Это продолжение рассказа об архетипе Бабы Яги в ипостаси Воительницы. Начало можно прочесть здесь.
А, впрочем, нам куда более важно понять, каким образом архетип Воительницы реализуется во внутреннем психическом пространстве как индивида, так и этноса. В глубинах нашего бессознательного Яга-Воительница – это неудержимая, душераздирающая, бессознательная жажда отмщения. Она может принимать форму ревности, зависти, «праведного» гнева и т.д. Мы неоднократно говорили о том, что сами по себе эти эмоции не являются патологическими. Так оно и есть, однако, не в случае захвата души Ягой-Воительницей, когда накал страстей достигает таких размеров и температур, что они могут запросто испепелить душу, разорвать ее в клочья, не говоря уж о полном лишении зрения – ясного видения происходящего. Для появления Воительницы в стадии достаточно пары лишних штрихов алого цвета, нескольких избыточных градусов – и все: Сознание загнано под лавку, здравый смысл и логика остались голодными, воля избита и изломана.Когда Велес, в данном случае, символ маскулиного, рассудочного Логоса, одерживает первую победу над Ягой, ей бы, кажется уже сдаться – покориться и жить себе счастливо. Это могло произойти, стоило лишь Велесу первому, как и положено, сделать предложение своей суженой. Ведь он, как сказано в предыстории, с самого начала знал, что это его жена из прошлых жизней. Но он продолжил сражаться с ней не на жизнь, а на смерть. Этот эпизод «песни» – превосходная иллюстрация актуализации невротического комплекса, захвата человеческой психики демоном-аффектом. Оказавшись в его плену, мы находимся в абсолютном разладе с собой, полностью подчиняемся разрушительным импульсам. Неведомая сила будто заставляет нас быть в своих речах и поступках гораздо более жестокими, бессердечными, бесчувственными (или, напротив, робкими, безответными овцами, согласными пойти на заклание), чем мы есть на самом деле. Мы действуем и говорим в такие моменты как будто помимо своей воли, а позже только диву даемся: неужели я в самом деле был способен на такое?!Можно ли вовсе избежать таких вот кровопролитных сражений Эроса с Логосом в реальности? Можно ли устранить невыносимо тяжкие переживания, когда разум и чувства устраивают настоящую бойню в наших душах, когда здравому смыслу «все предельно ясно», но чувствам это абсолютно безразлично? Конечно, нет! Это означало бы смерть: душевную или физическую. Как далеко бы ни ушли мы в своем духовном развитии, будут моменты, когда нам придется примирять в душе Ягу с Велесом. При этом однозначного компромисса здесь не бывает никогда: чтобы обоим выиграть, нужно обоим также и проиграть.
Велесу и Яге нипочем не найти компромисса. Как это ни парадоксально звучит, чтобы состоялась настоящая победа, им обоим нужно проиграть. И первым, как это и показано в «песне», должен проиграть Велес. Ему – олицетворению здравого смысла, придется осознать, что чувства есть, и от них не избавиться никаким усилием воли. Ягу нужно уважить – признать существование, глубину и мощь этих чувств, и только тогда их можно будет добросовестно прожить и изжить. Как только Яга одерживает, казалось бы, решающую победу над Велесом, что в реальности означало бы окончательное порабощение разума неистовым Эросом и, как следствие, безумием, ее руку, занесенную для последнего смертоносного удара, останавливает сам Род – воплощение Самости, регулирующего центра души. Так именно и случается, как в аналитическом кабинете, так и в обыденной жизни. Чтобы некое яростное чувство изжило самое себя, нужно дойти до исступления, до временного умопомрачения. Когда накал достигает наивысшего предела, испорченная лампочка перегорает сама собой. Когда доходишь до самого дна своей ярости, ревности, отчаяния, срабатывает компенсаторная функция, запущенная Самостью, как наивысшим законом регуляции психического. Иными словами, когда сам сделал все, что только мог, наступает пора надеяться на Бога. Само собой разумеется, «доводить Ведьму до предела» куда безопаснее в кабинете аналитика, нежели на собственной кухне в пределах досягаемости к колюще-режущим предметам. Конфликт Велеса с Ягой нужно перевести на уровень внутренней реальности, иными словами, снять проекцию одного из них с других людей, так как в обыденной жизни куда проще «оставлять за собой» разумный Логос, проецируя Ведьму на кого-то из близких, или, напротив, впадать в исступление самому, когда рядом есть кто-то здравомыслящий. Естественно, когда выход для проекции такого рода закрыт, начинается настоящая агония. В ситуации, когда превращать кого-то в козла отпущения более нет возможности, нам приходится самим переживать неимоверное давление комплекса. Когда эмоция удерживается внутри, что говорить, это приносит невероятные страдания. По существу, это и есть Пекло – ад в миниатюре, с полным ощущением, что мы варимся в кипящей смоле, и конца этой пытки не видать. Увы и ах, это единственный путь освободиться из плена мучительного комплекса. Решающая схватка Яги с Велесом недаром, согласно «песне», происходит именно в преисподней – Пеклельном царстве Вия. Если комплекс не опустить в Пекло, не поддать жару, он так и будет вяло тлеть, потихоньку отравляя нам жизнь ядовитыми парами. Мы будем или недомогать, или возведем одиночество, тоску и недовольство жизнью в привычку, будем отыгрываться либо на близких, либо при помощи алкоголя или обжорства. Поэтому, как пишет Фон Франц, «В Итак, Род не дает Яге совершить последний смертоносный удар, снова на время побеждает Велес. Как мы можем истолковать эту метафору в контексте человеческих жизней? Да очень просто: Человеку Разумному очень хотелось бы распознать все свои изворотливые внутренние сущности, своевольные архетипические паттерны, дать каждому имя и порядковый номер, выстроить в шеренгу, рассчитать на «первый-второй» и отправить на общественные работы во благо светлого будущего. Однако это безусловная утопия. Во-первых, это не удалось даже самому великому Роду. Во-вторых, это означало бы превращение человечества в запрограммированных, бездушных роботов. Жизнь души без Яги невозможна! Иначе, кто же будет наделять нас мудростью и сокровенными знаниями, кто будет проводить инициацию, испытывать на прочность наши мечты и убеждения, подталкивать к духовному росту и развитию? Временное поражение Яги Велесом олицетворяет ограничение Эроса пределами объективной реальности. Так, ребенок, бьющийся в истерике, рано или поздно обнаруживает, что это больше не срабатывает, взрослые, вместо того, чтобы суетиться вокруг него, исполняя любые капризы и прихоти, в один прекрасный момент просто уходят заниматься своими делами, не обращая на него никакого внимания – приходится, в конце концов, успокаиваться, вытирать слезы и идти прибирать игрушки. Итак, Яга и Велес, проиграв друг другу, выиграли. Поражение каждого в отдельности – это принятие догмата, что ни разум, ни чувства не могут получить постоянное единоличное главенство. Род демонстрирует им одновременно равенство друг-другу, а также подчинение высшей регулирующей силе. Вот здесь, казалось бы, самое время для счастливого конца: единство противоположностей, священная алхимическая свадьба лунного Эроса с солнечным Логосом. Однако, не судьба быть Велесу с Бурей Ягой навеки вместе. Боги разлучают их, так как место Велеса, как покровителя скотоводов и земледельцев, торговцев и баснописцев, зодчих и путешественников – в Явном мире, а место Яги, как хранительницы границ между сознанием и бессознательным, безумием и светлым разумом, жизнью и смертью – в избушке на курьих ножках, что на реке Смородине. Оба они слишком важны и необходимы на «своем посту» в человеческой душе. А порядок, что Всевышним Родом испокон веков предначертан, намного выше, важнее и справедливее, нежели человеческое понимание «счастливых концов» и воздаяний по заслугам.И на последок, прежде чем мы перейдем к следующей ипостаси великой многоликой Бабы Яги, подведем итог: какую все-таки функцию выполняет в нашей душе грозная, непобедимая сарматка – Богатырша Буря-Яга Усоньша Виевна?Столкновение с ней происходит всегда во времена серьезного кризиса. Это столкновение двух реальностей: «ведьминской», психотической и «нормальной», понятной и логичной; это схватка привычной системы мировоззрения с некой новой объективной действительностью, что противоречит всему предыдущему опыту. Это тот наитягчайший период жизни, когда новая, доселе неизведанная, действительность уже воспринята на уровне чувств, но еще не переработана Сознанием, не включенная в его понимание нормы. Ее усвоение крайне затруднительно на данный период времени, так как для этого требуются качественно другие паттерны поведения и механизмы сознания, пока отсутствующие. Вот и приходится герою идти за Калинов мост через реку Смородину в мир предков, в область глубинного коллективного бессознательного, где имеется исключительно все, некогда существовавшее в Явном мире. Переход этот страшен, опасен и фатален – вернувшись из такого путешествия, человек меняется навсегда.С верой в Вас и Ваше лучшее Настоящее, Александра Сергеева.