Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Недавно заинтересовала меня тема деревьев жизни.

Я давно видела деревья жизни в разной интерпретации. Где только не используется этот символ. Статуэтки, брелки , картины, кулоны, очень популярными стали тату в виде кроны дерева с хорошо развитыми корнями, но никогда не знала что же он означает? И решила , так сказать, узнать откуда растут корни)

Древо жизни в том или ином виде встречается в различных культурах, которые не были связаны между собой изначально. Названий этому символу дано множество — Мировое Древо, Стол Мира и многие другие. Его корни, ветви и ствол взаимозависимы и связаны между собой. Иногда древо жизни изображают с плодами или цветами на ветках.

Древо жизни у разных народов

В скандинавской мифологии есть дерево Иггдрасиль — это ясень, который подарил Одину мудрость и знания о рунах. У славян древо жизни было символом связи с Родом, законов мироздания, мудрости и бессмертия. В Библии также упоминается дерево, которое было посажено богом в Раю.

В Древней Армении дерево жизни рисовали на стенах крепостей и доспехах воинов. Ассирийское дерево жизни было связано с общением с богами и использовалось, по большей части, жрецами. Большую роль деревья играют и в германской мифологии. Египтяне называли данный символ Иусат и считали, что он объединяет в себе смерть и жизнь, связывая мир живых и мир мертвых.

Персидская мифология также упоминает священное мировое древо, которое носит на себе все семена и является источником всего живого. Средневековые алхимики ассоциировали его с эликсирами бессмертия и философским камнем. Был подобный символ и у кельтов. В китайских легендах изображение подобного дерева включает в себя дракона и феникса, первый и сам по себе является символом бессмертия. Считается, что раз в несколько тысяч лет на нем созревает персик, и тот, кто его съест, получит дар вечной жизни.

Еще про Тора:  Символическая славянская татуировка

В Каббале древом жизни называют совокупность сфирот, которая рассматривается в своем единстве. Сторонники этого учения верят, что именно через него и проявляется деятельность бога. Кельты верили, что есть мировое древо, которое является центром мира. Полностью аналогичная легенда была и у ацтеков

В мифологии разных культур символ древо жизни имеет схожее значение и описание. Это живое существо, неподвластное человеческому разуму, которое играет важную роль в эзотерике и религии, может влиять на людей и обладает собственным разумом. Практически всегда оно связывает три мира: наш, рай и ад, с определенными различиями в различных мифах. Также, оно может являться символом человеческой жизни, как процесса рождения, непосредственного существования и смерти. Поэтому значение данного символа имеет довольно глубокое значение, и понять его полностью дано далеко не каждому.

В первую очередь, значение древа жизни заключается в связи и гармонии между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Этот символ означает еще и бессмертие, возрождение после смерти, плодородие.

В христианстве древо жизни символизирует развитие духовных качеств каждого человека, его стремление познать Всевышнего и связь каждого человека с тем, к кому он обращается с молитвами.

Как уже говорилось выше, плоды, листья и другие элементы могут быть изображены на этом дереве. Сейчас такие изображения встречаются в виде татуировок и вышивки, ведь воплотить данную идею таким образом технически проще. Они имеют дополнительное значение, обычно символизируют здоровье, спасение души и многое другое.

Несмотря на то, что в наше время существует множество техник рисования, крона дерева жизни всегда соединяется с корнями, стремится к ним. И корни, и крона изображаются хорошо развитыми, дерево находится в круге, образованном ими. Это учит тому, что для стабильного роста требуется надежное основание, фундамент. Если не подпитывать корни, ждать развития кроны абсолютно бесполезно.

Как сделать амудет дерево жизни?

Самый распространенный вариант амулета с древом жизни — это кулон или другое украшение. Его несложно приобрести. А если вы обладаете каким-либо навыком рукоделия, можете взять на вооружение, например, схему для бисерного браслета, и изготовить амулет древо жизни своими руками. Известно, что вещи, сделанные своими руками, способны стать действительно сильнейшими оберегами, чем те, которые были куплены.

Как уже говорилось выше, значение древа жизни — это очень глубокая тема для обсуждения. Однако носить амулет с изображением этого символа может каждый. Этот знак не конфликтует с большинством религий, ведь встречается оно в том или ином варианте практически в каждой из них. Поэтому для ношения такого оберега нет никаких ограничений.

Значение амулета древо жизни — это стремление к постоянному развитию, труд и получение удовольствия от него. Если вы считаете, что такое качество не повредит вам, можете смело выбирать данный символ в качестве своего талисмана. Он поможет вам избавиться от лени, обрести мудрость и получить совершенно особенную связь с божественным — вне зависимости от того, какой религии вы отдаете предпочтение.

Древо жизни — хороший оберег для беременной женщины. Он символизирует возрождение и появление нового, поэтому сможет и защитить будущую мать и ее ребенка от любого зла, поможет ей воспитать достойного члена общества.Человек, который носит этот оберег, всегда будет обладать такими качествами, как трудолюбие и оптимизм.

Древо жизни имеет довольно мощные защитные свойства, способен направить на истинный путь и дать совет в трудной ситуации. В качестве домашнего оберега он может сохранить семью, помочь избавиться от скандалов и защитит от любого зла всех живущих в доме.

В целом, этот талисман смело можно назвать самым универсальным среди всех оберегов от сглаза и порчи, ведь подходит древо жизни каждому.

Вдохновившись прочитанным материалом и я решила сделать дерево жизни )

Вот что у меня получилось:

Древо жизни – что это значит и как оно выглядит?

В мифологии различных народов и в религиозных традициях есть множество символов, характеризующих связь Бога с земными людьми, вымышленного мира с настоящим. Так, древо жизни – один из подобных элементов, характеризующих развитие жизни, почитание традиций и семейных ценностей, соблюдение заповедей. Для разных народов видение этого символа может отличаться.

Что означает древо жизни

Принято считать, что древо жизни это некий мифический символ, обозначающий связь между человеком, Богом, землей и небом. Он несет в себе глубокий смысл, понять который может не каждый человек. Вот некоторые трактовки древа жизни – как символа человеческой сущности:

  • Оно может символизировать жизнь человека – от рождения и развития, до смерти.
  • Древо жизни связывает Рай, Ад и повседневную жизнь людей.
  • Может служить символом духовного развития человека.
  • Плоды и листья на дереве могут иметь особое значение, например, символизировать здоровье.
  • Как правило, древо изображается с густыми корнями и кроной, что придает ему массивный, полноценный, здоровый вид – это символ подобного состояния народа, а ветвистые корни – признак глубокого соединения с религией, прочная основа и некий фундамент для дальнейшего развития.

Рассматриваемый символ присутствует практически во всех религиях. Как выглядит древо жизни для каждой из них? В виде натурального дерева или схематично – в виде блоков, направленных от одного к другому. Наполнение данного понятия будет немного отличаться, но схожими будут его сущность и значение для верующего человека, независимо от вероисповедания.

Древо жизни в Библии

В Книге Бытия древо жизни в Эдеме представляло собой дерево, которое было посажено Богом. Оно росло в райском саду нарядом с деревом познания добра и зла. Вкушение его плодов обеспечивало вечную жизнь. Первым людям на земле – Еве, Адаму Бог запретил вкушать плоды дерева познания, нарушив этот запрет, они были изгнаны из рая, перестали пользоваться дарами древа жизни, тем самым лишив себя вечной жизни.

Также в Библии древо жизни символизирует следующие понятия:

  • присутствие Бога;
  • помощь Божию;
  • немногословие;
  • мудрость человека;
  • соблюдение заповедей и церковных традиций.

Древо жизни в Исламе

В мусульманской религии есть свой подобный символ – Заккум – дерево, растущее посреди Ада, плодами которого вынуждены питаться голодные грешные люди. Что значит древо жизни в данном случае? Возможно, это символ расплаты за отказ от своего Бога и греховные дела. В качестве наказания грешников ждет отвратительное, зловонное дерево, плоды которого будут разрушать организм человека. При этом людей не будет покидать чувство голода, что заставит их использовать Заккум в качестве постоянного источника пищи. Это будет своеобразным наказанием за ослушание перед религией и традициями.

Древо жизни – Каббала

Каббала – религиозно-мистическое учение в иудаизме. В виде совокупности десяти сфирот – основополагающих понятий данного течения – выглядит каббалистическое древо жизни. Сфироты рассматриваются как единое целое, что олицетворяет активность Бога, а каждая отдельная составляющая древа будет символом проявления божественного начала.

В подобном древе жизни отличают следующие части:

  • срединный столп – символ нежности и равновесия;
  • левый столп – строгость;
  • правый столп – милосердие.

Часто срединный столп символизирует короткий путь отшельника, отрекшегося от мирской жизни. Для мирского пути предполагается прохождение всех 10 сфирот. В древе жизни каббалы отличие имеют свет и тьма, женское и мужское начало. Если рассматривать каждую сфироту, то выше нее будут располагаться женские свойства, а ниже – мужские.

Древо жизни – мифология

Как правило, древо жизни в мифологии представляет собой символ жизни, ее полноты. Часто оно является противоположностью образа смерти. В мифологических повествованиях жизненный цикл представлен с момента рождения до максимального развития, поэтому можно сравнить данный процесс с развитием дерева – с его посадки, постепенного укрепления корневой системы, развития кроны до периода цветения и появления плодов.

Древо жизни у славян

У славян- язычников есть предание – до появления суши на Земле было бескрайнее море, посреди которого стояли два дерева. На них сидели голуби, которые в определенный момент времени нырнули в воду и достали со дна камни и песок. Эти составляющие стали основой для земли, неба, солнца и луны посреди моря.

Возможно, согласно этой легенде славянское древо жизни стало символом создания мира и своеобразным его центром. Такой образ часто встречается в народных произведениях. Древо жизни в славянской мифологии иногда представляется в виде большого дерева, корни которого достают до самых глубоких слоев земли, а его ветви дотягиваются до неба и символизируют течение времени и окружающее пространство.

Древо жизни у скандинавов

В виде массивного ясеня представлено скандинавское древо жизни – Мировое дерево или Иггдрасил. Его отличительные особенности и символы:

  • Ветки его касаются неба. Самая высокая своей тенью защищает обитель Богов.
  • У древа жизни пышная крона, которая оберегает всех, кто расположен под ней.
  • У него три корня, которые опущены в подземный мир, а далее расходятся к царству людей, либо к обители великанов.
  • По скандинавскому повествованию три сестры – Настоящее, Прошлое, Будущее поливают древо водой жизни источника Урд каждый день, поэтому оно ярко зеленое и свежее.
  • Как правило, у дерева Иггдрасил собираются Боги для решения важнейших вопросов, а на его ветвях живет мудрейший орел
  • Наперекор любым испытаниям, дерево дает жизнь вселенной и убежище тем, кто остался в живых.

Кельтское древо жизни

Во времена господства кельтов существовала определенная традиция. Как только их племя занимало новую территорию, на ней выбиралось древо жизни кельтов. Такое дерево большого размера, в центре поселения являлось символом единства племени. Около него будущие вожди принимали верховную власть, получая разрешения свыше.

В целом, кельтский народ почитал деревья и принимал их за связующий элемент между небом и землей:

  • земля – физический символ мира;
  • Солнце на небе – главенствующий правитель;
  • деревья – символ мудрости, передачи энергии от Солнца и его связи с земной поверхностью.

С древних времен древо жизни является олицетворением жизни, веры в Бога, связи земли и неба. В виде дерева изображают семейные поколения, что символизирует прочные традиции и связи в семье. Данный символ встречается в религиозных взглядах и мифологии многих стран – Китая, Скандинавского и Восточного регионов. Понимание его сущности будет полезным для развития духовной жизни человека.

  • Древо жизни
  • Древо жизни Сло­варь биб­лей­ских обра­зов
  • Рай­ские дере­вья были духов­ными или чув­ствен­ными?
  • Какого сорта плоды Древа Жизни?
  • Паде­ние пер­во­здан­ных свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)
  • Древо позна­ния добра и зла и древо жизни прот. Олег Сте­няев
  • Древо жизни прот. Стефан Ляшев­ский
  • Древо жизни и древо позна­ния добра и зла в свете Нового Завета прот. Нико­лай Иванов

Дре́во жи́зни — дерево посреди Эдема (, , ), пита­ясь пло­дами кото­рого, пра­ро­ди­тели могли под­дер­жи­вать жиз­нен­ные силы, сохра­нять здо­ро­вье и бес­смер­тие.

В Свя­щен­ном Писа­нии с Древом жизни срав­ни­ва­ется пре­муд­рость, кото­рая ценнее богат­ства (), испол­нив­ше­еся жела­ние муд­ро­сти (), немно­го­сло­вие чело­века (), оно — «плод пра­вед­ника», иду­щего путем соблю­де­ния запо­ве­дей и не наде­ю­ще­гося на мир­ское богат­ство ().

Явля­ется сим­во­лом при­об­ще­ния чело­века к Боже­ствен­ной жизни. По словам свя­ти­теля Андрея Кеса­рий­ского, в Апо­ка­лип­сисе озна­чает Христа, позна­ва­е­мого чрез Духа Свя­того».

Почему Бог лишил чело­века воз­мож­но­сти питаться от дерева жизни после того, как он согре­шил?

Как известно до гре­хо­па­де­ния чело­век не был смерт­ным, но и не был окон­ча­тельно бес­смерт­ным. Стать смерт­ным или бес­смерт­ным — зави­село, от его нрав­ствен­ного выбора: жить свое­вольно и авто­номно от Бога или жить с Богом, в доб­ро­де­тели и послу­ша­нии Ему ().

Под­дав­шись вну­ше­нию змия, устами кото­рого гово­рил диавол, чело­век решил выйти из под­чи­не­ния Созда­телю, стать равным Ему (). Бог, предо­став­ляя чело­веку воз­мож­ность сво­бодно про­явить свою волю, попу­стил ему совер­шить грех, при­об­щив­шись к кото­рому тот сде­лался смерт­ным. В этом ска­за­лось и спра­вед­ли­вое нака­за­ние, о чём Бог пре­ду­пре­ждал зара­нее, и Божье мило­сер­дие. Ведь если бы чело­век, будучи греш­ни­ком и живя в отда­ле­нии от Бога, жил вечно, это спо­соб­ство­вало бы чрез­вы­чай­ному зако­сте­не­нию его во грехе. Дабы этого не слу­чи­лось, Бог и лишил его воз­мож­но­сти питаться пло­дами дерева жизни ().

Как ни печально, но со времен гре­хо­па­де­ния не в послед­нюю оче­редь именно смерть слу­жила огра­ни­чи­те­лем греха, пре­пят­ство­вала чрез­мер­ному рас­про­стра­не­нию зла.

Вечная жизнь, по замыслу Божию, должна была быть воз­вра­щена чело­веку лишь после того, как он прой­дет опре­де­лен­ный исто­ри­че­ский путь, после того, как При­шед­ший на землю Спа­си­тель иску­пит людей от греха, пре­по­даст им учение веры, сокру­шит главу змия (), создаст Цер­ковь, наде­лит её необ­хо­ди­мыми бла­го­дат­ными сред­ствами спа­се­ния и при­зо­вёт всех в Свое Цар­ство.

С При­ше­ствием Христа и обра­зо­ва­нием Церкви перед чело­ве­ком откры­лась воз­мож­ность удо­сто­иться вечной бла­жен­ной жизни, кото­рая откро­ется в пол­ноте после все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых.

Ныне пер­во­об­ра­зом плодов дерева жизни служат Святые Дары, Истин­ное Тело и Истин­ная Кровь Хри­стовы, коих веру­ю­щие при­ча­ща­ются в Таин­стве Святой Евха­ри­стии.

Цитаты о древе жизни

«Древо жизни, кото­рое, по бли­жай­шему при­ме­не­нию к еврей­скому наиме­но­ва­нию можно назы­вать древом жизней и также древом здра­вия () Моисей пред­став­ляет как бы главою рай­ских дерев хоро­ших в пищу, подобно как и древо позна­ния добра и зла постав­ляет в неко­то­ром соот­вет­ствии с дре­вами, при­ят­ными видом. Будучи столько же уда­лены от суще­ствен­ного позна­ния древа жизни, сколько и от вку­ше­ния плодов его, мы должны доволь­ство­ваться сим срав­ни­тель­ным обра­зом объ­яс­не­ния. Оно было между дре­вами рай­скими то, что чело­век между живот­ными, что солнце между пла­не­тами. Плоды рай­ских древ слу­жили для пита­ния, плод древа жизни – для здра­вия. Те могли вос­пол­нять в теле недо­ста­ток, про­из­во­ди­мый дви­же­нием, а сей, при­водя его силы в оди­на­ко­вое всегда рав­но­ве­сие, сохра­нял в нем спо­соб­ность жить вовек и созре­вать к без­бо­лез­нен­ному пре­об­ра­зо­ва­нию из душев­ного в духов­ное тело (). Но поскольку жизнь и свет чело­века всегда были в ипо­стас­ном Слове Божием (), то древо жизни в бла­го­твор­ном дей­ствии своем на есте­ствен­ную жизнь было вели­че­ствен­ным обра­зо­ва­нием бла­го­дат­ной жизни в Боге, в како­вом зна­ме­но­ва­нии упо­треб­ля­ется и в Новом Завете имя древа жизни ()».
свт. Фила­рет Мос­ков­ский

Toggle main menu visibility

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.

ДРЕВО ЖИЗНИ (TREE OF LIFE)

Древо жизни – образ смерти и бессмертия, а также невосполнимой утраты. За исключением четырех метафорических упоминаний в Притчах, о древе жизни говорится только в Книгах Бытие и Откровение. Древо жизни связывает сотворение мира с его грядущим воссозданием.

Древо жизни – одно из двух деревьев Едемского сада, имеющих конкретное название имени. Впервые оба этих дерева упоминаются в , где сказано, что древо жизни стояло «посреди рая». Хотя эти два дерева и упоминаются вместе, по сути они отличались друг от друга. Запрет не распространялся на плоды древа жизни. Мы снова встречаемся с указанием на древо жизни после грехопадения, когда мужчину и женщину изгоняют из рая (). Название дерева указывает на его основное значение: это образ вечной или бесконечной жизни. После того как Адам и Ева согрешили, Бог лишил их доступа к древу жизни, не в качестве наказания, но из сострадания, чтобы они не обрекли себя на бесконечную физическую жизнь в падшем мире. Помимо этого, отсутствие доступа к древу жизни означает утрату человечеством совершенства и блаженства вследствие своей греховности. По определению смерть, которая, по предсказанию Бога, была наказанием за вкушение плода запретного дерева (), исключала бессмертие, символизируемое древом жизни. Древо жизни – высший образ былого райского великолепия и потерянного рая, связанный с ностальгией и тоской по утраченному совершенству. Но, если древо жизни – образ утраты и ностальгии по прошлому, это также и образ надежды, с которой Библия смотрит в будущее. Он снова появляется в конце Библии, в видениях Книги Откровение. В одном из посланий к семи церквам Дух обещает: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (). Это образ бессмертия и вечной жизни на небесах, награды для тех, чьи одежды омыты кровью Агнца (; см. также ), образ того, чего лишены не внимающие «пророчеству сему» ().

Между ссылками на древо жизни в книгах Бытие и Откровение несколько метафорических упоминаний о нем присутствует в Книге Притчей. Здесь мы читаем, что мудрость – «древо жизни для тех, которые приобретают ее» (); что «плод праведника – древо жизни» (); что «исполнившееся желание – как древо жизни» () и что «кроткий язык – древо жизни» (). Здесь древо жизни становится общим образом благословения и совершенства, краеугольным камнем всего, что может только желать человек. Некоторые также отождествляют его с золотым Светильником скинии, символизирующим древо жизни. Светильник, с его вертикальным стволом, тремя ветвями с каждой стороны и чашечками в виде «миндального цветка с яблоками и цветами» (), напоминал по форме стилизованное дерево и, по-видимому, дополнял другие образы, связанные с Едемом, внутри Скинии и Храма (см. АДАМ).

См. также: ДЕРЕВО, ЛИСТ, САД, СВЕТИЛЬНИК, СМЕРТНОСТЬ.

Многие века ученые умы настой­чиво ищут способ дости­же­ния бес­смер­тия. И в нашем, XXI веке, огром­ные усилия и деньги вкла­ды­ва­ются в эти науч­ные и око­ло­на­уч­ные поиски. А в раю Адаму было даро­вано Богом Древо Жизни, плоды кото­рого при­но­сили столь вожде­лен­ное совре­мен­ному чело­ве­че­ству бес­смер­тие. Что же собой пред­став­ляло то рай­ское дерево?

Древо Жизни – это сим­во­ли­че­ский образ, исполь­зу­е­мый в Библии, чтобы пере­дать нам, не име­ю­щим опыта пре­бы­ва­ния в раю, ту духов­ную реаль­ность, с кото­рой сопри­ка­сался пер­во­здан­ный чело­век, не знав­ший греха и смерти. Попро­буем «рас­шиф­ро­вать» этот биб­лей­ский символ, исполь­зуя самый верный «ключ» – свя­то­оте­че­ское насле­дие.

Чело­век – суще­ство не само­до­ста­точ­ное, поскольку он был сотво­рен в опре­де­лен­ный момент вре­мени, до кото­рого не суще­ство­вал. Значит, авто­ном­ного источ­ника жизни чело­век в себе не имеет. Для про­дле­ния суще­ство­ва­ния ему необ­хо­димо пита­ние, и высшим источ­ни­ком под­креп­ле­ния его сил явля­ется Сам Творец. По мысли пре­по­доб­ного Иоанна Дамас­кина, источ­ни­ком рай­ского бла­жен­ства Адаму служил только один слад­чай­ший плод – созер­ца­ние Бога, по досто­ин­ству назван­ное Древом Жизни. Так что под обра­зом Древа Жизни, кото­рое росло посреди рая (), святые отцы пони­мают при­об­ще­ние чело­века жизни Боже­ствен­ной.

Причем не одно только Древо Жизни, но и все дере­вья в раю, плоды кото­рых были даны Адаму в пищу, пони­ма­ются свя­тыми отцами как раз­лич­ные спо­собы (таин­ства) при­об­ще­ния чело­века своему Созда­телю. Все они были насаж­дены Богом, чтобы питать чело­века – воз­об­нов­лять его жиз­нен­ные силы: не только телес­ные, но прежде всего духов­ные. Так что, давая запо­ведь Адаму вку­шать плоды от вся­кого древа в саду (), Гос­подь при­зы­вает его раз­ными путями при­об­щаться Источ­нику жизни – Богу.

Рас­кры­вая смысл этих слов, обра­щен­ных к Адаму, пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин пояс­няет, что Гос­подь учит чело­века исполь­зо­вать все тво­ре­ния только с одной целью – чтобы при­бли­жаться к Творцу, в Кото­ром заклю­чена истин­ная жизнь: «Все да при­но­сит тебе плод: жизнь, и насла­жде­ние Мною делай нача­лом соб­ствен­ного бытия. Только так ты будешь бес­смерт­ным». Дары Божии – это «пища нетле­ния». Пита­ясь от Древа Жизни, Адам при­об­щался нетле­ния, и смерть не имела власти над ним. Пре­по­доб­ный Никита Стифат в сочи­не­нии «О рае» прямо назы­вает биб­лей­ское Древо Жизни Богом.

В реа­лиях окру­жа­ю­щего нас мира пред­став­ле­ние о насла­жде­нии нераз­рывно соеди­нено со стра­да­нием, но в раю еще не суще­ство­вало этого иска­жен­ного грехом пере­жи­ва­ния. Бого­об­ще­ние всегда несет чело­веку то напол­не­ние, кото­рое пол­но­стью соот­вет­ствует чело­ве­че­скому есте­ству и его пред­на­зна­че­нию, не влечет за собой ника­ких печаль­ных послед­ствий, а напро­тив, укреп­ляет чело­века, раз­ви­вает его, делает бес­смерт­ным. Пища, кото­рую имел пер­во­здан­ный чело­век в раю, – созер­ца­ние Бога – явля­ется един­ствен­ным спо­со­бом обре­те­ния бес­смер­тия. Как именно это про­ис­хо­дило, нам неве­домо. В Библии этот про­цесс описан сим­во­ли­че­ски, как вку­ше­ние плодов с Древа Жизни.

И в наши дни люди имеют воз­мож­ность при­об­ще­ния Богу – в Таин­стве Евха­ри­стии. Парал­лель между этим глав­ным Таин­ством Церкви и биб­лей­ским Древом Жизни встре­ча­ется у многих святых отцов. Подобно тому, как Адам не ведал смерти, пока питался пло­дами Древа Жизни, хри­сти­ане, при­ча­ща­ясь Святых Даров – Тела и Крови Хри­сто­вых, при­об­ща­ются вечной жизни. По слову Спа­си­теля: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» (). Эти слова Христа гово­рят о том, что даже физи­че­ская смерть не в силах раз­лу­чить чело­века с Богом, если он соеди­нился с Ним при жизни. Такой чело­век пере­хо­дит из зем­ного мира в веч­ность, сохра­няя свое еди­не­ние с Богом.

Как изна­чально Бог даро­вал Себя в «пищу нетле­ния» Адаму, так и ныне дарует Себя нам в Таин­стве При­ча­ще­ния. Он никого не при­нуж­дает к обще­нию с Собой. Каж­дому чело­веку дана сво­бода решать: слу­жить ли греху и под­ле­жать смерти или быть с Богом – Источ­ни­ком жизни и бес­смер­тия.

Я сейчас буду говорить банальные вещи для тех, кто копал эту тему. Краткое пояснение для тех, кто только начинает ее познавать. Во многих культурах и языческих религиях строение мира ассоциировалось у людей со строением дерева, корнями уходящего в нижние миры и верхними ветками цепляющее самые высокие небеса, обитель богов. У Северных Традиций оно называется Иггдрасиль, у славян – Ясень.

Каббалисты говорят о том, что великих Древ существует два. Древо Жизни (оно же Древо Сфирот) представляет собой процесс творения и строения мира. Начиная от божественной творящей сути (сфира Кетер) – заканчивая материальным воплощением (Малкут).

Древо Смерти (оно же Древо Клипот) является отражением и искажением первого. Сферы, из которых оно состоит, называются клипами, соответствуют демоническим сущностям и негативным аспектам мира. Так, божественной сфире Кетер соответствует клифа Таумиэль, означающая полную отделенность от мира и божества, разделенность внутри себя, максимальное отрицание и полное одиночество, необходимая для того, чтобы там, в абсолютном холоде и пустоте, творить свой собственный мир.

Линии между сфирами называются Путями. Пути Сфирот соответствуют старшим арканам таро, а сами сфиры – младшим арканам, а так же богам, цветам, планетам, чакрам в теле человека, запахам и т.д.

Согласно традициям некоторых школ, Путь Мага лежит от сфиры Малкут к божественному сознанию Кетер и это путь Правой Руки. Путь Левой Руки стремится вниз по Древу Смерти к Таумиэль.

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим)

В более поздней библейской лит-ре образ Д. ж. встречается в описаниях добродетелей мудрого праведника, а также как символ присутствия Божия и помощи Божией. С Д. ж. сравнивается премудрость, к-рая ценнее богатства (Притч 3. 13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч 13. 12), немногословие человека (Притч 15. 4), оно – «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч 11. 24-31). Возможно, на Д. ж. указывала форма семисвечника в скинии ( 1979). Колонны Иахин и Воаз храма Соломона (3 Цар 7. 21), видимо, также символизировали Д. ж. ( 1941). В греч. переводе LXX выражение «древо жизни» (τὸ ξύλον τῆς ζωῆς) встречается в Ис 65. 22 (хотя в МТ употребляется слово «дерево»). Неизвестно, является ли оно поздней вставкой (в пользу этого предположения – чтение в 1QIsa без артикля) или уже было в изначальном тексте (о чем свидетельствует сохранившийся определенный артикль в 1QIsb –

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

), но вариант LXX вполне соответствует эсхатологическому контексту данного стиха, где Господь говорит, что «дни народа Моего будут, как дни дерева».

Ссылкой на Д. ж. из Быт 2 являются также упоминания (τὸ) ξύλον (τῆς) ζωῆς в Откр 22. 2, 14, 19 при описании буд. города святых и в Откр 2. 7 – при упоминании о рае.

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Отпечаток с цилиндрической печати “Адам и Ева” XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон)

Ряд археологических артефактов из Палестины с осторожностью можно интерпретировать как отголоски распространенного на древнем Ближ. Востоке повествования о Д. ж., поскольку на них изображены дерево и фигура херувима (иногда и человека), а образ херувима в Палестине кон. II – нач. I тыс. до Р. Х. был связан с представлением о Яхве – Боге народа Израилева ( 1997).

В Тель-Хацоре (см. Асор, в секторе A, в слое, датируемом IX-VIII вв. до Р. Х.) было найдено вырезанное из кости изображение 4-крылого серафима, держащего Д. ж. Там же, в секторе B, в слое того же времени, был найден резной ящик из слоновой кости с изображением крылатого сфинкса и падшей ниц фигуры, молящейся перед Д. ж. ( 1956).

В большинстве случаев изображение Д. ж. в Палестине также понимается просто как символ присутствия божества, дающего жизнь и плодородие ( 1989; 1979). В период поздней бронзы деревья изображаются обычно с одним центральным стволом и отходящими от него 6 ветвями ( 1979). Изображения Д. ж. в Палестине нередко были связаны с культом Астарты, примером чему может быть найденная в Таанахе культовая резная подставка кон. X в. до Р. Х. В ее 3-м ярусе изображено дерево, листву к-рого поедают козы, в окружении львов – символов Астарты ( 1997). Похожее изображение (Д. ж., козы и львы под ними) было найдено на фрагменте керамического сосуда VIII в. в Кунтиллет-Аджруд, в текстах на фрагменте также упоминается Астарта ( 1979; 1991; 1994; 1997).

Из непалестинских источников известна цилиндрическая печать «Адам и Ева» с изображением дерева в центре, по его сторонам – фигуры женщины, мужчины (который идентифицируется по головному убору с рогами) и змея (Lond. Brit. Mus. Dep. of the Ancient Near East. 89326). В сер. XIX в. ассириолог Дж. Смит соотносил это изображение с библейским повествованием о грехопадении. В наст. время считается, что эта сцена вписывается в общий смысловой контекст изображений на цилиндрических печатях из Месопотамии XXI-XXII вв. до Р. Х.: мужчина сидит напротив жрицы, пальма и змея между ними символизируют плодородие ( 1988. P. 24. N 1; 1982. P. 124. N 302).

Большинство неписьменных древневост. источников, на к-рых исследователи усматривают символику Д. ж., можно разделить на 2 группы ( 1997). К 1-й относятся изображения дерева с божественной антропоморфной фигурой или с к.-л. мифическими существами, над деревом иногда помещался крылатый диск. В нек-рых случаях эти сцены можно соотнести с определенными эпизодами древних мифов. Ко 2-й группе принадлежат изображения 2 животных (либо мифических, либо домашних, напр. коз) по сторонам от древа, к-рое находится в центре и символизирует божество, хотя во мн. случаях это может быть оспорено (Ibidem).

В письменных ближневост. источниках Д. ж. явно не упоминается, хотя особые растения, пища или вода нередко описываются как дающие дар бессмертия или вечную молодость. Так, герой эпоса о Гильгамеше ищет растение, к-рое дарует вечную молодость. В вавилонском мифе об Адапе бог Ану предлагает герою «пищу жизни» и «воду жизни», но по совету бога Эа он отвергает их, считая скорее пищей смерти и водой смерти (см. ст. Шумеро-аккадская религия). Священные деревья упоминаются в текстах аккад. заклинаний: деревья

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

, растущие в особом месте в Эриду, обладают особой целительной силой (Ibidem).

Толкование образа «Древо жизни» в святоотеческий период.

Вкушение от Д. ж. первых людей рассматривалось церковными авторами как символ бессмертия, от к-рого люди отказались, нарушив Божественную заповедь. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, Д. ж. «было древом, имевшим силу, подававшую жизнь, или годным для еды только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти» ( De fide orth. II 11). Человек вкушал от Д. ж., душа же его наслаждалась созерцанием Божества, а «сладость божественного общения сообщает удостоившимся его жизнь, не прерываемую смертию» (Ibidem).

В литургических текстах сопоставляются утраченный рай и Церковь:

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

(в неделю 3-ю Великого поста, утренний канон, песнь 5). Д. ж. может называться и Сам Иисус Христос:

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

Д ЕРЕВО ЖИЗНИ

(тропарь предпразднства Рождества Христова, 23 дек.; ср.: Or. 29).

Лит.: Wright G. E. Solomon’s Temple Resurrected // BiblArch. 1941. Vol. 4. N 2. P. 17-31; Excavations at Hazor // Ibid. 1956. Vol. 19. N 1. P. 2-11; Meyers C. L. Was There a Seven-Branched Lampstand in Solomon’s Temple? // BAR. 1979. Vol. 5. N 5. P. 46-57; Did Yahweh Have a Consort? // Ibid. N 2. P. 24-36; Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum. Vol. 1: Cylinder Seals. Pt. 2: Akkadian, Post-Akkadian, Ur III Periods. L., 1982; DeVries L. F. Cult Stands: A Bewildering Variety of Shapes and Sizes // BAR. 1987. Vol. 13. N 4. P. 26-37; Mitchell T. C. The Bible in the British Museum: Interpreting the Evidence. L., 1988; Leonard A., Jr. Archaeological Sources for the History of Palestine: The Late Bronze Age // BiblArch. 1989. Vol. 52. N 1. P. 4-39; Understanding Asherah: Exploring Semitic Iconography // BAR. 1991. Vol. 17. N 5. P. 50-59; Taylor J. G. Was Yahweh Worshiped as the Sun? // Ibid. 1994. Vol. 20. N 3. P. 52-61; McCarter P. K., Jr. The Religion Reforms of Hezekiah and Josiah // Aspects of Monoteism: How God is One? Wash., 1997. P. 57-80; Wallace H. N. Tree of Knowledge and Tree of Life // ABD: CD-ROM Ed. 1997; Herr L. G. The Iron Age II Period: Emerging Nations // BiblArch. 1997. Vol. 60. N 3. P. 114-183.

Библейские реалии, термины и понятия
Древо Жизни, одно из деревьев, произраставших, согласно библейскому повествованию, в Эдемском саду
Рай, Эдем, Парадиз

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА одно из деревьев в Эдемском саду, упомянутых в библейском рассказе о грехопадении (Быт 2-3)

АВАДДОН одно из названий обители мертвых в Ветхом Завете

АВЕЛ составной элемент некоторых библейских географических названий

АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно

АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *