Символдрама дом инструкция. Что это такое
Символдрама — это современное направление психотерапии, в основе которого лежит свободная имагинация (творчество, воображение) на определённую тему. Разработана в 1954 году Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) — немецким профессором, доктором медицины. Базируется на принципах классического психоанализа и арт-терапии, но представляет собой сочетание сразу нескольких школ и концепций, частично заимствуя из них некоторые моменты. Использует символику из архетипов, в какой-то степени привлекая методы коллективного бессознательного. C позиции феноменологии есть точки соприкосновения с гештальт-терапией . Применяются также техники из психотерапевтической беседы Роджерса и стратегии поведенческой терапии Вольпе.
Другие названия: кататимно-имагинативная психотерапия, метод «сновидений наяву», кататимное переживание образов.
Символдрама — проективный метод, позволяющий работать с подсознанием напрямую. Суть сеанса: пациент расслабляется, представляет образ, описывает его и анализирует вместе с психотерапевтом. Это позволяет не вскрывать психотравмы и не задевать больные переживания. Благодаря этому, на сегодняшний день данное направление в психологии востребовано больше, чем психоанализ.
Значение оберегов и символов в доме. Хозяюшкам на заметку!Злаки, бобовые — символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.Лапти символизируют домашний уют, семейное счастье.Мак, зерна мака — символ исполнения желания.Красный горький перец — мужское начало, символ мужского здоровья.Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха.Лекарственные травы, ягоды шиповника — символ крепкого здоровья.Лук оберегает семью от слез.Ягоды рябины — символ женской молодости, красоты.Бессмертник — символ долголетия.Мешковина — изобилие.Тыква, семена тыквы — символ плодородия, женского начала.Хлеб — всему голова — согласие и достаток в доме.Лавровый лист — слава, успех.Плетение символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми.Солнце, цветок подсолнуха — главный славянский оберег, славяне —дети солнца.Семена подсолнуха — здоровье детей в доме.Семя — зарождение новой жизни.Кувшин — символ воды, полная чаша в доме.Яйцо — продолжение рода.Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжения рода, сплоченности семьи, взаимопонимания.Веник, направленный вниз, выметает ссоры из избы.Веник, направленный вверх, — к деньгам.Орех — символ умственной силы и здоровья.Монетка — успех в делах.Горшочки с кашей и молоком — достаток.Фигурки мужчины и женщины, перевязанные ниточками, — любовь, неразрывность уз.Петушок сахарный — чтобы в доме звучал радостный детский смех.Чеснок и перец изгоняют нечистую силу.Домашняя выпечка символизирует хлебосольность.Сухоцветы — символизируют уют и красоту.Мешочек с можжевельником — символизируют чистоту мыслей.Горох — мир и дружбу.Мешок — символ богатства.Полотно — счастье в доме.Узелок оберегает от скандалов в доме.Гнездо — продолжение рода.Бублик, цепь — непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.Домик — символ семьи.Мельница — перемелется — мука будет.Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой.Колосья, ягоды, дары природы — урожай в хозяйстве.Коса, венок — символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия.
Как часто мы задумываемся о том, что такое для нас дом? Родной, уютный уголок, или нелюбимая, надоевшая, тесная «бетонная коробка», или просто место, куда мы приходим только отдохнуть, не замечая ничего вокруг? Но если спросить себя: «А чем же был дом для человека в древности?»
Перед строительством дома важно было привести в гармонию с природой не только место и материал, из которого строили дом, но и собственную душу. Дом, изба – с этим понятием у человека были связаны представления о мире, основных жизненных ценностях – счастье, достаток, единство семьи.
Ученые пишут: древние племена лесной зоны Европы нередко строили дома таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья. Чаще всего это были овеянные легендами «благородные» деревья (дубы, ясени, березы). Дерево, растущее внутри дома, было для славян (и не только для славян) зримым воплощением Мирового древа. Дом не просто возводился по священному образцу: самый акт строительства являлся священнодействием, будучи в определенной степени равен сотворению мира. Не только в определенном отношении к делу, но и в огромном количестве магических действий, связанных с оптимальным выбором материала для постройки, выбором места для будущего жилья, выбором времени начала строительства, с разными этапами и деталями стройки и, наконец, с переездом в новую избу.
Это был Путь к созданию своего сокровенного, «живого» пространства, защищенного от внешнего мира, где есть свои границы (стена, крыша, пол и т.д.), свой Центр (печь, красный угол). В глазах предков изба была настоящей Вселенной – с небом, землей, «нижним миром» и сторонами света. Восток и юг символизировали солнечный восход, «красную весну», полдень, «красное лето», жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ которого помещался ирий – обитель Богов, света и добра. Запад и север – ассоциировались с «гибелью» Солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными Богами.
Дверь и окна («глаза дома») были частью жилища, обеспечивающими связь жилого пространства дома с внешним миром (если открыты) и защиту от него (если закрыты). Вместе с полом, стенами и некоторыми другими элементами они символизировали нижнюю границу жилища. Верхняя граница – крыша, осмыслялась не только как граница между верхом (небом) и низом (миром людей), но и между внешним и внутренним, как бы отделяя пространство дома от внешнего мира.
Очаг, печь и красный угол – были организующими центрами дома, символами духовного и материального единства живущих в доме родственников, а печь, еще и источником жизни. Не случайно печь располагалась в северной части дома, в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилище. Огонь в древние времена был поистине Центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека. Первое возжигание огня в построенном доме, в новой печи, «закрепляло» только что созданную «домашнюю Вселенную» за ее хозяевами – людьми. Не просто так родилось тогда в народе выражение «начать от печки», т.е. с самого начала.
Но наиболее ценная и почетная часть жилища, бывшая в нем еще одним Центром – был красный угол, который, если не реально, то условно был сориентирован на восток или юг. В свою очередь все в доме было сориентировано по отношению к красному углу. На образа в этом углу молились; в нем происходила трапеза; к красному углу были обращены изголовья постелей и т.п.
Но никогда не стоит забывать о том, что прежде всего, священное пространство создается в сердце человека, самим человеком. Чтобы потом возникнуть во внешнем мире, как попытка создания зеркального отображения не только Божественного Неба, но и нашего внутреннего.Сколько мудрости, глубокого понимания Природы и окружающих вещей, пусть порой и неосознанных, мы увидим, заглянув хотя бы на несколько мгновений в прошлое. А может быть и будущее?
Мотив дом символдрама. Описание сеанса индивидуальной психотерапии по методу символдрамы
Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительностью 1 час 15 минут и двойной сессии продолжительностью 1 час 40 минут, что оплачивается соответственно в 1,5 и 2 раза дороже.
Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 – 25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1 раз в неделю на последующих этапах психотерапии. Чаще, чем 3 раза в неделю, проводить сеансы психотерапии по методу символдрамы не рекомендуется, так как между сеансами должно пройти некоторое время, которое Х. Лёйнер называл «инкубационным периодом», в ходе которого пережитый материал внутренне перерабатывается на бессознательном, а иногда и на сознательном уровне. На завершающих этапах психотерапии встречи могут происходить 1 раз в две недели или даже реже: раз в месяц, раз в полгода. В этих случаях рекомендуется проводить полуторные или двойные сессии. Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.
Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:
1) предварительная беседа , которая проводится по стандартной схеме (см. раздел « Методика проведения символдраматического сеанса »), длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут);
2) упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), пациент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;
3) собственно представление образов , длительность которого зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);
4) последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.
Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Иногда, даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить пациента лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы – стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.
Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа . Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе долгой и кропотливой экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом (см. Таблицу III ).
Таблица III :
Соответствие стандартных мотивов символдрамы определенной проблематике и стадиям детского развития (H. Leuner, 1994)
Категории: Интерьер для дома, Интерьер частного дома, Красивые интерьеры домов, Стили интерьеров квартир, Мебель для гостиной, Мебель для кухни, Идеи дизайна спальни, Кататимно-имагинативная психотерапия, Важное значение, Значение в курсе, Индивидуальная психотерапия, Психотерапии по методу
Дом символ самого важного в жизни — семейной трапезы и совместного отдыха. Двери и окна — общеупотребительные метафоры. Их можно открывать, как открываются двери разума, а потому необходимо защищать от зла. Даже ключи — важный символ: ключевой факт нередко помогает решить проблему. Еще ключи — символ власти, особенно папской: ключи от рая, данные святому Петру, символизируют связь между небом и землей.
Китайский чайный домик с изогнутой крышей.
В Англии орнаменты на крыше отгоняют или отвлекают ведьм, защищая от них дом и его обитателей.
Для защиты дома тоже используется множество символов. Изогнутые крыши, сложные углы, извилистые дорожки и красные двери китайских домов оберегают обитателей от демонов, которые летают только по прямой. Балки традиционно украшают керамическими изображениями животных-защитников.
Традиционные английские соломенные крыши украшают орнаментами — например, фазанами и лисами, которые отпугивают ведьм. По другой версии ведьмы останавливаются поиграть с украшениями и не причиняют вреда. Современные орнаменты имеют форму самолетов, рыб и драконов. Еще на дверь или притолоку часто прибивают подкову, чтобы поймать в ее дугу дьявола. Заодно подковы приносят удачу, но для этого их надо крепить концами вверх, иначе удача «выпадет». Шотландцы для защиты дома выращивают у дверей рябину. Молодило (очиток) — тоже растение-защитник. Карл Великий приказал сажать его на каждой крыше, чтобы уберечься от ведьм, пожаров и молний.
Камины и трубы считались опасными участками дома, поэтому на каминную полку традиционно ставили защитные предметы, например, статуэтки собак.
Камины и трубы — особенно опасные зоны. На каминной полке обычно размещают часы (символ солнца), семейные фотографии (предки-защитники) и зеркала, потому что демоны боятся блеска. Зеркала отражают зло, дают защиту, приносят в дом красоту и жизненную энергию. Валлийские шахтеры обычно ставили на камин фигурки спаниелей короля Карла, которые были традиционным свадебным подарком и одновременно защищали домашний очаг и охраняли шахтеров в их опасной профессии. У собак на шее висел замок на цепи — символы безопасности.
Снаружи и внутри домов по всему миру можно увидеть символы статуса. На домах знати, расположенных вдоль Рингштрассе в Вене (Австрия), это геральдические знаки семьи, свидетельствующие о ее месте в обществе. Доходные дома украшены, как правило, ничего не значащими символами, потому что их временным жильцам нечего демонстрировать.
Ткани, вышивка и лоскутные одеяла
Символы нередко вышивают на одежде и тканых предметах обихода.
В Китае очень сложная символика. Белый журавль — символ высокой должности. Он смотрит на солнце, что означает верность императору. Драконы с языками пламени говорят о сверхъестественной природе и благожелательности. Определенные рисунки с драконами означали верность. Бабочки символизируют супружеское счастье, а розовые летучие мыши (обычно в группах по пять) — долгую жизнь, богатство, спокойствие, любовь к добродетели и счастливую смерть.
Часто встречаются также птицы, цветы и фрукты.
Солнце, луна и созвездия — сходные символы, связанные с придворными одеяниями. Четыре времени года обозначаются весенним пионом, летним лотосом, осенней хризантемой и цветами плодовых деревьев (вишни, персика и миндаля) или маками для зимы. Встречаются также символы даосизма (флейты, мечи и барабаны) и буддизма (балдахины, зонты, изображения чакр).
Лоскутные одеяла Лоскутные одеяла тоже нередко обладают символикой. На самом простом уровне лоскутные одеяла, сшитые из старой одежды без попытки составить узор, напоминают о тех, кто носил эту одежду.
Иногда на лоскутных одеялах собирают семейную или национальную историю — таковы лоскутные одеяла, посвященные Гражданской войне в США, патриотизму или Большой печати. На первых афроамериканских лоскутных одеялах встречаются узоры африканских тканей, а на более поздних — карты «подземной железной дороги» XIX века, по которой рабы бежали из южных штатов на север.
Довольно интересные сюжеты встречаются и на современных одеялах (например, розовый символ кампании против рака груди). «Мемориальное лоскутное одеяло СПИДа» было начато в 1987 году в Сан-Франциско — как памятник людям, которые не получили нормальных похорон из-за боязни заражения. Это одеяло огромно, и каждый его кусочек несет соответствующие символы в память об ушедших.
Китайский вышитый дракон -символ благожелательности.
15 ООО кусочков «Мемориального лоскутного одеяла СПИДа», выложенные в Национальном парке в Вашингтоне (США).
В Восточной Индии лоскутные одеяла часто рассказывают о домашней жизни. Сейчас на них изображают не только традиционные аспекты деревенского быта, но и помещают призывы прекратить убийства новорожденных девочек, домашнее и политическое насилие, отменить приданое, расширить женское образование.
Видео Символдрама – Психотерапия – Психосоматика. Клепиков
Мотив дома имеет многоплановый характер, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы. Прорабатывать мотива дома также требует больше времени. В курсе символдрамы его следует по возможности повторять несколько раз.
З. Фрейд видел в доме символ личности или одной из ее частей. В мотиве дома и в его помещениях находят выражение структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, семейные проблемы, защитные установки и страхи. В мотиве дома проявляется актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние. Различные помещения дома символизируют различные стороны личности. Эти особенности символики дома наиболее ярко выражены у взрослых пациентов и подростков. Напротив, дети младшего возраста, а также незрелые личности часто переживают свою реальную дачу или дом своих знакомых и родственников. По этой причине представление мотива дома важно для анализа домашней ситуации ребенка.
Техника работы с мотивом дома предполагает, что сначала пациент должен представить луг и описать его, после чего можно спросить его, видит ли он там какой-нибудь дом. При этом следует избегать каких-либо конкретных заданий и описаний. Еще лучше, если пациент сам встречает на своем пути дом. Пациента просят описать этот дом снаружи, а также все, что находится вокруг него. Внешний вид дома имеет важное диагностическое значение. В большинстве случаев дом предназначен только для одной семьи: это одно -, двух -, максимум трехэтажное строение, частный дом, дача или вилла.
Пациенты с грандиозными ожиданиями и завышенной нарциссической самооценкой могут представлять замок, в котором, возможно, будет тронный зал с троном. Девочки с истерически – демонстративной структурой личности часто представляют себе красивый замок в стиле барокко, с гуляющими по парку фрейлинами. Отсутствие окон позволяет сделать вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру. Лишь в том случае, если пациент представляет себе офис фирмы, учреждение, гостиницу или что-то подобное, то можно предположить, что его интимно – личные переживания либо сильно зажаты и закомплексованы, либо он ими явно пренебрегает, в особенности если в доме мало жилых помещений или их вообще нет. Признаком нарушения, характеризующим эксгибиционистские и истерически – демонстративные тенденции, можно считать представление прозрачного дома целиком из стекла, когда видно все, что в нем происходит.
Можно выделить также половые особенности при представлении мотива дома. Э. эриксон, например, считает, что способ, каким мальчики и девочки строят из кубиков игрушечный домик, позволяет констатировать “Характерные Половые Различия”. “Мужской” дом определяется категорией “высоко/глубоко”. Он включает в себя как “Высокие Структуры” (башни), так и их противоположность (“обвалы, руины, встречающиеся исключительно у мальчиков”. Девочки же занимаются в основном “Внутренним Обустройством Дома”.
Мотив дома во многом ситуативен. В различные периоды в разных состояниях один и тот же пациент может представлять мотив дома по-разному.
Уже при внешнем рассмотрении дома следует спросить пациента, что он ему напоминает. Иногда дом бывает похож на собственную дачу, дом бабушки или других важных близких людей. Это же относится и к внутренним частям дома. Данный критерий позволяет судить об объектной зависимости пациента от значимых для него лиц.
Обходя вокруг дома, можно столкнуться с неожиданностями. Например, если передний фасад выглядит привлекательно, то задняя сторона дома, напротив, может выглядеть как старый разваливающийся сарай.
Дверь в дом, как правило, бывает открытой. В самом же доме обычно никого нет. Но если все же в доме встречаются люди, тем более если это повторяется из образа в образ, можно сделать вывод об объектной зависимости. Пациент в этом случае еще не освободился от какой-то важной личности, игравшей определяющую роль в его раннем детстве и “Воспринятой” в его “я” и “сверх – я” на уровне интроекта.
По самое главное, что может дать мотив дома в плане психодиагностики и психотерапии, связано с осмотром его внутренних помещений. Поэтому следует спросить пациента, хочет ли он осмотреть дом изнутри. Как правило, это удастся без проблем. Некоторые нерешительные пациенты могут, правда, возразить, что дом якобы чужой и в него заходить нельзя. В таких случаях рекомендуется обсудить с пациентом причины его нерешительности, сдержанности, которые он, возможно, проявляет также и в обычной жизни.
Когда пациент заходит внутрь дома, следует попросить его точно описать все, что он там видит. Пациент сам последовательность осмотра помещений дома определяет. При этом следует обратить внимание, в какие помещения пациент направится сначала, а каких он избегает. Избегание определенных помещений в доме с вытесненными проблемами связано.
Особое значение имеет кухня, которая часто символизирует отношение с матерью и отражает прохождение пациентом оральной стадии развития (от рождения до примерно полутора лет. При этом, с точки зрения диагностики, важно, что пациент видит на кухне. Безупречно чистая кухня в большинстве случаев символизирует идеализацию так называемой “Гипер – Матери”. Совсем по-другому выглядит кухня с грязными тарелками, мусором, раскиданными объедками, мухами, что характерно для ранних деприваций на оральной стадии.
Пациента просят заглянуть в холодильник или кладовку и посмотреть, какие там есть продукты и есть ли они вообще. Наличие и качество запасов продуктов характеризует степень удовлетворения оральной потребности на первом году жизни. Лишь в том случае, если продуктов много, это говорит о хорошем удовлетворении оральной потребности и полноценных эмоциональных отношениях с матерью на первом году жизни. В случае если же холодильника или кладовки вообще нет или в них находится лишь совсем немного продуктов, это может свидетельствовать о фрустрации оральной потребности.
Туалет и погреб отражают анальную проблематику. В том случае, если запасы еды вместо того, чтобы храниться на кухне, в изобилии сложены в подвале, то это может говорить об анально – аскетической позиции на фоне сильной оральной потребности в гарантированном обеспечении.
Описание жилой комнаты или гостиной позволяет сделать вывод об экстравертированном или интровертированном типе личности. Следует попросить описать царящую в этом помещении атмосферу, мебель и интерьер.
Особое значение придается спальне, символизирующей интимно – сексуальную сферу личности, что становится важным в работе с подростками. В спальне следует описать кровать: односпальная она или двуспальная; если двуспальная, то состоит ли она из одной широкой кровати или из двух отдельных кроватей; если в комнате несколько кроватей, то как они расположены друг относительно друга. Следует спросить, каким покрывалом накрыта кровать, какого оно цвета. Таким образом, если двуспальная кровать состоит из двух отдельных кроватей, то важно, накрыта ли она одним большим или двумя отдельными покрывалами. Важное значение имеет постельное белье на кровати: чистое оно или грязное; если чистое, то спали ли уже на нем или оно только что из стирки. Все эти критерии характеризуют зрелость и готовность пациента к интимным отношениям, а также позволяют судить о той внутренней дистанции, которая необходима пациенту в интимных отношениях.
Далее следует попросить пациента посмотреть, что находится в шкафах, на ночных столиках или в тумбочках. В случае если, например, девушка – подросток обнаружит в шкафу старомодное платье, которое подошло бы разве что ее родителям, то из этого можно заключить, что она вытесняет для себя сексуальные или похожие на брак отношения.
Эдипальная проблематика, т. е. эмоциональная привязанность сына к матери, а дочери к отцу, может проявляться в смешении одежды или обуви пациентки с одеждой или обувью мужчины старше ее, который мог бы стать се отцом, и, наоборот, одежды молодого мужчины с платьями женщины старше его. Особое внимание следует обратить на обувь, эротическое значение которой выражается в ее особой модности и элегантности. И наоборот, вытеснение эротической составляющей выражается в том, что обувь может быть неуклюжей, поношенной и непривлекательной.
В ящиках ночного столика находятся всевозможные личные принадлежности, через которые можно получить сведения о владельце данной кровати.
Внимание! Только в том случае, если пациент уверен, что одежда, обувь или другие предметы принадлежат какому-то другому человеку, то это свидетельствует о сильных тенденциях вытеснения и об объектной зависимости от определенных интроектов.
Осматривая чердак и подвал, пациент может обнаружить старый сундук, ящик или шкаф. Можно попросить пациента исследовать их содержимое. В них могут быть особо значимые в прошлом предметы, такие как старая игрушка, старые платья, семейные альбомы, книжки с картинками и другие предметы воспоминаний. При рассмотрении этих вещей можно выйти на важные для всего хода психотерапии воспоминания.
В том случае, если осмотр дома не удается довести до конца в течение одного сеанса символдрамы, то оставшуюся часть дома следует исследовать на следующем сеансе. Однако, ввиду сложности мотива дома, его не следует вводить слишком рано. Психотерапевту следует также воздерживаться от толкования и анализа значения образа дома для пациента.
Как и в мотиве горы, образ дома изменяется в процессе психотерапии, а также под воздействием сильных переживаний (например, влюбленности. В ходе благоприятного развития психотерапии образ дома становится все более гармоничным и совершенным. Психотехникикопилка символдрама.
Символдрама образы дом. Лейнер. СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков >. Обследование дома Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы.
2. 3. 7. 4. Обследование дома Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы.
Прорабатывание мотива дома также требует больше времени, иногда даже два сеанса.
Нередко в образе дома скрыт многогранный и сложный конфликтный материал.
По этой причине мотив дома следует предлагать только таким пациентам, которые уже хорошо освоились с методом символдрамы и которых психотерапевт может считать способными выдержать определенную психологическую нагрузку.
Мотив дома следует по возможности повторять несколько раз в курсе символдрамы.
3.
Фрейд видел в доме символ личности или одной из ее частей.
В мотиве дома, в его комнатах и служебных помещениях, в том, как они оборудованы, находят выражение структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, семейные проблемы, защитные установки и страхи.
В мотиве дома проявляется актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние.
Различные помещения дома символизируют различные стороны личности.
Специально посвященная мотиву дома книга психотерапевтов Эдды Клессманн и Ханнелоры Айбах называется “Там, где живет душа” .
Эти особенности символики дома наиболее ярко выражены у взрослых пациентов и у подростков.
Напротив, более младшие дети, а также незрелые личности часто переживают свою реальную дачу или дом своих знакомых и родственников.
Представление мотива дома важно поэтому для анализа домашней ситуации ребенка.
Техника работы с мотивом дома предполагает, что после представления образа луга пациента просят представить себе, что он видит какой – нибудь дом.
При этом следует избегать каких – либо конкретных заданий и описаний.
Еще лучше, если пациент сам встречает на своем пути дом.
Символдрама. Мотив “ДОМ”.
14.11.2016 в 22:30
Упражнение символдрама дом. Символдрама. Мой метод работы
От автора: *Символдрама – метод глубинно-ориентированной психотерапии, официально рекомендованный кафедрой психотерапии Российской Медецинской Академии Последипломного образования.Символдрама клинически высокоэффективна при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний.Из известных на сегодняшний день примерно 15 направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.В РФ метод официально рекомендован Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лигой*
Итак, Символдрама – основной метод, с которым я работаю и метод, при помощи которого происходят те изменения в Вашей жизни, за которыми Вы пришли.
В 2003 году я посетила первый семинар обучения методу символдрамы, как сейчас помню: “Способность прощать”. Там я поняла, что это – именно, что мне нужно, а специалист, влюблённый в метод, обычно легко и эффективно работает в нём.
Основное образование «Психолог. Преподаватель психологии» я получила, окончив Нижегородский Государственный Университет им. Лобачевского. Параллельно углублённо изучала психоанализ, продолжая совершенствовать профессиональное мастерство.
Сейчас я работаю именно в психоаналитической технике по методу символдрамы, обучение которой прошла в русле программы Международного института Кататимно-имагинативной психотерапии по направлению “Психотерапевт по методу символдрамы”, так оно официально называется.
Символдраму ещё принято называть Метод сновидений наяву или Психоанализ при помощи образов.
Техника позволяет выявить скрытые от сознания причины проблем и найти способы их решения. Сегодня многие знают о том, что психика наша состоит из “слоёв”. И глубинные слои, наше бессознательное, не подчиняется законам логики. Оно разговаривает с нами на языке символов, образов, снов, ассоциаций.
Ещё много тысячелетий назад человечество использовало медитацию, гипноз, погружения в состояние релаксации и образное воображение для излечения и решения различных проблем.
Сегодня древние интуитивные техники, подкреплённые научными исследованиями позволяют решать различные проблемы при помощи работы с образами, символами, сновидениями.
На сеансе клиент, находясь в состоянии лёгкого транса, представляет и описывает образы, которые предлагает ему специалист. При грамотном сопровождении, это безопасная и эффективная работа.
После работы с образами, мы продолжаем исследовать информацию, анализируя рисунки, сновидения.
Сомволдрама помогает нам как раз-таки наладить связь с нашими глубинными знанияим о себе там, где сложно разобраться с помощью обычной логики, речи и ума.
Метод позволяет справиться с проблемами в различных сферах:
• Экзистенциальные проблемы – проблемы жизненного выбора, возрастные кризисы
• Межличностные конфликты, отношения в семье, включающие отношения ребёнок – взрослый, мужчина – женщина
• Проблемы женского и мужского одиночества. Сексуальные дисфункции.
• Возможность прожить, пережить утраты и потери. Это может быть и тоска по умершему человеку, и обида на человека, бросившего Вас.
• Психосоматические заболевания.
• Депрессивные расстройства, тревожность, раздражительность, повышенная утомляемость.