День русалки славянские праздники и славянские праздники

Русалий день

5 сентября, 2019

4 мая Русалий день — В нави души узнают о Весне. Начинают свои игрища русалки, оживают реки. Люди обливают друг друга ключевой водой изображая соединение Неба и Землей посредством дождя

День русалки славянские праздники и славянские праздники

Русалий день – праздник воды и огня. Две дуальные в человеческом понимании стихии становятся одной благодатной силой. В этот день уже открывается период купанья в водоемах и реках. Этот день обозначен в общеизвестной примете «купаться начинают после третьего грома». То есть огонь небесный наделяет воду особой силой, единится с ней, от чего она до летнего Перунова дня делается «открытой». Но помимо Перунова огня, что самое главное, насыщается вода к этому периоду силой Ярилы. И тем самым пробуждается в полной мере в Яви силаДаждьбога – сила огня Солнца и воды, в частности воды небесной – дождя.Символы, обозначающие силу Даждьбога, отображают Солнце и воду, дождь и Солнце.

Потому как Он управитель небесных стихий – лад Ярого мужского и женского водного. Дожди и росы, наполненные Солнцем, делаются теплыми, благодатными.Вода всегда вторит Яриле. Открывает свою силу периодами подчиненными нашей звезде. Пробуждение воды происходит в январе на зимний водокрес, который христиане попытались заморочить датой крещения Руси. Далее идет планомерное, поочередное пробуждение всех стихий: огня на громницы, земли на Красногор и воздуха на стрибожье. Все эти дни и периоды отмечены в народных поверьях особыми приметами, касающимися той или иной стихии

Прослеживая различные обряды славянских народов в этот день можно выделить особые моменты, которые, по-моему, отображают целостную картину священнодейства. Начинается обряд у воды, когда происходит славление, затем происходит взаимное обливание водой и купание. Человек входит в единый стан с состоянием воды, принимает ее силу, которая в активном своем состоянии заполняет «энергетические бреши» в поле человека и исцеляет его. Суть – слиться с силой воды, стать одним целым, где воля Даждьбожья и человечья едины. Далее происходит встреча русалок, для которых отворены с этим днем врата в мир людей. Обычно это действо происходит в виде обрядовой игры с участием ряженых. Русалок зовут, например, в село, а вечером каждая хозяйка старается пригласить их к себе в дом, ведь они приносят с собой урожай, благодатные дожди, здоровье и достаток.

Еще про Тора:  Триглав бог славян и Триглав (мифология)

После встречи русалок приходит время настраивания доброй для людей погоды, на хороший, богатый урожай. Этот процесс может иметь вид своеобразной игры. На земле рисуется круг, в круге чертится крест – это символ дождя. В круг становятся девушки-русалки и под музыку и песни танцуют, пока не вытопчут полностью символ. После устраивается праздничный пир и требы. Требы в этот день справляются по воде.

Водосвятие у славян — а вы знаете обе даты праздника водосвятия?

Славянские Праздники.

3 января, 2023

Славянский Календарь – одно из древнейших изобретений человечества. Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов. Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.

День русалки славянские праздники и славянские праздники

На Руси были календари аграрный или народный с ним существовали и использовались церковный и гражданский. Все три календаря в чем-то были сходными, а в чем-то сильно различались. Поэтому возникала довольно часто путаница. В народном календаре указывались события, связанные с жизнью крестьян – когда проводить те или иные работы. Это своеобразная энциклопедия народной жизни – дневник будней и праздников, обычаев и культуры того времени.

После принятия христианства, многие народные праздники стали под запретом церкви как языческие. Народ не мог так просто отказаться от своих обычаев и обрядов, поэтому церковь умело заменяла названия праздников, переименовывались святые и менялось толкование на христианское.

При крещении Руси ввели юлианский календарь. Он был не принят народом, потому что названия месяцев были непонятными. В церковном можно было посмотреть лишь церковные даты, а в жизни требовались совершенно другие – когда проводить те или иные работы, когда праздновать день Купалы или Масленицы-Марёны.

Иван Третий издал  Указ, по которому начало года стали отмечать с 1 марта 6856 года от С.М. На запрет использовать «старый» календарь народ ответил бунтами и расправой с «божьими» людьми. Иван Третий был вынужден разрешить пользоваться двумя календарями. Один – церковный, — считался официальным, а второй – народным.

К лету 7000-му начались настроения «конца света». После наступления даты, убедившись, что апокалипсис не наступил, Церковь приняла решение о переносе начала года с 1-го марта на 1-е сентября.

В 7090 году католической церковью был принят календарь папы римского Григория XII. Его мы и называем григорианским. И исчисление по григорианскому календарю стало вестись от Рождества Христова.

Дальше известно – Петр I в 7208 г. ввел григорианский календарь и стал с 1 января 1700 год.

Языческие праздники по возможности «перекраивали» под христианские: День Бога Велеса стал днем Власия. День Бога Купалы – день Ионна Крестителя. День Бога Перуна – день Ильи Пророка.

Постепенно народный календарь становился двояким – в нем переплелись народные обычаи, языческие и христианские праздники.

Народное исчисление, как бы то ни было, прочно связано со сменой времен года. Спиридоньев день – это день зимнего солнцеворота (21 декабря) и он был перенесен на 25-е – на Рождество. А Масленица – начало коловорота (года по современному говоря), — с 21 марта по христианскому календарю приурочена к Пасхе и стала иметь плавающую дату.

Сосуществование народных и церковных дат и праздников в настоящее время уже невозможно как-либо разъединить, это целая система. Живая, меняющаяся и развивающаяся. Народный календарь зависит от ситуации в стране, отражая и вбирая в себя все самое важное и значимое.

День Даждьбога и Марены

Щедрец (Щедрый Вечер)

Велес Волчий сват

Малые Велесовы или Волчьи святки

Велесов День (Велес Сивый, Зимний)

Весенние Праздники

День Марены или Навий День

Первые Заклички Весны (Весенний Стрибог)

Вторые Заклички Весны (Жаворонки)

Масленица (Комоедица, Комоедицы)

День пробуждения Домового

Третьи заклички Весны — богини Живы

Воронец (Вороний праздник)

Родоница (укр. Радуниця, Тризница)

День Богини Живы

Летние Праздники

Русальи Дни (Русалии)

Летнее Сварожье (Сварогов День)

День снопа Велеса

Осенние Праздники

Листобой, или Стрибог Осенний

Осенние Деды (Навья Седмица)

Осеннее Макошье (Осенние Мокриды)

Чародейная Велесова (Марина) Ночь

Второе, или Великое Осеннее Сварожье

Богиня Судьбы (девичье посвящение) — Свято Доли

Праздники в Декабре

Праздники в Августе

Праздники в Июле

Праздники в Сентябре

Русалии в народе называют Троицкой или Русальной неделей, и это время являлось одним из самых ярких праздничных дней в славянском праздничном календаре. Наши предки связывали Русалии с поминовением усопших, легендами о русалках, девах-утопленницах, живущих в реках и водоёмах.

Считалось, что Русалии – непростой период, и необходимо защититься от водной нечисти, что в этот праздник приобретает особую силу. Для этого проводили специальные праздничные ритуалы, соблюдали традиции, зародившиеся много столетий тому назад. Какими были Русалии у древних славян? Что за обычаи связаны с Русальной неделей?

Когда праздновали Русалии?

Изначально время празднования разбивалось на два периода – в апреле и конце мая. Связано это было с началом полевых работ, который сменяла пора цветения. Позднее, с приходом христианства, Русалии прозвались Троицкой неделей.

На мой взгляд, это определение вполне ясно указывает на время празднования. Русалии, как правило, проводились за семь дней до праздника Троицы. Не секрет, что многие языческие обычаи сохранились и с появлением новых верований, а православной вере пришлось смириться с наличием большого количества старинных заимствований.

День русалки славянские праздники и славянские праздники

Русалии – волшебное, но опасное время

Наши предки связывал появление русалок с определёнными природными явлениями. Например, если зацветала рожь – у прудов и рек следовало быть осторожным, водные девы готовились к своему празднику.

Во время Русалий нельзя было долго задерживаться в поле, купаться и ходить в лес в одиночку и вовсе запрещалось. На Русальной неделе женщины не занимались рукоделием, а пастухи не выводили животных на пастбища. Славяне верили, что большую часть года русалки проводят на дне водоёмов, но в Троицкую неделю непременно выходят на поверхность. От потусторонних созданий, конечно, добра не стоило ждать.

Русалии – веселый праздник

Во время праздничных дней народ собирался на небольших горках или холмах, где проводились торжественные маскарады и пиршества. Во время ритуалов молодёжь переодевалась в различных животных. Например, многие юноши примеряли образ коня, который считался надёжным хранителем и защитником от нечисти. Такой “конь” должен был присутствовать на каждом празднике.

Русалии были весёлым временем, и всегда находилось место шуткам, забавам и даже розыгрышам. Нередко девушки наряжались русалками, распуская косу поверх белой рубашки. Такие “русалочки” едва ли не до смерти пугали путников или соседей, если появлялись на улочках деревень или рядом с домами.

Если накануне Русальной недели у людей пропадала живность, народ просил русалок вернуть похищенный скот. Чтобы задобрить речных дев, неподалёку от водоёмов развешивали на деревьях красные рубашки. Это был ценный подарок для русалок.

Все традиции и ритуалы Русалий должны были неукоснительно соблюдаться. Более того, любое отклонение или нежелание участвовать в обряде приносило бедствие. Наши предки считали, что пренебрежение обычаями может обратиться карой для человека. Думаю, это были всего лишь суеверия, однако основой их было сохранение культуры, что вызывает уважение.

День русалки славянские праздники и славянские праздники

Празднование Русалий было связано со многими обрядами

Особенные традиции Русальной недели

Каждый день Троицкой недели имел особое значение, был связан с определёнными ритуалами. Например, во вторник проводились “задушные поминки”. Народ призывал русалок, словно желая познакомиться с ними. Важным аспектом вторника Русалий было преодоление собственного страха перед непознанным.

Среда прозвалась в народе “буреломной”. Люди верили, что тот, кто будет отбеливать холсты в этот день, будет настигнут страшной бурей. А вот воскресенье было завершением празднеств, когда народ прощался с русалками.

Центральное место на Русалиях занимали обряды похорон и проводов русалок. Для них выбирали самую красивую девушку селения, на которую навешивали большое количество трав и цветов.

Вместе с главной героиней праздника люди обходили все дома, завершая путь у открытого водоёма. Во время ритуала прощания с “русалки” снимали многочисленные венки и цветочные украшения, бросая их в воду и напевая старинные русальи песни.

Когда в воду падала последняя часть зелёного убранства, “русалка” бросалась вперёд, пытаясь поймать кого-то из присутствующих. Несмотря на то, что девушка лишь отождествлялась с русалкой, попасться ей в руки было плохим знаком. Нередко во время ритуала проводов русалок исполнялись особые танцы, что были направлены к силам плодородия и просьбам духам послать хороший урожай.

Древние славяне жили в единстве с природой, а потому даже недобрые создания, такие как русалки, не имели однозначно негативную характеристику. Люди верили, что по вечерам и ночам во время Русалий эти девы могут бродить по улицам. Встретив человека искреннего и доброго, она не причинит ему зла.

Но вору или убийце встреча с русалкой грозит смертью. Также оберегали от наяд молодых девушек или маленьких детей. Считалось, что русалка может поманить их за собой, за чем последует гибель в воде.

День русалки славянские праздники и славянские праздники

На Русальной неделе русалки могут заманить к себе и погубить человека

Мне кажется, Русалии – тот праздник, что абсолютно точно и очень ярко отражает мировосприятие наших предков. Славяне жили в мире, полном чудес и тайн, они принимали природу как неотъемлемую часть жизни, как великое чудо, что не переставало удивлять человека. Это трепетное, бережное отношение заметно и в празднованиях Русалий. Очень хочется, чтобы и мы, потомки великого народа, не забывали ценить красоту мира, загадочного и во многом непознанного даже для современного человека.

16 — 22 апреля череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица (неделя) посвящённая чествованию Девы Лели — юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов — русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней, выбирают промеж себя «Лелю» — самую пригожую из всех, оплетают-убирают её тело и одежды свежей зеленью, водят вокруг неё хороводы, поют песни да творят иные свои таинства, от сторонних (мужских) глаз сокрытые. Славя Юную Лелю, они приносят Ей требы, сбрызгивая с ивовых ветвей воду на нивы. Затем — бегут играть с парнями в «ручейки», строят из рук «Живин мост». В весенней обрядности, во время Лельника и других праздников, повсеместно, во всём славянском мире, широко применялись различные магические действия с куриными яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними.

День русалки славянские праздники и славянские праздники

Русалии, дни духов и Берегинь. Немного о Русалках и Русалиях (празднеств, проводимых в честь духов.) Русалии в древней Руси были кульминационной точкой народных языческих празднеств. Все виды искусства проявлялись в них полной мерой: музыка, пение, танцы, военные игры, театрализованные действа, проводившиеся иногда в масках.

Участники русалий, как можно думать, делились на простых зрителей и на специальных людей, выполнявших главные разделы игры-обряда, подобно тому, как в болгарской деревне существовали дружины «русальцев», а торжественное празднование нового года еще недавно выполнялось двенадцатью «старцами» в огромных масках и специальных одеждах.

Нехристианская, языческая сущность русалий проявляется уже в первом упоминании их в летописи. Такое огромное общерусское несчастье, как нашествие половцев во главе с Шаруканом в 1068 г., расценивалось летописцем как проявление божьего гнева, вызванного тем, что русские люди отвернулись (во время засухи) от нового христианского бога и обратились к старым богам своих дедов:

Сто лет спустя Кирилл Туровский в числе «злых и скверных дел, их же ны велить Христос отступити», называет «плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья неподобные, русалья». Другой современный автор пишет, что адскими муками будут наказаны «игры, глаголемые куклы и скоморохи и русалиею пляшущая и вся игрища бесовскаа».

. Известны этнографические примеры того, что «проводами русалок» руководили специальные старики «русалыцики» (Воронежская обл., 1935 год).

Это музыканты, играющие на духовых, струнных и ударных инструментах, гусляры и скоморохи, одетые в «скураты» — маски и «деющие на глумленье человеком». Затем выделяются плясуньи, которые не принадлежали к скоморохам и выбирались, очевидно, из числа красивейших девушек города или села.

На долю зрителей оставались «пение бесовское», «говор бесчинный», «плещевание» и «позорование» всего, что происходило. Только во время летних русалий от семика до петровского заговенья разрешалось пение девичьих песен с архаичным припевом «О — эв — Леля!», «Лелемье» и т. п., родственным греческому «эвое!».

«Русалки суть женские существа — очень красивые девушки с длинными косами и крыльями». Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив. Функции русалок двойственны: с одной стороны, они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой — об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество. Все это происходит в июне, который и называется «русальским месяцем».

Празднование Первых Русалий – как было и как будет?

Знаем, знаем, как всю неделю гуляли девушки и парни в Первые Русалии! Как расцветали после долгой зимы подснежники и чувства, как пробуждались Природа и люди, плоть от плоти ее. Как сбрасывали с себя холодные осколки сна, постепенно наполнялись жизнью теплеющие реки, и на их сверкающих волнах начинали появляться живые духи реки – томные русалки.

Первые Русалии — время петь о любви!

Как тайком от парней, смущенно розовея, сбивались девчонки на березовой полянке близ поющей весенние песни речки, скидывали обереги и белую одежду и вертелись в древнем непостижимом танце, в котором и не девушки уже, а вечная женственность, таинственная и тёмная в своей непостижимости, воспаряла над землей, смешиваясь с ароматом подснежников и первых березовых соков, звеня серебряным колокольчиком тихого смеха.

Как ходили парни за девчонками в хороводах, поглядывая на разрумянившиеся щечки, алые губки да синющие глаза, что мерцали подобно голубой воде пробудившейся речки. Как какие-то дивные красавицы с длинными волосами, тихой тенью приближались к гуляющим среди берез парочкам, и нашептывали им что-то, от чего замирало дыхание, и начинали от восторга теплеть коленки.

Первые Русалии. Праздник пробуждения Духов Воды

Женский праздник, когда рождается любовь

Знаем, знаем, как красили яйца, да играли с ними «яишное заговенье», готовили пироги с яйцами, да с собой каждый на гулянье брал пяток яиц, которыми расплачивался за качание на качелях, да еще и в «перебой» оставалось чем сыграть, постучать яйцами друг о друга. И была в этих незатейливых играх древняя магия, чары зарождения новой яркой жизни.

И бегали всю неделю с подарками к русалкам гадать – осторожничая, побаиваясь, надеясь изо — всех сил на обретение любви и красоты, на свадьбу и свершение предначертанного счастья. Кто, как вечно молодые и прекрасные Духи всезнающей Воды, предскажут — погадают? Найти то их сейчас легко — стоит прижаться к березке, что растет около речки, да прошептать свой потаенный вопрос. Зашелестит молодая листва, стукнет-щелкнет что-то, почудится легкий прозрачный девичий смех, запоет птичка. Так отвечают русалки. Так легко сейчас напустить любовные чары:

Река с рекой сливается,роща с рощей срастается,цветок с цветком сплетается,трава с травой свивается.Той травы возьму пучок,заплету цветы в венок,через рощу пронесу,по ручью венок пущу.Унеси вода венок,на сплетение дорог.И вот наступает Лёльник, последний день Первых Русалий.

И спускаются на землю Боги

И спускаются на землю Боги к собравшимся на красной-красивой горке людям в белых одеждах. Прилетает вместе с птицами прекрасная Лёля, Богиня Весны. И кто знает, не потому ли стала божественно прекрасна вон та девчонка, которая вчера была просто миленькой Дарьюшкой. Ведь сегодня она, щедро одетая в свежую зелень, зовётся Лёлей, величаво сидит на троне из нескольких слоев дерна с пушистой молодой травкой, раскланивается с теми, кто подносит ей требу с молоком и сыром, улыбается тем, кто ведет вокруг нее хороводы с веселыми песнями – веснянками, закликающие весну. Не потому ли так светло и благородно стало чело девицы-красавицы, что стоит за ее плечами, осеняя всех своей молодой любовью, сама Лёля, пришедшая на праздник в свою честь? И, может быть, именно поэтому веночки для девчат, полученные из белых рук Дарьюшки-Лёли, сулят приход духовной пары, любовь, замужество и счастье в этом году? Это Лёльник, праздник, которым завершаются 22 апреля Первые Русалии, проводимый молодежью на красной, самой красивой в округе, горке.

И получают женщины цветы

Вот именно в этот день нарядные девы и величавые жены получают в подарок цветы. Действие, осененное божественным смыслом. Прекрасные цветы, воплощение молодой жизненной силы божественной Лёли, как священное подношение тем, кто несет в себе всю жизнь свет любви и надежды на счастье. Это тоже магия, тоже чародейство. Что может быть очаровательнее весеннего полевого цветка, сорванного мужчиной для своей любимой, с пожеланиями покровительства Лёли, Богини вечной Весны?

Так раньше встречали свою любовь. Что же сейчас?

Неужели перестали засыпать и пробуждаться реки? Неужели перестали шелестеть на теплом ветерке просыпающиеся березки? Неужели девушки перестали гадать о любви? Неужели парням девушки перестали казаться прекрасными, как сама Лёля?

Не верю. Просто мы перестали звать русалок, красим яйца, объясняя это другими традициями, получаем цветы в необъяснимом природными законами 8 марта, и почти забыли красавицу Лёлю, спускавшуюся к нам на птичьих лёгких крыльях с ароматом первых цветов.

И только иногда, когда позволяем себе стать проще и мудрее, прислушаться к природным ритмам, задуматься о прошлом, взяв в руки книгу о давних временах, мы вдруг становимся светлее и чище, вернув в нашу жизнь сказку, любовь и единение с Божественной Природой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *