Брат Горына Кощей почувствовал, что случилась беда, обиделся он на ратников ирийских, и решил отомстить за родича своего. Сам то он тоже был бессмертным, потому и не боялся битвы с богатырями, даже при том, что им помогали Стрибог, Свентовит, Даждьбог и Семаргл. Вылетел он из подземелья, и начал швыряться огромными скалами в обидчиков. Стал огнём их поливать и пеплом засыпать. Молниями стрелять и ядовитым зельем кропить.
Воины ирийские секут Кощею голову, а на её месте новая отрастает. Рубят руки, а из плеч другие появляются. Даждьбог своим копьём его к скале пришпиливает, а Кощей, словно из горячего воска сделанный, на бок повернётся, и с копья соскакивает.
Тогда Даждьбог примчался в Ирий, да прямиком к младшей дочери Лады к Маре-Морене наведался. Говорит, мол, ты Мара все секреты смерти ведаешь, может быть знаешь, где смерть Кощея спрятана?
– Ведаю. За то меня ведьмой и величают. Только негоже солнечному воину про то говорить. Не всем о таких тайнах ведать без вреда для себя положено.
– Помоги Моренушка Кощея одолеть. Лишь о том тебя прошу, чтобы лихо запереть. Ведь не будет никому житья спокойного ни на Земле, ни в Ирии.
– Крепок ты Даждьбог, и могуч. Но даже такому молодцу как ты, не справится с ношей такой страшной тайны. Никто не может знать секрета смерти. Ни своей, ни чужой.
Потом вздохнула тяжело Мара-Морена, и от дыхания её, трава и цветы на лугу инеем подёрнулись. Молча встала она на радугу, и по ней на землю спустилась. Прошла в самый дремучий лес Лукоморья, где была избушка одной из дочерей Вия – Яги, которая на Земле всей нежитью командовала.
В той избушке подпол есть, через который можно в навий мир спуститься. Яга Виевна открыла подпол Маре Свароговне, и та пошла подземными дорогами прямиком к чертогу Кощея Чернобоговича.
А Зорька, Вечорка и Полуночка уж совсем воевать устали. Кощей уже решил было, что победа на его стороне, как вдруг вышла перед ним Мара-Морена, и говорит:
– Довольно! Хватит понапрасну браниться. Возьми меня в пленницы, а молодцы пусть своими делами занимаются. Не то всем худо будет. И нам и человекам в особенности.
Обрадовался Кощей, потому что биться ему совсем уже не хотелось, потому, что ленивый он больно был. Взял Мару под руку, и повёл свои покои показывать.
А богатыри пошли выход из тёмного царства разыскивать. По дороге встретили они дерево дивное, которое растёт вверх корнями. В кроне его гнездо птичье, а под кроной наги и аспиды ползают. Вдруг из гнезда один из трёх птенцов выпал. Уже набросились на него аспиды с нагами, но богатыри не позволили злу совершиться, и забрали от них птенца. Назад в гнездо его посадили.
В тот миг задрожала кругом земля, раздались под сводом земным крики жуткие, зашаталось чудесное дерево. Это летела домой, махала крыльями птица Могол с железными когтями. Та самая, что родилась в начале мира из железного яйца. То её гнездо было на дереве.
Села на пол перед богатырями, и говорит:
– Благодарствую вас, добры молодцы. За спасение сыночка моего, просите, чего пожелаете.
Поклонились птице Могол богатыри, и попросили выход из подземного царства указать. Посадила к себе на спину птица Могол трёх богатырей и полетела из подземелья к выходу. Снаружи их три девицы дожидались, царицы медного, серебряного и золотого царств. Поблагодарили они птицу Могол, и отправились туда, откуда Горын похитил трёх цариц. Пока шли к дому, три богатыря с царицами полюбились, и по пришествии сыграли три свадьбы в один день. Пир горой был три дня и три ночи. А через девять месяцев каждая царица родила по одиннадцать сыновей.
А Мара, после спасения богатырей, пришла с Кощеем в его чертог, богато украшенный ворованными златом, серебром и самоцветами. Устроили пир без гостей, и сорок дней яд пили и лягушками с червяками закусывали. Под землёй время иначе течёт, седмица как один час чудится. На сороковой день захмелел Кощей, начал Мару за коленки щупать. А та как даст ему по перстам серебряной ложкой, да говорит:
– Кощей! А знаешь ты, охальник, что я за смертью твоей пришла? Я ведь ведаю про заветное яйцо.
– Ы-ы-ы-ы!!! Тише! Эта тайна только тебе, мне и Макоши известна. Молчи, кабы кто чужой не проведал.
– Ладно. Только ты мне за моё молчание дай власть над твоим царством вместе с тобой поровну. Хочу быть царицей всех трёх царств. Правью и Явью я уже владею, дай мне власть и в Навьем царстве.
– В Прави ты не главная. В Яви только зимой силу имеешь, а в Нави никогда власти не получишь, покуда я здесь соуправитель.
– Тогда возьми меня в жёны, лихой Кощей. Будем вместе царствовать. Вы с братцем Вием будете дела свои вершить, а я серпом буду нити жизней человеческих перерезывать, там где Доля и Недоля узелки поназавязывали. Мои служанки станут и тебе служить. Ну же! Соглашайся.
Почесал Кощей свою голову лысую, и решил, что Мара нравится ему даже без яда. «А давай»: – Говорит.
На свадебном пиру Мара подсыпала в кубок Кощея своих трав волшебных, и когда тот выпил, так немедля забылся беспробудным сном.
Отнесла Морена Кощея в пещеру тайную, заковала цепями железными, заговорёнными, которые ни одному смертному не разбить, и заложила вход плитами каменными, а сама пошла из Нави – его царства прочь.
– Не тебе, Кощей Чернозмеевич, мне указывать! Насовсем не могу я тебя погубить, не могу разбить яйцо заветное, Родом в начале мира рождённое, — великая сила сокрыта в том яйце! Зато сидеть тебе теперь в темнице сырой долгие годы безвылазно. А в твоём царстве Кощеевом я хозяйничать буду, если пожелаю.
У выхода из подземного царства великаны Дубыня, Горыня и Усыня сильно удивились, увидев Морену Свароговну. Хотел было Усыня змеёй оборотиться да загородить ей дорогу, но та лишь цыкнула на него, и, поджавши хвост, убежал змей-великан.
Морена, перешла речку Смородину по Калинову мосту, по которому свободно ходят лишь мёртвые, да и то в одну лишь сторону, и вернулась обратно в Ирийский сад.
А в Навьем царстве остался всего один из сыновей Чернобоговых – Вий. Но он света ясного не видел, поэтому самолично никогда в Явное царство не поднимался. Да и нужды особой не имелось в том. В Яви осталось несколько сынов Горына – Змеев. Человеки их по отчеству и называли: – Змей Горыныч.
Правда, со временем змеи те измельчали, голов у них всё меньше становилось, пока, в конце концов, не осталась всего одна. Да и размером уступали они своим предкам. Тех же, что огнём дышать умели, в последний раз встречали ещё до того, как великий потоп случился.
9. Рождение Перуна и зверя Скипера.
“И вот Матерь Сва бьет крылами
По бокам Своим с двух сторон,
Как в огне, вся сияя светом.
И все перья Её – прекрасны:
Черемные, синие, рыже-бурые,
Желтые и серебряные,
Золотые и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
Летает по солнопутью,
И так же сияет седьмой красотой,
Завещанной от Богов.
И Перун, увидев Её, возгремит
Громами в том небе ясном”.
(Велесова книга)
В то время, когда Лада рожала Перуна, в Ирие случился настоящий переполох. Горы закачались, гром разгремелся, озёра заштормило, травы полегли. Так появился на свет младший сын Лады, сильный, буйный, беспокойный непоседа Перун, как Макошью было завязано. Словно молния, сын Сварога Перун-громовержец явился на радость человекам, и на страх врагам человеков.
Когда родился Перун, закричал он на весь свет во весь голос. И от этого крика Перунова расплескались моря, стали рушиться скалы, засверкали огни между тучами. И тогда отец небесный Сварог стал баюкать сына могучего — ударял тяжким молотом в небесный свод, чтобы громы гремели на небе, чтобы гул стоял по всей земле: – «Баю-бай, баю-бай, спи Пернатый, засыпай».
И под громовые раскаты заснул Перун, успокоился. И проспал три лета и три месяца.
Как проснулся Перун, закричал опять. И тогда отец Сварог вместе с Семарглом Сварожичем отнесли его в небесную кузницу. Там раздули меха, разожгли огонь и на том огне стали закалять стали молодого Перуна. Закаляли огнём, обливали водой, чтобы стал Перун крепче крепкого, сильнее сильного.
Когда закалился Перун, попросил отца своего Сварога: – «Дай, тятенька, мне палицу стопудовую и коня который меня выдержит»!
Дал Сварог сыну стопудовую палицу да привёл молодого жеребчика, чтобы конь тот вместе с Перуном рос, чтобы был ему первым помощником.
Тогда пошёл Перун по Ирию, и давай палицей размахивать направо и налево. Покрушил всё, что на пути встретил. А Сварог его пожурил, мол, не для того тебе сила дана, чтоб крушить, а для того, чтоб защищать от ворогов то, что бессмертным и человекам дадено.
– Скоро вырастешь, и быть тебе тогда громовержцем, повелителем грома и молнии. А ещё будешь повелевать окиянами и всей стихией водной. Индрик – зверь будет тебе служить, чтоб правил ты токи подземные – колодцы да криницы.
Как услышал про то Чернозмей, впал в отчаяние. Как так, неужто молодой выскочка будет подземными токами править! Горына сожгли, Кощея заточили, теперь на воды тёмные замахнулись! Обиделся, и сотворил зверя Скипера лютого.
Скипер. Изразец девятнадцатого века.
Была у того Скипера голова как у льва, шерсть медная, копыта и кожа железные, а на хвосте жало, как у пчелы, которое ядом всех поражало. Рыло у Скипера как острое копьё, уши как стрелы, на львиной голове рога, а ноги как четыре столпа. Ростом был с гору Скипер-зверь, а пасть у него как ворота, в которые целое стадо коров проходит. Умеет он шипеть по-змеиному, и свистеть умел по-соловьиному, и реветь по-звериному, отчего леса к земле преклонялись, реки из берегов выливались, травы сохли в полях, а с гор камни огромные сыпались.
Начал Скипер по Земле разгуливать, великие беды творить. Уцепился за тучи рогами и полез в царство Прави. А там, в Ирийском саду собирали цветы три девицы, Перуновы сёстры: Леля, Жива и Морена. Дыхнул на них Скипер, и они без чувств на землю попадали. Схватил их в охапку,и ну тикать в навье царство, покуда не прищучили. Превратил красавиц в трёх волосатых чудовищ, и с тех пор не стало на земле ни любви, ни весны, ни зимы, ни лета. Нарушилось всё в царстве Яви.
Пошёл Скипер за новой добычей. Смотрит, кто-то играет у камушка, стопудовой палицей размахивает. Пригляделся Скипер-зверь, а то Перун молодой своей силой тешится. Удивился Скипер, присел на пень, и говорит:
Засмеялся Перун, аж закашлялся. Говорит в ответ:
– Мой отец Сварог, моя Лада – мать, и я никому не служу. И служить не собираюсь. Лишь во имя Рода-Слова я готов на сподвижничество. Да ещё ради матушки моей Лады и батюшки Сварога.
Пошла пена изо рта Скипера. Затрясся он и завыл на весь Спас. Секите его, кричит, дремучего, изрубите в бефстроганов. Накинулась тёмная рать. Только не берут Перуна их мечи и когти острые, ни царапинки они на теле не оставили. Захотел тогда утопить Перуна Скипер-зверь в океане-море, но и воды морские не берут Перуна — не тонет он в волнах высоких. Хотел сжечь Перуна Скипер-зверь, но и подземный огонь не берёт Перуна. Не горит он, не пламенеет. Тогда выкопал своими рогами Скипер яму глубокую и столкнул в неё Перуна-воина. Заложил ту яму щитами дубовыми, камнями стопудовыми, закрыл дверью железной, засыпал песками сыпучими и, усевшись сверху, и говорит:
– Не видать тебе Перун, света белого. Всё, спёкся.
Перун заснул глубоким сном, а Скипер воцарился в Яви. Человеки ничего не поняли. Они думали, что так положено, и просто терпели.
И пошла тогда Лада к Макоши, что плела в Ирии нити судеб вместе с Долею и Недолею, чтобы рассказать, что на Земле творится. Лада ошеломлась от того рассказа и стала нити живые перебирать в руках. Подумала-подумала, и говорит:
– Только буйный твой сын Перун, может со Скипером справиться. Так завещано Родом всесильным, и так нитями моими завязано. Отыщите братца Перуна пропавшего, тогда обретёт он силу для победы над Скипером.
Тут же сразу начался переполох на всём своде небесном. Громы, молнии, вода полилась на землю. А из туч вылетела птица Сва. Раньше то её Славой называли, а потом стали говорить просто: – Сва.
Сва посадила на спину Ладу, и полетела к Сварогу. Прилетели, и Лада говоит:
– Тятя, подними все свои дружины. Нужно срочно сына твоего, Перуна вызволять.
Сварог загудел на гуслях тревожную песню, и на звуки ей прибыли птицы Алконост, Сирин, Стратим, Даждьбог, Хорсъ, Семаргл и Стрибог.
Прочесали все царства вдоль и поперёк, но нигде не нашли братца Перуна. Облетели они все океаны-моря, но и там Перуна не заметили. Стали горы облетать высокие чудо- птицы, но даже своим острым зрением не сумели углядеть они и следов Перуна пропавшего.
Лишь у входа в пещеру тёмную копошилось стадо змеиное, а рядом сидел Скипер-зверь. Как увидел он вещих птиц, поспешил убраться восвояси, от божьих взоров подальше за хребты неприступные, в тёмное ущелье.
И тогда поняли боги: где-то рядышком запрятан Перун, где-то здесь их братец схоронен. Тут ударились оземь волшебные птицы и обернулись бессмертными. Алконост стала Дажьбогом и Хорсом, птица Сирин – Велесом и семарглом, а Стрибогом стала птица Стратим.
– Где Перун, брат наш, отвечай зверь Скипер!
Но ни звука в ответ не слышалось. Хитрый Скипер под землю ушёл, даже носа своего не показывал! И тут, на Перуново счастье, из-за быстрой речки, из синей дали прискакал Перунов конь. Тот самый, Сварогом подаренный.
А в небо взвился орёл, подручный Перуна, чтоб показать то место, где его хозяин захоронен. Дунул Стрибог посильней, и вмиг во все стороны разлетелись пески сыпучие. Ударил мечом Даждьбог, и развалилась дверь железная, раскидал Хоре камни стопудовые, раскалил Семаргл пламенем двери железные, а Велес щиты дубовые одним ударом разнёс в щепки.
А внизу в холодной яме спал Перун беспробудным сном.
Стали думать, как же им разбудить брата, как же им оживить бога могучего. И тогда в небеса поднялась вещая птица Гамаюн. Привязали ей бочку под крылья, чтобы набрала в Ирии вещая птица священной сурьи, и наказали ещё, чтобы в клюве принесла птица Гамаюн с Рипейских гор живой воды.
Понеслась быстрее ветра птица Гамаюн, полетела в Ирий, зачерпнула бочкой сурьи, а в клюв набрала водицы живой. И вернулась обратно, донесла свою ношу братьям Сварожичам.
Омыли Перуна живой водой, открыл глаза громовик, засмеялся, белому свету радуясь. Поднялся на ноги крепкие, расправил плечи широкие, и стал Перун краше прежнего. За триста лет вырос Перун, возмужал, выросли у него усы золотые да серебряная борода.
Тогда поднесли родные родичи Перуну испить священной сурьи, принесённой с Рипейских гор. Выпил сурьи Перун и почувствовал в себе молодецкую силушку.
– Не сбылось твоё, Скипер, пророчество, – молвил Перун. – Вижу я белый свет, по земле хожу, и гляжу на Солнышко.
И ответили ему братья Сварожичи:
– Спать бы тебе, Перун, вечным сном, если б мы не пришли на выручку. Принимай вторую чарку!
Выпил Перун вторую чарку священной сурьи и почуял в себе такую великую силищу, что мог бы он сдвинуть с места весь купол небесный. По колено ушёл в землю Перун. Тогда дали ему выпить священной сурьи остаток.
– Что теперь ты чувствуешь, братец?
– Чую, что силушка уполовинилась. Ровно столько её теперь, сколько надобно. Вот теперь поквитаюсь я со Скипером.
Перун сел на коня своего любимого и поехал в Ирий к Ладе-матушке, чтоб спросить изволенья на бой со Скипером. Лада благословила сына и сама его собрала на битву.
И сверкнула на небе молния, и ударил в землю громовой раскат.
КОЩЕЙ — БОГ НАВИ
Кощей — это не просто персонаж сказок. Это отдельная и весьма значимая персона в славянском языческом пантеоне. Не побоюсь этого слова, Кощей — это языческий бог.
По одной версии было у Чернобога четверо сыновей: Вий, Аспид, Горын да младший самый, Кощей. И пусть рождён был он последним, но сила его велика была. Братья перед ним, что перед владыкой тёмным кланялись. И по делу было, потому, как самое жуткое место в Навьем мире охранял Кощей — Лунный Чертог, где покоился сам Чернобог.
По другой версии Кощей является сыном Бога Вия и Матери сырой Земли и является воплощением Чернобога.
Супругой Кащея была Мара (Морена) – Богиня зимы и смерти. От союза с Марой у Кощея есть дети: Мста, Мор, Морок, Лень, Обида, Лихоманка, Черная немочь
Сам термин «Кощей»происходит от слова «кость». По одной версии, этого персонажа так назвали вследствие его излишней худобы или же потому, что он представлялся в древности живым скелетом. По другой версии, которая, по моему мнению, наиболее правдоподобна, Кощея называли так потому, что он является хозяином «кощного мира» или «костного мира», то есть был хозяином мира мёртвых, хозяином подземного мира.
Все знавали о силе безмерной Кощея, о мече его да доспехах, заговорённых чарами тёмными, так что ни одно оружие его не брало. Душами мёртвыми ведал Кощей да тварями всякими, что в тени да под покровом ночи, обитали. И был страх перед ним велик, не только люди, но и боги светлые с ним встреч избегали.
Люди страшились ночи, за порог не выходили, поговаривали, что в это время сам Кощей из чертогов своих поднимается, да по земле смертной ходит, души новые ищет. Только ошибались порой, потому как, пусть и ведал миром загробным Кощей, а жизнь ничью не отнимал. Не смертью был он. Лишь владыкой чертогов тёмных, куда души неверных уходили после смерти.
Славянские предания рассказывают нам, что Кощей — Бог Нави, полководец Чернобога. Этому Богу свойственны справедливость и благородство. Есть предания о том, что сходился Кощей три раза в поединках с Даждьбогом. И в каждом побеждал, но отпускал Даждьбога с миром, не причинив ему вреда. Помня о том, что именно Даждьбог напоил его тремя вёдрами воды, когда освобождал из цепей, в которые был закован Кощей.
Кощей искусный воин.О его владении мечом, ходит множество легенд. А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым. Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Повержен да, но не убит.
Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал Род в начале сотворения мира. Очевидно это — то самое Яйцо, о котором говорят многие эзотерические тексты ранних агностиков, алхимиков, каббалистов, теософов.
Это Яйцо – символ первозданной творящей энергии, аллегория изначального сотворяющего импульса, исторгнутого, как говорят масоны, Великим Архитектором Вселенной. И если сила Кощея заключена в этом яйце, то логично предположить, что именно в этом персонаже наши далекие предки заключили образ темной стороны человеческой натуры – изначальной, бессмертной и непобедимой.
Ведь Кощея Бессмертного никто так и не смог одолеть именно потому, что для этого нужно было бы уничтожить Яйцо, являющееся сутью мироздания. Лишь в поздних легендах – сказках – Кощей несколько раз погибает. Это происходит потому, что ко времени появления этих сказок наши предки уже утратили истинный смысл этого непростого и многопланового мифологического образа.
Так же из сказок мы знаем, что Кощей может навести чары на своих пленников и врагов, под действием его силы они могут превратиться в камень, дерево, лед – окостеневают. Отсюда же русское слово «кощун» как синоним слова колдун, «кощуны творить» – наводить смертельные чары.
Кощей связан со стихией воды. Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. В былинах и русских народных сказках, воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и действительно получали от этого силу.
Эта легенда так же говорит о том, что Кощей связан с культами плодородия и возрождения. Это зерно, напившись живительной влаги, вырывается из земли-темницы на белый свет уже в качестве молодого росточка.
Внешний вид
Кощей в антропоморфной своей сущности предстает обычно в виде старика — высокого, худого, седоволосого и седобородого. Он одет в воинские доспехи чёрного цвета, а голову Кощея венчает серебристый шлем, украшенный четырьмя перьями, призванными актуализировать не только хаотическую, но и космическую сущность Кощея: зеленое, оранжевое, небесно-голубое и малиновое. В правой руке у Кощея позолоченный меч. Он столь тяжел, что никто кроме ночного царя поднять этот меч не может. В левой же руке Кощей держит щит из бронзы.
Щит нужен царю не для защиты, а для того, чтобы очаровать, околдовать того человека, которого Кощей нашел и хочет теперь отнести в свой мрачный мир Нави. Стоит злому, нехорошему человеку посмотреть на щит Кощея, как тут же этот человек слабеет, ноги у него подкашиваются, разум отключается. И в таком виде Кощею уже не составляет труда просто подхватить своего будущего солдата, взвалить его на седло и везти в мир Нави.
Особенно же обращает на себя внимание взгляд Кощея — ледяные серые глаза, если посмотреть в них, кажется, будто затягивают своим холодом: сначала пронизывают насквозь, а потом долго еще преследуют, являясь в снах и пугая даже добрых и честных людей. Но не только в облике человеческом является Кощей. Любит он приходить в образе того или иного тотемного своего животного.
Кощей и богиня Мара
Кощей напивается воды и похищает красавиц в свою тёмную обитель. А если представить, что речь идёт о природных явлениях?! Осенью земля впитывает в себя всю влагу, словно набирает силы для длительного перехода, и наступает зима. То есть похищение Кощеем красна девиц, можно рассматривать как наступление осени и затем зимы. Если вспомнить образ, который навязывается этому языческому персонажу, то это гниль и растлённое тело, то есть, то, что получается при разложении плодов и растений осенью. В этом покрове хранятся зёрна. Что прорастут с наступлением весны Кощеевым цветом, зелёным.
Итак, Кощей похищает красна девиц и всячески пытается помешать царевичам, которые ринулись спасать своих невест. Хотя если присмотреться, Кощей практически не наносит царевичам никакого урона, так мелкие шалости, с которыми герои легко справляются.
А что если Кощей не похититель, а хранитель?! Не похищает он красоту весны и тепло её, а хранит её богатства в недрах матушки земли?! Да, да мы говорим о зёрнах и корнях, что скрываются под снегом зимой. И козни Кощея, это вовсе не палки в колёса героев, а ворчливая отеческая забота?! Интересная точка зрения, не так ли?!
Не забывайте, что у наших предков не было понятий абсолютного, беспричинного зла. Зло, древними славянами рассматривалось, как нечто столь же естественное, как и добро. Зло есть, потому что есть добро-это равновесие. Поэтому злодеи в русских сказках и не злодеи вовсе, а просто герои, исповедующие другую сторону добра. Ведь по сути они совершали злодеяния, для того чтобы всякие царевичи могли совершить добрые дела. Странно, дико, но ведь в такое поверить возможно.
И давайте вспомним, царевич на коне, побеждает Кощея на коне. Конь — это символика солярных богов, ведь именно на колеснице, запряжённой лошадьми, солнце проносится по небосводу. Битву между Кощеем и царевичем можно интерпретировать, как победу весеннего солнца над зимним.
Что касается Мары, то это богиня смерти и символ её серп. Серп — это орудие жатвы и здесь речь идёт не только об урожае смерти, когда тёмная богиня забирает жизни, но это и самая обычная жатва. Не стоит забывать, что Мара считается богиней зимы. Тогда легенда о том, что Мара была супругой Кощея, выглядит, довольно убедительно.
Сами посудите, Мара отнимает жизнь и властвует над миром в зимнюю пору, а Кощей хранит собранные ею души в своём подземном царстве, и оберегает землю, до весенних посевов. И когда царевич, побеждает Кощея, он выпускает на свободу саму весну и на этом кончается властвование Мары. Наступает время невесты и жениха, новый круг плодородия.
Если вспомнить доводы о том, что Мара это тёмная ипостась Лады и других светлых богинь, то почему бы подобное суждение не допустить в случае с Кощеем. Быть может битва между ним и мифическим царевичем, олицетворяет перерождение тёмной силы в светлую?! Согласитесь, это довольно занимательная теория.
Капища
Капища Кощея создаются обычно в местах труднодоступных и темных — таких, куда человеку постороннему трудно добраться и куда свет не очень охотно проникает. Идеальный вариант Кощеева капища — пещера в лесу. Самое главное при подготовке такого капища — это не пытаться попасть в самую глубину пещеры. Капище обычно устраивается не в пещере, а у входа в неё.
День Кощея,он же Касьянов день, приходится на 29 февраля. Если следовать правилу славянского земледельческого календаря, что каждому дню года имеется супротивный двойник, то мы заметим удивительное совпадение: день Кощея (зимнего) соединяется остью с днём Консуса (Кощея?), приходящимся на 29 августа, то есть летнего.
Тотемные животные
Все животные, облики которых может принимать Кощей, считаются в славянском мире нечистыми. Это лягушка, змея и ворона.
В облике зелёной лягушки необычайно крупных размеров Кощей появляется близ болот. Сидит на приболотной тропинке и поджидает путника. Узнать Кощея в любом из его тотемных обличий можно все по тем же глазам — серым, ледяным, втягивающим в себя, если пристально в них всмотреться.
В оврагах же и в лощинах любит Кощей являться в змеином облике своем. Обернется огромной гадюкой и ползет, а как кого увидит, да как поймет, что человек этот грешен, то сразу зашипит так пронзительно, что человек сам от страха проваливается сквозь землю и попадает в мир Нави, где становится слугой Кощея.
Наконец, в образе вороны показывается Кощей на глухих городских окраинах. Низко летает, всматривается пронзительным взглядом своим в лица прохожих. И как только увидит среди них преступника какого или просто человека недоброго, то каркнет с такой силой, что аж оторопь берет.
Атрибутами Кощея являются — волшебный конь, меч ( или сабля).
Навигация по записям
Славянская мифология наравне с божественным пантеоном других народностей воспевает положительных и отрицательных персонажей. Языческие кумиры вызывали трепет у наших предков. Поклонение им сопровождалось жертвоприношениями. Богине смерти древние славяне преподносили лучшее из того, что имели, чтобы защитить близких.
История персонажа
Мара в славянской мифологии
Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. Им жались человеческие жизни. Черная Луна и черепа присутствовали на изображениях персонажа. По утрам Мара покушалась на солнце, но лучи светила прогоняли ее. Мара олицетворяла смерть, зиму, ночь, связанные с угасанием жизненного огня, негативными символами, злом и тьмой. Сопровождая переход в мир мертвых, она также присутствовала при обряде вызова дождя и смене сезонов, ведущей к увяданию живого.
Дочь Лады и Сварога, Морена меняла облик в соответствии со временем года, представая то прелестной девушкой, то невыносимой старухой. Престарелая поклонница зимы не хотела уступать место цветущей весне и прибегала к хитрым уловкам, чтобы продлить холода. Обряд сжигания Масленицы произошел из этого поверья. Люди прогоняли Мару, призывая тепло и солнце.
Имя героини – производное от слова «мор». Древние славяне связывали ее появление со смертью людей и животных. Забирая души смертных, она позволяла переродиться и появиться на Земле вновь. Легенды модифицировались со временем, и магия богини стала забываться. Зато страх перед смертью, заложенный на уровне инстинкта, остался.
Мифология
Славянские легенды не дают характеристики Мары. Несмотря на смену облика, она не демонстрировала приверженность темной или светлой стороне бытия. Славяне боялись богиню, потому что считали угрозой для жизни. Она забирала жизнь и дарила вновь. Мара обладала волшебными способностями. Ей было подвластно время. Смерть и жизнь людей и богов были в ее руках. Чтобы угодить Маре, люди носили оберег, вышивая его на одежде или вырезая из подручных материалов. Богиня обладала способностью изменения мира, но не на постоянной основе.
Мара любит ткать. Она играет с нитями, как с жизнями людей, обрезая их и следя за направлением падения. Богам вроде Морены не принято поклоняться. Если ей хотели воздать молитву, то сооружали идола на земле, обкладывая камнями. После обряда все, что использовалось, сжигали или топили.
Мара в “Скайриме”
У Мары есть слуги-призраки – маары. По ночам они блуждали по домам людей и шептали их имена. Отозвавшийся на клич должен был умереть. Некоторые поверья гласят, что маары живут за печкой и приносят в дом неприятности. В сказках и былинах Мара выступает женой Кощея Бессмертного и чинит препятствия положительным героям и богатырям.
Семья
Славянская мифология известна хитросплетениями. Родственные узы, о которых повествуют легенды, сложно распознать. О биографии, происхождении и семейном положении повествуют старинные сказания. Одни уверяют в том, что Мара – дочь Кощея, которого приравнивали к Чернобогу. Другие рассказывали, что богиня – дочь Сварога и сестра Перуна. Вторая легенда казалась славянам более убедительной. Альтернативная версия гласит, что Мара появилась сама по себе, так как символизировала тьму, а из нее произошла вселенная.
Богиня произвела на свет Рода и Вышеня. Последний считался первоисточником живого и сущего. Фольклористы гадают, была ли она его женской версией или существовала вне связи с ним, но имела равную силу. Мужем такой женщины мог быть только могущественный персонаж. На эту позицию прочат Кощея.
По легенде, ведунья Мара спасла трех девиц из заточения в плену у Кощея. С просьбой о помощи к ней пришел сам Даждьбог, пообещав награду за поддержку. Девушка пришла в гости к Ягине (Бабе Яге) и прошла через ее дом в Навий мир, где таились пленницы. Она предложила себя взамен красавиц. Кощей влюбился и согласился на обмен. Мара раскрыла Кощею секрет: она знала, где сокрыта смерть злодея. Он пообещал жениться на ведунье, чтобы та смолчала о великой тайне.
Опоив Кощея, Мара вернулась в свой мир и вышла замуж за Даждьбога. Союз продлился недолго. В финале богиня осталась в гордом одиночестве. По легенде, женщина произвела на свет тринадцать девочек от Змея, под личиной которого подразумевают Чернобога.
Интересные факты
- По весне Мара слабеет, так как защищаемые ею ночь и зима идут на спад. Холод сменяется теплом. Мару называют одноглазой кикиморой, намекая на то, что от нее почти ничего не осталось и пора убираться восвояси. Былины гласят, что Мару сделал одноглазой Ярило, вздернув богиню на вилах. Покровитель солнца прогонял соперницу, давая путь новой жизни.
- Наши предки верили, что в праздник Мары богиня проводит их по Калиновому мосту, соединяющему мир Яви и Нави. Под мостом бежит река Смородина. Переправа соединяет жизнь и смерть, зиму и весну. Древние славяне в этот день сжигали чучело, прогоняя заморозки. Праздник Мары стали звать Масленицей лишь с момента принятия православия.
Не все русские народные сказки наделены только положительными персонажами. Некоторые герои наводят страх и ужас на маленьких детей. Стоит вспомнить уродливую старуху Бабу-Ягу, заманивавшую в свой домик на курьих ножках девочек и мальчиков, которые прямиком отправлялись в печь. В зловещем лесу можно встретить Лешего, а в озере обитают русалки. Красавицы с рыбьим хвостом – вовсе не добрые существа, каких мы привыкли видеть на картинках, ибо они кидаются на людей, ловят их и щекочут до смерти.
Кощей Бессмертный на картине Виктора Васнецова
Кроме того, в дремучих лесах стоит остерегаться мистического персонажа Кощея Бессмертного, который предстает в образе злого чародея. Не повезет тому, кто окажется в его царстве! Этот старик, вечно чахнущий над златом, привлек внимание известных художников, режиссеров, мультипликаторов и литературной диаспоры. Стоит только вспомнить картину мастера фольклорной живописи Виктора Васнецова «Кощей Бессмертный», чтобы понять, насколько ужасен этот старик.
Образ и внешность
Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.
Кощей Бессмертный и Иван-царевич
Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:
«Кощей на что ни взглянет – все вянет. Кощей на скот – скот дохнет, Кощей на траву – трава сохнет».
Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.
Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.
Кощей Бессмертный и Марья Моревна
Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: Иваном-царевичем, Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.
В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает Вия из одноименной повести Николая Гоголя.
Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.
Сила
Кощей – весьма профессиональный колдун, которому позавидуют Северус Снейп и Волан-де-Морт из «Гарри Поттера». Причем темный волшебник подходит к своим магическим преступлениям весьма оригинально.
За примерами далеко ходить не надо. В сказке «Елена Прекрасная» он обратил своего заклятого врага Ивана-царевича в орех, превратил красавицу в царевну-лягушку, а другую барышню – в змею. А в истории об «Иване Сосновиче» колдун расквитался с целым царством, превратив его жителей в каменные глыбы.
Кощей Бессмертный и Ворон
Кстати, если увидите в лесу огромного черного ворона, то, возможно, это Кощей Бессмертный перевоплотился в гордую птицу из стихотворения Эдгара По.
Кощея можно назвать счастливчиком, ведь свою силу он черпает из обыкновенной воды. Когда старик выпил три ведра воды, поднесенные Иваном-царевичем, он без труда разорвал двенадцать цепей и освободился из подземелья. Однако у властителя трона есть и слабые стороны. Убить его не просто, но можно:
«Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».
Однако в сказке о Марье Моревне старик, обладающий бессмертием, пал от волшебного коня Ивана, который ударил чародея копытом и размозжил ему голову. Далее Иван сжег несчастного на костре, а пепел пустил по ветру. В другой вариации сказки царевич добивает своего заклятого врага палицей.
Фильмография и актеры
Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представим несколько известных картин с участием именитых актеров.
«Кащей Бессмертный» (1944)
Режиссер Александр Роу порадовал зрителей киносказкой, которую презентовала студия «Союздетфильм». Сюжет вращается вокруг храброго Никиты Кожемяки, красавицы Марьи Моревны и коварного Кощея Бессмертного. Роль антагониста досталась актеру Георгию Милляру, который успешно справился с образом.
Георгий Милляр в роли Кощея Бессмертного
Впрочем, этот лицедей выступил в своем привычном амплуа, потому что в свое время он играл Бабу-Ягу и черта из картины «Вечера на хуторе близ Диканьки». Георгий Францевич поработал на одной съемочной площадке с Сергеем Столяровым, Александром Ширшовым, Сергеем Филипповым и другими звездами кинематографического небосвода.
«После дождичка в четверг» (1985)
В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто Александра Островского. Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш.
Олег Табаков в роли Кощея Бессмертного
Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе. Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Роль колдуна досталась Олегу Табакову, который поработал с Геннадием Фроловым, Мариной Яковлевой, Натальей Крачковской и Юрием Черновым.
«На златом крыльце сидели» (1986)
Волшебная сказка Бориса Рыцарева рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях. Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.
Виктор Сергачев в роли Кощея Бессмертного
Любителя злата сыграл Виктор Сергачев, а его коллегами были Сергей Николаев, Александр Новиков, Михаил Пуговкин, Татьяна Конюхова, Леонид Куравлев и Лидия Федосеева-Шукшина.
«Книга мастеров» (2009)
В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures». Режиссером выступил Вадим Соколовский. История рассказывает о том, что Каменная Княжна, заточенная в башне, скоро выберется на свободу, и миру настанет конец. По случайному стечению обстоятельств, роль вершителя судьбы людей достается Ивану, которому придется столкнуться с Кощеем Бессмертным.
Гоша Куценко в роли Кощея Бессмертного
В актерский состав картины вошли Мария Андреева, Максим Локтионов, Валентин Гафт, Ольга Аросева, Михаил Ефремов и Гоша Куценко.
«Реальная сказка» (2011)
Режиссер Андрей Мармонтов решил презентовать фильм, в котором собраны отголоски русского народного эпоса, но только действие картины происходит в современном мире: Василиса Премудрая работает в школе учительницей, Лешей предстает в образе в бомжа, а вот Кощей пребывает в выгодном положении олигарха.
Леонид Ярмольник в роли Кощея Бессмертного
Роли исполнили Максим Шибаев, Анастасия Добрынина, Сергей Безруков, Леонид Ярмольник, Людмила Полякова, Ирина Безрукова и Георгий Штиль.
«Последний богатырь» (2017)
Режиссер этой картины от студии «Дисней» предложил на суд заядлых киноманов необычную концепцию: по сценарию московский парень Иван чудесным образом попадает в сказочную страну Белогорье. Молодой человек, который привык к гаджетам и технологическим новшествам, должен столкнуться с настоящим волшебством, а также со злодеями.
Константин Лавроненко в роли Кощея Бессмертного
Главных героев сыграли Виктор Хориняк, Елена Яковлева, Константин Лавроненко и Александр Семчев.
- О происхождении имени Кощея Бессмертного тоже ходят слухи и легенды. Многие исследователи считают, что имя колдуна «переводится» как «кость» и означает худощавого человека. Правда, это слово вышло из моды. В других славянских языках «кощей» является омонимом следующих слов: кожа, шея, кости.
- Антрополог Джеймс Джордж Фрезер провел параллель между Кощеем и библейским сюжетом. Ученый предположил, что антагонист, одновременно исполняющий роль и злодея, и жертвы, имеет схожие черты с Самсоном.
- Кощей появлялся в поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила», в повести Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке», в «Сказке о царе Берендее» Василия Жуковского, а также в ряде советских мультфильмов.
А тем временем в подземном царстве вышел на битву с небесными ратичами Кощей Чернобогович, бог коварства и злобы. Решил подсобить он брату да показать ратичам небесным свою силу.
И сколько бы богатыри ни старались, этакого противника они уже не могли победить. Ведь не было у Кощея смерти!
Ему голову рубят богатыри, а она опять вырастает, руки-ноги секут ему, а они вновь невредимы, да и туловище Кощея тоже не гибнет от ран. Вновь затягиваются раны, и опять полный сил идёт на богатырей Кощей.
И тогда светлый Дажьбог, узнав, как дело оборачивается, помчался в Ирий небесный к холодной дочери Сварога и Лады, к тёмной красавице Морене, богине смерти.
И сказал он ей такие слова:
— Ты, Морена, — ведунья великая, тайны смерти тебе открыты, уж не знаешь ли ты, Морена, и Кощеевой страшной тайны!
Повернулась к Дажьбогу Морена, по цветущему лугу гулявшая, и сказала, как холодом дунула:
— Знаю я, удалой Дажьбог, много тайн и страшных заклятий. Только негоже, светлый Дажьбог, открывать их тебе без надобности.
— Помоги мне, Морена-красавица, лишь с Кощеем подземным справиться, — во второй раз попросил Дажьбог. — Лишь об этой одной смертной тайне я прошу тебя мне поведать.
— Эта тайна, удалой Дажьбог, пострашнее других всех будет, — отвечала ему Морена. — И тебе с ней не совладать.
— Дорогая моя Моренушка! — в третий раз взмолился Даждьбог. — Помоги ты небесным ратичам. А не то в мире Нави, Яви и Прави случатся великие беды. Небо с землёю перемешаются, и законы мира нарушатся! Ты же в благодарность за сделанное проси у меня чего хочешь!
Тут задумалась Морена холодная, ничего Дажьбогу не ответила, но спустилась на землю с Ирийских небес. По нехоженым тропам и стёжкам пошла одна в дремучий бор. Там в заповедном его уголке стояла избушка заветная, а избушку ту выстроила Яга, дочка Виева, что командовала всякой нежитью. И никто не знал из ирийских богов, что давно уже дружбу водила с Ягой Виевной богиня смерти, Морена холодная. Через ту избушку тайную вёл в подземное царство тайный ход. Этот ход для Морены Свароговны открыла дочь Вия подземного, и пошла Морена по царству мрачному прямо к логову Кощея Чернобоговича.
Ну а Зорька, Вечорка, Полуночка уж совсем из силушек выбились. Вот-вот победит их Кощей. Только вдруг пред бессмертным разбойником встала Морена-чудесница. Остановился бой.
И сказала Морена Кощею:
— Отдавай, Кощей Чернобогович, богатырям то, за чем они пришли. Теперь я буду у тебя пленницей!
Несказанно обрадовался Кощей, растворил темницу подземную, и вышли оттуда богатырям навстречу три царевны-девицы. Свои царства — золотое, серебряное и медное — скатали царевны в яички и взяли с собой. А Морену, богиню зимы и смертного холода, Кощей увёл в свой подземный дворец.
И один птенец выпал тут из гнезда, и хотели уже его змеи съесть, да не дали свершиться богатыри на глазах у них злому умыслу. Отогнали подальше змей, посадили птенца обратно в гнездо.
И в тот же самый миг задрожала кругом земля, раздались под сводом земным крики жуткие, зашаталось чудесное дерево — то летела домой, махала крыльями птица Могол с железными когтями. Та самая, что родилась в начале мира из железного яйца. То её гнездо было на дереве.
Закружила птица над богатырями, уже хочет их когтями схватить да забить своим клювом до смерти. Но тут дети её голос подали в защиту своих спасителей:
— Ты не трогай их, наша матушка, они жизнь сохранили твоим детушкам!
И смирила свой гнев страшная птица Могол. Опустилась на землю перед богатырями и сказала им низким голосом, птичьим клёкотом:
— Раз спасли вы моих птенцов в смертный час, я исполню всё, о чём вы попросите.
Поклонился птице Могол Зорька-богатырь, попросил её об одном:
— Отвези нас, сильная птица Могол, прочь из подземного царства, наружу, на белый свет.
Посадила к себе на спину птица Могол трёх царевен и трёх богатырей и полетела из подземелья к выходу. Да не лёгок путь к свету белому — вот уж день прошёл, и другой прошёл, вот уж третий день на исходе.
Всё труднее махать птице крыльями, всё труднее нести свою ношу. Да только и выход уж близится. Из последних сил взмахнула чёрная птица крылами и вырвалась из ночи на солнечный свет, в яркий день. Поблагодарили богатыри птицу, отвезли домой царевен вместе с их скатанными в яички царствами, а там сыграли они три свадебки, весёлые да счастливые.
Так спасли полонённых красавиц небесные богатыри.
А что же Морена, Кощеева пленница? Что с ней сталось в Кощеевом царстве? Ну так вот, Морена, краса холодная, пировать принялась в роскошном дворце Кощея, украшенном алмазами, яхонтами да изумрудами крадеными. Пировала, пила-ела, да с Кощеем-злодеем разговаривала.
— Знаю я, — говорила Морена, — где твоя, Кощей, смертушка спрятана. Знаю я про заветное яйцо, Родом в начале мира рождённое.
— Тише, тише, Морена-чудесница, лишь нам двоим эта тайна ведома. Нам двоим да ещё мудрой Макоши. Кабы кто другой не услышал!
Засмеялась Морена хитрая и дальше так говорила Кощею:
— А за то, Кощей, чтоб никто более не прознал про ту тайну страшную, хочу получить я от тебя услугу одну. Хочу, чтобы царство твоё моим бы стало с этого дня. Чтобы жить мне и властвовать и в светлом Ирии, и в мире Яви, и в твоём тёмном Кощеевом царстве.
— Ты не властна пока в светлом Ирии, да и в Явном мире твоя власть безраздельна лишь холодной зимой, ну а в царстве Кощном, подземном, не бывать тебе, Морена, правительницей, покуда я здесь хозяин.
— Так возьми меня в жёны, удалой Кощей, будем вместе с тобой мы царствовать! Станешь ты с братцем Вием вершить дела свои чёрные, а я буду подрезать чёрным серпом нити жизни у тех, кому пришёл срок, кому так завязано Долею да Недолею. Будут мары, мои служанки, и тебе и мне прислуживать. Вместе с тобой мы погубим всех, кто на свете мне не угоден.
Не долго думал Кощей, приглянулась ему красавица мрачная — не сыскать ему лучшей жены!
— Только будешь ты, Морена-жена, во всём меня, мужа своего, слушаться. Как скажу тебе, так и станется.
Так решил напоследок Кощей.
Тут сверкнула Морена глазами, повела белыми плечами, но, улыбнувшись, произнесла:
— Будь по-твоему, Кощей Чернобогович. Играй свадебку да неси вина.
И на радостях принёс Кощей две чарки хмельного вина, и на радостях отлучился — распоряжения делать про свадебку.
А Морена, колдунья умелая, травы разные побросала в Кощееву чарочку, заговорами заколдовала вино. Её слуги, грозные мары, духи напастей и бед, помогая своей хозяйке, закружили вокруг Кощея, и когда тот вернулся да выпил хмельную чарочку, то заснул сей же час заколдованным сном.
Велика сила Хмеля могучего!
Отнесла Морена Кощея в пещеру тайную в подвале его дворца, там заковала цепями железными, заговорёнными — ни одному смертному не разбить тех цепей, и даже не всякий бог с ними справится, — заложила вход плитами каменными, а сама пошла из Навьего царства прочь. И шептала себе под нос Морена, уходя из Кощного царства:
— Не тебе, Кощей Чернобогович, мне, великой Морене, указывать! Насовсем не могу я тебя погубить, не могу разбить яйцо заветное, Родом в начале мира рождённое, — великая сила сокрыта в том яйце! Зато сидеть тебе теперь в темнице сырой долгие годы безвылазно. А в твоём царстве Кощеевом я хозяйничать буду, если пожелаю.
У выхода из подземного мира великаны Дубыня, Горыня да Усыня взглянули со страхом на Морену Свароговну. Хотел было бесшабашный Усыня змеёй оборотиться да загородить дорогу богине. В ответ лишь цыкнула Морена на Усыню, будто на собачонку, и, поджавши хвост, убежал змей-великан.
Морена, богиня таинственная, перешла речку Смородину по зачарованному мосточку Калинову, по которому свободно ходят лишь мёртвые, да и то в одну лишь сторону, а потом вернулась обратно в Ирийский сад.
Так чудесница Морена Свароговна обманом пленила Кощея злобного.
И остался у Чернобога — Чёрного Змея в Навьем царстве один лишь Вий-сынок живым и невредимым. Но, как вы помните, дорогие мальчики и девочки, не мог он видеть света солнечного, а потому никогда самолично не вылезал на поверхность. Так что теперь в мире Яви летали и бродили только многочисленные потомки Горына Змеевича, бесславно погибшего от рук Дажьбога с Семарглом.
Правда, этот злобный змей, перед тем как погибнуть, успел-таки расплодиться! Не удивляйтесь, с нечистью так случается часто: не успеешь и глазом моргнуть, а она уже тут как тут. С тех пор всех потомков Горына стали звать Горынычами — по отчеству. И ещё многие поколения русских богатырей да ратичей воевать будут с этими Горынычами трёхголовыми, но так и не смогут истребить всех окончательно. Нет-нет да и проявит себя где-нибудь какой-нибудь очередной подлый змей.
Правда, со временем змеи те измельчали, голов у них всё меньше становилось, пока в конце концов не осталась всего одна. Да и размером уступали они своим предкам. Люди говорили даже, что встречали потомков-Горынычей размером с курицу или утку, они даже по-утиному крякали, но были по-прежнему злобные и с огнём во рту. Таких можно и палкой прибить, если не боишься обжечься!
Этих летающих змеев разного размера именовали люди по-разному: летавцами и летунами, огнянниками, а позже даже планетниками — повелителями облаков. Летавцы и огнянники страшно любили посещать женщин, у которых мужья умерли или были в отъезде, причём умели они этими самыми мужьями и оборачиваться! Были летавцы цветом обычно красные, подобно раскалённому углю, и над тем местом, в которое они прилетали, бывало, рассыпались летавцы яркими звёздочками под громовой грохот. Огнянники же изрыгают огонь на лету, покрыты их тела отливающей всеми красками чешуёй, и потому кажется, что это не огнянник летит, а молния сверкает — так огонь от их чешуи отражается. Когда садятся на землю, тоже, бывает, с шумом и грохотом рассыпаются искрами.
Жили летуны и огнянники на скалах, в пещерах, а иногда и прямо на облаках. Многие прилетали из страны Лукорья-Лукоморья, где по-прежнему правил мудрый полуконь-получеловек Китоврас. И все потомки Горына по-прежнему любили воровать красавиц и драгоценности.
А в конце февраля и начале марта, в ветреные холодные ночи, падали с неба звёзды-призраки, предвещающие беду. Кто из людей увидит такие звёзды, тому несдобровать. Этих призрачных летунов, женщин и мужчин, стали называть люди маньями и маньяками — слова прижились в нашем языке и существуют до сего дня, только смысл слова «маньяк» стал теперь другим, хотя древняя злобная суть в нём осталась.
Вот сколько наследников наплодил этот коварный змей! Правда, был у Горына и ещё один наследник, главный, — Огненный Змей, тоже колдун и любитель женщин. Но пока он ещё маленький, и его история ещё впереди.
А теперь, дорогие мальчики и девочки, пришёл час поведать вам о новом боге Ирия, из-за которого в небесной стране скоро вся жизнь по-иному сложится.