Перун – бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Его имя возглавляет список богов пантеона. Он был той силой, что проявляется в каждом из представителей общества лучшими их качествами.
- Происхождение Перуна
- Мифология славянского божества
- Характеристика и особенности Громовержца
- Мифы и легенды о Перуне
- Божественная атрибутика
- Обереги Перуна
- Праздники в честь божества
Первое упоминание о величественном боге-громовержце и создателе молний датируется еще VI веком. Создано оно византийским историком Прокопием Кесарийским. Воспоминание о Перуне проходит также в «Беседе трех святителей» — памятнике древнерусской письменности, которая построена по принципу диалога вопросов и ответов, задаваемых православной церкви. Здесь божество позиционирует как ангел грома.
ВАЖНО. Один из самых почитаемых богов в славянской мифологии – сын Сварога небесного кузнеца и богини Лады.
Мифология славянского божества
В фольклоре южных славян образ Перуна преображался самым необычным образом. Во время проведения весеннего и летнего обряда призыва дождя на Балканах центральным действующим лицом был Пеперуда, он же Додола – субъект, непосредственно отождествляемый с образом древнерусского громовержца.
СПРАВКА. Во время ритуала главная роль отводилась девочке, украшенной зеленью.
Импровизированная Додола, находясь во главе ритуальной профессии, обходила все деревенские дома. Под песни и пляски ее обливали водой. Сама же девочка должна была стараться разбрызгивать вокруг как можно больше капель жидкости.
Хозяева посещаемых домов одаривали участников шествия подарками. На роль Пеперуды обычно избирали девочку-сироту, либо же последнего ребенка, появившегося на свет уже после смерти отца. Если существовала возможность того, что мать родит еще одного малыша, то всей деревне угрожали ужасные несчастья.
ВНИМАНИЕ. Существует мнение, что изначально Додола изображала богиню, супругу Перуна, а те сопровождающие ее личности были никем иным, как жрицами.
В фольклорном наследии восточных славян зафиксированы упоминания о боге-громовержце, преследующем черта. Этот персонаж старался убить представителя мрачных сил своими разительными молниями. Черт скрывался от разъяренного преследователя то в человеческом теле, то в различных животных, то в деревьях и камнях. В итоге он ушел вглубь водоема, где Перун наконец оставил его в покое, решив, что темной силе там самое место.
ВАЖНО. Священное дерево и символ Перуна – дуб.
С этим представителем флоры был связан древний ритуал, проводимый славянами на острове Хортица. Вокруг дерева размещались острые стрелы, а в жертву приносились живые птицы, преимущественно петухи. Каждый участник ритуала должен был совершить подношение в виде хлеба или мяса.
Многие археологические находки тех времен также связывались со славянским божеством. Во время обработки земли или при закладке нового дома люди часто находили в почве острые камни, которые были деталями давних орудий.
Это могли быть наконечники копий, стрел или остатки топоров. Люди называли их громовыми стрелами. Существовало мнение, что во время удара молнии божественный снаряд проникал в земную твердь, а со временем выходил на поверхность в таком виде.
СПРАВКА. Существовало поверье, что громовые стрелы обладают магическими свойствами и могут быть использованы при лечении многих заболеваний.
Характеристика и особенности Громовержца
Славянская мифология не являлась исключительно политеистической, ей были близки понятия генотеизма, то есть веры в целый пантеон богов, но с особым вниманием к одному, высшему. Им являлся именно бог Перун – аналог греческого Зевса, властелин небес, покоритель грома и молнии.
ВНИМАНИЕ. Громовержец являлся самым важным богом древних славян.
Перун – главное божество древнерусского ведического пантеона. Громовержец вел свое небесное воинство по ратной стезе, оберегая явный мир от навного. Перун был той силой, что проявляется в каждом из представителей общества лучшими их качествами, такими как:
- Честь;
- храбрость;
- верность;
- мужество;
- достоинство;
- стойкость;
- решимость;
- воля;
- целеустремленность;
- преданность высшей цели и самоотверженность.
Его основной задачей был контроль за соблюдением всемирного порядка.
ВАЖНО. На Руси Перуна почитали как бога княжеской дружины.
Грозный, но одновременно милостивый, несущий благодать на землю в виде осадков, оплодотворяющих пашню. Именно поэтому Перуна также считали богом плодородия. Он представлял собой ту силу на границе Нави и Яви, которая контролировала темные силы Навного мира, не дающая им проникнуть в Явь и нарушить гармонию мироздания.
Считалось, что небесной обителью Перуна был алмазный дворец, расположенный на высочайшей горе в светлом Ирии, под сводами которого сияли Солнце и Луна. Именно поэтому капища Перуна принято было располагать на возвышенностях, холмах или горах.
Как изображали Бога Перуна и за что он отвечал
Обычно бога-громовержца изображали мудрым мужем с золотыми усами и серебряной головой. Его основные атрибуты – громовые стрелы, дуб, топор с молотом и петух. Обязанности Перуна заключались в следующем:
- Следить за порядком на границе Яви и Нави.
- Вращать Небесное Коло, или звездное Колесо Сварога.
- Следить за соблюдением Прави – высшего звена Вселенной, по которому все сущее должно пребывать в гармонии и порядке.
СПРАВКА. Перун и Велес находили на границе миров Нави и Яви, являя свою силу и контролируя Вселенскую гармонию.
По уточненным данным Перун внешне изображался в виде седого мужчины средних лет с темно-золотой бородой и такими же усами. Одевался он обычно в доспехи, а при себе всегда имел топор и палицу. Это были скорее грозные атрибуты, поскольку в сражении он никогда не вступал в ближний бой, а разил противника стрелами-молниями.
Бог Перун на златогривом коне
ВНИМАНИЕ. Еще один зафиксированный образ божества представлен статным мужчиной на огнегривом жеребце, либо правящим колесницей, в которую впряжены пламенные кони.
Мифы и легенды о Перуне
В настоящее время существует множество современных источников, где можно обнаружить увлекательные легенды и мифы о Перуне. Ключевое слово «современные» говорит о том, что древних книг, написанных непосредственно об этом славянском божестве, не существует.
Все, что можно встретить сейчас в литературе, выдумка современников о громовержце на основе их личных изысканий. К примеру, легенда гласит, что рождение Перуна сопровождалось землетрясением и грозой. В младенчестве он вместе с сестрами был похищен охранником потустороннего мира Скипер-зверем, откуда уже взрослым мужчиной был вызволен старшими сыновьями Лады в состоянии вечного сна.
Будущего громовержца разбудили, он смог победить охранника и только после этого свершения вернуться в мир Прави.
Множество легенд связано с битвами Перуна. Как сражался он с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей жены, как Диву-Додолу обратил за предательство в божью коровку, как ходил в мир Нави сражаться с детьми Чернобога и многое другое.
Бог славян Перун обладает такими магическими силами:
- Он насылает на землю сильнейшую грозу с молниями.
- Обладает огромной физической мощью, которая выделяет его на фоне иных обитателей высшего мира.
- Является прекрасным магом, может менять внешность по своему желанию, летает и создает призрачных сущностей.
Просить божество о помощи было принято в следующих ситуациях:
- Необходимость снятия порчи или заговора.
- Потребность в смелости и неуязвимости перед походом на войну.
- Разжигание огня страсти в паре.
- Сохранение Явного мира от Навных сущностей, изгнание их обратно в низшие миры.
В пантеоне богов Перун всегда противопоставлялся Велесу, с которым у него были весьма натянутые отношения. Истории известны повествования об их взаимной неприязни.
ВАЖНО. Перун и Велес никогда не враждовали напрямую, скорее они делали друг другу всевозможные пакости для привлечения внимания.
По своей сути 33 заповеди Перуна можно назвать обращением к славянам и арийцам, поскольку люди с темной кожей здесь не почитаются, а союз с ними даже порицается на уровне пантеона.
Хотя во всем остальном подобие с заповедями Христа просто поразительное. Они гармонично дополняют друг друга и абсолютно не противоречат самой жизни, хотя были предназначены для совершенно разных родов.
Книга мудрости Перунова
Перун был не только сильным божеством, но также удивительно мудрым представителем пантеона. В наследие своим отпрыскам и народу, которому покровительствовал, он оставил творение под именем Сантии Веды Перуна. Его принято было считать способом возвращения к истокам, к корням и методом познания истинной мудрости, после очищения от тени сомнений настоящего дня.
По сути, Веды Перуна это вовсе не книга, а собрание пластин, вылитых из благородных металлов. Их устойчивость временной коррозии помогла донести значение посланий в виде рунических записей.
СПРАВКА. Сантии Веды Перуна представляют собой своеобразное обращение бога людям, которое он оставил во время третьего пришествия на землю.
Все 9 дней нахождения на земле бог-громовержец вел беседы с предками о законах природы, о том, что было прожито и чему только суждено произойти. Именно поэтому Веды соответствуют по количеству времени, проведенному вне небесного обиталища.
Каждая книга является диалогом Перуна с человеком, в котором он раскрывает своим детям великую мудрость и тайны мироздания. Пластины-сантии скреплялись между собой металлическими кольцами, что в свою очередь было символом единства законов 3 миров: Яви, Нави и Прави. Каждый знак был нанесен путем чеканки и залит краской.
ВНИМАНИЕ. Существует мнение, что создание Сантий случилось приблизительно 40000 лет назад.
Однажды молодой громовержец встретил дочь владыки звездного неба Дыя и его супруги Луны. Девушка настолько приглянулась Перуну, что он предложил ей вступить в брак.
Дива испугалась и убежала домой, но повелитель пантеона посетил ее родителей и после совместной схватки с морским чудовищем получил согласие на руку и сердце красавицы. Так Додола стала царицей для громовержца.
Богиня Додола, супруга Перуна
Самым известным потомком знаменитого громовержца был Дажьбог – истинное олицетворение знаний и мудрости. Гордая и непокорная дочь Девана владела всеми видами оружия и могла перевоплощаться в разных животных. Менее известными наследниками божественной четы были Магура, Тара, Градивник, Преслава и Ситиврат.
У каждого славянского божества были свои личные атрибуты, призванные обозначать силу в настоящем мире. Перуновы символы таковы:
- Призвание – справедливость и война.
- Имя – разящий, сражающий.
- Покровительство воинами кузнецам.
- Огненная стихия, выражающаяся в молниях и грозе.
- Сакральные животные – конь и волк.
- Сакральная птица – орел.
- Боевые атрибуты – топор, секира, булава, меч.
- Сакральное растение – перуника или ирис.
- Сакральное дерево – дуб.
- Жертвы – хлеб и соль, бык или петух.
- Сакральный день недели – четверг.
- Идол – чур.
Сакральные символы-обереги Перуна:
- Перуница. Универсальный знак, подходящий обоим полам. Его помощь необходима в том случае, если вам предстоит сделать сложный выбор. Повышает волю и моральную устойчивость. Изображается в виде молнии, иногда дополняется звездой инглии.
- Колесо Перуна (громовик). Мужской символ с солярной энергией. Состоит из 6 лучей. Наделен защитным действием от энергии потустороннего мира. Ни в коем случае нельзя пользоваться женщинам.
- Перунов цвет (или цвет папоротника). Символизирует чистую и вечную любовь. Помогает стать более удачливым в делах и всех начинаниях. Спасет от порчи и проклятия.
- Секира. Подходит смелым и морально устойчивым мужчинам. Защищает от приворотных воздействий.
- Меч. Своеобразный щит от магического влияния. Идеален для тех, кто пострадал от сглаза или порчи. Приводит в норму здоровье, подойдет людям, находящимся на реабилитации.
- Щит Перуна. Обережный символ с защитными качествами. Рассеивает насланную отрицательную энергию, придает уверенности, удачливости и укрепляет здоровье. Это чисто мужской оберег.
СПРАВКА. В отдельных случая допустимо пользоваться женщинам, главное, носить его с перерывами и только в случае возникновения действительно серьезных испытаний.
- Звезда. Нательный символ, который наполняет энергией, необходимой для завершения тяжелых дел. Не подходит тем, кто разорвал связь со своим родом.
- Птица. Огненный птах с распушенным хвостом. Будет полезна при решении материальных вопросов. Также стоит носить тем, кто желает родить мальчика.
- Руна Перуна. Мужской символ. Подходит тем, кто не связан с военным делом. Даст лидерские качества и силу.
ВАЖНО. Полезен только в том случае, если деятельность владельца направляется исключительно на помощь народу.
Праздники в честь божества
- 12 января – День Перуновой справедливости и Огненного меча. В это время было важно ранним утром босиком пробежаться снегу, обтереться им. Подобное действие очищало душу и давало могучую силу.
- 2 февраля – великий праздник почитания громовержца Перуна. Иное название Громница. В этот день изготавливали громничные свечи и заговаривали их силой божества на весь год. Использовали в случае грозы, чтобы ненастье обходило дом стороной.
- 20 июля-2 августа. В этот период происходило почитание воинов. В те дни проводилось освящение оружия и оберегов. Мужчины проводили обрядовые показательные бои.
Стрибог – Бог ветра у славян: Символы и знаки, мифы и легенды
Даждьбог: Славянский бог также именуемый как Тарх, его символы, легенды о нем и мифология
Темные силы, тайно проникшие на Мидгард-Землю, создают всевозможные ложные религиозные Культы и специально пытаются уничтожить или очернить Культ Бога Перуна, стереть его из памяти народов, чтобы ко временам Четвертой, решающей битвы между Светом и Тьмой, когда Перун прибудет на Мидгард-Землю, люди не знали, кто Он такой и для какой цели прибыл. В наше время появилось большое множество т.н. «истинных» пророчеств о Конце Света или Конце Времен, особенно в Лунных Культах, о приходе на Мидгард-Землю Вышнего Бога Спасителя. Последователи одной мировой религии называют его Христом, а других религий — Мессией, Мошиахом, Буддой, Матреей и т.д.Делается все это для того, чтобы во время пришествия Перуна на Землю белые люди не признали в Нем своего Вышнего Бога и отвергли Его помощь, и тем самым обрекли себя на полное уничижение и погибель.
Перунов День – четверг, совпадающий с днём Велеса Чистого, отчего наши предки говорили, что «Перун и бесов гонит и тело моет». Перунов День это также «День Перемен», поэтому если вы решили поменять что-либо в своей жизни, то принимать такие решения лучше всего именно в четверг. Однако следует помнить – новые дела принимаются только на возрастающей Луне.Оружие Перуна – молния, молот (топор), короткий славянский меч, а также лук с колчаном полным огненных и каменных стрел.Сокровенные животные – гнедые кони, гепард, волки и вепрь.Сокровенные птицы – петух и орел.Перуновы растения – дуб, горох, овёс, папоротник и гриб-боровик.Перунова цифра – «4».Перуновы требы – каши (в особенности перловая), лепёшки, пироги, яблоки, горох и прочие бобовые. Любит Перун и внушающие ужас противнику звуки барабанов, труб, бряцанье оружия, грохот канонад и раскаты колоколов.Перунова планета солнечной системы – покровительствующий Земле Юпитер (ЙуПатер). При его благоприятном влиянии отмечаются большие урожаи, быстрый рост привеса скота, хорошее развитие плодовых саженцев и т.д. Между Юпитером и его ближайшим спутником Ио периодически происходят электрические разряды-молнии. Энергия одной такой молнии во много раз превышает мощность всех современных электростанций. Современные астрофизики установили, что эти разряды генерируют электромагнитные излучения, благоприятно влияющие на атмосферу Земли.Перун — Бог-Покровитель Чертога Орла во Сварожьем Круге.
Оберег Чертога Орла во Сварожьм Круге
Перун – Бог-Небо, а посему в его власти весь небосвод, атмосферные осадки, ветра и погода. Сочетаясь с Землёй-Террой, он тем самым становится Отцом земной Природы, а затем и славяно-ариев.Перун – грозный Бог возмездия за несоблюдение установленных Богами Канонов. Он покровитель честных, справедливых, мужественных и благородных людей, отстаивающих Правду и сохраняющих Родную Веру. В особенности Перун благоволит воинам и князьям. Его крылатая дочь-валькирия Магура встречает души павших в сражениях воинов и провожает их в Светлый Мир Нави – Славь. Именно поэтому для воинов так важно было не умереть в постели, а пасть в бою с оружием в руках и сразу отправиться в Мир Слави.Символ Коло Перуна – косой перьевой крест, а общий символ – косой линейный крест. Косой крест иногда представлен в виде четырёхлучевой звезды, которая унаследовала от креста символическое значение, но более низкого порядка. В основном она прочитывается как «Звезда» Праведного Пути.В некоторых славянских общинах в качестве Перуновой звезды используются также трёх-, шести- или восьмилучевые звезды.
Перун, как сущее (воплощённое) божество
Временами Перун оборачивается волком, чтобы помочь человеку или наказать его, поэтому во многих русских землях волк – священное животное русичей и защитный тотем некоторых родов. В народных преданиях волк является также олицетворением темной тучи, хранящей в себе живую воду дождя. С ней неразрывно связано понятие силы, здоровья и красоты.Существует у славян и предание о том, как народился Перун на Земле:
Во время своего Третьего посещения нашей Мидгард-Земли, около 40000 лет назад, Перун поведал в Асгарде Ирийском людям из различных Родов Расы Великой и потомкам Рода Небесного Священную Мудрость о грядущем, которую Жрецы Беловодья записали х’Арийскими Рунами и сохранили для потомков в Девяти Кругах «Саньтий Веды Перуна» (в девяти «Книгах Мудрости Бога Перуна»).
Заповеди Родных Богов. ЗАПОВЕДИ БОГА ПЕРУНА
(28, 29, 30, 31 — Каноны РИТА — Небесные Каноны о чистоте Рода и Крови)
Мудрости, Света, Сил всем Родам Свята РАСЫ!Процветания и Счастья всем Родам! Слава Богу Перуну!
Источник – http://midgard-svaor.com/perun/
Перу́н (др.-рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун, польск. Piorun) — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель и в языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя в «Повести временных лет».
Славянская этимология имени Перун (праслав. *Perunъ) достаточно очевидна. Оно происходит от глагола *perti, *pьrǫ «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и т. д.). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В пользу этой этимологии говорит ещё и тот факт, что в славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию — рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром».
Многие исследователи сопоставляют имя Перуна с именами Громовержца (и прочих богов) у других индоевропейских народов — с лит. Perkūnas, латыш. Pērkons, др.-инд. Parjánya и др. Напрямую связывать имя Перуна с именами других индоевропейских громовержцев не вполне правомерно. Данные слова восходят к одному и тому же корню *per, однако имя Громовержца балтов и индоариев имеет ещё и суффикс -k-, которого нет в славянском *Perunъ. Поэтому лит. Perkūnas, латыш. Pērkons и др.-инд. Parjánya восходят к праиндоевропейскому названию дуба — *perkṷu-, ведь дуб является священным деревом Громовержца. В славянских языках это слово не сохранилось, поскольку ещё в древности было табуировано (что ещё раз подтверждает его сакральность). Само же название дуба – *perkṷu- означает избиваемый, ударяемый, т.е. подверженный ударам (молнии). Помимо дуба, имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают ещё и с названием возвышенности — готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», др.-инд. párvata- «гора». Всё это позволяет реконструировать связь индоевропейского Громовержца с дубовой рощей на вершине горы, куда ударяет молния.
Некоторые исследователи радикально разделяют пра-и.е. *perō(ṷ)nos «гром, бог-громовержец» и пра-и.е. *perūn(V) «гора», протестуя против всякого их родства. Сближение между ними, как они считают, могло произойти лишь вторично, в результате народного переосмысления.
Перун по данным письменных источников
Отсюда делается вывод, что Громовержец-Перун уже тогда был главой славянского пантеона. То, что Перуну в жертву приносили быков, подтверждается позднейшими этнографическими данными: в братчину на Ильин день в честь Ильи-пророка (сменившего Перуна на посту Громовержца) так же закалывались быки и другой скот.
Апокрифическая «Беседа трёх святителей» называет Перуна, наряду с Хорсом, ангелом грома и молнии, что ещё раз подтверждает его сущность громовержца.
Первые сведения о Перуне с упоминанием его имени появляются в «Повести временных лет». В частности, клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах.
Вот фрагмент договора 945 года:
Далее описывается, как при заключении договора русь-язычники клянутся, положив свои щиты, обнажённые мечи, обручи и прочее оружие. Позже князь Игорь был приведён к присяге греческими послами — он пришёл со своими людьми-язычниками на холм, где стоял Перун, и они сложили своё оружие, щиты и золото, и присягнули.
Из договора 971 года мы узнаём следующее:
Совместное упоминание Перуна и Волоса в этой клятве дало почву для многочисленных спекуляций — некоторые Перуна сопоставляют с оружием и войной, а Волоса — с золотом и торговлей, кто-то связывает Перуна с правящей верхушкой (или варягами-русью), а Волоса — с простым народом (славянами/словенами и даже финнами), другие вообще противопоставляют Волоса Перуну.
Фигурирование Перуна в клятвах неудивительно: он действительно был для варягов-руси «своим богом», покровителем князя и дружины. Вполне вероятно, что чисто славянский бог Перун заменил для них скандинавского Тора, тоже Громовержца.
Перун упоминается в летописном рассказе о так назваемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:
“И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.”
Таким образом, в центре Киева, недалеко от резиденции князя, на холме был установлен деревянный антропоморфный идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Перун в данном списке упоминается на первом месте, поэтому можно считать, что он стал во главе общерусского языческого пантеона, установленного Владимиром. Мало того, некоторые исследователи полагают, что первоначально в летописи упоминался один лишь Перун, а имена остальных божеств являются позднейшей вставкой (стало быть, на холме в Киеве был установлен только один идол — Перуна). Как бы то ни было, целью реформы действительно была установка общегосударственного культа верховного божества. И неслучайно, что это божество покровительствовало князю и дружине — в молодом формирующемся Древнерусском государстве князь и дружина насущно нуждались в укреплении своих позиций. В рамках той же языческой реформы идол Перуна был установлен и в Новгороде дядей Владимира, Добрыней: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».
Археологи неоднократно пытались найти киевское и новгородское капища Перуна, описанные в летописи. Б. А. Рыбаков реконструировал в Киеве целый пантеон. В. В. Седов, на основании данных раскопок, реконструирует в урочище Перынь цветкообразное «капище Перуна» с идолом в центре и кострами в «лепестках». Однако выводы и того, и другого исследователя остаются дискуссионными и спорными. Раскопками В. В. Седова, к примеру, была обнаружена скорее всего обычная группа сопок. С другой стороны, высказываются предположения о том, что сама сопка — ритуально-погребальное сооружение — могла использоваться в качестве языческого святилища.
«Языческая реформа» Владимира не принесла ожидаемых результатов, и насущной необходимостью стало крещение Руси. В связи с этим и в Киеве, и в Новгороде идолы Перуна были свержены и «изгнаны». В Новгороде это произошло так:
Свержение Перуна — действие несомненно ритуализированное. Ритуал проводов Перуна сравнивают, с одной стороны, с проводами календарных персонажей типа Костромы или Ярилы. С другой стороны летописный рассказ находит параллели в книжной традиции, а именно — в Хронике Георгия Амартола, где есть сходное описание изгнания из Рима Февруария, воплощения зла.
С проводами Перуна связаны также два «анекдота», встречающиеся в летописных вставках. Один из них рассказывает о «пидьблянине» — жителе новгородского села Пидьба:
“Рано утром пришёл пидьблянин на реку, собираясь везти в город горшки. В это время к берегу подплыл идол Перуна, и пидьблянин оттолкнул его шестом, говоря: «Ты, Перушице, досыта пил и ел, а теперь же плыви прочь», и уплыло со свету нечестивое.”.
В данном случае интересно обращение к Перуну, как к живому существу, которое может есть и пить. Позже подобным образом русские обращались к чучелу Масленицы — «блинов объелась, обожралась». Пускание же по воде в славянской традиции обозначает отправление на тот свет. Другая история рассказывает о том, как Перун положил начало межкончанской розни в Новгороде (столкновениям между жителями двух частей города). После того, как идол Перуна свергли:
“вошёл бес в (идол) Перуна и начал кричать: «О горе мне! Достался немилостивым сим рукам!». И скинули его в Волхов. Он же, проплывая под большим мостом, бросил палицу на мост и сказал: «На этом да поминают меня новгородцы». Безумные дерутся ею и ныне, творя утеху бесам.”
Вывод о том, что Перун соотносится именно с «заложными», неупокоенными умершими, можно сделать и из книжной легенды в «Сказании о Словене и Русе», которая, хоть и практически не отражает живой традиции, но всё же весьма интересна:
“Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися”
Рассказ «старика рыболова» о «змеяке-Перуне», записанный П. И. Якушкиным в 1859 году под Новгородом, является вторичным по отношению к данной книжной легенде, поэтому не содежит никаких новых данных. Книжной в своей основе является и поздняя южнорусская легенда, в которой летописный рассказ о свержении киевского идола Перуна вплетён в классический сказочный сюжет.
Таким образом, Перун в произведениях древнерусских книжников превращается в демона, поверженного в момент крещения Руси. Это совершенно неудивительно, поскольку весь пафос церковных поучений был направлен против языческих пережитков (народных традиций). Однако в народной религии образ Громовержца не исчез, а сохранялся вплоть до последнего времени.
Упоминания Перуна за пределами Руси
В XV веке в языке части жителей острова Рюген ещё сохранялось слово Перун.
В текстах таких средневековых немецких хронистов, как Гельмольд, Конрад Бато, Саксон Грамматик при описании земель балтийских славян упоминаются боги Прове (ему поклонялись в дубовой роще), Проно и Поренут, имена которых иногда сравнивают с именем Перуна.
В Польше около Перемышля, в 1302 году епархиальным документом упомянут Перунов Дуб.
Такие авторы, как Адольф Петер Затурецкий («Словацкие пословицы и поговорки»), Ян Колер, Сретен Петрович («Сербская мифология») приводят массу словацких народных поговорок и заклятий, в которых фигурирует Перун. Например: «Хочешь попасть к Перуну?», «На кой Перун это тебе?», «Перун в тебя попал!», «Перун тебя побрал!», «Перун тебя побей!», «Перунова стрела», «Перунова стена», «Перунов гром», «Перунов блеск», «Перунов путь», «Перуново вино», «Если ты Перун, громыхающий Перун, — покажи свои зубы!», «Бог Перун в облаках!» и т. д.
Перун по данным фольклора
Определённые сведения о Перуне можно почерпнуть и из фольклора славянских народов. В календарной ритуальной традиции фольклоре южных славян встречается такой персонаж, как Пеперуда (Додола), которая напрямую связывается с Перуном. Девочка, олицетворявшая Пеперуду, участвовала в летних ритуалах вызова дождя. Упоминается она и в ритуальных песнях, исполнявшихся по этому поводу. В фольклоре восточных славян имя Пеперуды забылось, однако в детских закличках по поводу дождя имеется идентичный с нею образ «сироты», способной вызвать дождь, открыв ключиком ворота (подобный сюжет есть и в додольских песнях).
Интересные данные о Перуне обнаруживаются и в восточнославянском фольклоре. В частности, в белорусских сказках имеется сюжет о преследовании чёрта Громовержцем. Перун (или его «заместитель») пытается убить чёрта молнией, а тот по очерёдности прячется в человеке, животных, дереве, камне, и наконец уходит в воду («там тебе и место» — говорит Перун). В данном сюжете отражены представления восточных славян о том, что нечисть большую часть года живёт в воде, а на суше пребывает лишь с Ивана Купалы до Ильина дня. Именно поэтому купаться в природных водоёмах разрешается лишь в этот период, и именно поэтому в это время бывает так много гроз — это Перун/Илья-пророк отстреливает молниями нечисть, разгуливающую на суше. В Ильин день нечисть возвращается в реки, делая их опасными для купания.
У южных и восточных славян повсеместно в фольклоре и мифологических представлениях Перун заменился христианскими святыми или образом Бога. Воинские черты Перуна во многом перешли Георгию Победоносцу и отчасти Борису и Глебу. В народном же сознании образ Перуна весьма полно и органично заменился Ильёй-пророком. Способствовали этому и отдельные черты этого святого, роднящие его с образом Громовержца — например, колесница как транспортное средство, связь с небом и огнём.
Атрибуты Перуна
Дуб черешчатый
У южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.
Свидетельствуют о культе дубов и данные археологии. Б. А. Рыбаков пишет:
“Дважды наука обогатилась находками подлинных священных дубов языческого времени. Первая находка была сделана в 1909 г. В 8 км от устья Десны близ Никольского монастыря из воды был извлечен ствол дуба около 20 м длины. Дуб погиб сравнительно молодым — судя по годичным кольцам, ему было около 150 лет. В свое время в толщу ствола были врезаны и успели врасти в древесину четыре кабаньих челюсти, расположенные квадратом. Челюсти принадлежали молодым кабанам. Вторая аналогичная находка дубового ствола с кабаньими клыками была сделана в 1975 г., неподалеку от первой в Днепре, ниже устья Десны. На высоте 6 м от корней в ствол дуба были также вживлены 9 кабаньих челюстей, образующих фигуру квадрата со стороной в 34 см. Нижняя часть ствола носит следы огня. Дата по С14 — примерно середина VIII в. н. э.”
Из цветов Перуну, видимо, принадлежал ирис. Этот вывод делается на том основании, что южнославянские народы называют ирис германский перуника, наряду с богиша «Божий цветок».
Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней.
Из дней недели Перуну был несомненно посвящён четверг. Об этом свидетельствует, во-первых, индоевропейская традиция, связывающая с богом-Громовержцем именно этот день недели (ср. нем. Donnerstag «день Донара», англ. Thursday «день Тора» и т. д.). Далее, в пользу этого говорит название четверга у полабов — Peräunedån «день Перуна» (хотя вполне вероятно, что это название может быть калькой от нем. Donnerstag). У восточных славян равным по значимости с Ильиным днём считался четверг перед этим праздником. Четверг в славянской традиции считался днём «мужским» и удачным для начинаний. Наконец, именно о связи громовержца с четвергом говорит русская пословица «после дождичка в четверг», в которой идёт речь об исполнении желания (скепсис её, видимо, позднего происхождения)
Славянский бог Перун
Сведения взяты из сетевых ресурсов
и литературы о славянской мифологии.
Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища.
Из библиографии за основу взяты краткие статьи “Словаря славянской мифологии” Елены Грушко и Юрия Медведева.
Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Перун — бог-громовник, которому в славянском пантеоне принадлежит особое место.
Он связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя — князя.
Перун — сын Сварога. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивает тучи, гром выражает его гнев,
по всему небу развеваются его одежда и борода, ветры и бури — его дыхание.
Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста,
палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и бог всю зиму покоится в гробе-туче.
Когда же вернутся из теплых стран птицы, Перун разбивает свою темницу и сбрасывает с высоты врагов.
Богатырский конь переносит его в мгновение ока в любое место, мощными копытами побивает врагов.
Перуну служат быстролетные сокол и орел, остроклювый ворон, петух, возвещающий утро.
Земные травы крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались священными.
Перун посылает дожди, от него зависит урожай, а значит — жизнь. Он покровитель земледелия и кузнечного дела.
Как Перун плугом-грозой вспахивает облачное небо, разбрасывает семя дождя, гремит палицей,
так и человек на земле возделывает пашню, кует плуги и топоры.
Как Перун побеждает темные силы, так и пахарь ведет вечный бой с засухой или холодом.
Поэтому в древнерусском языке родственны слова: оратай (пахарь) и рать (войско).
А Перун не только бог грома и молнии, но и покровитель воинов.
По традиции Перуна считают верховным божеством древних славян, хотя, по мнению исследователей,
он занял главенствующее место относительно поздно, а до него во главе пантеона стояли
Род (Сварог) или Дажьбог.
Перун представлялся славянам в образе немолодого длиннобородого мужа, разъезжающего по небу
на огненной колеснице в сопровождении грозной свиты — Грома, Молнии, Дождя и Урагана.
Перун мечет на землю каменные стрелы и там, где ударит такая стрела, из земли начинает бить гремячий (незамерзающий) ключ.
По свидетельству древнерусского летописца, идол Перуна был деревянный, с серебряной головой
(то есть волосами; серебро изображало седину) и золотыми усами.
Жрец Перуна поддерживал перед его идолом неугасимый огонь, в котором горели дубовые дрова.
Перуну посвящался центральный летний праздник земледельческого культа.
В этот день в жертву Перуну приносили быка или вепря (дикого кабана).
Шкура и внутренности жертвенного животного сжигались на священном огне, мясо съедалось во время ритуальной трапезы,
а череп вешали на дуб — священное дерево Перуна, росший поблизости от святилища.
Перун почитался также как покровитель княжеской власти, воинов и военных подвигов.
При заключении государственных соглашений князья клялись оружием и богом Перуном.
В договоре князя Святослава с греками есть такая клятва:
«Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною, будем прокляты от бога,
в которого верим, от Перуна и Велеса, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие».
В одной из летописей содержится загадочная фраза о том, что «Перун есть мног».
Исследователи толкуют ее по-разному: то ли «перуны» было собирательным названием какого-то разряда божеств,
то ли это указание на большое количество святилищ Перуна. Таких святилищ действительно было много.
Одно из наиболее значительных находилось в Киеве, другое — близ Новгорода, в местечке, до сих пор носящем название Перынь.
После введения христианства святилища всех языческих богов были уничтожены, идолы повержены.
Идол Перуна, стоявший в Киеве на вершине холма, сбросили в Днепр.
Летописец рассказывает, что, когда он плыл по течению, киевляне бежали по берегу следом и кричали: «Выплывай, Перуне, выплывай!»
В христианскую эпоху образ Перуна-громовержца слился в народном сознании с образом святого Ильи-пророка,
так же, как и Перун, разъезжающего по небу на огненной колеснице.
В засуху совершались молебны, посвященные Илье-пророку, а в Ильин день -20 июля (2 августа по новому стилю) —
строго запрещались полевые работы.
Если же кто-нибудь нарушал этот запрет, то его лошадь распрягали, а сбрую всей деревней пропивали в кабаке.
Связь образа Ильи-пророка с языческими представлениями ясно выступает и в поверьях о том,
что Илья-пророк своими громовыми стрелами преследует нечистую силу, которая в грозу прячется,
превращаясь в змей, собак и кошек, укрывается под шляпками грибов-поганок.
После Ильина дня запрещалось купаться, потому что в этот день купаются черти и вода становится опасной для человека.
Разделы страницы о древнеславянском боге-громовнике и его родне:
- Громовник – воплощение небесных стихий
- Перун – славянский Бог-Громовержец
- Культы громовержцев у соседних народов
- Этимология имени Перун
- Славянский Бог Громовержец
- Перунов цвет – ирис (перуника, богиша)
- Перунов День года и День недели
- Додола – жена Перуна
- Магура – дочь Перуна
- Вий – насылатель видений и привидений, дед Перуна
Громовник – воплощение небесных стихий
Громовник — это воплощение всех небесных сил, прежде всего грома, молнии, грозы, олицетворение устрашающих стихий.
Славяне-язычники называли его Сварогом (богом неба),
потом эти функции перешли к громовержцу Перуну.
С принятием христианской веры библейский пророк Илья стал осмысляться как хозяин грома и молнии, мечущий свои молниеносные стрелы,
чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку.
Злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты.
Обыкновенно скрываются они в жилых и нежилых строениях, вскакивая через открытые двери и окна и влетая через печные трубы и всякого рода отверстия.
Столь же нередко спешат они укрыться в густой хвое, в тени развесистых деревьев, за всяким подходящим прикрытием.
Самыми надежными, вполне безопасными считаются в блудливом бесовском сонме живые люди, застигнутые под открытым небом на лошади
или в телеге, так как небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей
(бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах).
Перун – славянский Бог-Громовержец
Перун – один из самых главных Богов Славян.
Бог-громовержец, покровитель воинов.
Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян.
Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря.
Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года.
Перун покровительствовал князю и княжеской дружине – это явно прослеживается в истории тысячелетней давности.
Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь.
В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует “Повесть временных лет”:
“И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь”.
Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые.
Идол Перуна был установлен и в Новгороде: “и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу”.
Дуб – дерево Перуна
Археологиами было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами.
Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб.
Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом.
В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров
оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня.
Обе находки датируются VIII веком нашей эры.
В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира.
В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба.
В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе:
“дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить”.
Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.
Праздники в честь Перуна
До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха.
Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным.
При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров,
найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам.
Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц.
Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор – символ Перуна.
Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
В период христианизации оба капища были разрушены, а идолы сброшены в реки.