славянской мифологии

Китоврас являлся богом мудрости и смелости. Образ Китовраса сохранился во многих древних культурах: голова и торс человека, тело лошади.

Покровительствовал князьям и дружинам. Почитали Китовраса как полубога обладающего огромной физической силой и способного развивать большую скорость в беге.

По мифологии славян Китоврас с помощью птицы Гамаюн построил небесный храм — храм солнца где жили боги из камня являющегося первоисточником всего сущего — камня алатырь.

Богиня любви, красоты и семьи Лада. Олицетворение образа женщины-матери, хранительницы

Чур в славянской мифологии

В сфере влияния Лады: зрелая любовь, рождение и воспитание детей, плодородие, обустройство быта, верность мужьям и благосостояние.

Часто ее изображали в виде женщины благословляющей поля на добрый урожай.

Чур в славянской мифологии

Богиня весны, любви и верности, дочь Лады Богородицы была одной из самых любимых у славян. Ей приносили в дар цветы, обращались с просьбой о любви.

В сфере влияния Лель находились девушки до замужества и дети до 3 лет. Легкость характера, женственность, сохранение от глупостей и ошибок молодости — вот деятельность молодой богини.

Изображали Лель в образе красивой светлой девушки всегда в окружении птиц и животных.

Подробную информацию о покровительнице первой любви и символе Лели читайте в полной статье

Богиня Макошь известна как великая пряха, вершительница судеб, покровительница магической силе,

Чур в славянской мифологии

трудолюбию и рукоделию. В сфере влияния великой Макоши все родники и колодцы. Главные помощницы: Доля и Недоля. Людям трудолюбивым, упертым и добрым она посылала Долю, а для ленивых и отчаявшихся нить сматывала Недоля.

Кумир (Чур) Макошь занимал важное место в каждом пантеоне, возле идола богини всегда был алтарь в виде колодца, куда и бросали женщины дары состоящие из предметов сделанных своими руками.

Хранительница магии, материнства, мудрости и женского счастья Макошь также считалась богиней плодородия.

Бог Род считается демиургом всего сущего, он создал мир со всеми его проявлениями где есть место жизни и смерти, добру и злу, свету и тьме. Именно Род является праотцом всех Богов, а значит и людей.

Рода как перво создателя почитают в многих религиях и в пантеоне славянских Богов он занимал важное место. Более подробно с силой и сферой влияния бога, его символами использующимися в качестве оберега ознакомьтесь здесь.

Сварог — отец небесный создал нашу вселенную, отделил небо и землю, подарил людям множество знаний

Чур в славянской мифологии

и предметов необходимых для выживания. Роль небесного кузнеца в сотворении мира велика. Сварог создал первых богов Сварожичей, ставших на защиту добра и света. Вместе с Ладой, супругой стоит у истоков появления первых Богов — их детей. С помощью молота он высек искры из камня алатырь которые воплотились в образе высших сил света.

Известен Сварог еще как создатеь славянского коло — прообраза современного астрологического календаря. Где за основу было движение солнца.

Подробную информацию о небесном отце смотрите здесь.

Чур в славянской мифологии

Внук Сварога и Лады — Чур был в почете у наших предков. В сфере влияния Чура находятся границы и рубежи. Он защищает мир Яви от проникновение всякого зла из мира Нави. Кроме того Чур следит за исполнением данного слова и сохранностью имущества огражденного чурами — небольшими столбиками с изображением Божества или его символа.

В помощи людям и подчинении у Чура находятся домовые и банники. Подробную информацию можно найти здесь

Праздники

Чур славянский бог чествуется 4 раза в год:

Кроме перечисленных дат подношение хранителю границ, а вместе с ним и домовому (домовые в его подчинении), можно делать в каждый семейный праздник который встречают дома.

Атрибуты

  • молоко и каша.
  • Предметы: столб отмечающий границу, межа, домашний очаг.

Легенда о страже границ

Разделительные столбы стали первыми оберегами границ территории.

После сотворения мира каждый бог получил определенную силу и влияние. Велес спустился в мир нави, однако часть его войска осталось на земле оберегать и помогать человеку (лешие, русалки, домовые, полевые, овники и другие духи). Бог Чур остался на земле для сохранения порядка.

Он первый замечает опасность и может вовремя предупредить о надвигающейся грозе как богов, так и людей.

После прихода на землю славянский Чур поделил территории среди людей а на границе наделов были установлены столбы, обозначающие размер владений. Через время на разделительных столбах стали вырезать образ хранителя границ или оградительный знак: «оберег чур». С тех пор славянский бог зорко следит за сохранностью территорий и карает за посягательство на чужой надел.

Также бережет личное пространство каждого человека от проникновения нечистой силы.

В случае ощущения опасности легко призвать главного стража на помощь словами: «чур меня, чур мне, чур мое и т.д.».

Деление на светлых и темных

В славянской мифологии существовало два изначальных Божества — Род и Чернобог. Оба противопоставлялись друг другу.

Поскольку мир всегда делится на светлое и темное, злое и доброе, обе сущности должны существовать в гармонии и поддерживать друг друга. Поэтому, Белобог и Чернобог навеки неразрывно связаны.

Пантеон славянских богов

В древней Руси люди верили разным Богам и поклонялись им, приносили дары, обращались за помощью. В разных частях необъятной страны были свои кумиры, свой состав небожителей в которых верили и почитали особо. Даже списки богов принадлежащих к темному и светлому миру не были едины. В одном городе особо почитаем был Перун, в другом — Велес, в третьем большую славу воспевали Макошь или Ладе, тем не менее везде был свой состав, пантеон в котором устанавливались определенные кумиры.

Если посмотреть восточных и западных славян, можно встретить различие в именах богов и их составе. Попробуем сделать обобщенный список почитаемых божеств с описанием их сферы влияния на жизнь язычников. Были ли за каждым образом реально живущие люди — это еще один вопрос и откуда люди изначально получили те знания. Возможно спустя какое то время человечеству станет известно намного больше, чем открыто ныне. Однако на данный момент мы изучаем вопрос в доступном для нас ключе.

Славянские боги мира Яви

Мир Яви не был обделен богами. Большую часть божеств славянской культуры связанных с реальным миром — стихийные боги: воды, ветра, огня и земли. Именно они играют наибольшую роль в жизни людей.

Славянский бог осени — Авсень. Почитался покровителем мостов, переходных путей и любых жизненных изменений.

Чур в славянской мифологии

Чествование Авсеня (Таусеня) приходится на день осеннего равноденствия, день когда урожай уже собран и настала готовиться к длинной и холодной зиме. После Таусеня (22-23 сентября) день идет на убыль, ночь и холод вступают в права.

Покровительство Авсеня распространяется на людей находящихся на жизненном перепутье. Помогает преодолеть трудности при переходе и изменении жизни. Сила символа Таусень играет большую роль в сохранении семьи и любви.

Чур в славянской мифологии

Богиня воды Агидель известна у северных славянских народностей. К Агидель обращались девушки в день Купало пуская венок по воде. В сфере влияния Агидель живительная вода наполняющая тело здоровью, дух верой и крепостью, дарующая молодость и красоту.

Согласно вере древних славян Богиня Агидель обладает целительной силой, распространяет ее через воду.

Бог прекрасной благодатной погоды и теплого летнего ветерка — Догода.

Чур в славянской мифологии

Бог солнца, летнего тепла, плодородия и света — Даждьбог. Славянский Даждьбог покровительствовал земледельцам и всегда был в почете у славян. Символом бога солнца служит солнечный диск.

Идол Даждьбогу устанавливали на холме лицом к востоку либо юго-востоку. Изготавливали кумира исключительно из дерева. В дар несли перья птиц, мед, орехи.

Славянская Богиня луны — Дивия была сестрой Хорса. Образ богини тесно связан с лунным светом,

Чур в славянской мифологии

магией и волшебством. В сфере влияния Дивии находится женская магия, целительство, интуиция и красота.

Главное предназначение дивии — освещение в ночное время. Пусть свет луны не сравним с солнечным, однако его достаточно чтобы найти путь во тьме ночной и суметь разглядеть что происходит вокруг.

Чур в славянской мифологии

В славянской мифологии образ Дыя не сохранился, каждому он являлся по разному. Изначально Дый был богом неба, со временем встав на сторону зла стал покровителем ночного неба. В более позднее время в сфере влияния Дыя оказалось и богатство. По легендам установлено что обитал Дый в горах Урала, после был свергнут и отправлен в мир Нави.

Дый считается отцом Додолы и Чурилы.

Славянская богиня Додола (Перуница) связана с молнией, считается покровительницей летней небесной

Чур в славянской мифологии

влаги и молодости. За помощью к Додоле обращались девушки.

Додола являлась дочерью Дыя: покровителя ночного неба и богатства и Дивии: богини луны.

Девана почиталась как богиня охоты и тесно связана с лесными зверями. Девана дочь Перуна и Додолы, жена Святобора имела крутой нрав и сложный характер. Своевольная, строптивая и красивая она была отдана замуж за Святобора с целью смягчения характера.

Обращались к богине охотники перед началом охоты. Девана следила за тем, чтобы не было бессмысленных и жестоких убийств. Охота должна быть только при необходимости.

Чур в славянской мифологии

Бес- нечистая сила приносящая вред людям.

Бес в славянской мифологии тесно связан с образом злого духа не видимого человеческим глазом и причиняющего вред людям и детям. Время бесов — зимние холода и ночь. Славяне считали что в сфере влияния бесов находятся болезни, мороки, холод и тьма. Христианское толкование беса как силы нечистой не противоречит древнему образу.

Считается что бес может вредить человеку на ментальном уровне. Проникая в мысли человека, он склоняет его на сторону зла.

Кроме того что бесы могут появляться и исчезать по своему желанию, они также способны принимать облик разных животных или человека.

Чур в славянской мифологии

Берегиня — добрый дух помогающий во всем,оберегающий здоровье, благополучие и семью.

В славянской культуре Берегиня — это собирательный образ женской созидательной силы. Берегиня помогает сохранить здоровье, счастье, уют в доме. Изображалась в виде светлой девушки в светлых и зеленых одеждах. Обращаться могла славянки к берегине с любой просьбой.

Чур в славянской мифологии

Банник — хозяин бани, нейтральный персонаж, при хорошем отношении вреда не причинял.

Банник — это дух обитающий в бане и смотрящий за соблюдением порядка в вверенной ему территории. Считается что банник находится в подчинении и Велеса и связан с подземным миром. Откуда точно появился этот дух доподлинно не известно, однако по славянским поверьям банник не очень жаловал людей. Относится к злому духу способному причинить вред при нарушении банных ритуалов.

С одной стороны банник защищал людей при почтительном к нему отношении. С другой стороны мог напугать или «запарить» до смерти если люди неуважительно относились к хозяину бани.

Запретом для славян было шумное поведение в бане, париться в третий пар (все мылись в два захода), ночевать. Также под запретом было мыться после полуночи.

Чур в славянской мифологии

Водяной — нейтральный персонаж, мог помогать, а мог и утопить.

Водяной в славянской мифологии это дух обитающий в водной стихии, символизирует опасность, относится к нечистой силе.

Образ водяного часто встречается в фольклоре разных народов.

Чур в славянской мифологии

Волколак — человек обратившийся в волка. Вред или польза зависело от характера колдуна или оборотня.

Волколак это человек-оборотень обернувшийся волком. Образ волколака присутствует во многих сказках, мифах и легендах. Раньше обращение в зверя было известно многим и чаще всего люди обращались именно серым хищником или медведем, были племена умеющие обращаться и в других животных либо птиц.

Считалось что сильный ведун легко может принять образ волка и повлиять на природные явления.

Чур в славянской мифологии

Домовой — добрый дух, хранитель дома и здоровья семьи. Следит за порядком, борется с нечестью.

Домовой является добрым духом, хранителем дома, домашнего очага. Несмотря на то, что по некоторым представлениям домовой относится к нечисти, он защищает дом от проникновения злой силы. Домовой находится в свите бога Велеса он обладает магическими способностями, может лечить жителей дома, мудр и спокоен. Кроме домашнего хозяйства домовой может присматривать за детьми и животными. Однако если зверь какой не понравится хозяину, к дому не приживется.

Домовой любит когда в доме порядок а хозяева живут в мире и согласии, в противном случае может сердиться и пугать обитателей дома.

Чур в славянской мифологии

Дворовой — брат домового, хозяин двора.

Дворовой считается братом домового, в его сфере влияния находится двор. В отличие от дедушки домового дворовой следит за хозяйством и состоянием двора. Любимые животные дворового — собака да лошадь.

Главная задача дворового — это защита скота и хозяйства от всякой нечистой силы и разорения.

Чур в славянской мифологии

Заложные покойники — неупокоенные души самоубийц и утопленников.

В славянской мифологии люди умершие не своей смертью и не обретшие покоя. Такие сущности возвращались на землю в виде разных сущностей описанных в мифах. Сам термин «заложные покойники» появился благодаря стараниям этнографа в веке.

Славяне же считали что обращаются заблудшие души в разного рода нечесть, в том числе и русалок.

Чур в славянской мифологии

Кикимора — злой дух, по мелочам вредила людям, шумела, пугала.

Кикимора относится к мелкой нечисти обитающей рядом с людьми. Жить она может в доме, дворе, сарае и других подобных местах. По некоторым преданиям кикимора является родней домового, по другим в нее превращаются умершие и захороненные новорожденные. Дети проклятые родителями или убитые не рожденные дети.

Кикимора обычно вредит по мелочам, шумит, стучит, путает кудель с шерстью. В некоторых случаях может причинить вред здоровью живущих в доме, в некоторых случаях даже задушить.

Чур в славянской мифологии

Злой дух приносящий болезнь.

Лихорадка относится к разряду демонов, может явиться в образе женщины, вселиться в человека и вызвать болезнь. Лихорадка является в образе 12 сестер, где каждая имеет свой облик и вызывает болезнь, жар, озноб, трясучку и т.д.

В славянской мифологии описано много случаев изгнания лихорадки в болота да леса после которого человек быстро выздоравливает.

Чур в славянской мифологии

Леший — хранитель леса. Если не нарушать правил поведения в лесу и не вредить — добрый дух.

Лесовик (или леший) относится к нейтральному духу в чьих владениях леса. Лешими подчиняются звери и птицы лесные. Также он способен влиять на погоду. По преданиям славян леший не зол и не добр. Он может помочь, а может и погубить. Все зависит от настроения хозяина леса и поведения человека на вверенной ему территории.

Мавка относится к злым духам обитающим в болотах, лесах, озерах, встречались также на болотах. Мавками становились дети убитые в раннем возрасте или похищенные нечистой силой. Защитой от мавки был чеснок и полынь. Кроме того она могла попросить у путника гребешок расчесать волосы и получив желаемое исчезала оставив путника. В противном случае мавка могла зазвать в болото и сгубить.

Огненный змей это антропоморфный демон который мог принимать облик умершего или долго отсутствующего человека.

Также мог являться а образе горящего коромысла, огненного шара или синий светящийся клубок. Посетить он мог вдову или девицу тоскующую по любимому находящемуся вдали по долгу службы. Приходил огненный змей в ночное или вечернее время. Женщины после посещения огненного змея начинали худеть и чахнуть, как правило жизнь их заканчивалась самоубийством.

Овинник относится к славянскому дух обитающему в овине, может принимать образ большого черного кота с горящими глазами или покойника. Овинник может ходить по двору или гостить у банника, в дом он не вхож.

В сфере влияния овинника находится овин, он следит за выполнением традиций относящихся к сушке зерна, обмолоту и хранению. При нарушении основ овинник мог нанести вред, в том числе и сгубить виновного.

Кроме того овинник делал мелкие пакости людям без всякой причины, а если удавалось навредить или одурачить мужика радовался хлопал в ладоши и смеялся.

Полуденица (Полудница) относится к духу появляющемуся в пик жары в полдень на поле или перекрестке. Встреча с данным персанажем не сулила добра. Полудница — это дух агрессивно настроенный к людям. Считается что Полудница убивает младенцев и подменяет своими детьми которые в последующем растут злобными и всех ненавидят. Особо зло относится Полуденница к беременным женщинам и одиноко работающим земледельцам.

Образ полудницы может иметь 2 ипостасии: молодая девушка в прозрачных одеждах или в виде уродливо сгорбленной старухи.

Чаще всего Полуденница являлась в период созревания хлебов. По некоторым фольклорным источникам Полудница считалась хранительницей полей.

Кем на самом деле являлась Полудница не известно, возможно образ злого духа отнимающего жизнь появился во время христианизации и к культуре славян не имеет отношения.

Русалкой в славянской мифологии могли стать утопленные молодые девушки или умершие в русалью неделю. Славянские русалки изображаются в виде молодых девушек с длинными волосами в белых одеяниях или нагие. В русалью неделю они часто встречаются путникам по берегам рек и на опушках леса. Считалось что русалками становились девушки у которых «разбито сердце» несчастной любовью, поэтому и мстили они парням утаскивая их под воду.

Чур в славянской мифологии

Русалка с рыбьем хвостом появилась благодаря сказкам и фильмам в более позднее время. Исследователи мифов различают разные виды русалок: Ундины, Мавки, Вилы, Полуденницы и полуночницы могут те быть отнесены к русалкам.

Бог Рамхат в славянской мифологии почитался как небесный судья следящий за соблюдением законов вселенной основанных на жизни и любви. Соблюдение заповедей оставленных богом ведет к процветанию рода, нарушение же карается его вырождением.

Чур в славянской мифологии

Является покровителем чертога вепря.

В славянской культуре упыри относились к злобным духам несущим смерть. Являлись людям они в образе покойников с железными зубами. Достаточно одного прикосновения упыря к человеку и он умирает от неизвестной болезни.

Чур в славянской мифологии

По некоторым источникам упыри подобно вампирам выпивали кровь из людей и съедали их тело. Считалось что если упырь оставил тело, выпив кровь, мертвец мог стать упырем.

После принятия христианства упыри относятся к заложным покойникам, т. е. людям не крещенным и не получившим отпевание.

https://youtube.com/watch?v=3b0oCbNCldE%3Ffeature%3Doembed

Обереговый символ

Для защиты дома от всякого зла можно использовать деревянную фигурку Чур, называется: «сторож».

Представляет собой фигурку старичка с длиной бородой и руками расположенными на поясе.

Размещается сторож в красном углу.

времена для защиты использовались деревянные чурбачки с изображением бога или его знака. распространены кулоны, кольца, подвески. Пояса с изображением знака.

представлен схематичным изображением стража где 3 треугольника обозначают голову и руки, упертые в пояс, а нижние линии олицетворяют ноги крепко стоящие на земле.

Обережную силу имеет и вышитый образ покровителя дома

Более подробно о талисмане можно ознакомиться в статье: «оберег чур: значение».

Род в восточной славянской мифологии

Чур в славянской мифологии

Род главенствовал в пантеоне древних славян. Творец мира, праотец всех светлых Богов, Основатель и сущность самого мироздания. Бесконечная мысль, творящая всё сущее.

Род создал окружающий нас мир таким, каким мы его знаем. Небо, земля, горы, реки. Создал всех живых существ. И поделил мир на три части:

  • Правь: обитель детей Рода, Богов.
  • Явь: земной мир, населяемый животными и людьми.
  • Навь: загробное царство, в котором по некоторым трактовкам было Пекло — оплот самой тьмы.

Род посадил и вырастил Древо (Дуб), своей кроной обуявшее весь внешний мир, своим стволом пронзившее мир земной и корнями ушедшее глубоко в подземный мир. Из дыхания Рода родилась Лада —славянская Богиня любви, которая перевоплощаясь в птицу Сва летала по земному миру, донося волю Праотца до всего живого.

Бог Род, какой был главным во всем славянском пантеоне Богов, почитался с самых древних времен, ему восточные славяне поклонялись с особым благоговением. Он считался прародителем всего сущего, воплощением многообразности и разноплановости мира.

Пантеон и иерархия

У древних славян существовало множество различных Божеств в их пантеоне. Имена богов славянского язычества и их значение добрались до наших дней из многих неоднозначных источников.

Поскольку культура восточных славян основывалась на культе предков, Божества были тем главнее, чем раньше было их происхождение. Так, например, от Рода (Белобог, Первобог, Вышний Бог) произошли все светлые Божества, чем ближе к своему Праотцу — тем могущественнее.

Деление славянских богов на светлых и темных

При создании мир был разделен на 3 части: Явь — место жизни людей и стихийных божеств, Правь — мир Богов и Навь мир темных сил и умерших. В современном мире все судится более однобоко, тьма — зло, а свет — добро. В древневедической же культуре в почете были силы света и тьмы одинаково. Считалось что без темных сил не возможно существование мира, познание и совершенствование. Это необходимое условие гармоничного развития и движения. Смерть рассматривалась как переход на новый уровень.

Чур в славянской мифологии

Сфера влияния бога

Славяне верили что без участия божества невозможно закончить не одно дело, будь то поклонение богам, проведение ритуалов или обрядов очищения. Бытовые дела также находятся под его покровительством.

Главная обязанность древнего бога — это защита границ двух миров от проникновения зла.

В подчинении у бога Чура находятся домовые, через них и происходит защита семейного очага от любого зла и территории жилья от посягательств чужих людей или нечистой силы.

Чур в славянской мифологии

Домовой — главный помощник Чура живущий непосредственно с людьми.

Помимо охраны границ внук Сварога следил за исполнением данных обязательств, законов, договоров.

Славяне не подписывали договоров, в те времена достаточно было слова, которое каждый боялся нарушить и поэтому оно имело вес.

Также в силах хранителя оградить душу человека от саморазрушения, если в голову входят тягостные думы или мысли становятся тревожными, обращение к богу способно вернуть спокойствие и гармонию внутреннего мира.

Простой ограничительный столб, межа или разделитель может стать местом поклонения Чуру и подношения требы (жертвы).

Славянский народ — дети Божеств

Чур в славянской мифологии

Древние славяне верили, что являются детьми Богов. Это отражалось в их образе жизни и религиозных ритуалах. Славяне относились к своим Божествам как к первопредкам: не поклонялись им, не боялись, не просили прощения, не целовали их образы и не вставали перед ними на колени. Славянские народы считали, что их с Богами связывает общая родословная.

Славянский народ был приближен к Богам. Если они совершали проступки, то стремились исправить их добрыми делами, а не трепетали в ожидании Божьей кары.

Божьим детям не страшна была и смерть. Во главе угла для них была жизнь, которую берегли и любили.

Смысл в осознании себя как Божьих детей был очень глубок. Боги не искали себе рабов (как, например, в христианстве верующие считают себя рабами Божьими). Они искали себе детей, которые продолжат их род и будут помогать им. Древние славяне не стремились к главенству на Земле. Они не хотели подчинить себе естественные процессы, изменить окружающую природу. Наибольшее, что славяне делали — это просили Божеств о хорошем урожае и благополучии в жизни своей семьи.

Символы и знаки

Славянские символы представляли собой узоры традиционной вышивки и украшения для домов, а также предметы, связанные со славянскими Богами. Знание славянским символов поможет в выборе оберега. Понимание символики может помочь в понимании славянской мифологии, их обычаев и примет.

Заповеди

Издревле многие рода отдавали предпочтение наиболее близким по духу и ремеслу Божествам. Согласно древнейшим преданиям, в те времена Боги оставляли своим земным потомкам мудрые заповеди, чтобы счастье и радость не покидали детей Рода Небесного.

Заповедей Светлых Богов великое множество, как и самих Божеств, даровавших их.

Чтобы следовать заповедям в повседневной жизни, нужно помнить основной принцип Небесных Богов: «Свято чтить Богов и Предков своих и жить по Совести».

Что хранил в доме бог Чур

Чур в славянской мифологии

Большой мощью обладает оберег выполненный своими руками.

Под защитой древнего бога находится:

  • ограниченная (столбами) территория;
  • здоровье всех членов семьи;
  • имущество от пожара, затопления и других стихий;
  • семейные сбережения (хранит от полного разорения);

Оберег Чур защищает всех членов семьи от заговоров, темной магии и плохих пожеланий. Помогает при заключении договоров и различных сделок. При обрядах хранитель границ очищает место предназначенное для ритуала или жертв другим богам.

Слово «чересчур» обозначает что «это переходит все границы», говорит о чрезмерно выраженном явлении или событии.

Их имена, значение на Руси, рисунки и схема

Бог-творец, стоящий над всеми существами и мирами этого мира, включая всех Божеств. В нём — все правила, от него произошли все законы мироздания. Творец Родины, соединившей в себе три основных мира, объединенных Мировым Древом, стоящим на священном камне Алатырь. Все люди — часть Рода.

Чур в славянской мифологии

Чернобог

Главное Темное Божество в мифологии древних славян. Изначально считался воплощением всего темного, что есть в мире и человеке. Кумиров Чернобогу не ставили и почитать его было не принято.

Родился Чернобог в глубинах Нави после того, как Сварог сковал своими цепями мироздание. Он не имел родителей, одни темные желания и тени стали ему родственниками. Он пришел в мир как воплощение абсолютного зла, сама суть жесточайших человеческих пороков. Разрушение было единственной его целью.

Изображали Чернобога огромным черным змеем с человеческими руками, лицом и торсом. Мифы описывали наличие у этого злого Божества способности оборачиваться любым живым существом. Будь то седой старик, черный ворон или лучезарный молодец — Чернобог мог превратиться в кого угодно. Но кем бы ни был оборотень, во всех своих обличиях он ненавидит свет Ярилы-Солнца, что является его единственным слабым местом.

В остальном же, он обладает силами практически любого из Вышних Богов. Неспроста во время Изначальной Битвы одолеть Чернобога смогли только три Сварожича вместе:

  • Семаргл;
  • Стрибог;
  • Даждьбог.

У Чернобога уникальные магические способности и нечеловеческая физическая сила, что делает его чрезвычайно опасным.

Он произвел на свет таких созданий из русского фольклора как:

  • Вий;
  • Змей Горыныч (Горын Змеевич);
  • Кащей.

В других источниках утверждается, что Чернобог доставил этих созданий в земной мир из других реальностей или изнанки нашей реальности, а впоследствии привел за собой еще множество темных существ. Однозначной версии появления всех этих темных сущностей до сих пор нет.

Чернобог — это темная сторона каждого человека. Невероятно сильная, ведущая нас к разрушению. И все же, без зла не бывает добра. Порой разрушение может пойти и на пользу миру. Неоднозначность Чернобога — основа, на которой зиждется гармония во вселенной. Поэтому он непобедим. Как и Род, он есть в каждом и нас.

Чур в славянской мифологии

Перун — повелитель грозы, дождя, грома и молнии

Бог-громовержец в древнеславянской мифологии, покровитель воинов, младший сын Лады и Сварога, самый легендарный из всех Сварожичей.

Перун был олицетворением сил Света, всегда побеждающих бездуховную Тьму. Покровительствовал князям и их дружине.

Как гласит легенда, когда Лада рожала Перуна, весь план Райского Дерева сотрясало с небывалой силой громом и молниями. Отец Перуна Сварог передал сыну навыки кузнечного ремесла и обучил владению всеми видами оружия.

Главными чертами внешнего вида громовержца были широкий красный плащ, ставший у славян отличительным признаком князей-военачальников, богатырский конь и палица весом в сто пудов, которую подарил сыну Сварог. Перед нашими предками Перун представал как высокий голубоглазый воин в золотых доспехах.

Судя по древнеславянским письменам, у многих племен Перун почитался как верховное Божество, затмевая Сварога и даже Рода. Это неудивительно, ведь Сварог покровительствовал воинам, а история Древней Руси славится своими нескончаемыми кровопролитиями.

Чур в славянской мифологии

Велес — владыка плодородия и богатства

Бог-оборотень и Бог-мудрец древних славян, является Богом торговли и прибыли. Владыка чар, покровитель искусств, сын коровы Земун.

Согласно легендам, единственный Бог, равно познавший как силы Света, так и силы Тьмы. Поэтому нет Велесу равных во владении тайными знаниями, которые помогали Богу подчинять себе стихии и менять мироздание.

Считается, что Велес привнес в мир движение, так как до него всё было статичным.

Бог семейного хозяйства, плодородия и богатства почитался славянами по-особому. По легендам, во времена, когда на Явь на несколько веков опустилась тьма, люди не смогли уследить за своим скотом и растеряли его. Тогда Велес подарил огонь жителям Яви и помог найти разбежавшиеся стада. За этот поступок Велеса стали недолюбливать остальные Боги.

Живет Велес в верхних уровнях Нави, куда своими корнями уходят все растения и откуда начинаются все земные реки.

Является отцом Бога с говорящим именем Сон, который, как нетрудно догадаться, был в ответе за сны славян.

Чур в славянской мифологии

Хорс (Солнце) и его воплощения

Хорс один из ключевых солярных Богов древнеславянского пантеона.

Если славянский Даждьбог был летним солнцем, а Ярила весенним, то Хорс считался солнцем зимним (иногда «ночным»).

Тем не менее, образ этого Бога не был отрицательным, ибо даже во время зимы, когда мир находится в руках Чернобога, Хорс защищает людей и поддерживает их мир.

Хорс владеет силами, способными унять разбушевавшуюся метель и укротить зимний буран. Может повышать и понижать температуру воздуха. Также этого бога в некоторой степени слушаются животные. Если путнику в заснеженном лесу повстречался медведь-шатун, то он просил о помощи как у Велеса, так и у Хорса. Зимнее солнце успокаивало животное и отгоняло от человека.

Еще Хорс почитался как покровитель озимых культур, за что почитался земледельцами. Праздники в честь этого Бога всегда проходили с большими хороводами и купанием в проруби.

Хорс сильнее остальных солярных Божеств связан с движением солнца по небосводу. Это связано с тем, что слишком короткий день зимой славяне воспринимали как непрекращающееся сражение Хорса и других Светлых Богов с Темными. Считается, что Хорс, возглавляющий в непростые зимние месяцы небесное воинство, единственная причина, почему в это время земля не скована мраком круглые сутки.

Чур в славянской мифологии

Коляда

Коляда считался почитался древними славянами как Бог Молодого Солнца, родившийся в самую длинную ночь в году, в ночь зимнего солнцеворота.

Коляда почитается как покровитель волхвов, принесший мудрость Вышнего Бога и направляющий людей по учениям Прави. С Колядой связывают как свет солнца после Зимнего Солнцестояния, так и свет знаний.

Волхвы особенно почитали Коляду. По легенде, молодой Коляда собрал со всего мира 60 волхвов и передал им свои знания о том, как следовать пути Прави. Он же научил людей исчислять время и именно благодаря ему люди перестали жить одним днем и начали планировать свою жизнь и задумываться о последствиях своих поступков.

Чур в славянской мифологии

Ярило

Бог страсти, неудержимой энергии, весны и расцвета жизненных сил человека. Незаконнорожденный сын Додолы и Велеса, Ярило был младшим среди своих солярных братьев-Богов.

Ярило — воплощение весеннего солнца, поэтому его отличительными чертами стали неистовство, чистота и искренность.

Ярило представлял собой солнце, пышущее энергией, проснувшееся от зимней спячки.

Этот Бог также считался Богом юности и плотских утех. Он часто изображался молодым голубоглазым красавцем, обнаженным по пояс. Однажды Богиня утренней зари Леля рассказала Яриле о том, что влюблена в него. В ответ, Ярила искренне ответил, что тоже любит её. Её и всех женщин в мире, как небесных, так и земных.

Чур в славянской мифологии

Даждьбог

Даждьбог — солярный Бог, олицетворение летнего солнца и покровитель плодородия. По некоторым источником является прародителем всего славянского рода, давшим начало белой расе славян.

Символом Даждьбога издревле являлся золотой солнечный диск, говорящий о его благородстве и силе. Среди остальных солярных Богов, Даждьбог заслуживал особого почетания, поскольку от летнего солнца для землепашцев-славян зависило многое. Причем, если в летнее время погода была суровой и на землю нападала засуха, то винить Даждьбога было непринято, источником проблем считали Темных Богов.

Вместе с Семарглом учавствовал в Изначальной Войне, следствием которой был передел мироздания. Даждьбог, чьим оружием считалось копье, был великим воином Ирия и учавствовал во всех случавшихся славянских войнах. Даждьбог был настолько могуч на поле боя, что даже Перун не мог с ним совладать.

Чур в славянской мифологии

Сварог — повелитель огня и покровитель кузнецов

Единый вселенский Бог, первое воплощение Рода. Это Сварог метнул священный камень Алатырь в Великий Океан, вследствие чего появилась первая суша. Своим кузнечным молотом высек на Алатыре первых Богов — Даждьбога, Семаргла и Стрыя.

Сварог — олицетворение мудрого воина-отца. Покровитель, защитник и наставник, Бог-кузнец способен в случае опасности призвать весь свой род, чтобы сокрушить врага. Владыка огня и повелитель самой жизни, Сварог волен сам направлять течение ее потоков.

Сварог творит не Вышними Силами, а своими руками. Он — символ труда и учит, что создать что-то значимое можно лишь собственным трудом.

Сварог также был покровителем райского сада Ирия и всей Слави. Бог-кузнец является основой нематериального мира. Его излюбленное оружие, как нетрудно догадаться, — огромный молот, которым он выковал мир и разил своих врагов во время войны.

Чур в славянской мифологии

Бог плодородия, Бог-вестник, объединяющий и умножающий силы братьев-Сварожичей. О Семаргле сложено много легенд, описывающих, как он помогал другим Богам в противостоянии с Темными Силами. До рождения Перуна Семаргл выступал главным защитником Прави. Однако, и после не уступал по силе и доблести Богу Грома.

Зачастую Семаргл выступал вестником славянских Богов, доставляя в Явь сообщения Прави.

На поле боя Семаргл мог концентрировать и умножать в себе мощь остальных Богов. Если он появлялся во время битвы, мощь всех Светлых Богов многократно возрастала и победа была неминуема.

Во время Изначальной Войны, в битве Света и Тьмы, бился бок о бок со Стрибогом, Даждьбогом и Хорсом.

Славяне почитали Семаргла как Бога Луны и погребальных костров. Этот Бог считался покровителем ушедших в битве воинов.

Наиболее часто изображался в обличии огромного крылатого пса, оставляющего за собой пламенный след.

Чур в славянской мифологии

Макошь (Мокошь)

Макошь (Мокошь) — Богиня семейного очага, земных плодов, ткачиха судеб. В ее руках лежат нити всех живых существ, включая Божественных. Макошь выступает Богиней волшебства и всевозможных гаданий. Является своеобразным женским источником мироздания (как мужским является Сварог).

Великая ткачиха, как иногда называют Макошь, ответствует за полотно мира, в котором замысловатыми узорами переплетены все судьбы мироздания.

В любую секунду Ткачиха способна изменить движение любой нити или даже оборвать ее ход, чего она никогда не делает.

Когда Макошь прядет своё полотно, ее помощницы, Доля и Недоля, поочередно прикасаются к нитям, определяя дальнейшую судьбу человека.

Макошь — воплощение материнства среди Богов. Ее образ — Мать Сыра Земля, ее зверь — корова, без которой не обходилось никакое хозяйство. Условно говоря, Макошь и Сварог представляли собой землю и небо соответственно.

Чур в славянской мифологии

Лада — любовь и красота

Лада — Богиня любви в древнеславянском пантеоне. Вероятнее всего, была дочерью Сварога (вопрос об отношении Лады к Сварогу до сих пор остается открытым). Олицетворяла собой красоту, любовь и счастье, покровительствовала семейному очагу.

Представляла собой идеал женской красоты.

Являла собой молодой женщиной в наряде из листьев и всегда в окружении бабочек. Своим весельем она наполняла мир искренней любовью и добротой.

Чур в славянской мифологии

Жива

Богиня жизни, жена Даждьбога и мать Ария, согласно одной из версий — дочь Лады. Не всегда Жива причислялась к Светлым Божествам, зачастую ее выделяли как некую всевышнюю сущность, вроде Рода, стоящую выше Света и Тьмы.

Жива выполняет обязанности Богини Судьбы, но, в отличии от Макоши, в глобальном, вселенском аспекте, отвечая не за конкретные судьбы, а за само полотно мироздания.

Таким же образом Жива являлась Богиней плодородия — не земли с ее плодами, а в целом, вселенной.

Леля, Лада и Макошь — три воплощения Живы, отражающие в себе беззаботность юной девушки, открытость и размеренность молодой женщины и замужнюю женщину-мать соответственно. Все они — аспекты самой жизни, коей и являлась Жива.

Чур в славянской мифологии

Морана

Морана (Мара, Морена Кощеевна) — Богиня жатвы, смерти и плодородия, покровительница колдунов и справедливости. Согласно одной из версий, единственная дочь Кащея.

Зима является физическим воплощением Мары на земле.

Бесконечными зимними ночами она в одиночку властвовала над русскими просторами, заполняя Навь душами погибших от суровой непогоды. По окончанию зимы, славяне прогоняли Морану из Яви, сжигая ее символическое тело. Изначально именно этот праздник являлся тем, что сейчас представляет собой масленница.

Мара является Божеством справедливости и правосудия. Неоднократно ей удавалось спасити наш мир и почти уничтожить его. Разумнее всего воспринимать Мару как сущность, стоящую выше понятий добра и зла. Она представляла собой скорее необходимое зло, смерть, как апофеоз человеческой жизни.

Как бы то ни было, Морана является Светлым Богом и является одним из главных образов, в которых наши предки скрыли своё понимание вселенной.

Чур в славянской мифологии

Стрибог — владыка ветра и воздуха

Стрибог (Ветрыла, Стрый) — один из верховных славянских богов, вместе со своими братьями рожденный из искр, вспыхнувших от того, что Сварог бил своим молотом о священный камень Алатырь.

Вместе со Сварогом и Семарглом одержал победу над Чернобогом в Изначальной Войне. По своей природе, Стрый довольно воинственное Божество и не пропустил ни одного крупного сражения между силыми Света и Тьмы.

Считался богом ветра, фактически являясь единственным правителем воздуха. Ему подчинялись птицы и духи ветра.

Славянские народы верили, что Стрибог может пригнать попутный ветер на море и грозовые тучи своим дыханием, за что его почитали многие земледельцы и моряки.

Чур в славянской мифологии

Варуна

Варуна — Бог, управляющий звездным небом и наблюдающий за путями, соединяющими Врата Междумирья. Управляющий дорогами человеческих судеб, только Варуна мог определить мощь духа и полноту выполнения жизненного предназначения человеком.

Ворон был спутником Варуны, сопровождая души умерших и возвращая их в свои тела, если те не закончили следовать своему предназначению.

Чур в славянской мифологии

Святовит

Бог войны и победы, противостоящий Чернобогу. Имя Бога происходит от слов «святой витязь», противопоставляя его одному из имен Чернобога — Темновиту — «темному витязю».

Считался «светлейшим в победах» и «самым убедительным в ответах». Почитался выше других богов, за счет чего в знак уважения ему ежегодно приносили в жертву християн.

Некоторыми историками считается, что Святовит — одно из имен Сварога у западнославянских племен.

Чур в славянской мифологии

Девана — покровительница охоты

Дочь Додолы и Перуна. Согласно информации из Википедии, «Девана» — это нарицательное имя Богини, а не собственное. Смысл этого прозвища с годами был утерян.

Молодая и сильная девушка, коей изображалась Девана, была покровительницей охотников и лесного мира.

Ей принято было приносить жертвы перед походом за дичью. Но Богиня не поддерживала бессмысленные убийства вроде охоты для развлечения. За подобные злодеяния Девана подвергала провинившихся медленной и мучительной смерти через змей, которых она насылала на виновника.

Считалось, что Девана не только опекает лесных зверей, а учит их хитрости и выживанию в суровых зимних условиях. Но при этом, она помогала и охотникам, поддерживая природный баланс.

Чур в славянской мифологии

Крышень

Изначальный Бог славянского пантеона, родной брат Рода. Явился в этот мир с одной целью — освободить людей Яви от Чернобога.

Существует мнение, что легенда о Крышене явно пересекается с легендами о Кришне из Бхагават-гиты.

Крышень родился в то время, когда Чернобог завладел Явью, забрав у людей огонь и погрузив мир в бесконечную ночь. Крышень же выкрал огонь из логова Чернобога и собирался вернуть его людям, когда Чернобог нагнал его и втянул в схватку, по исходу которой Чернобог был повержен и на долгие столетия оказался заключен в ледяной тюрьме.

Чур в славянской мифологии

Рамхат

Бог небесного суда и вселенского правопорядка. Небесный Судья, следящий за тем, чтобы никто во вселенной не нарушал заповеди Рода и не проливал зря крови.

Рамхад своими мудрыми заповедями призывает всех потомков славянского Рода жить в любви и соответствии с законами справедливости.

Людей, нарушающих законы и заповеди Рамхата, Бог делает неприкасаемыми, делая так, чтобы у этих людей не было больше здорового потомства и их род выродился окончательно.

Чур в славянской мифологии

Вышень

Отец Вселенских Просторов, Вышних Миров, одно из первых воплощений Праотца Рода. Отец Сварога и дед Перуна. Один из самых почитаемых Божеств славян, чья стихия свобода духа, простор для души и мысли.

Вышень представляет собой бесконечную вселенную во всем ее многообразии. Наравне с Рамхатом он решает все споры, возникающие между Богами или людьми. Путь духовного развития и совершенства — это путь Вышеня, которым он прошел на заре мироздания и следовать которому он завещал всем своим потомкам, включая славян.

Чур в славянской мифологии

Белобог

Воплощение всех Светлых сил Прави, один из верховных Богов и одно из воплощений Всевышнего Рода.

Является антиподом Чернобога, олицетворяя вечную неотделимость света от тени, добра от зла.

Считалось, что Белобог приносит удачу и счастье простым людям.

Всё, что доставляет людям радость — и есть Белобог, основной и нерушимый принцип, который так стремятся уничтожить Темные Боги.

Чур в славянской мифологии

Переплут

Славянский Бог дорог и путей, воды, мореходства и путешествий. Покровительствует людям, отправляющимся в дальний пусть далеко от дома.

Чур в славянской мифологии

Лель

Богиня весны, любви и девичьей красоты. Дочь Лады, почитаемая наравне со своей матерью. Описание языческих обрядов, связанных с этими Божествами, почти никогда не разделяет их. Практически во всех восточных славянских таинствах имена Лады и Лели встречаются вместе.

Образ Лели — юная, чистая и светлая девушка, только недавно достигшая брачного возраста. Воплощение легкой и нежной чистоты и непорочности женского сердца.

Чур в славянской мифологии

Далее в таблице и на схеме будет представлен пантеон славянских божеств и кратко их описание и значение в обрядах древних.

Еще про Тора:  Цветок жизни знак

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *