Недавно заинтересовала меня тема деревьев жизни.
Я давно видела деревья жизни в разной интерпретации. Где только не используется этот символ. Статуэтки, брелки , картины, кулоны, очень популярными стали тату в виде кроны дерева с хорошо развитыми корнями, но никогда не знала что же он означает? И решила , так сказать, узнать откуда растут корни)
Древо жизни в том или ином виде встречается в различных культурах, которые не были связаны между собой изначально. Названий этому символу дано множество — Мировое Древо, Стол Мира и многие другие. Его корни, ветви и ствол взаимозависимы и связаны между собой. Иногда древо жизни изображают с плодами или цветами на ветках.
Древо жизни у разных народов
В скандинавской мифологии есть дерево Иггдрасиль — это ясень, который подарил Одину мудрость и знания о рунах. У славян древо жизни было символом связи с Родом, законов мироздания, мудрости и бессмертия. В Библии также упоминается дерево, которое было посажено богом в Раю.
В Древней Армении дерево жизни рисовали на стенах крепостей и доспехах воинов. Ассирийское дерево жизни было связано с общением с богами и использовалось, по большей части, жрецами. Большую роль деревья играют и в германской мифологии. Египтяне называли данный символ Иусат и считали, что он объединяет в себе смерть и жизнь, связывая мир живых и мир мертвых.
Персидская мифология также упоминает священное мировое древо, которое носит на себе все семена и является источником всего живого. Средневековые алхимики ассоциировали его с эликсирами бессмертия и философским камнем. Был подобный символ и у кельтов. В китайских легендах изображение подобного дерева включает в себя дракона и феникса, первый и сам по себе является символом бессмертия. Считается, что раз в несколько тысяч лет на нем созревает персик, и тот, кто его съест, получит дар вечной жизни.
В Каббале древом жизни называют совокупность сфирот, которая рассматривается в своем единстве. Сторонники этого учения верят, что именно через него и проявляется деятельность бога. Кельты верили, что есть мировое древо, которое является центром мира. Полностью аналогичная легенда была и у ацтеков
В мифологии разных культур символ древо жизни имеет схожее значение и описание. Это живое существо, неподвластное человеческому разуму, которое играет важную роль в эзотерике и религии, может влиять на людей и обладает собственным разумом. Практически всегда оно связывает три мира: наш, рай и ад, с определенными различиями в различных мифах. Также, оно может являться символом человеческой жизни, как процесса рождения, непосредственного существования и смерти. Поэтому значение данного символа имеет довольно глубокое значение, и понять его полностью дано далеко не каждому.
В первую очередь, значение древа жизни заключается в связи и гармонии между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Этот символ означает еще и бессмертие, возрождение после смерти, плодородие.
В христианстве древо жизни символизирует развитие духовных качеств каждого человека, его стремление познать Всевышнего и связь каждого человека с тем, к кому он обращается с молитвами.
Как уже говорилось выше, плоды, листья и другие элементы могут быть изображены на этом дереве. Сейчас такие изображения встречаются в виде татуировок и вышивки, ведь воплотить данную идею таким образом технически проще. Они имеют дополнительное значение, обычно символизируют здоровье, спасение души и многое другое.
Несмотря на то, что в наше время существует множество техник рисования, крона дерева жизни всегда соединяется с корнями, стремится к ним. И корни, и крона изображаются хорошо развитыми, дерево находится в круге, образованном ими. Это учит тому, что для стабильного роста требуется надежное основание, фундамент. Если не подпитывать корни, ждать развития кроны абсолютно бесполезно.
Как сделать амудет дерево жизни?
Самый распространенный вариант амулета с древом жизни — это кулон или другое украшение. Его несложно приобрести. А если вы обладаете каким-либо навыком рукоделия, можете взять на вооружение, например, схему для бисерного браслета, и изготовить амулет древо жизни своими руками. Известно, что вещи, сделанные своими руками, способны стать действительно сильнейшими оберегами, чем те, которые были куплены.
Как уже говорилось выше, значение древа жизни — это очень глубокая тема для обсуждения. Однако носить амулет с изображением этого символа может каждый. Этот знак не конфликтует с большинством религий, ведь встречается оно в том или ином варианте практически в каждой из них. Поэтому для ношения такого оберега нет никаких ограничений.
Значение амулета древо жизни — это стремление к постоянному развитию, труд и получение удовольствия от него. Если вы считаете, что такое качество не повредит вам, можете смело выбирать данный символ в качестве своего талисмана. Он поможет вам избавиться от лени, обрести мудрость и получить совершенно особенную связь с божественным — вне зависимости от того, какой религии вы отдаете предпочтение.
Древо жизни — хороший оберег для беременной женщины. Он символизирует возрождение и появление нового, поэтому сможет и защитить будущую мать и ее ребенка от любого зла, поможет ей воспитать достойного члена общества.Человек, который носит этот оберег, всегда будет обладать такими качествами, как трудолюбие и оптимизм.
Древо жизни имеет довольно мощные защитные свойства, способен направить на истинный путь и дать совет в трудной ситуации. В качестве домашнего оберега он может сохранить семью, помочь избавиться от скандалов и защитит от любого зла всех живущих в доме.
В целом, этот талисман смело можно назвать самым универсальным среди всех оберегов от сглаза и порчи, ведь подходит древо жизни каждому.
Вдохновившись прочитанным материалом и я решила сделать дерево жизни )
Вот что у меня получилось:
Древо жизни – что это значит и как оно выглядит?
В мифологии различных народов и в религиозных традициях есть множество символов, характеризующих связь Бога с земными людьми, вымышленного мира с настоящим. Так, древо жизни – один из подобных элементов, характеризующих развитие жизни, почитание традиций и семейных ценностей, соблюдение заповедей. Для разных народов видение этого символа может отличаться.
Что означает древо жизни
Принято считать, что древо жизни это некий мифический символ, обозначающий связь между человеком, Богом, землей и небом. Он несет в себе глубокий смысл, понять который может не каждый человек. Вот некоторые трактовки древа жизни – как символа человеческой сущности:
- Оно может символизировать жизнь человека – от рождения и развития, до смерти.
- Древо жизни связывает Рай, Ад и повседневную жизнь людей.
- Может служить символом духовного развития человека.
- Плоды и листья на дереве могут иметь особое значение, например, символизировать здоровье.
- Как правило, древо изображается с густыми корнями и кроной, что придает ему массивный, полноценный, здоровый вид – это символ подобного состояния народа, а ветвистые корни – признак глубокого соединения с религией, прочная основа и некий фундамент для дальнейшего развития.
Рассматриваемый символ присутствует практически во всех религиях. Как выглядит древо жизни для каждой из них? В виде натурального дерева или схематично – в виде блоков, направленных от одного к другому. Наполнение данного понятия будет немного отличаться, но схожими будут его сущность и значение для верующего человека, независимо от вероисповедания.
Древо жизни в Библии
В Книге Бытия древо жизни в Эдеме представляло собой дерево, которое было посажено Богом. Оно росло в райском саду нарядом с деревом познания добра и зла. Вкушение его плодов обеспечивало вечную жизнь. Первым людям на земле – Еве, Адаму Бог запретил вкушать плоды дерева познания, нарушив этот запрет, они были изгнаны из рая, перестали пользоваться дарами древа жизни, тем самым лишив себя вечной жизни.
Также в Библии древо жизни символизирует следующие понятия:
- присутствие Бога;
- помощь Божию;
- немногословие;
- мудрость человека;
- соблюдение заповедей и церковных традиций.
Древо жизни в Исламе
В мусульманской религии есть свой подобный символ – Заккум – дерево, растущее посреди Ада, плодами которого вынуждены питаться голодные грешные люди. Что значит древо жизни в данном случае? Возможно, это символ расплаты за отказ от своего Бога и греховные дела. В качестве наказания грешников ждет отвратительное, зловонное дерево, плоды которого будут разрушать организм человека. При этом людей не будет покидать чувство голода, что заставит их использовать Заккум в качестве постоянного источника пищи. Это будет своеобразным наказанием за ослушание перед религией и традициями.
Древо жизни – Каббала
Каббала – религиозно-мистическое учение в иудаизме. В виде совокупности десяти сфирот – основополагающих понятий данного течения – выглядит каббалистическое древо жизни. Сфироты рассматриваются как единое целое, что олицетворяет активность Бога, а каждая отдельная составляющая древа будет символом проявления божественного начала.
В подобном древе жизни отличают следующие части:
- срединный столп – символ нежности и равновесия;
- левый столп – строгость;
- правый столп – милосердие.
Часто срединный столп символизирует короткий путь отшельника, отрекшегося от мирской жизни. Для мирского пути предполагается прохождение всех 10 сфирот. В древе жизни каббалы отличие имеют свет и тьма, женское и мужское начало. Если рассматривать каждую сфироту, то выше нее будут располагаться женские свойства, а ниже – мужские.
Древо жизни – мифология
Как правило, древо жизни в мифологии представляет собой символ жизни, ее полноты. Часто оно является противоположностью образа смерти. В мифологических повествованиях жизненный цикл представлен с момента рождения до максимального развития, поэтому можно сравнить данный процесс с развитием дерева – с его посадки, постепенного укрепления корневой системы, развития кроны до периода цветения и появления плодов.
Древо жизни у славян
У славян- язычников есть предание – до появления суши на Земле было бескрайнее море, посреди которого стояли два дерева. На них сидели голуби, которые в определенный момент времени нырнули в воду и достали со дна камни и песок. Эти составляющие стали основой для земли, неба, солнца и луны посреди моря.
Возможно, согласно этой легенде славянское древо жизни стало символом создания мира и своеобразным его центром. Такой образ часто встречается в народных произведениях. Древо жизни в славянской мифологии иногда представляется в виде большого дерева, корни которого достают до самых глубоких слоев земли, а его ветви дотягиваются до неба и символизируют течение времени и окружающее пространство.
Древо жизни у скандинавов
В виде массивного ясеня представлено скандинавское древо жизни – Мировое дерево или Иггдрасил. Его отличительные особенности и символы:
- Ветки его касаются неба. Самая высокая своей тенью защищает обитель Богов.
- У древа жизни пышная крона, которая оберегает всех, кто расположен под ней.
- У него три корня, которые опущены в подземный мир, а далее расходятся к царству людей, либо к обители великанов.
- По скандинавскому повествованию три сестры – Настоящее, Прошлое, Будущее поливают древо водой жизни источника Урд каждый день, поэтому оно ярко зеленое и свежее.
- Как правило, у дерева Иггдрасил собираются Боги для решения важнейших вопросов, а на его ветвях живет мудрейший орел
- Наперекор любым испытаниям, дерево дает жизнь вселенной и убежище тем, кто остался в живых.
Кельтское древо жизни
Во времена господства кельтов существовала определенная традиция. Как только их племя занимало новую территорию, на ней выбиралось древо жизни кельтов. Такое дерево большого размера, в центре поселения являлось символом единства племени. Около него будущие вожди принимали верховную власть, получая разрешения свыше.
В целом, кельтский народ почитал деревья и принимал их за связующий элемент между небом и землей:
- земля – физический символ мира;
- Солнце на небе – главенствующий правитель;
- деревья – символ мудрости, передачи энергии от Солнца и его связи с земной поверхностью.
С древних времен древо жизни является олицетворением жизни, веры в Бога, связи земли и неба. В виде дерева изображают семейные поколения, что символизирует прочные традиции и связи в семье. Данный символ встречается в религиозных взглядах и мифологии многих стран – Китая, Скандинавского и Восточного регионов. Понимание его сущности будет полезным для развития духовной жизни человека.
- Древо жизни
- Древо жизни Словарь библейских образов
- Райские деревья были духовными или чувственными?
- Какого сорта плоды Древа Жизни?
- Падение первозданных свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Древо познания добра и зла и древо жизни прот. Олег Стеняев
- Древо жизни прот. Стефан Ляшевский
- Древо жизни и древо познания добра и зла в свете Нового Завета прот. Николай Иванов
Дре́во жи́зни — дерево посреди Эдема (, , ), питаясь плодами которого, прародители могли поддерживать жизненные силы, сохранять здоровье и бессмертие.
В Священном Писании с Древом жизни сравнивается премудрость, которая ценнее богатства (), исполнившееся желание мудрости (), немногословие человека (), оно — «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство ().
Является символом приобщения человека к Божественной жизни. По словам святителя Андрея Кесарийского, в Апокалипсисе означает Христа, познаваемого чрез Духа Святого».
Почему Бог лишил человека возможности питаться от дерева жизни после того, как он согрешил?
Как известно до грехопадения человек не был смертным, но и не был окончательно бессмертным. Стать смертным или бессмертным — зависело, от его нравственного выбора: жить своевольно и автономно от Бога или жить с Богом, в добродетели и послушании Ему ().
Поддавшись внушению змия, устами которого говорил диавол, человек решил выйти из подчинения Создателю, стать равным Ему (). Бог, предоставляя человеку возможность свободно проявить свою волю, попустил ему совершить грех, приобщившись к которому тот сделался смертным. В этом сказалось и справедливое наказание, о чём Бог предупреждал заранее, и Божье милосердие. Ведь если бы человек, будучи грешником и живя в отдалении от Бога, жил вечно, это способствовало бы чрезвычайному закостенению его во грехе. Дабы этого не случилось, Бог и лишил его возможности питаться плодами дерева жизни ().
Как ни печально, но со времен грехопадения не в последнюю очередь именно смерть служила ограничителем греха, препятствовала чрезмерному распространению зла.
Вечная жизнь, по замыслу Божию, должна была быть возвращена человеку лишь после того, как он пройдет определенный исторический путь, после того, как Пришедший на землю Спаситель искупит людей от греха, преподаст им учение веры, сокрушит главу змия (), создаст Церковь, наделит её необходимыми благодатными средствами спасения и призовёт всех в Свое Царство.
С Пришествием Христа и образованием Церкви перед человеком открылась возможность удостоиться вечной блаженной жизни, которая откроется в полноте после всеобщего воскресения мертвых.
Ныне первообразом плодов дерева жизни служат Святые Дары, Истинное Тело и Истинная Кровь Христовы, коих верующие причащаются в Таинстве Святой Евхаристии.
Цитаты о древе жизни
«Древо жизни, которое, по ближайшему применению к еврейскому наименованию можно называть древом жизней и также древом здравия () Моисей представляет как бы главою райских дерев хороших в пищу, подобно как и древо познания добра и зла поставляет в некотором соответствии с древами, приятными видом. Будучи столько же удалены от существенного познания древа жизни, сколько и от вкушения плодов его, мы должны довольствоваться сим сравнительным образом объяснения. Оно было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни – для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движением, а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность жить вовек и созревать к безболезненному преобразованию из душевного в духовное тело (). Но поскольку жизнь и свет человека всегда были в ипостасном Слове Божием (), то древо жизни в благотворном действии своем на естественную жизнь было величественным образованием благодатной жизни в Боге, в каковом знаменовании употребляется и в Новом Завете имя древа жизни ()».
свт. Филарет Московский
Toggle main menu visibility
Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.
ДРЕВО ЖИЗНИ (TREE OF LIFE)
Древо жизни – образ смерти и бессмертия, а также невосполнимой утраты. За исключением четырех метафорических упоминаний в Притчах, о древе жизни говорится только в Книгах Бытие и Откровение. Древо жизни связывает сотворение мира с его грядущим воссозданием.
Древо жизни – одно из двух деревьев Едемского сада, имеющих конкретное название имени. Впервые оба этих дерева упоминаются в , где сказано, что древо жизни стояло «посреди рая». Хотя эти два дерева и упоминаются вместе, по сути они отличались друг от друга. Запрет не распространялся на плоды древа жизни. Мы снова встречаемся с указанием на древо жизни после грехопадения, когда мужчину и женщину изгоняют из рая (). Название дерева указывает на его основное значение: это образ вечной или бесконечной жизни. После того как Адам и Ева согрешили, Бог лишил их доступа к древу жизни, не в качестве наказания, но из сострадания, чтобы они не обрекли себя на бесконечную физическую жизнь в падшем мире. Помимо этого, отсутствие доступа к древу жизни означает утрату человечеством совершенства и блаженства вследствие своей греховности. По определению смерть, которая, по предсказанию Бога, была наказанием за вкушение плода запретного дерева (), исключала бессмертие, символизируемое древом жизни. Древо жизни – высший образ былого райского великолепия и потерянного рая, связанный с ностальгией и тоской по утраченному совершенству. Но, если древо жизни – образ утраты и ностальгии по прошлому, это также и образ надежды, с которой Библия смотрит в будущее. Он снова появляется в конце Библии, в видениях Книги Откровение. В одном из посланий к семи церквам Дух обещает: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (). Это образ бессмертия и вечной жизни на небесах, награды для тех, чьи одежды омыты кровью Агнца (; см. также ), образ того, чего лишены не внимающие «пророчеству сему» ().
Между ссылками на древо жизни в книгах Бытие и Откровение несколько метафорических упоминаний о нем присутствует в Книге Притчей. Здесь мы читаем, что мудрость – «древо жизни для тех, которые приобретают ее» (); что «плод праведника – древо жизни» (); что «исполнившееся желание – как древо жизни» () и что «кроткий язык – древо жизни» (). Здесь древо жизни становится общим образом благословения и совершенства, краеугольным камнем всего, что может только желать человек. Некоторые также отождествляют его с золотым Светильником скинии, символизирующим древо жизни. Светильник, с его вертикальным стволом, тремя ветвями с каждой стороны и чашечками в виде «миндального цветка с яблоками и цветами» (), напоминал по форме стилизованное дерево и, по-видимому, дополнял другие образы, связанные с Едемом, внутри Скинии и Храма (см. АДАМ).
См. также: ДЕРЕВО, ЛИСТ, САД, СВЕТИЛЬНИК, СМЕРТНОСТЬ.
Многие века ученые умы настойчиво ищут способ достижения бессмертия. И в нашем, XXI веке, огромные усилия и деньги вкладываются в эти научные и околонаучные поиски. А в раю Адаму было даровано Богом Древо Жизни, плоды которого приносили столь вожделенное современному человечеству бессмертие. Что же собой представляло то райское дерево?
Древо Жизни – это символический образ, используемый в Библии, чтобы передать нам, не имеющим опыта пребывания в раю, ту духовную реальность, с которой соприкасался первозданный человек, не знавший греха и смерти. Попробуем «расшифровать» этот библейский символ, используя самый верный «ключ» – святоотеческое наследие.
Человек – существо не самодостаточное, поскольку он был сотворен в определенный момент времени, до которого не существовал. Значит, автономного источника жизни человек в себе не имеет. Для продления существования ему необходимо питание, и высшим источником подкрепления его сил является Сам Творец. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина, источником райского блаженства Адаму служил только один сладчайший плод – созерцание Бога, по достоинству названное Древом Жизни. Так что под образом Древа Жизни, которое росло посреди рая (), святые отцы понимают приобщение человека жизни Божественной.
Причем не одно только Древо Жизни, но и все деревья в раю, плоды которых были даны Адаму в пищу, понимаются святыми отцами как различные способы (таинства) приобщения человека своему Создателю. Все они были насаждены Богом, чтобы питать человека – возобновлять его жизненные силы: не только телесные, но прежде всего духовные. Так что, давая заповедь Адаму вкушать плоды от всякого древа в саду (), Господь призывает его разными путями приобщаться Источнику жизни – Богу.
Раскрывая смысл этих слов, обращенных к Адаму, преподобный Иоанн Дамаскин поясняет, что Господь учит человека использовать все творения только с одной целью – чтобы приближаться к Творцу, в Котором заключена истинная жизнь: «Все да приносит тебе плод: жизнь, и наслаждение Мною делай началом собственного бытия. Только так ты будешь бессмертным». Дары Божии – это «пища нетления». Питаясь от Древа Жизни, Адам приобщался нетления, и смерть не имела власти над ним. Преподобный Никита Стифат в сочинении «О рае» прямо называет библейское Древо Жизни Богом.
В реалиях окружающего нас мира представление о наслаждении неразрывно соединено со страданием, но в раю еще не существовало этого искаженного грехом переживания. Богообщение всегда несет человеку то наполнение, которое полностью соответствует человеческому естеству и его предназначению, не влечет за собой никаких печальных последствий, а напротив, укрепляет человека, развивает его, делает бессмертным. Пища, которую имел первозданный человек в раю, – созерцание Бога – является единственным способом обретения бессмертия. Как именно это происходило, нам неведомо. В Библии этот процесс описан символически, как вкушение плодов с Древа Жизни.
И в наши дни люди имеют возможность приобщения Богу – в Таинстве Евхаристии. Параллель между этим главным Таинством Церкви и библейским Древом Жизни встречается у многих святых отцов. Подобно тому, как Адам не ведал смерти, пока питался плодами Древа Жизни, христиане, причащаясь Святых Даров – Тела и Крови Христовых, приобщаются вечной жизни. По слову Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (). Эти слова Христа говорят о том, что даже физическая смерть не в силах разлучить человека с Богом, если он соединился с Ним при жизни. Такой человек переходит из земного мира в вечность, сохраняя свое единение с Богом.
Как изначально Бог даровал Себя в «пищу нетления» Адаму, так и ныне дарует Себя нам в Таинстве Причащения. Он никого не принуждает к общению с Собой. Каждому человеку дана свобода решать: служить ли греху и подлежать смерти или быть с Богом – Источником жизни и бессмертия.
Я сейчас буду говорить банальные вещи для тех, кто копал эту тему. Краткое пояснение для тех, кто только начинает ее познавать. Во многих культурах и языческих религиях строение мира ассоциировалось у людей со строением дерева, корнями уходящего в нижние миры и верхними ветками цепляющее самые высокие небеса, обитель богов. У Северных Традиций оно называется Иггдрасиль, у славян – Ясень.
Каббалисты говорят о том, что великих Древ существует два. Древо Жизни (оно же Древо Сфирот) представляет собой процесс творения и строения мира. Начиная от божественной творящей сути (сфира Кетер) – заканчивая материальным воплощением (Малкут).
Древо Смерти (оно же Древо Клипот) является отражением и искажением первого. Сферы, из которых оно состоит, называются клипами, соответствуют демоническим сущностям и негативным аспектам мира. Так, божественной сфире Кетер соответствует клифа Таумиэль, означающая полную отделенность от мира и божества, разделенность внутри себя, максимальное отрицание и полное одиночество, необходимая для того, чтобы там, в абсолютном холоде и пустоте, творить свой собственный мир.
Линии между сфирами называются Путями. Пути Сфирот соответствуют старшим арканам таро, а сами сфиры – младшим арканам, а так же богам, цветам, планетам, чакрам в теле человека, запахам и т.д.
Согласно традициям некоторых школ, Путь Мага лежит от сфиры Малкут к божественному сознанию Кетер и это путь Правой Руки. Путь Левой Руки стремится вниз по Древу Смерти к Таумиэль.
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим)
В более поздней библейской лит-ре образ Д. ж. встречается в описаниях добродетелей мудрого праведника, а также как символ присутствия Божия и помощи Божией. С Д. ж. сравнивается премудрость, к-рая ценнее богатства (Притч 3. 13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч 13. 12), немногословие человека (Притч 15. 4), оно – «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч 11. 24-31). Возможно, на Д. ж. указывала форма семисвечника в скинии ( 1979). Колонны Иахин и Воаз храма Соломона (3 Цар 7. 21), видимо, также символизировали Д. ж. ( 1941). В греч. переводе LXX выражение «древо жизни» (τὸ ξύλον τῆς ζωῆς) встречается в Ис 65. 22 (хотя в МТ употребляется слово «дерево»). Неизвестно, является ли оно поздней вставкой (в пользу этого предположения – чтение в 1QIsa без артикля) или уже было в изначальном тексте (о чем свидетельствует сохранившийся определенный артикль в 1QIsb –
), но вариант LXX вполне соответствует эсхатологическому контексту данного стиха, где Господь говорит, что «дни народа Моего будут, как дни дерева».
Ссылкой на Д. ж. из Быт 2 являются также упоминания (τὸ) ξύλον (τῆς) ζωῆς в Откр 22. 2, 14, 19 при описании буд. города святых и в Откр 2. 7 – при упоминании о рае.
Отпечаток с цилиндрической печати “Адам и Ева” XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон)
Ряд археологических артефактов из Палестины с осторожностью можно интерпретировать как отголоски распространенного на древнем Ближ. Востоке повествования о Д. ж., поскольку на них изображены дерево и фигура херувима (иногда и человека), а образ херувима в Палестине кон. II – нач. I тыс. до Р. Х. был связан с представлением о Яхве – Боге народа Израилева ( 1997).
В Тель-Хацоре (см. Асор, в секторе A, в слое, датируемом IX-VIII вв. до Р. Х.) было найдено вырезанное из кости изображение 4-крылого серафима, держащего Д. ж. Там же, в секторе B, в слое того же времени, был найден резной ящик из слоновой кости с изображением крылатого сфинкса и падшей ниц фигуры, молящейся перед Д. ж. ( 1956).
В большинстве случаев изображение Д. ж. в Палестине также понимается просто как символ присутствия божества, дающего жизнь и плодородие ( 1989; 1979). В период поздней бронзы деревья изображаются обычно с одним центральным стволом и отходящими от него 6 ветвями ( 1979). Изображения Д. ж. в Палестине нередко были связаны с культом Астарты, примером чему может быть найденная в Таанахе культовая резная подставка кон. X в. до Р. Х. В ее 3-м ярусе изображено дерево, листву к-рого поедают козы, в окружении львов – символов Астарты ( 1997). Похожее изображение (Д. ж., козы и львы под ними) было найдено на фрагменте керамического сосуда VIII в. в Кунтиллет-Аджруд, в текстах на фрагменте также упоминается Астарта ( 1979; 1991; 1994; 1997).
Из непалестинских источников известна цилиндрическая печать «Адам и Ева» с изображением дерева в центре, по его сторонам – фигуры женщины, мужчины (который идентифицируется по головному убору с рогами) и змея (Lond. Brit. Mus. Dep. of the Ancient Near East. 89326). В сер. XIX в. ассириолог Дж. Смит соотносил это изображение с библейским повествованием о грехопадении. В наст. время считается, что эта сцена вписывается в общий смысловой контекст изображений на цилиндрических печатях из Месопотамии XXI-XXII вв. до Р. Х.: мужчина сидит напротив жрицы, пальма и змея между ними символизируют плодородие ( 1988. P. 24. N 1; 1982. P. 124. N 302).
Большинство неписьменных древневост. источников, на к-рых исследователи усматривают символику Д. ж., можно разделить на 2 группы ( 1997). К 1-й относятся изображения дерева с божественной антропоморфной фигурой или с к.-л. мифическими существами, над деревом иногда помещался крылатый диск. В нек-рых случаях эти сцены можно соотнести с определенными эпизодами древних мифов. Ко 2-й группе принадлежат изображения 2 животных (либо мифических, либо домашних, напр. коз) по сторонам от древа, к-рое находится в центре и символизирует божество, хотя во мн. случаях это может быть оспорено (Ibidem).
В письменных ближневост. источниках Д. ж. явно не упоминается, хотя особые растения, пища или вода нередко описываются как дающие дар бессмертия или вечную молодость. Так, герой эпоса о Гильгамеше ищет растение, к-рое дарует вечную молодость. В вавилонском мифе об Адапе бог Ану предлагает герою «пищу жизни» и «воду жизни», но по совету бога Эа он отвергает их, считая скорее пищей смерти и водой смерти (см. ст. Шумеро-аккадская религия). Священные деревья упоминаются в текстах аккад. заклинаний: деревья
, растущие в особом месте в Эриду, обладают особой целительной силой (Ibidem).
Толкование образа «Древо жизни» в святоотеческий период.
Вкушение от Д. ж. первых людей рассматривалось церковными авторами как символ бессмертия, от к-рого люди отказались, нарушив Божественную заповедь. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, Д. ж. «было древом, имевшим силу, подававшую жизнь, или годным для еды только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти» ( De fide orth. II 11). Человек вкушал от Д. ж., душа же его наслаждалась созерцанием Божества, а «сладость божественного общения сообщает удостоившимся его жизнь, не прерываемую смертию» (Ibidem).
В литургических текстах сопоставляются утраченный рай и Церковь:
(в неделю 3-ю Великого поста, утренний канон, песнь 5). Д. ж. может называться и Сам Иисус Христос:
(тропарь предпразднства Рождества Христова, 23 дек.; ср.: Or. 29).
Лит.: Wright G. E. Solomon’s Temple Resurrected // BiblArch. 1941. Vol. 4. N 2. P. 17-31; Excavations at Hazor // Ibid. 1956. Vol. 19. N 1. P. 2-11; Meyers C. L. Was There a Seven-Branched Lampstand in Solomon’s Temple? // BAR. 1979. Vol. 5. N 5. P. 46-57; Did Yahweh Have a Consort? // Ibid. N 2. P. 24-36; Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum. Vol. 1: Cylinder Seals. Pt. 2: Akkadian, Post-Akkadian, Ur III Periods. L., 1982; DeVries L. F. Cult Stands: A Bewildering Variety of Shapes and Sizes // BAR. 1987. Vol. 13. N 4. P. 26-37; Mitchell T. C. The Bible in the British Museum: Interpreting the Evidence. L., 1988; Leonard A., Jr. Archaeological Sources for the History of Palestine: The Late Bronze Age // BiblArch. 1989. Vol. 52. N 1. P. 4-39; Understanding Asherah: Exploring Semitic Iconography // BAR. 1991. Vol. 17. N 5. P. 50-59; Taylor J. G. Was Yahweh Worshiped as the Sun? // Ibid. 1994. Vol. 20. N 3. P. 52-61; McCarter P. K., Jr. The Religion Reforms of Hezekiah and Josiah // Aspects of Monoteism: How God is One? Wash., 1997. P. 57-80; Wallace H. N. Tree of Knowledge and Tree of Life // ABD: CD-ROM Ed. 1997; Herr L. G. The Iron Age II Period: Emerging Nations // BiblArch. 1997. Vol. 60. N 3. P. 114-183.
Библейские реалии, термины и понятия
Древо Жизни, одно из деревьев, произраставших, согласно библейскому повествованию, в Эдемском саду
Рай, Эдем, Парадиз
ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА одно из деревьев в Эдемском саду, упомянутых в библейском рассказе о грехопадении (Быт 2-3)
АВАДДОН одно из названий обители мертвых в Ветхом Завете
АВЕЛ составной элемент некоторых библейских географических названий
АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно
АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости