Славянский домострой – поверья славян для дома
Фэн-шуй – популярная китайская наука о гармонии с окружающей средой и умении обустроить свой быт в соответствии с законами природы. В нашей славянской культуре существует своя система представлений об устройстве дома. К сожалению, она практически забыта и осталась в нашей жизни только в виде отдельных примет и суеверий. Мы знаем, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, протягивать соседу нож и вилку острым концом и так далее. Не зная, правда, почему этого делать нельзя. Все эти вещи – лишь маленькая частичка древней науки духовного развития и взаимосвязи всех явлений и объектов.
Во все времена дом многие из правил считался гнездом, защитой от ненастья и зла. Не зря родилась пословица: «Дома и стены лечат». Бескрайний мир космоса наши предки приближали к себе с помощью образов, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами.Приступая к строительству своего дома, как в прямом, так и в переносном смысле, мы можем использовать многие из правил, которыми руководствовались наши деды и прадеды. Строительство следует начинать после новолуния – на растущей Луне. Одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора следует посадить дерево. Ранее сажали березу или рябину. Вообще все деревья в представлении наших предков обладали определенными качествами: черное дерево символизировало способности к магической защите, дуб – силу и удачу, сосна – деньги и выздоровление, вишня – любовь, кедр – долгожитие, клен – любовь и материальное благополучие, а орех – здоровье.
С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку – она «обеспечит» здоровье семьи.Особое место в домах наших прародителей занимал порог, высокий и крепкий, так как под ним в языческие времена хоронили после сожжения прах предков. А затем порог стал рассматриваться как место обитания родовых духов. До сих пор сохранилась традиция – на пороге не разговаривать. Над порогом входной двери принято вешать или рисовать подкову, символ счастья, или христианский крест – как защиту от негативных энергий.Прихожая должна быть просторной и светлой, ведь именно здесь предстоит принимать гостей, сюда возвращаются уставшими с работы, и через нее происходит обмен энергиями самого дома и внешнего мира.
Окна тоже связывают нас с окружающей природой, поэтому их следует ориентировать на солнечную сторону. Восток и юг символизируют жизнь и тепло. Посему и лучше, чтобы окна комнат и спален выходили на юг и восток, а входная дверь, кухня, ванная комната и туалет на запад и север.Центральное место практически в любом славянском доме – кухня-столовая (в древности – печь). Здесь всегда кипит жизнь: собирается вся семья за обедами-ужинами, беседуют с гостями, воспитывают детей, «изливают» душу друзьям, здесь же и по поверьям обитает дух-хранитель – домовой. Поэтому именно кухня, подчас самое уютное и «обитаемое» место в доме, должна быть красивой и чистой. Здесь по традиции можно развесить символы-обереги: ложки, символизирующие сытную жизнь, декоративные ключики – символ приданого, богатства, топорики – знак языческого Перуна – покровителя урожая, бубенчики, свистульки, лопатки, венички – защиту от разных бед, кукурузные початки и шапки высушенного подсолнуха – «детские» обереги и так далее. И красиво, и полезно!
Стол по славянским обычаям должен соединять в доме два пространства – жилое и рабочее, и на его главной стороне, под иконами, сажают хозяина-кормильца. На столе ранее стоял самовар с красивой куклой-грелкой, сшитой руками хозяйки дома, старшей женщины в семье. У славян кукла имела глубокий смысл: оберегала и походила на идола. Берегиню (пышную куклу) помещали также над крыльцом и на окнах. Верили, что она охраняет детский сон и оберегает. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. Многие куклы наполнялись зерном – символом благополучия и здоровья. Дом без игрушек считался бездуховным и пустым.
Нарядные льнотканые полотенца слыли в славянорусской культуре, пожалуй, самыми популярными оберегами и украшениями дома (кухни-столовой, гостиной и даже спальни). Полотенце – символ человеческой жизни, как бы полоса судьбы.Зеркало символизирует денежное благополучие. Повесьте зеркало рядом со столом в гостиной или кухне – оно привлечет достаток в дом. В последнее время стало очень модно украшать зеркалами спальни. Никогда нельзя вешать зеркало возле кровати – в этом случае оно способно разрушить вашу жизнь, отобрав все силы и энергию! Не следует размещать над кроватью также полки, шкафчики или картины с негативными изображениями или сюжетами. Очень кстати будут невинные домашние цветы в горшочках – герань, алоэ, нежные фиалки.Наши предки вообще придавали большое значение растениям, кои и лечили, и кормили-поили. Их использовали как обереги: например, папоротник, лилии, ноготки, можжевельник выращивали у входа, чтобы защитить дом от злых духов и сглаза.
Лишних вещей в доме быть не должно. По представлениям прародителей каждая вещь служит для конкретного дела и должна быть наполнена любовью и великим смыслом службы материального духовному. А лишние вещи создают хаос и беспорядок, поэтому от них следует систематически освобождаться. Как правило, это делают перед Рождеством и Пасхой.Традиция украшать свое жилище восходит к временам язычества, когда таким образом человек стремился защитить свою семью от злых сил. Поэтому образы священных животных и птиц располагались на самых уязвимых для негативных энергий местах: окнах, воротах, дверях, дымоходе или камине. Коль дом выражает триединую систему, то и обереги соответствуют трем мирам – земли, воды и воздуха.
Природность используемых материалов, воплощенные в предметах быта поэтические образы и духовные идеи издревле помогали нашим предкам сделать свою жизнь прекраснее и теплее. Помогут они и нам, ведь устройство и дух дома зависят только от самих хозяев, от их добрых помыслов, желаний и трудолюбия.
В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом — моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков – Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».
Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое — Яр, отражает великое — Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой — Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.
Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога — считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.
Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.
Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому — Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.
При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад — специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.
Сам дом устраивался по определённому принципу и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами — устроителями домового пространства. Причём, каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть — фундамент и подпол или погреб — Навь, прошлое, основа; средняя часть — жилая — Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша — небесный свод, Правь — обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или ладью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату — Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце располагали фасад — лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.
В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона — сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые — как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог — устроитель явной жизни и Стривер — хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же размещались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога — хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши — небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом — тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома — печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог — была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме — жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи — Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перетекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.
С запада к южной стороне обычно примыкала, прихожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с западной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабильности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна — он правит потоки, текущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно подкову, обязательно побывавшую под лошадью и найденную самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., расположенная так подкова символизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить идущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна — Градинами.
С западной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, будь то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно идет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.
Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и привликающих благо, древние обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.
И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.
Перунов — крест один из вариантов оберёжного знака закладываемого в доме.
Колесница или ладья Дажьбога. Орнамент североно — русской вышивки.
Градина — знак Перуна, вырезаемый над входной дверью.
Перед тем, как начать разговор относительно домов древнеславянских народов, сразу стоит обратить отдельное внимание на том, что они всегда строились не в случайных местах. Славяне никогда не строили дома в низменностях, строительство было своеобразным ритуалом, и дома возводились только в строгом порядке, а не хаотично. Древние славяне никогда не строили дома на месте разрушенных (в большинстве случаев сгоревших), так как место уже имело дурную славу, на местах силы и участках, где возможно некоторое изменение пространства и времени. Дом всегда строился на «чистом месте», недалеко от леса и источника питьевой воды. Естественно, с ростом поселений нашим предкам было все сложнее выполнить условия правильного строительства дома, поэтому они нашли простое решение проблемы – они основывали новые поселения, благо, территория славянских земель позволяла это сделать.
Если ориентироваться на данные, которые были получены археологами и исследователями славянской культуры в ходе раскопок, то можно увидеть интересную особенность – древние славяне возводили дома справа по течению рек, так как слева часто располагались кладбища и капища. В таком расположении нет ничего странного, ведь именно правый берег считался берегом живых – Яви, а левый – берег Нави и Прави, поэтому на нем могли жить только жрецы, ведуны и волхвы. Естественно, с ростом поселений и появлением первых городов правило нарушалось.
Как славяне строили дома
Если задать вопрос относительно того, как славяне строили свои жилища, то однозначный ответ услышать невозможно даже от ученых, посвятивших всю жизнь изучению славянской культуры. Это связано с тем, что остатки строений древних славян в большинстве случаев фрагментарны, поэтому многие моменты до сих пор не разгаданы, особенно касающиеся сакрального смысла построек, нанесенных на них обережных символов и даже расположения домов относительно друг друга. Но при этом на основании имеющихся материалов можно судить об особенностях древнеславянских домов и о том, как жили наши предки.
Немаловажным моментом в строительстве домов древних славян являлся материал, от правильного выбора которого зависели долговечность строения и комфорт проживания в доме.
У древних славян практиковался культ дерева, согласно которого определенные деревья могли использоваться для строительства, а некоторые приносили неудачу. Естественно, подобные верования очень сильно связаны с тем, какими особенностями обладало дерево, как оно воздействовало с влагой, и обрабатывалось. Традиционным материалом для строительства жилых домов являлись деревья хвойных пород, смола которых защищала древесину от влажности – сосна, лиственница. Была одна особенность строительства – конструкцией дома было предусмотрено использование несколько пород древесины в разных частях дома. Если говорить о том, из какой древесины строились культовые сооружения, то это дуб – дерево Перуна, которое связывает загробный, земной и небесные миры. Никогда не использовалась осина, так как она считалась проклятым деревом.
Наши предки ревностно относились не только к тому, какая порода древесины будет использоваться для строительства дома, но и к тому, где дерево росло, какая у него была форма и даже на то, как оно упало при рубке. Славянские строители не использовали молодые и старые деревья, считая это неправильным. Недолюбливали они деревья с наростами, дуплами, с нестандартным стволом, так как веровали, что в них обязательно обитают злые духи. Для древних славян рубка деревьев была аналогом убийства, поэтому они всегда просили прощения у дерева и духов леса.
Отдельное внимание древние славяне уделяли обработке древесины. Свежий лес никогда не использовался, он должен был вылежаться, просохнуть и при этом его должны были покинуть лесные духи. Интересным моментом является фраза «рубить дом», а не «строить». Подобное словосочетание не случайно, так как обработка производилась топором – земной интерпретацией Секиры Перуна. Даже после того, как у наших предков появилась пила (от германских племен), при помощи которой процесс спиливания дерева и его обработка происходила значительно быстрее, топор всегда считался основным орудием строительства. Это связано еще и с тем, что пиленые бревна впитывают влагу больше рубленых, а также могут трескаться. Славянские дома традиционно строились из рубленых бревен, которые верой и правдой служили не один десяток лет.
Разновидности домов у древних славян и их особенности
Нельзя сказать, что наши предки были варварами, которые жили в пещерах. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что древние славяне ценили комфорт и практичность, поэтому из дома были нескольких видов, причем в зависимости от периода времени они менялись.
Землянки и полуземлянки
Если обратиться к истории, то самыми древними видами славянских жилищ были землянки и полуземлянки. Основа таких строений – большая яма в форме квадрата, глубина которой составляла 1-1,5 метра. В яме возводились стены, выполняемые или в виде сруба из отесанных бревен, или плахи, которые размещались между массивными столбами. Если строилась землянка, то стены были полностью под землей, если полуземлянка – они возвышались над уровнем земли на 1-2 метра. Такие сооружения были с глиняным полом. Интересной особенностью таких домов можно считать расположение входа – он практически всегда был с южной стороны.
Крыша полуземлянок была с двумя скатами и изготавливалась из теса, поверх которого укладывалась солома и земля – это позволяло максимально сохранить тепло в помещении и предотвратить пожары.
Но не стоит думать, что землянки и полуземлянки были очень удобными и комфортабельными, имелся и ряд минусов жизни в них. Среди недостатков можно отметить:
- Небольшую площадь – 12-16 кв. метров;
- Отсутствие окон, из-за чего дым во время топки печей выходил через вход;
- В дождливое время года в землянки и полуземлянки попадала вода;
- Из-за того, что грунтовые воды располагались неглубоко, в таких домах было сыро.
Со временем наши предки стали все чаще строить дома на земле, но землянки и полуземлянки строились практически до середины прошлого века в некоторых регионах.
Первые дома, построенные на земле, у наших предков стали появляться в VIII-X веках, а всем известное название «изба» стало встречаться в летописных материалах X века. Изначально избы строили славяне, жившие в северных регионах, так как почва там была болотистой, сырой и промерзала достаточно глубоко, из-за чего утеплить землянки и полуземлянки было проблематично.
Изначально в славянских избах была одна утепленная комната (она называлась клеть) и сени (они не отапливались и служили хозяйственным помещением). В большинстве случаев в избе была одна дверь и небольшое окошко, использовавшееся для проветривания комнаты и закрывавшееся небольшой доской. Немаловажным моментом являлось то, что в холодное время года в одной комнате находились не только члены семьи, но и молодой скот.
Отдельное внимание в избе всегда уделялось печи, которая могла быть как с трубой, так и без нее. В зависимости от конструкции печи изба могла быть курной (без трубы) и белой (с трубой). Строительство изб производилось из отесанных бревен с деревянной или соломенной крышей. Постепенно избы становились больше по площади (в них стали появляться горницы) и украшались причелинами, наличниками, росписями.
Очаг – важный элемент славянских домов
Одним из ключевых элементов любого славянского дома – избы, землянки или полуземлянки, считался очаг. Изначально он имел открытую конструкцию и выкладывался камнями, а затем наши предки стали строить закрытые печи из камня и глины, размещаемые в дальнем углу относительно входа. Наличие печи позволяло максимально сохранить тепло в доме и готовить пищу. Постепенно менялась конструкция печи, в которой можно было выпекать хлеб, запекать и томить разнообразную еду, а также служить в качестве спального места.
Сакральное значение домов у древних славян
Археологические исследования подтверждают, что дома у древних славян не были особо высокими – не более двух этажей. Это связано не с тем, что сложно было обустроить мощный фундамент, а тем, что славяне не испытывали необходимости строить большие дома. В большинстве случаев мужчина строил дом себе сам, приводя в него свою семью.
Конструкция домов была достаточно простой с геометрической точки зрения – квадратной или прямоугольной. Стоит заметить, что округлые конструкции были только у строений, имевших сакральное значение.
Как славяне защищали свои дома
Самым распространенным вариантом защиты домов наших предков являлась обережная резьба, состоящая из рун и узоров свастического характера, которая наносилась на наличники, фасад и двери. Не стоит забывать и о том, что у славян было множество домашних духов, главным среди которых считался Домовой. Это был не просто дух, а своеобразный образ, в котором были аккумулированы духовные, мысленные и эмоциональные силы обитателей дома. Говоря простыми словами, образ Домового – это мысли действия и надежды домочадцев. Со временем Домовой стал сказочным и фольклорным героем, который являлся хранителем дома, способным немного позлиться на хозяйку за немытую посуду или помочь в быту, успокоив ночью плачущего ребенка.
Другими духами, почитаемыми славянами, были Овинник, Дворовой и Банник. Эти духи отвечали за отдельные помещения – овин для скота, баню и дворовое хозяйство. Славянская изба всегда выполнялась с двускатной крышей, благодаря которой энергия могла свободно двигаться по дому, позволяя установить связь меду мирами Прави и Нави.
Обереги для защиты помещений в доме
С учетом верований славян отдельного внимания заслуживает размещение оберегов в доме, так как у многих предметов был тайный смысл и значение. Входные двери защищали обитателей дома от зла и дурных мыслей. Для этого на них вешали подкову, скрещенные иголки, специальные обереги в виде веника из различных трав, колосьев и цветов.
Стоит сказать, что после принятия христианства на Руси церковь приложила немало усилий для того, чтобы искоренить языческие традиции и верования славян. Поэтому сказать абсолютно точно, какие именно обереги использовались нашими предками для защиты жилья, очень сложно. Упоминания о них отрывочные и найти их можно в некоторых хрониках, летописях, записках, а также в церковных заметках, в которых были указания относительно искоренения язычества.
Какие обереги славяне делали для защиты дома и семьи
Нашими предками использовалось достаточно много специфических оберегов, предназначенных для защиты дома и домочадцев, причем это далеко не всегда были обережные символы или руны, а и привычные бытовые предметы, которые имели более глубокое значение. К таким оберегам можно отнести:
Чуры, кумиры, лики
Чуры представляли собой статуэтки, изображающие богов Рода, которые изготавливались из дерева или камня. Лики – это своеобразные иконы древних славян, они изготавливались только из цельного куска материала – дерева, камня, кости. Основное назначение таких оберегов – это прославление Рода. С их помощью древние славяне просили помощи у предков, им приносились требы в особые даты и по праздникам. Славяне считали, что во время совершения различных ритуалов пробуждаются силы Нави и Прави, а также личные покровители членов семьи.
Одни из самых распространенных вариантов для создания защиты дома и семьи. В домах их вешали на входе в комнаты и непосредственно в самих комнатах, где их прятали в укромных уголках для того, чтобы никто посторонний их не видел. Изготавливались они из различных материалов, в том числе из глины (об этом свидетельствуют археологические находки). На них наносились обережные символы – солярные знаки, символы Коло, Лады, Рады и других богов.
По немногочисленным свидетельствам в летописях и упоминаниях в описаниях быта славян можно судить о том, что они очень часто использовали панно, которые были не только украшением достаточно простых бревенчатых домов, но и служили оберегами. Такие объемные панно украшались артефактами, орнаментами, вышитыми хозяйками и ведуньями, рунными ставами. В них вплетались бусины, камни, целебные травы, символы Макоши и Лады.
Ткацкое ремесло было достаточно развито у древних славян, и они не только изготавливали одежду и предметы обихода, но и использовали холсты в качестве оберегов. На холстах вышивались боги-покровители и орнаменты в виде Звезды Папоротника, Радинца, Молвинца, Алатыря. Считалось, что иметь в свое доме такие холсты – это хранить память о своем роде и получить помощь предков.
Обережные символы в славянских домах
Немногочисленные документальные свидетельства, обнаруженные при раскопках славянских домов, позволяют говорить о том, что славяне использовали для защиты домов несколько традиционных оберегов. На славянских домах встречались самые различные обереги, которые размещались в различных местах, обеспечивая защиту обитателей дома от негативной энергетики, злых взглядов и напастей. Обережные знаки в славянских домах наносились во многих местах, но самыми популярными считались участки около входных дверей и окон, где обереги выполнялись при помощи резьбы. Стоит сказать, что обереги наносились как в виде отдельных элементов, так и были частью сложного орнамента, который одновременно был украшением дома и выступал в роли защиты.
Алатырь в верования древних славян часто назывался «всем камням камень». Наши предки верили, что упавший с неба в давние времена камень был символом основания всего сущего, тем более что на нем были начертаны законы Сварога. В славянских домах этот знак наносился над входной дверью и был одним из символов в орнаменте, вырезаемом на наличниках. Алатырь позволял защитить дом и его обитателей от злых сил, порчи и колдовства, так как он обладает очень сильной позитивной энергетикой.
Оберег Всеславец издавна связывали с богинями Ладой и Славуней, которые считались защитницей всего живого и прародительницей всех славянских народов. Хотя существует еще одно толкование знака, связанное с полоцким князем Всеславом Вещим, который в свое время был настоящим защитником славян и их традиций. Этот оберег наносился древними славянами около очага или печи, так как его основное назначение – защищать дом от пожаров, а обитателей дома – от ссор и конфликтов.
С учетом того, что древние славяне особо почитали оберег Древо Жизни, символизирующее мироздание, они обязательно наносили этот обережный знак в своих домах. В большинстве случаев он изображался в красном углу, который обязательно был в каждом доме (он располагался по диагонали от печи), причем это могло быть, как символичное изображение на полотне или деревянной дощечке, так и отдельные элементы, связанные воедино – ветки, цветы, травы. Древо Жизни оберегало дом от всевозможных напастей, наводнений, пожаров, способно было привнести в дом достаток (при условии постоянно работы) и влияло на пополнение семьи.
Дуния считалась образом слияния живого огня – земного и небесного, предназначенного для сохранения единства рода. Часто нашими предками символ использовался для строительства огненных жертв – они имели форму Дунии. Славяне верили, что этот символ станет надежной защитой дома от проникновения в него злых сил и не позволит никому нарушить домашние устои. Этот знак традиционно наносился на стены дома и окна, оберегая его жильцов от неприятностей.
Звезда Лады-Богородицы относится к одним из самых известных и почитаемых славянских оберегов, поэтому неудивительно, что наши предки использовали ее не только для индивидуальных талисманов, но и для защиты своих домов. Нанесенный на стену обережный символ Звезда Лады создавал надежную защиту домаот темных сил и неурядиц, способствовал хорошим внутрисемейным отношениям.
К символу Небесный Крест у древних славян было особое отношение, так как они считали его одним из самых энергетически сильных и обладающих защитными свойствами. Его основная защита – это защита нравственности человека от внутренних соблазнов, поэтому неудивительно, что в своих домах славяне часто использовали этот знак в виде оберега. Он наносился на стены дома, причем в большинстве случаев он вырезался для того, чтобы создать защиту членов семьи от необдуманных поступков и для сохранения мира и гармонии между домочадцами.
Родовик считается одним из сакральных знаков бога Рода – прародителя богов. Его наши предки вешали в домах над кроватью младенца для того, чтобы он мог почерпнуть силу и положительную энергию предков. Помимо этого знак наносился на стены дома для сохранения в доме мира, спокойствия, благополучия и достатка.
Сваор известен многим как символ Рода или как знак бесконечного небесного движения. Нашими предками этот символ наносился на посуду и иные предметы домашнего обихода (имеются неоспоримые археологические доказательства, обнаруженные на местах поселений древних славян). Этот знак позволял привлечь в дом счастье, достаток и материальное благополучие.
Триединый знак, соединяющий в себе Явь, Навь и Правь, а также трех верховных богов славянского пантеона Сварога, Перуна и Святовита, выполненный в виде трех переплетенных между собой лепестков, считался очень мощным оберегом, который способен очистить дом от темных сил. Многие наши предки не только носили этот символ с собой, но и хранили его в красном углу, вышивали на холстах или просто вырезали над входной дверью, так как верили, что его наличие способно не пустить в дом злые силы.
Чур у славян был одним из олицетворений магического щита, который служил защитой дома и придомовых территорий от зла и негатива. Поэтому часто этот знак наносился на врата и входные двери, причем он мог быть нарисован или вырезан.
Двусторонний оберег Яровик-Огневик издавна считался символом бога Солнца Ярила, который наполняет своей силой и мощью землю. Нашими предками этот знак наносился на входе в хлев или коровник для того, чтобы создать защиту скоту и приумножить его. Часто этот знак наносился в амбарах и кладовых, защищая дом от голода и бедности. Можно встретить доказательства того, что Яровик-Огневик наносил на скаты крыш, на ставни, потолки, где он служил защитой от воров.
Молвинец – оберег, обладающий мощной энергией, позволяющей защитить не только его владельца, но и его дом от сглаза и порчи. Оберег универсальный, поэтому он часто наносился нашими предками на предметы быта и стены в доме, защищая его обитателей от негатива, который был рожден словом.
Славянский дом – больше, чем просто жилище
Древние славяне всегда трепетно относились к тому, что их окружает, и их дома – не исключение. Естественно, многие моменты неизвестны, так как не так просто найти документальные подтверждения, которые тщательно искоренялись христианством. Но можно уверенно сказать, что дома древних славян – это результат многовековой работы многих поколений, которые старались сделать их максимально комфортными и удобными для проживания.
Люд славянский нынче умный, да мудрый. Просто так, никто ничего впопыхах делать не будет, спешка дело неразумное. К каждому делу свой подход знать нужно. А ещё совета у старейшин спросить, благословения у волхва великого. Ведь без помощи родичей, да без покровительства богов светлых, ни один человек счастлив не будет. Вот, например, родилось коли в семье дитятко, имя ему выбрать нужно. Вот, когда Снежа родилась, батюшка её любимый, пошёл с советом к волхву местному, да бы совет получить, как дочь свою назвать. Так, она девчушка со смоляными косами, да чёрными глазищами в пол лица, получила своё диковинное имя — Снежа. И пусть в деревне все удивлялись, а дети порой и задевали, но девочкой она была не по годам умной. Понимала, коль что сказано, значит так и должно было случиться. С именем своим Снежа свыклась, а так же и с многими другими вещами. Хоть и была, она ещё крохой, не увидевшей даже десятой весны своей, а уму — разуму могла поучить и ребят постарше. Бабки поговаривали, что мудрость к ней от богини Мары пришла, мол названа именем зимним, вот тёмная богиня ей и покровительствует. Снежа не знала сколько правды было в этих словах старческих, только вот она знала, что у каждой вещи в жизни свой порядок. Вот, новый дом хотел её батюшка построить, чтобы их семья большая ещё лучше зажила, в новой и просторной избе. Снежа знала, чтобы дом построить сначала нужно место хорошее выбрать, чтобы место это всякая хворь, да бесы злобные обходили. Знала Снежа и о том, что из леса не всякое дерево приволочить можно, чтобы стены крова нового воздвигнуть. На каждый шаг, свой черёд нужен. А ещё Снежа слышать и слушать умела о том, о чём земля говорит, о чём лес шепчет. От того, она с батюшкой везде хвостиком ходила, да если и видела, что что-то криво идёт, тянула отца за рукав и тихо на ухо говорила, как всё должно быть. Сельчане дивились такому, а волхв мудро улыбался и глазами своими ясными блестел. Поговаривал только в ответ на все вопросы: «коль чадо видит, коли чадо слышит, и нам надобно увидеть и услышать». Вот и место для новой избы Снежа помогала найти, на опушке самого леса. Рядышком и речка журчит, и совсем близко охотник добрый, со своей женой да ребятишками живёт. А место само столь дивное, что, когда солнышко ясное на заре встаёт, кажется, что оно в гости заглянет. И пахнет здесь дивно — лесными травами, да луговыми цветами. Спокойно и тихо, только пение птиц, да шуршание листвы. Снежа ручку свою крохотную к земле прикладывает, а она тёплая — тёплая. Знает Снежа, что тут прорастёт всё что угодно, и земля рада труду всякому будет. Знает Снежа и то, что дом новый здесь будет большим и светлым, и в нём всегда будут громко смеяться, петь частушки и пиры настоящие устраивать. Коль с сердцем чистым в дом новый войдёшь, то и дом тем же ответит. А ещё Снежа знает, что их домовой хитрый, новую печь пуще прежней полюбит, и в хозяйстве пуще прежнего помогать будет.
Стены родного дома делают нас сильнее, словно все невзгоды и проблемы остаются там, за порогом и не могут нас достать в родной обители. Как там говорят?! Ах, да, кажется что-то типа того, что мой дом — моя крепость. Просто задумайтесь, а ведь — это правда. Когда мы взрослеем, и покидаем родительское гнездо, мы сталкиваемся с суровым и жестоким миром. Загибаясь от проблем и стрессов, мы в первую очередь думаем о своих родителях, и о своём родном доме, где мы выросли. Хочется вернуться туда вновь, и обрести ощущения покоя и защищенности. Стены собственного дома кажутся убежищем от всего остального мира, и если быть честным, то вести войну со всеми, легче из своего дома, где тебе знаком каждый уголок. Автор не уверен, выдержали ли бедные домовые реалии современного быта, но домашний уют неоценим. Именно дома мы позволяем себе полностью расслабиться. Здесь можно и расклеиться по полной программе, пустить слезу, пожалеть себя, или наоборот зализать раны, и собраться с духом. Замечали ли вы, когда — нибудь, что под крышей собственного дома, думается легче?! Дом — это в первую очередь не просто бетонная, или какая — нибудь ещё постройка, но — это его атмосфера и содержание. Оно зависит от много: от самих людей, от их прожитого совместного прошлого, от планировки, от освещения, от вида из окна и от многого другого. Для древних славян постройка нового дома была целым сборищем всяких ритуалов и обрядов, каждый из которых обладал сакральным смыслом. Давайте в этой статье поговорим именно об этом.
Когда наши предки приступали к строительству нового дома, то, это действие они сопровождали огромным количеством разных ритуалов и обрядов. Ради чего они это делали, спросит любопытный читатель. Так вот, всё дело в том, что наши предки боялись, что всякие бесы и нечестивые силы могли помешать им обжиться на новом месте. Переезд и новоселье считалось весьма опасным этапом. В этот период, по поверью наших предков, бесы могли всячески попытаться помешать им обустроить быт, и внести уют в новый дом. Вмешательство нечестивых сил могло проявиться в болезнях домочадцев, в хвори и даже смерти домашнего скота, в постоянных ссорах, в порче бытовых вещей и во многом другом. Чтобы избежать подобных вмешательств, будущие хозяйки проводили особый ритуал прежде чем, вместе с семьёй переехать в новое жильё. На рассвете, до первых солнечных лучей, женщина полностью раздевалась и начинала в таком виде обходить дом по кругу, произнося тихо особый заговор, который повествовал о том, что для сохранности своего жилища и семьи хозяйка ставила во дворе дома железный тын. Именно он служил преградой для того, что во двор не смог пробраться ни один зверь, ни один больной человек или вор, а также ужасный лесной дед. Для пущего эффекта заговора, женщина три раза переворачивалась прямо у ворот, и при этом заговаривала, чтобы в новом доме род приумножался. Конечно, на сегодняшний день всё это кажется немного нелепым, но, такой вот обряд совершался нашими славными женщинами вплоть до девятнадцатого века.
Не каждой земле видывать избы славянские.
До того, как построить дом, древние славяне очень тщательно и щепетильно подходили к процессу выбора места, где они собирались начать строительство. Именно правильный выбор хорошего места являлся залогом успешного завершения всего мероприятия. По верованиям наших предков, земля на котором стоял дом, была «живой» и носила свою энергетику. Этой самой энергетикой подпитывался сам дом, его стены, и эта энергетика через них передавался самим жителям дома. Поэтому для хорошего дома, в котором царило бы благополучие, необходимо было выбрать наиболее подходящее для этого место. До нас дошло много разных способов для определения «удачливости» земельного участка, которые использовали в старину наши предки. Вот, например, в некоторых районах нашей необъятной родины, ставили на выбранный участок земли, чугунок с паучком внутри. Если с наступлением утра, обнаруживалось, что появилась паутина, то, это место считалось добрым и пригодным. Так же, широко была известна традиция выбирать место для строительства с использованием какой-нибудь посуды с мёдом. На выбранном участке вырывалась неглубокая ямка, и туда устанавливали ёмкость с мёдом. Если в течении ночи в неё начинали забираться мурашки, то, это место так же одобрялось для начала строительства. Ещё одним способом для поиска хорошего места для постройки дома, было наблюдение за коровой. Обычно её отпускали пастись вблизи того места, где намеревались начать постройку. Если корова ложилась на землю, то это считалось хорошим знаком. Был известен и такой метод, когда глава семьи приносил с четырёх полей по камню, и расставлял их по выбранному им земельному участку таким образом, что они образовывали четырёхугольник. В центре такой экспозиции помещался головной убор мужчины. Затем, необходимо было ждать три дня. Если камни не меняли местоположения, то, считалось, что это место идеально подходит для нового дома. Бытовало поверье, что ни в коем случае нельзя было строить дом на земле, из-за которой ведутся споры. Это сулило неудачей и горем для новопоселенцев. Так же нельзя было начинать строительство в месте, где были найдены человеческие останки. Это считалось плохим и непригодным местом, так, как там мог обитать сам дух умершего, или ещё какая-нибудь хворь.
Голыми стенами врагов не пугали.
После того, как земельный участок для строительства был удачно выбран, приходила очередь для выбора самого строительного материала. В старину самым пригодным для этого дела считалось дерево. Тут нет ничего удивительного, что было доступным, то под строительство и приспособили наши предки. Дерево нужно было выбирать с умом, так, как именно ему предстояло стать домом, и некой защитой от сил извне. Поэтому, сам материал по верованию наших далёких предков, должен был быть сильным и устойчивым, как перед природными катаклизмами, так и перед напором нечистых сил. Итак, рубить деревья было принято весной. Причина была в том, что сок, который в это время года застаивался в древесине, делал её более крепкой и выносливой. Существовали и запреты на то, какие именно деревья нельзя было ни в коем случае использовать при строительстве. Например, нельзя было срубать деревья, которые были вывернуты и деформированы после непогоды. Считалось, что сам чёрт пометил такие деревья, как свою собственность. Если такие деревья использовали бы при строительстве, существовало верование, что в стены дома мог вселиться бес. Также плохим знаком считалось использовать в строительстве деревья, которые были прислонены к друг — другу. Это считалось предвестником скорого пожара. Так называемые скрипучие деревья могли стать причиной смерти жителей дома. Древние славяне так же всячески избегали использование древесины с тёмной сердцевиной. Считалось, что подобное могло послужить причиной для разных хворей и несчастий в семье.
Третьим шагом к дому мечты было собирание «правильного» мха. Как же наши предки определяли какой именно мох был им нужен, спросите вы мои дорогие и любопытные. Вот на этот случай у древних славян был весьма своеобразный ритуал. В течение недели, глава семьи приходил в лес и срывал по кучке мха. Затем сорванный мох относился и укладывался на чистый участок земли. Так продолжалось каждый день, вплоть до воскресенья. По истечению необходимого срока, наступала пора проверить «правильность» мха. Происходило это следующим образом: мужчина начинал переворачивать кучки мха, и проверять под который не забились насекомые. После того, как такой кусок определялся, далее глава семейства отправлялся в лес именно в тот день недели, в который и был собран изначально мох, не собравший ни единого представителя многочисленного семейства насекомых. Например, если определялось, что под мхом, который был сорван во вторник, не было насекомых, значит мох следовало срывать в каждый вторник. Вся эта строительная прелюдия проводилась только ради того, чтобы максимально обезопасить свой дом от нашествия всяких жуков.
Когда дело доходило до закладывания фундамента, тут наши с вами предки очень тщательно выбирали материал, который и засыпался в фундамент. Категорически запрещалось брать в расход песок, или камни с кладбища. Они несли в себе энергетику смерти и отчаянья, и дом построенный на подобном фундаменте, ну никак не вселял позитив. За дело уже брались не только члены семьи, но и плотники. Строительные обряды только начинали набирать обороты. Когда начинали закладывать первый венец, было принято зарывать по углам монеты. Это считалось символом будущего достатка в доме. Вместе с монетами, прятался и ладан, как оберег, от вторжения в дом злых сил. Широко использовались и кусочки хлеба, и даже голова петуха. Последнее трактовалось, как способ заключить договор с домовым и задобрить его. Все щепки, которые оставались после первого сруба ни в коем случае нельзя было выкидывать. Они собирались и хоронились внутри постройки. Таким образом, древние славяне считали, что всё происходящее внутри дома, оставалось тайной и не выходило на улицу, тогда, как всё происходящее извне становилось известным для живущих в доме. Было так же принято между венцов закладывать травы, собранные в ночь празднования Ивана Купалы. Вообще древние славяне держали в доме много высушенных трав. Некоторые из них были целебными, а не которые были призваны отпугивать нечистые силы. Такие травы обычно хранили по углам дома, чтобы туда не могла попасть молния.
После того, как возведение всех венцов было завершено, проводился один весьма занятный ритуал. Хозяин перекидывал сырое яйцо через стену. Суть этого ритуала была в том, чтобы защитить крышу дома от порывов сильного ветра. Затем чердак начинали застилать мхом (да-да тем самым, который собирали по дням недели). Над мхом вторым слоем хорошенько рассыпали овёс, а затем всё это великолепие присыпали песком. Это считалось предвестником достатка в новом доме.
Затем наступало время для того, чтобы начать обустраивать дом изнутри. В первую очередь нужно было построить очаг, точнее печь. Для этого созывали целую толпу из деревенской молодёжи и принимались дружно за дело. Стройка печи должна была проходить в весёлой и непринуждённой обстановке. Считалось, что таким образом в очаг закладывались самые позитивные эмоции. После завершения работы, было принято угощать помощников. Нельзя было скупиться в таком вопросе, так, как это олицетворяло гостеприимство будущих хозяев.
Построили дом – пора и новоселье справлять.
После всего вышесказанного, наконец наш далёкий и славный предок построил добротный дом. Самое время перебираться всей семьёй в него, и обустраивать быт на свой лад. К этому процессу, древние славяне подходили очень ответственно и осторожно, так, как они меняли не просто место жительства, они меняли всё пространство вокруг себя. Поэтому люди должны были полностью быть уверены в том, что новое пространство будет благоприятным для них. Из окон нового дома, должен был открываться вид на дорогу и на горизонт, чтобы каждый день иметь возможность встречать лицом к лицу рассвет, и восход великого светила в небесную обитель. Рядом с новым домом должен был располагаться источник родниковой воды. Это делалось не только для решения бытовых проблем, но и с точки зрения языческих верований. Огромное внимание уделялось и будущим соседям. Древние славяне по своей сути были очень дружелюбными людьми, для которых было важно поддерживать с окружающими их людьми неподдельно тёплые и доверительные отношения. Соседи порой ближе родственников, которые могут жить за тридевять земель, и скорее всего когда нас постигнет несчастья, первыми с нами окажутся именно хорошие соседи. Отдельное внимание уделялось расположению домашней скотины и коней. Об их комфорте беспокоились не зря, так, как по сути они и были кормильцами семьи, в те времена, когда мужчины не охотились и не рыбачили, или наступали холода.
Сегодня перед тем, как переехать на новое место жительство, многие ещё помнят немудрёный ритуал о том, что в самом начале стоит запускать в помещение кошку. Мотивировано это тем, что кошки мол видят духов и прочие потусторонние вещи. Если кошка тут же выскочит из помещения, то жить там определённо не стоит. Если же представитель семейства кошачьих забудет о вас, терпеливо ждущих у дверей, и заснёт где-нибудь, свернувшись пушистым калачиком, то это место определённо подходит для проживания. Этот нехитрый ритуал пришёл к нам из древности. На некоторых сайтах упоминается, что мол прежде, чем переехать в новый дом, наши предки, за неделю раньше, начинали каждую ночь оставлять в доме животных. Сначала это были представители семейства кошачьих, потом и домашние птицы, а затем очередь плавно доходила и до крупных животных. Например, утверждают, что в дом пускали ночевать коней и коров. Вот как вы себе это представляете?! Значит построил наш славянский мужчина хороший и добротный дом, из правильного дерева, всё прям по канону. На рассвете жена его голой по двору побегала, покувыркалась, заговоры правильные сделала. Печку всей деревней построили, всё прям от души сделали, и тут пустили во всё это великолепие корову и лошадь. Если честно автор в это не верит. Ну вот ни в жизни не поверит он, что какая-нибудь хозяйка вытерпела бы подобного издевательства над собственным домом. Короче, автор — Фома неверующий, остальное за вами читатели.
Бытовало ещё поверье, что кто в дом первый в дом войдёт, тот первый и умрёт. Дескать, дерево, срубленное в лесу, могло так отомстить за свою гибель. Поэтому, чаще всего в дом первым заходил самый старый член семьи. Если в семье как таковой не было старцев, то обычно обращались к соседям, или к близким с просьбой «одолжить» старцев (автор, так всего на минутку представил себе, как новые соседи к нему стучатся с просьбой одолжить дедушку, мол, чтобы он первым умер, весело это очень). Или было возможным пригласить человека, который не верил ни в Бога, ни в чёрта. Таким человеком, нашим предкам представлялись иноземцы. Кстати, начиная с восемнадцатого века, в качестве таких гостей «смертников», приглашали работников аптек, или докторов немецкого происхождения. Немцы с весельем относились к подобным мероприятиям, а наши знай уже тогда точили на фрицев зубы. Ну и на крайний случай, могли впустить в дом петуха. Если петух кукарекал, значит всё хорошо, и беда миновала. Вообще петухам страшно не везло на Руси при строительстве дома — их всё время в жертву приносили, голову отрывали, кровью углы освещали, и вообще под порогом закапывали.
После того, как дом был построен, и можно было в него переезжать, наступала очередь за самым важным. Нужно было забрать своего домового с собой, в новое жилище. По поверью древних славян, домовые обитали за печкой. Без него, никак нельзя было начинать жизнь на новом месте, так, как домовой — это душа самого дома. Он самый большой помощник по хозяйству, и самый большой защитник от всех бед. Коли беда за окном поджидала, то домовой мог и козни какие — нибудь устроить, чтобы задержать хозяев в доме подольше. Домовой помогал и по хозяйству, но, ежели ему попадали ленивые и никчёмные хозяева, он всячески им мешал. Вот, например, он мог забрать какую — нибудь дорогую и важную вещь и спрятать, у себя за печкой. Если хотели вещь выпросить обратно, то вокруг ножек стула начинали обвязывать нитку, да приговаривать, чтобы домовой поигрался, да вещицу обратно вернул. Сами подумайте, разве могли наши предки в новый дом, да без такого удалого помощника отправиться жить?! Нужно было поговорить с домовым и убедить его пойти жить вместе с хозяевами в новый дом. Для этого, стоило задобрить домового как следует. Домового переносили в новое жильё в огне из старой печи, или в старой обуви. Затем хозяйка, на новоселье пекла большой праздничный каравай, и первый кусок она отрезала и клала позади печи, в угощение любимому домовому, чтобы он лучше освоился на новом месте. Заметьте, что местом обитания домового была именно печка — самое главное место в каждом славянском жилье. Фактически весь быт строился вокруг домашнего очага, и огонь в нём символизировал не просто стихию, а защиту от всех тёмных сил. Вот домовой хранителем и дома, и его очага. Поэтому, без него ни одна славянская семья в новое место жить не перебиралась, потому, как верили, что без него в новом доме их постигнут одни несчастья.
В новый дом было принято переносить некоторые вещи быта из старого дома. По сути новый дом — это было новое пространство, которое нужно было суметь правильно наполнить. Поэтому строительные обряды были столь многочисленными. В первую очередь, на новом месте должна была прижиться душа самих хозяев, так, как они не просто ели и спали в доме, но и связывали с ним собственную энергетику. Новоселье праздновали весело и размашисто, гуляя от души, распевая песни и танцуя. Важной составляющей было и хорошее соседство. Древние славяне всячески продумывали свой быт, у каждой, даже самой незначительной мелочи был свой смысл, и наши предки этот смысл знали. Сейчас, в наше время, когда у людей ложные кумиры, так, хочется наполнить свою жизнь духовностью и искренностью. Учитесь у корней, и возможно вы почувствуете, что всё за чем вы гонитесь, не больше чем просто пыль бытия. Наполняйте свой дом добром, и вы увидите, как в нём хорошо и счастливо живётся. Всё зависит только от нас!