КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Публикации раздела Традиции

Форумы » Форумы Авиабазы » Космос » Чёрная дыра » Кощеи (цивилизация Серых)

Кощеи (цивилизация Серых)

Хотел бы обсудить цивилизацию Серых (кощеев), это древняя и враждебная нам цивилизация (воплощенное зло).
О ее представителях существует очень много информации, я хочу тут попытаться интегрировать ее, чтобы возникла целостная картина, а не осколочно-фрагментарная мозаика, какова она, например у уфологов и т.п. структур.

Но, вначале, фото, которые дают представление о внешнем виде Кощеев

Ну и, наконец, вот манекен, который хорошо передает вид Кощеев

О кощеях на Руси знали издревле, что и запечатлено в русских сказках.

Кришна – бог Кришнаитов также был кощеем, о чем не двусмысленно говорит описание его внешности, а именно, серая кожа, руки до колен, крупные черные глаза

“Кришна – лотосоокий, цветом тела подобный грозовой туче, с прекрасными руками, простирающимися до превосходных колен.” (с)

Есть о кощеях информации и в так называемых славяно-арийских Ведах

Информация о кощеях собрана и уфологами

Серые – внеземной вид, который наиболее часто упоминается людьми во всем мире. Сообщения от людей, которые были в контакте с Серыми, расходятся в намерениях пришельцев: некоторые говорят, что они добрые существа и здесь, чтобы помогать человечеству развиваться, в то время как другие полагают, что они – жестокие и намереваются захватить и управлять нашей планетой. Большинство людей, которые вошли в контакт с Серыми полагают, что они активно и регулярно похищают людей. Серые, как сообщают похищенные люди, извлекают яйцеклетки или сперму, чтобы создать серо-человеческий гибрид.

Вид пришельцев: Серые
Происхождение Звездная система Zeta Reticulum (созвездие Сетка, видно в Южном полушарии)
Рост 1,2 – 2 метра
Вес 30 – 40 кг. Глаза Большие, овальной формы, черного цвета
Волосы Отсутствуют
Кожа Грубая серая текстура
Пол Никаких визуальных половых органов
Размножение Возможно клонирование
Общение Телепатическое
Различение характеристик
Продольный разрез рта; нос и уши стандартные; рука с четырьмя пальцами, между которых находятся перепонки; тонкое тело; большая непропорциональная к телу голова.

Гибриды – возможно результат селективного размножения между Серыми и людьми. Серые удаляют яйцеклетку и сперматозоид у людей и комбинируют ДНК Серых с ДНК людей, специально для этого отобранных, чтобы создать Гибриды.

Это сообщение редактировалось 16.06.2008 в 21:20

Летают испокон веков

Ворогом Великой Расы и других Рас на Мидгард-Земле (наша планета), являются представители Пекельного Мира, тайно проникшие на Мидгард-Землю, поэтому территория их проживания не определена. В Ведах они названы Чужеземцами, а места их первичного обитания – Пеклом. Как указывают Веды, они обладали серой кожей, глазами цвета Мрака, были изначально двуполы (гермафродиты), могли быть женщиной или мужчиной (в зависимости от фаз Луны менялась их половая ориентация). Создавали всевозможные ложные религиозные культы. Зарились на всё чужое. Все их мысли были только о власти. Цель Чужеземцев – нарушить гармонию, царящую в Мире Света и уничтожить Потомков Рода Небесного и Расы Великой, поскольку только они могут дать им достойный отпор.

Серые люди прибывали на Мидгард-Землю в небольших количествах в разные времена. Но в массовом порядке, как свидетельствуют Веды, в последний раз они прибыли около 6 тыс. лет тому назад и заняли свободные земли на острове Шри Ланка. Вожди Чужеземцев называются Кощеями, которые используют серых людей в своих целях. Чужеземцы имеют другой генотип, так как изначально двуполы. Но иринируя (смешиваясь на генном и полевом уровне) между остальными людьми, они постепенно превратились в однополых существ, но имеющих достаточно большую прослойку лиц с генетическими и половыми отклонениями (педерастов, лесбиянок, садистов, мазохистов, умственно отсталых и т. п.), поскольку начали размывать устойчивый генетический фундамент остальных рас. Стремление к властвованию над другими людьми также является результатом этого смешения рас и должно рассматриваться обществом как патология.

Шри-Ланка и Индия отделены друг от друга только узкой водной полоской пролива Маннар, более того – фактически скованы цепью рифов, которую индусы знают под именем Моста Рамы, а все остальное человечество именует Мостом Адама.

Прямая дорога ведет из Хабараны в Тринкомали. Когда-то молодой Горацио Нельсон назвал этот порт «лучшей гаванью мира». В сознании ланкийцев, исповедующих индуизм, Тринкомали – или просто Тринко – прочно связан с событиями эпоса «Рамаяна». Именно здесь, на высоком скалистом мысе Свами стоял мрачный дворец десятиголового Раваны – индуистского Кощея. Здесь томилась полоненная злодеем Сита, здесь настигла супостата заслуженная смерть от руки доброго молодца Рамы.

Кощей в русской сказке

Подземельным Царством владеет Кощей.
Он давно уж тебя поджидает
В гости и очень сердит; но ты не пекись, не заботься,
Сделай лишь то, что я тебе присоветую. Слушай:
Только завидишь Кощея-царя, упади на колена,
Прямо к нему поползи; затопает он – не пугайся;
Станет ругаться – не слушай; ползи да и только; что после
Будет, увидишь; теперь пора нам”. И Марья-царевна
В землю ударила маленькой ножкой своей; расступилась
Тотчас земля, и они вместе в подземное царство спустились.
Видят дворец Кощея бессмертного; высечен был он
Весь из карбункула-камня и ярче небесного солнца
Все под землей освещал. Иван-царевич отважно
Входит: Кощей сидит на престоле в светлой короне;
Блещут глаза, как два изумруда; руки с клешнями.
Только завидел его вдалеке, тотчас на колени
Стал Иван-царевич. Кощей ж затопал, сверкнуло
Страшно в зеленых глазах, и так закричал он, что своды
Царства подземного дрогнули. Слово Марьи-царевны
Вспомня, пополз на карачках Иван-царевич к престолу;
Царь шумит, а царевич ползет да ползет. Напоследок
Стало царю и смешно. “Добро ты, проказник, – сказал он, –
Если тебе удалося меня рассмешить, то с тобою
Ссоры теперь заводить я не стану. Милости просим
К нам в подземельное царство; но знай, за твое ослушанье
Должен ты нам отслужить три службы; сочтемся мы завтра;
Ныне уж поздно; поди”.

Еще про Тора:  Как найти свой талисман и правильно его носить

Проделки Кощеев в наше время.
Рассказ девочки, побывавшей в Нло у кощеев

В поселке Шахринау Гиссарского района наш корреспондент навестил семиклассницу местной средней школы № 23 Дину Шакирову. Дина рассказала: – Это было 28 мая. В II часов утра я пришла домой из школы после консультации (назавтра предстоял экзамен).

Вдруг стало очень жарко, разболелась голова. Подошла к окну-что-то меня ослепило. Приоткрываю глаза и вижу: за окном висит светяищйся шар размером с нашу комнату. Открывается люк. Внутри шара светло. Спиной ко мне сидят два робота в какой-то металлизированной одежде. – Подожди. Как ты определила, что это роботы? – Не знаю, мне так показалось.

Я не хотела! Но тут потеряла сознание. Когда очнулась (дома), первым делом почувствовгла боль в правой ноге. – Девочку привезла к нам в больницу “скорая помощь”, – рассказывает врач-педигтр Галина Федоровна Горовенко. – Измерили давление, оно было очень высоким для ее возраста: 140 на 90. Дина была очень возбуждена, руки холодные, зрачки расширены, все время повторяла: “Полетели, полетели!” На ее правей ноге выше колена – рисунок оранжевого цвета, слевно ожог.
Что поразительно – не рельефный, кожа гладкая, словно этот рисунок был здесь всегда. Мы пробовали смыть его спиртом-тщетно. Девочка вполне здорова и вполне нормальна. Учительница физики Светлана Усмановна Джураева скопировала рисунок с ноги Дины и подтвердила, что смыть его ничем нe могут

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

“Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды” (Исх. 23:2)

Как же вас всех Кощеи зазомбировали, только слово о них скажешь тут же начинаются вопли и обвинения.
Это не вы на меня возмущаетесь, а кощеи, подчинившие ваш ум, на меня злятся.

Вале! НЕ НАДО! Я счас запись в “журнале наблюдательной палаты интенсивной психтерапии” зделаю, дабы коллеги увидели весь этот БРЕД в натуре: аФон свято верит в явную фотоподделку, а тысячам фотоматериалов НАСА “веры нет” Коллега! Это ж такая клиника красивая

Я не пытаюсь оскорбить и НЕ шучу.

Я свято верю древним текстам, а не фото. Фото – лишь приправа

16.06.2008 21:14, Kernel3: -1: +1. В смысле, -1. В общем, бедный мой моск 🙁

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Да, Вале, не трож святое! Пожалуйста!

Увы, тема была перетащена сюда из раздела ЭЗОТЕРИКА (где и была мной открыта), где ей самое место, поскольку эзотерики знают о Серых давным давно.
И тут начались призывы тему прихлопнуть

Это сообщение редактировалось 16.06.2008 в 21:15

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

ИМХО, в такой стадии это уже не смешно. Даже если это стёб.

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Две вещи действительно бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной у меня есть некоторые сомнения (c) А.Эйнштейн

Это не стеб, а всё очень серьезно.

Благодаря корреспонденту ИТАР ТАСС Николаю Милову об этом событии узнала вся страна. Вот что об этом писала газета “Социалистическая индустрия” от 23 февраля 1977 года:

“Жители Петрозаводска явились свидетелями необычного явления природы. 20 сентября около четырех часов утра на темном небосклоне вдруг ярко вспыхнула огромная “звезда”, импульсивно посылавшая на землю снопы света. Эта “звезда” медленно двигалась к Петрозаводску и, распластавшись над ним в виде медузы, повисла, осыпая город множеством тончайших лучевых струй, которые производили впечатление проливного дождя.
Через короткое время лучевое свечение окончилось. “Медуза” обернулась ярким полукругом и возобновила движение в сторону Онежского озера, горизонт которого окутывали серые облака. В этой пелене потом образовалась полукруглая промоина ярко-красного цвета к середине и белая по бокам. Это явление, по свидетельству очевидцев, продолжалось 10-12 минут”.

На этом загадки не закончились. Через несколько дней после появления на небосклоне “медузы” петрозаводчане, отсутствовавшие в это время в городе, вернувшись домой, обнаружили, что стекла их окон пронизаны какими-то оплавленными сквозными отверстиями диаметром 50-70 миллиметров.

Это сообщение редактировалось 16.06.2008 в 22:00

Кощеи контролируют многие научные лаборатории, я не шучу!
Масоны подчинены именно им – кощеям

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Испытатели залетевшего хрен знает куда изделия явно здорово перенервничали

– Барабашка – это научный факт. (с) аФон+

Масоны – им? А жЫдомасоны – кому? А негророзенкрейцеры?

Им же, они используют талмудистов, чтобы уничтожить всякую информацию о кощеях из людской памяти.
Христианство также во многом оказалось подчинено талмудистам и было использовано, как оружие против Вед, в которых сохранялась древняя подлинная история и знания (предупреждение) о кощеях.
Вместо подлинной истории был предложен библейский сурогат – кастрированная история нашей планеты

Любая власть, что не от Бога, строится на фальсификации истории и событий. Поэтому самой секретной информацией в мире является знание о доисторическом прошлом, именно его и скрывают от нас, ведь на этой тайне держится их Власть. Отсутствие письменных материалов о настоящей, Древней истории, лишает человека, потерявшего свою личную память о прошлом, свободы мыслей и действий, окончательно делает его марионеткой.

Это сообщение редактировалось 17.06.2008 в 00:02

17.06.2008 00:03, Vale: -1: Мозгов нет – считай калека

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Как у Вас?

аФон, знаете в чем отличие остальных форумов от Лунного?
Здесь за буйный кретинизм и головотяпство со взломом штрафуют.

Это сообщение редактировалось 17.06.2008 в 00:07

Лысые горы и старые деревья

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Владимир Богатырев. Легенда Куршской косы — гора ведьм. 1990. Калининградский областной историко-художественный музей, Калининград

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Андрей Харшак. Полет (фрагмент). Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1987. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Александра Корсакова. Лесная ведьма. Иллюстрация к поэме Велимира Хлебникова «Лесная дева». 1970 (?). Московский музей современного искусства, Москва

Лысой горой в славянском фольклоре называли возвышенности, где ведьмы устраивали шабаши и проводили темные ритуалы. Многие возвышенности рядом с крупными городами местные жители наделяли подобной славой — Лысые горы есть, например, рядом с Гороховцом и Владикавказом. Обычно их так называли, потому что на холмах не росла никакая трава. Считалось, что пляшущие на шабашах черти и ведьмы выжигали всю растительность.

Еще про Тора:  Древнерусские языческие боги

Другими нечистыми местами славяне считали перекрестки, полевые межи и кроны старых деревьев. В одной быличке говорилось: «Моя соседка жила на хуторе, посреди поля груша большая была, старая, дичок. И к этой груше, знаете, ведьмы из России прилетали. Они до нее долетали то ли чертями, то ли такими птичками и танцевали на ней». Но самые важные ритуалы все же, по легендам, проводили на Лысых горах. Летали ведьмы в ступах, на метле, чертях или невезучих мужчинах, которых ловили накануне шабаша.

Считалось, что шабаши ведьмы устраивали накануне церковных праздников, особенно часто перед Пасхой. Чтобы добраться до Лысой горы, они натирались специальным кремом из колдовских трав, младенческой крови и костей животных — именно такой в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова использовала главная героиня.

Остров Буян

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Ольга Пинаева. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане» (фрагмент). 1983. Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока, Юрга, Кемеровская область

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Тамара Филиппова. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане» (фрагмент). 1994. Калининградский областной историко-художественный музей, Калининград

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Ольга Самосюк. Алатырь-камень (фрагмент). 2014. Белорецкая картинная галерея, Белорецк, Республика Башкортостан

Остров Буян в славянских мифах и сказках считался волшебным местом, где обитали души праведников. Чтобы добраться до него, нужно было переплыть океан.

Некоторые исследователи фольклора полагали, что у Буяна могли быть реальные прототипы. Филолог Михаил Болтенко склонялся к тому, что в легендах описывали черноморский остров Березань, а историк Вадим Вилинбахов считал, что это мог быть Рюген в Балтийском море.

На Буяне, по преданиям, хранились предметы с волшебной силой, например сундук с булатными ножами: «На море, на окиане, на острове на Буяне стоит железный сундук, а в железном сундуке лежат ножи булатные. Подите вы, ножи булатные, к такому-то и сякому-то вору, рубите его тело, колите его сердце». А еще — меч-кладенец и Алатырь-камень, который часто упоминали в целебных и приворотных заговорах.

На Буяне, по преданиям, тоже рос старинный дуб. Некоторые сказки гласили, что в его ветвях спрятана смерть Кощея. А по другим легендам, на острове пережидали летнее время зимние божества Буря, Метель и Вьюга.

А еще остров Буян упоминал в «Сказке о царе Салтане» Александр Пушкин: мимо него пролегал путь в царство Салтана:

Тридевятое царство, тридесятое государство

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Иван Кузнецов. Жар-птица (фрагмент). 1969. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Борис Забирохин. Морской царь и Елена Премудрая (фрагмент). 1990. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Николай Кочергин. Медное, серебряное и золотое царство. XX век. Георгиевский историко-краеведческий музей, Георгиевск, Ставропольский край

Еще одна волшебная страна из славянского фольклора известна под названием тридевятого царства, тридесятого государства, или просто золотого царства. Владимир Пропп писал: «Золото фигурирует так часто, так ярко, в таких разнообразных формах, что можно с полным правом назвать это тридесятое царство золотым царством».

Именно в тридевятом царстве жили цари и царицы, жар-птица и сказочные животные. Здесь же росли яблони с молодильными яблочками и текли источники с живой и мертвой водой, а еще — молочные реки с кисельными берегами.

По легендам, тридевятое царство располагалось очень далеко от Руси, «за тридевять земель» — отсюда и название. Чтобы до него добраться, нужно проехать множество стран и преодолеть разные испытания: сразиться с чудовищами, пройти через густые леса и переплыть реки и моря.

Царство, в которое попадает герой, отделено от отцовского дома непроходимым лесом, морем, огненной рекой с мостом, где притаился змей, или пропастью, куда герой проваливается или спускается. Это — «тридесятое», или «иное», или «небывалое» государство. В нем царит гордая и властная царевна, в нем обитает змей. Сюда герой приходит за похищенной красавицей, за диковинками, за молодильными яблоками и живущей и целющей водой, дающими вечную юность и здоровье.

В некоторых легендах эта страна представлена как потусторонний мир. Тогда тридевятое царство может располагаться под землей, как в сказке «Елена Премудрая» из сборника Афанасьева: «‎Долго ли, коротко ли — набрел Иван на подземный ход. Тем ходом спустился в глубокую пропасть и попал в подземное царство, где жил и царствовал шестиглавый змей. Увидал белокаменные палаты, вошел туда — в первой палате пусто, в другой нет никого, а в третьей спит богатырским сном шестиглавый змей».

В некоторых сказках все действие разворачивалось в тридевятом царстве. Однако чаще герой отправлялся туда, чтобы вернуть свою похищенную невесту, добыть молодильные яблочки или победить злодея.

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ ВОЗНИК ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ ВОЗНИК ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней.

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:

Просит Кощей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер.

Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Объяснение этому сюжету дал советский фольклорист Владимир Пропп:

Еще про Тора:  Символ медвежьей лапы велеса

Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.

У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться.

Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.

До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.

В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»

Наталья Кротова. «Как убить Кощея бессмертного?»

В эпоху Киевской Руси появились былины — значительно позднее, чем зародились сказки. В них тоже фигурировал Кощей, но уже в другом качестве: не как царь потустороннего мира, а как реальный враг, нападающий на Русь. В былине «Иван Годинович» герой прямо называет Кощея «поганым татарином». Возможно, именно в это время Кош-повелитель превратился в Кощея-раба. А его смерть уже была связана не с магическим ритуалом, а с вполне прозаическим случаем:

И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди, А пролетела калена стрела в толстый сырой дуб, От сыра дуба стрелочка отскакивала, Становилася Кощею во белы груди: От своих рук Кощею и смерть пришла.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Место действия мифов и сказок

славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве. А вот за молодильными яблочками персонажи сказок и легенд отправлялись в тридевятое царство, а чтобы найти смерть Кощея — на таинственный остров. Читайте, как при необходимости переплыть реку Смородину, найти ближайшее место ведьминских шабашей и посмотреть на горожан, которые спят пять месяцев в году.

Лукоморье

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Александр Комаров. У Лукоморья (фрагмент). 1990. Картинная галерея, Красноармейск, Московская область

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Аркадий Казанцев. Сновидение. 2000. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Наталия Гончарова. Святой Георгий Победоносец (фрагмент). 1914. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

В некоторых легендах славяне называли Лукоморьем заповедное место на самом краю земли. Здесь росло мировое дерево, с помощью которого можно было попасть в другие миры: его ветви достигали неба, а корни — подземного царства мертвых. Чаще всего таким деревом считали дуб. В поэме «Руслан и Людмила» загадочное место и дуб упоминал Александр Пушкин:

По другим преданиям, Лукоморье — это волшебная страна. Ее жители 26 ноября — в день почитания святого Георгия Победоносца — впадали в спячку или даже умирали, а 23 апреля просыпались, воскресали. Эти даты в легендах появились неслучайно. Георгия Победоносца на Руси чаще почитали как землепашца, а не как победителя мифического змея. Поэтому и жители Лукоморья засыпали, когда кончались работы в поле, а приходили в себя к началу посевной на Севере. Ремесленники складывали на зиму все свои товары в удобное место, где любой мог взять их за разумную плату.

Калинов мост и река Смородина

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Александр Лепетухин. Баба-Яга (фрагмент). 1980-е. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Борис Забирохин. Бой на Калиновом мосту (фрагмент). 1990. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ СОЗДАВАЛСЯ ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?

Александр Лепетухин. Чудо-Юдо и Иван-крестьянский сын (фрагмент). 1980-е. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Царство мертвых от мира живых, по поверьям славян, отделяла Смородина — аналог древнеегипетской реки Стикс. Ее название, скорее всего, произошло от слова «смород», что означало «сильный, неприятный, удушливый запах». Саму реку в мифах чаще всего описывали как огненную или зловонную, наполненную серой, ее берега были усыпаны костями. При этом в некоторых историях Смородину считали притоком Волги.

Тут протекала-пробегала да мать быстра река,По названию-ту реченька Смородина,Она устиём-то впала да в Волгу-матушку,Ах как Волга-то пала да во синё морё,Во синё-то морё да во Каспийскоё.

В фольклоре река Смородина часто представала в образе молодой девушки, которая беседовала с путниками:

Со броду кониногоЯ беру по добру коню,С перевозу частого —По седелечку черкесскому,Со мосточку калинова —По удалому молодцу.

Часть путников Смородина топила за их пороки — хвастовство, высокомерие, а других — пускала на соседний берег за «слова ласковые». Однако богатырям за переправу приходилось сражаться с чудовищами.

По преданиям, через реку был перекинут Калинов мост. Его название произошло от глагола «калить» — разогревать. Мост славяне тоже описывали как огненный, раскаленный докрасна.

Именно рядом с Калиновым мостом и рекой Смородиной жили, по легендам, сказочные персонажи — Баба-яга и Змей Горыныч. Здесь же богатыри сражались с Соловьем-разбойником, чудом-юдом и другими злодеями. Одна из таких битв описывается в сказке «Иван Быкович» из собрания Александра Афанасьева: «Пока чудо-юдо протирал свои глазища, богатырь срубил ему и остальные головы, взял туловище — рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *