Истории всех главных русских героев Редакционные статьи

Алёша Попович

Алёша Попович был сыном ростовского попа и рос не по дням, а по часам. И в этом видно огромное влияние истории Волха Всеславьевича: в момент рождения Алёши бил гром, сам он в младенчестве просил свою мать запеленать его в кольчугу, а не в пелёнки. Да и многим другим Попович походил на Волха.

Прежде всего, как и любой поповий сын, по поверьям русичей, Алёша отличался огромной хитростью и изворотливостью. Силой же чаще всего в былинах он не отличался: то его изображали довольно хилым, то наделяли какими-то увечьями вроде хромоты, а то и вовсе изображали трусоватым персонажем. Также его отличали насмешливость, хвастливость, кичливость, коварство и порой даже злобность.

Алёша Попович Андрей Рябушкин

Первый свой подвиг Алёша Попович совершил, когда шёл в Киев, чтобы попасть в дружину князя Владимира. Тогда он встретил Тугарина Змеевича, что в разных былинах выглядел то просто могучим татарином на крылатом коне, то натуральным огненным змеем.

Он ведь, змеище-то Тугарище,

Три сажени-то больших печатныих,

Как переносье-то его будто палка дровокольняя.

Алёша чаще всего побеждал его при помощи хитрости.

В одной былине он молился богу — и тот насылал бурю с дождём, из-за которых тушилось окружавшее Тугарина пламя, а он сам терял способность летать. После чего богатырь с лёгкостью добивал противника.

Наставала тученька-то темная

С частыим дождичком да с молнией,

Омочило у Тугарина бумажные крыльица,

Опустился тут Тугарин на сыру землю.

В другой богатырь притворялся, будто глух. А когда Тугарин приблизился к нему предельно близко, чтобы сказать ему что-то, Алёша резко обернулся и отрезал Тугарину голову.

Также в народе ходил вариант этой истории, в котором Алёша встретил-таки Тугарина уже на пиру у князя. Тугарин, объевшись разными кушаньями и упившись вином, начал приставать к княгине и даже класть свою голову ей на грудь. Алёша не выдержал такого оскорбительного поведения и метнул в него свой нож. Завязалась драка, в которой победил Попович.

Тугарин Змеевич и Алёша Попович

Алёша Попович был крайне охоч до девушек.

Так однажды, когда Добрыня Никитич уезжал в дальний поход, Алёша заявился домой к Настасье Микулишне, его жене, и объявил, что её мужа, дескать, убили. И раз уж она теперь вдова, то предложил ей выйти за него. Сперва она отнекивалась, говорила, что всё ещё ждёт мужа. Но когда прошло двенадцать лет с момента его отъезда, Настасья потеряла всякую надежду на его возвращение и согласилась выйти замуж за Алёшу Поповича — тем более в сватах у него уже был сам князь Владимир.

Состоялась свадьба, на которой устроили пышное празднество. И тут внезапно всё заглушила умелая игра одного таинственного гусляра, на которого все вынуждены были обратить внимание.

Натягивал тетивочки шелковые

На тые струночки золоченые,

Учал по струночкам похаживать,

Ан от старого все до малого

Тут все на пиру призамолкнули,

Сами говорят таково слово:

Что не быть это удалой скоморошине,

А тому ли надо быть русскому,

Быть удалому доброму молодцу.

Гусляр запел о том, что девице не пристало жениться снова при живом-то муже. То был переодетый Добрыня Никитич, таки вернувшийся домой. Свадьба разладилась, а Добрыня Никитич избил Алёшу до полусмерти и отпустил на все четыре стороны.

Это сюжет очень древен — достаточно вспомнить довольно похожую историю о возвращении Одиссея домой.

Другая былина об Алёше Поповиче начиналась с того, как на пиру у Владимира все хвастались кто чем. Одни братья Збродовичи, порой звавшиеся Петровичами, молчали. А когда князь напрямую спросил их, есть ли им чем хвастаться, они рассказали о своей прекрасной сестре Елене, которую берегли вдали от всех.

Да сидит у мня сестрица родимая,

Как сидит она в высоком-то новом тереме.

Ай сидит она за многими за заморскими,

За заморскими сидит она за замочками,

Чтобы красно ей солнышко не запекло,

Чтобы буйные ветры да не завеяли,

Чтобы народ, люди добрые, не увидели,

Чтобы русские могучии ей богатыри,

Все дородны-то ей добры молодцы.

Алёша Попович тут же заявил, что братья на самом деле плохо следят за своей сестрой и что он уже давно с ней живёт как с женой — не было лишь свадьбы. Ему никто не поверил, поэтому в качестве доказательства он предложил братьям бросить в закрытое окно палат их сестры снежок — это их условный сигнал. Тогда она откроет окно и опустит до самой земли полотно, по которому можно подняться наверх.

Братья это проделали — и, к их ужасу, всё это оказалось правдой. Взбешённые браться приготовились уж было зарубить сестру в чистом поле — но вмешался Алёша Попович и успел убить братьев раньше.

Правда у этой былины есть и другая концовка: братья всё же сумели одолеть богатыря и отрубили голову и Алёше, а потом зарезали и Елену.

Лубок «Сильный богатырь Алёша Попович»

Чурило Плёнкович

Чурило Плёнкович редко проявлял себя как богатырь, он был скорее изнеженным щёголем, отличавшимся своей красотой и утончёнными манерами. Рядом с ним даже постоянно ходил слуга, закрывавший Чурилу от лучей солнца, чтобы его белоснежное лицо не испортилось от загара.

Чурило Плёнкович Андрей Рябушкин

Однажды к Владимиру на пир ворвалось несколько сотен израненных молодцев, которых избили неизвестные им воины. Но Владимир не послушал молодцев. Тогда пришли несколько сотен избитых охотников и рыбаков. Они жаловались, что теперь нигде ни рыбы, ни птицы не встретить — всех их кто-то выловил. Но и их Владимир не послушал. Тогда пришла ещё одна толпа калечных молодцев, что тоже жаловались на некое воинство Чурилово. Тогда всё же князь решил проверить, что же происходит, и узнать, кто же такой Чурила.

Когда Владимир пришёл ко двору Чурилы, то удивился царившей вокруг роскоши и подумал, что это владения ордынского посла. Но Чурила Плёнкович уверил его, что он его подданный. После чего даровал Владимиру громадное число дорогих подарков. Задобренный князь пригласил Чурилу к себе в дружину, а также предложил служить ему позовщиком на пиры.

Правда вскоре Владимир пожалел, что назначил Чурилу позовщиком, ведь на него постоянно засматривалась его жена. Когда она попросила мужа назначить Чурилу постельником, то князь решил, что лучше будет прогнать этого богатыря со двора.

После Чурила Плёнкович начал ухаживать за Катериной Микуличной, женой богатыря Бермята Васильевича. Муж это приметил, и когда однажды жена со своим любовником пришла к себе домой, Бермята внезапно выскочил из засады и отрубил Чуриле голову саблей. Катерина с горя тут же бросилась грудью на нож — и тоже умерла.

Еруслан Лазаревич

Еруслан Лазаревич в XVII — XVIII веках был чуть ли не самым популярным богатырём за счёт того, что про него массово создавались различные лубки. Многие истории о нём послужили основой для некоторых каноничных былин об Илье Муромце. Сюжетами о Еруслане вдохновлялся Пушкин при написании «Руслана и Людмилы».

Былины о Еруслане Лазаревиче были оригинальным сплавом западных и восточных мифологий. Так, например, Еруслан — видоизменённый батыр Рустам по прозвищу Арслан из иранской мифологии, а история о замедлении времени — взята прямиком из англосаксонских и гэльских преданий.

«Сильный богатырь Еруслан Лазаревич» Гравюра на дереве, 1766 год

О национальности Еруслана ничего не говорится — но он скорее всего не был русским, так его отец — Лазарь, дядя иноземного короля Картауса.

Своему отцу молодой Еруслан приносил только одни проблемы: когда он разыгрывался, кого возьмёт за руку — тому руку вырвет, а кого за ногу — тому ногу выломает. Когда Еруслану исполнилось десять, бояре выдвинули королю Картаусу ультиматум: либо мальчик уедет из их королевства — либо они. Еруслан Лазаревич сказал расстроенному отцу, чтобы тот построил ему каменные палаты возле моря — и оставил его в уединении. Так с мальчиком и поступили.

Когда повзрослевший Еруслан объезжал своего нового коня, он наткнулся в поле на две стоявшие друг напротив друга армии. На одной стороне был Картаус с отцом Еруслана, на другой — Данила, князь Белый. Витязь перебил всё вражье войско, а Данилу, обещавшего впредь больше не сражаться с Картаусом, отпустил. Король извинился за изгнание и предложил богатырю место в дружине — но Еруслан отказался от наград и почестей.

Во время своих дальнейших путешествий он встретил рать Феодора-змея, побитую русским богатырём Иваном. Желая помериться силами с Иваном, Еруслан догнал его. Поединок закончился, не успев начаться: Еруслан одним точным ударом тупым концом копья в грудь повалил Ивана с коня. Но Еруслан не убил богатыря — вместо этого он побратался и пообещал ему помочь добиться руки Анастасии, дочки царя Вахрамея.

Для этого Еруслан Лазаревич напал на Феодула-змея, жившего неподалёку от столицы вахрамеева царства. Он отсёк две его головы из трёх, пообещал не убивать, оседлал его и в таком виде прибыл в город. Жители города страшно перепугались и не поверили обещаниям змея примиритсья с ними — тогда богатырь отсёк и третью голову Феодула. Так он сосватал Ивана за дочку Вахрамея.

Славный Сильный и Храбрый Витязь Еруслан Лазаревич едет на Чудо великом Змее о трех главах: а Прекрасная Царевна Анастасия Вохрамеевна встречает его Литография. Россия, конец XIX в.

После убийства Феодула Еруслан решил съездить домой повидаться с родителями. Но по дороге он попал в Девье царство, выглядевшее как великолепный сад, где живут прекрасные девы. Еруслан погостил в Девьем царстве лишь неделю — но, к его ужасу, во всём остальном мире за это время прошло целых восемь лет.

Когда Еруслан вернулся в родные края, то увидел лишь пепелище. Как выяснилось, много лет назад князь Белый, вопреки данному обещанию, вторгся в королевство, всё порушил и уволок всех в плен.

Еруслан тайком пробрался в крепость Данилы и увидел в тамошней темнице Кортауса с Лазарем, которым выкололи глаза. Пленники рассказали ему, что они могут прозреть, если их глаза помазать свежей печенью и горячей кровью Зелёного царя. Богатырь тут же отправился на его поиски.

По наводке девы-колдуньи, обращавшейся в птицу, Еруслан пришёл к говорящей отрезанной голове богатыря-великана, что даровала ему меч-кладенец и научила, как можно убить Зелёного царя.

Вооружённый мечом-кладенцом и советами отрубленной головы Еруслан пленил Зелёного царя, а потом с помощью его печени и крови исцелил своего отца, Картауса и других ослеплённых пленников. Данилу богатырь забил об землю до смерти.

Во время своих очередных странствий Еруслан пересёк границу индийского царства, чем был очень недоволен богатырь Ивашко — Белая поленица, стороживший её. Они вступили с друг другом в бой, в котором с трудом победил Еруслан.

В Индии воитель убил многоглавого змея, сторожившего местную принцессу. Благодарный отец выдал её замуж за Еруслана. И хотя принцесса была беременна от богатыря, он уехал от неё в солнечный город, где, по слухам, жила ещё более прекрасная девушка. Своей нынешней жене он отдал памятный перстень и наказал отдать его своему ребёнку.

У принцессы родился сын, которого назвали Ерусланом. Спустя много лет повзрослевший богатырь Еруслан Ерусланович вынужден был отправиться в путешествие, так как считался незаконнорождённым. Как-то в солнечном городе он повстречался с витязем, с которым завязалась драка. Но в итоге благодаря перстню выяснилось, что этот витязь был его отцом.

Еруслан старший помирился с Ерусланом младшим, вернулся в Индию к своей законной жене и даровал своему сыну половину царства. Но тот вместо этого решил провести свою жизнь в богатырских подвигах, как его отец.

Рустам — один из главных витязей иранского эпоса и прототип Еруслана Лазаревича Adel Adili

Михайло Козарин

Козарин был девятым ребёнком в купеческой семье — и почему-то с самого рождения его возненавидели родители. Братья же вообще хотели его убить. Козарина почти сразу же отдали на воспитание бабушке. Чаще упоминалось, что всё это случилось из-за сглаза. Но иногда всё же давалось понять, что это скорее из-за того, что он изначально не был желанным ребёнком — к тому же претендовавшим на свою долю наследства.

Михайло Козарин вырос могучим богатырём и, по былинной традиции, отправился на услужение князю Владимиру. Первое задание Козарина было довольно простым: приехать к синему морю и настрелять гусей да лебедей.

Всадник Николай Каразин

Только Козарин настрелял птицу, как увидел на дубу чудного старого ворона: «ноги, нос — что огонь горят». Но когда герой достал лук, чтобы пристрелить ворона, тот вымолвил человечьим голосом, чтобы богатырь пришёл на помощь бедной девице, которую в плен увели татары. В более поздней версии не было татар, которых уже рассматривали как более глобальное зло, по части которого скорее взятие целых городов. В том варианте ворон рассказывал про то, как змей насильно женил на себе девицу, что потом от него родила двоих змеёнышей.

Козарин пришёл на описываемый вороном холм, расправился со всеми врагами, увидел прекрасную девушку и чуть было не влюбился в неё — но выяснилось, что это была его сестра.

Былина заканчивалась тем, как Козарин привёл сестру обратно к своим родственникам. Но и после совершения подвига семья его не приняла.

История былин

Былины — жанр народной эпической песни, в котором рассказываются и мифологические сюжеты, и события реальной истории Руси. Этот жанр возник где-то в районе X века — и в каждом регионе Руси долгое время рассказывались свои былины, почти никак не связанные с другими: в Новгороде были одни истории, в Киеве — совершенно другие. Окончательно жанр сформировался к XIV веку, когда появилась более или менее единая для Руси былинная традиция.

По саду, саду по зеленому

Ходила‑гуляла молода княжна

Она с камени скочила на лютого на змея —

Обвивается лютый змей

Около чебота зелен сафьян,

Около чулочика шелкова,

Хоботом бьет по белу стегну.

А в та поры княгиня понос понесла,

А понос понесла и дитя родила.

А и на небе просветя светел месяц,

А в Киеве родился могуч богатырь,

Как бы молоды Волх Всеславьевич:

Подрожала сыра земля,

Стряслося славно царство Индейское,

А и синее море сколебалося

Для‑ради рожденья богатырского

Молода Волха Всеславьевича.

Былина о Волхе Всеславьевиче

Волх Всеславьевич Борис Ольшанский

И эта традиция в народе продолжалась вплоть до середины прошлого века — в основном в отдалённых сибирских поселениях. В двадцатых годах советское руководство даже пыталось использовать рассказчиков былин как средство пропаганды среди крестьян. Им предлагалось исполнять так называемые «новины», рассказывающие о современности и восхваляющее Советский Союз.

Як в нынешнем году

Зыявил хранцуз войну,

Ды зыявил хранцуз войну

Ны Рассеюшку на всю,

Ды Рассеюшку на всю,

Ны матушку на Москву.

В васимнадцатом гаду

Начинал белый вайну

На матушку на Маскву.

Всю Рассеюшку пройду

И Ленина забяру.

«Воронежская сказка о Ленине»

Однако из-за урбанизации новины, также как и былины, по сути канули в Лету в XX веке. Остались лишь многочисленные стилизации.

Советский пропагандистский плакат времён Великой Отечественной войны

Главными героями значительной части былин были богатыри — герои, совершающие различные подвиги и наделённые некими уникальными качествами, вроде нечеловеческой силы.

Среди богатырей встречались и исторические личности: Александр Пересвет, Ермак Тимофеевич. Но чаще всего они были выдуманными персонажами. Даже если за основу брали каких реальных людей — народная молва настолько искажала их образы, что они превращались в совершенно иных персонажей. Так что образ богатыря Ильи Муромца также соотносится с реальной историй, как и правители времён Микенской цивилизации — с персонажами Троянской войны.

История создания первых богатырей восходит ещё к славянской мифологии середины первого тысячелетия нашей эры. Таких персонажей нынче именуют «старшими богатырями». К ним причисляют Святогора, Волха Всеславьевича, Микулу Селяниновича и некоторых других героев.

Святогор  Н.К. Рерих

Но большая часть богатырей в русском фольклоре появилась гораздо позднее и под влиянием самых разных источников.

Образы многих «младших богатырей» создавались под впечатлением от застав, появившихся для защиты русских земель от набегов со степей. Правда само слово «богатырь» могло прийти в русский язык как раз со стороны этих степей из монгольского или одного из тюркских языков как видоизменённая форма слова «багатур» или «батыр». Так что корни некоторых историй о том же богатыре Еруслане Лазаревиче можно усмотреть в подвигах батуров Исфандияра и Рустама из иранского эпоса.

На русскую культуру в те времена активно воздействовала христианская религия — что не могло не отразиться на былинах. Поэтому некоторые сюжеты о приключениях богатырей вполне могли быть списаны с бытия Самсона или Георгия Победоносца. К тому же, во многих былинах регулярно встречались ангелы, а главные герои молились о различных чудесах.

Вопреки сложившемуся мнению Русь не была совсем уж культурно изолирована от Западной Европы. Так что некоторые богатыри — лишь переделанные на русский лад рыцари из куртуазных романов.

Полкан — силач-кентавр, встречающийся и в итальянском романе «Французские короли», и в русских былинах. В оригинале он полупёс, получеловек, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с кобелём Роспись на крышке сундука

И благодаря обилию источников вдохновения истории о богатырях получились самыми разными. Одни былины были насквозь мифологичны — другие были приближены к быту обычных крестьян и горожан. В одних сказаниях богатыри защищали Русь от всевозможных бед — в других богатыри хулиганили, отрывая руки прохожим.

Михайло Потык

Сейчас уже мало кто знает богатыря Михайло Потыка. Но в том же XVII веке он был одним из самых известных героев былин — в народе даже ходило популярное «Сказание о трех богатырях свето-русских — о Илье Муромце, о Михаиле Потоке, о Добрыне Никитиче». В одних былинах его звали Потыком, в других — Потоком, и в обоих случаях это была изменённая форма имени «Пътка», означавшего «птица».

Былина начиналась с того, как Владимир Красно Солнышко на пиру рассылал своих богатырей в разные страны собирать дань. Среди богатырей был и Михайло Потык.

Во время своего путешествия по дальней стране Потык как-то увидел у заводи белую лебедь. Но как только богатырь поднял свой лук, чтобы её застрелить, лебедь вымолвила девичьим голосом, чтобы он не убивал её. А после она и вовсе превратилась в прекрасную девушку — Авдотью Лиховидовну про прозвищу Белая Лебедь.

Несмотря на то, что она была колдуньей, чужестранкой, да к тому же явно не человеком, Потык влюбился в неё, бросил все свои дела и в итоге женился на Авдотье. Правда с одним условием от неё — кто раньше из них умрёт, тот должен был себя заживо похоронить с умершим в одной могиле.

Только с тем обвенчаемся, —

Сделаем записи крепкие

И положим мы за престол господень:

Который из нас впереди помрет,

А другому живому в гроб легчи.

В Киеве Владимир был в бешенстве, что Потык не привёз с собой дани, да к тому же женился на какой-то странной чужестранке. Богатыри тоже были недовольны этим — Илья Муромец даже предлагал изрубить её на месте.

Во время очередного похода Потыка Авдотья умерла по неизвестным причинам. Богатырь в спешке вернулся домой, чтобы выполнить своё обещание. Там он похоронил свою жену, встал в могиле подле неё в полном своём вооружении с некоторым запасом пищи и завалил гробницу камнем.

Михайло Потык Николай Каразин

Спустя несколько дней мёртвая Авдотья Лиховидовна превратилась в ужасного змея, попытавшегося сожрать Михайло Потыка. Но богатырь убил чудовище.

По более распространённой версии, в гробницу приполз змей, попытавшийся съесть труп Авдотьи. Потык зарезал монстра и окатил его кровью труп своей жены. Кровь обладала чудодейственными силами, так что вскоре Авдотья ожила и вместе с Потыком выбралась из гробницы.

Новгородский вариант истории на этом закончился. Киевский — по сути, только начался.

Весть о бессмертной прекрасной девице разошлась по Руси и по другим странам. И тут степной царь-колдун Вахрамей Вахрамеич — а по другой версии и сам Кощей Бессмертный — захотел на ней жениться. Для этого он осадил со своим воинством Киев и затребовал у Владимира выдать ему Авдотью.

Михайло Потык героически боролся с бесчисленными ордами врагов. Как-то раз он даже нарядился в девичью одежду, чтобы попасть в стан врага и устроить там резню.

Но в конце концов Авдотья поддалась ухаживаниям Вахрамея и сбежала из осаждённого Киева вместе с ним. Перед эти она обратила Потыка в камень, чтобы он за ней не увязался. В другом варианте богатыря просто распяли у стены в подвале.

Девица и Кощей Бессмертный

Илья Муромец и Добрыня Никитич при помощи некоего калика перехожего освободили Потыка и вместе с ним устремились в погоню за неверной женой. Когда они настигли Вахрамея с Авдотьей, Потык изрубил на куски похитителя, а Белую Лебедь четвертовал конями. Голову колдуньи пригвоздили к воротам Киева в назидание всем.

Этот сюжет почти настолько же древний, как былина о Садко, что можно понять хотя бы по языческому обычаю хоронить супругов вместе. В этой былине уже показаны последствия того, что будет, если всерьёз взять в жёны иномирное создание: нечисть всё равно уйдёт к нечисти, а богатырю придётся убить злобное создание.

Василий Буслаев

Былина о Василии Буслаеве отображает перемены в жизни Великого Новгорода. Простые жители уже на верили в богатство и вольность Новгорода и всячески конфликтовали с богачами и боярами. Оттого образ удалого Василия Буслаева получился бунтарным сверх всякой меры.

Хотя часть исследователей ассоциирует Василия Буслаева скорее с Иваном Грозным, что сумел «усмирить» буйный Новгород.

Василий Буслаев Андрей Рябушкин

Уже с семи лет маленький Василий всячески озорничал: отрывал руки-ноги прохожим, проникал в боярские дворы и зло шутил над боярскими детьми. Мать Василия, Мамелфа Тимофеевна, была очень опечалена этим: отец семейства, Буслай, хоть и скопил большое богатство, всё же был человеком кротким и незлобивым — и его сын так портил репутацию рода.

Так что после многочисленных жалоб горожан Василия перестали пускать в Новгород. Мать постаралась дать ему хорошее образование и даже отправила в церковный хор.

Но это не смогло поправить характер парня. В семнадцать Василий Буслаев начал сам выходить в город, где делал всё, что ему вздумается, напивался и спьяну всячески выказывал свою богатырскую силу. Возмущённые горожане снова начали жаловаться его матери.

Тогда Василий организовал пир, на котором собрал всех городских ремесленников. Там он объявил о том, что собирает себе дружину. Но претенденты должны были пройти одну проверку: выпить разом полтора ведра вина, выдержать удар дубиной по голове и устоять после всего этого на ногах.

Кто изопьет чару зелена вина,

Мерой чару полтора ведра,

Весом чару полтора нуда,

И кто истерпит червленый вяз,

Тот ступай на почестный пир.

Так Василий набрал себе в дружину двадцать девять самых сильных и отчаянных сорвиголов.

На пиру у бояр Василий объявил, что будет вместе со своей дружиной биться со всеми новгородцами на Волховском мосту. Если он победит, то Новгород должен будет заплатить ему громадную сумму, если победят новгородцы — то он добровольно отправится на плаху. Так как многие уже давно зуб на него точили, условия были приняты.

И ударился Васька о велик заклад

Не о ста рублях, не о тысяче,

Ударился Васька о своей буйной голове:

Заутро биться Ваське со всем Новгородом.

Прознав про это, Мамелфа Тимофеевна посадила своего сына в глубокий погреб, чтобы он не шёл на бой. Тем временем на Волховском мосту двадцать девять дружинников схватились со всем Новгородом. Но без помощи богатыря они начали потихоньку сдавать в этой неравной схватке.

К мосту пришла служанка Мамелфы Тимофеевны с железными коромыслами. Видя, что дружина терпит поражение, она вышла на мост с коромыслами и раскидала в воду многих новгородских мужиков. Но даже с её помощью дружина была далека от победы.

Тогда девушка-чернавушка прибежала к погребу, куда посадили Василия Буслаева, и освободила богатыря. Когда Василий прибежал к Волховскому мосту, он схватил тележную ось и потом ей перебил половину всей собравшейся толпы.

Видя это, новгородцы решили позвать на подмогу крёстного Василия Буслаева — Игнатьища, старого могучего монаха Кирилловского монастыря. Для защиты он себе на голову надел громадный церковный колокол. Иногда в былинах это мог быть сам Софийский колокол, что символизировал сам Новгород — с его помощью собирали вече.

Он клал на свою голову колокол монастырскии,

Который колокол был весу ровно три тысячи:

Он идет-де, колокольным языком подпирается,

Тут калинов мост да подгибается.

Монах попытался вразумить Василия, чтобы он прекратил всю эту глупую затею. Но богатырь его не послушал, принял его вызов на поединок — и убил старика одним ударом тележной оси. Удар был такой силы, что колокол треснул напополам. Бой продолжился.

Сколько я тебя крестным ни называл,

На веку ты мне яичка не давывал;

Теперь мы с тобой похристосуемся:

Вот тебе красно яичко — Христос воскрес!

Затем новгородцы пришли к матери Василия, чтобы она усмирила богатыря, впавшего в раж и готового уже перебить всех до единого жителей города. Мамелфа побоялась подходить к нему спереди — она обняла Василия за плечи и сказала ему возвращаться домой. Буслаев послушал её, прекратил сражение и приказал убрать скопившиеся горы трупов. Новгородцы так и не отдали ему денег — но и не попросили его смерти.

Некоторое время спустя Василий Буслаев отправился в паломничество в Иерусалим, искупить свои грехи и отвезти туда пожертвования. Правда, при этом Василий ни во что не верил.

А не верую я, Васенька, ни в сон, ни в чох,

А и верую в свой червленый вяз.

По пути в Иерусалим как-то Василий увидел крест на вершине Сорочинской горы. Богатырь остановил ладью, чтобы взобраться на холм и помолиться кресту.

Но на вершине холма никакого креста не оказалось. Вместо него лежал человеческий череп. Он промолвил Василию, что некогда принадлежал храброму богатырю и что его нужно похоронить по всем христианским обычаям. Но вместо это богатырь пнул череп куда подальше. Тогда череп предрёк, что Василий не вернётся домой и будет похоронен вместе с ним. Богатырь на это только плюнул.

Ты бы хоть, Василий сын Буслаевич,

Меня бы, кости, не попинывал,

Меня бы, кости, не полягивал.

Тебе со мной лежать во товарищах.

В Иерусалиме Буслаев хоть и выполнил все полагающиеся для паломника обряды, но при этом нарушил все возможные запреты. Так, например, в реке Иордан он купался голышом, что было строго-настрого запрещено. Когда старуха дала замечание насчёт этого, богатырь в ответ пригрозил расправой — и продолжил купаться как ни в чём не бывало. Тогда старуха предрекла, что Василию не вернуться домой. Молодец на это лишь плюнул в её сторону.

Василий Буслаев Константин Васильев

На обратном пути Василий Буслаев снова увидел крест на вершине Сорочинской горы. Когда он поднялся на неё снова со своей дружиной, креста уже не было — на его месте был только «сер-горюч камень». А рядом была надпись, что те, кто будут скакать через него — сломают себе голову.

А кто-де у камня станет тешиться,

А и тешиться, забавлятися,

Вдоль скакать по каменю,

Сломить будет буйну голову.

Василий не поверил этим словам и предложил дружине забаву: прыгать через камень, кто как может. Василий попробовал прыгнуть через камень задом наперед — но немного не рассчитал силы, упал и размозжил голову о камень.

Богатыря, как и предсказывалось, похоронили неподалёку от того самого черепа.

Дунай Иванович

Богатырь Дунай Иванович раньше служил князю литовскому — но как-то он переметнулся на сторону русичей и начал служить князю Владимиру. То, что княжество Литовское появилось уже после Владимира Красно Солнышко, было неважно для сказителей: времена правления Владимира уже считались легендарными, так что тогда могло происходить почти что угодно.

Однажды во время своего похода Дунай Иванович встал лагерем в лесу. И проезжавший неподалёку Добрыня Никитич сильно возмутился его шатру: он был изумляюще роскошным, да к тому же был весь исписан литовскими надписями, всячески оскорбляющими русских богатырей.

Слово за слово, между Добрыней и вспыльчивым Дунаем началась перепалка, которую сумел разнять только оказавшийся там внезапно Илья Муромец. В конце концов за это князь Владимир бросил Дуная в темницу.

О Дунае Ивановиче вспомнили только спустя долгие годы, когда князь Владимир на пиру объявил, что хочет жениться на Евпраксе, дочери литовского князя. Тогда-то и подумали, что лучше в качестве свата отправить Дуная, так как он ранее служил тому королю.

Дуная вытащили из темницы — но вместе с ним на задание отправили Добрыню Никитича.

Литовский князь заявил, что Дунай с Добрыней — недостаточно «высокие» послы, чтобы он мог их принять. Да к тому же он был взбешён тем, что к нему посмел явиться Дунай, предавший его службу — так что богатыря бросили в темницу.

Дуная освободила Настасья — дочь литовского князя, в которую богатырь был давно тайно влюблён. Пока Добрыня Никитич разбирался со стражей, Дунай Иванович силой выбил из князя согласие на женитьбу Евпраксии с Владимиром.

На обратном пути Дунай приметил следы неизвестного витязя. Почуяв опасность, он приказал Добрыне с Евпраксией поезжать в Киев, пока он будет разведывать, кто же это был.

Увидев богатыря, Дунай тут же вступил с ним в бой. После тяжёлой битвы он повалил его на спину и, пока заносил нож над его горлом, выяснилось, что это была Настасья. Вскоре они уже во всю целовались и договаривались о свадьбе.

В Киеве Владимир с Дунаем играли свои свадьбы в один день. И во время пира Дунай похвалился, что он — самый меткий стрелок среди всех собравшихся. Настасья оспорила это.

Ты не хвастай-ко да своей силушкой,

А как нет сильней в чистом поле да Ильи Муромца,

Еще нет ему да супротивника;

А как нет дальней стрелять меня да красной девицы.

В доказательство своего превосходства она положила на голову мужа своё серебряное кольцо, в которое трижды попала стрелой из лука, да к тому же разрезала третьей стрелой вторую на две части. Всё это взъярило хмельного Дуная, и он заявил, что может с лёгкостью проделать абсолютно то же самое.

Дунай Иванович и Настасья Королевична Николай Каразин

В первый раз стрела Дуная просто не долетела. Во второй раз он промахнулся. Перед третьим выстрелом Настасья взмолилась, чтобы Дунай не стрелял, и рассказала, что она беременна от него.

Но это ещё больше распалило богатыря и он уже нацелил свою стрелу прямо в сердце Настасьи. И в этот раз он попал прямо в цель.

Спустя несколько мгновений Дунай осознал свершившееся и своим ножом распорол живот своей мёртвой жены, где действительно увидел сына. В горе он бросился на своё копьё — и умер рядом с Настасьей.

Где пала Дунаева головушка,

Протекала речка Дунай-река,

А где пала Настасьина головушка,

Протекала речка Настасья-река.

Почему же почти все сюжеты о браке в былинах столь трагичны? Да просто истории о счастливом браке были не столь интересны древним сказителям.

Волх Всеславьевич

Волх Всеславьевич — сын княжны Марфы Всеславьевны, забеременевшей от змея, обвившегося вокруг её ноги, когда она случайно на него наступила. В ранних мифах этот змей вообще был Огненным Змеем, что делало Волха внуком самого Велеса.

В момент рождения Волха Всеславьевича ударил гром и сотряслась земля, все звери, птицы и рыбы попрятались. Говорят, он родился волосатым и с клоками волчьей шерсти. Молодой князь рос не по дням, а по часам: уже через полтора часа он уговаривал свою мать завернуть его в воинские латы.

А не пеленай во пелену червчатую,

А не поясай во поесья шёлковые, —

Пеленай меня, матушка, в крепки латы булатные,

А на буйну голову клади злат шелом,

По праву руку палицу,

А и тяжку палицу свинцовую.

А весом та палица в триста пуд.

С первых же лет он отличался немереной силой. В семь лет он овладел грамотой и обучился различным наукам. Ещё через три года с помощью потусторонних существ он выучился колдовским умениям, из которых чаще всего пользовался способностью превращать себя и других людей в разных животных.

Все эти способности делали Волха великим охотником, главным среди древних славян, прежде всего зависевших от охоты в то время. А охота была связана с многочисленными ритуалами — отсюда и его кудесничество. Во времена развитого земледелия в Восточной Европе ориентированность на охоту и магические способности Волха превратили его если не в отрицательного персонажа, то уж точно в антигероя.

Волх Всеславьевич В. Корольков

Волх Всеславьевич — один из древнейших славянских богатырей, но в итоге сохранилось лишь несколько историй, главная из которых — его поход в Индию. Хотя эта страна просто самый популярный вариант: в разные былинах это могла быть и Турция, и Золотая Орда — а то и какая другая далёкая страна.

Волх отправился на войну с Индией из-за того, что индийский царь хвалился перед всеми, что с лёгкостью захватит Киев, ограбит и сожжёт его. Правда эта часть былины была придумана в более поздние времена, чтобы хоть как-то оправдать действия богатыря. Ведь по сути это изначально был грабительский поход, напоминавший большую часть межплеменных раздоров.

Во время похода Волх всячески оберегал свою дружину. Пока она спала, он оборачивался серым волком и охотился. Когда его воины проснулись, они сшили себе одежд из волчих шкур, добытых князем, тем самым уподобившись волчьей стае. В таком виде войско Волха добралось до Индии.

Пока дружина отдыхала перед неприступными стенами столицы Индийского царства, Волх обернулся соколом и перелетел через стену. Превратившись в горностая, он сгрыз все тетивы на индийских луках и перепортил все стрелы. В облике волколака он загрыз всех коней в крепости. Всевозможными способами Волх в ту ночь лишал гарнизон оружия.

На утро князь вернулся в свой лагерь, превратил своих воинов в муравьёв и перевёл их через щели в стене в крепость. Индусы не ожидали такой атаки — да и практически нечем им было защищаться. Бой обернулся резнёй.

Все постройки пожгли, всех мужчин в Индийском царстве Волх перерезал, все индийские богатства и всех женщин он увёз с собой в Киев.

Гой еси вы, дружина хоробрая!

Ходите по царству индейскому,

Рубите старого, малого,

Не оставьте в царстве на семена!

Вольга со своей дружиной Иван Билибин

В поздних преданиях Волха Всеславьевича начали часто называть Вольгой Святославовичем, хотя был и другой богатырь с таким именем. Кроме того, миф о Волхе наделили некоторыми чертами истории Вещего Олега, так как набег Волхи на Индию ассоциировался с походом Олега на Царьград. Такое сходство князей прежде всего отразилось на истории смерти Волха.

По аналогии с Вещим Олегом, Волху предрекли, что он умрёт из-за своего любимого коня. Когда конь умер, князь, радовавшийся тому, что сумел перехитрить судьбу, решил посмотреть на скелет мёртвого коня. Но как только Волх встал ногой на череп — оттуда тут же вылезла змея. От её яда он вскоре и скончался.

История смерти Волха куда более фаталистична и иронична, чем у Вещего Олега. Князя-оборотня породил змей — и он же убил его.

Олег у костей коня Виктор Васнецов

Никита Кожемяка

Прообраз Никиты Кожемяки встречается в письменных источниках ещё с 992 года и записан в самой «Повести временных лет». В ранней версии этой истории говорится о простом юноше-кожемяке, что поборол в одиночку печенежского богатыря.

В более же поздних переложениях этот сюжет соединился с мифом о борьбе бога Перуна с облаком. Сперва печенежский богатырь превратился в великана — а затем и в змея. Никита теперь был настолько могуч, что мог одной рукой содрать шкуру с ещё живого быка.

В обновлённой версии былина начиналась с того, как змей выкрал дочку Владимира Красно Солнышко. Князь послал голубя к Кожемяке с приказом спасти его дочь — Кожемяка проигнорировал письмо. Затем князь послал к нему свою дружину — она испугалась того, как богатырь разорвал одним резким движением дюжину шкур, и сбежала. В итоге Владимир направил к нему толпу детей — и уже им удалось разжалобить богатыря и уговорить спасти дочку князя.

Никита Кожемяка обмотался пенькой и обмазался смолой, что сделало его неуязвимым к атакам змея, и пошёл биться. Несколько дней бился богатырь со змеем. Уставший змей запросил пощады и предложил поделить с Кожемякой весь мир напополам. Никита согласился и запряг змея в трёхсотпудовый плуг и вспахал с его помощью всю землю. Как только он дошёл до моря, богатырь сказал, что нужно вскопать и морское дно. Так змей и утоп.

Уже в такой довольно ранней истории о змееборцах видны все элементы будущих былин о борьбе с чудовищами-олицетворениями враждебной стихии. Также по этой былине видно то, как русские богатыри не особо-то жаловали власть имущих и стремились скорее помогать простому народу.

Святогор

Святогор — один из старейших славянских богатырей, что хорошо заметно по былинам о нём.

Его матерью была сама Сыра Земля. Насчёт того, кем же был его отец, так и не сформировалось единого мнения. В одних сказаниях это был бог-творец Род, в других просто некий «тёмный», то бишь слепой, великан — но всё равно персонаж, связанный с потусторонней реальностью. Слепота вообще у русичей, как и многих других народов, ассоциировалась с принадлежностью к иному миру — достаточно вспомнить того же Вия, чьи веки поднимала вилами его свита.

Святогор был великаном громадного роста, столь могучим, что его не могла удержать земля. Поэтому он мог жить исключительно на «Святых горах», по которым он мог передвигаться на своём коне титанических размеров.

Я бы ездил тут на матушку сыру землю, —

Не носит меня мать сыра земля,

Мне не придано тут ездить на святую Русь,

Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим,

Да по щелейкам да толстыим.

В архангелогородских и некоторых других былинах утверждалось, что Святогор — нерусь. Вместе с тем на Восточно-Европейской равнине таких гор не было, что также говорит в пользу того, что миф о Святогоре имеет либо скандинавские, либо карпатские корни. Причём старики среди карпатских русинов вплоть до Первой мировой говорили, что «Мы ще помнэм за вэлэкого нашого дядьку Сватагоря». Они утверждали, что в конце времён он проснётся от своего сна, чтобы в последний момент спасти русинов.

Изначально Святогор в горах то ли охранял Мировой Дуб, то ли сторожил вход из Яви, нашего мира, в Навь, царство мёртвых. С другой же стороны этих врат стояли богатыри-великаны Горыня, Дубыня и Усыня. Несмотря на то, что они также охраняли этот проход, Святогор был не в лучших с ними отношениях.

В отличие от Святогора, они прежде всего олицетворяли разрушительную сторону стихий, нарушающий привычную жизнь. Горыня был персонификацией стихии огня, способной рушить горы. Дубыня олицетворял собой земную стихию и с лёгкостью крушил вековые дубы. Усыня управлял водной стихией, с помощью которой он мог запрудить реку или уничтожить мост. И вообще их прототипами были хтонические чудовища Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод.

В дальнейшем истории об их охране Нави подзабылись и Горыня, Дубыня с Усыней начали чаще выступать в роли спутников героев сказок. Особенно большую известность получила история их путешествия с богатырём Иван Медведко — получеловеком-полумедведем, чьё родство со зверем чаще всего отражалось на наличии медвежьих ушей. Распространены также были сказки, где эти персонажи встречались с Сосной-богатырём и Покатигорошком — рождённый от горошины богатырём с семуподовой дубиной. В более ранних легендах они сопровождали аж самого Перуна.

В таких путешествиях Горыня, Дубыня и Усыня чаще демонстрировали свои слабости: так одного из них избила Баба-Яга и вырезала из его спины себе ремень. Нередко эти богатыри и вовсе мешали героям сказок: преисполненные завистью, они предавали своего спутника. Но всё же изредка они были полезны и их благодарили за помощь, например, при помощи добычи для них невест.

В итоге на основе образов Горыни, Дубыни и Усыни появились былины о могучих богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче и других. Что иронично, многие чудовища, с которыми боролись эти богатыри, произошли от змеев, служивших прототипами для Горыни, Дубыни и Усыни.

Со временем и история Святогора претерпела множество изменений. Уже мало кто помнил, что он что-то охранял в Святых горах, отчего в народе Святогор прославился как «бесполезный» богатырь. Сила его была громадной — но она была ему в тягость. Так как он не покидал своих гор, то и никаких подвигов он не мог совершать. Опасность угодить под землю добавляла его образу трагичности и обречённости.

Впрочем это не мешало ему в некоторых былинах некоторое время править Царьградом — и даже видеться с самим Самсоном. Тогда же богатырь Микула Селянович направил Святогора к колдуну-кузнецу, напророчившему его будущее. Вообще, восточные славяне долгое время побаивались кузнецов, так как те обладали «тайными знаниями», недоступными большинству людей — отчего их селили подальше от поселений.

Кузнец предсказал, что себе жену Святогор найдёт на неком гноище на далёком-далёком острове. Но когда богатырь прибыл туда, он обнаружил лишь уродливое чудовище, которое тут же ударил мечом в грудь — и сразу же после оттуда уехал.

То чудовище на самом деле было заколдованной царевной Пленкой Поморской. Удар святогоровым мечом снял с неё заклятие и вернул ей прежний облик. Она нашла спрятанный неподалёку клад, с помощью которого основала на острове богатейшее царство.

Благодаря драгоценным камням с этого острова, попавшим в Царьград, Святогор узнал о царстве на памятном ему острове. Когда он из любопытства снова туда приплыл, богатырь узнал по шраму на груди в царевне то самое убитое им чудовище.

В благодарность за спасение девушка вышла за богатыря замуж и родила ему кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.

Илья Муромец и Святогор Иван Билибин

Если верить сюжетам других былин, их брак закончился не очень счастливо: со своей женой Святогор безвылазно жил в Святых горах и почти всё время таскал её с собой в хрустальном ларце.

Как-то на кровать у дуба, у которого спал Святогор, наткнулся Илья Муромец. И пока великан отсыпался после длительного похода, Илья охмурил его жену. Испугавшись просыпающегося ревнивого мужа, она сказала Илье Муромцу скрыться в мужнином кармане.

Святогор Муромца не заметил, а вот богатырский конь его — да. Как только он пожаловался хозяину, что ему не по силам нести сразу двух богатырей, Святогор нащупал Илью Муромца в кармане и вытащил его оттуда.

За измену он тут же на месте изрубил неверную жену на части. Но Илью он пощадил и в итоге даже подружился с ним.

По другой версии, встреча Ильи Муромца со Святогором произошла следующим образом. Илья бродил по горам, пока не наткнулся на спящего великана. Приняв Святогора за нарушителя границы, Муромец начал колотить со всей силы булавой по голове великана — но всё без толку, Святогор ударов даже почти что не приметил.

Я думал, кусают русские комарики,

Ажно славный богатырь Илья Муромец.

И потом шутки ради Святогор засунул буйного богатыря в карман. Позже, когда его конь устал от такой непосильной ноши, он его оттуда вынул и они с Ильёй побратались.

Но всё же самый распространённый сюжет о Святогоре — история о том, как он умер. Что довольно нетипично для былин, ведь смерть богатыря была не героической, а довольно фарсовой и нелепой.

Как-то Святогор вместе с Ильёй Муромцем скакал по дороге в Святых горах. И встретился им на пути громадный каменный — а в иных сказаниях деревянный — гроб.

Шутки ради богатыри решили примерить, насколько он им велик. Илье гроб был велик слишком. А вот Святогору он пришёлся в самый раз — и тут же во время примерки крышка гроба внезапно захлопнулась над великаном.

Несмотря на всю свою громадную силу, Святогор не мог откинуть крышку гроба. Илья Муромец тоже не мог вскрыть гроб ни голыми руками, ни своим мечом, ни святогоровым.

Как и всегда с былинами, есть разные варианты продолжения этой истории. То ли Святогор смирился со своей судьбой, то ли в панике, ещё сильнее желая выбраться, он предложил Илье Муромцу перенять его силу. В одних историях он просто дул, чтобы выпустить свой «богатырский дух», в других — предлагал Илье отведать его слюны и пота.

Но Илья перенял только часть сил Святогора, либо с самого начала отказался от такой идеи. Как он сам говорил, ему не надобна такая громадная сила, из-за которой даже по земле ходить затруднительно.

У меня головушка есть с проседью,

Мне твоей-то силушки не надобно,

А мне своей-то силушки достаточно.

Если силушки у меня да прибавится,

Меня не будет носить да мать сыра земля.

В этом ещё было и символическое значение — Илья Муромец, как и другие подобные ему богатыри, не продолжатель и не приемник Святогора. Так просто силы ему не нужно — она необходима ему для защиты своей отчизны. А там, где он не мог справиться одной лишь грубой физической силой, на помощь ему приходили хитрость, смелость, смекалка и другие качества.

В итоге Святогор окончательно смирился с неминуемой смертью, сказал Илье Муромцу бросить его и продолжить свои странствия дальше. Так в том каменном гробу и умер Святогор.

Илья Муромец пытается освободить Святогора

Сухман Одихмантьевич

Как-то на пиру князь Владимир приказал богатырю Сухману Одихмановичу пойти и поймать живого лебедя голыми руками. Пригорюнился Сухман и приехал к берегу Днепра.

Но там он увидел полчища татар, форсировавших реку. Оружия у него не было, поэтому он вырвал рядом стоявшее дерево — и, размахивая им, изничтожил всю орду. Но трое последних татар-таки сумели ранить Сухмана. Богатырь закрыл рану маковыми листочками и поехал докладывать о своём подвиге князю.

Но Владимир в Киеве отправил Сухмана за решётку в подземелье: приказа поймать лебедя тот не выполнил, а в россказни богатыря князь не поверил.

Только когда Добрыня Никитич съездил до Днепра и привёз в доказательство правоты богатыря окровавленную дубину, Сухмана освободили из темницы, его начали одаривать. Но гордый богатырь не захотел получать дары от ненавистного князя, выдрал из раны маковые лепестки, истёк кровью и умер.

Василий Игнатьевич

Когда Киев в очередной раз осаждали татары, а Илья Муромец сидел в тюрьме, князь Владимир искал по всему городу, кто бы мог защитить город. Ему в итоге рассказали про некоего богатыря Василия Игнатьевича из городской бедноты — по кличке Васька-пьяница.

Он нашёл Ваську в одном кабаке. Вдрызг пьяный богатырь лежал на печи голышом, прикрываясь только рогожей, так как спустил на выпивку решительно все — и своё, и жены.

Он двенадцать годов по кабакам гулял,

Пропил, прогулял всё житье-бытье своё,

Всё житье-бытье свое, всё богачество.

Князь принёс богатырю доспехи с оружием и позвал сперва попировать с ним. Богатырь заявил, что князь также, как и бояре, ему противен, и что он не пойдёт к нему в палаты.

Илья Муромец и голь кабацкая Константин Васильев

По одной из версий Василий Игнатьевич сразу же перешёл на сторону татар, взял Киев штурмом, ограбил город, перебил всех бояр — а напоследок перерезал и всех татар.

Но чаще он лишь притворно обещал помочь татарам. Он их предал и перебил половину воинства — другая половина бежала. Но когда он вернулся после победы, то посшибал из лука маковки всех церквей и забил бояр до смерти.

На основе русского эпоса можно сделать какую угодно историю — он ничем не уступает ни артуриане, ни греческой мифологии, ни скандинавской.

Помимо былин, в которых вообще было свыше восьмидесяти различных богатырей, среди русских преданий полно малоизвестных сказок и других сказаний с громадными объёмами материала для вдохновения. Остаётся лишь надеяться, что однажды эти истории лягут в основу талантливо сделанных фильмов и игр.

Баян Виктор Васнецов

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич родом из богатого купеческого рязанского рода. Отца его звали Малк, так что отчество Добрыни — Малкович.

Он был очень могуч, но кроме того и крайне образован, учтив, дипломатичен и даже знал двенадцать языков. Благодаря таким качествам Владимир постоянно посылал его в дипломатические миссии и собирать дань. Добрыня был азартен — но в меру, из-за чего зачастую просто выигрывал у царей и королей всю дань со сторицей.

Вообще, одним из главных прототипов для образа Добрыни Никитича послужил воевода Добрыня, дядя Владимира Красно Солнышко. В народный эпос он попал после объединения с традиционными историями о змееборцах. Что хорошо заметно по следующей былине.

Как-то раз Добрыня пошёл купаться на Пучай-реку — и тут на него внезапно налетел змей. В завязавшемся бою богатырь одолел змея и сохранил ему жизнь — с условием, что змей никогда не будет летать в земли киевские, а Добрыня — никогда не ходить в земли змеиные.

Но не послушал его змей и некоторое время спустя похитил князеву племянницу Забаву Путятишну. Тогда Добрыня пришёл во владения змеевы, убил его и освободил девушку.

Одна из наиболее часто встречающихся точек зрения — данная былина сродни истории Георгия Победоносца. Змей олицетворял собой язычество, а Добрыня — воеводу Добрыню из реальной истории, что крестил Новгород. Причём, по словам новгородцев, «Путята крести мечом, а Добрыня огнём».

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем Виктор Васнецов

После окончания службы у Владимира Добрыня как-то прогуливался по Киеву и бросал камни в окна, с лёгкостью разбивая их. По другой версии он увидел голубей, что ему показались нечистой силой, и неудачно попытался их пристрелить из лука. В любом случае это привело к гибели змея, любовника колдуньи Маринки Кайдаловны.

Колдунья решила женить Добрыню на себе. Но никак ей не удавалось его в себя влюбить. Тогда она превратила богатыря в золоторогого тура и уже в таком виде насильно женила на себе.

На пиру у князя Маринка по пьяни похвасталась перед всеми в том, что пленила Добрыню. Это услышал один из родственников Добрыни и отправился спасать богатыря.

Когда Добрыню расколдовали, он пришёл к Маринке и перво-наперво обвинил её в измене со змеем поганым. За это он, по давнему обычаю, отрезал ей губы, руки и ноги, так как она целовалась со змеем, обнималась с ним и ногами оплетала его.

Гой еси, моя молодая жена,

У тебя в тереме нет Спасова образа,

Некому у тя помолитися,

Не за что стенам поклонитися.

Чай моя острая сабля заржавела

Богатырский скок Виктор Васнецов

Следующий брак Добрыни уже был счастливей.

Однажды Добрыня ехал по степи — и увидел целиком закованного в броню воителя, скачущего на коне. Догнал его богатырь — и со всего размаху ударил его по голове дубиной. Но тот всадник даже не шелохнулся.

Изумлённый Добрыня подъехал к ближайшему вековому дубу, чтобы проверить свою силушку богатырскую. От его удара дуб разлетелся на куски. Тогда Добрыня снова догнал всадника и снова ударил его со всей силы по голове — но опять никакого эффекта.

Обернулся всадник, чтобы проверить, что это рядом такое мельтешит — и выяснилось, что это Настасья Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Она усмехнулась и сравнила удары Добрыни с укусами комарика, на что последовал очередной удар от богатыря. После этого она взяла богатыря с конём себе в руку и засунула к себе в карман. Да, порой в былинах персонажи с лёгкостью меняли свои размеры, что сейчас смотрится парадоксально.

По аналогии с былиной о Святогоре, конь не выдержал веса двух богатырей. Тогда Настасья решила посмотреть на Добрыню Никитича повнимательней: если б он был старым да нехорошим, то срубила бы ему голову, если б он был молодым да пригожим, то вышла бы за него замуж.

Добрыня приглянулся богатырше — и вскоре у них состоялась свадьба, после которой они жили вполне счастливо.

Настасья Микулишна Николай Рерих

Бова Королевич

Бова Королевич и Еруслан Лазаревич были самыми популярными богатырями в XVIII веке. И из истории Бовы Александр Сергеевич Пушкин тоже многое взял для своих произведений — в особенности для «Сказки о царе Салтане».

Причём Бова Королевич имеет явные западноевропейские корни. Можно даже назвать имя прототипа этого персонажа — рыцарь Бэв из англо-норманнских преданий. В XIII веке во Франции про него написали поэму. В конце XV веке в Италии на основе этой поэмы написали роман «Бэв из Антона». Благодаря венецианцам вскоре роман перевели на хорватский. Через столетие «Бэв из Антона» перевели с хорватского на польский для двора Барбары Радзивилл, королевы польской и великой княгини литовской. Примерно тогда же появился и русскоязычный пересказ этой истории. Так рыцарь Бэв превратился в богатыря Бову.

«Славный витязь Бова Королевич»

Былина о Бове Королевиче начиналась с того, как его злая мачеха Милитриса вместе со своим любовником Додоном убила своего мужа Гвидона. Так что Бова вынужден был бежать из дома.

Во время своего путешествия он попал в рабство, откуда его вытащил король Зензивий, сделавший Бову своим холопом. При дворе Зензивия Бова влюбился в Дружевну, королевскую дочку. В честь неё совершил немало ратных подвигов: например, Бова в одиночку при помощи меча-кладенца поборол несколько войск королей Маркобруна и Лукопера.

Однажды Маркобруну всё же удалось похитить принцессу. Тогда Бова Королевич на своём богатырском коне перемахнул через стену крепости коварного короля и раскидал всех противостоявших ему богатырей тупым концом копья. Бой затянулся, а у Бовы переломалось всё оружие. Тогда он взял бревно и, орудуя им, таки освободил Дружевну из плена. Сразу же после этого Бова не ней женился.

После этого как-то раз Бове пришлось сражаться с Полканом — практически неуязвимым богатырём, который был то ли кентавром, то ли пёсиглавцем. Но в ходе схватки выяснилось, что Полкан — благородный воитель, и им в принципе незачем сражаться.

С тех пор он сделался верным другом и соратником Бовы Королевича. Но, как и было ему предсказано, в итоге Полкан умер от лап львов, когда защищал от зверей жену и детей Бовы.

Спустя несколько лет счастливого брака Бова захотел отомстить мачехе за убитого отца и отправился с огромным войском к себе на родину. Хотя богатырь с успехом побеждал всех своих врагов, его жену несколько раз чуть не убили — ей пришлось бежать.

Долгие годы от неё не было вестей. Тогда Бова Королевич решил снова жениться. На этот раз — на Минчитрисе, дочке короля Салтана. Но у неё во дворе Бова нашёл свою возлюбленную Дружевну — все эти годы она скрывалась под видом простой швеи. На радостях Бова устроил пир, после которого Минчитриса вышла замуж за его оруженосца Личарда.

Бова-королевич Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век.

Еще про Тора:  Предки славян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *