Кощей бессмертная история

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Кощей Бессмертный: кем в реальности был самый страшный персонаж русских сказок

Главный злодей русского фольклора кажется абсолютно вымышленным персонажем. Но исследователи считают, что у Кощея Бессмертного есть реальный исторический прототип.

Внук Чернобога

Во многих славянских сказаниях Кощея ассоциируют с Чернобогом. В статье «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках» А. Жучкова и К. Галий обращают внимание на то, что чаще Кощея считали не собственно Чернобогом, а его внуком. Он не являлся полновластным правителем Царства мертвых, а лишь повелевал умершими.

Исследователи приводят вариант этимологии имени «Кощей» Макса Фасмера, который считал, что в древнерусский язык лексема пришла из тюркского в значении «раб, пленник, невольник». Семантика несвободы идеально синхронизируется с функциями Кощея, который не только повелевает умершими, но и является подневольным стражником «старого мира», разрушить который стремится герой сказки.

Понятно, что родство с языческим Чернобогом не делает Кощея реальным человеком. Но доказывает, что Кощей появился в славянском фольклоре во времена язычества. Примечательно, что он стал главным антигероем раннего фольклора восточных славян. Песни, в которых рассказывалось о противостоянии Кощею и победе над ним, называли «кощуны», а их исполнителей – кощунниками. После христианизации Руси на смену песням-кощунам пришли более нейтральные и удобные церкви былины.

Готский вождь Германарих

Фольклорист-историк В. Болдак убежден, что Кощей (или Кащей) – сказочный и былинный персонаж, у которого есть реальный исторический прототип. Исследователь в монографии, посвященной главному злодею русского фольклора, последовательно доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германарих – одно и тоже лицо.

«Весьма воинственный царь» Германарих, ставший впоследствии легендарным героем мирового эпоса, сумел объединить разрозненные племена Крыма и Приазовья. Именно он создал влиятельный союз остроготов. Понятно, что объединение зачастую было насильственным. Племена, которые отказывались подчиняться «королю», становились «в большей части перебитые». Славянские племена оказались в числе тех немногих, кому удалось противостоять Германариху. Правда, война была долгой и кровопролитной, поэтому-то Германарих-Кащей стал для восточных славян главным злодеем.

Еще про Тора:  Что означает весеннее равноденствие для славян и как вести себя в этот период

О мерзком характере и несостыковках

Сюжеты русских сказок точно воспроизводят еще один исторический факт – пленение и убийство Германарихом жены правителя россов. Так и Кащей похищает девушек. В работе В. Болдака объясняется «бессмертие» и зловредный характер Кащея. По одной из версий, Германарих во время одного из сражений был ранен, но сумел не просто выжить, но и прожить еще многие годы.

Не исключено, что рана сильно беспокоила готского вождя, отчего его характер ухудшился. С каждым днем он становился злее, вспыльчивее, жестче. Невыносимым характером объясняется этимология имени Кащея, приведенная Владимиром Далем. Лексикограф считал, что восходит оно в «касть» – «гадость, мерзость, скверна».

Есть, правда, в легендах о Германарихе несостыковки. Если речь идет о битве 375 года, то, по мнению готского историка Иордана, вождь готов бы не ранен, а убит. Из того же источника следует, что возраст Германариха на момент сражения составлял 110 лет. Насколько такой возраст реальный и мог ли готский «король» выжить, история умалчивает. Не исключено, что его именем назвался один из его наследников или преемников, чтобы нагонять ужас на врагов и сделать легендарное имя Кащея бессмертным.

Половецкий хан Кончак

Еще одна версия опирается на этимологию «кош-/коч». В XII веке «кошем» называли аилы – основные ячейки половецкого общества. Слова с корнем «кош-/коч» также использовались в русских летописях для обозначения кочевников. Так, в «Слове о полку Игореве» они употреблены трижды. Два раза как нарицательные – «кощей по резане» и «седло кощиево». Один раз – как имя собственное: «Стреляй, Кончака, поганого кощея».

В летописях половецкий хан Кончак неоднократно называется «поганым кощеем». И в этом определении нет ничего обидного. По мнению С. Плетневой, кощеями кочевники называли кошевых – тех, кто стоит на высшей ступени иерархии, является влиятельным главой рода из нескольких больших семей. Именно таким статусом обладал Кончак – самый могучий из половецких правителей XII-XIII вв.

В народном сознании половецкий хан ассоциировался со злом и бедами. Так, после набегов на Переяславские земли русские летописи писали, что хан Кончак «много зла сотворил крестьянам: одних – пленил, других – убил». Неудивительно, что репутация Кончака во многом легла в основу создания главного злодея русского фольклора.


Читайте наши статьи

Самой могущественной и непобедимой злой сущностью в славянской мифологии является Кощей Бессмертный. По легендам, он был самым младшим из сыновей Чернобога и его обителью был мир Нави. Также есть версия, что Кощей произошёл от зимнего божества Карачуна, неразрывно связанного со смертью и холодом. Так, в белорусских верованиях считалось, что бог Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте.

Кощей Бессмертный – мудрый персонаж и очень коварный манипулятор. Кроме того, он отличается недюжинной силой и жестокостью. Эта сущность низшего мира способна управлять мёртвыми душами и превращаться в любого человека или животного. Он вездесущ. Ничего не может быть тайной для него. Вся нечистая сила у Кощея в подчинении. На вид – это безбородый старичок, довольно высокого роста, худощавый, даже костлявый с искажённой фигурой.

У него седые и длинные локоны, которые лежат на плечах и суровое лицо. В большинстве случаев, его видели очевидцы именно таким. Несмотря на то, что он мог принять любой облик, этот злой гений, предпочитал оставаться таким, как он есть. Единственное, что ему приходилось по душе, так это чёрная птица. В ворона он обращался чаще всего.Кощей легко мог умертвить любое живое существо, извлекая его душу навсегда. В военной науке ему не было равных, ведь он виртуозно владел мечом и шпагой. Он был блестящим стратегом. Помощником Кощея Бессмертного был его конь, который являлся не живым и не мёртвым, а его доспехи имели колдовскую силу.

У каждого злодея есть «Ахилессова пята». И у Кощея она тоже имеется. По сказкам мы знаем, что его смерть находится в яйце. В легендах православия яйцо – это ничто иное, как суть мирозданья, некая энергия, с помощью которой живёт Кощей Бессмертный, и утратив её, он лишается силы и погибает. Яйцо же это располагается в в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке/ларце, а сундук стоит на высоком дубу, который растёт либо на острове Буяне, либо на чёрной горе.

Символом власти Кощея был череп или клиновидный меч. Порой сам Кощей не убивал людей лично, за него это делала Богиня смерти – Мара. Он просто вызывал её и управлял мёртвыми духами, направляя их на жертву. Попав в Кощеево царство, у человека не было ни одного шанса выйти оттуда живым и невредимым. В данном контексте славянский Кощей стал почти что аналогом греческого Аида/Гадеса, повелителя подземного царства.

Но времена изменились. Древнерусское слово “кощей” теперь воспринималось в значении «раб, пленник» и было заимствовано из тюркского языка. В данном значении Кощей упоминается в качестве метафоры в “Слове о полку Игореве“, в эпизоде, где князь Игорь , попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево». Отголоски этой легенды можно встретить и в сказках, где персонаж Кощей зачастую является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Да и появляется он в русских народных сказках только начиная с XVIII века.

Постепенно образ Кощея кардинально изменился – в сказках он представал уже весьма многоликим: то в облике Царя, то могущественного чародея, который похищал прекрасных дев. В сказке «Иван Быкович» Кощей упоминается как отец Чуд-юд, муж Змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. В сказке «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня») персонаж предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим, подобно Бабе-Яге, в избушке на курьих ножках. В “Сказке о царе Берендее” Жуковского Кощей уже имеет клешни, а его глаза похожи на изумруды.

Появляется он из колодца и требует у пьющего Берендея, чтобы царь отдал то, чего в своём доме не знает. Правда, в данном сюжете эквивалентом Кощея может быть Царь-Медведь или Морской Царь из сказки “Морской Царь и Василиса Премудрая” из сборника Афанасьева. Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду. Но зачастую Кощей Бессмертный в сказках показан слабым от обезвоживания. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, он разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья могущественной Марьи Моревны, персонажа из одноимённой сказки. Также Кощей является весьма могущественным чародеем:

  • в сказке «Иван Соснович» превращает в камень целое царство;
  • в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех;
  • в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею;
  • в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, отказавшуюся выйти за него замуж, надевая на неё лягушачью кожу

В ряде сказок именно Баба-Яга выступает врагом Кощея, когда после испытания Ивана царевича сообщает ему о способе убийства этого антагониста. Но есть и такие сюжеты, где оба отрицательных персонажа действуют сообща. Но почему Кощея назвали Бессмертным? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?..

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. «Старые люди» мне отвечали, что «ото ж бессмертники — цветы мертвых родичей, потому что они и при жизни как мертвые». Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта (граница), и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти».

Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит! Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: “Ну, так будьте же без жизни и без смерти!” И цветы остались такими навсегда. А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что “Смерти нет! Она убита Богом!” Но так как смерть еще не перестала двигаться и еще людей умерщвляет, то цветы напоминают усопшим о жизни, а живым о смерти!»

Действительно, пришлось наблюдать позже — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь. Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

На Руси чрезмерных долгожителей подозревали в причастности к колдовству, считалось, что они «заживают» (то есть отнимают) чужой век. Самым правильным считалось умереть в свое время, в окружении большой семьи. Бессмертие же никого не прельщало. К чему оно, если люди, обладающие бессмертной душой, продолжают бесконечное существование в новом, более счастливом мире, Синей Сварге, стране в небесах, где живут наши предки?

Надо сказать также о том, что образ Кощея очень интересовал русских писателей и композиторов. В первую очередь это относится к Александру Фомичу Вельтману (1800—1870) — не только чрезвычайно плодовитому литератору, основателю жанра русской научной фантастики, но еще и историку, фольклористу, директору Оружейной палаты, академику. Он, сын шведского посланника, стал истинным знатоком и любителем русской старины, что отразилось, в частности, в его романе «Кощей Бессмертный», написанном в 1833 году.

Морской офицер и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) написал в 1902 году оперу «Кощей бессмертный». Ну и, конечно же, надо вспомнить удивительные фильмы-сказки, поставленные Александром Артуровичем Роу (1906—1973). Роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги в них сыграл замечательный русский актер театра и кино Георгий Францевич Милляр (1903—1993):

Кощей Бессмертный – популярный персонаж мифологии и фольклора восточных славян, прообраз Аида (верховного бога подземного царства мертвых). Издревле Кощей считается главным злодеем всех русских сказок и легенд, поскольку обладает немыслимой для человека силой и мощью. Тем не менее, мало кто знает, что в основе любого волшебного сказания лежат вполне реальные, осязаемые прообразы. Задолго до того, как люди сделали Кощея сказочным героем, он был широко известен как страшное божество, повелевающее самой смертью.

История Кощея Бессмертного таит в себе множество удивительных фактов и нюансов, которые даже сегодня изумляют как взрослых, так и детей. Старинные легенды о Бабе-Яге, Горыныче и Карачуне настолько полюбились всем людям, что прочно укрепились в массовом сознании и перекочевали в мировую культуру. Именно поэтому так важно знать, кто такой Кощей Бессмертный в славянской мифологии.

Кощей - прообраз лича, злой колдун, некромант и чародей
Кощей – прообраз лича, злой колдун, некромант и чародей
  • Имя: Коще́й, Каще́й Бессме́ртный
  • Значение имени: кость, худой или тощий
  • Деятельность: злой чародей и некромант, подобие Аида
  • Атрибуты: меч, сабля, жезл
  • Место обитания: собственное царство, человеческий мир

fav.mifistoria.info

Кто такой Кощей Бессмертный в славянской мифологии?

В русских сказках часто встречается персонаж по имени Кащей или Кощей. Данный персонаж является тайной не только для славян, но и нескольких поколений отечественных и зарубежных фольклористов. По одной из самых распространенных теорий имя данного существа происходит от:

  • славянского слова «кость»;
  • слова «касть», родственное «пакость».

Некоторые фольклористы отвергают данную гипотезу и полагают, что на самом деле название сказочного героя берет свое начало в древнетюркском языке («кош» как «стан», «поселение»). В самых старинных источниках Кощея часто называют Кошем, то есть господином. Несколько позже имя данного существа трансформировалось и приобрело полярную коннотацию. Таким образом, в славянском фольклоре из господина, Кощей превратился в раба, принадлежащего Кошу. Это делает происхождение слова «кощей» двойственным и неизученным до конца.

Во всех случаях имя персонажа принимает отрицательное направление и еще раз подчеркивает характер героя. Таким образом, становится понятно, как правильно: Кощей или Кащей. Русский язык и мифология допускают оба варианта произношения, а также правописания.

Образ Бессмертного старца достаточно многолик, поэтому трактуется по разному
Образ Бессмертного старца достаточно многолик, поэтому трактуется по разному

Согласно волшебным сюжетам, отцом Кощея был Чернобог – повелитель мира Нави. Старшими братьями Бессмертного были Вий и Горын, каждый из которых унаследовал от прародителя по таланту. Тем не менее, именно в Кощее заложенный дар проявился наиболее ярко и сильно.

Славяне верили, что именно там обитают все злые божества и существа, а также рождается темнота. Особенное место в Навьем царстве отводилось Лунному Чертогу, который Чернобог доверил младшему сыну. За это старшие братья стали почитать Кощея как повелителя всего загробного мира.

Древние легенды рассказывают, что Кащея боялись не только темные, но и светлые божества. Сила данного персонажа заключалась в его необычных магических способностях, благодаря которым Бессмертный заколдовал собственные доспехи и меч. Таким образом, сказочный герой стал практически неуязвим для любого живого существа, подчинил себе саму смерть и всех полуночных тварей, которых только могло представить человеческое воображение.

В связи с этим образ волшебного героя можно рассматривать с нескольких ракурсов.

Чародей верхом на своем скакуне - полуживом, полумертвом коне
Чародей верхом на своем скакуне – полуживом, полумертвом коне

Исследователи убеждены, что Кощей Бессмертный – это не очередной герой русских народных сказок, а достаточно многогранный персонаж, имеющий свою уникальную историю. В славянских мифах колдун олицетворяет собой все зло и тьму. Он способен уничтожить все на своем пути: притронется герой к скоту – тот сразу и помрет, коснется деревьев или цветов – те сразу чахнут на корню. Считалось, что именно Кащей приносит людям все болезни, горести и неудачи, а также вызывает природные катаклизмы.

Согласно сказкам, прообразами Кощея Бессмертного могут быть:

  • Один – в германо-скандинавской мифологии верховный бог, отец и предводитель асов, мудрец и шаман;
  • Колдун – одно из воплощений бога Карачуна, который, как и Кащей, связан с холодом, смертью и мглой;
  • Самобытный собиратель образ, не имеющий определенной родословной. В таком случае Кощей выступает как волхв, наделенный огромной силой и властью.

Несколько существенных изменений образ Кощея Бессмертного претерпел при крещении Руси. В это период времени все ранее существующее стали отождествлять с демоническим, адским и отрицательным. Таким образом Кащей принял облик павшего Адама.

fav.mifistoria.info

Как выглядит Кощей и почему Кощей Бессмертный просто сказочно богат?

Зачастую волшебные сказки описывают Кощея Бессмертного как худого, высокого старика, который напоминает обтянутый кожей скелет. На теле колдуна можно разглядеть ясные очертания всех костей и отсутствие хоть каких-либо мышц. Живет Кащей в огромном замке, путь до которого очень не прост и полон испытаний.

Согласно легендам, в жилище Кощей таятся несметные богатства и сокровища, добыть которые под силу не каждому смертному. Помимо этого, он ведет дружбу с Бабой Ягой и другой нечистью.

Внешний вид Кощея - сказочного персонажа
Внешний вид Кощея – сказочного персонажа
  • длинные руки и ноги;
  • белый, практически белоснежный цвет кожи;
  • в некоторых источниках – очень длинная борода, а вместо головы и лица – череп с черными глазницами, на месте которых зияют два желто-красных или серо-голубых огня.

Канонический образ Кащея – это получеловек-полускелет, сгорбленный и мрачный. От рождения сказочный герой был наделен невероятными магическими силами, выносливостью и хитростью. Характер данного персонажа достаточно сложен, поскольку совмещает в себе как положительные, так и отрицательные черты. Долгое время Кощей Бессмертный верой и правдой служил своему отцу Чернобогу, защищал навье царство и был примером для старших братьев. Им гордились, его почитали и восхваляли все темные божества.

Кощей наделен мудростью, однако при этом алчен и коварен. Столетиями от чахнет над своими сокровищами и обрекает молодых девушек на немилое им замужество.

Известно, что Кащей искусно, практически идеально владеет несколькими видами оружия:

  • саблями и др.

Благодаря неестественной силе и выносливости, сказочный герой может без какой-либо устали вести сражение сутки напролет. Чаще всего, в битвах Кощей Бессмертный использует зачарованный полутораручный меч, лезвие которого невероятно остро и прочно.

Верный спутник и помощник колдуна – это его прирученный волшебный конь, умеющий разговаривать человеческим языком. Стоит отметить, что жеребец Кощея является наполовину живым, наполовину мертвым и появился в результате эксперимента, который Бессмертный проводил в Навьем царстве.

Темный маг Кощей и его смерть
Темный маг и его смерть

Как и хозяин, конь наделен выдающимися способностями и за доли секунды разгоняется до огромной скорости. Один удар его копыта моментально убьет любого человека, а прекрасное зрение и крайне острый слух с обонянием не раз выручали в трудной ситуации. Именно верхом на своем скакуне Кощей снисходит в мир живых людей и творит пакости.

Нередко чародей ради забавы подстерегает одиноких путников недалеко от проселочных дорог, болот и лесов. Если человек оказывается чист душой, злой властитель готов исполнить любую его просьбу. Однако, если же случайный прохожий оказывается подлецом и обманщиком, Кощей крадет его жизненную силу или же забирает к себе в Подземный мир.

Кащей алчен и ненасытен, поэтому в его замке хранятся невиданные сокровища
Кащей алчен и ненасытен, поэтому в его замке хранятся невиданные сокровища
  • меч, острие которого направлено в землю;
  • черное солнце и круг;
  • скелет и череп;

fav.mifistoria.info

Почему Кощей – бессмертный, какова его волшебная сила и жена Кощея

Неспроста Кощей Бессмертный известен как сильный некромант, волхв, чародей и заклинатель. Сказочный герой в совершенстве владеет несколькими магическими искусствами и техниками, которые активно применяет на практике. Главная способность Кащея – оборончество, однако, в отличие от других персонажей, он не любит представать в измененном облике.

Изредка Кощей перевоплощается в черного ворона огромного размера и летает над миром живых. В таком состоянии он гонится за своими жертвами или же собирает необходимую информацию. Благодаря вороньим крыльям Кащей может свободно перемещаться между всеми измерениями: Явью, Правью и Навью. Таким образом, ему подвластна вся воздушная стихия.

Яйцо, в котором сокрыта кощеева смерть
Яйцо, в котором сокрыта кощеева смерть

Другие магические дары Кощея Бессмертного:

  • управление временем: ускорение, замедление и поворачивание вспять;
  • превращение всего живого, например, животных в камни и растения, а людей в птиц и зверей;
  • отбирание жизни, энергии и сил;
  • воскрешение мертвых, а также умерщвление живых;
  • исполнение любых, даже самым фантастических и немыслимых желаний;
  • удлинение человеческой жизни на 100-300 лет;
  • умение заглядывать в прошлое и будущее, а также менять судьбы.

Свои физические и чародейские силы Кощей Бессмертный восстанавливает с помощью обычной воды. При этом ему не требуется питье и какая-либо пища очень долгий период времени. В то же время, его отличительной чертой является ненасытность в любой сфере: власти, богатстве и др.

Хоть Кощей Бессмертный и обладает невероятной магической силой, он не способен самостоятельно выбраться из заточения. Согласно сказочным сюжетам, когда-то герой был женат на Маре – богине смерти. Именно она заговорила его таким образом, чтобы никто и никогда не сумел их уничтожить. Позднее, когда Мара пожелала вырваться из цепких лап Кащея, она создала волшебные цепи и кандалы, которыми и сковала злого колдуна. В таком виде богиня оставила бывшего супруга на 300 лет.

fav.mifistoria.info

Как убить Кощея Бессмертного и почему смерть Кощея в игле?

Многим интересно, где смерть Кощея. В сказках восточных славян рассказывается, что смерть Кощея Бессмертного надежно спрятана в загадочном яйце. Оно хранится на уединенном далеком острове, запрятано в крепкий сундук, который несколько раз переплетен цепями и подвешен на древнее древо (многовековой дуб или же ясень). Само яйцо находится внутри утки, которая в свою очередь помещена в тело зайца. Именно на самом кончике иглы и притаилась смерть Кащея.

Кощей и его драгоценности
Кощей и его драгоценности

Как убить Кощея Бессмертного? Сделать это может любой человек, которому удастся отыскать остров, отпереть сундук и добраться до яйца с иголкой. Тем не менее в некоторых сюжетах богатырям удавалось одолеть колдуна раз и навсегда другими способами. Кощеева смерть:

  • с помощью палицы – тяжелой дубинки, имеющий утолщенный конец;
  • отсечением головы, которую после сожгли вместе с телом и развеяли по ветру и др.

Данные версии встречаются в более современных произведениях и отличаются от традиционных мифов. В связи с этим возникает вопрос, почему Кощея называют бессмертным, если на самом деле таковым он не является. Исследователи полагают, что это связано с яйцом (смертью Кощеевой), которое на заре времен создал Род – творец всего живого и сущего. Именно в нем заключена первозданная энергия и вселенский импульс. Таким образом, яйцо Кощея – это истинная суть Мироздания. Если его уничтожить, то рухнет весь мир и порядок, придет тотальный хаос, который в конце концов поглотит окружающую действительность.

Старец из Навьего царства часто воровал красавиц и старался их влюбить
Старец из Навьего царства часто воровал красавиц и старался их влюбить

Ученые полагают, что все окружающие Кащея предметы на самом деле представляют собой модель Вселенной:

  • вода, которая окружает остров – это Мировой океан;
  • остров – олицетворение земной суши;
  • заяц – все звери;
  • утка – все птицы;
  • дерево как символ растений и Мирового древа;
  • яйцо – зарождение новой жизни;
  • конец иглы – маленькая клетка или часть жизненной энергии, сил;
  • зачарованный сундук и цепи – надежная защита;
  • смерть Кощея на конце иглы – конец всего мира.

Несмотря на то, что Кащей стал главным злодеем русских сказок, его часто рассматривают как хранителя. Стоит отметить, что данный персонаж не нес людям холод, мрак и смерть. Исследователи подчеркивают, что герой сказок даже проявлял некое благородство, не направляя огромную магическую мощь против славянского народа. Именно эти качества делают его самым «светлым» среди остальных черных божеств и обитателей Навьего царства, а также отвечают на вопрос, в чем смерть Кощея и какова ее суть на самом деле.

Интересные факты о Кощее Бессмертном

Факты о Кощее Бессмертном
Факты о Кощее Бессмертном

Существует несколько интересных фактов о Кощее Бессмертном:

  • Зачастую супругой колдуна называют богиню Мару, однако в других легендах он так и остался одинок. Много раз герой похищал молодых и красивых девушек, которых всячески пытался влюбить в себя. Если женщина не отвечала взаимностью, Кащей превращал ее в лягушку или какое-либо другое существо.
  • В христианстве образ Кощея Бессмертного является неким земных грехом, юные девы – символом чистой души, а Иван-Царевич выполняет роль святого духа и истинной веры.
  • Некоторые источники гласят, что замок чародея находится среди стеклянных и зеркальных гор. Такое место жительства еще раз отсылает читателя к идее существования тонкого подземного царства.
  • Заклинатель не всегда прикован к стенам 12 цепями. Иногда он «танцует» на раскаленных досках, варится в бурлящем котле, сгорает в священном огне или же разрубается на кусочки.
  • В славянских мифах излюбленный меч героя называется “Сам-самосек”.
  • Если богатырю все-таки удастся прикоснуться к яйцу, в котором спрятана смерть Кащея, он непременно почувствует приступ дурноты. Человек быстро потеряет свою магическую и физическую силу, заболеет и умрет.
  • Иногда в легендах злого волшебника называют прародителем всех чудо-юд.
  • Где живет Кощей Бессмертный? В некоторых сказках о Кощее Бессмертном он живет не в замке, а в деревянной избе, глубоко в лесу.

Образ Кащея является разноплановым и уникальным. В данном персонаже гармонично переплетаются как отрицательные, так и положительные черты. Благодаря мифам можно понять, что Кощей Бессмертный – это не только темный маг и заклинатель, но и верный защитник, хранитель всего живого.

Воплощение в культуре

Кощей Бессмертный получил огромное распространение в мировой культуре. Отечественный и зарубежный кинематограф множество раз успешно экранизировал народные сказки как для детей, так и взрослых. Такие фильмы помогают лучше понять народный фольклор и собственными глазами увидеть любимых персонажей, а также Кощееву смерть в яйце. Образ Кащея всегда производит неизгладимое впечатление на зрителей, поражает своей мрачностью и неуязвимостью.

Фильмы про злого колдуна:

  • «Кощей Бессмертный», 1944;
Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный
  • «Веселое волшебство», 1969;
Веселое волшебство
Веселое волшебство
  • «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975;
Новогодние приключения Маши и Вити
Новогодние приключения Маши и Вити
  • «Усатый нянь», 1977;
Усатый нянь
Усатый нянь
Там, на неведомых дорожках…
Там, на неведомых дорожках…
На златом крыльце сидели…
На златом крыльце сидели…
  • «Раз, два — горе не беда!», 1988;
Раз, два — горе не беда!
Раз, два — горе не беда!
  • «Чудеса в Решетове», 2004;
Чудеса в Решетове
Чудеса в Решетове
  • «Книга мастеров», 2009;
Книга мастеров
Книга мастеров
  • «Реальная сказка», 2011 и др.
Реальная сказка
Реальная сказка
Современное изображение сказочного существа
Современное изображение сказочного существа

Помимо этого, данный персонаж фигурирует и в нескольких известных сериалах: «Гримм» и «Доктор Кто». Режиссеры постарались во всех красках отобразить образ Кащея, показать его с разных ракурсов и в разных ситуациях.

Достаточно ярко чародей был раскрыт и в литературе, а также сказках о Кощее Бессмертном:

  • «О бедном Кощее замолвите слово», Ольга Громыко.
  • «Кащея и Ягда, или Небесные ягоды», Марина Вишневецкая.
  • «Марья Бессмертная», Наталья Жильцова.
  • «Калинка-малинка для Кощея», Марина Комарова и др.

Специально для детей были созданы мультфильмы о Кащее:

«Царевна-лягушка»
Царевна-лягушка
Баба-Яга-против!
Баба Яга против!
  • «Бабка Ежка и другие»;
Бабка Ежка и другие
Бабка Ежка и другие
Молодильные яблоки
Молодильные яблоки
  • «Сказка сказывается» и др.
Сказка сказывается
Сказка сказывается

Помимо этого, мифологический персонаж присутствует и во вселенной DC Comics, а также комиксах «Хеллбой», «Инок», «Приключения Суперсвина», «Веселые картинки».

Отдельное внимание необходимо уделить видеоиграм, в которых встречается Кощей Бессмертный: «Yaga», «Warcraft 3», «Три богатыря», «Аллоды Онлайн». Образ Кащея есть и в некоторых музыкальных произведениях, например, «Сказка о несчастных лесных жителях» Владимира Высоцкого, панк-опера «Кащей Бессмертный» группы Сектор газа, песня «Про советскую милицию» Вени Д`ркина. Также в сети можно найти картинки и фото Кощея Бессмертного, выполненные иллюстраторами и художниками. Культурное наследие позволяет узнать, откуда появился Кощей Бессмертный и другие сказочные герои.

Тату Кащея Бессмертного

Со временем сказочные персонажи перекочевали не только в фильмы и игры, но и татуировки. Сегодня изображения Бабы-Яги, Ивана Дурака и Кощея Бессмертного набивают как мужчины, так и женщины. Подобные тату напоминают людям о сказках, волшебстве и вере в добро. Помимо этого, татуировка с Кащеем может обозначать:

  • знание фольклора и мифологии;
  • определенные черты характера: алчность и холодность или же верность, приверженность;
  • синдром Кощея Бессмертного – нарциссизм:
  • любовь к сказкам и др.

Чаще всего подобные эскизы дополняют различными деталями. Достаточно популярными являются рисунок, где на голове злого колдуна присутствует корона или же он восседает на троне. Иногда Кощея изображают в виде «живого» скелета или злата, над которым он чахнет вот уже несколько веков. Помимо этого, в арсенале мастеров есть эскизы со смертью Кощея в яйце.
Лучше всего тату с Кащеем смотрятся на руках, ногах и спине. Большие площади позволяют сделать татуировку максимально эффектной и яркой, а также оформить ее разными цветами.

