В преддверии Нового года дети пишут письмо Деду Морозу, который исполнит все их желания. Но был ли этот персонаж всегда положительным и добрым? История Деда Мороза очень интересна и отношение к нему менялось кардинально на протяжении истории.
Славянский Морозко
Наши предки поклонялись богам, которые, как верили древние, помогали людям в земледелии, охоте, рыбалке. Многим прекрасно известно о древнегреческих, индийских, дальневосточных Богах. А какие же Боги были у славян? Как раз одним из них был наш любимый Дедушка Мороз.
Еще в древних славянских сказках встречается этот персонаж. Там его описывают, как Бога Зимы и Мороза. В произведениях ему в основном давали имя Морозко — дух-повелитель зимних холодов. Его представляли низкорослым седым стариком с бородой. Считалось, что он бегает по лесам, полям, селам и стучит. А от стука его наступают трескучие морозы, реки сковывает лед, на окнах появляются узоры. Считалось, будто с ноября по март он такой силы набирается, что в гневе может устроить лютую стужу, от которой даже ломалось железо. Однако, несмотря на суровый характер, наказывал он только провинившихся.
Бог Зимы со своими помощниками
У восточных славян Бог Зимы и Мороза представлен, как богатырь, сковывающий воду «железными» морозами. В народе их называли калинниками от слова «калить». Все это пошло от обычаев, связанных с кузнецами.
Бог Корочун
В древней Руси Деда Мороза называли Корочун (в некоторых вариантах Карачун). Были и другие имена: Дед Трескун, Зимник, Студенец. Описывали Корочуна, как могучего сурового старика с седыми волосами и длинной бородой. Он ходил с посохом, в красивой теплой шубе. Стоит заметить, что цвет шубы был непременно белого или синего цвета, но никак не красного. Седовласого старика представляли босиком и без головного убора. В сопровождении его были волки и медведи. Бог Корочун иногда упоминался, как отдельное божество, повелевающее морозами. Однако считалось, что и Корочун, и Морозко зимой хозяйничают вдвоем – покрывают озера коркой льда, управляют вьюгой, наметают снежные сугробы. И хоть они не были добрыми дедушками, все же злыми их не считали, как и всех Богов в язычестве.
Благодаря тому, что Русь всегда располагалась в полосе, где полгода длились холода, Боги Зимы были очень важны для людей. Славяне верили, что Бог Корочун помогает им выстоять в битвах, с помощью холодов и мороза. А ведь и правда, смогли бы мы пройти достойно Великую отечественную войну, Ледовое побоище, войну с Наполеоном, не будь у нас таких суровых зим?
Обряды и традиции
На Руси существовал обряд кормления Бога Мороза. Суть его заключалась в следующем — накануне Рождества старший сын должен был выйти на крыльцо или выглянуть в окно и предложить отведать ложку киселя или кутьи. При этом нужно приговаривать: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!». Затем перечисляли весь урожай, который Мороз не должен бить. Также задабривали его дарами и угощениями, которые выставляли на порог своего дома.
По славянским языческим традициям новый год наступал не в январе, как мы привыкли, а в марте. Связано это было с тем, что люди жили в единении с природой и начинали отсчет нового года весной, когда земля просыпалась от зимней спячки, начинались новые сельскохозяйственные работы. Однако, с принятием христианства на Руси новый год начали отмечать осенью, так как, согласно Библии Бог создал наш мир в сентябре.
Жертвоприношения славянскому Богу
Во времена противостояния христианства и язычества славянских Богов очернили. Эта участь ждала и Бога Мороза. Все положительные рассказы о нем сменили на негативные, стали считать демоном, который ненавидит людей и хочет заморозить их до смерти, в общем требует жертв. Намек на это виден в горячо любимой советской сказке «Морозко». Помните, как чуть не заморозил он бедную Настеньку? Сколько раз он стучал своим посохом, чтоб мороз становился все крепче? Еще и спрашивая: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?». Конечно там все закончилось хорошо, как и должно быть в сказках. А вот молодым девственницам не так везло. Их стали отправлять каждую зиму в лес, как жертвоприношение Богу зимы, где они действительно замерзали насмерть. Однако, эта смерть в язычестве считалась во благо, ведь если Мороз принял эту жертву, то в этот год он будет благосклонным и добрым. Христиане также уверяли, что Морозко ворует детей и кладет их в мешок. В некоторых источниках рассказывается, что отсюда и появился мешок у современного Дедушки Мороза, но, к счастью, уже с подарками.
Из Бога в фольклорного персонажа
В ХIХ веке Дед Мороз был больше фольклорным персонажем. Детям родители говорили, что подарки им приносит Иисус или же признавались, что подарки от них. Церковь не одобряла языческого Морозко, а дети после жутких историй боялись этого старика. После революции в 1917 году большевики решили убрать народные зимние гуляния. В 1929 году Рождество стало обычным рабочим днем.
Советский Дед Мороз
В 1935 году приняли решение устроить для детей праздничные новогодние елки, заменив всю религиозную атрибутику на советскую. Звезду Вифлеема заменили на красную советскую, традиционные ряженья — на карнавал, а Рождество стало тихим семейным праздником. Единственной проблемой была боязнь детей Деда Мороза. Для смягчения образа, ему придумали внучку Снегурочку. Чтобы усилить эффект их часто сопровождали лесные зверюшки. А, чтобы совсем реабилитировать Деда Мороза, придумали его противостояние со злыми персонажами, такими, как Кощей, Леший, Баба-Яга и другие. Со временем Дед Мороз стал положительным персонажем, как Санта-Клаус на западе. Единственное, что было неизменным, так это цвет шубы нашего Советского Дедушки Мороза. Она все так же была под цвет снега в сумерках — белая и синяя. Однако сейчас и тут произошли изменения, все чаще Дед Мороз является в красном наряде.
Советский Дед Мороз
В итоге все, что осталось неизменным в нашей культуре и традициях, это новогодние елки — символ бессмертия (вечнозеленое дерево), вождение хороводов (обрядовый танец, символизирующий солнце) и, конечно, разыгрывание борьбы между добром и злом (как наши предки боролись с холодом за право пережить еще одну зиму).
Современный Дед Мороз
Все-таки хорошо, что сейчас у нас есть такие сказочные, веселые, семейные праздники, как Новый год и Рождество Христово. И здорово, что у детей есть такой положительный герой, которого они все ждут с нетерпением. Ведь в любом возрасте нужно верить в чудеса и они обязательно сбудутся. Во многих семьях уже готовятся наряжать ёлку и разбирают новогодние игрушки. Тем, у кого новогодние украшения сохранились со старых времён, не стоит толропиться отправлять их на свалку. Сначала лучше узнать, почему советские ёлочные игрушки стоят сотни тысяч, и Как распознать сокровище в старом хламе.
В мире вряд ли найдётся хотя бы один взрослый или ребёнок, который не слышал бы о Деде Морозе или Снегурочке. Прототипом всем известного Деда Мороза является языческое божество Карачун — жестокий Бог Подземелья, повелитель холодов. Славяне испокон веков поклонялись ему и боялись его гнева. В фольклоре большинства северных народов есть схожие образы. В отличие от Деда Мороза Снегурочка — исконно русский персонаж. Никто не может точно сказать, откуда в нашу традицию пришла юная помощница праздничного старика, впрочем, обосновалась она в ней прочно и, как свидетельствует история, надолго.
Как из фольклорного персонажа Снегурочка стала литературным героем
Снегурочка не упоминается в древнеславянских ритуалах или фольклоре, но в народных преданиях существует легенда о девушке изо льда, которая растаяла от тепла солнечных лучей языческого Бога Ярила. Во время традиционного обряда в честь Бога Весеннего Солнца, девушка подошла слишком близко к костру, тем самым обрекла себя на гибель.
Фольклористы считают, что персонаж Снегурочки находит своё отражение в образе языческого божества потустороннего мира Марены. Непосредственная связь с рождественской ёлкой объясняется тем, что это дерево является символом богини Зимы и Смерти. Занимательно, что в древние времена гробы для усопших делали именно из еловой доски. В действительности же злое существо Марена и добрая Снегурочка никак не могут быть одним и тем же образом. Изначально Снегурочка воплощает в себе милосердие, чистоту и добродушие.
Обряд сжигания чучела Костромы.
По другой версии, Снегурочка является прототипом Костромы — традиционного чучела, которое сжигали на Ивана Купала. Некоторые культурологи называют Снегурочку снежной нимфой, которая испаряется весной и забирает пожелания хорошего урожая. Другие считают, что она богиня весны Лелей. Рождённая из снега, она преодолевает оковы зимы и превращается в воду, чтобы принести плодородие земле.
Собственно русская литература вдохнула в Снегурочку настоящую жизнь. Известный русский литератор и исследователь Александр Афанасьев впервые представил этот образ в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу». На страницах повествования родилась история об Иване и Марии — пожилой бездетной паре, которая отчаянно хотела обзавестись наследниками. Старики слепили из снега девочку, а затем оживили её. Но когда наступила весна, ни Иван, ни Мария не смогли уберечь её от весеннего солнечного света.
Александр Островский и его Снегурочка.
В 1873 году Александр Островский создал пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка выступает в роли дочери Мороза и Весны. Её убивает не огонь, а чувство любви, поселившееся в девичьем сердце к Ярилу-Солнцу. Сценическая премьера «Снегурочки» не получила должного признания, однако одноимённая опера Николая Римского-Корсакового обрела всероссийскую известность.
Кем на самом деле приходится Снегурочка Деду Морозу
Снегурочка в разных исполнениях В. Васнецова.
Несмотря на то, что Снегурочка является фольклорным персонажем, существуют различные мнения о её семье. Самая распространённая, теория к которой привыкли многие из нас, гласит, что Снегурочка — внучка Деда Мороза. И возникает закономерный вопрос, кто же её родители? Говорят, что она дочь Снеговика, который появился в союзе Деда Мороза и Метелицы.
Некоторые считают, что Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны-Красны. А особо изощрённые фольклористы утверждают, что Снежная красавицы не кто иная как жена Деда Мороза. Вполне возможно, ведь на Руси издавна неравные браки были обыкновением.
Как создавался образ Снегурочки, дошедший до наших дней
Снегурочка в традиционной одежде.
Впервые Снегурочка как часть новогодней праздничной ёлки предстала перед публикой в 1935 году. Это было первое официальное празднование Нового года, которое власти СССР постановили на всесоюзном уровне. Дед Мороз и его внучка Снегурочка были назначены главными символами торжества. Уже в 1937 году они выступали дуэтом на новогоднем балу в Московском Доме Союзов. С того времени пара радует своих почитателей от мала до велика.
Занимательно, что изначально Снегурочка изображалась в виде маленькой девочки, и лишь позднее её стали представлять как статную девушку. Белое или светло-голубое пальто-платье из фланели с меховой опушкой, на подоле увенчанный серебряными узорами. Шапочка из того же материала или кокошник, украшенный жемчугом. На ногах — лёгкие сапоги из войлока или ткани. Всё это до сих пор является неотъемлемыми деталями образа Снегурочки.
Снегурочка — неизменная спутница Деда Мороза.
Внучка Деда Мороза сразу же завоевала сердца детей. С ней даже самые застенчивые малыши втягивались в хоровод и становились достаточно смелыми, чтобы декламировать стихи за столь желанный подарок. Не удивительно, что вскоре сценарии новогодних празднований стали писаться «под Снегурочку».
Аналоги Снегурочки в традициях стран народов мира
Снегурочка — воплощение северной красоты.
Вопреки закоренелому мнению о том, что Снегурочка — исключительно русский персонаж, у внучки Деда Мороза найдутся аналоги и в других культурах. Так, по территории всего бывшего Советского Союза можно встретить не одну «Снегурочку», которая соответствует колориту местности. Так, в Азербайджане Деда Мороза сопровождает молодая девушка Гарагыз. Роль помощницы армянского красноносого выполняет Дзюнанушик. В Узбекистане Дедушка Коробо приезжает в гости на осле вместе с Коргыз. В Болгарии холодная красавица известна под именем Снежанка.
Люсия в Швеции, а в Италии — Баббо Натале и фея Бефана.
А в Швеции у Снегурочки есть сестра Люсия, в честь которой даже существует отдельный праздник. Согласно легенде, её имя берёт начало от святой Люсии — мученицы, погибшей за веру в Иисуса. По приданию мужем Люсии был обычный рыбалка. Однажды, когда её супруг ушёл в море, разразился шторм, а дьявол погасил маяк, который вёл мужчин домой. Люсия, вооружившись фонарём, вышла на причал, чтобы обозначить дорогу рыбакам. Однако на неё напали черты и отрубили ей голову. Швейцарцы верят, что призрак девушки остался ожидать путников, освещая им путь со скалы.
А вот итальянцы встречают Новый год в компании феи Бефаны, которая подобно Деду Морозу, приносит подарки ребятишкам. Это, пожалуй, самая пожилая «родственница» снежной красавицы. Старушка попадает в дом через дымоход и оставляет подарки в носках у камина. Согласно легенде, Бефана путешествует по миру в поисках юного Христа, желая преподнести ему подарок.
Советские Дед Мороз и Снегурочка.
Новый год — особый праздник, ведь несмотря на символы, обычаи, подарки, делают его настоящим праздником не мишура, и не Дед Мороз со Снегуркой, а люди. Это день, когда всё хорошее, что есть в человеке находит выход, чтобы поделится с окружающими теплом и добротой. Всё остальное лишь приятный бонус, который сможет по-настоящему оценить лишь тот, кто хорошо себя вёл в уходящем году. У каждого народа свои традиции и ритуалы, но не многим они принесут счастье в наступающем году.
Новый Год и Рождество — любимые праздники практически каждого жителя нашей планеты. В это время мы все ждем чуда, радости и, конечно же, подарков от доброго волшебника. В России подарки дарит добрый Дедушка Мороз, а во многих других странах у него есть «коллеги», без которых не обходятся главные зимние праздники. У Дедов Морозов мира разные имена и помощники, однако их объединяет любовь к детям, которым они с удовольствием приносят подарки. Как же выглядят, чем похожи, а чем отличаются 15 новогодних волшебников мира?
Дед Мороз и Снегурочка (Россия)
Начнем обзор с самого известного для жителей нашей страны новогоднего персонажа — Дедушки Мороза. Главный волшебник страны живет в своих сказочных владениях в чудесном Великом Устюге, куда и отправляются письма от детей с пожеланиями. Рядом с его резным теремом проживает его внучка Снегурочка, которая часто сопровождает Дедушку во время поздравлений ребятишек.
Передвигается Дедушка по просторам нашей родины на тройке белых лошадей. В основном Дед Мороз носит синюю или же красную шубу и шапку в цвет. Обут он в теплые валенки, а в руках держит волшебный посох и, конечно же, огромный мешок с подарками для детишек. По традиции в первое утро нового года детишки находят под своей елкой подарки от доброго старца.
Зюзя (Беларусь)
Собратом русского сказочного дедушки является фольклорный персонаж Зюзя. В зимнее время он бродит по лесам, полям, городам и стучит своей булавой. Этот волшебник также покровительствует детишкам, исполняет их мечты и дарит им подарки. Этот добрый старик с длинной седой бородой живет в своем поместье Дзед Мароз в Беловежской пуще. Кстати, у него тоже есть внучка Снегурочка.
Талви Укко и Паккайне (Карелия)
Талви Укко (фото слева) и Паккайне (фото справа)
В Карелии Дедов Морозов сразу два. Главным считается Талви Укко, который живет недалеко от Петрозаводска в местечке Чална. Весь год он принимает там гостей вместе с помощницей Лумико и верным маламутом по кличке Ридико. А вот Паккайне (в переводе означает «Морозец») — младший брат Талви Укко. Этот рыжий веселый юноша обитает в городе Олонец в своем традиционном жилище конической формы — чуме. Кстати, к нему также можно попасть в гости, записавшись заранее на экскурсию.
Йоулупукки (Финляндия)
Йоулупукки, в отличие от многих других Дедов Морозов, не скрывается от людских глаз. Он самолично приносит детям подарки, причем даже предупреждая их о своем визите мелодичным звоном колокольчика. Финский волшебник ходит в длинном тулупе и с колпаком на голове. Йоулупукки живет в Лапландии, на горе Корватунтури со своей супругой Муори, олицетворяющей зиму.
Помогают рождественскому старцу гномы. Они на протяжении всего года обитают в Пещерах Эха, чтобы слышать, как себя ведут все дети мира. В преддверии праздника гномы читают письма от детей и взрослых, а затем упаковывают подарки. В Сочельник Йоулупукки уезжает из своей резиденции, чтобы раздать подарки как детям, так и взрослым. Кстати, об этом событии ежегодно сообщают по всем новостным каналам Финляндии. В канун Рождества подарки получают финские дети, а уже на следующее утро — все остальные.
Еженек (Словакия)
Еженек — Дед Мороз из Словакии. Практически никто не знает, как этот волшебник выглядит, так как он предпочитает оставаться в тени. Он делает хорошие дела и дарит подарки, не выдавая себя. Этим он показывает детям хороший пример, что не нужно делать добро ради чьей-то похвалы.
Кыш-Бабай (Татарстан)
Кыш-Бабай и Кар Кызы
Татарский зимний волшебник Кыш-Бабай (в переводе «зимний дед») живет в своей резиденции в селе Яна Кырлай, расположенном почти в сотне километрах от Казани. Именно здесь он радушно встречает гостей, а также поздравляет их с новогодними праздниками. Кстати, у него есть дочка Кар Кызы («снежная дочь»). Помимо дочери, в его доме можно встретить многих сказочных героев, включая Бабу Ягу, Лесного Духа, Змея Горыныча и прочих.
Микулаш (Чехия)
Святой Микулаш с ангелом и чертом
Микулаш (Николай по-русски) приносит подарки чешским детям. Этот добрый и справедливый старец носит одеяние красного цвета, подобное рясе священника-католика. Он приходит к деткам в садик и школу вместе с чертом и ангелом. Детям, которые вели себя хорошо на протяжении года, он раздает подарки и сладости, а непослушным — кусок обгорелой картошки.
Юлебукк (Норвегия и Дания)
Юлебукк и ниссе
Юлебукк является к жителям Норвегии и Дании вместе с козочкой, несущей подарки. К слову, подарки Юлебукк дарит в Сочельник, но прячет их, поэтому детишкам нужно хорошенько постараться, чтобы их обнаружить. Этот Скандинавский гном носит коротенькие штанишки, деревянные башмачки, рубашку, жилетку и красный колпак.
Развозить подарки ему помогают ниссе — существа из скандинавских легенд, прообразы семи всем известных диснеевских гномов. В Скандинавии ниссе — что-то вроде домовых: их не видят люди, но эти существа приглядывают за домом и приносят счастье.
Фазер Кристмас (Великобритания)
Фазер Кристмас (в переводе Отец Рождества) весь год присматривает за британскими детьми, а в праздник дарит им подарки и сладости. Но, чтобы их заслужить, детям нужно вести себя хорошо целый год. А вот забияк старец наказывает прутом.
Синтерклаас (Нидерланды и Бельгия)
Этот старец с белой бородой и в ярко-красном халате в канун Нового года привозит подарки на своем корабле в столицу Нидерландов, а дальше уже передвигается по городам верхом на белогривом коне. Гостинцы детям вручает не он, а его помощники — мавры. У Синтерклааса есть огромная книга с именами и адресами детей, но общается он только с их родителями, поэтому детишки передают ему письма с новогодними пожеланиями через взрослых. Подарки дети находят 6 декабря в обуви, оставленной у камина.
Пэр Ноэль и Пэр Фуэтар (Франция)
Пэр Ноэль (слева) и Пэр Фуэтар (справа)
Во Франции существует два зимних волшебника. Они братья, но абсолютно разные по внешности и характеру. Белобородый Пэр Ноэль носит красную шубу с объемным капюшоном и теплые сапоги с огромными пряжками из позолоты. Он развозит на ослике подарки послушным детям. В дом он попадает через дымоходную трубу и оставляет подарки в обуви, оставленной заранее хозяевами дома у камина.
А Пэр Фуэтар ходит в коричневой шубе, а борода его черная как зола. Он, в отличие от своего доброго братца, вместо гостинцев приходит с веником, чтобы гонять им непослушных детей. Чтобы не повстречать злого Деда Мороза, французские дети стараются вести себя примерно.
Баббо Натале и фея Бефана (Италия)
Баббо Натале — седовласый старец в теле, одетый в красный полушубок с белым мехом и колпаком на голове. Также этот рождественский кудесник носит белоснежные перчатки. Передвигается он на санях с летающими оленями. Чтобы оставить подарки детям, итальянский Дед Мороз проникает ночью в дом через трубу дымохода. Кстати, он приходит только к ребятишкам, написавшим ему заранее письмо. Для этих писем по всем городам устанавливают специально отведенные почтовые ящики. Волшебный старик обожает полакомиться молоком и сладостями, поэтому в Сочельник ему оставляют угощение.
Помимо Баббо Натале, у итальянцев есть еще Фея Бефана — персонаж низшей мифологии, который бродит ночью в Крещенский сочельник в облике старухи, а иногда молодой женщины. Несмотря на то, что внешне она похожа на ведьму, характер у нее не злобный. Бафана прилетает к детям на волшебной метле 6 января. Кто-то утверждает, что она попадает в дом через дымоход, другие же — что у нее есть ключ, подходящий ко всем дверям. Послушные дети получают от феи сладости, а непослушные — угольки. Кстати, если встретить ее на улицах города, то она может подарить шоколадку.
Санта Христиан (Африка)
Несмотря на то, что в Африке всегда довольно жарко, у них тоже есть свой Дед Мороз — Санта Христиан. Живет он в своем снежном доме на самой вершине горы Килиманджаро. Только в этом месте довольно холодно, чтобы снег там лежал круглый год. В праздничную ночь волшебник спускается с горы и приносит детям подарки.
Шань Дань Лаожен (Китай)
Шань Дань Лаожен
Шань Дань Лаожен одет в красные одежды из шелка и традиционный головной убор. Этот волшебник рассекает по городам Китая на ослике, нагруженным различными сладостями и подарками. Шань Дань Лаожен считается в Китае мудрецом и философом, который прекрасно владеет ушу и айкидо.
Санта-Клаус (США, Канада)
Санта-Клаус и Миссис Клаус
Пожалуй, Санта-Клауса знают во всем мире. Этот седой старец с бородой и усами всегда одет в красную шапку-колпак, куртку и штаны, подпоясанные кожаным поясом. Подарки Санта развозит в санях, запряженных волшебными летающими оленями. В дома, как и многие другие рождественские волшебники, он попадает через дымоходную трубу, а подарки оставляет в носках, развешанных у камина.
Санта любит молоко и печенье, поэтому дети в знак благодарности всегда ему оставляют это лакомство. Живет Санта Клаус со своей супругой Миссис Клаус и эльфами, которые помогают волшебнику мастерить игрушки для детей. Однако единого мнения по поводу родины Санта-Клауса нет: одни говорят, что Лапландия, другие же — Северный Полюс.
Как видно, Деды Морозы по всему миру во многом похожи, хотя и имеют некоторые различия. В любом случае все они дарят радость и сказку детям, да и взрослым по всей планете. Неважно в какой стране вы отмечаете Новый год и Рождество, главное — это счастье, радость и ощущение сказки. Все это и делает зимние праздники поистине волшебными. Если у вас еще нет праздничного настроения, то предлагаем посмотреть 10 великолепных фильмов, которые подарят новогоднее настроение даже без оливье и ёлки.
Современный новой год — это мандарины, подарки, новогодняя ёлка, украшенная разноцветными гирляндами и игрушками. Праздник добра, в который люди становятся ближе и сплочённее.
Но какие на самом деле истоки этого праздника? И почему дед мороз не добрый, а новогодняя елка — алтарь для жертвоприношений. Давайте окунемся в историю этого мрачного праздника.
Празднование нового года 1 января началось только при Петре 1.
В языческой же культуре этой датой было 1 сентября — смена лет. А ель почиталось за дерево, наделенное магическим смыслом.
Вечнозеленое, не поддающееся никаким разрушительным силам. Оно считалась обиталищем лесного божества, поэтому люди, которые напрямую зависели от благосклонности леса, стремились поддерживать хорошие отношения с этим божеством. Разумеется дух обитал не в каждом вечнозеленом дереве, а только в самом древнем и могучем. Как раз перед ним и собирались древние люди чтобы задобрить духа и получить его «благословение» на следующий год.
Задабривать в старину умели только одним способом — принесением жертв. Сначала это были человеческие жертвоприношения, но потом перешли на животных. Внутренностями убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних елочных игрушек.
Впоследствии магические ритуалы претерпевали изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами — яблоками, кусочками хлеба, колосьями. Таким образом украшение дерева приобрело другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году. На ветвях ели появлялись определенные символы.
Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы. Ближе к земле располагались символы попроще: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай.
Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи дней — дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено.
Персонаж без которого невозможно представить себе новый год. Дед мороз приносит подарки — это все, что нужно о нем знать. Но мы ведь на этом не остановимся? В старину зима ассоциировалась со знаком планеты Сатурн. Он представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных случаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнцестояния этого персонажа также было необходимо задобрить. В рассказах описывался жрец, который одевался в бога Сатурна. Это и есть наш дед мороз. В жертву божеству приносилась девственница, которую привязывали в мороз к дереву, где она и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята.
Так появилась знакомая нам Снегурочка, в сопровождении которой приходит на праздник Дед Мороз.
Вся эта жуть конечно в прошлом, но основная идея сохранилась. Люди встречают новый год с надеждой, что он будет удачным.
Думаю, эта история могла бы стать хорошим источником для массовой культуры. Призраки всем надоели, а тут есть кое-что поинтереснее. А ты хорошо себя вел? Принес жертву? Если не принес, то дед мороз придет и жертвой станешь ты.
В рамках предыдущей статьи мы рассказывали Вам про Санта Клауса, зарубежного известного персонажа с похожими функциями. В преддверие Нового Года хотелось бы подробно рассказать Вам про нашего Дедушку из Великого Устюга.
Сейчас нам кажется, что Дед Мороз в русской культуре был всегда – участвовал во всех новогодних представлениях и уличных гуляньях, приходил на детские утренники и взрослые вечеринки, раздавал подарки из мешка или оставлял под елочкой. Но на самом деле Дед Мороз никогда не был добрым персонажем, ведь он – олицетворение Зимы, морозов и метели. Дед Мороз – могучий русский языческий Бог, воспетый в легендах и славянских сказаниях, кузнец, сковывающий льдом реки, осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в тяжелую годину защищающий от врагов невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо. Иногда Мороз помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу. А порой может и убить запросто, если не оказать ему должного почтения. Что и произошло с героиней оригинальной сказки “Морозко”.
Глубинный её смысл – прохождение инициации личности. Что такое инициация? Это обряд, знаменующий собой переход личности на новую ступень. Для проведения его древние люди изгоняли своих детей-подростков из пещеры и лишали их огня. Но к обряду самому детей не готовили, их ничему не учили и толком не объясняли такие вещи. Огонь – символ жизни, сама жизнь для древних людей. И подростки должны были выжить в столь суровых условиях. Конечно, выживали не все. Но те, кто прошел инициацию возвращались к племени, получали право жить самостоятельно, жениться или выходить замуж, иметь детей. По сюжету этой сказки злая мачеха выгоняет неназванную по имени падчерицу в лес, и вывозит ее туда родной отец. Абсурдно звучит: родной отец вывозит свое дитя на смерть!
Но суровые времена требуют отчаянных мер. Да и эпизод с Мачехой придумали гораздо позже. В старину девушка, проходящая обряд, должна быть: кроткой, покорной, не перечить никому, трудолюбивой. Посвящение происходит путем смирения. Мы видим, что старикова дочь трудится и ни слова в ответ не молвит, зато старухина дочь остра на словцо и ленива, за что жестоко в финале и поплатилась – Морозко убил её. Языческий повелитель зимней стужи обрел человеческие черты лишь в 1840 году, когда появился в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович». Эта история – смесь двух, а то и трёх сказок сразу – “Морозко”, “Подарки Феи” Шарля Перро и “Гуси-Лебеди”. Речь в ней идёт про двух сестриц, у которых нет имён, только прозвища – Рукоделица и Ленивица.
Няня Прасковья фигурирующая в сказке вместо архетипа Злой Мачехи, послала одну из дочерей к колодцу набрать воды, а она и уронила туда кувшин. Зато, когда следом провалилась туда, увидела перед собой дивный мир, не виданный прежде. На пути ей встретились печка с румяным пирожком, яблонька с золотистыми яблочками и Мороз Иванович, который был “седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дыхнёт — валит густой пар”. Олицетворяющий зиму персонаж жил на дне колодца (оттого, мол, вода там холодная даже летом бывает) да ещё и играл роль эдакой Бабы Яги, а Рукодельница в течение трёх дней ему служила. Мороз Иванович отблагодарил девочку горстью серебряных монет (пятаков) и даже бриллиант, а Ленивицу, которая не умела работать, – затвердевшей ртутью, которая растаяла потом.
Как ни соблазнительно было бы видеть в слове карачун память о языческом славянском боге зимы, оснований для этого слишком мало. Упоминаний о таком божестве в старинных письменных памятниках нет. В славянских языках в подавляющем большинстве случаев слово карачун (крачун) обозначает не персонажа (демона или злого духа), а момент или отрезок времени — солнцеворот и близкие к нему праздники. Очень вероятно, что и у славян-язычников оно было просто названием особого дня. И даже если предположить, что Карачун — имя какого-то мифологического существа, то сведений об этом персонаже не сохранилось. Было ли это божество? Или кто-то рангом пониже — например, дух, как говорят нам русские диалекты? Ответов на эти вопросы нет.
К елке и Новому году его «приурочили» в конце XIX века, наделив традиционными характеристиками западного рождественского деда, основанного на образе святого Николая Чудотворца, восточнославянского Мороза и стали изображать на поздравительных карточках и журнальных обложках. Незадолго до Первой мировой войны Дед Мороз «вышел в люди»: начал заглядывать в дома и поздравлять детишек. В этой ипостаси персонаж продержался недолго: после революции его объявили классово чуждым элементом и запретили наряду с рождественскими празднованиями. Ниже приведена традиционная атрибутика и символика образа Деда Мороза.
Борода и волосы — густые, седые, серебристые. Символическое значение — могущество, счастье, благополучие и богатство.
Рубашка и штаны — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом — символ чистоты.
Шуба — длинная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом или белым мехом.
Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка лебединым пухом или белым мехом. Залом с треугольным вырезом на лицевой части — стилизованные рога. Форма шапки — полуовал.
Рукавицы — расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Иногда рукавицы у Деда Мороза трехпалые (кроме большого выделен еще и указательный палец — т.е. такие, как и по сей день носят наши военные в зимнее время). Но такие рукавицы у него не для удобства работы, но для обозначения принадлежности к высшему божественному началу (“трёхпалость” — соответствующий символ ещё со времен неолита).
Пояс — белый с орнаментом — символ связи предков и потомков.
Валенки — шитые серебром.
Посох — витой, серебристо-белой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). И то, и другое знак того, что Дед Мороз — это ипостась Велеса.
На праздниках Дед Мороз появляется не сразу, а в середине торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Деда Мороза следует пригласить, что соответствует древнему ритуалу вызова-приглашения духов предков. Дед Мороз, по существу, и является предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. Но так было не во все времена. Веками запрещала церковь даже само имя Деда Мороза поминать. Но по мере ослабления христианства в начале XX века положение изменилось. Впервые после веков гонений Дед Мороз явился на Рождество в 1910 году. Но это было не на долго.
Уже в середине 1920-х в СССР началась антирелигиозная кампания. Стараниями активистов не только елка, но и Дед Мороз были зачислены в “религиозные пережитки”. На территории бывшего СССР его «официально восстановили в должности» только в конце 1930-х годов. Вскоре он стал прославлять достижения страны Советов на праздничной печатной продукции: поднимал целину, летал в космос, строил БАМ и так далее. Так что распространенное мнение, что Дед Мороз – это продукт советского агитпропа, придуманный для того, чтобы вытеснить образ Святого Николая, отчасти верно.
Считается, что Дед Мороз и Снегурочка относительно молоды, так как появились только в XIX веке. Это лишь частично соответствует действительности, так как касается литературных героев, придуманных писателями. В мифологии славян Мороз, Дед Трескун, Снегурочка и Снежевинка появились в незапамятные времена. Мы попробуем проследить их историю от самых истоков.
Дед Мороз впервые появляется в сказке Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович», написанной в 1840 году. Снегурочка — чуть моложе, ведь сказка Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка» увидела свет в 1861 году. Оба автора были большими знатоками и ценителями славянских сказок, поэтому нетрудно догадаться о том, что вдохновляло их в работе.
Хорошо забытые духи.
Практически все сказки, которые столетиями рассказывали своим внукам бабушки в России, Украине и Беларуси основаны на более древних и серьезных источниках — мифах. В древности наши предки поклонялись множеству духов, которые окружали человека кругом — в лесу, в поле, на реке и озере, во дворе и даже дома.
Общались с каждым из духов в определенный день года, устраивая торжество с различными обрядами. Жрец организовывал танцы и песнопения, посвященные божеству и все верили, что дух вселяется в тело служителя культа. Часто такие праздники сопровождались разыгрыванием сцен с участием ряженых в духов людей. Они могла наглядно показывать борьбу весны с зимой или света с темнотой.
Сегодня мы относимся с юмором к подобным мероприятиям, а раньше все было очень серьезно. Наши предки были уверены, что если обряд не произойдет, весна может задержаться и из-за этого не успеет вызреть урожай и начнется голод. Сценарии этих представлений, в которых говорилось о борьбе добрых духов со злыми и их взаимодействии с людьми и есть те самые мифы, дошедшие до нас в виде сказок.
С развитием цивилизации мифы играли все менее значимую роль в жизни людей, ведь с каждым столетием человек все сильнее надеялся на свои силы и знания. Мифы легли в основу науки, так как содержали накопленную поколениями информацию об изменениях погоды, движении светил и других окружающих человека явлениях.
Также можно уверенно говорить о том, что мифология сыграла огромную роль в развитии искусства. Вырезание идолов, изготовление церемониальных украшений и одежд, постановка культовых танцев и песен — все это превратилось в изобразительное искусство, театр и литературу.
Истории, рассказывающие о духах, героях и их мире, за столетия обросли множеством деталей и превратились в сказки, которые с удовольствием эксплуатируют в своих творениях писатели и поэты. Но, несмотря ни на что, следы мифологии отчетливо видны во многих современных сказках.
Дочка Мороза или Бабы Яги?
Тайна Деда Мороза заключается в самом его имени. В наши дни слово «мор» означает смертельную эпидемию. Но в давние времена его значение было иным — латинское mors, итальянское morte, испанское muerte, французское mort и, главное, древнее индоевропейское mertis, означали тоже что и мор, а именно: смерть.
Получается, что Дед Мороз был духом зимы и смерти — Мором. Вполне логично предположить, что отчество его дочки будет звучать как Моровна. В славянской мифологии есть персонаж с подобным отчеством — Марья Моревна! Та самая невеста Ивана Царевича и волшебница, сумевшая заключить в оковы самого Кощея Бессмертного.
Но в некоторых сказках Марья Моревна еще и подруга Бабы Яги, а иногда даже ее родная дочь. Как так получилось, что сказочная красавица оказалась связана с уродливой злой старухой из леса? Историки утверждают, что среди других могущественных духов древние славяне почитали и Мору или Морену, считавшуюся богиней зимы и смерти.
Часто Морена упоминается в новгородских грамотах на бересте. Одна из них написана рукой человека, желающего вразумить князя и заставить его отказаться от слишком щедрых даров гостям, накануне зимы. «Морена, вразуми князя нашего, зимний гнев свой напомни», пишет он, обращаясь к повелительнице зимней непогоды.
Можно предположить, что Моревна — это вовсе не отчество, а немного искаженное имя древнего божества. В польском и болгарском фольклоре этот персонаж сохранился до наших дней. Болгары называют этого духа Мара-Лишанка и верят, что в начале зимы он является как юная дева, но к концу ее стареет и становится безобразной злой ведьмой. Может в этом переходе и кроется связь красавицы Марьи Моревны и Бабы Яги?
Еще относительно недавно болгары и поляки в честь окончания зимы изготавливали из соломы или тряпок куклу Морены и сжигали ее. Сразу же вспоминается смерть сказочной Снегурочки, погибшей во время прыжков над костром.
Из всего этого следует, что на Новый год к нам приходят не какие-то абстрактные литературные герои из сказок Одоевского и Даля, привязанные указом Сталина к празднику в 1937 году, а древние духи зимы — Мор и Морена, которых мы по новой моде называем Дед Мороз и Снегурочка. За тысячи лет ничего не изменилось, просто мы немного подзабыли значение тех или иных обрядов и исказили имена божеств.
Интересно, известна ли история Деда Мороза и Снегурочки современным детям? Думается, что многие из них интересовались у родителей о том, где живут эти главные новогодние персонажи, почему они дед и внучка, откуда они появились и почему всегда ходят вместе. На всякий вопрос всегда нужно знать ответ и сайт «Мама может все» попробует ответить на некоторые из них.
Древнеславянские версии появления Деда Мороза
Версия первая: Дед Мороз – это бог Морок
Когда-то, давным-давно, когда еще не было на Руси христианства, люди верили, что всеми природными явлениями «заведуют» боги и духи. Вот и за зиму, за снег, мороз и лед на реке отвечал Морок – бог холодов и стужи. Люди представляли его хмурым и злобным горбатым стариком, с растрепанной бородой и в лаптях, который ходит по лесам, полям и горам и своим волшебным посохом превращает все на своем пути в лед и снег. Даже людей, птиц и животных не жалеет этот старик. Его все боялись, но и уважали, потому как знали, что если не накроет Морок поля толстым слоем снега, то урожая в следующем году не стоит и ждать.
Позднее этот старик был одет уже в более теплую одежду – валенки, шубу и шапку и стал называться не Мороком, а Морозом или Студенцом. Но и тогда он не был еще добрым и щедрым дарителем подарков на самом главном зимнем празднике. Да и Новый год в те далекие времена еще не отмечали.
Версия вторая: Дед – злой дух предков
У древних славян было много разных богов, в том числе и бог Коляда – бог зимних праздников и зимы. Задабривая Коляду, люди приносили ему жертвоприношения в виде веселых праздничных плясок и песен – колядок, которые сопровождались обрядом сбора еды для божества. Среди колядующих, одетых в маски разных страшилищ (неизменных спутников Коляды), был и главный старец, которого все называли Дедом. Он изображал злого духа всех предков, которого нужно было задабривать всяческими подарками.
В последствии этот Дед и стал прообразом Деда Мороза, который не получал от хозяев дары, а наоборот, сам их приносил в дом.
Версия третья: злой Мороз, похититель детей
Еще по одной версии прототипом доброго Деда Мороза мог быть один старый и злой дух – северный злой Мороз, который приходил из заснеженных краев и приводил с собой своих дочерей: Зиму, Вьюгу и Метель. Они на время захватывали власть на земле и начинали бесчинствовать – заметать дома снегом, леденить реки и озера, замораживать людей и красть детей. По версии славян, Мороз мог зайти в любой дом и утащить в своем мешке ребенка. Чтобы успокоить расшалившихся малышей, взрослые пугали их этим страшным стариком.
Но, в конце концов, мешок все-таки перестал быть атрибутом запугивания. Это произошло, когда Мороз из злого духа превратился в доброго и стал разносить в нем (в мешке) подарки. Но окончательно в доброго дарителя Дед превратился только в 19 веке.
Первый настоящий Дед Мороз
После перехода славян из язычества в христианство все злые духи и божества были под запретом, и старец Мороз, и бог Морок надолго ушли из народного фольклора и народных поверий. Вернулся Дед Мороз только когда на Руси стали праздновать Новый год.
Но и тогда, еще во времена Петра I, старый Дед Мороз еще не был столь добр и щедр, как сегодня. Он дарил подарки, но только тем, кто был послушен весь год, а вот неслухам доставались реальные тумаки палкой, которую он носил с собой наравне с мешком с дарами. Да уж, добродушным веселым и добрым старцем первый Дед Мороз совсем не был!
Правда, через какое-то время он перестал бить ребятишек, а стал их только запугивать страшными карами и сказками, но подарки все же раздавал не всем, а лишь избранным.
Николай Чудотворец – прототип современного Деда Мороза
Недаром сегодня во всех европейских и англоязычных странах Деда Мороза называют еще и Святым Николаем (или Николаусом, или Клаусом), ведь все это имя одного и того же реального человека, который стал, благодаря своей щедрости, прообразом доброго деда, раздающего детям подарки.
Ставший после своей смерти Святым, этот праведник никогда не нуждался в деньгах и был богат и обеспечен. Но он был добр и щедр, и всегда помогал беднякам. Он очень любил детей и старался оделить их дарами.
О нем и его щедрости в народе ходили разные рассказы и легенды. Одна из них гласит, что узнав о нужде одной молодой и доброй девушки, которой необходимо было приданое для замужества, он подбросил мешочек с монетами в дом через дымоходную трубу. Обычно он незаметно проникал в хижины бедняков через двери или окна, но в этот раз в семье уже кончались дрова и чтобы сэкономить тепло и не замерзнуть, они закрыли все окна и двери. Пришлось Николаю забираться на крышу и скидывать мешочек в дымоход. Так родилась легенда о чудесном проникновении Святого Николауса в жилище через трубу.
Наш же Дедушка Мороз хоть и щедр как святой Николай Чудотворец, но по крышам не лазает, а входит, как и положено – через дверь. Ведь наши детки всегда ждут доброго Деда и готовятся к его приходу – учат стихи и песни, наряжают елку и даже готовят для него и его внучки Снегурочки подарки и угощение.
История внучки Снегурочки
Первые Снегурочки появились почти одновременно с образом Деда Мороза. Не того, который был злым духом, а уже современного. То есть, в 19 веке. Поначалу Снегурочка не была внучкой, а была дочкой Мороза Ивановича, но со временем ее сделали его внучкой. Ведь возраст у вечно молодой ледяной красавицы всегда колеблется от совсем маленькой девочки до молоденькой девушки. Тогда как Мороз – это всегда старик.
Народные сказки о Снегурочке – девочке, слепленной из снега, были придуманы еще в стародавние времена. А вот спутницей Деда Мороза она стала только сто лет назад благодаря пьесе русского драматурга Александра Николаевича Островского «Снегурочка», написанной как раз на основе сюжета народной сказки.
После пьесы Островского Римским-Корсаковым была написана одноименная опера. А в советское время по этому музыкальному произведению были поставлены художественный фильм-сказка(режиссер Павел Кадочников) и мультфильм, в котором была использована музыка из оперы. Думается, детям понравится такая история про Снегурочку, хотя она и написана была для взрослых.
Посмотрите этот фильм о снегурочке
https://youtube.com/watch?v=VrTFWeyL5V0%3Ffeature%3Doembed
Как бы там ни было, но сегодня и Дед Мороз, и его внучка Снегурочка всегда и на все новогодние утренники и праздники ходят вместе. Ведь внучка доброго старика – это его первая помощница во всех современных новогодних сказках и историях.
Е1.RU продолжает развенчивать мифы вместе с екатеринбургскими учёными. Сегодня поговорим о стереотипах и заблуждениях, связанных с Новым годом.
Узнаем, зачем “доброму волшебнику” Морозу приносили в жертву девственницу и куда делись родители у Снегурочки. Выясним, правда ли в ели вселялись души мертвецов, как пытались их задобрить, и почему традиция ставить ёлку в России прижилась не сразу. И расскажем о том, почему Дед Мороз ходит в красном, а Снегурочка в голубом.
Ответить на наши вопросы мы попросили кандидата исторических наук, доцента кафедры рекламы и связей с общественностью УрГПУ Ивана Поппа.
Миф первый: у Снегурочки нет родителей
– Вообще, Снегурочки в славянской мифологии не было, в отличие от того же Мороза, от которого потом Дед Мороз произошёл. Но в целом образ Снегурочки формировался в сказках, – объясняет Иван Попп.
– Наверное, вы знаете народные сказки Александра Афанасьева, в одной из них были Иван да Марья, у которых не было собственных детей. Они вышли на улицу, скатали такую снежную бабу, которая потом ожила и превратилась в девочку Снегурочку. Когда пришло лето, подружки увели её и стали прыгать через костёр, в итоге эта девочка растаяла. Она превратилась в облачко, которое поднялось на небо. Поэтому родителями Снегурочки можно считать Ивана да Марью. Дальше известный литератор Александр Островский написал пьесу, где родителями Снегурочки выступали Весна и Дед Мороз.
А если уже брать дореволюционный период, то Снегурочки в современном понимании там не было. Наряжались в снежинок, был Дед Мороз, но Снегурочка на праздник не приходила.
Вообще, в советское время был такой период, когда Деда Мороза и Снегурочку считали буржуазными пережитками, говорили ещё, что это герои, связанные с церковью. Но в 1935 году появилась статья в газете “Правда” с заголовком “Давайте организуем детям к Новому году хорошую ёлку”. И в 1937 году впервые на сцене Дома Советов появились Дед Мороз и Снегурочка, которых потом “растиражировали” по всей стране. Поэтому ещё одними родителями Снегурочки можно считать Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые готовили сценарии детских праздников.
Миф второй: Дед Мороз – это добрый волшебник
– У кочевого народа гуннов был бог Йерлу, а друидов зима ассоциировалась со знаком Сатурна, который представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках – своеобразные прототипы славянского Мороза. Ему приносили жертвы. Например, у друидов в дар седовласому старцу приносили девственницу: привязывали её к дереву, и она замерзала.
У нас был дух Мороз, который был злым, им даже пугали детей. И это в какой-то мере это сохранилось до сих пор, мы говорим детям: “Мороз тебя покусает”. У нас некоторые дети боятся дотронуться до Деда Мороза – вдруг заморозит. В сказке “Морозко” он ходит с посохом, от прикосновения к которому всё замерзает.
В произведении Николая Некрасова “Мороз, Красный Нос” тоже злой седовласый старик. В советское время, например, в 1942 году, Дед Мороз тоже был не совсем добрым малым – выпускали плакаты, где он курит трубку и с автоматом изгоняет врага. Даже сейчас у нас Дед Мороз отличается от того же Санта Клауса, который похож на гнома.
Изначально Мороз представлялся духом, которого надо задобрить. Он мог принести смерть. Но постепенно шло преобразование, и Дед Мороз стал сильным справедливым волшебником, который, правда, может и наказать.
Миф третий: Дед Мороз всегда носил красную шубу
– Нет, до советского прошлого у Деда Мороза были серебристые и голубые одежды. А с появлением Санта Клауса, которого рисовали в красных одеждах, наш Дед Мороз тоже стал красным. И красный – это вообще главный цвет советского прошлого.
Миф четвёртый: Новый год не праздновали без ёлки
– До XV столетия Новый год праздновали весной, в XVI и XVII – с 31 августа на 1 сентября. Это был религиозный праздник, на него дарили деньги, угощали пирогами, но не наряжали ёлку. На Соборной площади между Архангельским собором и колокольней Ивана Великого настилали ковры и устанавливали два трона – для царя и патриарха. С “новым летом” поздравляли друг друга, ходили в церковь, собирали пир, но ни о каких ёлочных игрушках речи не было. А при Петре I, с 1700 года стали праздновать Новый год по Юлианскому календарю. Только тогда стали ставить сосновые ветки и ели. Пётр увидел у немцев традицию наряжать ель.
У немцев было поверье, что в ели вселяются души умерших. Чтобы задобрить их, на ель вешали еду. Постепенно этот обряд преобразовался в то, что ёлки стали наряжать игрушками. При Петре ёлки наряжали, а потом на некоторое время о них забыли.
Вообще в нашей культуре еловые ветки были связаны не только с праздниками – ветки бросали, когда везли покойника на кладбище. Поэтому традиция наряжать ёлки у нас прижилась не сразу. Уже при Александре Фёдоровне (супруге Николая I) стали снова наряжать ели, проводить праздники, и эта традиция прочно вошла в нашу жизнь.
Раньше было так, что дети думали, будто ёлку приносит Дед Мороз. Они ждали, подглядывали, смотрели в замочную скважину. К началу ХХ века ёлку стали наряжать всей семьей, а потом уже приходил Дед Мороз.
В 1920-е годы традиция снова утихла, крестьяне жаловались, что даже за бесценок не могли продать ели. В 1929 году ёлки запретили, а тех, кто их ставил, называли поповцами. Хотя Новый год позднеимперского периода – это больше светский праздник, который с церковью мало связан.
– А откуда появилась традиция класть подарки под ёлку?
– Очень много традиций мы заимствовали у немцев. У них складывали подарки в чулки, а у нас под ёлку.
Миф пятый: на Новый год всегда загадывали желания
– Традиция загадывать желания под бой курантов сложилась не так давно. Она была заложена в 1937 году, когда началось формирование советского Деда Мороза, советской Снегурочки. В 1950-х годах в журналах публиковали стихи, где писали, что Новый год начинается с Кремля, с боя курантов, и что в это время надо загадывать желания.
– Люди сейчас пытаются угадать, каким будет год. Откуда это пошло?
– Ожидание чего-то, каких-то трудностей было всегда. В дореволюционном обществе каждые 4–5 лет случался неурожай, из-за чего крестьянин голодал. Ещё русские люди всегда ждали конца света. Его ждали в 7077 году от сотворения мира, в 7007 году, в 7000 году. Отсюда и появилось стремление предсказать будущий год.
Ещё поговорили о том, чем опасны продукты с ГМО и как похудеть, если кость широкая, выяснили, можно ли выбрать пол ребёнка перед ЭКО и откуда в городе берётся смог. Узнали, правда ли, что музыка заряжает воду, порассуждали о том, чем плохо умение читать в 3 года.
Рассказали, могут ли БАД заменить сбалансированное питание и вылечить от болезней, как бытовая химия всасывается в кровь и стоит ли покупать втридорога стиральный порошок, как связаны прививки и аутизм и стоит ли бояться живых вакцин. Ещё узнали о том, как радиация спасает от рака, откуда взялись страхи о том, что жить в домах из шлакоблока опасно. А также о том, можно ли выспаться впрок и каковы шансы переделать сову в жаворонка.
Выяснили, спасёт ли презерватив от ВИЧ, узнали, чем опасны глутамат натрия и пальмовое масло. Рассказали о том, какой секс вредит здоровью, можно ли угадать размер по внешности, а ещё поговорили о том, защищает ли девственная плева от беременности. Узнали, правда ли кошке надо хоть раз родить и каких собак бесполезно дрессировать, и о том, правда ли плечень кочует из одной квартиры в другую и сколько километров плесени в заплесневелом хлебе.
Дед Мороз и Снегурочка: Flickr
Для большинства людей Дед Мороз и Снегурочка давно стали символами Нового года. Как и откуда появились персонажи, где они живут и что делают летом? Николай Некрасов, Александр Афанасьев, Александр Островский и другие писатели дали ответы на все вопросы.