Брак у славянПравить
У славян брак являлся одним из важнейших социальных институтов. Заключение брака сопровождалось многочисленными обрядами, было наполнено определёнными мотивами и символами.
Молодёжь брачного возраста объединялась в группы, что сопровождалось ритуалом. Знакомства происходили во время престольных праздников, свадеб, ярмарок, совместных артельных работ, в хороводах, на посиделках. Разнообразными были знаки взаимной симпатии: парень вручал яблоко с монетой (серб.), забирал цветок с её головы, платок из-за пояса, вручал голое веретено в надежде получить его обратно с пряжей, просил напиться из её ведра (болг., укр.). Девушка посылала парню букетик (болг.), пасхальное яйцо (з.-укр, словац.), перо на шляпу (словац.). Парень надевал на палец девушке соломенное кольцо (пол.), ставил у её дома майское дерево (пол., чеш., словац.) или приносил к её дому зелёные ветки и украшенные стволы деревьев (словен., хорв.), усаживался на колени к девушке, передавал ей денежный задаток (с.-рус). Ухаживание зимой происходило на совместных праздничных посиделках, супрядках за работой, летом на уличных гуляниях. Свободные отношения, вплоть до интимных, между парнями и девушками допускались в России, Белоруссии, Полесье, отчасти на Украине, в Словакии, Хорватии и Сербии. Однако в большинстве районов до утраты невинности дело доходило редко, особенно там, где девственность невесты подвергалась ритуальной проверке в свадебном обряде. В России, особенно на севере, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Словении известны ярмарки или выставки невест, на которых парни, иногда с матерями, выбирали себе невест. При выборе невесты, а особенно жениха, определяющим было мнение родителей.
Способы заключения брака
Символический брак упоминается в фольклорных текстах и обрядах. Мотив брака Неба и Земли, известный во многих традициях, для славян не типичен. Слабо выражен и мифологический мотив супружества Солнца с Месяцем. При этом в южнославянском фольклоре хорошо известны сюжеты о свадьбе Солнца с утренней звездой, с земной девушкой. Мотив брака выражен в метеорологических представлениях. Вихрь или снежная вьюга повсеместно объясняются как свадьба нечистой силы. По представлению поляков во время ветра в начале Адвента, «женятся» фруктовые деревья. Грибной дождь, в представлении южных славян — связывается с женитьбой медведя, волка, лисицы, чёрта, вил, цыган. У болгар южных Родоп радуга называется лисьей свадьбой. В Полесье грозовые рябиновые (воробьиные) ночи иногда объясняются свадьбами русалок. Для «игры солнца» встречается толкование солнце до венца идёт.
А это творят язычники: ведут невесту к воде, когда выдают замуж, пьют чашу в честь бесов, кидают в воду кольца и пояса.
И когда у кого-нибудь будет свадьба, её справляют с бубнами, с дудками и с другими бесовскими чудесами. А бывает и того хуже: изготавливают мужской член, кладут его в вёдра и в чаши и пьют из них, а достав, облизывают и целуют его.
Имянаречение
Какими были языческие обряды и ритуалы и чем они могут помочь? Славяне придавали им глубокий практический смысл. Обряды окружали каждого жителя Руси всю его жизнь вне зависимости от того к какому племенному союзу он принадлежал.
Любой новорожденный сразу после своего появления на свет проходил через ритуал имянаречения. Для язычников выбор того, как назвать своего ребенка, был жизненно важным. От имени зависела дальнейшая судьба человека, поэтому родители могли определяться с вариантом на протяжении довольно долгого времени. У данного обряда был и другой смысл. Имя устанавливало связь человека с его семьей. Часто по нему можно было определить, откуда славянин родом.
Языческие традиции дохристианской Руси всегда имели религиозную подоплеку. Поэтому принятие имени новорожденным не могло состояться без участия волхва. Эти колдуны, согласно верованиям славян, могли общаться с духами. Именно они закрепляли выбор родителей, как бы «согласовывая» его с божествами языческого пантеона. Кроме всего прочего, имянаречение окончательно делало новорожденного посвященным в древнеславянскую веру.
Заговор
Заговорами называют небольшие фольклорные тексты, с помощью которых люди пытаются достичь желаемого в продуцирующих, защитных, лечебных и других обрядах. Они отличаются оригинальностью семантики, языка и структуры. Исполнение заговоров носит сугубо личный характер. В функциональном и жанровом отношении они близки к народным молитвам и заклинаниям.
Колядование
У славян была отдельная группа так называемых обходных обрядов. Самым известным из них считалось колядование. Этот ритуал проводился ежегодно вместе с началом нового годового цикла. Некоторые языческие праздники славян (славянские праздники на Руси) пережили христианизацию страны. Таким было и колядование. Оно сохранило многие черты прежнего языческого обряда, хотя его стали приурочивать к православному сочельнику.
Но еще самые древние славяне имели обычай в этот день собираться небольшими группами, начинавшими обход родного поселения в поисках гостинцев. В таких сборищах, как правило, принимали участие только молодые люди. Помимо всего прочего, это было еще и увеселительное празднество. Колядовщики рядились в скоморошные костюмы и обходили соседские дома, возвещая их хозяев о наступающем празднике нового рождения Солнца. Эта метафора означала конец старого годового цикла. Рядились обычно в диких зверей или потешные костюмы.
Пословицы и поговоркиПравить
А как выглядят славянские заговоры для бойцов? Оберег для сохранения жизни воина имеет следующие строки: «Коваль еси ты брат! Оловян ты сам, и вощаное сердце твоё, глиняные ноги твои, от земли до небес, меня не кусай, псина – отай! От земли оба есмь мы! Коли воззрю очами брата на тя, тогда устрашися меня твоё сердце вощаное и твои ноги подкосятся. Тебе не мою грудь пронзать, а землю пахать, тебе не рубить главы, а пугать мух. Ну и паши землю и меряй рощи пустоту и воздушное пространство!»
Свадебные обряды и обычаи
Славянские обряды и заговоры использовались разными племенами. Свадебные обычаи различались в зависимости от типа женитьбы. Языческий славянский брак иногда мог быть полигамным. История выделяет два вида супружества и свадебных ритуалов у славянских племён, которые символично называют «матриархальными» и «патриархальными».
Обряды над младенцами
Недоношенных детей в прежние времена «допекали» в печи, считая, что таким способом можно помочь малышу быстрее окрепнуть. Для этого кроху закатывали в ржаное тесто, оставив лишь отверстие около носа, клали на лопату для хлебов и помещали в печь.
Частенько после такой процедуры младенец получал ожоги. И без того ослабленный организм не мог найти в себе силы победить еще и этот недуг. Детская смертность была и без того высока, но родители смотрели на нее философски: «Бог дал – Бог забрал!»
Не менее диким сегодня кажется обряд солонования. Мелкая соль втиралась в кожу крохи. Причем натирать рекомендовалось даже уши и глазки малыша. Те родители, что жили побогаче, и вовсе закапывали дитя в ларь с солью.
После такого обряда кожа малыша сильно страдала. Она была попросту разъедена солью. Однако считалось, что обряд обязательно принесет его здоровью огромную пользу.
Матриархальное супружество
Большинство данных о дохристианских обычаях и обрядах можно почерпнуть из церковных наставлений, направленных против язычества. В них написано, что во время свадьбы идолопоклонники невесту вели к реке, в честь бесов пили чашу, а затем швыряли пояса и кольца в воду. А ещё в этих трудах рассказывается, что язычники сквернословили при снохах и отцах, свадеб у них не бывало, так как на игрищах они уводили молодиц к себе, сговариваясь с ними. Очень часто эти люди имели по две или три жены.
Традиция брака у воды (колодца, озера) подтверждается поздними этнографическими фактами – народными поверьями и ритуалом, который после реформ Никона воссоздался у некоторых старообрядцев.
Новоселье
Каждая молодая семья переезжала в собственную избу. Выбор жилья у древних славян был важным ритуалом. Тогдашняя мифология включала в себя множество злобных существ, умевших наводить порчу на избу. Поэтому место для дома выбиралось с особой тщательностью. Для этого использовалась магическая ворожба. Весь ритуал можно назвать ритуалом новоселья, без которого невозможно было представить начало полноценной жизни только что появившейся семьи.
Христианская культура и языческие традиции Руси со временем тесно переплелись друг с другом. Поэтому можно с уверенностью сказать, что некоторые прежние обряды просуществовали в глубинке и провинции вплоть до XIX столетия. Существовало несколько способов определить, подходит ли участок для строительства избы. На нем могли на ночь оставить горшок с пауком внутри. Если членистоногое плело паутину, значит, место подходило. Также безопасность проверялась с помощью коров. Делалось это следующим образом. Животное выпускалось на просторный участок. Место, куда ложилась корова, и считали счастливым для новой избы.
Тризна
Перечисляя, какие были языческие традиции в дохристианской Руси, нельзя не упомянуть о тризне. Так называлась вторая часть похорон. Она состояла из поминального пиршества, сопровождающегося плясками, играми и состязаниями. Также практиковались жертвоприношения и коллективные молитвы к духам предков. Они помогали найти утешение оставшимся в живых.
Особенно торжественной была тризна в случае похорон воинов, защищавших свои родные земли от врагов и иноземцев. Многие дохристианские славянские традиции, обряды и обычаи основывались на культе силы. Поэтому воины пользовались в этом языческом обществе особенным уважением как обычных жителей, так и волхвов, умевших общаться с духами предков. Во время тризны прославлялись подвиги и мужества богатырей и витязей.
СсылкиПравить
Нередко новорожденных детей попросту убивали. Особенно часто этим грешили многодетные бедные семьи. «Под раздачу» чаще всего попадали девочки.
Способы избавления «от лишнего рта» были изощренные. Можно было зимой потерять младенца в лесу или забыть покормить его сутки либо двое. Был популярен способ удушения подушкой и «нечаянная простуда», когда кроху в холодных сенях купали в холодной воде и не спешили заносить в дом.
Самым диким был «игольный» вариант. В семью приглашалась специальная бабка. Она как бы читала над ребенком молитвы, а сама в это время втыкала ему в голову швейную иголку. Внешних изменений почти не было заметно, лишь малюсенький укол на голове, который быстро затягивался.
Постепенно дитя хирело и умирало в течение пары дней. Этот обычай имел место почти до революции. В 80-х годах во время рентгена головы у одного пожилого мужчины в голове обнаружили такую иглу. Как ему удалось выжить и прожить столь долго, врачи ответить не смогли.
Очень близки были верования славян и балтов. Это касается таких божеств, как Перун (Перкунас), Велес (Вельняс) и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией: мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.
Убийство стариков, которое во благо
Умерщвлять немощных членов семьи у многих народов в прошлом не считалось чем-то постыдным и незаконным. Как только пожилой человек терял способность приносить пользу, от него пытались избавиться. Существовали даже специальные обряды.
На Руси в дохристианский период практиковалось завозить стариков в лес и оставлять их там одних. Выживали они там исключительно редко – в тех случаях, если дети поспешили и вывезли родителей, которые были еще в силе, либо обитавшие в чащобе отшельники, ведьмы или колдуны, находили приговоренных родными к смерти и из жалости брали их к себе.
Однако некоторые дети, дабы избавить престарелых родителей от мучений, заботились о них дополнительно: нанятый кузнец или сам сын забивал до смерти мать или отца ударом по голове.
Практиковалось это в некоторых местах и после принятия христианства. Но стариков уже реже вывозили в лес, а чаще просто закрывали в погребе или сарае без еды и питья. Зимой было еще проще: стариков оставляли на морозе на ночь.
Язычество
Славянским язычеством называют систему дохристианских понятий о человеке и поднебесной, основанную на магии и преданиях. Она реконструируется по данным языка, обрядов, фольклора, верований и обычаев славян. Такое язычество может восприниматься не только как исторический этап миросозерцания праславян до принятия ими христианства, но и как особая цивилизационная модель, формы которой, механизмы и семантические категории продолжили своё существование и после установления православия.
Ветер и вода
Сегодня энергия ветра часто используется людьми, но в нынешнем мире количество открытых пространств уменьшается, и суховеи зажимаются в тиски мегаполисов, строений. В древние времена вихри без преград гуляли по земле, их энергия в одно мгновение могла заклинания доставить куда угодно.
Известно, что мягкая сила воды способна исцелять недуги, нести послания, смывать проклятия, порчи, сглазы, уносить несчастную любовь. Волхвы свои обряды хранили в строжайшей тайне. Если случайный человек увидел ритуал, он мог заплатить за это своей жизнью.
Ночь на Ивана Купалу
Из-за отрывочности и неполноты исторических источников того времени языческие традиции дохристианской Руси, коротко говоря, изучены мало. Более того, сегодня они стали отличной почвой для спекуляций и низкокачественных «исследований» разных писателей. Но есть в этом правиле и исключения. Одним из них является праздник ночи на Ивана Купалу.
Это народное торжество имело свою строго определенную дату – 24 июня. Этот день (точнее, ночь) соответствует летнему солнцестоянию – краткому периоду, когда световой день достигает годового рекорда своей длительности. Понять, что значил для славян Иван Купала, важно, чтобы осознать какие языческие традиции были в дохристианской Руси. Описание этого праздника встречается в нескольких летописях (например, в Густынской).
Праздник начинался с того, что готовились поминальные блюда, которые становились жертвоприношениями в память об ушедших предках. Другим важным атрибутом ночи являлись массовые купания в реке или озере, в которых принимала участие местная молодежь. Считалось, что на Иванов день вода получала магические и целебные силы. Часто для купания использовали святые источники. Связано это было с тем, что, согласно поверьям древних славян, некоторые участки на обычных реках кишели русалками и другими злыми духами, готовыми в любой момент утащить человека на дно.
Главным обрядом Купальской ночи было разжигание ритуального костра. Вся сельская молодежь вечером собирала хворост для того, чтобы топлива хватило до самого утра. Вокруг костра водили хороводы, через него прыгали. Согласно поверьям, такой огонь был не простым, а очищающим от злобных духов. Около костра должны были побывать все женщины. Не пришедших на праздник и не принявших участие в обряде считали ведьмами.
Купальскую ночь невозможно было представить без ритуальных бесчинств. С наступлением праздника в общине снимались привычные запреты. Празднующие молодые люди могли безнаказанно воровать вещи в чужих дворах, растаскивать их по родному селу или забрасывать на крыши. На улицах возводились шуточные баррикады, которые мешали остальным жителям. Молодежь переворачивала телеги, затыкала дымовые трубы и т. д. Согласно традициям того времени, такое ритуальное поведение символизировало праздничный разгул нечисти. Запреты снимались только на одну ночь. С окончанием праздника община возвращалась к привычной размеренной жизни.
СовременностьПравить
Новобрачные возлагают цветы к мемориалу павшим воинам.
Современные свадьбы регистрируются в ЗАГСе или во Дворце бракосочетаний государственными служащими в зале под торжественную музыку (марш Мендельсона) в собрании приглашённых гостей c выдачей свидетельства. Свадьбе предшествует помолвка, когда желающие вступить в брак объявляют о своём намерении, после чего они считаются женихом и невестой. Ещё ранее мужчина делает своей избраннице «предложение руки и сердца» (просит выйти за него замуж). Практика сватовства к настоящему моменту практически утрачена. Между помолвкой и свадьбой проходит в среднем от 1 до 3 месяцев. К свадьбе готовят кольца, которые надевают во время церемонии бракосочетания. Невеста обыкновенно облачается в белое свадебное платье и фату, жених — в торжественный костюм.
На церемонию принято прибывать на заранее нанятом транспорте, украшенном лентами и воздушными шарами с изображением перекрещенных колец) в сопровождении ближайших гостей. Вереница автомобилей жениха и невесты, а также гостей именуется свадебным кортежем (Свадебный поезд). В машине жениха и невесты также присутствуют, помимо водителя, свидетель (дружка), и свидетельница — помощники со стороны жениха и невесты.
После церемонии регистрации брака жених и невеста считаются молодожёнами (новобрачные, молодые). Они принимают поздравления, пьют шампанское иногда бьют бокалы «на счастье». При выходе с места церемонии молодожёнам кидают под ноги монеты, рассыпают рис, лепестки цветов или что-то иное, по поверьям, приносящее счастье или придающее крепость союзу молодых в зависимости от национальной принадлежности, в европейских странах и в России молодая жена обычно бросает через плечо, повернувшись к гостям спиной, букет невесты.
После обряда регистрации брака молодожёны устраивают фотосессию для свадебного фотоальбома на фоне достопримечательностей края и к вечеру прибывают в заранее заказанное кафе или ресторан для свадебного ужина (см. Свадебный пир). Во время свадебного ужина молодожёны садятся во главе стола, и застолье сопровождается периодическими возгласами «Горько!», призывающими молодых целоваться. Современная русская свадьба не обходится без свадебного торта.
Казнь «меченых дьяволом»
Новорожденных с любым отклонением подвергали жестокому умерщвлению. Альбиносы, горбуны, дети с врожденными уродствами конечностей считались порождением дьявола. Иногда вместе с младенцем подвергалась казни и сама мать. Ведь она, по мнению окружающих, вступала в связь с нечистой силой, иначе как бы у нее мог появиться «меченый» ребенок. Родимые пятна, витилиго, седые пряди тоже причислялись к таким меткам.
Иногда матери удавалось скрыть «недостаток» младенца, например, родимое пятно на спине или бедре. Если уже у взрослого обнаруживалась «метка дьявола», человека забивали до смерти камнями или сжигали на костре.
Этот обычай просуществовал долго. В книгах описываются подобные случаи даже во время христианства.
Молоко у славян являлось одним из главных видов пищи (наряду с хлебом), объектом мифологических верований, защиты и магических ритуалов. Материнский секрет как генетический продукт наделялся сакральным значением. Молочное родство охранялось обычным правом наряду с иными видами искусственного (ритуального) родства (побратимства).
Без сомнения, используя технику древних славян, вы сможете превратить свою жизнь в сказку.
Патриархальный брак
Заговоры славянские будоражат умы многих людей. Ещё в VI веке византийский писатель Маврикий описывал нравы полян. Он рассказывал, что благопристойность их женщин находилась на самом высоком уровне. В его трудах написано, что большинство жён считали смерть своего мужа собственным концом и добровольно удушали себя, не желая пребывать во вдовстве всю оставшуюся жизнь.
Для варягов-руси были характерны многожёнство и патриархальный брак. В Древней Руси за невесту брали плату, которая называлась «вено». Свадебный обряд величали «разуванием жениха». В летописях указывается, что невеста всегда «приводилась».
Жертвоприношения
Ритуальные убийства у язычников было делом полезным, святым. Жертвы богам приносили не только в виде продуктов и животных. Самыми «сильными» были людские. В жертву убивали как пленных христиан, так и простых соплеменников, ничем не провинившихся перед обществом.
До нас дошли записи прошлых лет, в которых подробно описывались эти жуткие события. Например, в «Слове о маловерии» описан ритуал привлечения дождя во время засухи в XIII веке. Там повествуется о сжигании заживо по жребию людей из общины. Летопись «О посте к невежам в понеделок» повествует о том, как в жертву был принесен младенец – его голову разбили о камень.
Языческая вера диктовала, что во время насильственной смерти тело жертвы отдает земле свою силу. Затем она переходит к живым. Особенно ценились маленькие дети, ведь в них было много потенциальной нерастраченной силы. И чем младше ребенок, тем больше «пользы» принесет его смерть сородичам.
Найденные в 1982-1989 годах на реке Збруч (Прикрапатье) святилища язычников доказывают тот факт, что жертвоприношения людьми имели место вплоть до второй половины XIII века.
Молитва на счастье
Славянский заговор на удачу приносил в жизнь людей счастье и благополучие. Если злой рок преследовал человека, он прибегал к помощи заклятия для исправления ситуации. Данный молебен является действенным, если его слова произносить на рассвете: «Ой ты, ой ты, матерь Пречистая, Лада матушка! Не покини, не остави нас без любови да счастия! Ниспошли на нас свою благодать, яко славим и чтим тебя мы! Тако быть, тако буди, тако еси, пока солнце Ярило нам светит!» Читается этот текст семь раз подряд. Если несчастья и беды не исчезают, через четырнадцать дней можно повторить ритуал.
Космогония и космология
Как правило, заговоры славянские воссоздают компоненты архаической репродукции Вселенной, в том числе детали космогонических и космологических представлений – центр поднебесной и её ось, горизонтальную и вертикальную модель мироздания, земную твердь среди моря, подлунное древо и небесные светила, мотивы возрождения и распада природы и так далее. Кроме того, они воспроизводят элементы легенд – морского царя, змею, персонифицированные образы низшего и высшего миров, а также представления о человеке-микрокосме (недуг, как космическое бедствие и исцеление, как восстановление порядка земной юдоли), о его физиологии и телесной субстанции, о его связях с другими существами, деталями и многое другое.
Заговоры славянские также показывают основные черты содействия древней мифологической и настоящей христианской моделей Вселенной.
Кровь в ритуалах
В народных представлениях кровь считается средоточием жизни, обиталищем души, субстанцией жизненной силы. Она имеет многообразные магическо-ритуальные функции, прежде всего генерирующие. Кровь является основой для центральных социальных концептов и институтов (кровная месть (родство, жертва)). Условными заместителями этой жидкости (в основном по признаку цвета) выступают нитки, калина, вино, полотно и другие предметы. Данная субстанция соотносится с понятием родства и рода.
О религии древних славян почти ничего не известно: первые отрывочные сведения о славянской культуре в письменных источниках появляются лишь после их выхода к границам Византии в VI веке. В распоряжении учёных крайне мало сведений о мифологии древних славян, особенно же это касается времён общеславянского единства. Это объясняется многими факторами, и прежде всего — отсутствием собственной письменности и удалённостью от основных центров городской латинской или грекоязычной письменной культуры.
У Аль-Масуди язычество славян и русов приравнивается к разуму:
Постановление столицы хазарского государства, что в ней бывает семь судей, двое из них для мусульман, двое для Хазар, которых судят по закону Тауры, двое для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля; один же из них для Славян, Русов и других язычников, он судит по закону язычества, то есть по закону разума.
В текстах русско-византийских договоров X века названы дружинный бог Перун и «скотий бог» Волос (Велес). В «Повести временных лет» под 980 годом содержится рассказ о святилище в Киеве, построенном князем Владимиром Святославичем, упомянуты установленные там идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши:
Христианский периодПравить
Решето является предметом домашней утвари, воплощающим идею достатка и плодородия. Оно связано с мотивами дождя, солнца и неба. Этот предмет используется в ритуалах как хранитель даров, является неотъемлемой частью чудес и несуразного. В народной традиционной медицине он играет роль оберега, а в гаданиях – оракула.
Обряды над врагами
Христианских пленных казнили с особой жестокостью. Их усаживали на лошадь, которую привязывали за ноги к столбам. Затем разжигали костер. Лошадь вместе с наездником сгорали заживо, а народ наблюдал и радовался, что боги приняли жертву и теперь будут благосклоннее к ним.
Если врага убивали в бою, считалось особым шиком отрезать ему голову и привезти в селение в качестве трофея. Их насаживали на колья и выставляли на всеобщее обозрение. Этот ритуал был оборонительным: так язычники охраняли свою землю от вражеской нечисти.
Был обычай делать из вражьих черепов чаши для напитков. Их инкрустировали драгоценными металлами и каменьями, кожей. Считалось, что пьющему из такой посуды человеку злые духи не могут сделать ничего дурного.
Молитва от бессонницы
Старые славянские заговоры и заклинания использовались для лечения бессонницы, которая считалась серьёзным заболеванием. В полночь на человека, который имел проблемы со сном, читали молитву, положив на его голову руку: «Тук-тук, придёт сон, а недуги отойдут. Крепко почивать – видеть сны. Убирайтесь мысли, мимо проходите! Сладко почивать – здоровым быть! Спи (имя человека)!»
Слова заклинания три раза повторялись, после чего человек засыпал.
Калинов мост
Ключевым в языческой культуре был обряд погребения. Он завершал земную жизнь человека, а его родственники, таким образом, прощались с усопшим. В зависимости от региона, сущность похорон у славян менялась. Чаще всего человека хоронили в гробу, в который, кроме тела, клали личные вещи умершего, чтобы они могли послужить ему в загробной жизни. Однако у племенных союзов кривичей и вятичей, напротив, было распространено ритуальное сжигание усопшего на костре.
Культура дохристианской Руси основывалась на многочисленных мифологических сюжетах. Например, похороны проводились согласно поверью о Калиновом мосте (или Звездном мосте). В славянской мифологии так назывался путь из мира живых в мир усопших, который душа человека проходила после его смерти. Мост становился непреодолимым для убийц, преступников, обманщиков и насильников.
Похоронная процессия проходила длинный путь, который символизировал путешествие души усопшего в загробный мир. Далее тело клали на краду. Так назывался погребальный костер. Его заполоняли ветками и соломой. Покойника наряжали в белые одежды. Кроме него, сжигали еще и различные дары, в том числе поминальные кушанья. Тело обязательно должно было лежать ногами по направлению на запад. Костер поджигал жрец или старейшина рода.
История славянских языческих обрядов
Древние языческие традиции дохристианской Руси имели религиозные корни. У восточных славян был собственный пантеон. Он включал в себя множество божеств, которых в целом можно описать как могущественных духов природы. Обряды, ритуалы и обычаи славян соответствовали культам этих существ.
Другим важным мерилом народных привычек был календарь. Языческие традиции дохристианской Руси чаще всего соотносились с определенной датой. Это мог быть праздник или день поклонения какому-нибудь божеству. Подобный календарь составлялся на протяжении многих поколений. Постепенно он стал соответствовать хозяйственным циклам, по которым жили крестьяне Руси.
Когда в 988 году великий князь Владимир Святославович крестил свою страну, население стало понемногу забывать о своих прежних языческих обрядах. Конечно, этот процесс христианизации шел гладко далеко не везде. Часто люди защищали свою прежнюю веру с оружием в руках. Тем не менее уже к XII веку язычество стало уделом маргиналов и изгоев. С другой стороны, некоторые прежние праздники и обряды смогли ужиться с христианством и принять новую форму.
Оберег жилища
Ещё у античных славян защита собственного дома считалась главным занятием. И уже в те времена существовало большое количество разных заговоров и молитв на оберег дома. Самыми результативными считались послания Домовому. Люди думали, что если ему угодить, он защитит жильё наверняка. Этот заговор читался вечером: «Домовой, дедушка, ты не спи, за домом следи, чтобы люди злые обходили стороной, воры убегали далеко! Ходи дозором, всё храни!»
Эти слова повторялись три раза, после чего Домовому обязательно ставилось угощение, чтобы его задобрить.
Обряд соумирания
Стать вдовой в дохристианской Руси означало принять смерть. Потерявшая мужа супруга обязана была умереть тоже, чтобы быть возложенной рядом с ним на погребальном костре.
Нередко вместе с женой вслед за главой семейства отправлялись дети, зависимые от него родственники, например, сестра-перестарок, слуги.
Если вдова не хотела самостоятельно принять смерть, ее убивали насильно или клали связанную рядом с умершим мужем живой, после чего все равно сжигали на костре.
Потому-то во время свадеб невеста вовсе не радовалась, а плакала. Ведь с замужеством она становилась собственностью супруга: он мог ее наказывать любыми способами, избивать, уродовать. А после его смерти (часто невеста была намного моложе своего мужа) ей тоже предписывалась смерть.
А как вы считаете, все это действительно существовало в прошлом или выдумка писателей и летописцев? Что в этой статье правда, а что ложь? Поделитесь своими мыслями.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
- Русская свадьба // Российский Этнографический Музей (ethnomuseum.ru)
- Свадьба // БГЦНТ
- 7 секретов традиционной русской свадьбы. Культура.РФ.
- Свадебный обряд села Дареевичи Стародубского района Брянской области. Культура.РФ.
- Свадебный обряд села Большебыково Красногвардейского района Белгородской области. Культура.РФ.
- Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Томского Приобья. Культура.РФ.
- Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области. Культура.РФ.