Баба-яга: YouTube/Russian Kids TV
Баба-яга часто упоминается в народных сказках. Однако в каждой из них у старухи новая роль: ведьма, губительница или защитница и берегиня. Образ Яги куда более многогранный, чем может показаться, и имеет долгую увлекательную историю. Откуда в мифологии взялся этот персонаж, в чем его отличительные черты и существует ли Баба-яга на самом деле? Все самое интересное о героине сказок узнаете из статьи.
Кто был прототипом главной ведьмы русских сказок
Баба-яга, живущая в избушке на курьих ножках, в наше время воспринимается как забавный персонаж русского фольклора. Но если копнуть глубже, эта загадочная старушка и ее странный дом приобретают по-настоящему пугающие черты.
Баба-яга — славянка
Точнее, праславянка. Специалисты возводят ее имя к общему для праславян корню (j)ęgа, от которого происходят сербохорватское слово jeзa — «ужас», словенское jezа — «гнев», чешское jezinka — «лесная ведьма», «злая баба», польское jędzа — «ведьма», «баба-яга», «злая баба». В современном русском языке ближе всего к древнему корню стоит слово «язва».
Представление о страшной лесной ведьме существовало у многих славянских народов, особенно у западных славян. В чешских и польских сказках встречается Ежи-Баба, правда, летает она не в ступе, а на чайнике. В Сербии, Хорватии и Болгарии Баба-яга считается ночным духом, похищающим маленьких детей. Встречается образ этой ведьмы и в Австрий, в области Каринтия, где в прежние времена жили славяне. Здесь Баба-яга — Пехтра — непременный участник святочных представлений с ряжеными.
Баба-яга — индоевропейка
Ряд специалистов возводят происхождение Бабы-яги к тем древним временам, когда индоевропейцы еще не разделились на разные народы. Делать такие предположения позволяет имя Яга, которое, безусловно, созвучно с «йог». Баба-яга ведет отшельнический образ жизни, живет в пустынной местности, ей ведомы многие тайны, судя по всему, она очень стара, но на редкость бодра и сильна — многое напоминает отшельников-йогов — да и передвигается она в ступе. «Ступа» — так называются храмы в некоторых индуистских культах. Другие специалисты возводят имя Яга к имени древнеиндийского бога смерти Ямы. И здесь тоже нет особых противоречий, поскольку Баба-яга имеет все черты божества, охраняющего вход в царство мертвых.
Баба-Яга — финно-угорка
Есть основания предполагать, что Баба-яга — это результат заимствования у финно-угорских народов, в изобилии заселявших земли, по которым впоследствии расселились славянские предки русских. Прежде всего, об этом говорит та самая избушка на курьих ножках. Дело в том, что финно-угры имели обычай хоронить кремированные останки своих мертвых в маленьких домиках-срубах, поднятых над землей на сваях. «Курьи ножки» в этом случае, не куриные ноги, а обкуренные дымом погребального костра.. Такие «домики мертвых» ставили где-нибудь подальше от человеческих жилищ в лесной глуши. Говоря о финно-угорском происхождении образа Бабы-яги, некоторые исследователи уточняют, что она — саамка. Саамы считались колдунами и жили в самой глуши.
Обычай хоронить мертвых в поднятых над землей срубах был не только у финно-угров, но и у многих народов Сибири, даже у якутов. Это дает основания делать совсем смелые предположения, что Баба-яга может являться якуткой.
Баба-яга — это Бабай-ага
Бабай-Ага — на тюркских языках означает «большой господин». Появилось это выражение на Руси во времена монгольского нашествия. Ордынские баскаки и были теми самыми «большими господами», которые приезжали в покоренные русские города и селения, собирали дань в Орду. Также они брали рабов. В рабство чаще всего угоняли молодежь и маленьких детей. «Не плачь, постреленок! — говорили матери во времена Ордынского ига, — а то придет Бабай-ага и заберет тебя!» «Бабайкой» пугают малых детей и по сей день. Возможно, образ страшного Бабая-аги слился с образом лесной ведьмы, хозяйки царства мертвых, бытовавшим среди наших предков, или трансформация имела другие причины, но постепенно вместо Бабая-аги появилась Баба-яга.
Читайте наши статьи
Кто она по национальности на самом деле
Представление о страшной лесной ведьме существовало у многих славянских народов, особенно у западных славян. В чешских и польских сказках встречается Ежи-Баба, правда, летает она не в ступе, а на чайнике. В Сербии, Хорватии и Болгарии Баба-яга считается ночным духом, похищающим маленьких детей. Встречается образ этой ведьмы и в Австрии, в области Каринтия, где в прежние времена жили славяне. Здесь Баба-яга — Пехтра — непременный участник святочных представлений с ряжеными.
Есть основания предполагать, что Баба-яга — это результат заимствования у финно-угорских народов, в изобилии заселявших земли, по которым впоследствии расселились славянские предки русских. Прежде всего, об этом говорит та самая избушка на курьих ножках. Дело в том, что финно-угры имели обычай хоронить кремированные останки своих мертвых в маленьких домиках-срубах, поднятых над землей на сваях. «Курьи ножки» в этом случае, не куриные ноги, а обкуренные дымом погребального костра. Такие «домики мертвых» ставили где-нибудь подальше от человеческих жилищ в лесной глуши. Говоря о финно-угорском происхождении образа Бабы-яги, некоторые исследователи уточняют, что она — саамка. Саамы считались колдунами и жили в самой глуши.
Баба-яга — это мужчина!
Может ли она быть на самом деле мужчиной
В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев — Баба-Язя, у поляков — Бабоендза, у чехов и словенцев — Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира.
Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп.
В первобытном обществе, где главным источником пропитания была охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации — символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве. Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. Посвящаемого уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.
«Эта избушка — сторожевая застава. За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее».
Из книги Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки»
В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.
Правда, напрямую в сказках не говорится, что Яга слепая. Встретив героя, она восклицает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». По логике древних людей, как живым неприятен запах смерти, так и мертвые не переносят запаха живых. А «русский дух в сказках» — это именно запах живого человека.
Встретив героя, Яга начинает выпытывать, куда и зачем он путь держит. И получает стандартный ответ: «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди да после про вести и спрашивай». Древние верили, что умерший становится «своим» в потустороннем мире, лишь отведав там пищи. Потому Иван, поев блинков у Бабы-яги, становится причастным к миру мертвых.
Далее «классическая» Баба-яга дает герою добрый совет, дарит волшебный предмет или животное: коня, собаку, клубок ниток, тарелку с золотыми яблоками. Такой тип Яги Владимир Пропп назвал Ягой-дарительницей.
В некоторых сказках герой похищает магическое средство или волшебного помощника у Яги, и тогда старуха бросается за ним в погоню в своей ступе. Такой тип называют Ягой-воительницей. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич крадет у Бабы-яги волшебного жеребенка, и во время погони за ним Яга погибает в Огненной реке.
Третий тип Яги — похитительница детей. Гуси-лебеди из одноименной сказки крадут мальчика и относят его к Бабе-яге, а старшая сестра его выручает. Пропп увидел сходство такой Яги с «лесными» и «водяными» учителями — другими персонажами русских сказок, которые забирают детей у родителей. И хотя кажется, что похищенный ребенок обязательно погибнет — обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке. Образы похожих злодеев есть также во французском и немецком фольклоре — например, ведьма, которая заманивает к себе детей, чтобы их съесть. В итоге дети сжигают ведьму в печке и благополучно возвращаются домой.
Такие сказки про похищение детей также возникли из первобытного обычая. В древности дети могли проходить инициацию гораздо раньше наступления половой зрелости. Бывали случаи, когда ребенка еще до его рождения «запродавали», то есть обещали в другое племя или тайный союз. По этой договоренности ребенка забирали у родителей, когда он достигал оговоренного возраста.
Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу.
С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, и обряд стал существовать в виде мифа. Затем люди и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Еще 100–150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. И такие тексты не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу — страшную для непосвященного, но помогающую достойному.
Часто задаваемые вопросы
Почему Баба-яга пекла детей в печи, если она была доброй?
Баба-яга – это человек или божество?
Происхождение Бабы-яги
Надо сказать, образ этого персонажа происходит из глубокой древности. Конечно, время сильно потрепало и изменило героиню нашего сегодняшнего рассказа, однако давайте сначала отправимся в далекое путешествие, когда Баба-яга, а точнее, тогда еще Ягиня, была молодой, красивой и статной девушкой.
Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Срединного царства Нави, а также богини Макошь, старшей из трех богинь судьбы. В те далекие времена считалось, что Яга является божеством смерти, что она сторожит вход в царство мертвых, а в некоторых легендах – она даже была проводником душ.
Стоит отметить, что данный персонаж упоминается и в скифских легендах. Если вы внимательно читали нашу статью о Геракле, то наверняка запомнили момент, когда знаменитый греческий герой отправляется в земли скифов, где он встречает наполовину деву, наполовину змею Ехидну. Известно, что в результате их недолгих отношений Ехидна забеременела, а после произвела на свет первых скифов. В свою очередь скифы – это одно из племен, предшествующих славянам, т.е. одни из первых наших прародителей.
В те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. До нас дошли источники, что по красоте своей Ягиня могла сравниться с самими Ладой и Деваной. Учитывая тот факт, кем был ее отец, не удивительно, что девушка часто путешествовала по верхнему подземному царству. Именно там она почерпнула свою мудрость, именно там она научилась понимать практически все языки мироздания.
Существуют ли теории, доказывающие реальное происхождение Бабы-яги?
Определенно да. В статье мы раскрыли образ женщины-знахаря, уединенно живущей в лесу. Однако существовал древний кочевой обычай. Если умирал человек, связанный с магией, то считалось, что его дух и после смерти будет блуждать среди мира живых. Поэтому таких людей хоронили в домах без окон и дверей, а в доме оставляли куклу. Считалось, что дух заинтересуется куклой, не сможет вырваться из избы и перестанет вредить живым. Такая погребальная изба вполне могла стать «избушкой на курьих ножках».
Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, и даже не каждый бессмертный мог справиться с дочерью Вия. У последнего, к слову сказать, было с этим много проблем, т.к. он хотел выдать дочь замуж, однако Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.
Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж, и не за абы кого, а за самого Велеса, который волею судеб забрел на территорию Верхнего Подземного Царства и встретил там Ягиню, в которую влюбился, с которой сразился и победил.
Впоследствии, Весел и Яга стали правителями Верхнего Подземного Царства, однако представление славян о посмертной жизни также претерпел изменений. Поэтому Верхнее Царство перестало считаться землей мертвых, а стало чем-то, вроде промежуточной территорией, между царством живых и царством мертвых, между Явью и Навью.
Также существует легенда, которая была популярна у северо-западных славянских племен. Считалось, что Баба-яга – это никто иная, как русалка. И действительно, в тех племенах передавался облик старых и страшных женщин, в качестве русалок, которые были прокляты родителями, погибли некрещенными или же утопились в водоеме от нераздельной любви.
Также древняя славянская мифология достаточно верно описывает историю старения Ягини. Например, существует легенда, согласно которой Велес, по наущению Яги, выкрал небесных коров из Прави. За это боги прогневались на Ягу и прокляли ее, в результате чего, бессмертная и вечно молодая красавица превратилась в ужасную старуху с костяной ногой. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Благодаря душам смертных, она ненадолго обретала былой облик, но это был лишь кратковременный эффект. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, закрепившимся в русском фольклоре.
Существует ли Баба-яга?
Баба-яга — персонаж вымышленный, однако эксперты считают, что у нее были реальные прототипы. Что послужило основой для возникновения такого образа в народном творчестве? Вот несколько самых популярных версий:
Баба-яга — жрица
По некоторым сведениям, прообразом Бабы-яги была жрица, которая в давние времена руководила ритуалом кремации мертвых. Отсюда и пошло поверье, что некоторые колдуньи были проводниками между мирами живых и мертвых.
Баба-яга — распорядительница ритуала
Другая версия гласит, что настоящая Баба-яга была распорядительницей важного ритуала — инициации. Его проходили мальчики-подростки десяти-двенадцати лет, когда готовились стать охотниками. Их уводили в лес и подвергали суровым, даже жестоким испытаниям:
- закапывали в землю;
- испытывали огнем и голодом;
- отрезали пальцы рук и пр.
Считалось, что во время такого экзамена на зрелость юноши временно «умирали» и попадали в царство Смерти. А затем им на смену «рождались» настоящие мужчины. Любопытно, что сами испытуемые действительно верили, что побывали в загробном мире.
Исследователи предполагают, что проводить такой обряд могла ведунья племени. Она же впоследствии стала Ягой из мифов, которая якобы похищала и убивала детей. Согласно другой теории, обрядом инициации руководил мужчина, переодетый в женские одежды, что было данью древним традициям матриархата.
Кадр из фильма «Морозко» (1964): YouTube/Сказки на ночь
Баба-яга — древняя лекарка
Также многие эксперты считают, что прототипами Бабы-яги могли стать обычные знахарки и ведуньи:
- Они исцеляли людей, были в тесной связи с природой, обладали мощной интуицией и способностями к прорицанию.
- Жили ведуньи обычно подальше от людей — на окраинах деревень, а то и у самого леса.
Сказки о том, что Баба-яга любит поджаривать людей в печи и съедать, отсылают к реально существующему обряду перепекания младенцев. В древние времена считалось, что если ребенок родился слишком маленьким и хилым, больным или раньше срока, он не дозрел в утробе матери. Тогда в дом звали ведунью, она укладывала новорожденного на лопату и отправляла в теплую печь без огня.
Печь была самым священным местом в доме. А рождение ребенка сопоставляли с выпеканием хлеба: во время ритуала младенцев даже обмазывали ржаным тестом на воде. Более того, в некоторых местностях обряд проходили все новорожденные без исключения.
Как видите, прототипы Бабы-яги, как и сам мифологический персонаж, изначально имели положительный посыл: они помогали людям и защищали от злых сил. Лишь со временем в сказках образ Бабы-яги демонизировали: ее хорошие черты превратились в плохие, а благие намерения трансформировались в зло.
В наше время древние ритуалы упразднились, мифологическое сознание сменилось научным мировоззрением. Поэтому Баба-яга существует теперь лишь как сказочный персонаж.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/1883419-susestvuet-li-baba-aga-na-samom-dele/
Кто такая Баба-яга?
Кто такая Баба-яга, как выглядит и чем промышляет, многие знают с детства. А вот откуда пошел этот древнейший мифологический образ, известно не всем. Исследователи долго изучали этот вопрос и собрали множество теорий ее происхождения.
Мы же знаем Бабу-ягу как популярного персонажа русских сказок. Вот ее главные черты:
- косматые, растрепанные волосы;
- страшный вид;
- большой, длинный и горбатый нос;
- костяная нога.
Примечательно также, где живет Баба-яга. В качестве жилища сказочной старухи всегда изображали избушку на курьих ножках без окон и дверей. Она расположена на краю леса, а вход в нее всегда скрыт от человеческих глаз. Передвигается Баба-яга в летающей ступе.
И хотя ее принято считать негативным персонажем, в народном эпосе присутствуют разные интерпретации образа Бабы-яги:
- мудрая старуха, которая может дать ценный совет, подарить магический предмет, накормить и даже спасти жизнь;
- злая Баба-яга, которая ворует и ест детей, владеет темной магической силой и может запросто погубить кого угодно.
Уникальная способность Бабы-яги заключалась еще и в том, что она умела перевоплощаться в обычных женщин и под их видом могла поселиться в любой деревне. Из-за этого деревенских ведьм часто подозревали в связях с Бабой-ягой.
Кроме русских сказок, колдунья также популярная героиня чешского, словацкого и белорусского фольклора. Однако история Бабы-яги своими корнями уходит глубоко в древнюю славянскую мифологию.
Баба-яга: Wikipedia/В. М. Васнецов
Этнографы убеждены, что давным-давно этот сказочный персонаж считался божеством смерти. Баба-яга охраняла вход в царство мертвых и провожала души усопших в потусторонний мир. И хотя в сказках о такой ее роли речи не идет, она все равно осталась значимым персонажем: к ней приходили за помощью и советом, когда, казалось, надежды больше не было. Кроме того, Бабу-ягу всегда считали истинной хозяйкой леса: ей подчинялись силы природы, звери и птицы, а также она обладала мощным даром прорицания.
Исследователи отмечают: множество фактов о Бабе-яге свидетельствуют о том, что она мертва и вполне может быть проводницей в подземный мир:
- У старухи распущены волосы, а в давние времена косы расплетали только мертвым женщинам.
- Раньше умерших хоронили в специально отведенных домиках, которые стояли на срубленных деревьях и не касались земли. Такую «домовину» очень напоминает избушка на курьих ножках.
- Мертвецов хоронили ногами к выходу. Заглянув в домик, можно было увидеть только их костлявые ноги. Отсюда, говорят, и пошло выражение «костяная нога».
- Также предки верили, что мертвецы могут летать в гробах — прямо как Баба-яга в своей ступе.
В самые трудные времена славяне приходили к умершим предкам за советом и поддержкой. Однако по пустякам их тревожить было запрещено, поэтому домовины открывали только в крайних случаях.
Еще одним предметом изучения была тайна, скрытая в имени героини. Что значит сочетание «Баба-яга»? Происхождение такого прозвища лингвисты объясняют двумя теориями:
- Слово «яга» в разных языках имеет негативные значения: болезнь, ужас, гнев, чахнуть, раздражать, скорбеть.
- Праславянское слово «яга» использовали для обозначения змей. К слову, многие эксперты склоняются к мнению, что Баба-яга обладала змееподобной внешностью и характерным хвостом.
Зарождение образа Яги уходит корнями глубоко в историю древних племен. За время существования он не раз менялся, и историкам остается лишь высказывать о нем предположения, ссылаясь на имеющиеся факты.
Баба-яга: Wikipedia/И. Я. Билибин
Рекомендуем по теме
Как мы уже сказали ранее, Ягиня изначально была невероятной красавицей. Обута в золотые сапожки, сильная и стремительная. Косы длинные, украшенные различными лентами и украшениями. Щеки – румяные, глаза – красивые, томные, фигура – шикарная (по современным меркам – спортивная). Не удивительно, что Велес сразу же влюбился в девушку, ибо уж очень хороша она собою была.
Существует легенда, в которой костяная нога Бабы-яги воспринималась как хвост, что придавало ей змееподобный облик, связывало с греческой Ехидной. Считалось, что она обладает даром переправлять души умерших.
Молодая Яга была одета в чистую и белую одежду, однако в некоторых легендах упоминаются «железные груди», от чего можно сделать вывод, что молодая Ягиня носила доспехи. Это подтверждает и факт, что она была воином.
Впоследствии образ Яги изменился. По одной из легенд, боги прокляли ее и превратили в горбатую и безобразную старуху с редкими длинными седыми волосами, крючковатым носом, всю в морщинах, с обвисшей грудью и железными зубами. Обязательным атрибутом Бабы-яги являлась ее костяная нога.
Яга-старуха одевалась намного хуже. На ногах ее были лапти из соломы, на себя она надевала грязный балахон белого или зеленого цвета. Нередко она надевала на голову рогатый головной убор под названием «кика».
Впоследствии за Бабой-ягой, в облике старухи, закрепилось 3 образа:
- Баба-яга-воительница. Даже постарев, Ягиня не забыла боевых навыков. Считалось, что одним из ее артефактов был меч-кладенец, который давал ей неистовую силу, благодаря которой Ягиня на равных сражалась с любыми богатырями, и даже побеждала многих из них. Более того, нередко Яга делилась своими артефактами и знаниями с людьми, которые были достойны этого и просили у нее помощи или совета.
- Баба-яга-похитительница. Некоторые народы свято верили, что Ягиня является злым персонажем. Нередко ей приписывались похищения и убийства детей. Однако все больше и больше Яга выступала в них не лучшим образом. Часто ее обманывали, хитрили с ней и выставляли ее в не самом лучшем свете.
- Баба-яга-помощница. А в этом образе, Баба-яга была просто мудрой старушкой, которая всячески помогает героям сказаний. Парит их в бане, кормит, учит, как надо себя вести, снабжает артефактами и т.д.
Как мы знаем из мифов и сказок, у Бабы-яги были извечные атрибуты. К таковым относились:
- Избушка на курьих ножках. Согласно легендам, данная избушка была местом жительства Бабы-яги. Находилась она в самой чаще леса, в местах, где находится граница, между миром живых и миром мертвых. Сама избушка считалась волшебной, могла сама передвигаться и всячески помогало Ягине. Всегда избушка повернута в сторону мира мертвых, отчего героям сказок приходится просить ее развернуться.
- Кости и черепа. Нередко в сказках встречаются описания места жительства Ягини. Например, известно, что вместо забора у нее кости людей и животных, а сверху на них надеты человеческие черепа, из глазниц которых по ночам льется огонь или свет.
- Ступа и помело. А это – извечный транспорт Бабя-яги, в котором она или летает, или скачет по земле. Впрочем, если брать за основу веру в костяную ногу, то не удивительно, что передвигаться на своих двоих старушке было тяжело.
- Филин – мудрая птица.
- Волшебный клубок, находящий дорогу куда бы то не было.
- Тарелка и яблоко, которое предсказывало будущее.
- Метла, которой она выметала зло.
Были у Бабы-яги и другие волшебные предметы. Практически в любой сказке можно увидеть что-то новое и необычное, поэтому и список волшебных предметов можно продолжать бесконечно. Именно поэтому мы выбрали основные ее атрибуты, которые постоянно ассоциируются с ней.
Значение Бабы-яги в славянской мифологии
В славянской мифологии Баба-яга играла очень важное значение. По сути – она была стражем границы миров. Как жену Велеса – ее любили, почитали и уважали. Это уже после, ее образ несколько ужесточился, но изначально все было именно так.
Баба-яга, как учительница
Баба-яга считалась хозяйкой леса. Нередко к ней приходили молодые парни и девушки, чтобы испросить у нее совета. Более того, известно, что Яга воровала детей, и чаще всего – сирот. В сказках принято считать, что Баба-яга их съедала. Но мифология говорит об обратном. В частности, она воспитывала сирот, и известно много личностей, которые впоследствии стали волхвами, жрецами или просто верными женами, ибо своею мудростью делилась с ними Ягиня.
Нередко Баба-яга помогала и взрослым людям. Но нужно было сперва доказать, что ты являешься достойным этих знаний и артефактов, ибо глупцу они могли только навредить. Поэтому лишь достойные получали от Ягини всю мудрость, которой она обладала, а иногда – даже артефакты.
Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала, ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.
Почему Баба-яга то вредит людям, то помогает?
Если верить сказкам и легендам, то в большинстве случаев Баба-яга пыталась помогать людям, но только достойным. Даже сейчас, те же врачи не всегда говорят диагнозы пациентам. А представьте давние времена, когда объяснить это было практически невозможно. Ну и конечно же, после крещения образ знахаря в виде Бабы-яги окончательно стал отождествляться со злом, как и все языческое.
Баба-яга, как помощница
Двойственность Бабы-яги заключается в том, что к ней нужно было относиться уважительно. Практически никогда она не причинит вреда путнику, добравшемуся до ее избушки. Даже легенды, в которых Яга жарит детей на лопате – можно истолковать как проведение какого-либо обряда. Ибо практически всегда героям удается сбежать или обхитрить бабку. Более того, нередко она и сама выпроваживала гостей, предварительно накормив, напоив и отмыв их.
Баба-яга, как проводница
Более того, знаменитое Тридевятое царство – есть ничто иное, как мир верхнего подземного мира. Так, например, многие герои приходят к Бабе-яге. Изначально она запугивает их (проверяет на выдержку духа и целеустремленность), а после, если герой докажет, что он достоин, помогает ему. Сначала парит в бане (что сравнимо с ритуалом омывания), а после – кормит (также можно принимать, как покойницкий обед). Получается, что после встречи с Бабой-ягой, герой оказывался в положении, которое в народе преобразилось в поговорку «ни жив, ни мертв». Однако, именно после бабкиных ритуалов, герои сказок всегда добирались до заветного Тридевятого царства.
Баба-яга, как знахарь и врачеватель
На самом деле – все достаточно реально. Дело в том, что в древности существовало подобие матриархата. В те далекие времена зрелость мужчин определяли никто иные, как девушки и женщины. Причем, доказать это мужчина должен был не своей внешностью, успехами в постели или в ратном деле, а поступками, которые действительно делают из него мужчину – добытчика семьи.
Так вот, история рассказывает о женщинах-жрицах, которые, в результате своих знаний и мудрости, воспринимались обществом как ведьмы или колдуньи. Их продолжали ценить, когда что-то было нужно, но в большинстве своем, люди относились к знаниям с осторожностью. Именно поэтому, большинство жриц уходили жить в глубокие леса.
Однако традиция испытаний никуда не делать. Однако теперь юноша, чтобы доказать свою зрелость, вынужден был отправляться в одиночку в лес, где его поджидали испытания Бабы-яги. Как правило, это простые испытания: добыть еду, помыть посуду, сварить обед, наколоть дров, кого-то победить и т.д.
В результате этого парень доказывал, что он уже взрослый, что при необходимости сможет позаботиться о себе и своей семье, сможет защитить их. И решала это Баба-яга, которая все время наблюдала за действиями парня.
Более того, если за основу легенд взять наши сказки, то обратите внимание на возлюбленных главных героев. Это сплошь царевны, княжеские или купеческие дочки и т.д. Само собой, чтобы жениться на такой барышне, нужно было доказать свою зрелость, причем не у соседки в кровати, а действительно на деле у одинокой жрицы в лесу, одно упоминание о которой уже вызывает мурашки на коже.
Таким образом, можно предположить, что Баба-яга – это не один единственный персонаж, а собирательный образ всех жриц славянских племен. При этом, этих жриц, в наши дни, вполне можно называть знахарями, ибо они в точности владели знаниями о волшебных свойствах растений и при необходимости, использовали их на благо людям. Также отсюда можно сделать вывод, что Баба-яга, в основном, это хороший персонаж, призванный помогать людям. Но характеры бывают разные, а отсюда и расхождения в легендах, образах и внешнем виде.
Более того, во времена Крещения Руси, все доброе и живое, что ценилось в язычестве, портили, оскверняли и уничтожали. Возможно, именно поэтому некогда добрая ведунья и берегия Ягиня стала коварной и жестокой бабкой, цель которой заманить путников и убить. И то, если знать все факты, даже зловредные проделки Бабы-яги можно расценивать, как один из способов помощи.
Вот такая она, Баба-яга. Как видите, далеко не все мы знали об этом персонаже из детских сказок. А когда-то люди действительно в нее верили, а возможно и пользовались ее услугами. И нет ничего ужасного в том, чтобы владеть знаниями и информацией, но тогда это воспринималось иначе. Тем не менее, славяне куда проще воспринимали всю мистику, а не как в Европе, где все закончилось сжиганием на кострах. На этой ноте мы хотим закончить нашу статью, всем удачи и до новых встреч.
Как мы уже говорили, в наши дни таких людей, которые обладают знаниями о чудодейственных свойствах трав и растений, называют знахарями. В наших сказках нередко упоминаются факты, что Баба-яга умела варить приворотное и исцеляющее зелья. Кроме того, в ее избушке постоянно упоминаются какие-то травы и коренья, которые она сушит.
В древние времена знахарей уважали и часто пользовались услугами. Но их же и боялись, т.к. считалось, что свои силы они могут применить как на доброе, так и на злое дело. Вообще, к знахарям обращались только при крайней нужде, т.к. страх иногда превосходил здравый смысл.