Из дальних Сварога садов
Плывёт пресветлый бог богов
Н. Клюев
Сварог в пантеоне славянских Богов
Сварог Бог славян — муж Лады, Матери Богов, Богородицы. Их дети:
- Перун – Бог-Громовник, Громовержец;
- Лёля – Богиня Весны;
- Жива – Богиня Лета;
- Морена – Богиня Зимы;
- Лель – Бог любви ранней, страсти;
- Полель – Бог крепких семейных отношений, зрелой любви.
Боги Семаргл и Стрибог считаются рождёнными в незапамятные времена от искр камня Алатырь, по которому Бог Сварог ударил своим волшебным молотом.
Сестры Лёля, Жива и Морена каждая выполняет свою задачу, своя у них доля и свой путь. Но от каждой из них многое зависит в Мироздании. Невозможно прийти весеннему теплу без Лёли, летнему солнцу и теплу без Живы. А зимней стуже и сна в Природе без Морены – тоже не быть.
Имя бога Сварога. Значение
На санскрите есть слово, схожее этимологически с именем «Сварог» — Svaraj, что означает ‘самодержец’. Так и есть, Сварог — бог Вседержитель и самодержец над всем миром. В основе имени всевышнего бога, являющегося олицетворением небес безбрежных, лежит корень svar (svar-ga), что с санскрита переводится как ‘небо’, ‘свет’, то есть тот, кто ходит по небу. Небеса олицетворяет бог Сварог, которые, по сути, являются синонимом «космосу», «Вселенной». Это и есть рай Индры, что на вершине горы Меру возвышается, один из семи миров, куда попадают души праведников.
Этим именем обозначали путь, которое проделывало солнце на небе в течение дня. Позже это имя обозначало само небо. Если провести параллели между значением самого слова и тем языческим образом, который существовал в славянской мифологии вокруг Сварога, то можно проследить логическую закономерность. Сварог по древним преданиям был рождён Великим Родом из искры божественного огня. Это не божество солнца, но воплощение огня и тепла, что идёт от дневного светила.
По утверждению некоторых исследователей, имя божества произошло от славянких слов «свара» и «сварь», что означает наказывающий, карающий. Эта теория тоже имеет право на истинность, так как образ Бога Сварога представляется, как тот что дал закон и порядок миру смертных и научил их жить, отделив их от зверей. Все те, кто пренебрегали его заповедям, были наказуемы божественной карой Сварога.
Кстати, слово «сварганить», этимологически родственное имени бога-творца мироздания, изначально имело значение «сотворить», но истинный смысл этого слова впоследствии был намеренно искажён.
Сварог Бог-кузнец
По легенде бог Сварог был рождён Родом из искры небесного огня. Когда сын Рода спустился на землю там не было ничего, поэтому он взял Алатырь и им взбурлил бесконечное море и сотворил твердь земную. Так родилась Земля. У Сварога был молот, который он сам выковал в небесной кузнице. Этим молотом он ударял всякий раз по Алатырю и рождал своих сыновей: богов Сварожичей да Ратичей, защитников и воинов небесных.
Часто проводят параллели со Сварогом и греческим богом-кузнецом Гефестом, сравнивая их и пытаясь доказать их идентичность. Такие утверждения в корне не верные, так как стоит вникнуть в предназначение этих богов. Гефест в древнегреческой мифологии был лишь сподручным для верховного бога Зевса и ковал для него орудие разрушения и войны- молнии. Гефест повелитель огня-разрушителя. Тогда как, в славянской мифологии огонь — это созидающая сила, что легла в основу мироздания. Славянский огонь Инглия порождает жизнь, любовь и тепло. Лишь зло может обжечься им и сгореть. Сварог не служит какому-то другому божеству, он и есть верховный бог, Отец Небесный. Он повелевает божественным огнём, но не затевает воины, а созидает и творит мир во имя своего отца Рода. Огонь Сварога в наковальне, это огонь, рождающий тепло для людского рода. Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных. То орудие, которое, куётся в его кузнице призвано лишь защищать, когда это необходимо.
Сварог это мирный и мудрый бог, что созидает и творит добро. Но он бесконечно силён, когда нужно защитить Род и его продолжение от бесовских сил. Он мирный воин.
Упоминания о Свароге в древних рукописях и исторических летописях
Родная ведическая культура сохраняет для наследников рода нашего знания о богах и предках наших, об их славных деяниях во времена былые. О Свароге упоминается в «Велесовой книге» как о праотце нашем, также в «Песнях птицы Гамаюн» о Свароге в каждом клубке знанием светлым сияющем воспевается.
В «Очерке старославянского баснословия и мифологии» упоминается о светопоклонении наших предков и светозарной сути Сварога: «ближайшее к богу истечение есть светло». Но также и христианские литературные памятники хранят упоминания о боге богов русичей — Свароге, как, например, «Ипатьевская летопись» (1114 г. н. э.):
«Некогда царствовал на земле Сварог (отец света), научил человека искусству ковати, потом царствовал его сын Дажьбог, еже нарицается Солнце».
Также в летописи мы находим ещё одно указание на общие корни верований, где говорится о том, что Сварога почитали египтяне, и это немудрено, ввиду того, что расселение народов некогда единой индоевропейской общности с изначальной прародины происходило также и в направлении юга, так, например, был заселён и Древний Египет, куда нашими предками были принесены верования в богов солнечных, верховным богом коих и был Сварог.
Этому подтверждением служат археологические находки, в частности, на территории Древнего Египта были найдены статуэтки богини-матери Макоши — идентичные тем, что находили при раскопках на территории Древней Руси и на всей протяжённости пути миграции наших предков на юг, куда они принесли также свою культуру, быт, устои, солнечный календарь. Так, первые поселения обосновались в Нильской долине, и там ими было заложено основание первой Египетской Династии.
Символы и обереги Бога Сварога
Известны несколько символов и оберегов Бога Сварога:
- Конегонь
- Знак, который называют «Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога», «Звезда Сварога»
- Сварожич
- Сварга
- Молот Сварога
- Звезда Алатырь
– это свастичный знак, в центре которого не точка, а квадрат-ромб. Знак имеет прямые углы, загнутые посолонь концы лучей и их продолжение на обратном конце, не имеющее ограничения. Если присмотреться, то знак сложен из четырех схематичных фигур, которые напоминают простой плуг. Сила знака Сварога бесконечна, не имеет ограничения, завершения, она распространяется на все четыре стороны. Это говорит о том, что Сварог творит и поныне. Известное на севере название — «Конегон» или «Конегонь»
Звезда Сварога («Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога») – символ, который называется «Звезда Сварога» или «Квадрат Сварога» – это еще один знак Бога, который часто используется славянами. Несёт в себе изначальную творческую созидательную силу, является мощным оберегом. Форма изображения – внешний квадрат, внутренний ромб, переплетенный эллипсами с заострениями на концах. В отличие от Звезды Лады, квадрат, или звезда, Сварога есть мужской знак. Этот символ также олицетворяет изначальное упорядочивание мироустройства богом-созидателем.
Сварожич – это знак священного пламени бога Сварога, который позволял человеку раскрыть свою природу данную небесами еще до своего рождения. Сварожич это не просто символ, который способен защитить и уберечь от различных заболеваний. Этот символ даст невероятную силу и заступника во всех благих начинаниях верховного бога древних славян – Рода. Огонь Сварожича, который заключает в себе символ, не только становился настоящим небесным покровителем для человека, но и защищал от всяких воплощений темного мира стремящихся навредить людям. Считается оберегом, способным связать все поколения, начиная от самых богов. Носителем славянского оберега Сварожич может быть только человек Чести, который живет по Совести и Справедливости. Помыслы человека должны быть чисты и светлы, к примеру, в древние времена их носили воины, жрецы и старейшины кланов. Наши предки верили, что этот оберег, не только защити от окружающих, но и очистит мысли от негатива, которым человек способен разрушить свою Душу. Сила и мощь талисмана не просто защитит носителя от пагубных привычек, но и наставит на путь к истине. Ещё одним значением символа Сварожич можно считать помощь в раскрытии талантов, как творческих, так и бытовых. Это может быть как умение невероятно владеть оружием на поле боя, так и умение гадать.
Сварга – символизирует Светлый путь саморазвития, движение сквозь существующие вокруг человека проблемы, изменение привычных устоев. Амулет «подскажет» направление, в котором необходимо двигаться, искать путь к самопознанию, но свою дорогу человек выбирает только сам. Его основное значение – это связь совершенного Духа, который движется сквозь реальность, это прогресс человека. Сварга – прежде всего мужской оберег. Этот символ носят мужчины, готовые совершить что-то значимое для процветания своего Рода. Оберег Сварга может носить и женщина, в том случае, если главной задачей своей жизни она видит духовное развитие. Для женщин лучше всего выбирать этот оберег, если они уже замужем, иначе развитие мужских качеств характера может помешать им создать семью.
Молот Сварога – выглядит мощно, обозначает созидающую силу, исходящую от Бога. Эта сила передаётся и человеку, который носит такой оберег. Таким молотом когда-то Сварог создал орудия труда и подарил их людям; ударами этого молота о камень Алатырь Бог Сварог создал. Молот Cварога — сильный оберег, подходящий мужчине. Молот Сварога – это двухсторонний молот, с ударной частью по двум сторонам, на котором изображены символы. Чаще всего используют знак «Квадрат Сварога» («Звезда Сварога»).
Оберег-звезда Алатырь также является символом Сварога. Он представляет собой мощный солярный знак, обладающий защитной силой. Священный камень Алатырь есть источник всего сущего, из него была Сварогом сотворена твердь земная. Наши предки верили, что при помощи камня или символа боги могут говорить с людьми, поэтому его носили для того, чтобы наладить связь с высшими силами. Одним из значений считается символичное отображение бесконечности Вселенной, ее гармоничности, единство и противостояние добра и зла. Оберегу приписывается множество положительных свойств, в том числе и лечение различных болезней, причем не только физических, но и душевных – депрессий, лени, апатии. Символ способен подарить человеку счастье и благополучие, а также выступать в роли щита от негатива. Оберег Алатырь является универсальным – он отлично подходит и мужчинам, и женщинам, причем не имеет особого значения, из какого материала изготовлен оберег. Самое главное, что его ношение поможет человеку поверить в свои силы и активизировать свой внутренний резерв для борьбы с трудностями.
Изображение и атрибуты бога Сварога
Бог Сварог изображаться может в образе четырёхликом, зрящим во все четыре стороны света, имеющим также четыре руки. Сварог предстаёт нам также как седобородый старец, держащий в руках своих молот кузнечный и посох. Как правило, его изображают в кузне, заносящим молот кузнечный над наковальней.
Атрибутами Сварога считаются дары, которые преподнесены им были предкам нашим, они также имеют отношение к определённому сословию, которому эти дары были даны в помощь:
- Плуг и ярмо даровал Сварог землепашцам, дабы землю возделывать и трудиться во благо Рода нашего.
- Молотом и клещами одарил сословие ремесленников, чтобы могли ковать железо и созидать во благо Рода.
- Секира дарована была воинам, дабы землю родную да Род свой защищали, честь и праведность отстаивали.
- Чашу даровал Сварог жрецам и волхвам, дабы в ней богам подношение осуществлялось ими во время священных обрядов.
Обитель бога Сварога — Сварга всевышняя.
Древом Сварога, так же, как и сына его Дажьбога, является бук и клён.
Птица: Алконост. По преданиям, эта птица — Вестник Богов, разносила повеления Сварога Богам и людям.
Животное: огненный вепрь, в облике которого появлялся иногда Бог Сварог в Явном Мире.
Символ: молот. По легендам, когда Бог Сварог ударял молотом по камню Алатырь, из искр рождались Боги. А если искра попадает в человека, в груди того рождается дар творчества — так и говорят: «искра божья».
Треба (подношение): огонь
Дни, посвящённые богу Сварогу, приходятся на особенные дни года.
Сварожье летнее (29 июня) и Сварожье осеннее (1 октября и череда праздничных дней с 1 по 7 ноября) — дни, когда почитают сварожью силу.
В частности, 29 июня отмечается день Сварога и Лады, чествуют в этот, как правило, самый жаркий день в году небесный огнь ярый. А 1 октября считается, что Сварог покрывает землю листьями павшими, а иногда и первым снегом, природа готовится к зиме, холодам.
С 1 по 7 ноября отмечаются Именины Кузни Сварожьей. Время, когда зима вступает в свои права, и призывает Сварог богов до весны из мира явного к Сварожьей Кузнице вознестись. Также на Масленицу тоже почитается бог Сварог, ибо считается, что открываются врата Сварги небесной, когда светлые боги в явный мир приходят.
3 июня отмечается Трибогов день, когда славят богов Триглава: Сварога, Перуна и Велеса.
На Руси ещё совсем недавно, в конце XIX века, отмечали праздник под названием «Зворожины» («Сварожины») и прославляли в сей день бога Сварога, и почитали предков. На обряде праздничном избирали ведунью — «Зворожью Бабу», которая предсказывала будущее, а также сказ вела о волшебном далёком крае Ирии.
Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта
Продолжаем про язычество. Сегодня поговорим о конкретном персонаже, который известен нам под именем Сварог. Он пригодится для разбора следующей сказки.
Этот мифический персонаж интересен тем, что он упоминается в письменных источниках восточных славян один единственный раз. Что не мешает большинству людей верить, что такой бог был в нашей истории. Давайте разберёмся.
Сразу скажу, что такого в академической литературе я не встречал, поэтому в итоге меня и автора можно закидывать тапками с надписью “фольк-хисторик”. Хотя ничего крамольного в статье по сути нет, но выводы некоторым могут не понравиться. Долбославия не будет!
Для ЛЛ: Сварог является скорее всего привнесенным со стороны богом, так как индоевропейское начало было забыто. При этом название его скорее славянское. В нашем фольклоре он остался в образах Морозко, Деда Мороза и Кузьмы-Демьяна.
Славянское божество Сварог одно из самых загадочных. В первую очередь потому, что наши предки оставили о нем слишком мало сведений. В науке сейчас можно выделить три взгляда на Сварога:
1. Сварог — бог огня, небесный кузнец, связанный с солнцем и огнем, согласно теории Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова.
2. Сварог — просто синоним бога неба Стрибога. Б. А. Рыбаков так и пишет в книге “Язычество Древней Руси”: “Славянский Стрибог расшифровывается при помощи индийского “paterbhagos” — “бог-отец”; синонимичное Сварог объясняется из индийского “Swarga” — “небо”. Этой же теории придерживает лингвист О. Трубачев, который считает, что имя Сварога заимствовали от причерноморских ариев.
3. Бога Сварога вообще не было, как полагает Н. И. Зубов, который считает Сварога не именем божества, а изобретен русским книжником из названия ритуального огня Сварожич.
Тут интересно, что часто боги-кузнецы выступают изначально божествами подземного мира. Однако, как мы можем наблюдать, историки ассоциируют славянского Сварога с небесным кузнецом. Подозреваю, это произошло от сближения/смешения в некоторых традициях Бога-Кузнеца с Богом-Громовержцем или Богом-Отцом.
От этих теорий по популярной и около-научной литературе расходятся представления о Свароге в силу фантазии автор, чем особенно грешат авторы славянского фэнтези и апологеты неоязычества.
Беда в том, что Сварог в русских источниках встречается всего один раз. Это упоминание дает нам надежную точку опоры для исследований. В “Повести временных лет” (Ипатьевская летопись) под 1114 г. приводится обширный отрывок византийской хроники:
И после потопа и после разделения языков “начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Ермия, затем Феоста”, которого и Сварогом называли египтяне. “Когда царствовал этот Феост в Египте, в годы правления его упали клещи с неба, и начали ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели себя воздержанно, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелевал. Поэтому и прозвали его бог Сварог”.
Сам по себе отрывок для нашей темы он неинтересен, так как представляет собой пересказ ”Истории Египта” Манефона и славян не касается. Кто сомневается, тот пусть читает фундаментальный труд М. А Коростовцева ”Религия Древнего Египта”. Но упоминания славянских божеств здесь очень важно. Стоит помнить, что в XII в. память о славянском язычестве еще была жива, что доказывает “Слово о полку Игореве”. А вот греческая мифология была экзотикой, поэтому древнерусский книжник дал пояснения незнакомым греческим божествам, приведя их славянские аналоги, знакомые читателю.
Сварог здесь надежно соответствуют греческому богу-кузнецу Гефесту, а бог солнца Даждьбог назван его сыном. Следует помнить, что средневековые ученые люди знали про античную мифологию, пожалуй, даже меньше, чем современный школьник, прочитавший изложение мифов Куна. Их знания укладывались в простую схему: Зевс — бог, молний, Гефест — бог-кузнец, Гелиос — бог солнца. И ничего более. Вот русский летописец, внес для своего современного писателя понятные мифологические соответствия из славянской мифологии, а заодно и блеснул на века свой ученостью.
Еще известно, что средневековые русские крестьяне под овинами разжигали огонь и молились ему, называя Сварожичем, и что балтийские славяне называли бога Радегоста Сварожичем. Не много. Остается только надеяться на сравнительный анализ индоевропейских параллелей.
Начнем с более близких в культурном плане мифологии балтских племен, тем более славяне жили рядом, а ряд балтских племен вошли в состав русского народа. Литовский бог-кузнец Телявель. Это божество выковало солнце и поместило его на небо. Кроме того, он помощник Перкунаса (бога грома). Литовские исследователи находят в Телявеле хтонические черты и с небом не связывают. Мало того, считалось, что кузнечное ремесло было изобретено демонами. Аналогичен ему другой балтийский бог Кальвис, видимо, одно и тоже что Телявель. Но это очень поздние сведения, зафиксированные в конце языческой эры, причем отрывочные и чужие. Однако, четкая связь между балтийским Телявелем и Сварогом несомненна: оба боги-кузнецы, оба создатели солнца.
В Проблема датирования первых славянских сказок я писал, что славяне и балты долгое время находились в состоянии балто-славянского единства (без разницы, какую именно теорию при этом принимать), а значит и мифология балтов и славян до разделения должна быть схожей.
Обратимся к более древним временам, любимым многими ариям и Ведам (созданных во II тыс. до н . э.). Это бог-кузнец Тваштар с прозвищем ”прекраснорукий”. Интересно, что имя божества произошло от слова ”создавать”, ”производить”, что напоминает происхождение имени Телявеля от ”создавать”, ”рисовать”. Ригведе он упоминается с топором или ножом, а в более поздней Атхарваведе Тваштар уже старец с чашей священного напитка сомой.
А это уже очень интересные детали. Дело в том, что до нас дошли многочисленные каменные идолы скифского времени (VI-I в. до н. э.). Изображают они мужчину с топором или мечом-акинаком, часто с рогом для питья в руках. На идоле Святовита из Збруча мы так же наблюдаем божество с рогом в руке. Мне не кажется это случайным, даже не смотря на большой хронологический разрыв. Но у Тваштара была и темная сторона. Его супруга Дану была из демонического рода асуров и его детьми были чудовища Вишварупа и Вритра. Имя Дану восходит к индоевропейскому корню со значением “поток, река”.
Перенесемся в кельтскую Европу. На континенте мы знаем загадочного галльского бога Суцелла. Известны только изображения с молотом в руке и чашей в другой руке. Атрибуты очень похожи на атрибуты Тваштара и древних скифских идолов. И кажется не случайно. Известно, что супругой Суцелла кельты считали богиню Нантосвельту, от слова ”нант” — река. А вот в Ригведе по одной из версий матерью Вритры называется богиня Дану, мать демонов-асуров. Имя Дану означает ”поток”. Ирландская мифология так же знает Дану, мать-прародительницу божеств. Имя ирландской Дану так же традиционно возводят к индоевропейскому корню “поток, река”. Ирландская Дану – прародительница поколения богов Племя богини Дану, Туата де Дананн. Дану – ”поток” и Нантосвельта – ”река”. Удивительные совпадения. Еще удивительнее, если мы вспомним по каким рекам мы находим скифские идолы с мечом и рогом — Днестр, Днепр, Дон, Дунай — реки того же корня, что имя богини Дану. Перед нами таким образом древняя индоевропейская богиня – мать хтонических змеевидных-асуров (славянских асилков), а Сварог – отец асуров. В русских волшебных сказках асуры-асилки остались как подземные змеи, которых уничтожает главный герой. Эти змеи имеют мать-змеюху и отца-змея, который подобно гоголевскому Вию не может самостоятельно открыть глаза и веки поднимают добры молодцы вилами. Видимо, перед нами древнейшие отголоски индоевропейского мифа о Свароге и асурах, противостоящим небесным богам-девам.
Карта с находками идолов с рогом.
Видимо у скифов был целый культ связанный с богом-с-рогом и его супругой. Река-богиня с именем с корнем -дон и и статуи ее супруга, видимо представляли единый культ. Одна из легенд о происхождении скифов, записанная Геродот, рассказывает что скифы являются потомками полуженщины-полузмеи и Геракла. Это видимо, отголосок древней индоевропейского мифа. Змееногая женщина – это скорее всего богиня Апи. Скифов вытеснили сарматы, а культ остался. А потом пришли славяне и на Днепре ассимилировали сарматское население, получив иранскую культуру в наследство.
В Проблема датирования первых славянских сказок я писал, что к середине первого тысячелетия до н.э. славяне “должны” уже были позабыть многое из общей индоевропейской мифологии в силу естественных причин. Большая часть богов индоевропейской мифологии у них опустилась до уровня низших существ. Поэтому славяне с удовольствием вбирали в себя соседских богов в тех случаях, когда своих не осталось в памяти.
Скифская богиня Апи
Змеевик Владимира Мономаха с изображением змееногой богини.
Этого божественного кузнеца они назвали (или отождествили) с Сварогом. Это был бог-кузнец. Но не небесный, он жил под землей — это было суровое хтоническое божество из семейства асов (в славянской мифологии — великанов асилков, противников богов). Само имя не имеет отношения к индуистской ”сварге” — это выдумка ученых фантастов XIX в., которая благодаря академику Б. А. Рыбакову гуляет до сих пор. Думается, что корень имени Сварог — славянский корень -вар, то есть варить, кипятить. Это прямо намекает на функцию Сварога, как изготовителя священного напитка. А образовалось слово так же как слово ”творог”, ”сапог” и ”острог”.
Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков)
Полагаю, что Сварог как существо был привнесен в славянскую культуру со стороны, хотя в мифологии образ Бога-Кузнеца должен был остаться хотя бы благодаря сказкам. Подробнее здесь – Древние корни индоевропейских сказок и неожиданные выводы. Именно из-за того, что образ оставался, “иностранный” бог легко лег на эти воспоминания, но обзавёлся славянским именем, в отличие от Хорса и Симаргла. Имя Богу-Кузнецу дали по созвучию с “духом огня” Сварожичу – Сварог. Известно также заимствование из славянского в румынский sfarogŭ, švarogŭ “сухой, пылающий”.
Сварог (?) на Збручском идоле.
Христианство вытеснило Сварога святыми Козьмой и Дамианом. Что сохранило нам отзвуки хтонической сущности Сварога — эти святые сковывали реки льдом. Другим образом Сварога в русском фольклоре — это Морозко, страшный дух, который убивает людей морозом, но может и наградить богатыми дарами (богатство — это еще одна отличительная черта хтонических божеств). Еще в XIX в. крестьяне резали кур и приносили в жертву яйца моля Козьму и Дамиана о плодородии.
Сварог (?) на золотой пряжке из Микульцена (Чехия)
А вот самого Сварога мы до сих пор можем видеть каждый год в образе Деда Мороза, вот только нрав у него смягчился за тысячелетия. Кто такой Морозко или Мороз? Перед нами могучий дух или бог, который может вызывать мороз и засыпать землю снегом. Этот образ очень быстро повергся разрушению. Если еще в середине XIX в. этнографы успели записать образ Мороза в виде старика с посохом, то уже в начале ХХ в. этот образ измельчал и память о посохе исчезла. Сказители сами не знали кто это был.
Образ Морозко заставляет нас вспомнить о Кузьме-Демьяне, который сковывает реки льдом и насылает мороз на землю. “Кузьма-Демьян — божий кузнец, дороги и реки кует”, “Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются”, “Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет” – гласят русские пословицы. В основе русских представлений о Кузьме-Демьяне лежит образ бога Сварога, хтонического кузнеца, отца Солнца-Даждьбога. Но почему тогда Морозко держит в руках не молот, а посох?
Сварог был хтоническим богом, то есть суровым богом подземного мира. Как известно со дня Кузьмы-Демьяна в ноябре у русских крестьян начинался период свадеб и свадебных гаданий и ритуалов у девиц. Поэтому можно предположить, что именно в ноябре и происходит действие сказки. Сварога-Мороза крестьяне боялись, так в одной сказке Мороз съел всю пшеницу на поле крестьянина. Поэтому вплоть до ХХ в. русские крестьяне резали для Мороза кур и угощали Кузьму-Демьяна ритуальной пищей.
Это детали, которые отсылает нас во времена венедов (или пшеворской археологической культуры, II в. до н. э. – VI в. н. э.), когда славяне и часть германских племен находились под сильным влиянием кельтской культуры. Кельтским аналогом Сварога был бог Суцелл, которого изображали с котлом в одной руке (у славян образ котла не прижился, его заменил рог) и молотом – в другой. Молот был на очень длинной рукоятке. Но на образ Морозко повлиял не столько образ кельтского бога-кузнеца, сколько его галло-римский вариант, объединенный с римским божеством Сильваном.
Этот Суцелл-Сильван изображался не с молотом, а с посохом. Тогда становится понятна связь Морозко с лесом, потому что Сильван был покровителем леса.
Сильвана римляне представляли стариком. Можно предположить, что именно это божество в эпоху венедов повлияло на образ Сварога и в свою очередь на образ сказочного Морозко.
Таким образом, славянский Сварог – это древнее индоевропейское божество, прародитель асуров, подземный кузнец, изготовляющий для богов священный опьяняющий напиток. На рубеже тысячелетий у славян этот образ испытал сильное кельто-романское влияние, а потом скифо-сарматское влияние и в таком виде вошел в славянский языческий пантеон.
Сварог был хтоническим божеством, противостоящим небесным богам, поэтому в пантеон князя Владимира он не попал, как и Велес. После принятия христианства образ Сварога трансформировался в образ Мороза (Морозко), передав часть функций святым Козьма и Дамиану. В наше время под европейского рождественского образа святого Николая Сварог превратился в новогоднего Деда Мороза.
Боги-Кузнецы присутствуют практически во всех мифологиях мира. Однако их зарождение в разных мифологических системах вряд ли связано друг с другом, хотя внешность этих богов зачастую схожа. Одним из отличительных признаков Бога-Кузнеца является хромота. Существует несколько предположений о хромоте кузнецов из разных мифологий, но самая разумная причина хромоты относится к медно-мышьяковым рудам (впрочем, и к олову) – работа с ними приводит к заболеваниям ЦНС, судорогам или параличам конечностей.
В некоторых культурах Кузнец выступает в качестве змееборца или побеждает водную стихию. Это другой древний миф, о котором поговорим как-нибудь в будущем.
Предыдущие статьи по теме:
Немного о мифах
Сюжеты сказок Древнего Египта в русских волшебных сказках
Василиса Прекрасная и Василиса Прекрасная (окончание)
В начале не было ничего. Пустота и безмолвие. Но родился Род Великий, и это стало началом. И родил он сына своего первого вседержателя Сварога. От искры рождённый, сам он был огнём живым и небесным. И молвил голос Рода:» Твори и рождай мир сей». И тогда Сварог ступил на твердь земную, что полотном безжизненным стелилась под ногами его. Взял он молот свой чудодейственный и ударил о камень Алатырь. И искры посыпались и родились боги первые — Сварожичи.
С любовью неизмеримою ковал новый мир Сварог и что дитя малое оберегал от зла. Сыновья его могучие двигали горы, реки отпускали на волю резвиться водой живой. И Сварог с женою своею ясной и прекрасной Ладой, что Великого Рода берегиней была, учил людей добру-разумению и делам всяким. Но главным из заветов была любовь. Потому как без любви не было бы ничего: Ни мира сего, ни иного, ни самого Сварога, ибо любовь — это жизнь, и дана она великим Родом, чтобы воспевать его в деяниях своих и рождении детей своих. Сварог ступал ногой своей по земле смертных и смотрел, как живут дети его. И когда увидел он, что люди что звери дикие, не ведали добра и зла, и смысла бытия, Сварог дал им порядок и закон. Научил он людей землю возделывать и руду добывать, чтобы орудия для мира и войны ковать. Дал Сварог-бог людям таинство, что творится меж мужем и женою. Научил людей создавать семьи и рождать детей, уважать предков и богов. Поэтому и чтили славяне Сварога, как отца своего и учителя великого, заступника и покровителя, что давал им огонь, горящий в духе человеческом.
Славянский Бог Сварог — тайна имени.
Имя Сварог с древнего санскрита переводится, как тот, кто ходит по небу. Этим именем обозначали путь, которое проделывало солнце на небе в течении дня. Позже это имя обозначало само небо. Если провести параллели между значением самого слова и тем языческим образом, который существовал в славянской мифологии вокруг Сварога, то можно проследить логическую закономерность. Сварог по древним преданиям был рождён Великим Родом из искры божественного огня. Это не божество солнца, но воплощение огня и тепла, что идёт от дневного светила.По утверждению некоторых исследователей, имя божества произошло от славянких слов «свара» и «сварь», что означает наказывающий, карающий. Эта теория тоже имеет право на истинность, так как образ Бога Сварога представляется, как тот что дал закон и порядок миру смертных и научил их жить, отделив их от зверей. Все те, кто пренебрегал его заповедям, был наказуемы божественной карой Сварога.
По легенде бог Сварог был рождён Родом из искры небесного огня. Когда сын Рода спустился на землю там не было ничего, поэтому он взял Алатырь и им взбурлил бесконечное море и сотворил твердь земную. Так родилась Земля. У Сварога был молот, который он сам выковал в небесной кузнице. Этим молотом он ударял всякий раз по Алатырю и рождал своих сыновей: богов Сварожичей да Ратичей, защитников и воинов небесных.
Часто проводят параллели с Сварогом и греческим богом-кузнецом Гефестом, сравнивая их и пытаясь доказать их идентичность. Такие утверждения в корне не верные, так как стоит вникнуть в предназначение этих богов. Гефест в древнегреческой мифологии был лишь сподручным для верховного бога Зевса и ковал для него орудие разрушения и войны- молнии. Гефест повелитель огня-разрушителя. Тогда как, в славянской мифологии огонь — это созидающая сила, что легла в основу мироздания. Славянский огонь Инглия порождает жизнь, любовь и тепло. Лишь зло может обжечься им и сгореть. Сварог не служит какому-то другому божеству, он и есть верховный бог, Отец Небесный. Он повелевает божественным огнём, но не затевает воины, а созидает и творит мир во имя своего отца Рода. Огонь Сварога в наковальне, это огонь, рождающий тепло для людского рода. Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных. То орудие, которое, куётся в его кузнице призвано лишь защищать, когда это необходимо.Сварог это мирный и мудрый бог, что созидает и творит добро. Но он бесконечно силён, когда нужно защитить Род и его продолжение от бесовских сил. Он мирный воин.
Сварог и Лада.
Сварог дал людям порядок и закон. Он научил людей создавать семьи, даровал им таинство супружества. Конечно он сам являлся примером для своих смертных детей. Женой Сварога была богиня-мать Лада. Она является дочерью Великого Рода, который родил её и Сварога, как две силы способные созидать, лишь объединившись. Сварог и Лада — это женское и мужское начало, способное продолжить и преумножить Род. Именно они и создали мир, в котором мы живём. Великие Небесные Мать и Отец.
Сварог выковал для своей супруги первое кольцо и показал этим смертным, что они должны искать своих половинок и создавать с ними семьи, чтобы созидать жизнь и продолжать Великий Род в детях своих.
Сварога называли и Ладом, что подчёркивало его схожесть со своей божественной супругой. Оба были призваны создавать и творить сей мир. По сути, Сварог или Лад, это мужская версия Лады, как она со своей стороны женская версия Сварога. Они оба продолжение своего отца Рода и являются разделёнными на две части, единым целым.
Сварог создатель и покровитель вселенной и всего живого в нём. Он создал и обитель богов Синюю Сваргу, куда уходили души предков и смотрели на потомков своих глазами-звёздами. Воля Сварога гласит сеять добро и душу свою очищать. Он принёс своим смертным детям — людям, законы по которым им надлежит жить в мире Яви. Тридцать три заповеди Сварога подчиняют бытие всех троих миров: Прави, Яви и Нави.
Первое, что завещал Великий Небесный Отец — это любовь и уважение к друг-другу: к своим родителям, супругам и детям. Выражая любовь люди порождают добро во имя Рода своего и небесного. Сварог завещал хранить мужчинам и женщинам хранить верность своим супругам, ибо верность есть спасение от искушений лукавых бесов. Заповеди Сварога так же проповедуют соблюдать чистоту тела и души, держать пост в великие духовные праздники, избегать мерзких и речей. Заповеди гласили жить в мире с другими родами и понапрасну не враждовать, проливая кровь невинных. Ежели дети других родов обращались за помощью и советом, никто не должен был им отказать. Сварог презирал ложь и завещал людям избегать её, не лгать и следовать только пути Истины.Заповеди гласят не отнимать жизнь, ибо не человеком она дарована, а богами. Но нужно защищать землю свою и святыни от врагов, ибо они против воли Рода пошли и возжелали власти и богатства, что не суждено им Небесами.Заповеди запрещали славянам отстригать свои волосы, даже если они были седыми. Ибо в волосах была мудрость прожитых лет и совершённых деяний, и были они продолжением дара богов, что создали человека естественным.Было запрещено силой своей и разумением гордиться перед слабыми и немощными, ибо не любят Боги хвастливых. Сила дарована для того, чтобы защищать слабых и это великий труд, требующий чистых помыслов и смирения.В заповедях говорилось, что нельзя приносить на алтарь богов своих кровавые жертвы, ибо кровь-это смерть, а смерти нет места на алтаре жизни. Нельзя было так же употреблять пищу с кровью, потому как от звериной крови и сам человек забудет себя и станет зверем.Сварог завещал любить природу и с благоговением принимать её дары. Он запрещал наносить вред всему растущему и живущему, потому как природа кормилица рода людского.То, что было неведомо людям, не должно было быть отвергнуто и забыто. Верующий и жаждущий получит разумение и постигнет неведомое, ибо все знания исходят от богов.
Символы и обереги Сварога.
Один самых известных знаков в древнеславянском язычестве — это Звезда Сварога. Иногда её называют Квадратом Сварога или . Данный оберег представляет себе сложное переплетение четырёх лучей, что олицетворяют четыре лика Небесного Отца Сварога и четыре конца света. По иным данным это очаг божественной наковальни, откуда рвутся четыре языка пламени. В центре знака ромб, а он в древности означал засеянное поле — знак плодородия и Матери Сырой земли. В очертаниях Квадрата Сварога можно увидеть и коловрат. Так как Сварог верховный бог-прародитель всего, его знак не может быть простым, он должен сочетать в себе все основные начала в этой вселенной. Данный оберег в древности носили ремесленники, те кто трудился своими руками, ибо Сварог был кузнецом и покровительствовал тех, кто создавал подобно ему. Этот оберег так же носили и женщины, ибо это и знак плодородия и продолжения Рода.
— это знак, который обычно не использовался как отдельно взятый оберег. У него было более сакральное и глубокое значение
.
Оно скорее служило напоминанием для людей о том, кем являлся Сварог, чем оберегом. Крест Сварога — это восьмиконечная звезда с четырьмя основными лучами, каждая из которых делится на две части. Трактовка это знака вероятно может быть такой: наши предки называли Сварога четырёхликим богом, но у него вовсе не было четырёх голов. Это означало лишь то, что они ведает всё что творится в каждом из четырёх уголков мира. Но Сварог создатель не только зримого мира, но и незримого, поэтому каждая из четырёх лучей имеет два ответвления — словно доказательство двухмерности вселенной. Ибо Сварог ведает всё.
является одним из самых известных и сильных древних амулетов славян. Наши предки верили, что после сотворения Бытия, бог кузнец Сварог выковал весь сущий мир, который мы видим сейчас. Некоторые славяне считали, что от сильных ударов Сварога появлялись искры, ставшие после первым поколением богов, а другие считали, что эти искры после стали звездами на небосводе и освещали путь странникам. Также древние славяне считали, что оберег Молот Сварога, купить который можно на нашем сайте заключает в себе огромную силу огня, а бог с легкостью распознает и уничтожит любую неправду, сказанную и сделанную человеком, после чего его ждет страшный гнев Сварога и расплата за деяния.
Сварогъ – Прародитель,всей Сварги Пречистой Хранитель!Славен и Триславен будь!Тебя все – Родно прославляем,к себе Твой Образ призываем!Да неразлучно Ты с нами пребудь!И ныне, и присно, и от Круга до Круга!Тако бысть, тако еси, тако буди!
Сварог одна из центральных фигур в славянской мифологии, занимающая важнейшее место в пантеоне богов. Он считался создателем земли и неба, а также прародителем других божеств. Сейчас я подробнее расскажу про бога огня, бога кузнечного дела, семейного очага, великого воина и небесного кузнеца – про Сварога!
Существует несколько версий происхождения имени «Сварог». Одна из них повествует, что «Сварог» пришло к нам от древнеиндийского сова «сварга» – небо, отсюда значение «божественный», оттого Ирий, который Сварог создал, как рай, также имеет название Сварга. Корень «сва» активно используется в русском языке (сват, сваха, сватья) и имеет очень благоприятное значение, как мы знаем образ девы-птицы матери Сва очень светлый и связанный с благословением и счастливой жизнью. Есть также теория, также имеющая право на жизнь, что имя бога небесного огня произошло от праславянских слов «свара» и «сварь» – наказывать, карать. Сварог дал людям закон и мораль, указал на правильные ценности и образ жизни, а тех, кто его указами пренебрегал он был способен жестоко карать.
Сварога всегда изображали как мужчину средних лет, одетым в простую одежду из льна, с исполинским молотом в руках. Если же шла война, появлялись изображения божества в темных доспехах с большим двуручным мечом. Чаще всего с длинными седыми волосами и бородой.
По древним славянским преданиям, Сварог создал земную твердь из магического камня Алатырь. А от удара молотом по этому древнему камню появились искры, из которых родились первые божества – Стрибог, Семаргл и Даждьбог. Таким образом был создан весь славянский пантеон божеств. Предание гласит, что Сварог и Лада – муж и жена, а ещё главные боги в древнеславянском пантеоне, воплощение мужской и женской силы, от которой произошла наша Вселенная, а также олицетворение семейных ценностей, брака, любви и домашнего очага. Для своей супруги Сварог выковал первое кольцо, и этим указал людям, что они должны искать свою любовь, создавать семьи и продолжать свой род в своих детях. По сути, Сварог и Лада – две половинки единого целого. Когда Сварог ковал, из искр его огня рождались новые боги, Лада же порождала богинь, которые были одновременно её воплощением и продолжением. Сварога и Ладу почитают как покровителей семей – утверждают, что на свадьбах Бог Сварог сковывает судьбы людей в одну, а Богиня Лада приносит в молодую семью любовь и понимание, самые светлые чувства. Древние славяне обращались к Сварогу если желали хороших отношений с родными, крепкой семьи.
Упоминания о Свароге мы находим ещё в самых древних летописях. Сам язык хранит память о Боге Свароге, как об умелом кузнеце, покровителе людей-мастеров – мы и нынче говорим «сварганить» в значении «сделать, создать что-то». Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса и других богов, а руками, он отвечает за материальный мир. Именно поэтому небесный кузнец считался отцом и покровителем ремесленников живущих на земле. На Руси к кузнецам относились с большим уважением, считалось, что благоволение Сварога наделяет их особой, мистической, силой. Объяснение этому заключается в том, что кузнецы изготавливали самые необходимые предметы, без которых сложно было представить быт древних славян. Мастера могли создавать искусные творения из обыкновенных материалов – тут и вспоминался небесный божественный кузнец, который отвечал за создание всего сущего.
Сварог очень способствовал развитию знаний. Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо. К тому же Сварог установил самые первые законы по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину. Ценит Сварог людей умелых и трудолюбивых. Особо близки славянскому Богу-Кузнецу те, кто не просто идет уже изведанными путями, а создает нечто новое.
Основными атрибутами, которые ассоциируются с богом Сварогом считаются молот и наковальня – мистические символы небесной кузницы, где покровитель кузнецов создает все свои творения. В качестве животного, которое связано с этим божеством, выступает огненный вепрь. Считалось, что именно образ вепря принимает Сварог, когда спускается в Явь, то есть на землю к людям.
Еще один неотъемлемый атрибут Отца людей и богов – птица Алконост, которой уже был посвящен один из постов. Это мистическое существо, птица с человеческой головой, считавшаяся посланницей божественных пророчеств. Именно она передавала повеления Сварога другим богам и людям.
Стихия, ассоциирующаяся с богом-кузнецом – Огонь. По былинам, он никогда не гаснет в божественной кузнице. Именно через огонь люди на земле приносили подношения для Сварога. Именно потому что Сварога ассоциировали с огнём, к нему было такое почтительное отношение, ведь огонь для древнего человека был всем.
Существует также ряд символов, которые посвящены Сварогу и использовались в качестве амулетов и оберегов:Конегонь – основной символ бога-кузнеца. Конегонь издревле считался очень мощным талисманом, дарующим своему владельцу защиту и силу. Его форма символизирует безграничную власть Сварога.
Звезда Сварога (другие названия «Кузня» или «Крест Сварога»). Этот талисман часто использовался славянами – считалось, что он позволяет реализовать созидательный, творческий потенциал.
Алатырь – восьмиконечный символ, символизирующий мистический камень, который дал начало миру. Это загадочный и сильный талисман, даже при взгляде на фото такого амулета чувствуется сила и мощь, которую он в себе таит. Алатырь носят при себе те, кто хочет получить сильную защиту от темных сил и действий недоброжелателей.
К оберегам, посвященным Сварогу, славяне обращались, когда требовалось справиться с порчей или дурным глазом, прибавить отваги и смелости, их носили на груди воины, отправляясь на поля сражений. Также их использовали в магических обрядах те, кто хотел укрепить супружеские взаимоотношения. Обычно такие талисманы выполняли из металла, но часто их вышивали на одежде или просто носили с собой маленькие картинки с нужным знаком.
По легенде Ставрог также послал людям заповеди, касающиеся повседневной жизни (однако, неизвестно насколько достоверна эта информация и не является ли она новоделом под влиянием христианства, тем не менее и правда Ставрог положил фундамент укладу жизни славянского человека). Основной завет заключался в том, чтобы относиться с почтением к своим супругам и родителям, в верности супругов друг другу, в отсутствии лжи, стремлении к правде, уважительном отношении к предкам и их мудрости. Природу необходимо было защищать, не губить без особой на то надобности ни растений, ни животных. Отдельное внимание уделялось моральному облику – Сварог заповедовал правильно воспитывать своих детей, прививать им доброту и быть примером праведности и трудолюбия. Строго порицалась гордыня, бессмысленная жестокость и леность.
Самое большое святилище Сварога находилось в польском селении Радогост. Сварогу поклонялись в Чехии, Словакии, где называли его «Рарогом». Балтийские славяне Сварога называли Радгостом, и почитали его как одного из главных богов, атрибутами которого были копья, конь и огромный вепрь, выходивший, согласно поверью, из моря.
Любая кузня по сути уже капище Сварога. При деревянном кумире Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны быть молот и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки, приятные Сварогу — это удары молоточков, звон цепей и завывание огня. Дары Сварогу приносят сыром и творогом. Слово «творог» означает — сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. День празднования его приходится на 14 ноября — Сварожки (день Кузьмы и Демьяна).
О Свароге сохранилось не так много сведений, как хотелось бы. Он не вошел в список «Владимировых» богов, но упоминается во многих древнерусских письменных источниках. Известно, что в славянской мифологии он почитался как бог огня. «Сварогом», или «сварожичем», называли персонифицированный пылающий огонь на алтаре или в домашнем очаге. Вместе с тем культ огня как одной из сил природы продолжает сохраняться в народной традиции до сих пор. Ко времени крещения Руси культ Сварога постепенно отошел на второй план, но полностью не исчез. После принятия славянами христианства, Сварог, как покровитель кузнечного дела, постепенно вытеснился христианскими святыми.
Как было сказано вначале – Сварог одно из самых важных божеств в славянской мифологии и безусловно рассказ о нём требует гораздо больше чем один пост. Легенды о Свароге можно прочитать в телеграм канале группы – t.me/maravestaa
Спасибо за прочтение!