Кощей история персонажа

История главного злодея русских сказок

Кощей история персонажа

Кощей – главный злодей русских сказок. Хотя бы поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

Кощей история персонажа

Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko?tlar» (заклинатель) и в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).

Кто такой Кощей?

Кощей история персонажа

Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Кощей история персонажа

В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.

Неуспешный дамский угодник

Кощей история персонажа

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кощей история персонажа

Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.

Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.

Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея.

Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Как убить Кощея

Кощей история персонажа

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

Христианская трактовка Кощея

Кощей история персонажа

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка – человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

Кощей история персонажа

Древнейшая на земле богиня, прародительница рода человеческого и всего мира, древнее которой нет ни в одной мифологии мира, – Баба-Яга. Но есть в русских сказках и ее верный спутник и исполнитель ее повелений КощейКащей. По мотивам этих сказок Кощею за его преданность Бабе-Яге приходится жертвовать своим бессмертием и жизнью. Будучи Бессмертным, он бессмертия в итоге лишается. Какой же мировоззренческий смысл заложен в этот его важнейший атрибут?

Очевидно, сказочный сюжет служения Бабе-Яге является отголоском самого архаичного сюжета человечества – матриархата. Причиной воплощения матриархата было естественное разделение труда и обязанностей. Мужчина был добытчиком и защитником, обладателем божественного импульса продолжения рода. Главной функцией недоступной и необъяснимой для мужчины – была детородная способность женщины. Эту способность она могла получить только от богов. Значит, была причастна к божественному происхождению самого мира. И богиней и являлась!

Так или иначе, мужские функции по охране и заботе о женщине в период созревания ее плода, отразились и в истории Кощея. По сути, изначальный Кощей предстает хранителем космического яйца. В русской мифологии это яйцо носит утка, которая вместе с зайцем находятся в сундуке. А сундук под дубом, на острове среди море-океана.

И если Великая Богиня обитает на Мировом древе, то заветное яйцо под его корнями и зарыто. Так что, в русской сказке она, принимая образ утки, оберегает священное яйцо. Заметим, что архаичный образ Кощея еще не изобилует присущими ему в поздних сказочных интерпретациях многочисленными отрицательными свойствами злого гения.

В сказках, приближенных к современности явно проглядывает демоническая природа Кощея Бессмертного, где он считается источником всякого зла. И охраняя при этом свои несметные богатства, он не прочь также умыкнуть какую-нибудь красавицу. И в этом главная коллизия – его постоянно тянет к девицам красавицам, одной из которых оказалась невеста Ивана

Чем же так отвратителен Кощей? Интуитивно каждый чувствует, что как-то оно связано с костями, а значит, с голым скелетом. Так ли это?

У В. Даля читаем:

«Кащей, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною».

Но это уже поздняя интерпретация имени. В сказках, к тому же, за Кощеем наклонностей киллера не наблюдается. Но известно, что он, несмотря на свой устрашающе нарисованный мифологией образ и имя, оказывается стороной страдающей от насилия. И каждый раз какой-нибудь герой под обобщенным именем Иван пытается уничтожить его, для этого прибегая к ухищрениям по поиску утки, яйца и, наконец, иголки, в которой заключена жизнь ненавистного Кощея.

И вот на этот момент сказочного сюжета нужно взглянуть с мировоззренческой точки зрения. Что же сближает Кощея с Бабой-Ягой, которая олицетворяла первопредкам русам Великую богиню, Деву-птицу, снесшую первичное мировое ядро?

Напомним, что это самое архаичное понимание русами начала начал легло в основу космогоний будущих народов мира. А сближает его с нею то (и архаичные космогонии указывают на это), что в нём заключено неумирающее жизненное начало, тот самый божественный импульс, отраженный в имени «Бессмертный». И это начало отражалось в его оплодотворяющей силе, заключенной в пресловутой игле.

Очевидно, изначально Кощеева игла – иносказательно символизировала детородный орган. Отсюда и неуемная страсть к молодым девушкам. В этом плане сказочные Змеи Горынычи, уволакивающие девушек явно были прообразами самого Кощея.

Было бы нелогично, если бы изначально Кощей не обладал способностью летать. Уже позже это отразилось в его змеиной ипостаси – Змее Горыныче. Да и Баба-Яга Костяная нога также сближается со змеем даже самим своим именем Аги (змей) у индоариев.

Стало быть, вещая сказочная старуха, заправляющая вихрями и вьюгами в сказочной мифологии, изначально была божественной Девой-птицей, высиживающей мировое яйцо. Также и ее охранитель, стороживший совместный плод, Кощей, выполняет функции птицы-самца. И этот образ Кощея – хранителя космического яйца и защитника Великой богини возник в самых древних глубинах, видимо, еще палеолита.

Позже уже этот образ обрастал мифологическими деталями. В нижнелужицком языке, например, колдуна, чародея стали звать «костларь» (kostlař). А наше старинное русское «кощунствовать» или «кощуны творить» – совершать действия, приличные колдунам и дьяволу, или в областных говорах «костить» – страшно ругать, бранить – откуда это всё?! Автор Слова о полку Игореве половецкого хана Кончака обзывает поганым кощеем, намекая на костлявую фигуру последнего.

Очевидно, «костлявая» внешность сказочного КащеяКощея обросла костяными деталями только со временем.

Нельзя не заметить также, что в сказках, как отмечал Афанасьев, Кощей подобно «поедучим змеям, чует «запах русского духа», и в заговорах доныне произносится заклинание против Кощея-ядуна».

Какую же цель преследовал Иван? Он добивался того, чтобы отнять у этого «злодея» бессмертие, и переламыванием иглы (символа) по сути лишал его функции божества плодородия. И он своего добился! Больше Кощей не мог уже претендовать на юных девушек. В русских сказках добро всегда побеждало зло!

С чем еще можно связать происхождение слова «Кощей». Известно, например, что он может летать, как птица. А с какой птицей можно связать его имя? Здесь можно согласиться с исследователями, которые связывают это имя с петухом.

Все мы слышали, как в деревнях зовут домашних птиц: «ко-ко-ко!». Такие звуки издают сами петухи и куры. Яйцо также называют «коко» , курицу, наседку – «кокошь», петуха – кочетом. Все это родственные слова. Отсюда и Кочет – Кош – Кощей.

А ведь петух не самая обычная птица. Всякая нечисть на рассвете исчезает с пением петуха. Афанасьев отмечал, что у славян было поверье о том, что старый петух, который прожил три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из него может вывестись демоническое существо – «василиск», принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка или цыпленка. Оно исполняет желание хозяина, но через три года забирает его душу. Считали также, что петух загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей.

Впрочем, известно, что и птицы, и змеи вылупляются из яйца. Это перевоплощение в самом яйце – и дали древним предками основания видеть перевоплощении Кочета-Кошея в Змея-Горыныча.

Итак, уже позднейшая традиция сделала Кощея Злодеем и повелителем царства мертвых. Изначальной же его функцией была ипостась верховного бога плодородия. Лишил же его пьедестала более молодой герой Иван. Тем самым, развенчав Кощея в роли охранителя символического яйца жизни.

В какой мифологии мы видим аналогичное действие по принудительному лишению плодородной функции? Смотрим снова на Древнюю на Грецию. Там в роли Ивана выступает Кронос, который, пресекая неудержимую плодовитость своего отца Урана, оскопляет его. Это был тот самый бесконечно плодовитый Уран, отец-небо «греческой» мифологии, олицетворявший собой мужское начало. Это он оплодотворял «мать-землю» Гею.

«Древние» греки заимствовали имя Яга у автохтонов Пелопоннеса пеласгов (праславян) и переделали его в «Гею». У русов все функции будущей «греческой» Геи уже тысячелетиями выполняла Яга (Баба-Яга). Об этом смотрите: zen.yandex.ru/media/bonorus/ni-v-odnoi-mifologii-mira-ne-naiti-obraza-podobnogo-russkoi-babeiage-ili-drevnee-ee-6049eb8265a3ff1101ebf809 .

Кстати сказать, имя Уран, как и ряд имен других древнегреческих богов, перевода с греческого не имеет. Но его функции очень ярко и убедительно отражены в праславянских богах – Яр, Юр. И славянское понятие «Юр», трактуется как половой инстинкт, мужская половая сила и все, что с этим связано.

Безусловно, что самой ранней ипостасью первичной божественной плодовитости и был Кощей Бессмертный. Много позже, мигрируя вместе с племенами предков, образ его обрастал и новыми деталями, и получал разные имена – Яр, Юр, Ур-ан, Ярило.

Таким образом, ясно, что изначальная благонесущая функция Кощея состояла в его плодовитости и несла в себе атрибут божественного дара. Но прошли тысячелетия и, забыв об этом, люди наделили его злодейскими свойствами, посчитав его в новой мифологии абсолютным злом. Впрочем, вознести до небес, а затем низвести до уровня праха земного – это ли не в природе всякой человеческой общности?!

Кощей история персонажа

Кем в реальности был самый страшный персонаж русских сказок

Главный злодей русского фольклора кажется абсолютно вымышленным персонажем. Но исследователи считают, что у Кощея Бессмертного есть реальный исторический прототип.

Внук Чернобога

Во многих славянских сказаниях Кощея ассоциируют с Чернобогом. В статье «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках» А. Жучкова и К. Галий обращают внимание на то, что чаще Кощея считали не собственно Чернобогом, а его внуком. Он не являлся полновластным правителем Царства мертвых, а лишь повелевал умершими.

Исследователи приводят вариант этимологии имени «Кощей» Макса Фасмера, который считал, что в древнерусский язык лексема пришла из тюркского в значении «раб, пленник, невольник». Семантика несвободы идеально синхронизируется с функциями Кощея, который не только повелевает умершими, но и является подневольным стражником «старого мира», разрушить который стремится герой сказки.

Понятно, что родство с языческим Чернобогом не делает Кощея реальным человеком. Но доказывает, что Кощей появился в славянском фольклоре во времена язычества. Примечательно, что он стал главным антигероем раннего фольклора восточных славян. Песни, в которых рассказывалось о противостоянии Кощею и победе над ним, называли «кощуны», а их исполнителей – кощунниками. После христианизации Руси на смену песням-кощунам пришли более нейтральные и удобные церкви былины.

Готский вождь Германарих

Фольклорист-историк В. Болдак убежден, что Кощей (или Кащей) – сказочный и былинный персонаж, у которого есть реальный исторический прототип. Исследователь в монографии, посвященной главному злодею русского фольклора, последовательно доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германарих – одно и тоже лицо.

«Весьма воинственный царь» Германарих, ставший впоследствии легендарным героем мирового эпоса, сумел объединить разрозненные племена Крыма и Приазовья. Именно он создал влиятельный союз остроготов. Понятно, что объединение зачастую было насильственным. Племена, которые отказывались подчиняться «королю», становились «в большей части перебитые». Славянские племена оказались в числе тех немногих, кому удалось противостоять Германариху. Правда, война была долгой и кровопролитной, поэтому-то Германарих-Кащей стал для восточных славян главным злодеем.

О мерзком характере и несостыковках

Сюжеты русских сказок точно воспроизводят еще один исторический факт – пленение и убийство Германарихом жены правителя россов. Так и Кащей похищает девушек. В работе В. Болдака объясняется «бессмертие» и зловредный характер Кащея. По одной из версий, Германарих во время одного из сражений был ранен, но сумел не просто выжить, но и прожить еще многие годы.

Не исключено, что рана сильно беспокоила готского вождя, отчего его характер ухудшился. С каждым днем он становился злее, вспыльчивее, жестче. Невыносимым характером объясняется этимология имени Кащея, приведенная Владимиром Далем. Лексикограф считал, что восходит оно в «касть» – «гадость, мерзость, скверна».

Есть, правда, в легендах о Германарихе несостыковки. Если речь идет о битве 375 года, то, по мнению готского историка Иордана, вождь готов бы не ранен, а убит. Из того же источника следует, что возраст Германариха на момент сражения составлял 110 лет. Насколько такой возраст реальный и мог ли готский «король» выжить, история умалчивает. Не исключено, что его именем назвался один из его наследников или преемников, чтобы нагонять ужас на врагов и сделать легендарное имя Кащея бессмертным.

Половецкий хан Кончак

Еще одна версия опирается на этимологию «кош-/коч». В XII веке «кошем» называли аилы – основные ячейки половецкого общества. Слова с корнем «кош-/коч» также использовались в русских летописях для обозначения кочевников. Так, в «Слове о полку Игореве» они употреблены трижды. Два раза как нарицательные – «кощей по резане» и «седло кощиево». Один раз – как имя собственное: «Стреляй, Кончака, поганого кощея».

В летописях половецкий хан Кончак неоднократно называется «поганым кощеем». И в этом определении нет ничего обидного. По мнению С. Плетневой, кощеями кочевники называли кошевых – тех, кто стоит на высшей ступени иерархии, является влиятельным главой рода из нескольких больших семей. Именно таким статусом обладал Кончак – самый могучий из половецких правителей XII-XIII вв.

В народном сознании половецкий хан ассоциировался со злом и бедами. Так, после набегов на Переяславские земли русские летописи писали, что хан Кончак «много зла сотворил крестьянам: одних – пленил, других – убил». Неудивительно, что репутация Кончака во многом легла в основу создания главного злодея русского фольклора.

Читайте наши статьи

Кощей история персонажа

Принца на коне заказывали?

Факты и стереотипыПравить

Кощей история персонажа

Кем он был до того, как стал живым мертвецом

Из писаний и преданий, в том числе из Библии, других священных текстов разных народов, известно, что в древние времена люди жили не просто долго, а очень-очень долго, а некоторые – даже сотни и целые тысячи лет. Потом природные условия резко ухудшились, жизнь стала крайне тяжелой и продолжительность жизни резко сократилась.

В наше время людям стало намного легче и комфортней, большие успехи сделала медицина. Но люди как будто не очень-то и хотят становиться здоровыми долгожителями. Благодаря, в том числе изменившимся условиям, появились многие новые и достигли неслыханных масштабов старые вредные привычки: курение, алкоголизм и наркомания, зло­употребление лекарствами, стрессы и отсутствия физических нагрузок, постоянное просиживание перед телеви­зором и компьютером.

Главное же – люди пренебрегают своим природным иммунитетом и разучились правильно мыслить. А ведь именно сознание ре­гулирует все физические процессы в организме.

Были случаи, когда совершенно здоровые люди умирали от данной им установки или самовнуше­ния, т.е. – просто лишь от мысли, без всяких иных воздействий. Именно поэтому в мировых религиях практикуются посты, обряды и молитвы. Они необ­ходимы для очищения не только организма, но в первую очередь сознания и души – от негативных эмо­ций и энергий.

Уже совершенно ясно, что в основе всех легенд и преданий лежат какие-то реальные события. Фантастическо-сказочное объясняется особенностями человеческого восприятия и дальнейшего пересказа. Все это, конечно, касается и темы бессмертия – общего и личного.

Здесь вспоминается библейский Агасфер – Вечный Жид, которо­го Христос за жестокосердие обрек на вечные скитания, философ Аполлоний Тианекийо, граф Сен-Жермен и дру­гих “вечно-живых” людей. Теперь в истории найден след одного из них – Кощея Бессмертного, пожалуй, самого древнего и легендарного – настолько, что он уже вроде бы и не человек.

Сенсационное сообще­ние об этом открытии было сделано ещё в 2010 году в Москве, потом стали известны некоторые подробности. Историк Виктор Болдак считает, что всем известная сказка о Кощее Бес­смертном и Василисе Премудрой – отра­жение событий, происхо­дивших в реальности на южных рубежах Руси в IV веке нашей эры. Кощей Бессмертный – ко­роль древних готов, персо­наж исторических хроник и выдающий­ся полководец.

В те далекие времена многие народы пришли в движение, не зря эпоха получила название Великого переселения народов. Одни народы вытесняли другие, места расселения радикально менялись. Конечно, все это происходило при вооруженных конфликтах местного населения с пришлым.

Вос­точные племена готов с боями сплавились на ко­раблях из Скандинавии по Западной Двине, Волге, Оке, Дону через ме­ста проживания россов к берегам Азов­ского моря. Они осели в Причерноморье, основав там Готландию – землю готов.

Большинство этих сказок строится как раз на историческом факте. Кощей пленил, а затем казнил жену князя россов. В последствии ее бра­тья убили злодея, отомстив за сестру. Готский историк Иордан писал, что войска Кощея в 375 году потерпели по­ражение, и он сам был убит в том сражении. А было ему тогда 110 лет! А вдруг он опять уцелел и просто скрылся от врагов?..

Виктор Болдак предполагает, что сказки о Кощее были первоначально созданы в Тверской области, при походе на юг готы не могли миновать эти края. Старица – один из административно-культурных центров Древней Руси – вполне могла стать местом воз­никновения сказок и легенд. Кащей – вероятно от слова кость, т.е. худой, тощий – стал популярным персонажем восточнославянской мифологии и фольклора. Может быть, ещё и потому что время от времени напоминал о себе?..

По одной версии, после разгрома войска Кощей попытался вер­нуться на родину в Скандинавию и су­мел добраться до Старицы. Возможно, он знал секреты, если не бессмертия, то удивительного долголетия, и остался в лабиринтах пещер, которые тянутся под городом больше чем на 90 километров. Такие места со стабильным микроклиматом очень подходят для долгой жизни.

Поразительно, что на древнем гербе Старицы почему-то была изобра­жена горбатая старуха с клюкой. Это – просто уникальный, вероятно, единственный пример такого рода в геральдике. По мнению местных краеведов, это – та самая сказочная Баба-яга, которая помогла Ивану-царе­вичу одолеть бессмертного Кощея.

И она может быть продолжена также, потому что известны случаи поразительного быстрого омо­ложения пожилых людей. Сейчас со стремительным развитием науки разговоры о бессмертии уже звучат очень реалистично. Возможно, уче­ные в уже недалеком времени все-таки найдут ген молодости. Только надо ли становится Кащеями?.. И кто станет такими бессмертными?..

Кощей Бессмертный – главный антагонист фильма “Кощей Бессмертный” 1944-ого года. Злой бессмертный чародей.

Орды Кощея Бессмертного сжигают деревню и похищают девушку Марью Моревну, которую он хочет сделать своей невестой. Богатыри Никита Кожемяка и Булат Балагур отправляются на её поиски. Они добираются до замка и входят туда. Там они видят безжизненно лежащую Марью. Приходит Кощей Бессмертный, а богатыри прячутся и следят за ним и Марьей. Кощей надевает Марье на палец кольцо, тем самым оживляя её. Кощей вновь предлагает Марье выйти за него замуж, предлагая его хорошую и богатую жизнь, но девушка не хотела, так как у Кощея нет сердца. И тогда злодей заверяет её, что оно у него всё-таки есть, и рассказывает её местоположение, а также то, что если кто-то разобьёт его, то сам камнем станет. После отказа Марьи, Кощей снимает с её пальца кольцо, и она возвращается в безжизненное состояние. Кольцо он бросает в водопад, который тут же открывает секретный проход для злодея, и Кощей уходит. После ухода Кощея, Никита надевает на Марью другое кольцо и она снова оживает. Марья снова снимает с пальца кольцо, бросает его в водопад и погружается в вечный сон. Тогда богатыри сбегают, а Марья остаётся пленницей Кощея Бессмертного. Далее Никита вступает в боем с самим Кощеем Бессмертным. Злодей заклинанием вызывает свою армию, а богатырь призывает свою дружину на подмогу. Тем временем Булат Балагур идет сердце Кощея. За битвой Никиты и Кощея наблюдают две армии. Никита два раза отрубил голову злодею, но у последнего сразу же вырастала новая. Наконец Булат Балагур находит сердце Кощея в виде змеи и разбивает её, из-за чего превращается в камень. Тем временем Никита побеждает Кощея, убив его окончательно.

  • Не бойся! Я ласковый!
  • Нет богаче меня никого в этом мире! Будешь жить по локоть в золоте, по колено в серебре, по грудь в бархате!
  • Ты зачем сюда пришёл? Зачем пожаловал?
  • Где тебе мою силу пробовать? Я тебя на одну руку возьму, другой прихлопну — только мокренько будет!

Подробнее

Кощей история персонажа

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Кощей история персонажа

Кем он был на самом деле

Кощей – главный злодей русских сказок. Но, как известно, ни один сказочный персонаж не появился на пустом месте — у него абсолютно определенно был реальный прототип. Кто же так сильно напугал наших предков, что остался в народной памяти как символ страха и ужаса?

Тайна имени

Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки).

По Фасмеру, два значения слова «кощей» имеют разную этимологию:

  • древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркского kоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».
  • Краткий этимологический словарь русского языка (Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет.

Точная внешность нигде не описана. Но чаще всего его представляют как высокого и худого старика. Практически скелет, обтянутый кожей. Хотя иногда он показан железным (возможно одетым в доспех). Скорее всего это отсылка к , популярному персонажу сербского фольклора.

Чаще всего он – главный злодей. Он похищает у героя суженную, а тот должен её спасти.

О магических способностях Кощея известно мало. Он может превращаться в ворона, способен изменять обличье других. Он командует огромной армией нежити. Кроме того Кощей – лич (маг, спрятавший половину своей души вне тела). Его смерть (или часть души) находиться на конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе, который растёт на острове Буяне. Правда есть версии, что смерть находиться прямо в яйце. Есть и другие варианты хранилища – в фильме “Кощей Бессмертый” смерть Кощея была в змее, которую можно было найти в яблоке. Правда при этом сам герой превращается в камень.

  • В цикле Белянина о тайном сыске Кощей – главный “преступный элемент” Лукошкина. Он всячески пытается захватить город, но ему мешают силы милиции. Там же говориться, что у него есть супруга – Карга-Гордыня.
  • В книге “Гаврюша и Красивые” Кощей – главный сказочный злодей.
  • В русских народных сказках Кощей – главный противник героя.
  • В книге “Вниз по волшебной реке” Успенского Кощей – так же главный злодей, которого освободили из заточения.
  • В повести Стругацких Кощей заточён в виварии НИИЧАВО.
  • В книгах про Таню Гроттер Кощей – глава Магщества Продрыглых Магций. Ненавидит Тибидохс, т. к. влюблён в Медузию. Он также один из самых богатых магов в мире, носит доспехи от Пако Гробано.
  • В рассказе “О бедном Кощее замолвите слово” Кощей показан положительным и даже смешным.
  • В сатирической книге “Марья Бессмертная” Кощей является отцом Марьи и Василисы.
  • В книгах Дмитрия Мансурова Кощей показан положительным персонажем. Кроме того здесь он не только маг, но и учёный, открывший секрет бессмертия. Кроме того его настоящее имя Леснид, но т. к. на него наложено множество проклятий, он им не пользуется.
  • Кощей появляется в комиксах про Хеллбоя.
  • В сказке “О Мите и Маше, о веселом Трубочисте и мастере Золотые Руки” смерть Кащея находится в угольке.
  • Милляр так же известен по роли Кощея.
  • В фильме “После дождичка в четверг” роль Кощея исполнил Олег Табаков.
  • В серии мультфильма “Баба Яга против!” Кощей помогает Яге. Он может прорывать тоннели.
  • Кощей так же является злодеем в мультфильме “Два богатыря”. Там его одолел кавказский богатырь.
  • Кощей является злодеем в мультфильме «Сказка сказывается» .
  • В фильме “Последний богатырь” Кощей – положительный персонаж, хоть смерть его заключена в кристалле. Его роль исполняет Константин Лавроненко.
  • В мультсериале “Сказочный патруль” Кощей – мэр города Мышкина. Также является главным героем мультфильма “Кощей. Начало” по данной франшизе.
  • В мультсериале “Царевны” Кощей – директор магической школы в Дивногорье. Правда он слегка похож на вампира.
  • Является второстепенным злодеем в мультфильме “Молодильные яблоки”.
  • Появляется в мультфильме «Бабка Ёжка и другие» и «Новые приключения Бабки Ёжки», где показан как положительный персонаж.
  • В мультфильме “Иван-царевич и Серый Волк” он является самым умным на обратной стороне, может заговорить до смерти.
  • В игре “Ведьмак” кощей – монстр, которого создал Азар Явед.
  • В игре-пародии “Три богатыря или очень страшная сказка” Кощей – главный злодей, укравший Василису Прекрасную. Внешне он очень похож на Мэнни Калаверу из “Grim Fandango” (даже складную косу имеет). Погибает от того, что богатыри на него колонну свалили.

Кощей история персонажа

Кощей становиться личем

Еще про Тора:  Его значение и влияние на человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *