Полумесяц — неполный диск луны, имеющий форму серпа.
Пример рисунка полумесяца — из большого круга вырезана часть, пересекающаяся с малым
Звезда и полумесяц на монете Ардашира III
Украшение в виде полумесяца – не просто красивый аксессуар, а изделие со смыслом. С древних времен наши предки считали полумесяц мистическим символом, олицетворяющим женское начало. Бижутерия и драгоценные изделия в форме луны были обязательным атрибутом образа каждой юной девушки или женщины.
Сегодня интерес к украшениям в виде полумесяца не ослабевает. Великолепные изделия, инкрустированные камнями, и простые символические аксессуары – мастера предлагают широкий выбор самых различных изделий в форме луны.
Оберег Лунница – это не просто красивое украшение, это древний символ, имеющий сакральное значение. Наши праматери использовали украшения не только для того, чтобы выглядеть привлекательнее. С их помощью привлекали определенные энергии, исполняли желания и защищались от недобрых соседей или завистливых подружек.
Тем, кто решил приобщиться к традициям наших предков, следует тщательно изучить свойства оберега, прежде чем покупать его и использовать в своих нуждах. Как подобрать оберег Лунница? Кому можно его носить? Разрешено ли делать татуировку с этим символом? На эти и другие интересные вопросы вы найдете ответы в этой статье.
Лунницы (средний вертикальный ряд) и другие украшения
Полумесяц был особенно популярен в украшениях в викторианскую эпоху (конец 19, нач 20вв)Хотя королева Виктория все еще влияла на моду среди своих более подданных, ее невестка, принцесса Александра, стала законодательницей моды. Именно Александра популяризировала мотивы звезд и полумесяцев, характерные для ювелирных изделий этой эпохи, часто инкрустированные бриллиантами, кораллами, жемчугом, бирюзой или сапфирами.
Полумесяц символизируют женскую лунную богиню, ассоциируются с женским началом. Луна, символ перемен, подобно тому, как она циклически сменяет фазы..Месяц..полная Луна, убывающая Луна и вновь рождение..Это также показало стремление к новым отношениям, которые перерастут в брак, подобно полумесяцу, который в конце концов станет полным. И так до бесконечности, Луна будет убывать, чтобы родится вновь
Сам символ полумесяца берет свое начало в древние времена, в древности верили в духовную силу богини Луны. Полумесяц восходит ко второму тысячелетию до нашей эры и является древнейшим символом, известным человеку. Невесты-викторианки носили броши с полумесяцем, обвивающим цветок в медовый месяц. Эти украшения назывались «броши медового месяца», которые, как говорят, представляют «магию луны и сладкий нектар цветка».
Кому подходит лунный амулет
Древние славяне в качестве первого оберега дарили маленьким девочкам именно Лунницу. Такой подарок не только служил защитой от сглаза и порчи или нападок нечистой силы, но и помогал привить девочке женственность.
Женственность – это такое качество, которое не будет лишним в любом возрасте. Именно по этой причине оберег Лунница может использоваться как молодыми девушками, так и зрелыми женщинами.
Лунница не подходит мужчинам. Им следует носить обереги, отображающие мужские потребности – укрепление силы воли, духа и физической силы, развитие выносливости и обретение мудрости. Все это сполна могут дать солярные символы, а также знаки-атрибуты некоторых славянских богов – например, Перуна.
Лунница по сей день остается именно женским оберегом. Но важно помнить, что представление о роли женщины в обществе раньше и сейчас разительно отличаются.
Если в вашем понимании женщина должна строить карьеру и стоять наравне с современным мужчиной, амулет Лунница может навредить и помешать достижению поставленных жизненных целей. Тем же, кто ощущает критическую нехватку женских качеств в характере, Лунница поможет обрести изящность и мягкость.
Лунница считается исключительно женским оберегом и не подходит мужчинам.
Ношение подобного оберега также положительно скажется на отношениях с мужчинами, поможет стать более привлекательной и наконец привлечь того самого единственного. Отношения с ним будут развиваться спокойно и гармонично, даруя только положительные эмоции. Благодаря Луннице семья будет крепкой и счастливой и никакие разлучницы не смогут разрушить эту идиллию.
Ноябрь 28 2020
Полумесяц со звездой – значение символа, его роль в мире моды
- Ксения
- Обереги, амулеты
- 0 комментариев
Символ полумесяц со звездой особенно популярен в странах, где население исповедует ислам. Он также используется в декоративном искусстве и ювелирных изделиях во всех странах мира, потому что Луна характеризует сезонные праздники. Однако украшения с небесными светилами не принимаются всеми мусульманами – некоторые считают их неисламскими и даже богохульными.
Кому понравится кулон
Кулоны в форме звезды и полумесяца изготавливались ещё до христианства и продолжали носить в средние века. Подобные украшения использовались в течение тысяч лет, считалось, что они делают человека ближе к природе, ко всем стихиям, а также развивают интеллект. Подобными свойствами наделяют символ в виде солнца.
Звезда на фоне растущего месяца приносит силу тому, кто переживает непростые времена, либо нуждается в потоке жизненной энергии для решения сложных задач.
Кулон с такой символикой нужно купить девушке, которая собирается отправиться в путешествие, или тому, кто хочет немного позитива в своей жизни. Символ повсеместно используется в ювелирных изделиях, татуировках, искусстве и литературе для обозначения целого ряда позитивных концепций. Типичный знак полумесяца имеет закруглённую форму.
Немного истории
На ранних стадиях христианства, когда римляне преследовали тех, кто следовал этой религии, кулоны с природной тематикой были способом идентификации верующих людей, христиане носили их, чтобы определять «своих». Они оставляли в своих домах сувениры в форме полумесяца со звездой, либо надевали украшения. В результате брат-христианин, если попадал в такой дом, знал, что жилище безопасно и он может использовать его как убежище.
Значение талисмана
Растущая или убывающая луна напоминает якорь, удерживающий суда в штормовую погоду – эта особенность сделала её символическим объектом. Наличие якоря во время плавания означает, что вы никогда не будете дрейфовать или сбиваться с пути. Поэтому считается, что украшения и заколки в форме звезды возле луны сохраняют душевные силы, придают спокойствие, помогают развить интеллект.
Вот ещё некоторые из значений:
- Растущая луна символизируют надежду и позитивный настрой. Неважно, какая сегодня погода, просто держись, жди и работай – все усилия окупятся вдвойне.
- С луной и звёздами также ассоциируются вечная любовь и верность – полумесяц непоколебим, он крепко держится на одном месте (на небе). Он не исчезает, когда погода становится сырой или появляется туман. Это символ сильной, устойчивой и преданной любви, когда человек глубоко связан с другим. Поэтому ювелирное украшение с таким атрибутом станет хорошим подарком для девушки.
Полумесяц в мире моды
Учитывая символику небесного светила, в нём есть что-то для каждого, что нужно ценить.
Когда речь заходит о драгоценных камнях, они часто являются историями, а не камнями. Любой человек из мира моды знаком с полумесяцем, трендом, который впервые использовали в ар-деко. Конечно, во Франции или в других странах некоторые люди сначала думали об арабских странах. Это также символ, который эволюционирует, поэтому дизайнерам очень нравится тот факт, что он может эволюционировать и вместе с украшениями.
Они на седьмом небе от счастья из-за загадочной формы. Его циклическая природа несёт в себе духовную значимость для всех религий и культур, представляя собой новые начала, рост и течение времени.
Картинка в виде луны и звёзд стала ослепительной тенденцией нейл-арта. А украшения делают девушек похожими для богинь из мифологических легенд.
Эта древняя женственная энергия также проявилась в виде ювелирных амулетов и талисманов. Полумесяц известен как женский символ, потому что он связан с рождением и плодородием, а также интуицией, экстрасенсорными способностями, творчеством и мудростью, которые связаны с женственностью.
Лунница — аутентичный амулет древних славян, один из самых распространенных в археологических находках. По форме представляет собой серп Луны с рожками, направленными чаще всего вниз, но встречаются и вверх.
Лунницы были распространены на огромной территории — России, Украины, Белоруссии, Восточной Европы, известны еще с первого тысячелетия до нашей эры и не потеряли свою популярность и в наши дни.
Лунницы носились на шее в составе ожерелий или самостоятельно, по отдельности и целым набором, крепились к поясу или головному убору. Этот символ так же изображался в вышивках и в резьбе по дереву, украшающей дома.
Рисунок на лунницах бывает нескольких видов. Один из самых распространенных — жизненный цикл луны, в центре изображен знак Мары — треугольник, расположенный вершиной вниз и символ полной луны, в левом углу лунницы — символ молодого месяца, а в правом — символ стареющего месяца. В промежутках между ними нанесены риски, соответствующие количеству дней в лунном месяце (количество считается по рискам, поднятым вверх, и опущенным вниз). В итоге рисунок представляет собой схематичный лунный календарь.
«Лунница» датирована 8-ым – 11-ым вв., изготовлена литьём из меди. Найдена в Новгородской области России.
Аналогичные «лунницы» распространены по Руси повсеместно:
Слева сверху – «лунница» радимичей; слева снизу – «лунница» из Владимирских курганов, 10 – 12 вв. (по М.В. Седовой); справа сверху – «лунница» 10 – 13 вв.; справа снизу – копия «лунниц» радимичей, г. Воротынск и вятичей, р. Высса.
Правда у этого рисунка существует и другая трактовка: верхняя дуга лунницы — небесный свод, нижняя — земля, между ними косые линии дождя. Иногда к луннице подвешивается крестообразно расположенные квадратики, которые, как считают историки, символизировали землю. Иногда эти квадратики земли изображались посреди самой лунницы. Этот знак символизировал не только плодородие и, как следствие, изобилие, но и материнство.
Подвешенный к луннице крест, как считают историки, символизирует солнце.
Встречались варианты, когда лунница сама подвешивалась в центре кольца, либо в круглом диске контуры лунницы прорезались, и это объяснялось, как луна внутри солнца — символ славянской космогонии. Солнце и Луна представлялись божественными супругами, и их покровительство супружеским парам приносило благополучие и защищало от внешних опасностей.
Бытует мнение, что лунница была исключительно амулетом ведьм, но это не так, слишком большое распространение она имела, можно смело предположить, что ее носила каждая вторая женщина. Также есть мнение, что лунницу можно было носить только замужним женщинам. На этот счет мнения историков расходятся.
В захоронениях XII-XIII веков встречаются ожерелья, на которые подвешены лунницы, христианские кресты и иконки с изображением Богородицы. Это опять же свидетельствует о том, какую важную роль играла лунница в сознании славян, что христианская символика не вытеснила ее, а слилась с ней.
Замечу, что несмотря на то, что лунницы считаются исключительно славянским символом, распространены они были не только у славянских народов, но и на всей территории передвижения индо-европейских племен.
В частности, лунницы найдены при раскопках в знаменитом кельтском Ла-Тене (Австрия), давшем кельтологом гигантское количество информации. Заметьте, что именно оттуда к нам пришел еще один вид лунниц — трехрогие, лунницы, у которых посередине есть еще один рожок.
Эта трехрогая лунница изготовлена по мотивам находки в Ла-Тен. Она относится к инвентарю из погребения знатного галла и датируется первой половиной V в.
Оригинальная лунница изготовлена из золота и украшена вставками из альмандина. Представляет собой подвеску в форме лунницы с петелькой на верхнем крае и с треугольным выступом в центральной части выреза, обрамленную рифленой проволокой, украшенную группами зерни и тремя вставками из альмандина – одной миндалевидной и двумя круглыми. В настоящее время хранится в ГМИИ г. Москвы.
Лунница считается женским амулетом, символом луны и богини Мары. Она помогает женщинам, девушкам и девочкам, оберегает их, служит мощным защитником от злых духов, сглаза, проявлений нави, повышает привлекательность, притягивает женское счастье. Нося лунницу на груди, женщина подключается к энергии женского аспекта Вселенной. Кроме того считается, что лунница оберегает не только свою хозяйку, но и ее семью, особенно детей. Лунница постепенно меняет энергетику женщины, ее семьи и дома, приводя все это в гармонию, внося в жизнь размеренность, порядок и комфорт. У обладательницы лунницы повышается интуиция, она становится более мудрой и рассудительной, спокойной и уверенной в себе. Повышаются магические способности. Обладательнице лунницы богини подсказывают лучшие выходы из ситуации, защищают ее от невзгод, дают источник любви и вдохновения. Повышается женская сила, сексуальность, привлекательность. Постоянное ношение лунницы превращает женщину — в Женщину с большой буквы.
Хочется добавить, что наши мастера с Ярмарки создали огромное количество великолепных, удивительных, фэнтезийных, аутентичных лунниц — просто заглядение, и глаза разбегаются.
Уход за украшением в виде полумесяца не отличается существенными особенностями. Лунницу необходимо регулярно очищать (не менее 1 раза в месяц), используя подходящие вещества с учетом материала изготовления.
Девушкам и женщинам, которые приняли решение носить Лунницу и верят в ее сакральный смысл, следует учитывать:
- амулет-полумесяц способствует развитию исключительно женских черт характера (мягкости, нежности, покорности) – для девушек, стремящихся к карьерному росту, он может стать препятствием на выбранном пути;
- талисман, принадлежащий негативно настроенной, делающей другим зло женщине, оборачивает силу против своей же владелицы.
Украшение-полумесяц требует регулярной чистки, для этого его достаточно подержать под проточной холодной водой.
Видеоматериалы по теме:
Украшение в виде полумесяца – символический оберег Лунница
Украшение в виде полумесяца по верованиям наших предков – оберег для женщин, приносящий изобилие, олицетворяющий пробуждение женской энергии и интуиции. Обладательницы этого символического аксессуара обретают внутреннюю гармонию, спокойствие и умиротворение.
Главное свойство Лунницы (именно так называется оберег в форме луны) – собирать и передавать своей владелице энергию луны, которая помогает раскрыть чисто женские качества. Девушки и женщины, которые, не снимая, носят Лунницу, обретают житейскую мудрость, мягкость, женственность, красоту и привлекательность для противоположного пола, что помогает создавать (укреплять) семью, уютный быт, сохранять женское здоровье, вынашивать и рожать здоровых деток. Сила Лунницы распространяется и на детей ее владелицы, защищая их от негатива и болезней.
Примечательно, что Лунницу могут носить девочки с самого рождения – им лунная энергия помогает максимально развить таланты.
Изготавливалась подвеска-полумесяц в самых различных вариантах и из разнообразных материалов (дерева, железа, бронзы, олова, латуни, золота), но серебро традиционно считается лучшим металлом для такого оберега.
Объединение с крестомПравить
Лунный амулет присутствовал в повседневной жизни множества древних народов, включая славян. Выполненный в несколько разных формах, этот оберег во всех культурах одинаково связывался с женским началом. Ведь именно луна ассоциировалась с тайными знаниями, которые обычно так стремились постичь женщины, чтобы погадать на любовь, привлечь суженого или защитить близких от грядущих опасностей.
Лунный амулет во всех культурах связывался с женским началом.
Обереги, аналогичные славянской Луннице, встречались и в Древнем Египте, и у Восточных народностей. У последних Лунница обычно была с широкими рожками, но на Руси более широкое распространение получила Лунница с узкими дугами. Наши предки считали этот оберег символом богини Макоши, отвечающей за человеческие судьбы, урожай и сохранность семейного очага.
Больше о богине Макошь и еще одном популярном женском обереге читайте здесь.
В те времена Лунница, как и большинство других оберегов, в основном носилась в виде украшения. Однако довольно часто она встречалась и в виде узоров на женской одежде.
Как выглядит Лунница
Славянский оберег Лунница изготавливается в виде лунного серпа. Но, в отличие от небесного тела, направляет свои рожки не влево, а вниз. Количество дужек древнего оберега может отличаться. Кроме того, иногда он дополнялся еще одним символом, имеющим отношение к совершенно другой религии – крестом. Но при этом вариант изображения дужками вниз всегда оставался неизменным.
Согласно верованиям наших предков, лунный амулет обязательно должен содержать на себе специальные знаки. Им уделялось гораздо больше внимания, чем форме самого оберега. Метаморфозы с формой приводили к видоизменению значения, а изображения на поверхности в корне изменяли смысл, заключенный в украшение-оберег.
Косые линии на луннице у древних славян символизировали дождь. Они связывали это природное явление с плодородием.
Зачастую на Луннице изображались:
- косые линии;
- точки;
- солнце и луна;
- три треугольника;
- кресты;
Каждый из этих элементов имел свое значение:
- Косые линии означали дождь. Древние славяне связывали это природное явление с плодородием.
- Точки имели несколько толкований. Первое – это зерно, а второе – дни лунного месяца.
- Солнце и луна символизировали гармоничное взаимодействие женского и мужского начала. Оберег с такими символами считался более сильным, чем обычная Лунница, наполненная исключительно лунной, женской, энергией.
- Треугольники скрывали в себе главные лунные фазы. Боковые означали убывающую фазу луны и новолуние, а треугольник в центре олицетворял полнолуние, а также символ Великой Ткачихи – Макоши.
- Крест символизировал христианство. С точки зрения логики подобное смешение религий не совсем понятно. Но во времена, когда язычество и вера в Христа смешались в сердцах людей, этот двойной оберег считался очень мощным защитником.
Астрология и алхимияПравить
Полумесяц, лунный серп в изобразительном искусстве — форма, образованная двумя дугами окружностей или овалов, обращённых выпуклостями в одну сторону и имеющих две точки пересечения (концы полумесяца, кончики его «рогов»).
Татуировка в форме Лунницы
Древний лунный знак можно использовать не только как нательное украшение, но и в качестве татуировки. Тату Лунница будет приносить в жизнь женщины лишь гармонию, а потому не сможет навредить ей, как некоторые мужские символы.
Тату Лунница на запястье поспособствует сохранению домашнего очага и созданию атмосферы уюта в семье.
Прежде чем отправляться к мастеру и набивать татуировку, задумайтесь о том, как именно вы хотите изменить свою жизнь.
От того, где будет нанесен рисунок, зависит его воздействие на человека:
- рисунок на плече или предплечье поможет развить навыки ясновидения;
- Лунница на бедре усилит вашу сексуальную энергию, что поможет добиться большего внимания от противоположного пола;
- обережный знак на запястье поспособствует сохранению домашнего очага и созданию атмосферы уюта в семье;
Также рекомендуем обратить внимание на пол татуировщика. Это совсем не обязательно, но, если делать татуировку будет женщина, это поможет дополнительно зарядить рисунок-оберег женской энергетикой, усилив его магическое значение.
Религиозная и политическая символикаПравить
Символ растущей Луны также ассоциируется с иконографией индуизма. Его носит Шива в своей причёске. Полумесяц — сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом.
Является частью символа соёмбо изображенного на флаге и гербе республики Бурятия.
Античность и христианство
Крест, снятый с главы Дмитриевского собора во Владимире и заменённый в 2002 году копией
Полумесяц (цата) под крестом характерен для наверший многих русских храмов ещё с древнерусского периода. Этот полумесяц не имеет отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали ещё древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие, до столкновения с мусульманами.
В Византии тех времён цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.
В иконографии цата участвует как элемент святительского облачения святителя Николая Чудотворца, а также встречается на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Из этого можно заключить, что цата на кресте связана с Христом в его роли Царя и Первосвященника. Крест же на куполе храма напоминает о принадлежности его Царю царствующих и Господу господствующих.
Из ранних времён христианства можно проследить ещё одно значение креста с полумесяцем. В посланиях апостола Павла есть рассуждение о том, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18—6:19). Это одновременно и символическая защита от поругания язычниками и знак избавления от последствий греха, знак прибытия корабля церковного в тихую пристань жизни вечной через бурные волны краткой земной жизни.
Стоит также отметить, ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ. В битвах времен раннего ислама в качестве знамен использовались прикреплённые к шесту однотонные куски материи.
На флагах и гербах
Красный полумесяц — одна из эмблем Международного комитета Красного Креста, принятая во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов в Османской империи, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами.
- Ю.В. Арсеньев. Геральдика. Лекции читанные в Моск. архелог. инст. в 1907-1908. Изд: А.С. Снегирёвой. М. 1908. Луна. стр. 184.
- Alchemy and Symbols, By M. E. Glidewell, Epsilon.
- ↑ 1 2 3 4 Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма Архивная копия от 7 сентября 2018 на Wayback Machine // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. — М.: Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
- Полумесяц в основании Креста? Статья на Православном Мире. Дата обращения: 8 декабря 2009. Архивировано 21 мая 2010 года.
- Хамайко Н. Древнерусские лунницы XI—XIII вв.: проблема происхождения и семантики Архивная копия от 17 июня 2018 на Wayback Machine // Наукові записки з української історії : Збірник наукових статей. — Вип. 20. — Переяслав-Хмельницький, 2008. — С. 319—338.
- Michael G. Morony Iraq After the Muslim Conquest. Gorgias Press LLC, 2005. pp 39-40
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Например, в Месопотамии его можно обнаружить на стеле шумерского царя XXII в. до н. э. Ур-Намму. См. Jeanny Vorys Canby, The «Ur-Nammu» Stela, University of Pennsylvania Museum of Archaeology, 2006, p. 18. В древних Центральной Азии и Индии — на монетах Чаштаны (I—II в. н. э.). См. H.H. Dodwell (Ed.), The Cambridge Shorter History of India, Cambridge University Press, 1935, p. 83. Хорошо известны примеры использования звезды и полумесяца в эпоху Сассанидов.
- Текст оригинала Архивная копия от 13 декабря 2005 на Wayback Machine:
«The crescent is symbolic of the beginning of the lunar month according to the Muslim calendar. It brings back to our minds the story of Hijra (migration) of our Prophet Mohammed from his home in order to spread Islam and teach the principles of right and virtue. The Star represents our smiling hope, the beauty of aim and object and the light of our belief in God, in our country, its dignity and honour which illuminate our way and puts an end to darkness»
Значение оберега
Значение оберега Лунница проще всего понять, разобравшись в том, что, по мнению славян, должна была представлять собой женщина.
Их видение сильно отличалось от современного, где взаимоотношения между двумя полами изменились. Невзирая на то, что часто мужчины продолжают быть кормильцами и защитниками семей, многие женщины практически наравне работают с ними и даже осваивают чисто мужские профессии. У древних славян же женщина должна была продлевать род и заботится о семье и доме.
Строя карьеру, представительницы прекрасного пола сегодня нередко упускают из вида заботу о семейном очаге. Лунный амулет, посвященный древнеславянской богине Макошь, помогает восполнить то, чего недостает женщине, забывшей о женственности, нежности и семейном уюте.
Лунница поможет представительницам прекрасного пола стать более женственной, мягкой, спокойной и мудрой.
Этот оберег помогает:
- забеременеть и родить крепкого здорового малыша;
- чувствовать себя бодрее во время вынашивания ребенка;
- раскрыть в себе женские качества – стать более мягкой, спокойной и мудрой;
- заботиться о семейном благополучии, поддерживать атмосферу тепла и взаимопонимания;
- открыть в себе новые таланты – творческие (рукоделие) или даже магические (дар предвидения);
- защититься от негативного воздействия завистников и энергетических вампиров.
Свойства оберега Лунница лучше всего проявятся, если носить его с детства. В силу своей несформированности характер девочки лучше поддастся корректировке.
Полумесяц с человеческим лицомПравить
- Весёлые ребята (1934)
- Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (мультфильм) (1951)
- Украденный месяц
- Муми-Дол, серия «В Муми-дол приходит осень»
СсылкиПравить
В XIX веке Османская империя стала использовать флаг с белой звездой и полумесяцем на красном фоне («Ай-Улдуз» или «Ай-Йилдыз»). Этот флаг и поныне используется в качестве официального флага Турецкой Республики. Другие государства-преемники Османской империи (Ливия (с 1951 г. по 1969 г. и после 2011 г.), Тунис (с 1956 г.) и Алжир (с 1958 г.) и др.) также использовали этот символ на своих флагах.
Полумесяц символизирует начало лунного месяца по мусульманскому календарю. Это напоминает нам историю хиджры (миграции) нашего Пророка Мухаммада из его дома, чтобы распространять Ислам и учить принципам добродетели. Звезда олицетворяет улыбающуюся нам надежду, красоту и свет веры в Бога в нашей стране, которая освещает наш путь и дает конец тьме.
Символ «звезда и полумесяц» в Unicode — U+262A:
Историография и семантикаПравить
В. В. Гольмстен была первой, кто комплексно рассмотрел проблему происхождения, периодизации и типологии древнерусских лунниц. Она считала эти украшения предметом арабского влияния и даже импорта. Гольмстен указывала на возможность апотропейной функции лунниц. А. В. Успенская отметила процесс эволюции форм лунниц и обратила внимание на их связь с культом луны. Б. В. Сапунов рассматривал крестовключённые лунницы как отражение древнерусского религиозного синкретизма.
Ж. Бланкофф выстраивает эволюционную цепь лунниц на территории Европы, начиная с бронзового века, и возводит их к малоазийским прототипам. Возникновение древнерусских лунничных украшений исследователь относит к догосударственному периоду и предполагает, что они были заимствованы из Византии посредством Крыма, на территории которого лунницы и литейные формы для их изготовления датируются VІІІ—ІХ веками. Сведя все лунницы Европы в единую традицию, Бланкофф выделяет их как языческий символ, бытовавший от эпохи бронзы до ХІІІ века и в ХІ—ХІІ веках трансформировавшийся в символ Богородицы.
Ж. Бланкофф и С. В. Пивоваров рассматривают связь древнерусских лунниц с почитанием Богородицы. Это предположение основывается на католическом иконографическом сюжете, в котором Святая Мария изображается на тонком серповидном полумесяце. Более древний тип католической иконографии Девы Марии именуется «Луна» (Luna). Образ известен с VII—VIII веков и становится распространенным в XI—XII веках.
Г. Атанасов обратил внимание на отсутствие лунниц в достоверно славянских археологических культурах VІ—VІІІ веков на фоне их наличия у многих соседей, включая христианскую Византию. На основании этого исследователь высказал сомнение относительно языческой семантики славянских лунниц. С. С. Рябцева считает лунницы античным наследием и унифицирует их эволюцию от первых веков н. э. до эпохи развитого Средневековья в пределах Центральной и Восточной Европы. По мнению Н. В. Жилиной, декор филигранных лунниц отражал общеславянские языческие представления, но в Х веке он в большей мере исполнял декоративную функцию, поскольку весь сканно-зернёный убор этого периода подчинялся идее престижности атрибутов древнерусской знати.
Серебряные штамповано-филигранные лунницы из богатых уборов обильно украшены зернью, отличаются большими размерами (шириной до 15 см) и тонкой работой. Но уже в середине Х века их копируют литые образцы меньших размеров с имитацией орнамента. Широкое распространение литых бронзовых лунниц в рядовых восточнославянских погребениях конца Х—XI веках позволила В. В. Седову отнести лунницы к обязательным элементам женского убора северян, вятичей, радимичей и ильменских словен. Этот факт часто интерпретируется как свидетельство важного значения лунниц в качестве символа в славянских языческих представлениях.
Согласно результатам этнографических исследований в Испании, Италии и Португалии, охранительные функции лунничных амулетов, широко распространённых в этих странах вплоть до начала XX века, обычно связаны с образом Девы Марии. Сами эти амулеты здесь сохраняли типичные формы серповидных и остророгих лунниц, что привело В. Хильдбурга к выводу об их римских истоках. Связь лунниц с образом Мадонны исследователь объяснял иконографическими образами и упоминанием Богородицы и луны в Святом Писании.
ПрочееПравить
- Название города Хило на Гавайях означает полумесяц.
- Логотипы DreamWorks Pictures и DreamWorks Animation используют полумесяц как основной элемент.
- Новый Орлеан имеет прозвище Город-Полумесяц, а полумесяц, или полумесяц со звездой, используются как официальная эмблема города. Основано это название на форме старого города на восточном берегу реки Миссисипи.
- Расположен на гербе ирландского футбольного клуба «Дроэда Юнайтед».
- Также расположен на флаге американского штата Южная Каролина.
- Мнемоническое правило: если к месяцу пририсовать палочку и в этом случае получится буква «р», то месяц — «р»астущий; а если он напоминает букву «с» — месяц «с»тареющий.
Как правило, оберег Лунницу носили в виде нательных украшений. Иногда это был самостоятельный элемент – например, кулон на шнурке или серьги. В некоторых случаях подвеска выступала дополнением к основному украшению. Ее крепили к бусам или к поясу. Бытует мнение, что кокошник, служащий головным уборам девушкам и женщинам, – также разновидность оберега Лунницы.
Портрет женщины в кокошнике, художник Орлов Пимен Никитич.
Но последний вариант совсем не подходит современным женщинам, ведь в наш век подобные головные уборы находят свое применение разве что на сцене театра. Куда более практично носить Лунницу в виде кулона на шнурке или сережек.
В старину этот оберег изготавливали из самых разнообразных материалов:
- дерева;
- железа;
- бронзы;
- латуни;
- олова;
- серебра;
- золота;
Как видите, среди них явно преобладали металлы. На то, из какого материала покупался или изготавливался оберег, влияли не личные вкусы, а классовая принадлежность. Люди победнее выбирали Лунницу из дерева, олова и железа. Богатые же предпочитали более изысканные материалы.
Не стоит экономить, приобретая оберег. Но и пыль в глаза пускать тоже не нужно – языческие боги не любят злых и хвастливых людей. Помните, что золото не сделает оберег сильнее, хоть и придаст ему статуса во внешнем облике.
Лунница тесно связана с лунной энергетикой, поэтому самой подходящей для нее основой станет серебро. Этот металл издревле связывают с ночным светилом, приписывая ему не только свойства проводника лунной энергии, но и умение отгонять зло во всех его проявлениях.
Приобретя оберег, очистите его с помощью соли или родниковой воды, а затем оставьте заряжаться на несколько ночей под лунным светом. Ритуал активации проводите только на растущую, близкую к полнолунию, луну. Так амулет пробудится и сможет привнести положительные изменения в вашу жизнь.
Виды оберега
Женский оберег Лунница, всегда изображался в виде полумесяца с опущенными вниз рожками, но при этом мог быть изготовлен в нескольких вариантах.
Основными считаются три вида изображения Лунницы:
- узкорогая;
- широкорогая;
- трехрогая Лунница;
Лунница с узкими рожками зачастую была украшена линиями и зигзагами, а широкорогий оберег преимущественно содержал орнамент в виде растений.
Заколка для волос с трехрогой Лунницей из дерева.
Среди перечисленных вариантов оберега последний имел самое большое количество толкований. Стоит упомянуть не только триединство мира в старославянском представлении, но и связь трех времен и поколений Рода – прошлого, настоящего и будущего, а также предков и наследников. Еще один символический вариант – это лунные фазы: убывающая луна, растущая и полнолуние.
Более поздним вариантом оберега, появившимся в результате смешения двух вер, стала замкнутая Лунница. Эта разновидность оберега имеет три дужки. Две крайних словно бы замыкаются в круг, а центральная являет собой крест.
Подобное смешение религий расходится с мнением специалистов о несовместимости языческих и христианских древних символов. Однако в этом нет ничего странного, ведь эта модификация появилась на свет в момент, когда христианство стало одерживать первенство над язычеством, но последнее еще не отошло в прошлое.
РаспространениеПравить
Согласно выводам Хамайко, в Х—XIII веках параллельно с видоизменением формы и декора, широкорогие лунницы вытесняются новыми типами — остророгими, круторогими, замкнутыми, крестовключёнными и др. Эти типы имеют прямые византийские прототипы, в свою очередь восходящие к римским лунницам III—IV веков. Эволюция лунниц может быть сравнима с распространением амулетов-змеевиков, число находок которых на территории Руси на несколько порядков превышает число их византийских прототипов.
Геральдика и мифологияПравить
- Полумесяц, как геральдический символ прослеживается в древних верованиях славянских народов.
- В английской и канадской геральдике полумесяц означает младшую линию, второго сына.
Расположен на гербах: Тернополя, Остоя, Тржи Гвязды, Круневич, Гарчинский, Бойомир, Булат, Тржаска, Дулич, Шелига, Деспот, Мурделио, Корибут, Дрогослав, Лахницкий, и др.
- ↑ 1 2 3 4 Большая советская энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Хамайко Н. Древнерусские лунницы XI—XIII вв.: проблема происхождения и семантики Архивная копия от 17 июня 2018 на Wayback Machine // Наукові записки з української історії : Збірник наукових статей. Вип. 20. Переяслав-Хмельницький, 2008. С. 319—338.
- Сапрыкина И. А. Ювелирные украшения Дьяковской культуры : по материалам памятников бассейна Москвы-реки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Архивная копия от 1 декабря 2018 на Wayback Machine. М., 2006.
- Сыроватко А. С. Дьяковская культура в юго-восточном Подмосковье. Материалы и исследования по археологии Коломны и Коломенского края Архивная копия от 5 июня 2018 на Wayback Machine. М. 2009.
- ↑ 1 2 3 Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма Архивная копия от 7 сентября 2018 на Wayback Machine // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. М. : Языки славянских культур, 2006. С. 225—258.
- Покровская Л. В. Привески-лунницы с Троицкого раскопа (хронология) // Археологические вести. № 28. 2020. С. 152—159.
- Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Форум : Неолит, 2014. С. 92, 361.
- Рябцева С. С. Древняя Русь — Моравия — Дунай (одно из исследовательских направлений на кафедре археологии ЛГУ) Архивная копия от 6 ноября 2021 на Wayback Machine. В: Тихонов И. Л. (отв. ред.). Университетская археология: прошлое и настоящее. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию первой в России кафедры археологии. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2021. С. 41—48
Как правильно выбирать и с чем носить женское украшение-полумесяц
Украшение в виде полумесяца – исключительно женский аксессуар. Оно станет не просто великолепным приобретением, но и отличным символическим подарком для дочери, мамы или подруги.
Лунница создается в виде полумесяца с рожками, обращенными вниз или вверх. Этот талисман может быть в виде сережек, колец, подвесок, выступать элементом броши или любого другого женского аксессуара.
Носить украшение-полумесяц можно везде – на шее, на одежде, прикалывать к личным предметам. Важно, чтобы Лунница постоянно была со своей владелицей, при этом скрывать ее от посторонних взглядов не нужно.
Современные мастера предлагают широкий выбор украшений в виде полумесяца: недорогая бижутерия, ювелирные изделия из драгоценных металлов с камнями и без них, авторские работы, изготовленные по индивидуальным характеристикам заказчика.
Всем, кто приобретает Лунницу не просто в качестве красивого аксессуара, а символического оберега, нужно понимать: стоимость амулета-полумесяца не имеет значения и не влияет на его силу, а лучший металл-проводник лунной энергии – серебро, поэтому серебряные женские талисманы с давних времен считаются самыми мощными амулетами.
В астрономииПравить
Астрономически корректная форма фазы Луны, называемой «полумесяц». Темно-серая часть рисунка
Полумесяц, серп в астрономии описывает фигуру, образованную освещённым несамосветящимся сферическим (а иногда и телом иной формы) телом и наблюдаемую как «часть диска». Математически, подразумевая, что линия терминатора проходит по большому кругу сферы, получается фигура, образованная полуокружностью и полуэллипсом, большая ось которого совпадает с диаметром полуокружности.
Из всех небесных тел наиболее известен серп Луны, некоторые люди невооружённым глазом видят в соответствующем положении серп Венеры.
Направление «рогов» («вершин», углов, образованных дугами) традиционно связывается с двумя различными состояниями:
- «растущей» («молодой», «полнеющей») Луной. Выпуклость серпа направлена вправо в Северном полушарии Земли, рога — влево.
- «уменьшающейся» («старой», «худеющей», «ущербной») Луной. Выпуклость серпа направлена влево в Северном полушарии Земли, рога — вправо.
При наблюдении из Южного полушария Земли фазы луна выглядят зеркально отображенными, направления изменяются на противоположные.
В русской традиции существует простое мнемоническое правило для определения фазы Луны: «Если луна в виде буквы С, значит луна „стареющая“, а если в виде дужки от буквы Р — „растущая“». По-французски они, соответственно, называются d (от слова dernier — последняя четверть) и p (от слова premier — первая четверть). В Южном полушарии больше подходят Diminuendo и Crescendo.
ЛитератураПравить
- Андреева Р. П. // Энциклопедия моды. — СПб.: Издательство «Литера», 1997. — С. 236. — ISBN 5-86617-030-2.
- Гольмстен В. В. Лунницы императорского российского исторического музея имени императора Александра III. — 20 с. (Отдельн. оттиск из «Отчета» Ист. Музея за 1913 год).
- Родинкова B. E. Подвески-лунницы Козиевского клада (к постановке проблемы раннесредневековых лунниц) // Краткие сообщения Института археологии. — М. : 2003. — Вып. 215. — С. 6—19.
- Вострокнутов А. В. Подвески-лунницы родановской археологической культуры // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 22 (351). — С. 8—17.