Кем была Снегурочка у древних славян?

Постоянная спутница Деда Мороза, вечная внучка, Снегурочка еще более загадочный персонаж русского фольклора, чем сам Дед Мороз. Откуда взялась эта снежная девушка — в статье «Рамблера».

Снегурочка или Снежевиночка появляется в народных сказках как девочка, которую вылепили из снега бездетные старик и старуха. Ласковая и умная девочка весной становится грустной, а летом после уговоров приемной матери отправляется в лес с подружками. Там Снегурочка прыгает через костер и тает, превращаясь в облако.

Впрочем, есть и более темная версия сказки, где те самые подруги убивают Снегурочку из-за зависти к ее красоте, после чего следует чудесное воскрешение.

Продолжение истории после рекламы

Понятно, что в сказке — упрощенной форме мифа — Снегурочка выступает как типичное умирающее и воскресающее божество, символ перехода от зимы к лету, так как для наших предков весна и осень были всего лишь межсезоньем, а не отдельным временем года.

Такую трактовку использовал и Александр Островский в своей пьесе «Снегурочка», где героиня — дочь Мороза и Весны, и ее смерть воспринимается как необходимая жертва для наступления лета.

Еще одна героиня, которая причудливо объединяет и Снегурочку, и Масленицу — это Кострома. Сезонный ритуальный персонаж представлялся в образе юной девушки в белом одеянии с дубовой веткой в руках. Она участвовала в обряде проводов весны, который сопровождали песни и хороводы, а иногда и подношения.

Кульминацией становились похороны Костромы, когда изготавливали куклу из соломы, наряжали ее в сарафан, а потом сжигали, топили или разрывали на части и закапывали в поле, чтобы обеспечить урожайность пашни.

Кострома, таким образом, была и символом смены зимы и лета, и примитивной богиней плодородия.

Долгое время Снегурочка существовала сама по себе и лишь на рубеже XIX и XX веков стала иногда сопровождать Деда Мороза. Внучкой ее назначили уже позже, чтобы как-то подчеркнуть статус всеобщего дедушки Мороза. Кстати, сначала Снегурочку изображали как маленькую девочку, посредницу в отношениях Мороза и детей. И только после Великой Отечественной войны Снегурочка повзрослела, ее стали играть студентки или выпускницы.

Впрочем, есть и совсем мрачные домыслы об истинном происхождении Снегурочки, хотя серьезными фольклористами эта теория пока не подтверждается.

Языческие ритуалы не обходились без жертвоприношений, в особых случаях — человеческих. Для наших предков зима была суровым испытанием, временем холода и тьмы. Чтобы заручиться милостью зимних богов, вроде того же Мороза, иногда в лес отправляли и живых девочек и девушек — как бы в дар повелителю зимы. Обратно девушки уже не возвращались. А уже после Снегурочка стала коллективным образом этих жертв.

Кем была Снегурочка у древних славян?

В мире вряд ли найдётся хотя бы один взрослый или ребёнок, который не слышал бы о Деде Морозе или Снегурочке. Прототипом всем известного Деда Мороза является языческое божество Карачун — жестокий Бог Подземелья, повелитель холодов. Славяне испокон веков поклонялись ему и боялись его гнева. В фольклоре большинства северных народов есть схожие образы. В отличие от Деда Мороза Снегурочка — исконно русский персонаж.

Никто не может точно сказать, откуда в нашу традицию пришла юная помощница праздничного старика, впрочем, обосновалась она в ней прочно и, как свидетельствует история, надолго.

Как из фольклорного персонажа Снегурочка стала литературным героем

Кем была Снегурочка у древних славян?

Снегурочка не упоминается в древнеславянских ритуалах или фольклоре, но в народных преданиях существует легенда о девушке изо льда, которая растаяла от тепла солнечных лучей языческого Бога Ярила. Во время традиционного обряда в честь Бога Весеннего Солнца, девушка подошла слишком близко к костру, тем самым обрекла себя на гибель.

Фольклористы считают, что персонаж Снегурочки находит своё отражение в образе языческого божества потустороннего мира Марены. Непосредственная связь с рождественской ёлкой объясняется тем, что это дерево является символом богини Зимы и Смерти. Занимательно, что в древние времена гробы для усопших делали именно из еловой доски. В действительности же злое существо Марена и добрая Снегурочка никак не могут быть одним и тем же образом. Изначально Снегурочка воплощает в себе милосердие, чистоту и добродушие.

Кем была Снегурочка у древних славян?

В 1873 году Александр Островский создал пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка выступает в роли дочери Мороза и Весны. Её убивает не огонь, а чувство любви, поселившееся в девичьем сердце к Ярилу-Солнцу. Сценическая премьера «Снегурочки» не получила должного признания, однако одноимённая опера Николая Римского-Корсакового обрела всероссийскую известность.

В конце XIX — начале XX века этот персонаж всё чаще появлялся в новогодних сценариях отечественных педагогов. Ещё до Октябрьской революции фигурки Снегурочки украшали праздничные ели, а девчонки наряжались в узнаваемое убранство для новогодних представлений.

Кем на самом деле приходится Снегурочка Деду Морозу

Несмотря на то, что Снегурочка является фольклорным персонажем, существуют различные мнения о её семье. Самая распространённая, теория к которой привыкли многие из нас, гласит, что Снегурочка — внучка Деда Мороза. И возникает закономерный вопрос, кто же её родители? Говорят, что она дочь Снеговика, который появился в союзе Деда Мороза и Метелицы.

Некоторые считают, что Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны-Красны. А особо изощрённые фольклористы утверждают, что Снежная красавицы не кто иная как жена Деда Мороза. Вполне возможно, ведь на Руси издавна неравные браки были обыкновением.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Как создавался образ Снегурочки, дошедший до наших дней

Впервые Снегурочка как часть новогодней праздничной ёлки предстала перед публикой в 1935 году. Это было первое официальное празднование Нового года, которое власти СССР постановили на всесоюзном уровне. Дед Мороз и его внучка Снегурочка были назначены главными символами торжества. Уже в 1937 году они выступали дуэтом на новогоднем балу в Московском Доме Союзов. С того времени пара радует своих почитателей от мала до велика.

Занимательно, что изначально Снегурочка изображалась в виде маленькой девочки, и лишь позднее её стали представлять как статную девушку. Белое или светло-голубое пальто-платье из фланели с меховой опушкой, на подоле увенчанный серебряными узорами. Шапочка из того же материала или кокошник, украшенный жемчугом. На ногах — лёгкие сапоги из войлока или ткани. Всё это до сих пор является неотъемлемыми деталями образа Снегурочки.

Внучка Деда Мороза сразу же завоевала сердца детей. С ней даже самые застенчивые малыши втягивались в хоровод и становились достаточно смелыми, чтобы декламировать стихи за столь желанный подарок. Не удивительно, что вскоре сценарии новогодних празднований стали писаться «под Снегурочку».

В военный период Снегурочка утратила свою актуальность, но уже 1950-е годы не без стараний детских писателей Льва Кассира и Сергея Михалкова, её образ возродился вновь. С тех пор Дед Мороз и его юная помощница являются неотъемлемой составляющей радостного настроения всей страны в канун новогодних праздников.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Аналоги Снегурочки в традициях стран народов мира

Вопреки закоренелому мнению о том, что Снегурочка — исключительно русский персонаж, у внучки Деда Мороза найдутся аналоги и в других культурах. Так, по территории всего бывшего Советского Союза можно встретить не одну «Снегурочку», которая соответствует колориту местности. Так, в Азербайджане Деда Мороза сопровождает молодая девушка Гарагыз. Роль помощницы армянского красноносого выполняет Дзюнанушик. В Узбекистане Дедушка Коробо приезжает в гости на осле вместе с Коргыз. В Болгарии холодная красавица известна под именем Снежанка.

А в Швеции у Снегурочки есть сестра Люсия, в честь которой даже существует отдельный праздник. Согласно легенде, её имя берёт начало от святой Люсии — мученицы, погибшей за веру в Иисуса. По приданию мужем Люсии был обычный рыбалка. Однажды, когда её супруг ушёл в море, разразился шторм, а дьявол погасил маяк, который вёл мужчин домой. Люсия, вооружившись фонарём, вышла на причал, чтобы обозначить дорогу рыбакам. Однако на неё напали черты и отрубили ей голову. Швейцарцы верят, что призрак девушки остался ожидать путников, освещая им путь со скалы.

А вот итальянцы встречают Новый год в компании феи Бефаны, которая подобно Деду Морозу, приносит подарки ребятишкам. Это, пожалуй, самая пожилая «родственница» снежной красавицы. Старушка попадает в дом через дымоход и оставляет подарки в носках у камина. Согласно легенде, Бефана путешествует по миру в поисках юного Христа, желая преподнести ему подарок.

«Расскажи, Снегурочка, где была, расскажи-ка, милая, как дела?» — каждый ребенок в России с пеленок знает эту песенку. Но как появилась Снегурочка, для чего она нужна, и есть ли аналоги нашей снежной красавицы, мало кто знает. Diletant.media расскажет сегодня все о внучке Деда Мороза.

Невозможно сказать точно, где и когда придумали Снегурочку. Впервые ее образ зафиксировали в фольклоре в XIXвеке, но в народных обрядах она тогда не фигурировала. Считается, что истоки образ снежной красавицы берет еще из дохристианской мифологии славян — действительно, ожившая ледяная фигура отсылает нас к языческим верованиям, которым было свойственно обожествлять природу. К тому же, в старинных северных преданиях нередко встречались истории о молодой девушке, слепленной из снега.

В старинных приданиях есть истории о девушке, слепленной из снега

С началом весны одна идет в лес с подружками, прыгает через костер и тает. Версия вполне правдоподобная: в те времена убеждение, что «сезонные» духи умирают со сменой времен года, было весьма популярно. Интересно, что в те времена Снегурочка скорее считалась дочкой божества Мороза. В какой момент их родственные связи изменились — неизвестно.

В народной сказке Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имеет. В 1869 фольклорист Александр Николаевич Афанасьев публикует двухтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где и появляется Снегурка (в другом варианте — Снежевиночка). Бездетные старик со старухой лепят себе дочку — Снегурку. Она оживает и становится настоящей маленькой девочкой. Похожая сказка есть и у Даля, а в середине XX века сказку про Снегурушку записывают в Башкирии.

Правда, конец у сказки немного пугающий: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там ее из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, как злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает ее о землю, дудочка ломается, и из нее появляется живая Снегурушка.

Кем была Снегурочка у древних славян?

По одной из версий, прообразом Снегурочки было древнее славянское божество Кострома. Она считалась покровительницей урожая и плодородия. В конце весны праздновались «зеленые святки» — прощание с весной и приветствие лета.

В одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер

Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде (традиционный цвет Снегурочки), иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер — Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Кострома и ее брат Купала

Настоящую славу Снегурочка получила благодаря Островскому, написавшему по мотивам славянских сказок пьесу. В ней Снегурочка, дочка Мороза и Весны, становится более человечной. Ее губит не костер, а любовь, которую зажег в ее сердце Ярило-солнце. Первая театральная постановка успехом не увенчалась, зато написанная Римским-Корсаковым опера стала по-настоящему знаменитой. В 1968 сказку экранизировали.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Снегурочка — вовсе не уникальное явление, как думают многие. У Снежной девочки (именно девочки, только в XX веке внучка Деда Мороза «повзрослела») есть аналоги и в других странах. Много вариаций Снегурочки можно найти в странах бывших республик СССР. Например, азербайджанского Деда Мороза по имени Шахта Баба сопровождает девочка Гарагыз. В Армении старику с подарками (Дзмер Папи) помогает Дзюнанушик. В Узбекистане местный Дед Мороз Корбобо носит халат и катается на осле в сопровождении Коргыз.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Снегурочка на старых открытках была маленькой девочкой

Водятся Снегурочки и немного дальше. В Монголии у Деда Мороза Улина Увгуна есть помощница Зазан Охин. Рядом с ними всегда ходит мальчик Шин Жил, символизирующий Новый год. В Болгарии снежну девочку зовут просто — Снежанка. А в Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия, в честь которой у жителей страны есть даже особый праздник.

У Люсии интересная история. Считается, что имя ее связано со Святой Люсией, мученицей, умершей за веру в Христа. По распространенной версии, Люсия жила в Средних веках и была замужем за рыбаком. Однажды ее муж уплыл в море, но разыгралась буря, и черти погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем, чтобы осветить дорогу рыбаку. Но злые черти напали на нее и отрезали ей голову. По легенде, призрак девушки продолжал всю ночь стоять на скале с фонарем в руке.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Люсия в Швеции часто носит венок, украшенный свечами

В Италии Снегурочки нет, но здесь живет самая пожилая «родственница» нашей снежной красавицы. Ее зовут фея Бефана, и она приносит итальянским детям подарки. Эта старушка залетает на метле в дымоход и кладет игрушки в детские носки. Плохим детям достаются угольки, которые на деле оказываются просто круглыми конфетами, красящими язык. Считается, что фея летает по свету в поисках младенца Христа, которому хочет отдать его подарок. К тому же Бефана очень хозяйственная: если ей понравится в доме, то она может даже убраться. А из лакомств старая фея предпочитает апельси

Кем была Снегурочка у древних славян?

Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Но это сказки литературные, «писательские». В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше.

Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Дед Мороз впервые упомянут в сказке Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович», написанной в 1840 году.

Снегурочка появляется в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка» (1861 год), — здесь она девочка из снега. А вот в пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка» (1873 год) это уже юная девушка — дочь Мороза и Весны.

Но это сказки литературные, «писательские». В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше. Попробуем проследить их путь.

Что такое миф?

Задолго до того, как народные сказки превратились в устные рассказы бабушек своим внукам и внучкам, они были мифами. Что такое миф?

Кем была Снегурочка у древних славян?

Наши древние предки поклонялись разным духам. В определённые дни года разжигали костры, призывали духов особыми песнями и танцами, и дух «являлся» — обычно вселяясь в тело жреца, ну, или как бы мы сегодня сказали — жрец представлял этого духа. Дальше члены племени разыгрывали какую-нибудь историю с участием этого духа. Например, как зима борется с весною, и весна побеждает.

Вот эти «представления», в ходе которых члены племени рассказывали друг другу и своим духам-покровителям, как возник мир, как сменяются времена года, почему идёт дождь, отчего в земле вызревает семя, и называются МИФ.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Со временем, люди всё больше и больше учились влиять на природу; выживание племени зависело теперь не столько от помощи духов, сколько от умения и опыта людей. Миф перестал быть священным действием и «распался»: на науку, искусства и религию.

Из наблюдений за природой (как выследить зверя? когда посеять растение? как узнать, будет ли завтра дождь?) стала развиваться наука.

Из вырезания деревянных идолов, хорового пения, танцев и общения с духом стали развиваться изобразительное искусство, музыка, театр.

Из представлений о справедливости и несправедливости духов, из чувства беспомощности перед судьбой и желания «прислониться» к какому-нибудь надёжному заступнику стала развиваться религия.

А истории о мире, о духах, о племени и его героях стали просто историями. И превратились в сказки.

История Деда Мороза заключена в его имени. Сегодня слово «мор» означает «эпидемия», «массовая смертельная болезнь». Однако раньше это слово означало то же самое, что и латинское mors, итальянское morte, испанское muerte, французское mort и, главное, древнее протоиндоевропейское *mertis — то есть непосредственно «смерть».

Кем была Снегурочка у древних славян?

Если Дед Мороз когда-то был духом зимы и смерти — Мором, значит, отчество его предполагаемой дочки должно быть Моровна. И в славянской мифологии есть персонаж с очень похожим отчеством!

Это Марья Моревна.

Что же объединяет умницу и красавицу с уродливой злой старухой?

Историки и этнографы утверждают, что древние славяне, помимо других богов, почитали богиню зимы и смерти — Мору или Морену (Марену).

Это имя (Морена или Марена, — правил правописания в XIIвеке не было) встречается в новгородских берестяных грамотах. В одной автор просит Марену оказать влияние на князя, когда тот станет слишком щедро одаривать купцов: «Марена, вразуми князя нашего, зимний гнев свой напомни». В другой читаем: «Скажи сыновьям, пусть зерно за меня принесет Марене в дань».

Одна из берестяных грамот с упоминанием Марены

Кем была Снегурочка у древних славян?

Выходит Моревна — это никакое не отчество, а просто искажённое имя древнего божества!

Марена до сих пор сохранилась в польском и болгарском фольклоре (у болгар — под именем Мара-лишанка). В начале зимы она юная прекрасная девушка, но постепенно стареет и к концу зимы превращается в злобную уродливую старуху. (Вот почему Марья Моревна то дочь, то подруга Бабы Яги!)

Празднуя окончание зимы, в Польше и Болгарии изготавливали куклу Марены и сжигали (то есть хоронили) её. (Снегурочка в русских сказках тоже погибает во время весенних праздников, прыгнув через костёр.)

Кем была Снегурочка у древних славян?

Это значит, Марена рождается, чтобы дать природе умереть, и умирает, когда природе предстоит ожить. Иначе невозможно старое заменить на новое. Именно для этого в сказках нужна Мёртвая вода. Чтобы оживить героя, Живой воды недостаточно! Сначала его надо обязательно спрыснуть Мёртвой водой, без этого волшебства не случится.

А что же Марья Моревна? Она берёт в плен Кощея Бессмертного — то есть бессмертие, мешающее уходу старого и возникновению нового. А незадачливый Иван Царевич, дав Кощею напиться, освобождает бессмертие из плена Моревны-Марены и тем самым приносит на землю бесчисленные беды — нарушает природный ход вещей

Кем была Снегурочка у древних славян?

Для древних славян смерть была перемещением человека из телесного, видимого мира (который назывался «явь») в мир духов, который назывался «навь». Кстати, Баба Яга — это проводница из мира живых в мир мёртвых (то есть духов и предков), из мира обычного — в мир волшебства и небывалых способностей. Часто без её помощи Иван Царевич оказывается ни на что не способен. (Помните, и Живая вода бессильна без Мёртвой?)

А Марья Моревна — повелительница зимы и смерти, обладающая невероятной волшебной силой и мудростью, держит в плену бессмертие (Кощея), потому что бессмертие нарушает природный ход вещей: вечный круговорот лета и зимы, жизни и смерти, обыденности и волшебства, человеческой слабости и силы духа (которую даруют человеку духи — его боги и предки.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Выходит, друзья, под Новый год к нам приходят не какие-то там литературные персонажи XIX века, приспособленные к Новогоднему празднику в 1937 году.

Праздник Новый год — это что? Замена старого на новое — «мёртвого» на «живое». Просто он теперь не связан у нас с природой и урожаем, как у наших предков, так что празднуем мы его не весной, как они, а зимой. Но так же, как и несколько тысяч — тысяч! — лет назад, в этот праздник к нам являются «духи зимы». Мор и Марена. Дед Мороз и Снегурочка.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Кем была Снегурочка у древних славян?

В мире, наверное, не найдётся ни одного взрослого или ребёнка, который бы не слышал о Деде Морозе и Снегурочке. Вплоть до 18 века слово «Дед» означало «умерший предок», а старшего мужчину в семье называли «дедушка», «дедко». Языческий обряд жертвоприношения ПЕРВОМУ покровителю рода — ПРАДЕДУ, патриарху, представлял собой связь с предками и обращение к их благосклонности и покровительству над всем родом. Недаром на новогоднем столе всегда стояла кутья, поминальное блюдо предков.
Однако никто не может точно сказать, откуда в нашу традицию пришла юная помощница Деда Мороза Снегурочка — исконно русский персонаж. Впрочем, как свидетельствует история, обосновалась она среди сказочных новогодних персонажей недавно, в отличие от Деда Мороза, которому белее 2000 лет.

Как из фольклорного персонажа Снегурочка стала литературным героем?

Снегурочка упоминается в древнерусских народных преданиях,  существует фольклорная легенда о девушке изо льда, которая растаяла от тепла солнечных лучей Ярилы — языческого бога весеннего солнца. Ярилины игрища и гулянья, происходят в конце весны, или даже летом, то есть при проводах уходящей весны, именно в конце мая или в июне. Одряхлевший к концу весны, великорусский Ярило изображался стариком. Самая идея кончины бога весеннего плодородия Ярилы, возвратившего к новой жизни всю природу после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего, заложена в празднестве. Во время традиционного обряда зажигания костра в честь Бога Весеннего Солнца, девушки и парни должны были прыгать через огонь, чтобы получить силу Ярилы. Однако Снегурочка, снежная дочь Зимы, перепрыгнув через костёр мгновенно растаяла и, превратившись в облако, улетела в небо.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Фольклористы считают, что персонаж Снегурочки подобен погружаемой в воду, тонущей в реке во время купальского праздника Купалы или Марены.

Дед Мороз и Снегурочка связанные с празднествами  умирания старого солнца и рождения нового Солнца в день зимнего солнцестояния, а рождественская ёлка также отождествляется с рождением и смертью. В древности усопших хоронили в домовинах (гробах) сделанных из древесины вечнозелёной ели, в надежде на вечную жизнь после смерти.

Некоторые исследователи фольклора считают, что Снегурочка является прототипом Костромы в славянской мифологии богиня весны и плодородия, дочь Семаргла и Купальницы.  Чучело Костромы сжигали в ночь на Ивана Купала. Рождённая из снега, она преодолевает оковы зимы и превращается в воду, чтобы принести плодородие земле.  Некоторые культурологи называют Снегурочку снежной нимфой, которая испаряется весной и забирает с собой на небо пожелания крестьян о хорошем урожае. Другие считают, что она богиня весны Лелея.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Русская литература вдохнула в фольклорный образ Снегурочки настоящую сказочную жизнь. Известный русский литератор и исследователь Александр Афанасьев впервые представил этот образ в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу». В сказочном повествовании о Снегурочке Афонасьев записал историю о пожилой бездетной паре Иване и Марии, которая мечтали обзавестись детьми. Старики слепили из снега девочку, и она вдруг ожила, заговорила с ними нежным голосом. Девочка взрослела не по дням, а по часам, и когда наступила весна, ей стало 13 лет — возраст невесты, и подружки позвали её на весенний праздник.

В русской народной сказке «Снегурочка» прослеживается связь и с купальским обрядом перепрыгивания через костёр, который считался языческим обрядом инициации, означающим приход поры зрелости для  молодёжи. В момент перепрыгивания через костёр мальчик превращался в юношу, а девочка — в девушку.

В 1873 году Александр Островский создал пьесу «Снегурочка». В пьесе Снегурочка выступает в роли дочери Мороза и Весны. Её убивает не огонь, а жаркое чувство любви, поселившееся в девичьем сердце к Ярилу-Солнцу.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Снегурочка опера Римского Корсакова

Кем была Снегурочка у древних славян?

Кем была Снегурочка у древних славян?

Ещё до Октябрьской революции 1917 года фигурки Снегурочки украшали праздничные ели, а девчонки наряжались в узнаваемое убранство для новогодних представлений.

В конце XIX — начале XX века Снегурочка всё чаще стала появляться в сценариях новогодних праздников.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Как создавался новогодний образ Снегурочки?

Впервые Снегурочка предстала перед публикой на празднике  новогодней ёлки в Москве в 1935 году. Это было первое официальное празднование Нового года в СССР. Дед Мороз и его внучка Снегурочка стали главными символами торжества. В 1937 году они выступали дуэтом на новогоднем балу в Московском Доме Союзов. С того времени пара радует своих почитателей от мала до велика.

Занимательно, что сначала роль Снегурочки исполняла маленькая девочка, и лишь позднее в этой роли выступала молодая статная девушка. Её наряд был сказочным и роскошным, все восхищались её бело-голубой одеждой, расшитой серебряными зимними узорами. Красивая белая меховая шапочка  или кокошник, украшенный жемчугом дополняли образ и красные сапожки дополняли наряд Снегурочки.

Произошло смещение явлений: Снегурочка стала взрослой девушкой, как и у Островского, но точно так же, как старики в русских фольклорных сказках, Дед Мороз, будучи стариком, стал называть её внучкой, а не дочкой.

Некоторые дети немного побаивались большого бородатого Деда Мороза с посохом, а его внучка Снегурочка сразу же завоевала их сердца. С нею даже самые застенчивые малыши втягивались в хоровод и становились достаточно смелыми, чтобы читать стихи за столь желанный подарок.

В военный период Снегурочка утратила свою актуальность, но уже 50-е годы прошлого века не без стараний детских писателей Льва Кассира и Сергея Михалкова, образ Снегурочки вновь возродился. С тех пор Дед Мороз и его юная помощница стали главными ведущими детского новогоднего утренника и гарантами радостного настроения всей страны в канун новогодних праздников.

Кем была Снегурочка у древних славян?

Снегурочка в традициях стран народов мира

Снегурочка — исключительно русский персонаж, однако у внучки Деда Мороза найдутся последователи и в других культурах. По территории всего бывшего Советского Союза можно встретить не одну «Снегурочку», которая соответствует национальному колориту местности.

В Азербайджане Деда Мороза сопровождает молодая девушка Гарагыз. В Армении Деда Мороза называют Каханд Папа – Дедушки Нового года, (или Дзмер Папи — «Зима-дед»), а его внучку ДзюнАнушик (Dzyunanushik) — «Снежная Ануш» . В Узбекистане Дедушка Коробо приезжает в гости на осле вместе с внучкой Коргыз. В Болгарии снежная красавица известна под именем Снежанка.

В Швеции у Снегурочки есть сестра Люсия, в честь которой даже существует отдельный праздник. Согласно легенде, её имя берёт начало от святой Люсии — христианской мученицы, погибшей за веру в Иисуса. По приданию мужем Люсии был обычный рыбак. Однажды, когда её супруг ушёл в море, разразился шторм, а дьявол погасил маяк, который вёл мужчин домой. Люсия вышла на причал с фонарём, чтобы помочь рыбакам найди дорогу к берегу. Однако на Люсию напали черты и отрубили ей голову. Швейцарцы верят, что призрак девушки остался ожидать путников, освещая им путь со скалы.

Итальянцы встречают Новый год в компании феи Бефаны, которая подобно Деду Морозу, приносит подарки ребятишкам в Рождество. Пожалуй, фея Бефана — самая пожилая «родственница» Снегурочки. Старушка Бефана попадает в дом через дымоход , как Санта Клаус, и оставляет подарки в носках у камина. Согласно легенде, Бефана путешествует по миру в поисках юного Христа, желая преподнести ему подарок.

Новый год — особый праздник, связанный со многими древними традициями и обычаями, подарками, которые первоначально представляли собой жертвоприношения богам, позднее подарки стали дарить любимым. близким и родным людям. Это день, когда всё хорошее, что есть в человеке находит выход, чтобы поделится с окружающими теплом и добротой.

В Новый год — только сладкие подарки.

Еще про Тора:  Древнерусские амулеты и амулеты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *