Крест от бога

И святые отцы, и вслед за ними почти все священнослужители на проповедях говорят, что нужно взять свой крест и последовать за Христом.

Но что конкретно это обозначает и как конкретно это сделать?

Есть такое песнопение в чинопоследовании Таинства Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Оно переводится с церковнославянского языка как «Сколько вас во Христа ни крестилось, во Христа вы все облеклись. Аллилуиа».

Т. е. все православные христиане во время крещения облекаются во Христа. Они соединяются с Господом нашим Иисусом Христом. И становятся членами Церкви, Которая есть частью Тела Христова. Соответственно, они становятся частью Тела Христова. Соответственно, частью Христа.

Вспомним Павлово: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27).

И также его: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6: 4, 5).

Здесь снова мы видим непосредственную нашу связь с Искупительным Подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Он соизволил соединиться с нами, и мы соединяемся неким таинственным Божественным произволением и своей доброй волей с Ним.

Святые отцы говорят, что жизнь православного христианина – это подвиг бескровного мученичества.

Так у нас всё устроено в жизни. Для чего? Очень тонко об этом сказал епископ Вениамин (Милов): «Страдание своей глубиной измеряет глубину подрыва в каждой христианской душе и теле корней самолюбия». Т. е. уже личностно в каждом из нас происходит уничтожение греха гордыни, если мы обратили свою жизнь в крест и следуем за Христом. И здесь – начало нашего спасения. Также вышеупомянутый владыка интересно говорил о том, что перед истинным смирением сначала должно быть насильственное смирение. Это когда человек заставляет свою грешную человеческую природу (а она зачастую не хочет этого и сопротивляется!) подчиняться заповедям Божиим волевым актом. В данном случае мы видим, что внутри человека происходит необходимая борьба, которая и есть тем самым бескровным мученичеством.

И поэтому жизнь христианина должна являться сораспятием и совоскресением Господу нашему Иисусу Христу. Пойми это – и будешь счастлив.

Это видно в том числе и из богослужений церковного года: Великий пост, Страстная седмица, Пасха.

Но и в твоей личной жизни – жизни каждодневной должно быть то же самое. Введи свою жизнь в жизнь Христа. Прислушивайся к Его заповедям. Как бы поступил Господь в этой ситуации? Хочется отомстить обидчику и ненавидеть? Вспомни, что Спаситель делал, когда римские воины прибивали Его Пречистые руки и ноги ко Кресту? Он сказал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Христос любил и молился о Своих обидчиках. Его пришли арестовывать в Гефсиманском саду, а Он исцелил ухо Своему тюремщику Малху.

И чем увенчалась жизнь Спасителя? Крестной смертью. Так и тебя ждет своя «голгофа». Потому что каждый из нас умрет. Смерть – это крест для каждого из нас. Но и каждый из нас воскреснет в вечную жизнь. Только будет ли это воскресение блаженного рая или воскресение осуждения на муку вечную? Вот в чем вопрос, перефразируем мы Шекспира.

И когда эта гордыня побеждена орудием креста – этим величайшим орудием смирения, тогда душа человека и плоть его умягчаются, изменяются и благодатью Святого Духа становятся сродными раю, становятся словно бы единой материей с ним, единой природой с ним. И тогда начинается уже личное воскресение человека. Ему открывается Царствие Небесное. И он Божьим Промыслом входит в него.

Но для этого нужно разделить с Господом Его крест. Для этого нужно взять свой крест, взойти на него и соединить его таким образом с Искупительным Подвигом Господа нашего Иисуса Христа, соединить его с Крестом Божиим. Без этого никак.

Страдания – это не только боль, но и радость очищения. И моя чернота, моя личная грязь уничтожается, раздирается на кресте, будто извивающийся змий. Она исцеляется в Самом Богочеловеке.

И поэтому страдание, страдание духовное, страдание Христа ради – это еще и сладостная мука рождения нового небесного человека в нас самих. Возлюбим же его. Крест – это путь Христа и путь каждого христианина.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Протоиерей Андрей Чиженко

Так вот, это я говорю тебе и всем: никогда не стремитесь исправлять друг друга гневом, ибо искушение искушения не устраняет, но смирением и искренней любовью. Если видишь, что впереди идет гнев, отложи на время исправление. И когда увидишь, что гнев прошел, и пришел мир, и бесстрастно работает рассуждение, тогда говори полезное.

Сестра моя возлюбленная, радуйся в Господе. Сегодня я получил полное любви и благоговения твое письмо. И, воздев руки, с теплой душой и горячей любовью тайными гласами смиренного моего сердца молился Господу: “Услыши, – говорю, – сладкая Любовь, Иисус мой Спаситель, Свет выше всякого света, от безначального Отца Родителя, Ведение и Истина, моя Надежда и Утешение, моя Крепость и Сила, моя Любовь и Просвещение, услыши и пошли моей сестре свет Божественного Твоего утешения, и разбей засовы и запоры темной и изболевшейся ее души, и озарением Твоего сияния утешь ее сердце, чтобы уменьшились ее скорби и постоянные волны искушений. Ей, сладкий мой Христос, Свет, просвещающий утробу и сердце, душу и тело, нервы и кости, ум и разум, и всякий состав нашего селения, услыши меня, молящегося о моей сестре, скорбящей и обессиленной”.

Это и многое другое, моей любви к тебе верные знаки, моему Владыке возглашаю. Поскольку не забываю, поминая тебя, о твоих многих и бесчисленных с детства муках. И из-за них я еще более люблю тебя. И из всех мною любимых, тебе отдаю больше всего любви, ибо мои первенцы любви твоей суть.

Одно я прошу тебя сделать для меня, в воздаяние такой моей любви к тебе, – немного прибавить терпения. И верю возлюбившему нас Иисусу, что все твои просьбы Он исполнит с прибавкою. И мир душевный обретешь, и покой, и все, что на пользу бедной нашей душе, тебе Господь подарит. Ты только проси со слезами, чтобы совершилась, как знает Господь, Его святая воля, а не твоя.

Один раз познала, что согрешила Господу? Не прибавляй более язв к ране. А если как человек снова упадешь, не унывай, не отчаивайся в себе. Ибо как не простит нас человеколюбивый Господь, сказавший Петру прощать виновного семьдесят раз по семь в день?

Позволь своему мужу делать так, как он хочет. Скажи, что ты это дала на милостыню, и то, что должна была дать другому, не давай туда. Не делай нового благодеяния другому, этого достаточно. Оставь собственную волю, чтобы найти мир душевный. Ибо воля человека стала медной стеной, которая препятствует его

просвещению от Бога и миру.

Смотри на пример сладкого Иисуса, Который стал послушливым Безначальному Своему Отцу до смерти крестной. Предал тело бичеванию, щеки – заушениям и лицо Свое не отвратил от оплеваний. Видишь, сестра моя, какую любовь показал нам благоутробный Господь! Итак, да оставим и мы собственную нашу волю, да оставим и провинившимся перед нами. И тогда с дерзновением мы скажем: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”.

Ибо все мы – люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого.

Так вот, все это поглотило забвение и неведение и возник хаос бесчувствия, поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату.

Ах, дитя мое! Человек никогда не бывает совершенно плохим. У него есть и хорошее, и плохое. Так что, вспоминая его хорошее, желаешь ему добра, сопереживаешь, болит твоя душа и просишь о нем Бога. А в плохом виноват не он, а враг наш диавол.

– Можно ли понимать “полную свободу” в браке как возможность супругам иметь отдельные друг от друга внесемейные интересы, свои компании? Как вообще относиться к друзьям мужа или жены, которые сохранились со времен холостяцкой жизни и не стали друзьями семьи?

– В семейной жизни не значит, что супруги друг на друга должны смотреть, они должны смотреть вместе в одном направлении. Суть-то семейной жизни в этом. Общие интересы, общая благодать – вот, что объединяет. Поэтому надо научиться ради любви, ради семьи чем-то жертвовать. Если ты от малого не можешь отказаться ради супруга, ради детей, то это очень тревожно. Когда человек ничего не хочет менять в своей жизни и свободу полную дает себе и другим – это не путь укрепления семьи. Это игры в нее.

Жертвенность не означает, что человек не имеет свободы в семье. Послушание как раз и обеспечивает сохранение свободы.

– Когда жене кажется, что муж ее не любит, что он не внимателен к ней, как сделать, чтобы супруг был более внимательным?

– Любовь – это жертвенность по отношению к семье. Можно и слов-то о любви не произносить, но жить так, что всем очевидно, как супруги любят, заботятся друг о друге. А когда требуют словесных подтверждений – это уже игра начинается, элемент зависти, что у нас не как у людей. Но у нас на самом деле все по-другому.

Домашняя война бывает за грехи.

Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Давид ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война. Против Давида восстал сын его за умерщвление Урии и принятие жены его.

И ныне многие ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги – и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, – если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет достовернее. С тобою ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, что помощница сделалась противницею; но исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною, и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя действующая не знает этого, но знает врач – Бог. А что злая жена есть бич за грех, об этом свидетельствует Божественное Писание; оно говорит, что злая жена дается грешному мужу (Сир. 26, 3, 9). И что нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь. И что братья враждуют против братьев также за грехи, о том свидетельствует Книга Судей. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно Исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами.

Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, иногда враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, – если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему. Об этом свидетельствует Христос, Который сказал исцеленному расслабленному: “Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет” (Ин. 5, 14). Итак узнав, братия, что войны от домашних, родных и рабов, и болезни телесные большею частью бывают за грехи, будем истреблять источник зол – грех.

– Что делать, если муж жестокий?

Это, конечно, очень высокий подвиг.

Надо понимать, что все же пожар следует тушить не бензином и не керосином. Нельзя раздражать. А то получается, что муж вспылит, а жена еще больше масла в огонь подливает. Нужно себя заставить потерпеть, смириться, потому что у зла есть одна особенность: оно требует подпитки. Человек, когда раздражается, желает и других вывести из себя, заразить своей злобой. Если хулиган ударит человека, он ждет, когда ему сдачи дадут. И уж начинает драться с полным основанием. Если сказал бранное слово – ждет того же в ответ. А если не получает, он дальше не знает, что делать. Нужно научиться этот пожар гасить. А гасит смирение, терпение. Потом, когда все успокоится, можно сказать, но только не в раздражении. И молиться об умягчении злых сердец пред “Семистрельной” иконой Божией Матери, святым, которые являются покровителями семейной жизни; если муж страдает пороком пьянства – мученику Вонифатию, Божией Матери пред Ее иконой “Неупиваемая Чаша”.

И, конечно, нужно быть разумным, когда вступаешь в брак. Человек ни с того ни с сего не становится алкоголиком, не становится жестоким. Если ты видишь такие проявления и все же идешь под венец, должна понимать, какой крест на себя берешь. А если уж берешь, то терпи, неси, смиряйся. Ты свой выбор сделала.

– Как привести неверующего супруга в Церковь, как заронить семена веры в его сердце? И что делать, если он против того, чтобы жена молилась, ходила в храм, соблюдала пост?

– Что делать, если один из супругов не прав и не намерен признать этого, а настаивает, чтобы было так, как он хочет?

– Мудрый уступает. Можно уступить на время, чтобы погасить конфликт. Как говорится, утро вечера мудренее. Зло рассыпается от времени, а добро терпит, потому что оно на вечности основано.

– Часто боятся, что другой уступчивость примет за слабость.

– Уступать надо благородно. Когда взрослый уступает ребенку – это ведь не воспринимается как слабость. Надо понимать что можно уступить не по слабости, а по мудрости.

– Как ужиться с раздражающими недостатками супруга?

– Нужно с собой ужиться, со своими недостатками бороться. Раз чьи-то недостатки меня раздражают, значит меня надо лечить. Раздражительность, невыдержанность – это мой грех. Я должен в этом каяться, церковные таинства на помощь призывать. Если внимательно последить за своим внутренним состоянием, то эти же недостатки, которые так раздражают в других, обнаружишь и в себе.

– Можно обобщенно сказать, от чего все проблемы в семье?

– Из-за отсутствия смирения, все проблемы. Мы все не хотим смиряться: мужья – перед Богом, жены – перед мужьями, дети -перед родителями. Как только каждый встанет на свое место, все проблемы в семье начнут исчезать.

Сказывается еще и стремление сравнить свою семейную жизнь с жизнью других семей, когда возникает зависть. С одной стороны, мы понимаем, что Бог дал нам индивидуальность, неповторимость, что мы друг на друга не похожи и семьи наши не похожи, но почему-то мы хотим жить, как все. А жить, как все, невозможно, потому что мы все разные. Бог кому-то дал больше благополучия, кому-то меньше, и нужно смиряться с этими обстоятельствами, учиться радоваться тому, что есть. Если человек благодарит и радуется тому, что у него есть, он всегда богат. Я видел людей, у которых огромный материальный достаток, с психологией нищих. Они все время плачут, им все время не хватает. А есть такие, что могут отдать последнее, как евангельская вдова, положившая две лепты, и при этом достойно живут. За все благодарить – это путь к богатству, потому что богатство – это умение соглашаться с обстоятельствами своей жизни и умение жить по средствам. Мы иногда завидуем и даже не подозреваем, что как только семья становится благополучной, она чаще всего распадается. Жили в бедности – в мире, в любви, вдруг все изменилось, муж уже стесняется жену, меняет ее, меняет семью. Мало людей, которые могут достойно пройти испытание властью, деньгами.

Поэтому Господь тому, кто может, – дает. А когда люди сами стараются взять желаемое, это часто оборачивается им во вред.

Проповедь ректора Киевской духовной академии и семинарии епископа Белогородского Сильвестра в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Итак, «признак естества Божия есть человеколюбие». Бог не выбирает способ, который бы явил Его всемогущество и силу, но спасает нас способом, в котором максимально показана Его любовь к человеку. Сила любви в жертвенности, а не в могуществе. Творец не только создал нас, не только заботится о нас, Он становится человеком, чтобы умереть за нас. Христос приносит в Жертву Самого Себя — Он и Первосвященник, и Жертва «Приносящий и приносимый», — как произносит священник на Литургии святителя Василия Великого. Все это ради спасения от грехов. В Писании неоднократно сказано об этом: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2); «и вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1 Ин. 3:5); «Христос умер за грехи наши» (1Кор.15:3); «Который отдал Себя Самого за грехи наши» (Гал. 1:4), «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (Евр. 9:28). Христос освобождает род человеческий от двух врагов: диавола и смерти. Ветхий Адам (и его потомки) попал под власть диавола и смерти. Священномученик Ириней Лионский пишет, что Воплощение и Страдание Христа для того «чтобы «убить грех, упразднить смерть, и оживить человека».

Братья и сестры! Крест был задуман как позор и смерть Иисуса Христа, но стал Его орудием в деле победы над дивалом, грехом и смертью. Потому мы почитаем крест не как орудие смерти, но как орудие победы. Отныне, верующие во Христа принимают крест как свой знак, как символ принадлежности к ученикам Иисусовым. «Крест дан нам в знамение. Ибо чрез него мы верующие различаемся и распознаемся от неверующих. Он — щит и оружие, и трофей против диавола», — утверждает прп. Иоанн Дамаскин. Для одни крест — символ победы, радости и принадлежности к Церкви, для других — соблазн (ср. 1Кор. 1:23). Именно потому, свт. Герман Цареградский говорит: «Крест и мертвит, и живит».

Крест — лестница на небеса: «Древо бо сие вводит паки в рай» (икос канона на Крестопоклонной неделе). Через искупительные страдания Христа, Крест становится для нас восхождением на небо, в рай, в то Место, которое было затворено для всех потомков Адама и Евы до того, пока Богочеловек Иисус Христос не совершил наше спасение. Крест — ключи от рая: «Отверзи врата небесная, Кресте, любящим тя», — воспевает Церковь. Мы, говорит апостол Павел, проповедуем «Христа распятого» (1 Кор.1:23). Распятого! Умершего на кресте! И вновь Апостол пишет, что не хочет знать ничего «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Вспомним, как апостол Петр исповедует Иисуса Сыном Божиим, но не хочет принять мысль о Его страдании. И когда Христос открывает своим ученикам, что Ему надлежит быть убитым, Петр, который исповедовал веру во Христа как Сына Божьего, не понимает и не принимает этих слов своего Учителя. И даже пытается перечить Ему. А Господь отвечает Петру: «отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16:23)!

И если кто-то не верует во Христа как совершившего спасение на Кресте, тот не верует в Него вообще. Вера во Христа без принятия Креста — вера бесовская. Сатана ненавидит Крест, боится креста, ибо им, Крестом, он же и посрамлен! И он всегда будет стремится к тому, чтобы всячески изничтожить это знамя Христово, упразднить его, внушить что Крест не нужен и его надо забыть.

В православных богослужебных текстах по отношению ко Кресту нередко употребляются выражения как к одушевленному предмету. Например, «Радуйся, честный Кресте». Иногда подобные эпитеты в приложении ко Кресту могут вызвать определенные недоумения. Однако, такое обращение ко Кресту зафиксировано не только в литургической практике, но и у святых отцов. Так, прп. Феодор Студит восклицает: «О, Крест Христов! Я обращаюсь к тебе, как бы к существу живому». В этом православная литургическая традиция следует языку Священного Писания. Для Писания вообще характерно употребление метафор и персонификаций: «и устыдится солнце» (Ис. 24: 23), например. Понятно, что солнце не стыдится. Все это примеры употребления метафорического языка. Включая в свое богослужение язык метафор, Церковь в этом полностью следует библейской традиции. И каждый, кто хочет обвинить Церковь в каком‑то одушевлении неживых предметов, должен понимать, что эта же проблема станет перед и при истолковании библейских метафор. А утверждать, что в Библии употребление метафор и персонификаций допустимо, а в православных богослужебных текстах это уже признак язычества, — явно непоследовательно. Впрочем, еретики и хулители Церкви всегда цитировали Писание избирательно и не сильно напрягали себя переживаниями на этот счет.

В текстах богослужения на Крестопоклонную неделю одушевляется не только Крест, что лишний раз доказывает — персонифицированные выражения характерны для богослужебных текстов. Например, предмет, абсолютно противоположный Кресту, тоже характеризуется как живой: «Егоже виде ад, и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой».

Говоря о деле нашего спасения, мы вряд ли можем избежать языка метафор и персонификаций, так как без них наш язык приобретает сухость и абстрактность. Когда же необходимо сказать о чем-то, что имеет не просто информативный характер, но относится к нашей жизни, волнует нас, имеет бытийное измерение, то тут нужен выразительный, поэтический язык. Как можно было бы, например, используя только прозаичный язык, передать пасхальную радость? И когда Церковь воспевает величайшее дело Божие, то и все охватывается этой всеобъемлющей радостью, все «оживает»: тогда и гроб Христов живоносец, и Крест животворит, и ад стенает, и горы скачут, и земля трепещет.

Поэтому мы, православные христиане, бережно оберегая великую литургическую традицию нашей Церкви, отдавая уважение прекрасному поэтическому языку нашего богослужения, отринем надуманные обвинения в адрес почитания нами Креста! Почитая Крест — мы поклоняемся Христу. Говоря Крест — мы имеем ввиду Христа Спасителя и Его смерть, и Воскресение «нас ради человек и нашего ради спасения». Прп. Иоанн Дамаскин поучает: «всему, что посвящено Богу, покланяемся так, что почтение относим к самому Богу». Воздвигая крест, прославляя Крест, величая Крест, мы христиане всему миру свидетельствуем — Иисус Христос победил! И знамение его победы — есть Его Животворящий Крест!

Господь и Спаситель наш Иисус Христос, дай же и нам через Твой Крест стать и участниками Твоего славного Воскресения: ибо если мы соединены с Тобой подобием Смерти Твоей, то будем соединены и подобием Славного Воскресения Твоего (Рим. 6:5). Дай нам, почитающим честное знамя твоей Победы, стать и участниками Твоего Воскресения! Аминь

Чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство, уверен иерей Андрей Чиженко.

Жизнь все бежит,

Жизнь все течет,

И жизнь несется

То есть в данном контексте слово «крест» и слово «жизнь» – синонимы. Потому выражение «нести свой крест» можно заменить фразой «нести свою жизнь». Отсюда выплывает вполне логичный вопрос: «Куда ее нести?» и вполне логичный ответ: «К Богу». Почему Господь определил жизнь нашу человеческую как крест?

Ведь мир и тысячи лет назад, и сейчас воспринимает ее совсем по-другому: как карнавал, фейерверк, море удовольствия и «вечный» праздник. Но православие говорит нам о том, что зачастую это пир во время чумы. И чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство: крест – одновременно как орудие казни греха и страстей и как орудие воскресения, спасения рода человеческого.

«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями», – точно сказал святой первоверховный апостол Павел (Гал. 5:24). Выразительна символика крестоношения в Таинстве Крещения. Почему в нем используется вода? Она – символ земли, а земля – символ смерти и погребения. Троекратное погружение в воду при Крещении – образ смерти ветхого человека, а также первородного и всякого другого греха. Троекратное восстание во имя Отца и Сына и Святаго Духа – символ воскресения нового обновленного духовного человека – новой твари. Но для того чтобы стать таким, нужно последовать за Христом, подняв на плечи свой крест – на личную СВОЮ Голгофу, без которой не бывает и воскресения.

Под крестом (крестоношением) каждого человека подразумевается все в его жизни – таланты, способности, обстоятельства и события, с ним случающиеся, люди, которые его окружают, и вообще все то, что формирует душу человека.

Как писал преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было». Все, что ни случается с человеком в жизни, – от Господа. Это можно сравнить с тем, что Бог – наш Учитель, мы на земле – ученики. Все, что происходит с нами в жизни – от Бога, и люди, которых мы встречаем во время своего земного пути, тоже посланы Им. Даже враги. В великой книге православной аскезы «Добротолюбии» сказано, что нужно любить своих врагов. Для падшего, запутавшегося в грехах человеческого сознания это почти не возможно. Но святые отцы поясняют, вернее, указывают тот путь, с которого нужно начать дело любви к врагам. Они пишут о том, что мы должны воспринимать наших врагов как орудие в руках Господа, служащее для нашего исправления. Образно выражаясь, враги (и вообще все люди) – хирургический скальпель в ладони Всевышнего, которым он вскрывает глубоко закоренелую рану нашей гордыни, чистит гной грехов да страстей.

Вспомним великолепную меткую фразу героя сельского православного батюшки (его роль играет Сергей Маковецкий) в фильме «Преображение», которую он сказал о своей матушке: «Она – мой точильный камень». Развивая эту мысль, можно сказать, что мы все друг для друга точильный камень.

Господь, как ЛУЧШИЙ Врач, моделирует для каждого из нас именно те жизненные обстоятельства и посылает именно тех людей, которыми в целокупности нас исправляет и направляет на верный путь.

Мне очень нравится выражение «Земная жизнь – училище для души». Точно сказано!

Мы ученики на земле. Наш жизненный крест, кажущийся порой очень тяжелым, нужен для того, чтобы распять наши страсти, пронзить гвоздями событий наши пороки и похоти, вознести руками встречающихся нам по жизни людей, нашу душу от земли с тем, чтобы умер ветхий наш плотский человек и воскрес-восстал новый – духовный гражданин Царства Небесного.

Это необходимо. И крест – основа нашего спасения.

Именно потому грех самоубийства – тягчайший. Ведь человек добровольно лишает себя креста. Он внутренне будто говорит Богу:

– Мне то, что Ты даешь, не нужно. Не хочу этого знать. Ну и что, что спасительно?! Я не желаю. Если Ты не даешь мне того, чего я хочу, хотя и знаю, что для меня это губительно, то я не приму и того, что Ты мне даешь.

В этом грех сатанинской гордыни.

Потому, дорогие братья и сестры, накануне Крестопоклонной недели хочется сказать о том, что нужно смиренно и терпеливо нести свой крест. Умер близкий родственник – Божья воля. Попал в больницу – Божья воля, посмотри, проанализируй, следствием какого греха явилась болезнь. Может, Господь тебя останавливает в земном суетном беге, чтобы ты поднял голову ввысь: помолился, попостился, пособоровался, поисповедовался, причастился. Родился ребенок – Божья воля. Приняли на работу – радуйся! На то Божья воля! Уволили с работы. Ничего, радуйся! На то тоже Божья воля. А Он то, как любящий Отец, тебя не оставит.

Просто прими своей крест. Прими Божью волю – и ты увидишь, как Он все устроит. Одна игуменья говорила о том, что просит у Бога только двух вещей: полностью предаться Его воли и покаяния. А еще она говорила, что не нужно искать земной справедливости. Ее нет. А небесная справедливость на земле пригвождена ко кресту. И это космический вселенский закон. Ведь недаром Крест называют Честным и Животворящим. В нем – источник жизни для человеков. Важно это понять. И когда это осознаешь, получишь радость Богообщения, которую никто и никогда у тебя не отнимет. И крест откроет тебе новую прекрасную жизнь.

Пот­реб­но се­бя и ближ­не­го все­воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми под­дер­жи­вать и ус­по­ка­и­вать, а глав­ный из всех спо­соб: сми­рен­ное об­ра­ще­ние ко Гос­по­ду и воз­ло­же­ние сво­ей и ближ­не­го не­мо­щи на Его все­силь­ную по­мощь и спа­се­ние. Что не­воз­мож­но ис­пра­вить нам, то, без сом­не­ния, воз­мож­но Бо­гу, Ко­то­рым жи­вем и дви­жем­ся.

Как же мож­но сме­ять­ся над ду­хов­ным ли­цом? Ну что ж, что пло­хо слу­жит? Все-та­ки на нем бла­го­дать. Он но­сит сан. Нель­зя, нель­зя сме­ять­ся!

Ду­ша-то боль­ше те­ла: те­ло по­бо­лит, да и тем кон­чит­ся, а ду­шев­ная-то бо­лезнь прос­ти­ра­ет­ся в веч­ность; из­ба­ви нас, Гос­по­ди, от сей бо­лез­ни и да­руй ис­це­ле­ние.

Каждому человеку от Бога дан свой крест

сли заглянешь в свое сердце, то увидишь настоящий толкучий рынок: сколько перебывает в нем различных помыслов, и наиболее пустых. Посему гораздо полезнее зреть нам свои согрешения, а не других. Между тем, посудите Вы сами, можно ли без труда и многих огорчений взойти в Царство Небесное? И если все святые несли свои кресты, да и Сам Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны взирая на них распинать плоть свою со страстьми и похотьми; а иначе, лежачи и покоясь, по всему как бы не свалиться в преисподнюю.

Что делать, возлюбленный брате мой, если и праведные претерпевали в жизни сей многия скорби, а мы с Вами люди не безгрешные, и кольми паче должны терпеть всякия неприятности; и терпеть не с огорчением, как делают малодушные, но с радостию; как и св. ап. Иаков, брат Божий, советует, говоря: «Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна; ведяще, яко искушение соделывает терпение, терпение же человека делает совершенным!» (Иак. 1. 2). Ибо не столько мы можем приобрести себе пользы от молитвы своей, или от спокойной жизни, сколько от различных потрясений душевных и телесных! И так как сказано, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие, то Господь Бог, глубиною мудрости Своея, человеколюбно и посылает на нас различныя огорчения, чтоб чрез оныя нас спасти.

После сего скажу Вам и о себе, что я в жизни своей не много видел неприятностей от людей, не потому чтоб я был исправен, а по милости Божией ко мне; но вместо того я почти всю жизнь свою провел в различных болезнях телесных, ибо каких болезней я не перенес, как и теперь тяжко страдаю я от болезни в ногах 22 года, и никакия средства не облегчают мне боли, и все это должен терпеть я до смерти, ибо тако угодно Богу. Посему всякому человеку от Бога дан свой крест, которой и должен он несть; но мой крест, как болезнь тела, легче Вашего, ибо Вы страдаете душевно.

Из писем прп. Антония Оптинского

Обсудить на форуме

Еще про Тора:  Значение амулета солнечный крест

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *