Морозко
Накануне Нового года нужно рисовать что-то новогоднее. Да, я понимаю, казалось бы, чего проще — нарисуй Деда Мороза в ледяной броне, Снегурку в латексе, и все. Увы, нет.
Но давайте сразу определимся. Морозко — это не Дед Мороз. Это даже не Морозко из фильма (потому что там по факту Мороз Иванович, который живет в ледяных покоях и все такое, частично из сказок, частично из пьесы Одоевского, то есть такой собирательный образ). К слову, у Некрасова в «Мороз красный нос» персонаж намного ближе к Морозко из сказок, чем к известному всем Деду Морозу, хотя там он вообще эксплуататор детского труда и платит копейки.
Поэтому понимаю ваш шок, когда под именем «Морозко» на моей картинке вы видите вот это чудо. Но я, как всегда, могу все обосновать.
Дело в том, что традиционный благодушный Дед Мороз, который весь новогодний, с елкой, внучкой-Снегурочкой, дарит подарки и все такое — это сугубо искусственное изобретение, в котором намешаны даже не столько славянские, сколько западные традиции. Про их появление в качестве новогодних талисманов можно статьи писать. И некоторые, кстати, пишут, поэтому настоятельно рекомендую вам ознакомиться вот с этой статьей, хотя бы. Думаю, вы узнаете много нового (я, по крайней мере, узнал): Е.В. Душечкина, «Дед Мороз: этапы большого пути (к 160-летию литературного образа)».
Поэтому добродушного седовласого пузана в шубе мы сразу отметаем — это не тот образ, который нам нужен.
Морозко же присутствует в двух вариантах одной и той же сказки под названием «Морозко» (но при этом носит почему-то разные имена, о чем чуть позже). Он никак не связан со Снегурочкой, он сам по себе, и описывается крайне скупо.
Давайте посмотрим сначала, что пишут нам о его внешности и поведении в сказках. Итак, сборник Афанасьева, вариант сказки 1:
Тут прямая речь сварливой мачехи. Более того, если рассматривать контекст, можно сильно усомниться в ее словах. Однако этот отрывок дает очень ценную информацию, о которой я упомяну чуть позже.
Фактически Морозко описывается только в одном предложении, да и то лишь его повадки:
«Вдруг слышит: невдалеке Морозко на елке потрескивает, с елки на елку поскакивает да пощелкивает»
Негусто, не правда ли? Может быть, во втором варианте сказки будет больше?
Нет. Там он вообще теперь зовется то «трескун-мороз», то «Мороз», то «Мороз красный нос», и щеголяет с таким вот описанием:
«Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает: „Девушка, девушка, я Мороз красный нос! “»
Приехали. Сумасшедший подпрыгивающий извращенец с красным носом пристает к замерзающей девушке.
В общем, я снова закопался в источниках. К сожалению, в серьезных трудах практически ничего не нашел. Но нашел крупицы, которые дали пищу для размышлений. Я сразу выяснил, что основная тенденция у исследователей — рассматривать Морозко и Мороза как один персонаж. Что логично, учитывая, что именно этими именами герой называется в сказках.
Например, читаем Вики, статьи про Морозко и про Мороз:
«Фольклорист Владимир Бахтин, напомнив, что Дед Мороз, Мороз Красный нос, Морозко — это один и тот же „владыка холода“, называет героя сказки „заступником“; в народном сознании победить и получить награду должен „самый слабый, самый обиженный“. Литературовед Владимир Аникин отмечает, что Морозко — в зависимости от ситуации — может проявить себя и как благожелательный хозяин, и как беспощадный властитель».
«Зюзя». Ха-ха-ха. Ладно.
В общем, я решил идти по стопам великих, совместив Морозко и Мороза в одном персонаже, и постарался собрать всю фактологическую и описательную информацию, до которой смог дотянуться. Далее еще немного цитат, чтобы была понятна логика.
Две характерные пословицы:
«Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет».
«Мороз невелик, да стоять не велит».
Невысокого роста, но больших способностей персонаж.
Предок, дед, мертвяк, в общем-то, существо потустороннее.
В «Мифах народов мира» тоже есть вполне подробное описание: «У восточных славян представлен сказочный образ деда Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду „железными“ морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с „калить“); сходные представления отражены в чешских и сербскохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ М. (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом М., живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему. В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно».
В целом получаем тут все, что было указано выше: мелкий дед-богатырь-кузнец, крутые абилки, бегает туда-сюда. Однако тут я встретил интересный анализ, вполне сочетающийся с текстом сказок: «Литературовед Елена Коровина, характеризуя героя сказки „Морозко“, воспроизводит присказку из наследия Владимира Даля о том, что „Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам“. Легкость и игривость „повелителя зимы“ позволяют говорить о том, что персонаж относится к числу „молодых божеств“, готовых любезничать „с девицами, попавшими в его лес“».
Отмечаем: «молодое божество», игривое и легкомысленное.
Тут имеется в виду не столько внешность, конечно, сколько нрав и принадлежность к низшей мифологии. Низшая мифология, однако, вовсе не подразумевает, что герой слаб. Точно так же, как слово «старик» вовсе не означает 80-летнего. Вы же помните, что в те времена глубокими старцами считали 40-летних, да?
Теперь поговорим о реакции отца и Марфуши на приказ мачехи везти замуж за Морозко — старик-отец обалдел, Марфуша в рев. Потом снова читаем отрывок, где Морозко прыгает с елки на елку. Елка вообще как-то часто упоминается применительно к этому персонажу. С чего бы это?
Ну, во-первых, попробуйте теперь посмотреть на новогоднюю елку по-новому, осознайте, ЧТО именно вы, по мнению наших предков, ставите себе каждый новый год в доме. Во-вторых, такое частое упоминание ели применительно к Морозко подтверждает теорию о том, что он мертвяк, предок, дед, существо в целом не злое, но потустороннее. В-третьих, теперь, надеюсь, понятна реакция невесты, которую хотят выдать за мертвяка?
Да и исключительно положительным персонажем Морозко назвать сложно (это в одноименном фильме Морозко дуру-сестру отправляет домой на свинье, а в сказках он тех, кто ему не по нраву, просто убивает). Так что шок героев сказки вполне понятен.
Что ж, сжато перечислим все, что я в итоге собрал, пытаясь определить образ Морозко: потусторонний, невысокого роста, с седой бородой, легко и непринужденно прыгающий по елкам, как спайдермен, при этом обладающий недюжинной богатырской силой и крутыми колдовскими навыками. «Владыка холода», имеет определенные атрибуты кузнеца.
Да-да, прочитайте описание еще раз. Это типичный гном, только умеет прыгать по верхушкам деревьев и обладает способностями фрост-мага. Тут нужно еще пояснить, что в английском языке есть dwarf и есть gnome, это разные сущности, так вот мой Морозко — именно аналог дварфа. Тем более что это прекрасно подходит под описание его поведения: игривый весельчак неопределенного возраста, с бородой и красным носом, заигрывает с девицами, но крут нравом, когда ему что-то не нравится.
Не передать, какое облегчение я испытал, когда, наконец-то, понял, кого должен напоминать Морозко. По-моему, я на него потратил больше времени, чем на кого бы то ни было из текущего списка героев, и основная масса времени ушла именно на подготовительный этап — на исследование источников, на анализ и на придумывание «фишек».
Но в итоге я получил основу. Мне осталось только подключить фантазию, допуская всякие вольности, чтобы создать интересный «игровой» персонаж. Поэтому теперь дополнительные пояснения к самой картинке.
Первое, и самое главное, — это волшебное существо, к которому законы физики неприменимы в принципе, однако я постарался визуально обосновать те базовые элементы, которые мне показались интересными.
А потом я решил проблему полетов с елки на елку, подарив Морозко примитивный вингсьют, чтобы он легко и непринужденно прыгал, как белка-летяга. Вингсьют у него, как и у современных парашютистов — комбез. Ремни (нагрудника и поясной) продеваются в специальные вырезы в комбезе, чтобы никак не мешать раскладывающимся крыльям.
Сам Морозко практически невесомый, призрачный, поэтому может спокойно приземляться даже на самые тонкие ветви.
Описание богатыря поддерживается шлемом с магическим ледяным навершием над тульей шлема; наплечниками, которые выращивают магические сосульки; пластинчатой накидкой на груди и грудным же «щитом», который помогает Морозко колдовать.
Сосульки на плечах — это оружие, кстати говоря. Он может их метать — отламывает и кидает во врагов. Ну и, конечно, в арсенале Морозко имеется ледяной магический молот, с помощью которого он и сковывает воду, и атакует-замораживает врагов и т.п.
Морозко сам по себе волшебное существо, причем магия у него достаточно сильная, не нуждающаяся в усилении. Но дополнительные инструменты упрощают ему жизнь. Например, на поясе у него болтается бутыль. Если присмотреться, то можно увидеть, что внутри бутыли спит существо, которое я называю Снежинка-Соня. Это подарок от одного персонажа, о котором я расскажу чуть позже. Соня занимается тем, что производит снег. Если Морозко потрясет бутыль, как снежный шар, Соня просыпается и начинает колдовать, засыпая снегом все вокруг. Если при этом Морозко дует на бутыль — получается метель. Если сильно дует, да еще и стучит в бутыль молотом, пугая Снежинку-Соню, то случается локальный буран. В общем, не такой безобидный предмет, как может показаться.
Да, поскольку Снежинка-Соня — существо волшебное, ей в бутылочке комфортно, как в домике, однако изредка Морозко выпускает ее погулять, чтобы размяла лапки. Но Соня — соня, поэтому всегда хочет спать. Гуляет неохотно и часто назло несправедливому миру колдует сугробы с человеческий рост. Просто как декламацию своего отношения к прогулкам. И она очень радуется, когда Морозко зовет ее обратно.
Да, на всякий случай, ВСЕ бутыли-флаконы в моем проекте небьющиеся, из зачарованного стекла. Просто чтобы вы знали.
Руки у Морозко — изо льда, он может заморозить человека простым прикосновением. На черно-белой картинке это показать, увы, сложно, но в цвете будет понятно. На ногах у Морозко надеты своего рода лапти-снегоступы с шипами, чтобы крепче цепляться за древесину.
На шлеме — поднимающаяся полумаска без наносника, которую Морозко опускает, идя в бой. Без наносника — чтобы все видели его красный нос.
Из дополнительных особенностей можно выделить, что Морозко — фанат киселя, ходит по деревням и собирает «кисельную дань» с простолюдинов, которые таким нехитрым образом задабривают Морозко, чтобы не бил их будущий урожай.
Волколак (Шаман)
Если с Лучниками и Берсерками было относительно просто, то с Шаманом пришлось попотеть и в плане придумывания образа, и в плане прорисовки. На картинке огромное количество мелких деталей, опять сломал себе глаза. Муки творчества, как всегда, потом выложу в инстаграме.
Снова коротко, тезисно.
Шаманы не особо мощные, однако практически не уступают размерами среднему Солдату, то есть они крупнее Лучников, но мельче Берсерков. Потенциально это самые серьезные противники Альфы, если вдруг захотят занять его место. Поэтому Вожак всегда держит с ними ухо востро. Безусловно, Шаманы — главные советники и помощники, и для Альфы большая удача, если главный Шаман верен боссу и не метит на его место.
Шаманы разительно отличаются от других юнитов. Во-первых, в отряде их от силы два-три. Связано это с тем, что Шаманами сразу и просто не становятся. Волколак должен долго учиться колдовству, и при этом участвовать в боях либо в качестве Солдата, либо в качестве Лучника. Берсерки Шаманами не становятся — ибо слишком психи. После долгого обучения волколак получает статус Шамана, и уже в новом статусе оттачивает навыки, набирая опыт. В общем, задачка не из легких, поэтому их крайне мало.
Своему внешнему виду Шаманы уделяют много внимания, чем тоже отличаются от большинства волколаков, особенно от Берсерков — вечно грязных и в колтунах. Костюм Шамана многое может сказать о статусе и силе его владельца, и касается это не только накидок, плащей и прочей атрибутики, в первую очередь это касается челюстей-масок. Шаманы украшают их дополнительными накладками: либо сложные конструкции на лбу (с рогами, черепами, перьями, когтями и т.п.), либо насадки в виде клювов, рогов или, как на картинке, громадных клыков на сам намордник.
Помимо обязательных стальных челюстей у Шаманов есть лишь один «магически-стимпанковский» (то есть технологичный) предмет — телескопический посох, в собранном состоянии представляющий собой микс из аракха и серпа, а в развернутом состоянии становится копьем в нижней части. Получившимся «посохом-копьем-мечом» Шаман может нанести существенный урон противнику в рукопашной схватке. Навыки, полученные во время службы Солдатом или Лучником, определяют посох-оружие. Например у Шамана, который был Лучником, посох отличается от изображенного на картинке — тут Шаман раньше был Солдатом. Да и вообще посохи могут быть какими угодно, и чисто церемониальными, и просто резными палками. Вполне возможно, что в артбуке нарисую линейку разных посохов, чтобы была понятна разница и разнообразие.
Больше боевого оружия Шаманы обычно не носят. Серп, закрепленный на поясе волколака с картинки, волшебный и слишком ценный — им не воюют. Свою роль он играет до боя, во время приготовления отваров и зелий, собирания ингредиентов и т.п., поэтому острие серпа предусмотрительно скрыто кожаным колпаком-чехлом.
В общем, у Шаманов обычно есть только намордник, другие экзо-части отсутствуют (разумеется, если при ранении что-то приходится ампутировать, конечность заменяют на протез). Брони Шаманы тоже не носят, обычно ограничиваясь наплечниками, как волколак на картинке — шкура на плечах как раз скрывает наплечники. Но вообще Шаманы одеваются только в церемониальные одежды, исписанные усиливающими способности рунами, держащими противников на расстоянии.
Коротко по магии. Любые камни Шаман может раскалять магией и превращать в снаряды магмы, типа пуль, как на картинке. И это еще маленькие камушки. А вот если Шаман очень сильный, он может швыряться и огненными валунами. Вообще, любимая стихия Шаманов в этом отряде — огонь, хотя вполне могут жахнуть и заклятиями, завязанными на водной и земной стихиях. Из-за особенностей нанимателя, Шаманы отряда предпочитают больше неживую природу, чем сильно отличаются от других Шаманов (и от темных в других отрядах, и тем более от светлых, которые в основном используют силу живой природы). Некромантией Шаманы отряда тоже пользуются весьма охотно, поэтому зомби, зомби, зомби. Все, как положено.
Не стоит и говорить, что Шаманы — самые сильные маги в отряде, по уровню владения колдовством сравнимы с Альфой. Они вообще не слишком сильно отличаются от Вожака умениями, но существенно проигрывают ему в силе.
Теперь по образу. За спиной у этого Шамана своего рода «ловец духов» из человеческих костей. Решил, что будет забавно эту штукенцию использовать, чтобы сразу обозначить статус персонажа — тоже своего рода фишка.
Шаман весь обвешан амулетами, на поясе — мешочки с разными ингредиентами, чуть ниже — колбы с готовыми отварами.
Ремешки на ногах — заговоренные (в Вики часто упоминаются ремни и пояса из мочала, применительно к волколакам, тут просто кожаные ремни). Они увеличивают скорость передвижения, своего рода магическая замена экзоскелету.
Вот, в общем-то и все по волколакам. Остальных персонажей я «раскачивать» не буду. Если только в артбуке.
Серый Волк
Итак, давайте расскажу мой вариант Серого Волка. Традиционно, для начала, вот ссылки на все варианты сказки, где он упоминается:
hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev105.php
hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod53.php
hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan57.php
Поскольку речь пойдет о Сером Волке (именно так, с больших букв, поскольку это отдельный персонаж), мы пока оставим за кадром Жар-птицу (которая сама по себе ужасно скучная), Ивана Выславича (ака Иван-царевич) и прочих коней да девиц. Поговорим о Волке, и разговор в этот раз будет довольно коротким, поскольку взаимосвязей этого персонажа с другими сказками я пока не обнаружил (возможно, потом отыщется что-то).
Итак, прочитав все варианты, я выяснил несколько характерных особенностей персонажа:
- он очень большой;
- умеет разговаривать и понимает язык людей, животных и птиц;
- умен, хитер;
- обладает определенными магическими способностями, например, оборотничеством и провиденьем.
Тут напрашивается очевидный вывод — это волколак, и, судя по поведению в сказках, исключительно положительный. Однако я решил, что мы пойдем другим путем, и мотивы моего решения я раскрою в следующих картинках. Скажу лишь, что персонаж такого плана достоин отдельной категории.
И у меня он будет созданием леса, то есть магическим существом, сродни Лесовику, Лешему и т.д. Он никогда не был человеком-колдуном. Он всегда был сверхъестественным волком, со способностью оборачиваться в других существ. И если у волколаков исходная ипостась — человек, то у Серого Волка — волк.
Кстати, на картинке он в гордом одиночестве не просто так. Об этом позже.
Серый Волк внешне мало отличается от обычного волка, и главное отличие — размер. Он крупнее даже вожака волколаков (если встанет на задние лапы), в основном за счет сильно вытянутого торса (да, такое длинное тело у него не просто так, это было нарисовано намеренно, это не косяк). Повышенная лохматость тоже отделяет его от своих обычных сородичей — у него мощная грива, которую ему даже заплетают в косички мелкие лесные духи-брадобреи, слуги Лесовика.
Я решил, что в цитатах речь идет об обычных волках. Не о волколаках и, разумеется, не о Сером Волке. Волколаки — сами по себе, они к лесным созданиям не имеют никакого отношения. А Серый Волк слишком добрый, чтобы якшаться с Лешим, он дружит именно с Лесовиком.
Серый Волк не служит Лесовику, он, скорее, его друг, но отношений «начальник — подчиненный» между ними нет. Если речь заходит об одолжениях, то они всегда взаимные. Лесовик к Серому Волку относится с большим уважением и иногда дает всякие поручения — разыскать что-то, добыть. Именно он обеспечивает Волка снаряжением и доспехами, поскольку вполне справедливо считает его верным другом и прекрасным разведчиком.
Волк действительно часто рыщет по окраинам леса и охотно добывает ценную для Лесовика информацию. Будучи созданием любопытным, он живо интересуется всем, что происходит вне леса, поэтому много чего знает, и многое умеет.
Но он хоть и умный (и даже мудрый), но немного наивен, когда речь заходит об отношениях с людьми. Да, у него практически человеческое сознание и весь спектр эмоций, даже чувство юмора вполне себе развито (на уровне трикстера). Но в специфике человеческих отношений он, будучи лесным созданием, разбирается слабо.
Если обобщать, то можно с точностью сказать, что основные качества Серого Волка — природная честность, благородство, ответственность, верность, мудрость, сила и врожденная наивность. И его лучшими качествами пользуется упомянутый Иван-царевич.
Поскольку я делаю проект про «сказки, попавшие в мир игр», мне нужно было понять, каким персонажем делать Волка. Очевидное решение — маунт (ездовое животное). Более того, маунт конкретного персонажа — того самого Ивана-царевича. Я так и хотел сначала сделать, но Иван-царевич в этих сказках такой неприятный, безыдейный, алчный и плаксивый персонаж, что я решил рисовать Волка отдельно, и сюжетно — после событий сказок о Жар-птице.
Тем более что Иван, использовав Волка в своих целях, в конце всегда бросает его (во всех вариантах сказки Волк остается в финале один). И это при том, что Волк не просто помогал Ивану, но и спас ему жизнь.
Итак, теперь давайте поговорим о способностях. Мне они представляются так. Серый Волк, очевидно, телепортер, поскольку может покрывать огромные расстояния, о чем упоминается во всех сказках. Телепортация его, скорее всего, ограничена пределами видимости — прыгает туда, куда видит.
Также он однозначный оборотень-мимик (а значит в бою, например, может копировать нападающего). Причем, техника его превращений очень интересно описана в сказке Толстого: «Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной», «Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем». То есть когда кувыркается вперед — может превращаться в людей, когда назад — в других животных. Опять же превращается он в тех, кого видит — ему нужен перед глазами объект.
При этом стоит отметить, что, по варианту Толстого, Волк любит прикалываться, эдакий шутник (эпизоды, когда он из девушки и коня превращается обратно в волка).
По самой картинке. Размер персонажа тут довольно сложно определить, поскольку нет понятных всем объектов для сравнения. Вообще, он размером с хорошего такого коня (ведь без труда нес на себе Ивана и Елену).
Поскольку его основная функция — маунт-разведчик, то в центре его туловища своего рода гибкий сегментный корсет, на который можно закрепить и седло, и седельные сумки. Когда Волк сам по себе, то в его снаряжении всякие полезные вещи, типа мертвой и живой воды, которую он предусмотрительно оставил себе. Также может возить с собой еду, воду, всякие сувениры из дальних стран, которые ему заказывает Лесовик.
Армор на Волке легкий, кожаный с золотыми узорами и окантовкой, но при этом довольно крепкий, зачарованный, магией охраняет практически все тело. Золото — потому что серебро он не любит, как и любой магический волк.
В целом очень положительный, милый персонаж.
Волколак (Берсерк)
Про волколаков Берсерков тоже тезисно и коротко.
Дело в том, что Альфа, например, мог и отступить, если видел, что дело плохо. Берсерки не отступают: они либо побеждают, либо умирают в бою. Во время сражения у Берсерков напрочь отказывают мозги. Это связано с тем, что их волчья природа преобладает в них намного сильнее, чем в остальных волколаках, а вкупе с человеческой яростью и специальными волшебными отварами, усиливающими агрессию, Берсерки в бою часто просто неконтролируемы. Поэтому их всегда пускают в первых рядах, чтобы своих ненароком не порешили. Инциденты случаются, не без этого. Но обычно их специально натравливают на врагов и держат на цепях, прикрепленных к ошейникам и поясам. На картинке как раз изображен Берсерк, сорвавшийся с цепи.
Берсерки — самые массивные из волколаков (за исключением Альфы). Они редко бросают Альфе вызов, потому что психи, и их интересует только смертоубийство. Власть их не интересует. Но те, кто еще не совсем озверел, вызов все-таки бросают, и часто вполне успешно. После инициации они перестают пить всякую дрянь, становятся умнее, и их боевое безумие сменяется всеми лучшими качествами Альфы.
Протезы чаще всего встречаются у Берсерков — поскольку они всегда в первых рядах, то на орехи получают именно они. Их безумие и жажда скорости также заставляют их снимать доспехи, ограничиваясь лишь паховыми щитками (это святое, это нужно защищать). Именно поэтому обычно они с ног до головы покрыты шрамами, и часто у них отсутствуют конечности. Берсерк на картинке — ветеран. Он уже успел потерять в боях левую руку, правую ногу и часть правого уха.
Я понимаю, что тема волколаков многих утомила, хочется новых героев, но осталось совсем немного, так что потерпите.
В качестве послесловия
С нового года начинаю плотную работу над артбуком. Уже есть концепция, обозначен примерный объем, имеются идеи для оформления, присутствует понимание, как и что сделать. Например, нужно будет переделать первые картинки, вывести их в HQ для печати, добавить рамки на тех картинках, где их нет, все выровнять, оформить как следует и т.д. Работы очень много.
В связи с этим я приостанавливаю выкладывание новых картинок проекта онлайн. Это не значит, что я вообще не буду ничего выкладывать. Это лишь означает, что временные разрывы между картинками будут значительно больше. Возможно, какие-то картинки буду выкладывать не целиком, а «тизеры», ну и самые крутые картинки-истории я приберегу для артбука.
По срокам. С артбуком я торопиться не буду. Хочу все сделать правильно, а не тяп-ляп. Здраво оценивая свои силы, и принимая во внимание объем работ и всевозможные обстоятельства, прикидываю, что артбук будет готов к осени 2016 г. В принципе, в идеале — к третьему московскому Комиккону. Этот срок взят навскидку, быть может, все будет готово раньше, может, позже — все зависит от разных обстоятельств. Спасибо за внимание.
Кащей Бессмертный читать
Весело гудит-шумит на Посаде праздничное гулянье. Водит народ хороводы, песни поет, красны девицы голубей выпускают.Не весела только красавица Марья Моревна — ждет не дождется своего ненаглядного Никитушку.
А перед теремом молодые парни похаживают, на гармошке да балалайке поигрывают.— Выходи за меня замуж, Марья Моревна! — предлагает ей один.— Прежде чем свататься, отгадай три загадки! — смеется Марья.
Две загадки паренек угадал, а на третью: «Что дороже всего на свете?» — ума не хватило.— Знай, дороже отца с матерью, дороже всего на свете — родная земля.Внезапно небо заволокло черными тучами, загремел гром, засверкали молнии — это налетели на Посад черные слуг Кащея Бессмертного. Зажгли терема стрелами огненными, храмы разрушили, а молодых да пригожих девушек в полон угнали. Марью Моревну прежде всех.
Вернулся Никитушка в родные края и видит — одни головешки кругом дымятся, да воронье над падалью летает. Только кокошник Марьи Моревны да ее платочек нашел Никита, а самой ее и след простыл. Закручинился добрый молодец, жизнь ему не мила стала. И пошел он куда глаза глядят.
Видит — идет ему навстречу старичок-боровичок.
— Знаю про твою беду, добрый молодец. Помогу, чем могу. Вот тебе шапка-невидимка, кольцо и горсть родной земли. Они помогут. Иди смело на борьбу с Кащеем за родную землю, за близких своих, за Марью Моревну.
И начались тут на площади чудеса! Ковер-самолет султанский, что цепью был прикован, из-под носа у стражи кто-то выхватил. А когда ковер под облака поднялся, все увидели на нем Никиту-богатыря и свободного Булата-балагура. Летят они над городом, не землю любуются.
— Спасибо тебе, богатырь! Кабы не ты, не быть бы мне живу. Куда летим?— На Кащея!
Долго они летели. Но вот ковер-самолет опустился прямо у ворот замка Кащея Бессмертного. Надел Никита шапку-невидимку, сбросил стражу в пропасть, и никем не замеченный пробрался с Булатом-балагуром в логово Кащеево.
Бродили они, бродили по мрачным переходам замка и попали наконец в водопадный зал. Здесь увидел Никита Марью Моревну, спящую на роскошном ложе, посреди зала.Крепким сном спит Марья Моревна, мертвым сном.
Наклонился к ней Никитушка.— Очнись, моя радость, погляди на меня.Молчит Марья Моревна, не дышит. Заколдовал ее Кащей.
Вдруг грянул гром, сверкнула молния, и появился Кащей.Никита и Булат успели за арку спрятаться. Подошел Кащей к Марье Моревне и надел ей на палец волшебный перстень. Вздохнула Марья и проснулась.— Выйдешь за меня замуж — озолочу. А Марья Моревна в ответ:— Как же за тебя замуж идти, когда у тебя сердца нет?!
— Есть у меня сердце! Есть! Спрятано оно в черном яблоке, что на черном дереве. А черное дерево растет на черной горе. Но тот, кто яблоко найдет и дотронется до него, сам окаменеет.Снял Кащей с руки Марьи Моревны — перстень, и снова упала она замертво на ложе.— Только тогда ты проснешься, когда я умру. А я — бессмертный! — Бросил Кащей перстень в водопад и исчез.
А Никита подошел к Марье Моревне и надел ей на руку кольцо, подаренное старичком-боровичком. Проснулась Марья Моревна и увидела Никиту.
— Никитушка! Сокол ты мой ясный!— Марьюшка! Я за тобой пришел, за своим красным солнышком, и за смертью Кащеевой! Идем скорее!
Но не было иного выхода из замка, как только через водопад. А через водопад не перелетишь! Тогда сняла Марья Моревна с пальца кольцо волшебное и бросила в водопад. Вмиг бурный поток остановился, а Марья заснула мертвым сном. Бережно положил ее Никита на ложе и поцеловал.— Спи, родная, скоро мы опять будем вместе.
На широком поле стоит стеной несметная черная рать Кащея. Посмотрел на нее Ннкита-богатырь и бросил через плечо горсть земли родной. Из каждой песчинки появился могучий воин, и встала за Никитой сила народная — великая русская рать.И грянул бой. Смертный бой за родную землю, за свой народ.
Вот уже две головы срубил Никита у Кащея, а тот все не сдается.
А Булат-балагур тем временем разыскал на черной горе черное дерево, сорвал черное яблоко, разломил его пополам. Из яблока выпорхнул черный голубь, а из голубя выползла черная змея. Убил Булат-богатырь змею, а сам тут же окаменел.
И поехали они втроем на родимую сторонку.
(Илл. Клопотовского А.)
Добавлено на полку
Удалено с полки
Волколак (Солдат)
Разумеется, сразу читаем вики: «Волколак (волкодлак) — в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращенный в волка».
Прекрасно же, оборотень! Ура! Да?
Хочу доложить вам, что в русском фольклоре с волколаками все плохо. Точнее, хорошо, но не так, как мы думали. В общем, оборотней, как мы привыкли, насмотревшись всяких фильмов и наигравшись во всякие игры, в русском фольклоре нет. Есть странная помесь собаки и вампира. Да-да, волколаки в фольклоре, во-первых, обычные волки, бегающие в лесу, а во-вторых, намного ближе именно к вампирам-упырям. Собственно, считается, что Пушкин исковеркал как раз слово «волкодлак», превратив его в «вурдалак», чем внес еще большую сумятицу.
И что мы имеем в результате? Имеем мы вот что: «Народная фантазия яркими красками рисует образ волколака: желтоватое, изрытое глубокими морщинами лицо; всклоченные, стоящие дыбом волосы; красные, налитые кровью глаза; покрытые кровью до локтей руки; железные зубы — черные как смоль; голубоватые усы и отвисшая кожа на теле — вот внешний вид волколака».
Подобные описания меня и мой проект совершенно не устраивают. В моей версии должны быть полноценные оборотни, а не странные голубоусые люди, оборачивающиеся обычными волками. Нет, обычные волки не для нас.
Я, конечно, не стал совсем игнорировать найденные описания и повадки, что-то использовал. И для упырей, безусловно, что-то буду использовать. Но о них потом, а сейчас про оборотней.
Во-первых, хорошая тема с колдунами, причем: «На Украине различают волколаков двух родов. Волколаки, превращенные из простых людей, представляются существами не зловредными, а страждущими, несчастными, заслуживающими полного сострадания: они живут в берлогах, рыщут по лесам, воют по-волчьи, но сохраняют человеческий смысл. Волколак же, превращающиеся добровольно, особенно колдуны и ведьмы, не испытывают никаких страданий, используют превращение для своих целей; рыская волками по ночам, к рассвету они снова принимают человеческий образ».
Поэтому я предварительно буду разделять хороших и плохих на созвучные названия: волколаки будут плохими, а волкодлаки — хорошими. Предварительно — потому что названия слишком созвучны, нужно все-таки разделить, возможно, позже найду нормальную замену для хороших оборотней. Хороших я потом нарисую (Вольга Святославич, он же Волх Всеславьевич, кстати, будет именно хорошим оборотнем), а пока поговорим о плохих.
У меня волколаки-колдуны — наемники (волка ведь ноги кормят). Их немного, но они обладают уникальными способностями, а потому весьма ценятся. В отличие от обычных наемников, которым все равно, за кого воевать, лишь бы исправно платили, волколаки — адепты зла. Они служат только злу. И люди обычно их нанять просто не могут, если только не зарекомендовали себя с сугубо отрицательной стороны. В качестве залога колдуны отдают нанимателю нож — тот самый, без которого они не могут обратиться обратно в людей (там целый ритуал).
Впрочем, большинство настолько свыклись с ролью оборотней, что и не вылезают из волчьей шкуры. И, конечно, они не просто волки. Это гигантские и беспощадные машины смерти. Псы войны. Исключительно отрицательные персонажи и, разумеется, людоеды. Волколаки очень любят свою звериную ипостась, поэтому отчасти сочувствуют обычным волкам, но на свой, кровожадный манер — они часто украшают себя трофеями из человеческой кожи и частей тела. Мол, ах, людишки, вы волчьи шкуры носите? Ладно, мы будем ваши шкуры носить. Особенно они свирепы по отношению к охотникам — если встретят в лесу, охотнику конец.
Теперь поговорим о самой картинке. Думаю, вы сами понимаете, насколько сложно нарисовать оборотня, чтобы он был похож на оборотня, и чтобы при этом не копировал на 100% всех оборотней, придуманных до него. Другие концептеры наверняка тоже с таким сталкивались, поскольку постоянно выдумывают какие-то отличительные черты, типа длинных, вытянутых ушей. Или длинных передних лап. Или лишают оборотня шерсти. Я в таких сложных случаях обычно смотрю на реальные описания персонажей в мифологии. Но тут меня ждал облом. Поэтому пришлось обращаться к классике жанра и пытаться выдумать хоть что-то свое, используя обычную логику.
Итак, концептуально, у меня оборотень — это бывший человек, поэтому он однозначно должен носить хотя бы подобие одежды. Они воины, поэтому на них должны быть доспехи. Они должны внушать ужас, поэтому должны быть огромными культуристами в волчьей шкуре.
Очередной грубый набросок отправился в корзину, и я погрузился в уныние, потому что оборотень получался обычным оборотнем. Я уже представлял себе гневных зрителей, которые точат вилы, зажигают факелы и скандируют: «Плагиат! Ваха! ВоВ!»
И тут внезапно вспомнился пассаж в описании волколака про железные зубы. И вот она, фишка.
Намордник. У всех. Причем не просто намордник, а своего рода дополнительные челюсти — экзочелюсть, так сказать, позволяющая и мечи ломать, и кольчугу прокусывать. Я уже говорил, что люблю стимпанк и не могу проходить мимо возможности использовать хоть какой-нибудь стимпанковский элемент в фэнтези. К слову сказать, обоснование для магического стимпанка в проекте у меня уже готово, но пока пусть это будет секретом.
В общем, моя фишка для оборотней — намордники-челюсти у всех, а иногда и другие экзоскелетные приблуды (на последующих картинках продемонстрирую). Видите? Зря я ругался на народную фантазию — как оказалось, она отчасти мне все-таки помогла.
Социальные отношения у наемников, как в стае волков. На вершине иерархической цепочки альфа-самец, затем остальные, опытные колдуны, сплотившиеся в группу, затем пришлые, но опытные колдуны — «одинокие волки», и в конце «щенки» — недавно обращенные и не очень опытные колдуны. У каждого есть класс (точнее, я называю это классами, может быть, в геймерской среде это как-то по-другому называется). Кто-то — Солдат, кто-то — Шаман, кто-то — Лучник, кто-то — Дамагер и т.п. (для артбука потом составлю подробную классификацию).
Солдаты (а на картинке изображен именно Солдат) — скажем так, воины средней силы. Пушечное мясо. Свирепое и агрессивное пушечное мясо. С намордниками волколаки сами по себе лютые воины, но они еще и оружие используют. Могут пользоваться и магическим оружием, но обычно все зависит от класса. Солдат может использовать зачарованное оружие, но сам в магии слаб. Обычная пехота, стальной кулак и основа боевых порядков волколаков. О его размерах можете судить по черепу взрослого мужчины на шесте. Человеческая кожа, обернутая вокруг пояса на манер кушака, тоже дает представление о размерах. Волколаки часто выбривают отметки зла — у этого он прямо «на лбу написан».
Вот, в общем-то, и все, что я хотел вам рассказать про волколаков.
Ряба и Мышь
Курочка Ряба в игровом фэнтези-сеттинге? Ха-ха-ха, смешно! Не получится.
Получится. Все же знают сказку, правда? А вот вряд ли. Все знают последовательность событий, но большинство знакомо с этой сказкой в ее ультра-детской вариации, в конце которой курочка обещает снести новое яйцо «не золотое — простое!» Happy end, да? А теперь ознакомьтесь, пожалуйста, со сказкой в версии Афанасьева — это более ранний, неадаптированный для детишек вариант (и, кстати, курочка там не Ряба, а курочка-татарушка, но это не очень существенная деталь).
Есть еще украинский вариант сказки, но он вообще не про то, так что его не разрабатывали. Итак.
Итак, позвольте представить вам юнит «Ряба и Мышь».
Да, они действуют в паре. Обе — зооморфные демоны-диверсанты, агенты хаоса. Они посланы на землю, чтобы сеять этот самый хаос — с помощью волшебных яиц демона Рябы, самой коварной из пары.
У каждого своя роль. Ряба — внедряющийся агент, прикидывается добренькой, чтобы втереться в доверие семьям безграмотных простолюдинов. Ей легко это удается, поскольку, во-первых, она умеет разговаривать, а во-вторых, она неплохая актриса и патологическая лгунья.
Для того чтобы снести Яйцо Хаоса, ей нужен корм, причем много. Именно поэтому каждая акция проходит по отработанной схеме: Мышь с Рябой приходят в деревню. Мышь скрывается неподалеку от деревни, ведет наблюдение и ждет. Ряба выбирает двор, знакомится с семьей и начинает откармливаться. Наивные людишки, конечно, рады — еще бы, волшебная говорящая курица, сейчас как снесет особо ценное яйцо, как заживем!
В итоге Ряба сносит Яйцо Хаоса, «пестро, востро, костяно, мудрено» — заколдованный контейнер вредоносной силы. Силы как энергетической, так и психотропной. Такой Ящик Пандоры, если хотите. Разумеется, смертные это Яйцо разбить не могут.
И тут на сцену выходит агент Мышь.
Мышь — агент-разрушитель, саботажница. И только она может разбить Яйцо — с помощью своего хвоста, на конце которого магический знак Хаоса. Знак — часть хвоста, мутация, знак агента-разрушителя.
Разбив Яйцо, Мышь высвобождает вредоносную энергию, которая волной прокатывается по всему поселению, заражая сначала двор, на котором прижилась Ряба, а затем распространяясь и на другие дворы.
То, что энергия является вредоносной и совсем не безобидной, указывается во всех источниках без исключения. Судите сами: вот перечень, в скобках цитаты из всех вариантов сказки:
- фактически жесточайший полтергейст (в печи пылает, верх на избе шатается, ворота скрипят, со двора щепки летят, «вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть; Сор под порогом закурился, Двери побутусились, тын рассыпался»);
- психотропное воздействие («девочка-внучка с горя удавилась»);
- энергия явно нечистого происхождения, поскольку очень сильно влияет на людей, которые так или иначе относятся к церкви («Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала», «поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками», «дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола», «поп побежал, все книги изорвал» (какие книги изорвал поп, думаю, объяснять не надо?), ну и т.п.).
Налицо враждебная интервенция потусторонних сил.
Что-то как-то уже не так смешно, да, уважаемый г-н Пропп, сторонник комической теории? Вопрос риторический и со всем уважением.
В общем, Ряба, будучи коварной лгуньей, увещевает стариков, мол, все нормально, снесу вам еще яйцо. На самом деле она нагло лжет и тянет время, чтобы вредоносная энергия распространилась как можно дальше и повлияла на всех жителей. История в сказках обычно обрывается на попе, но, думается мне, финал для поселения крайне печальный. Скорее всего, все заканчивается массовым психозом, истерией и волной убийств-самоубийств.
Для чего же Мышь выпускает эту энергию, помимо основной? Сеять зло? Дело в том, что у Мыши уникальная анатомия. Она питается негативной энергией, и после успешного выполнения миссии получает заряд силы, у нее открывается третий глаз, она увеличивается в размерах. Все это для того, чтобы забрать Рябу, и снова двинуться в путь.
Полученного заряда Мыши обычно хватает очень надолго. И чем больше душ сгубило Яйцо Хаоса, тем сильнее становится Мышь. Поэтому агенты отправляются в путь в поисках новой цели. Третий глаз Мыши позволяет ей выбирать те поселения, где нет сильной магической защиты, поэтому обычно они стороной обходят большие города, предпочитая глухие села и деревни.
Мрачняк и жесть, я знаю. Я лично на эту сказку уже не смогу смотреть, как прежде.
Но представьте, какой клевый юнит получился бы в игре. Выходят такие Мышь и Ряба. Ряба начинает сносить Яйца Хаоса, Мышь бегает вокруг, их подхватывает, бьет по ним хвостом и швыряет в героев, нанося дамаг.
Ну и теперь коротко про образы. На картинке изображен исход диверсантов из погубленного села.
Знак хаоса в его руническом виде изображен на стальном штандарте, прикрепленном к рюкзаку-куте. Заклепки-шипы специально набросаны хаотично. В сумке, притороченной к куте, — зерно, в бутыли — молоко, на крюках — свежепойманные червяки и шмат сала. Все это Рябе в дорогу. Прежде чем возмущаться, посмотрите, чем питаются курицы и что делают для их откорма.
В самой куте — сено и ветошь для мягкости, потому что Ряба — дива, ей нужен комфорт.
Само Яйцо Хаоса в ч/б нереально показать, поскольку оно радужно переливается и визуально немного похоже на энергетические снаряды, прости Господи, гунганов в Призрачной Угрозе. Но я постарался показать хотя бы его магические свойства.
Мышь у меня, конечно, не совсем мышь, а создание хаоса — такая полу-мышь, полу-крыса, да еще и прямоходящая. Она вся в пирсинге и шраминге, потому что агент-разрушитель, и это, как и хвост, тоже примета адепта хаоса.
Ну что, как считаете, получилась курочка Ряба в игровом фэнтези-сеттинге? Вопрос риторический и со всем уважением.