Кто она на самом деле?

Посмотрим на Бабок Ежек со всего мира

Кто она на самом деле?

Баба Яга — это персонаж не только русских сказок. На самом деле эта старушка существует во всем мире: и в славянских странах, и в Азии, и в европейских государствах. Разница только в имени и иногда в характере. Так кто же она такая: добрая волшебница или страшная колдунья?

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной – маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.

Кто она на самом деле?

Николай Рерих„Изба смерти“ (1905)

Да и сама Баба-Яга – лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом (“нос в потолок врос”) – настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

По другой версии, прототип Бабы-Яги – ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово “Яга” от древнерусского слово “язя” (“яза”), означающего “немощь”, “болезнь” и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд “перепекания”, или “припекания”, младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в “пеленку” из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с “плюса” (лечение ребенка) на “минус” (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу – наследницу народных целительниц – христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово “Яга” от “ягать”- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также “ягать” означало “кричать” в смысле “браниться”, “ругаться”. Выводят Ягу и из слова “ягая”, имеющего два значения: “злая” и “больная”. Кстати, в некоторых славянских языках “ягая” означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать – великую могущественную богиню, праматерь всего живого (“Баба” – это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом – церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) “пожирания” юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их – совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Кто она на самом деле?

Кто она на самом деле?

Большая подборка стихов для дошколят и школьников про Бабу-Ягу — любимую героиню русских сказок. Пригодится для чтения и развлечения, сценок и сценариев с участием сказочных и фольклорных персонажей.

Кто она на самом деле?

Баба-Яга взяла выходной

Баба-Яга взяла выходной.
Быть надоело ей злюкой.
Хочется ей поиграть с ребятней
В парке в машинки и куклы.
Хочется ваты сладкой поесть,
На каруселях кататься.
Скушать пломбира порций так шесть,
В комнате смеха смеяться.
Пусть поскучает избушка пока,
Бабушка в парке гуляет.
Стала добрее Баба-Яга,
Больше детей не пугает.

Баба-Яга целый месяц в постели.
Хвори, недуги её одолели.
— Ах, я бедняжка! – вздыхает Яга, —
Ноет моя костяная нога,
Пальцы не гнутся, стреляет спина.
Нужен мне врач, я слаба и больна!
Видит она на пороге Грача:
— Где здесь больная? Впустите врача.
Вот Вам микстура, чтоб хворь победить.
Выпьете, станете снова ходить.
Баба-Яга улыбнулась врачу:
— Чем же, любезный, тебе отплачу?
Есть у меня сто мышиных хвостов,
Есть сто сушёных змеиных голов,
Сто лягушачьих завяленных лапок,
Сто шелковистых ондатровых шапок,
Сто самых гладких оленьих копыт,
Сто подорожников с дальней тропы,
Сто самых острых ежиных колючек,
Сто самых липких мушиных липучек,
Сто серых перьев сороки-вороны,
Сто лоскутков лошадиной попоны.
Ты выбирай, что по вкусу, дружище.
Вместе – получится целая тыща.
Грач почесал на затылке пером:
— Думаю, бабушка, сто комаров
Тех, что расселись рядком на стене,
Ваше леченье оплатят вполне.

В лесу, проблем не зная

Все всегда меня ругают,
И некстати вспоминают!
Ну, взгляните на меня!
Белоснежке я – родня!
Красной Шапочке – подружка!
Хоть мала моя избушка.
У меня всегда в гостях
Гномы, Котик в сапогах,
Золушка, и Буратино,
Мальчик-С-Пальчик, и Мальвина,
Рыбка по ручью, бывает,
Золотая проплывает!
Я же прелесть, господа!
Просто прелесть, правда, да?

Есть в лесу одна избушка.
Нет в ней окон и дверей.
Там живёт одна старушка.
Любит, есть она детей.

Она умеет колдовать.
Умеет на метле летать.
Есть у неё большая ступа.
Детей крадёт она для супа.

Её боится детвора,
И не уходит со двора.
И костяная у неё нога.
Зовут её Баба-Яга.

На опушке есть избушка
В ней уже немало лет
Ждет друзей одна старушка,
Только их в помине нет.
Плачет бедная лет триста,
Костяной стучит ногой:
— Обещаю стать артисткой,
А не старою каргой.
Мне бы старые обноски
На обновы поменять,
С маникюром и прической
Не узнаете меня.
Мне бы бусы и румяна,
Да косынку посветлей,
Я тогда счастливой стану,
Брейк станцую на метле.
Стану краше и добрее,
Сбросив сотню лет долой.
Приходите поскорее,
Поделитесь добротой.

На опушке есть избушка,
Там живёт одна старушка
Уже много-много лет,
И друзей у неё нет.
Вот и вертится избушка
Как желает та старушка.
Повернётся к лесу задом
И старушка очень рада.
На метле каждую ночь
Полетать она не прочь.
Та метла тем знаменита,
Что стояла у корыта.
Тому корыту много лет
И замены ему нет.
В нём она готовит ужин,
Если ей он очень нужен.
В нём она бельё стирает,
Даже двери подпирает,
Чтоб случайный сквознячок
Не застудил её бочок.

Насушила мухоморов

Насушила мухоморов,
Засолила в бочке мох,
И зеленый суп из тины
У меня совсем не плох.
Покормила я лягушек,
Прополола камыши,
Головастиков гоняла-
Веселилась от души!
Собрала кувшинок желтых,
Стала в волосы вплетать,
Жду на ужин водяного-
Буду красотой блистать!

Нет никого у Бабы Яги!

Нет никого у Бабы Яги!
Нет ничего у Бабы Яги!
Кроме одной костяной ноги,
Только метла и палка.
Нету подружек,
Нету друзей,
Нету знакомых и близких людей,
Разве её не жалко?!
Бабе Яге невесело жить —
Всех ненавидеть,
Всех изводить
И никого никогда не любить
Ну хоть чуть-чуть,
Хоть немножко!
Жалко мне очень Бабу Ягу,
Бабу Ягу — костяную ногу,
Старую Бабушку Ёжку!

Одиноко Бабке Ёжке.
Рядом с ней – сова да кошки,
И не радуют её
Даже курьи ножки.
Все боятся с нею встреч,
Не хотят садиться в печь.
Призадумалась бабуля,
Чем гостей завлечь?
Не водиться бы ей с чёртом,
А заняться бы ей спортом,
И соседей пригласить
Выпить чаю с тортом.
И тогда бы у дорожки
Заплясали курьи ножки,
Подпевали бы гостям
И сова, и кошки.

Погода опять нелетная

Охи, ахи,
напущу я страхи!
Разбегайся, детвора,
приближается Яга!

Я жаркое из ребят
просто обожаю,
На лопату посажу,
в печку отправляю.

Стук-стук!

Стук-стук!
Тарарам!
Это кто стучится к нам?
Это Баба-Яга,
Костяная нога.
— Что вам надо
От детсада? —
Отвечает нам Яга:
— Ой, белы в лесу снега,
Мочи нет одной мне жить,
С вами я хочу дружить.
Надоело
Мне летать
В этой старой ступке,
Надоело
Совершать
Скверные поступки.
У меня в избушке
Есть для вас игрушки.
На сто лет я сказок знаю —
Я сама
Их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу
Сдам в металлолом,
Полюбила я ребят,
К вам хочу я
В детский сад!
— Мы не знаем,
Как нам быть:
Не впускать?
Или впустить?

Суп варить Яга решила.
Змей сушеных накрошила.
Развела большой костер
И поставила котел.

Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок.
Поскакала за бугор —
Отыскала мухомор.

Притащила свежей тины,
Волчьих ягод три корзины,
Для приправы бузины,
Для отравы — белены.

Супчик вышел — то, что надо:
Целых двадцать литров яда!

Шла к Кощею Бабка Ёжка

Шла к Кощею Бабка Ёжка
Раним утром по росе —
На штанах хиппова стёжка,
Синий бант в её косе.
Нервы были на пределе —
Всех она погубит!
Неужели, в самом деле
Он Матрёну любит!
«Или я не Баба Ёжка,
Если так оставлю,
Будет горькою дорожка,
В омут их направлю!»

У Бабы Яги захромала Избушка

У Бабы Яги отвратительный день:
С утра пригорела ватрушка,
На ножках куриных стоит набекрень
И вся покосилась избушка.
Поломана ступа, разорван сачок,
Не жизнь, а сплошное мученье.
А всё потому, что приехал внучок —
Гостит у нее с воскресенья.
Он скачет по лужам, плюётся, кричит,
С котом разодрался на крыше.
При этом имеет бессовестный вид
И бабушку будто не слышит.
Вздыхает Яга, мол, никак не пойму —
От рук совершенно отбился!
Но как ни крути , всё одно к одному —
В бабулю внучок получился.

Спасибо за чтение! Вам понравилось?

Кто она на самом деле?

Нельзя точно сказать, относится Баба Яга к злым силам или к добрым. Даже ее имя двузначно. Так, одна версия говорит, что Яга названа по сербскохорватскому слову jeza, что переводится как «ужас», а в словянском языке словенское  jezа — это «гнев».

Кто она на самом деле?

Но с другой стороны, бытует мнение, что Баба Яга получила свой страшый облик только во времена принятия христианства. Тогда всеми силами пытались бороться с язычеством, и наша традиционная Бабка Ежка была одним из таких проявлений. А на самом деле ее имя происходит от слов «яшка» или «ящур», то есть прародитель всего сущего. И первоначально злая старушка была берегиней.

Кто она на самом деле?

Как перевернули образ Бабы Яги с ног на голову.

Все мы с детства знаем о персонаже из русских сказок – Бабе Яге. Написано много книг и снято несколько фильмов на основе сказок, в которых фигурирует «бабка-ёжка». Но так ли много мы знаем о ней?

На самом деле, Баба Яга – это очень древнее божество в славянском пантеоне Богов, которому поклонялись наши предки. Однако, после принятия христианство на Руси, была разработана целая программа по избавлению от старого наследия, а особенно от языческих богов. Всем им придавались злые, демонические качества и уродливые черты внешнего вида. Не миновало это и Бабу Ягу.

Но в народе долго продолжали храниться обычаи и традиции, связанные с верой предков. Некоторые из этих традиций дожили даже до наших дней. Например, Масленица или Купала (Ивана-купала) – это все языческие праздники, которые так и не удалось изжить из традиций русских людей. Наверное, многие не знают, но даже сказки, на ранних этапах после принятия христианства на Руси, считались запретными, потому что в них фигурировали языческие действа и персонажи.

Однако с этой старой традицией тоже не удалось справиться. Сказки как читали детям, так и читают до сих пор, в том числе и про Бабу Ягу. Хотя, она там уже в образе злой, страшной колдуньи, пожирающей людей. Но не все так просто.

Если мы вспомним сказку про Бабу Ягу и ее поведение с теми, кто забрел в дремучий лес и нашел ее избушку, то вспомним, что перед тем как поместить «гостя» в печку, «бабка-ёжка» мыла доброго молодца, кормила его и только после этого хотела отправлять в печку.

Все описанное – это не что иное, как древний языческий ритуал, который совершался якобы перед путешествием в загробный мир. Помните «тридесятое царство»? Это он и есть, только в сказочной интерпретации. Бабе Яге были преданы отталкивающие черты, но не учли тот момент, где описываются вот эти ритуалы, которые говорят о том, что Баба Яга – это языческое божество у славян, которое служило проводником в загробный мир. Даже описание внешнего вида нам может об этом свидетельствовать.

Помните про «баба яга – костяная нога»? Так вот, у славян-язычников, наших далеких предков, очень осторожно относились к следам, оставленным на земле. Ибо считалось, что по следу человека можно навести на него порчу. Поэтому Баба Яга была с костяной ногой, она не оставляла следов.

Есть версия того, что Баба Яга – это другое название языческой богини Макоши (Мокоши), которой поклонялись славяне. Ну а отрицательные свойства она «приобрела» только после принятия христианской веры.

Само название «Баба Яга» имеет несколько версий происхождения:

По одной из них, это название перешло к славянам от фино-угорских племен (мордва, мари), проживавших по соседству и даже вперемешку с ними. На древнем фиго-угорском диалекте «Яга» – это шуба, вывернутая наизнанку, а баба – это фигура женского божества. Часто она была выполнена из золота, поэтому ее старались спрятать, чтобы неприятель не мог похитить ее, а прятали, обычно, в той самой «яге», вывернутой шубе.

Местность, в которой проживали фино-угорские племена, была болотистой, поэтому жилища старались строить на больших сваях, которые напоминали куриные лапы – это послужило «появлению» жилища бабы-яги, избушки на курьих ножках.

По другой версии, более славянской, «Яга» – это производное от «Яша» или «Ящур/Пращур». Пращурами, как Вы знаете, назывались предки всех живых людей. То есть, считалось, что она прародитель, по женской линии, всех живущих людей. Однако, версий о происхождении названия «Баба Яга» существует куда больше двух, а совершенно точный ответ вряд ли можно сейчас установить.

По понятным причинам христиане старались представить славянских Богов злобными существами. На самом деле славянская «Баба Яга» противоположна христианскому образу. Бабу Ягу в древности называли Баба Йога или Йогиня Матушка — Богиня-Покровительница детей. И была она вечнопрекрасная, добросердечная, любящая.

Йогиня Матушка считалась покровительницей детей-сирот и вообще всех деток. Она странствовала на своей огненной небесной колеснице по небу и верхом на коне по всем землям, где жили потомки рода Славянского, собирая безпризорных детей-сирот.

И во всех поселениях ее узнавали по нарядным сапожкам, украшенным разными золотыми узорами, по излучающей любви, доброте, нежности. Люди ей показывали, где есть дети-сироты. Величали ее Бабушкой Ягой Златой Ногой. Напомню, сапожки ее были шиты золотом. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Алтайских гор, т.е. где начинается река Иртыш (Ирий тишайший). Все это Она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели.

В предгорном Скиту, где Йогния-Матушка проводила детей-сирот через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы Рода называли — Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый — лапата́ (потому что украшен резной лепниной, отсюда слово «лепота»). В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего лапата́ задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.

Для всех присутствующих на Огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив их живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога.

Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата́ в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.Когда загорался Огонь в Пещи Ра, Мудрецы Рода переносили детей-сирот из углубления на лапате в помещения Капища Рода. Впоследствии, когда дети становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род. Но ничего из этого чужеземцы не видели и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога детей-сирот в жертву Богам приносят.

Эти глупые чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет маленьких детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их. Даже имя Богини Йоги исказили, стали называть Ее «Баба Яга костяная нога» и стали пугать Богиней всех детей.

Существует распространенная версия среди исследователей древних славян о том, что сказки – это закодированное послание потомкам на долгие тысячелетия вперед. Якобы древние славяне считали, что когда-то наступят «смутные времена» и сказки будут помогать потомкам славян находить правильные решения в различных жизненных ситуациях. Похоже, что случай с бабой-ягой тоже относится к системе закодированного послания, где описывается истинное назначение данного персонажа. Взял отсюда.

Бабки Ежки из славянских стран

Кто она на самом деле?

В чешской столице, Праге, вы можете встретить местную Бабу Ягу, которую зовут Ежибаба. Она здесь везде: и в различных кафе, и в сувенирных лавках, и даже просто в закоулках. А в Польше Бабу Ягу называют Ездинка. Есть своя Бабка Ежка и в Болгарии, но здесь ее имя совпадает с русским.

Даже в Японии есть своя Баба Яга! Правда, зовут ее очень необычно для нашего слуха — Ямауба. Днем, в отличие от Босоркани, она не молодая красавица, а просто беспомощная старушка, которая заманивает путников в свой дом. А ночью она превращается в настоящее воплощение зла и съедает бедных гостей. Но даже она совершает добрые поступки. Так, в одной легенде рассказывается о том, как Ямауба вырастила брошенного в лесу ребенка по имени Кинтаро.

Финно-угорские Бабки Ежки

Кто она на самом деле?

Лоухи — это финская Баба Яга, кстати, она же обитает и в российской Карелии. Лоухи — Хозяйка Севера, страны тьмы и мрака Похъелы. Если заглянуть в мифологию и сказки северных народов, то она предстает исключительно как негативный персонаж. Но в 2007 году был проведен фестиваль, который был посвящен Лоухи и призывал вернуть бедной старушке ее доброе имя.

Кто она на самом деле?

А вот в Венгрии таких старушек, похожих на Бабу Ягу, очень много. Возможно, это связано с тем, что венгерский народ прошел чререз многие страны и города, прежде чем осел на территории современной Венгрии, и по пути собрал традиции разных культур. Сегодня в Венгрии можно встретить и наших русских Бабок Ежек и национальных венгерских Босоркань. Днем — она юная красавица, а ночью — сморщенная старуха. Кстати, в Румынии она тоже существует, только зовут ее просто Босорка.

Еще про Тора:  Камни-талисманы для Весов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *