Постоянная спутница Деда Мороза, вечная внучка, Снегурочка еще более загадочный персонаж русского фольклора, чем сам Дед Мороз. Откуда взялась эта снежная девушка — в статье «Рамблера».
Снегурочка или Снежевиночка появляется в народных сказках как девочка, которую вылепили из снега бездетные старик и старуха. Ласковая и умная девочка весной становится грустной, а летом после уговоров приемной матери отправляется в лес с подружками. Там Снегурочка прыгает через костер и тает, превращаясь в облако.
Впрочем, есть и более темная версия сказки, где те самые подруги убивают Снегурочку из-за зависти к ее красоте, после чего следует чудесное воскрешение.
Продолжение истории после рекламы
Понятно, что в сказке — упрощенной форме мифа — Снегурочка выступает как типичное умирающее и воскресающее божество, символ перехода от зимы к лету, так как для наших предков весна и осень были всего лишь межсезоньем, а не отдельным временем года.
Такую трактовку использовал и Александр Островский в своей пьесе «Снегурочка», где героиня — дочь Мороза и Весны, и ее смерть воспринимается как необходимая жертва для наступления лета.
Еще одна героиня, которая причудливо объединяет и Снегурочку, и Масленицу — это Кострома. Сезонный ритуальный персонаж представлялся в образе юной девушки в белом одеянии с дубовой веткой в руках. Она участвовала в обряде проводов весны, который сопровождали песни и хороводы, а иногда и подношения.
Кульминацией становились похороны Костромы, когда изготавливали куклу из соломы, наряжали ее в сарафан, а потом сжигали, топили или разрывали на части и закапывали в поле, чтобы обеспечить урожайность пашни.
Кострома, таким образом, была и символом смены зимы и лета, и примитивной богиней плодородия.
Долгое время Снегурочка существовала сама по себе и лишь на рубеже XIX и XX веков стала иногда сопровождать Деда Мороза. Внучкой ее назначили уже позже, чтобы как-то подчеркнуть статус всеобщего дедушки Мороза. Кстати, сначала Снегурочку изображали как маленькую девочку, посредницу в отношениях Мороза и детей. И только после Великой Отечественной войны Снегурочка повзрослела, ее стали играть студентки или выпускницы.
Впрочем, есть и совсем мрачные домыслы об истинном происхождении Снегурочки, хотя серьезными фольклористами эта теория пока не подтверждается.
Языческие ритуалы не обходились без жертвоприношений, в особых случаях — человеческих. Для наших предков зима была суровым испытанием, временем холода и тьмы. Чтобы заручиться милостью зимних богов, вроде того же Мороза, иногда в лес отправляли и живых девочек и девушек — как бы в дар повелителю зимы. Обратно девушки уже не возвращались. А уже после Снегурочка стала коллективным образом этих жертв.
В мире вряд ли найдётся хотя бы один взрослый или ребёнок, который не слышал бы о Деде Морозе или Снегурочке. Прототипом всем известного Деда Мороза является языческое божество Карачун — жестокий Бог Подземелья, повелитель холодов. Славяне испокон веков поклонялись ему и боялись его гнева. В фольклоре большинства северных народов есть схожие образы. В отличие от Деда Мороза Снегурочка — исконно русский персонаж.
Никто не может точно сказать, откуда в нашу традицию пришла юная помощница праздничного старика, впрочем, обосновалась она в ней прочно и, как свидетельствует история, надолго.
Как из фольклорного персонажа Снегурочка стала литературным героем
Снегурочка не упоминается в древнеславянских ритуалах или фольклоре, но в народных преданиях существует легенда о девушке изо льда, которая растаяла от тепла солнечных лучей языческого Бога Ярила. Во время традиционного обряда в честь Бога Весеннего Солнца, девушка подошла слишком близко к костру, тем самым обрекла себя на гибель.
Фольклористы считают, что персонаж Снегурочки находит своё отражение в образе языческого божества потустороннего мира Марены. Непосредственная связь с рождественской ёлкой объясняется тем, что это дерево является символом богини Зимы и Смерти. Занимательно, что в древние времена гробы для усопших делали именно из еловой доски. В действительности же злое существо Марена и добрая Снегурочка никак не могут быть одним и тем же образом. Изначально Снегурочка воплощает в себе милосердие, чистоту и добродушие.
В 1873 году Александр Островский создал пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка выступает в роли дочери Мороза и Весны. Её убивает не огонь, а чувство любви, поселившееся в девичьем сердце к Ярилу-Солнцу. Сценическая премьера «Снегурочки» не получила должного признания, однако одноимённая опера Николая Римского-Корсакового обрела всероссийскую известность.
В конце XIX — начале XX века этот персонаж всё чаще появлялся в новогодних сценариях отечественных педагогов. Ещё до Октябрьской революции фигурки Снегурочки украшали праздничные ели, а девчонки наряжались в узнаваемое убранство для новогодних представлений.
Кем на самом деле приходится Снегурочка Деду Морозу
Несмотря на то, что Снегурочка является фольклорным персонажем, существуют различные мнения о её семье. Самая распространённая, теория к которой привыкли многие из нас, гласит, что Снегурочка — внучка Деда Мороза. И возникает закономерный вопрос, кто же её родители? Говорят, что она дочь Снеговика, который появился в союзе Деда Мороза и Метелицы.
Некоторые считают, что Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны-Красны. А особо изощрённые фольклористы утверждают, что Снежная красавицы не кто иная как жена Деда Мороза. Вполне возможно, ведь на Руси издавна неравные браки были обыкновением.
Как создавался образ Снегурочки, дошедший до наших дней
Впервые Снегурочка как часть новогодней праздничной ёлки предстала перед публикой в 1935 году. Это было первое официальное празднование Нового года, которое власти СССР постановили на всесоюзном уровне. Дед Мороз и его внучка Снегурочка были назначены главными символами торжества. Уже в 1937 году они выступали дуэтом на новогоднем балу в Московском Доме Союзов. С того времени пара радует своих почитателей от мала до велика.
Занимательно, что изначально Снегурочка изображалась в виде маленькой девочки, и лишь позднее её стали представлять как статную девушку. Белое или светло-голубое пальто-платье из фланели с меховой опушкой, на подоле увенчанный серебряными узорами. Шапочка из того же материала или кокошник, украшенный жемчугом. На ногах — лёгкие сапоги из войлока или ткани. Всё это до сих пор является неотъемлемыми деталями образа Снегурочки.
Внучка Деда Мороза сразу же завоевала сердца детей. С ней даже самые застенчивые малыши втягивались в хоровод и становились достаточно смелыми, чтобы декламировать стихи за столь желанный подарок. Не удивительно, что вскоре сценарии новогодних празднований стали писаться «под Снегурочку».
В военный период Снегурочка утратила свою актуальность, но уже 1950-е годы не без стараний детских писателей Льва Кассира и Сергея Михалкова, её образ возродился вновь. С тех пор Дед Мороз и его юная помощница являются неотъемлемой составляющей радостного настроения всей страны в канун новогодних праздников.
Аналоги Снегурочки в традициях стран народов мира
Вопреки закоренелому мнению о том, что Снегурочка — исключительно русский персонаж, у внучки Деда Мороза найдутся аналоги и в других культурах. Так, по территории всего бывшего Советского Союза можно встретить не одну «Снегурочку», которая соответствует колориту местности. Так, в Азербайджане Деда Мороза сопровождает молодая девушка Гарагыз. Роль помощницы армянского красноносого выполняет Дзюнанушик. В Узбекистане Дедушка Коробо приезжает в гости на осле вместе с Коргыз. В Болгарии холодная красавица известна под именем Снежанка.
А в Швеции у Снегурочки есть сестра Люсия, в честь которой даже существует отдельный праздник. Согласно легенде, её имя берёт начало от святой Люсии — мученицы, погибшей за веру в Иисуса. По приданию мужем Люсии был обычный рыбалка. Однажды, когда её супруг ушёл в море, разразился шторм, а дьявол погасил маяк, который вёл мужчин домой. Люсия, вооружившись фонарём, вышла на причал, чтобы обозначить дорогу рыбакам. Однако на неё напали черты и отрубили ей голову. Швейцарцы верят, что призрак девушки остался ожидать путников, освещая им путь со скалы.
А вот итальянцы встречают Новый год в компании феи Бефаны, которая подобно Деду Морозу, приносит подарки ребятишкам. Это, пожалуй, самая пожилая «родственница» снежной красавицы. Старушка попадает в дом через дымоход и оставляет подарки в носках у камина. Согласно легенде, Бефана путешествует по миру в поисках юного Христа, желая преподнести ему подарок.
«Расскажи, Снегурочка, где была, расскажи-ка, милая, как дела?» — каждый ребенок в России с пеленок знает эту песенку. Но как появилась Снегурочка, для чего она нужна, и есть ли аналоги нашей снежной красавицы, мало кто знает. Diletant.media расскажет сегодня все о внучке Деда Мороза.
Невозможно сказать точно, где и когда придумали Снегурочку. Впервые ее образ зафиксировали в фольклоре в XIXвеке, но в народных обрядах она тогда не фигурировала. Считается, что истоки образ снежной красавицы берет еще из дохристианской мифологии славян — действительно, ожившая ледяная фигура отсылает нас к языческим верованиям, которым было свойственно обожествлять природу. К тому же, в старинных северных преданиях нередко встречались истории о молодой девушке, слепленной из снега.
В старинных приданиях есть истории о девушке, слепленной из снега
С началом весны одна идет в лес с подружками, прыгает через костер и тает. Версия вполне правдоподобная: в те времена убеждение, что «сезонные» духи умирают со сменой времен года, было весьма популярно. Интересно, что в те времена Снегурочка скорее считалась дочкой божества Мороза. В какой момент их родственные связи изменились — неизвестно.
В народной сказке Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имеет. В 1869 фольклорист Александр Николаевич Афанасьев публикует двухтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где и появляется Снегурка (в другом варианте — Снежевиночка). Бездетные старик со старухой лепят себе дочку — Снегурку. Она оживает и становится настоящей маленькой девочкой. Похожая сказка есть и у Даля, а в середине XX века сказку про Снегурушку записывают в Башкирии.
Правда, конец у сказки немного пугающий: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там ее из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, как злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает ее о землю, дудочка ломается, и из нее появляется живая Снегурушка.
По одной из версий, прообразом Снегурочки было древнее славянское божество Кострома. Она считалась покровительницей урожая и плодородия. В конце весны праздновались «зеленые святки» — прощание с весной и приветствие лета.
В одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер
Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде (традиционный цвет Снегурочки), иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер — Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.
Кострома и ее брат Купала
Настоящую славу Снегурочка получила благодаря Островскому, написавшему по мотивам славянских сказок пьесу. В ней Снегурочка, дочка Мороза и Весны, становится более человечной. Ее губит не костер, а любовь, которую зажег в ее сердце Ярило-солнце. Первая театральная постановка успехом не увенчалась, зато написанная Римским-Корсаковым опера стала по-настоящему знаменитой. В 1968 сказку экранизировали.
Снегурочка — вовсе не уникальное явление, как думают многие. У Снежной девочки (именно девочки, только в XX веке внучка Деда Мороза «повзрослела») есть аналоги и в других странах. Много вариаций Снегурочки можно найти в странах бывших республик СССР. Например, азербайджанского Деда Мороза по имени Шахта Баба сопровождает девочка Гарагыз. В Армении старику с подарками (Дзмер Папи) помогает Дзюнанушик. В Узбекистане местный Дед Мороз Корбобо носит халат и катается на осле в сопровождении Коргыз.
Снегурочка на старых открытках была маленькой девочкой
Водятся Снегурочки и немного дальше. В Монголии у Деда Мороза Улина Увгуна есть помощница Зазан Охин. Рядом с ними всегда ходит мальчик Шин Жил, символизирующий Новый год. В Болгарии снежну девочку зовут просто — Снежанка. А в Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия, в честь которой у жителей страны есть даже особый праздник.
У Люсии интересная история. Считается, что имя ее связано со Святой Люсией, мученицей, умершей за веру в Христа. По распространенной версии, Люсия жила в Средних веках и была замужем за рыбаком. Однажды ее муж уплыл в море, но разыгралась буря, и черти погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем, чтобы осветить дорогу рыбаку. Но злые черти напали на нее и отрезали ей голову. По легенде, призрак девушки продолжал всю ночь стоять на скале с фонарем в руке.
Люсия в Швеции часто носит венок, украшенный свечами
В Италии Снегурочки нет, но здесь живет самая пожилая «родственница» нашей снежной красавицы. Ее зовут фея Бефана, и она приносит итальянским детям подарки. Эта старушка залетает на метле в дымоход и кладет игрушки в детские носки. Плохим детям достаются угольки, которые на деле оказываются просто круглыми конфетами, красящими язык. Считается, что фея летает по свету в поисках младенца Христа, которому хочет отдать его подарок. К тому же Бефана очень хозяйственная: если ей понравится в доме, то она может даже убраться. А из лакомств старая фея предпочитает апельси
Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Но это сказки литературные, «писательские». В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше.
Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Дед Мороз впервые упомянут в сказке Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович», написанной в 1840 году.
Снегурочка появляется в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка» (1861 год), — здесь она девочка из снега. А вот в пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка» (1873 год) это уже юная девушка — дочь Мороза и Весны.
Но это сказки литературные, «писательские». В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше. Попробуем проследить их путь.
Что такое миф?
Задолго до того, как народные сказки превратились в устные рассказы бабушек своим внукам и внучкам, они были мифами. Что такое миф?
Наши древние предки поклонялись разным духам. В определённые дни года разжигали костры, призывали духов особыми песнями и танцами, и дух «являлся» — обычно вселяясь в тело жреца, ну, или как бы мы сегодня сказали — жрец представлял этого духа. Дальше члены племени разыгрывали какую-нибудь историю с участием этого духа. Например, как зима борется с весною, и весна побеждает.
Вот эти «представления», в ходе которых члены племени рассказывали друг другу и своим духам-покровителям, как возник мир, как сменяются времена года, почему идёт дождь, отчего в земле вызревает семя, и называются МИФ.
Со временем, люди всё больше и больше учились влиять на природу; выживание племени зависело теперь не столько от помощи духов, сколько от умения и опыта людей. Миф перестал быть священным действием и «распался»: на науку, искусства и религию.
Из наблюдений за природой (как выследить зверя? когда посеять растение? как узнать, будет ли завтра дождь?) стала развиваться наука.
Из вырезания деревянных идолов, хорового пения, танцев и общения с духом стали развиваться изобразительное искусство, музыка, театр.
Из представлений о справедливости и несправедливости духов, из чувства беспомощности перед судьбой и желания «прислониться» к какому-нибудь надёжному заступнику стала развиваться религия.
А истории о мире, о духах, о племени и его героях стали просто историями. И превратились в сказки.
История Деда Мороза заключена в его имени. Сегодня слово «мор» означает «эпидемия», «массовая смертельная болезнь». Однако раньше это слово означало то же самое, что и латинское mors, итальянское morte, испанское muerte, французское mort и, главное, древнее протоиндоевропейское *mertis — то есть непосредственно «смерть».
Если Дед Мороз когда-то был духом зимы и смерти — Мором, значит, отчество его предполагаемой дочки должно быть Моровна. И в славянской мифологии есть персонаж с очень похожим отчеством!
Это Марья Моревна.
Что же объединяет умницу и красавицу с уродливой злой старухой?
Историки и этнографы утверждают, что древние славяне, помимо других богов, почитали богиню зимы и смерти — Мору или Морену (Марену).
Это имя (Морена или Марена, — правил правописания в XIIвеке не было) встречается в новгородских берестяных грамотах. В одной автор просит Марену оказать влияние на князя, когда тот станет слишком щедро одаривать купцов: «Марена, вразуми князя нашего, зимний гнев свой напомни». В другой читаем: «Скажи сыновьям, пусть зерно за меня принесет Марене в дань».
Одна из берестяных грамот с упоминанием Марены
Выходит Моревна — это никакое не отчество, а просто искажённое имя древнего божества!
Марена до сих пор сохранилась в польском и болгарском фольклоре (у болгар — под именем Мара-лишанка). В начале зимы она юная прекрасная девушка, но постепенно стареет и к концу зимы превращается в злобную уродливую старуху. (Вот почему Марья Моревна то дочь, то подруга Бабы Яги!)
Празднуя окончание зимы, в Польше и Болгарии изготавливали куклу Марены и сжигали (то есть хоронили) её. (Снегурочка в русских сказках тоже погибает во время весенних праздников, прыгнув через костёр.)
Это значит, Марена рождается, чтобы дать природе умереть, и умирает, когда природе предстоит ожить. Иначе невозможно старое заменить на новое. Именно для этого в сказках нужна Мёртвая вода. Чтобы оживить героя, Живой воды недостаточно! Сначала его надо обязательно спрыснуть Мёртвой водой, без этого волшебства не случится.
А что же Марья Моревна? Она берёт в плен Кощея Бессмертного — то есть бессмертие, мешающее уходу старого и возникновению нового. А незадачливый Иван Царевич, дав Кощею напиться, освобождает бессмертие из плена Моревны-Марены и тем самым приносит на землю бесчисленные беды — нарушает природный ход вещей
Для древних славян смерть была перемещением человека из телесного, видимого мира (который назывался «явь») в мир духов, который назывался «навь». Кстати, Баба Яга — это проводница из мира живых в мир мёртвых (то есть духов и предков), из мира обычного — в мир волшебства и небывалых способностей. Часто без её помощи Иван Царевич оказывается ни на что не способен. (Помните, и Живая вода бессильна без Мёртвой?)
А Марья Моревна — повелительница зимы и смерти, обладающая невероятной волшебной силой и мудростью, держит в плену бессмертие (Кощея), потому что бессмертие нарушает природный ход вещей: вечный круговорот лета и зимы, жизни и смерти, обыденности и волшебства, человеческой слабости и силы духа (которую даруют человеку духи — его боги и предки.
Выходит, друзья, под Новый год к нам приходят не какие-то там литературные персонажи XIX века, приспособленные к Новогоднему празднику в 1937 году.
Праздник Новый год — это что? Замена старого на новое — «мёртвого» на «живое». Просто он теперь не связан у нас с природой и урожаем, как у наших предков, так что празднуем мы его не весной, как они, а зимой. Но так же, как и несколько тысяч — тысяч! — лет назад, в этот праздник к нам являются «духи зимы». Мор и Марена. Дед Мороз и Снегурочка.
В мире, наверное, не найдётся ни одного взрослого или ребёнка, который бы не слышал о Деде Морозе и Снегурочке. Вплоть до 18 века слово «Дед» означало «умерший предок», а старшего мужчину в семье называли «дедушка», «дедко». Языческий обряд жертвоприношения ПЕРВОМУ покровителю рода — ПРАДЕДУ, патриарху, представлял собой связь с предками и обращение к их благосклонности и покровительству над всем родом. Недаром на новогоднем столе всегда стояла кутья, поминальное блюдо предков.
Однако никто не может точно сказать, откуда в нашу традицию пришла юная помощница Деда Мороза Снегурочка — исконно русский персонаж. Впрочем, как свидетельствует история, обосновалась она среди сказочных новогодних персонажей недавно, в отличие от Деда Мороза, которому белее 2000 лет.
Как из фольклорного персонажа Снегурочка стала литературным героем?
Снегурочка упоминается в древнерусских народных преданиях, существует фольклорная легенда о девушке изо льда, которая растаяла от тепла солнечных лучей Ярилы — языческого бога весеннего солнца. Ярилины игрища и гулянья, происходят в конце весны, или даже летом, то есть при проводах уходящей весны, именно в конце мая или в июне. Одряхлевший к концу весны, великорусский Ярило изображался стариком. Самая идея кончины бога весеннего плодородия Ярилы, возвратившего к новой жизни всю природу после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего, заложена в празднестве. Во время традиционного обряда зажигания костра в честь Бога Весеннего Солнца, девушки и парни должны были прыгать через огонь, чтобы получить силу Ярилы. Однако Снегурочка, снежная дочь Зимы, перепрыгнув через костёр мгновенно растаяла и, превратившись в облако, улетела в небо.
Фольклористы считают, что персонаж Снегурочки подобен погружаемой в воду, тонущей в реке во время купальского праздника Купалы или Марены.
Дед Мороз и Снегурочка связанные с празднествами умирания старого солнца и рождения нового Солнца в день зимнего солнцестояния, а рождественская ёлка также отождествляется с рождением и смертью. В древности усопших хоронили в домовинах (гробах) сделанных из древесины вечнозелёной ели, в надежде на вечную жизнь после смерти.
Некоторые исследователи фольклора считают, что Снегурочка является прототипом Костромы в славянской мифологии богиня весны и плодородия, дочь Семаргла и Купальницы. Чучело Костромы сжигали в ночь на Ивана Купала. Рождённая из снега, она преодолевает оковы зимы и превращается в воду, чтобы принести плодородие земле. Некоторые культурологи называют Снегурочку снежной нимфой, которая испаряется весной и забирает с собой на небо пожелания крестьян о хорошем урожае. Другие считают, что она богиня весны Лелея.
Русская литература вдохнула в фольклорный образ Снегурочки настоящую сказочную жизнь. Известный русский литератор и исследователь Александр Афанасьев впервые представил этот образ в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу». В сказочном повествовании о Снегурочке Афонасьев записал историю о пожилой бездетной паре Иване и Марии, которая мечтали обзавестись детьми. Старики слепили из снега девочку, и она вдруг ожила, заговорила с ними нежным голосом. Девочка взрослела не по дням, а по часам, и когда наступила весна, ей стало 13 лет — возраст невесты, и подружки позвали её на весенний праздник.
В русской народной сказке «Снегурочка» прослеживается связь и с купальским обрядом перепрыгивания через костёр, который считался языческим обрядом инициации, означающим приход поры зрелости для молодёжи. В момент перепрыгивания через костёр мальчик превращался в юношу, а девочка — в девушку.
В 1873 году Александр Островский создал пьесу «Снегурочка». В пьесе Снегурочка выступает в роли дочери Мороза и Весны. Её убивает не огонь, а жаркое чувство любви, поселившееся в девичьем сердце к Ярилу-Солнцу.
Снегурочка опера Римского Корсакова
Ещё до Октябрьской революции 1917 года фигурки Снегурочки украшали праздничные ели, а девчонки наряжались в узнаваемое убранство для новогодних представлений.
В конце XIX — начале XX века Снегурочка всё чаще стала появляться в сценариях новогодних праздников.
Как создавался новогодний образ Снегурочки?
Впервые Снегурочка предстала перед публикой на празднике новогодней ёлки в Москве в 1935 году. Это было первое официальное празднование Нового года в СССР. Дед Мороз и его внучка Снегурочка стали главными символами торжества. В 1937 году они выступали дуэтом на новогоднем балу в Московском Доме Союзов. С того времени пара радует своих почитателей от мала до велика.
Занимательно, что сначала роль Снегурочки исполняла маленькая девочка, и лишь позднее в этой роли выступала молодая статная девушка. Её наряд был сказочным и роскошным, все восхищались её бело-голубой одеждой, расшитой серебряными зимними узорами. Красивая белая меховая шапочка или кокошник, украшенный жемчугом дополняли образ и красные сапожки дополняли наряд Снегурочки.
Произошло смещение явлений: Снегурочка стала взрослой девушкой, как и у Островского, но точно так же, как старики в русских фольклорных сказках, Дед Мороз, будучи стариком, стал называть её внучкой, а не дочкой.
Некоторые дети немного побаивались большого бородатого Деда Мороза с посохом, а его внучка Снегурочка сразу же завоевала их сердца. С нею даже самые застенчивые малыши втягивались в хоровод и становились достаточно смелыми, чтобы читать стихи за столь желанный подарок.
В военный период Снегурочка утратила свою актуальность, но уже 50-е годы прошлого века не без стараний детских писателей Льва Кассира и Сергея Михалкова, образ Снегурочки вновь возродился. С тех пор Дед Мороз и его юная помощница стали главными ведущими детского новогоднего утренника и гарантами радостного настроения всей страны в канун новогодних праздников.
Снегурочка в традициях стран народов мира
Снегурочка — исключительно русский персонаж, однако у внучки Деда Мороза найдутся последователи и в других культурах. По территории всего бывшего Советского Союза можно встретить не одну «Снегурочку», которая соответствует национальному колориту местности.
В Азербайджане Деда Мороза сопровождает молодая девушка Гарагыз. В Армении Деда Мороза называют Каханд Папа – Дедушки Нового года, (или Дзмер Папи — «Зима-дед»), а его внучку ДзюнАнушик (Dzyunanushik) — «Снежная Ануш» . В Узбекистане Дедушка Коробо приезжает в гости на осле вместе с внучкой Коргыз. В Болгарии снежная красавица известна под именем Снежанка.
В Швеции у Снегурочки есть сестра Люсия, в честь которой даже существует отдельный праздник. Согласно легенде, её имя берёт начало от святой Люсии — христианской мученицы, погибшей за веру в Иисуса. По приданию мужем Люсии был обычный рыбак. Однажды, когда её супруг ушёл в море, разразился шторм, а дьявол погасил маяк, который вёл мужчин домой. Люсия вышла на причал с фонарём, чтобы помочь рыбакам найди дорогу к берегу. Однако на Люсию напали черты и отрубили ей голову. Швейцарцы верят, что призрак девушки остался ожидать путников, освещая им путь со скалы.
Итальянцы встречают Новый год в компании феи Бефаны, которая подобно Деду Морозу, приносит подарки ребятишкам в Рождество. Пожалуй, фея Бефана — самая пожилая «родственница» Снегурочки. Старушка Бефана попадает в дом через дымоход , как Санта Клаус, и оставляет подарки в носках у камина. Согласно легенде, Бефана путешествует по миру в поисках юного Христа, желая преподнести ему подарок.
Новый год — особый праздник, связанный со многими древними традициями и обычаями, подарками, которые первоначально представляли собой жертвоприношения богам, позднее подарки стали дарить любимым. близким и родным людям. Это день, когда всё хорошее, что есть в человеке находит выход, чтобы поделится с окружающими теплом и добротой.
В Новый год — только сладкие подарки.