Заключение и картинки Кощея Бессмертного

Кощей Бессмертный – это любимый персонаж сказок всех детей и взрослых. У многих данных герой ассоциируется исключительно со смертью, однако при более детальном рассмотрении становится понятно, что Кащей не только черный колдун, но еще и верный хранитель всего живого.

Кощей Бессмертный фото

fav.mifistoria.info

Видео


1702 3 1420805784 921.jpg


Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки).

По Фасмеру, два значения слова «кощей» имеют разную этимологию:

  • «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».
  • древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркского kоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».
  • Краткий этимологический словарь русского языка (Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет.

Точная внешность нигде не описана. Но чаще всего его представляют как высокого и худого старика. Практически скелет, обтянутый кожей. Хотя иногда он показан железным (возможно одетым в доспех). Скорее всего это отсылка к , популярному персонажу сербского фольклора.

Чаще всего он – главный злодей. Он похищает у героя суженную, а тот должен её спасти.

О магических способностях Кощея известно мало. Он может превращаться в ворона, способен изменять обличье других. Он командует огромной армией нежити. Кроме того Кощей – лич (маг, спрятавший половину своей души вне тела). Его смерть (или часть души) находиться на конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе, который растёт на острове Буяне. Правда есть версии, что смерть находиться прямо в яйце. Есть и другие варианты хранилища – в фильме “Кощей Бессмертый” смерть Кощея была в змее, которую можно было найти в яблоке. Правда при этом сам герой превращается в камень.

  • В цикле Белянина о тайном сыске Кощей – главный “преступный элемент” Лукошкина. Он всячески пытается захватить город, но ему мешают силы милиции. Там же говориться, что у него есть супруга – Карга-Гордыня.
  • В книге “Гаврюша и Красивые” Кощей – главный сказочный злодей.
  • В русских народных сказках Кощей – главный противник героя.
  • В книге “Вниз по волшебной реке” Успенского Кощей – так же главный злодей, которого освободили из заточения.
  • В повести Стругацких Кощей заточён в виварии НИИЧАВО.
  • В книгах про Таню Гроттер Кощей – глава Магщества Продрыглых Магций. Ненавидит Тибидохс, т. к. влюблён в Медузию. Он также один из самых богатых магов в мире, носит доспехи от Пако Гробано.
  • В рассказе “О бедном Кощее замолвите слово” Кощей показан положительным и даже смешным.
  • В сатирической книге “Марья Бессмертная” Кощей является отцом Марьи и Василисы.
  • В книгах Дмитрия Мансурова Кощей показан положительным персонажем. Кроме того здесь он не только маг, но и учёный, открывший секрет бессмертия. Кроме того его настоящее имя Леснид, но т. к. на него наложено множество проклятий, он им не пользуется.
  • Кощей появляется в комиксах про Хеллбоя.
  • В сказке “О Мите и Маше, о веселом Трубочисте и мастере Золотые Руки” смерть Кащея находится в угольке.

  • Милляр так же известен по роли Кощея.
  • В фильме “После дождичка в четверг” роль Кощея исполнил Олег Табаков.
  • Александр Филиппенко исполняет роль Кощея в фильме «Там, на неведомых дорожках…».
  • В серии мультфильма “Баба Яга против!” Кощей помогает Яге. Он может прорывать тоннели.
  • Кощей так же является злодеем в мультфильме “Два богатыря“. Там его одолел кавказский богатырь.
  • Кощей является злодеем в мультфильме «Сказка сказывается» .
  • В фильме “Последний богатырь” Кощей – положительный персонаж, хоть смерть его заключена в кристалле. Его роль исполняет Константин Лавроненко.
  • В мультсериале “Сказочный патруль” Кощей – мэр города Мышкина. Также является главным героем мультфильма “Кощей. Начало” по данной франшизе.
  • В мультсериале “Царевны” Кощей – директор магической школы в Дивногорье. Правда он слегка похож на вампира.
  • Является второстепенным злодеем в мультфильме “Молодильные яблоки“.
  • Появляется в мультфильме «Бабка Ёжка и другие» и «Новые приключения Бабки Ёжки», где показан как положительный персонаж.
  • В мультфильме “Иван-царевич и Серый Волк” он является самым умным на обратной стороне, может заговорить до смерти.

  • В игре “Ведьмаккощей – монстр, которого создал Азар Явед. 
  • В игре-пародии “Три богатыря или очень страшная сказка” Кощей – главный злодей, укравший Василису Прекрасную. Внешне он очень похож на Мэнни Калаверу из “Grim Fandango” (даже складную косу имеет). Погибает от того, что богатыри на него колонну свалили.

Orig.jpg
Кощей становиться личем


Подробнее

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Из писаний и преданий, в том числе из Библии, других священных текстов разных народов, известно, что в древние времена люди жили не просто долго, а очень-очень долго, а некоторые – даже сотни и целые тысячи лет. Потом природные условия резко ухудшились, жизнь стала крайне тяжелой и продолжительность жизни резко сократилась.

//magia. fandom. com/ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%B9_%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9?action=edit&section=1″ aria-label=”править”><use xlink

В наше время людям стало намного легче и комфортней, большие успехи сделала медицина. Но люди как будто не очень-то и хотят становиться здоровыми долгожителями. Благодаря, в том числе изменившимся условиям, появились многие новые и достигли неслыханных масштабов старые вредные привычки: курение, алкоголизм и наркомания, зло­употребление лекарствами, стрессы и отсутствия физических нагрузок, постоянное просиживание перед телеви­зором и компьютером.

Главное же – люди пренебрегают своим природным иммунитетом и разучились правильно мыслить. А ведь именно сознание ре­гулирует все физические процессы в организме.

Были случаи, когда совершенно здоровые люди умирали от данной им установки или самовнуше­ния, т.е. – просто лишь от мысли, без всяких иных воздействий. Именно поэтому в мировых религиях практикуются посты, обряды и молитвы. Они необ­ходимы для очищения не только организма, но в первую очередь сознания и души – от негативных эмо­ций и энергий.

//magia. fandom. com/ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%B9_%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9?action=edit&section=2″ aria-label=”править”><use xlink

Уже совершенно ясно, что в основе всех легенд и преданий лежат какие-то реальные события. Фантастическо-сказочное объясняется особенностями человеческого восприятия и дальнейшего пересказа. Все это, конечно, касается и темы бессмертия – общего и личного.

Здесь вспоминается библейский Агасфер – Вечный Жид, которо­го Христос за жестокосердие обрек на вечные скитания, философ Аполлоний Тианекийо, граф Сен-Жермен и дру­гих “вечно-живых” людей. Теперь в истории найден след одного из них – Кощея Бессмертного, пожалуй, самого древнего и легендарного – настолько, что он уже вроде бы и не человек.

Сенсационное сообще­ние об этом открытии было сделано ещё в 2010 году в Москве, потом стали известны некоторые подробности. Историк Виктор Болдак считает, что всем известная сказка о Кощее Бес­смертном и Василисе Премудрой – отра­жение событий, происхо­дивших в реальности на южных рубежах Руси в IV веке нашей эры. Кощей Бессмертный – ко­роль древних готов, персо­наж исторических хроник и выдающий­ся полководец.

В те далекие времена многие народы пришли в движение, не зря эпоха получила название Великого переселения народов. Одни народы вытесняли другие, места расселения радикально менялись. Конечно, все это происходило при вооруженных конфликтах местного населения с пришлым.

Вос­точные племена готов с боями сплавились на ко­раблях из Скандинавии по Западной Двине, Волге, Оке, Дону через ме­ста проживания россов к берегам Азов­ского моря. Они осели в Причерноморье, основав там Готландию – землю готов.

Большинство этих сказок строится как раз на историческом факте. Кощей пленил, а затем казнил жену князя россов. В последствии ее бра­тья убили злодея, отомстив за сестру. Готский историк Иордан писал, что войска Кощея в 375 году потерпели по­ражение, и он сам был убит в том сражении. А было ему тогда 110 лет! А вдруг он опять уцелел и просто скрылся от врагов?..

//magia. fandom. com/ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%B9_%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9?action=edit&section=3″ aria-label=”править”><use xlink

Виктор Болдак предполагает, что сказки о Кощее были первоначально созданы в Тверской области, при походе на юг готы не могли миновать эти края. Старица – один из административно-культурных центров Древней Руси – вполне могла стать местом воз­никновения сказок и легенд. Кащей – вероятно от слова кость, т.е. худой, тощий – стал популярным персонажем восточнославянской мифологии и фольклора. Может быть, ещё и потому что время от времени напоминал о себе?..

По одной версии, после разгрома войска Кощей попытался вер­нуться на родину в Скандинавию и су­мел добраться до Старицы. Возможно, он знал секреты, если не бессмертия, то удивительного долголетия, и остался в лабиринтах пещер, которые тянутся под городом больше чем на 90 километров. Такие места со стабильным микроклиматом очень подходят для долгой жизни.

Поразительно, что на древнем гербе Старицы почему-то была изобра­жена горбатая старуха с клюкой. Это – просто уникальный, вероятно, единственный пример такого рода в геральдике. По мнению местных краеведов, это – та самая сказочная Баба-яга, которая помогла Ивану-царе­вичу одолеть бессмертного Кощея.

И она может быть продолжена также, потому что известны случаи поразительного быстрого омо­ложения пожилых людей. Сейчас со стремительным развитием науки разговоры о бессмертии уже звучат очень реалистично. Возможно, уче­ные в уже недалеком времени все-таки найдут ген молодости. Только надо ли становится Кащеями?.. И кто станет такими бессмертными?..

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Кощей Бессмертный: кем на самом деле был главный злодей русских сказок

Кощей – главный злодей русских сказок. И уже только поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

Тайна имени

Мы до сих пор не знаем точного происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия – имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека – сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kotlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).

Кто такой

Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями.

Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Преступления Кощея

В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.

Неуспешный дамский угодник

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кощей Галантный

Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.

Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.

Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея.

Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Как убить Кощея

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

Христианская трактовка образа Кощея

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.


Читайте наши статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *